Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ / РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Галина Викторовна

Актуальность исследования обусловлена формированием новой образовательной парадигмы в условиях становления современного цифрового общества, диктующего необходимость трансформации практически всех его сфер и социальных институтов. Цель исследования заключается в проведении социально-философского анализа смысла текущего процесса цифровой трансформации образования в высшей школе, его проблем и возможных последствий. В ходе анализа была выявлена взаимосвязь цифрового общества с процессом цифровизации высшего образования; определены основные направления и позитивный потенциал цифровизации образования в высшей школе; конкретизированы проблемы и противоречия цифровой трансформации образовательного процесса и университета. Научная новизна исследования заключается в том, что на основании выявленных проблем и противоречий, определены риски и перспективы цифровой трансформации высшего образования в современном цифровом обществе; даны рекомендации по преодолению противоречий и возможных негативных последствий цифровизации высшего образования. Делается вывод о том, что цифровая трансформация высшего образования должна быть направлена на развитие мышления человека в соответствии с технологическим укладом современного общества и расширением возможностей образовательного процесса, а не только сведение его к передаче информации и контролю за ее усвоением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The relevance of the research is due to the formation of a new educational paradigm in the conditions of the formation of a modern digital society, which dictates the need to transform almost all its spheres and social institutions. The purpose of the study is to conduct a socio-philosophical analysis of the meaning of the current process of digital transformation of education in higher education, its problems and possible consequences. The analysis revealed the relationship of the digital society with the process of digitalization of higher education; the main directions and positive potential of digitalization of education in higher education were identified; the problems and contradictions of the digital transformation of the educational process and the university were specified. The scientific novelty of the research lies in the fact that, based on the identified problems and contradictions, the risks and prospects of digital transformation of higher education in modern digital society are identified; recommendations are given for overcoming contradictions and possible negative consequences of digitalization of higher education. It is concluded that the digital transformation of higher education should be aimed at developing human thinking in accordance with the technological structure of modern society and expanding the possibilities of the educational process, and not only reducing it to the transmission of information and control over its assimilation.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7)

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-7-12

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

© Галина Викторовна Валеева

Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, г. Тула, Россия stark. k@rambler. ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена формированием новой образовательной парадигмы в условиях становления современного цифрового общества, диктующего необходимость трансформации практически всех его сфер и социальных институтов. Цель исследования заключается в проведении социально-фило -софского анализа смысла текущего процесса цифровой трансформации образования в высшей школе, его проблем и возможных последствий. В ходе анализа была выявлена взаимосвязь цифрового общества с процес -сом цифровизации высшего образования; определены основные направления и позитивный потенциал цифро-визации образования в высшей школе; конкретизированы проблемы и противоречия цифровой трансформации образовательного процесса и университета. Научная новизна исследования заключается в том, что на основа -нии выявленных проблем и противоречий, определены риски и перспективы цифровой трансформации высшего образования в современном цифровом обществе; даны рекомендации по преодолению противоречий и возможных негативных последствий цифровизации высшего образования. Делается вывод о том, что цифровая трансформация высшего образования должна быть направлена на развитие мышления человека в соответствии с технологическим укладом современного общества и расширением возможностей образовательного процесса, а не только сведение его к передаче информации и контролю за ее усвоением.

Ключевые слова: цифровое общество, цифровая трансформация, высшее образование, университет, проблемы и противоречия, риски цифровизации.

Для цитирования: Валеева Г.В. Цифровая трансформация высшего образования: социально-философский анализ // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 97. № 2. С. 7-12. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-7-12.

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7.)

Original article

Digital transformation of higher education: socio-philosophical analysis

© Galina V. Valeeva

Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy, Tula, Russian Federation stark.k@rambler.ru

Abstract. The relevance of the research is due to the formation of a new educational paradigm in the conditions of the formation of a modern digital society, which dictates the need to transform almost all its spheres and social institutions. The purpose of the study is to conduct a socio-philosophical analysis of the meaning of the current process of digital transformation of education in higher education, its problems and possible consequences. The analysis revealed the relationship of the digital society with the process of digitalization of higher education; the main directions and positive potential of digitalization of education in higher education were identified; the problems and contradictions of the digital transformation of the educational process and the university were specified. The scientific novelty of the research lies in the fact that, based on the identified problems and contradictions, the risks and prospects of digital transformation of higher education in modern digital society are identified; recommendations are given for overcoming contradictions and possible negative consequences of digitalization of higher education. It is concluded that the digital transformation of higher education should be aimed at developing human thinking in accordance with the technological structure of modern society and expanding the possibilities of the educational process, and not only reducing it to the transmission of information and control over its assimilation.

Key words: digital society, digital transformation, higher education, university, problems and contradictions, risks of digitalization.

For citation: Galina V. Valeeva Digital transformation of higher education: socio-philosophical analysis. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 97. No 2. P. 7-12. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-7-12.

Введение

Активное развитие инновационных технологий способствовало становлению современного цифрового общества, стратегическим аспектом которого является цифровая трансформация практически всех сфер жизнедеятельности и социальных институтов. Образование (в том числе и высшее) как социальный институт, обеспечивающий передачу социокультурного опыта от поколения к поколению, социальную устойчивость и интеграцию общества также претерпевает качественные изменения, обусловленные интегрированием в образовательное пространство «цифры». Использование цифровых технологий в высшем образовании, безусловно, отвечает требованиям цифрового общества, которое в свою очередь задает новую образовательную парадигму, направленную на подготовку конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда специалистов. Вместе с тем трансформируется не только образовательный процесс, но и претерпевают изменения внутренние и внешние отношения образовательной организации, что в совокупности порождает множество проблем и противоречий. В этой связи возникает необходимость изучения смысла текущего процесса цифровой трансформации высшего образования, его рисков и последствий.

Цель настоящего исследования заключается в проведении социально-философского анализа процесса цифровой трансформации образования в высшей школе. Для достижения указанной цели следует решить ряд задач: рассмотреть понятие и сущность «цифрового общества» и определить его взаимосвязь с процессом цифровизации высшего образования; выявить проблемы, противоречия, риски использования цифровых технологий в высшей школе; определить перспективы цифровой трансформации высшего образования в современном цифровом обществе. В исследовании использованы методы анализа и синтеза современных теоретических исследований по заявленной проблеме, а также государственных нормативно-правовых актов.

Обсуждение

Становление цифрового общества является закономерным этапом развития информационного общества, в котором информация выступает «основным потребительским товаром, и его потребление перешло в сектор услуг, напрямую связанный с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ)» [11, с. 7]. Производство, потребление, обмен, распространение и использование информации, а также активное развитие инновационных технологий содействовало переходу в цифровую информационную сферу, способствующей отражению жизнедеятельности человека в цифровой среде. Следствием такого перехода стало формирование современного цифрового общества, характерной чертой которого является не информация как таковая, а цифровой способ ее реализации и цифровизация социальных институтов.

Ключевая роль в цифровом обществе, «инфраструктура которого функционирует посредством цифровых технологий (технологии больших данных и искусственного интеллекта, алгоритмов и алгоритмических систем, облачных вычислений и т.д.), а базовой формой организации и социального взаимодействия являются сетевые структуры и платформы» [2, с. 114], отводится цифрой экономике, как приоритетной национальной задаче. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Программа), ориентированная на «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [9], предполагает создание «условий для развития общества знаний..., информированности и цифровой грамотности.» [6]. В связи с чем актуализируется вопрос о необходимости цифровизации системы высшего образования, которая в полной мере должна обеспечивать инновационную экономику компетентными кадрами, знания, умения и навыки которых будут отвечать особенностям нового технологического уклада общества. Кроме того, Программа акцентирует внимание на создании «ключевых условий» для подготовки кадров, обладающих

цифровыми компетенциями. Как видим, цифровое общество, центральное место в котором занимает цифровая экономика, задает новое направление в сфере образования - цифровиза-цию, призванное сделать образовательный процесс более доступным, гибким и мобильным; отвечающее требованиям современных реалий; способствующее подготовке квалифицированных специалистов качественно иного уровня. В этом контексте, становится неизбежным процесс цифровой трансформации образования в высшей школе.

Цифровизация - «преобразование информации в цифровую форму» [10], начало которой заложил древнегреческий мыслитель Пифагор, утверждавший, что все можно выразить цифрой, способствовала «формированию социальной модели постиндустриального интерактивного общества, генерирующего новый тип феноменальной реальности в формате цифровых информационных технологий, институтов и платформ электронных коммуникаций» [5, с. 7]. В системе высшего образования цифровизация предстает как переход из аналоговой (очной) среды в цифровую образовательную среду за счет: внедрения современных цифровых технологий в учебный процесс; создания виртуального образовательного пространства; автоматизации и роботизации административной деятельности образовательной организации; повышения цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава; модернизации IT-инфраструктуры университета. Как отмечают современные исследователи А.А. Радугин и К.С. Назаренко, современный вуз «должен пройти цифровую трансформацию.», которая «заключается не только и не столько во внедрении ИКТ, сколько в целом является существенным культурным и организационным изменением» [7, с. 143].

Цифровой трансформации образования в высшей школе содействуют следующие цифровые технологии: дистанционные формы обучения (закрытые и открытые онлайн-курсы, обучающая электронная среда Moodle, видеоконференцсвязь (ВКС-технологии) и т.п.); он-лайн-тренажеры; технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR технологии); технологии геймификации; облачные технологии; технологии Big Data (аналитика образовательной системы/организации) искусственный интеллект и т.д.

Указанные технологии дают принципиально новые возможности для развития и становления новой парадигмы высшего образования в условиях цифрового общества: свободный доступ к цифровому образовательному контенту обеспечивает непрерывное образование и формирует «индивидуальный образовательный маршрут»; интерактивность и мульти-медийность цифровой образовательной среды способствует развитию критического мышления, гибких навыков (soft skills), цифровой компетентности будущих специалистов; цифро-визация образовательного и управленческого процессов, а также инфраструктуры образовательной организации ведет к становлению модели «Цифровой университет», что является необходимым условием для адаптации целей и задач университета к современным условиям.

Вместе с тем внедрение и использование цифровых технологий в высшей школе, в корне изменяющих содержание и методы обучения, а также организацию образовательного процесса, обнаруживает ряд проблем и противоречий, которые, на наш взгляд, можно конкретизировать в следующих направлениях:

- цифровая трансформация образовательного процесса.

Соглашаясь с мнением современных исследователей А.А. Бобкова, А.И. Бобкова и С.А. Гальцева о том, что сегодня «информация уже вытеснила знание» [1, с. 2], отметим, что университет является транслятором знания, которое в отличие от информации «человекомерно» и требует дальнейшей дискуссии и многократного его воспроизведения. Использование цифровых технологий в образовательном процессе, с одной стороны, способно предоставить абсолютный доступ к знанию, осуществить революцию в его передаче и вывести высшее образование на качественно иной уровень [8]. С другой стороны, цифровая образовательная среда закрывает возможность «реального» общения между ключевыми акторами - студентами и преподавателем (за исключением «виртуальной аудитории»), что ведет к уничтожению «сакраль-ности» постижения знания, совместного поиска истины и рефлексии. Знание в данном случае действительно заменятся информацией, полученной самостоятельно при изучении цифрового

учебного контетна, достоверность которого будет зависеть от профессионализма разработчика цифровой образовательной среды. Преподаватель здесь выступает как «цифровой тьютор» или организатор онлайн-занятий. Данное противоречие указывает на возможные риски цифровой трансформации образования в высшей школе: обесценивания знания - ключевого ресурса развития современного общества; снижения качества образования в силу совмещения преподавателем взаимодействия со студенческой аудиторией и «тютора» цифрового образования, а также отсутствия у обучающихся способностей к самоорганизации и самообразованию; девальвации ценности высшего образования вследствие большого количества доступных онлайн-кур-сов и программ онлайн-обучения предлагаемых коммерческими организациями; деформации мышления и духовно-нравственной деградации общества в силу утраты воспитательной компоненты образовательного процесса и возможности преподавателя культивировать моральные ценности и нормы профессиональной этики.

- цифровая трансформация университета.

Выход университета в цифровую образовательную среду и становление «цифрового университета» сопряжено, на наш взгляд, с такими проблемами и рисками, как: во-первых, внедрение автоматизации и искусственного интеллекта в административно-хозяйственную деятельность (цифровой документооборот, электронное расписание, менеджер рабочих программ, электронный учет наукометрических показателей и успеваемости студентов и т.п.) содействует как появлению уникальных возможностей для «формирования ключевых компетенций цифровой экономики и управления учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории» [3, с. 91], но и лишает управление образовательной организации креативного подхода, поскольку за человека делает выбор «умная машина», что может негативно сказаться на образовательном процессе в целом. Во-вторых, расширение и модернизация IT-инфраструктуры университета длительный и достаточно затратный финансово процесс, требующий необходимых знаний в области программного обеспечения. В-третьих, разработка и внедрение электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) и переход на цифровой формат образования может повлечь за собой сокращение профессорско-преподавательского состава и снижению социального статуса профессии преподавателя высшей школы. В-четвертых, цифровизация университета требует от субъектов образовательной деятельности цифровой грамотности, во избежание коммуникативных провалов и срыва образовательного процесса. В-пятых, опосредованные «цифровой» внешние и внутренние отношения университета, могут привести к дегуманизации высшего образования в результате его неэффективной «оцифровки», так называемый «риск избыточного «цифрового оптимиза»» [4].

На наш взгляд, для преодоления противоречий и рисков цифровизации образования в высшей школе, а также устойчивого положения университета в условиях цифрового общества следует: сохранить возможность «реального» взаимодействия студентов и преподавателя с целью совместного соучастия в рождение истинного знания и культивирования нравственных ценностей; свободного и творческого использования потенциала цифровых технологий в образовательном процессе; модернизировать методику преподавания в соответствие индивидуальными способностями и интересами студентов, а также совместную работу субъектов образовательной деятельности; реализовать программы повышения квалификации всего состава научно-педагогических работников с целью приобретения новых навыков профессиональной деятельности, особенно в гуманитарных вузах, а также стимулировать сотрудников, активно использующих инновационные методы и формы преподавания и развивающих цифровые навыки.

Вывод

Таким образом, социально-философский анализ цифровой трансформации образования в высшей школе показал ее противоречивый характер. С одной стороны, цифровизация образовательного процесса в университете, является необходимым условием для развития и становления новой парадигмы высшего образования в условиях цифрового общества. С другой стороны, выявленные в ходе анализа проблемы и риски использования цифровых технологий указывают на то, что возможны негативные изменения в сфере высшего образования. Преодоле-

ние противоречий возможно благодаря сохранению ценностей академического этоса (передача знания и социокультурного опыта, совместный поиск истины, интеллектуальное и нравственное развитие, служение в профессии и т.д.) и качественной цифровой трансформации всей «архитектуры» высшей школы: кардинальной перестройке инфраструктуры образовательной организации, модернизации методов и форм преподавания, административно-хозяйственной деятельности университета, реализации программ профессиональной переподготовки по овладению цифровыми компетенциями. Цифровая трансформация высшего образования в своей перспективе должна быть направлена на развитие мышления человека в соответствии с технологическим укладом современного общества и расширением возможностей образовательного процесса, а не только сведение его к передаче информации и контролю за ее усвоением.

Список источников

1. Бобков А.А., Бобков А.И., Гальцев С.А. Философия экзистенциально-гуманистического мировоззрения против постава: схватка за университет // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 2-7.

2. Добринская Д.Г. Что такое цифровое общество? // Социология науки и технологий. 2021. Т. 12. № 2. С. 112-129.

3. Кузина Г.П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «Цифровой университет» // E-Management. 2020. № 2. С. 89-96.

4. Неочевидные риски цифровизации: куда движется образование. - URL: https://sn.ria.ru/ 20191211/1562209433.html (дата обращения 12.01.2023).

5. Подопригора А.В. Число и цифра: пифагорейская традиция и метафизика цифровой реальности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2018. Т. 18. № 3. С. 7-26.

6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения 12.01.2023).

7. Радугин А.А., Назаренко К.С. Модернизация образовательного процесса в ВУЗе на основе цифровизации (социально-философский анализ) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2020. № 3(37). С. 142-148.

8. Сычев А.А. Будущее университетского образования в условиях цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 9-16.

9. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 12.01.2023).

10. Цифровизация // Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике. -URL: https://investfuture.ru/dictionary/word/cifrovizaciyadigitization (дата обращения 12.01.2023).

11. Цифровое общество: Коллективная монография / Павлинов И.А., Валейко В.П., Скодо-рова Л.К. и др.; Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, филиал в г. Рыбнице. Тирасполь: Изд-во Приднестровского университета, 2017. 152 с.

References

1. Bobkov A.A., Bobkov A.I., Galtsev S.A. Philosophy of existential-humanistic worldview against postav: the fight for the university // Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 91. No. 2. Pp. 2-7.

2. Dobrinskaya D.G. What is a digital society? // Sociology of Science and Technology. 2021. Vol. 12. No. 2. Pp.112-129.

3. Kuzina G.P. The concept of digital transformation of a classical university into a "Digital university" // E-Management. 2020. No. 2. Pp. 89-96.

4. Non-obvious risks of digitalization: where education is moving. - URL: https://sn.ria.ru/ 20191211A562209433.html (accessed 12.01.2023).

5. Podoprigora A.V. Number and digit: Pythagorean tradition and metaphysics of digital reality // Scientific yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2018. Vol. 18. No. 3. Pp.7-26.

6. The program "Digital Economy of the Russian Federation". - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71634878 / (accessed 12.01.2023).

7. Radugin A.A., Nazarenko K.S. Modernization of the educational process at the university on the basis of digitalization (socio-philosophical analysis) // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philosophy. 2020. No. 3(37). Pp.142-148.

8. Sychev A.A. The future of university education in the conditions of digitalization // Sheets of Applied Ethics. 2021. No. 58. Pp. 9-16.

9. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 dated 09.05.2017 "On the Strategy for the development of the information Society in the Russian Federation for 2017-2030". -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed 12.01.2023).

10. Digitalization // Explanatory dictionary on the Information Society and the new economy -URL: https://investfuture.ru/dictionary/word/cifrovizaciyadigitization (accessed 12.01.2023).

11. Digital Society: A collective monograph / Pavlinov I.A., Valeyko V.P., Skodorova L.K., etc.; Pridnestr. State University named after T.G. Shevchenko, branch in Rybnitsa. Tiraspol: Publishing House of Pridnestr. un-ta, 2017. 152 p.

Статья поступила в редакцию 18.01.2023; одобрена после рецензирования 28.01.2023; принята к публикации 05.02.2023.

The article was submitted 18.01.2023; approved after reviewing 28.01.2023; accepted for publication 05.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.