Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация / управление здравоохранением / первичное звено / диагностика / маршрутизация / лечение / организация процессов / качество медицинской помощи / digital transformation / healthcare management / primary care / diagnosis / routing / treatment / process organization / medical care quality.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тюрганов Анатолий Геннадьевич, Ханов Айрат Мидхатович

В современных условиях здравоохранения существует необходимость в оптимизации организации и управления диагностикой, маршрутизацией и лечением пациентов, особенно в первичном звене. В рамках этой задачи, цифровая трансформация играет важную роль, предоставляя новые возможности для улучшения качества медицинской помощи. Цель исследования. Исследование направлено на выявление основных проблем организации и управления диагностикой, маршрутизацией и лечением пациентов в первичном звене здравоохранения и разработку рекомендаций для их решения путем цифровой трансформации. Материалы и методы. Исследование проведено с использованием сравнительного анализа методами синтеза, анализа, моделирования и специализации. Данные получены с использованием специально разработанной анкеты, включающей вопросы об организации и управлении процессами здравоохранения. Обсуждение и результаты. Результаты исследования показали существенные различия между организацией и управлением процессами здравоохранения в первичном звене и стационаре. Отмечается, что использование цифровых технологий позволяет улучшить коммуникацию между пациентами и врачами, сократить транзакционные издержки, эффективно собирать и анализировать данные о состоянии здоровья. Заключение. Подчеркивается важность цифровой трансформации для повышения удовлетворенности медицинской помощью со стороны пациентов, оптимизации процессов и улучшения качества медицинской помощи в первичном звене здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тюрганов Анатолий Геннадьевич, Ханов Айрат Мидхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION IN PRIMARY HEALTH CARE AND DATA-DRIVEN MANAGEMENT

In the contemporary healthcare context, there exists a necessity to optimize the organization and management of patient diagnosis, routing, and treatment, especially within the primary care sector. Within this scope, digital transformation assumes a pivotal role, offering novel avenues for enhancing the quality of medical assistance. Research Objective: This study aims to identify the fundamental issues pertaining to the organization and management of patient diagnosis, routing, and treatment within the primary care sector. Furthermore, the study seeks to formulate recommendations for addressing these challenges through the avenue of digital transformation. Materials and methods. The study was conducted through the utilization of comparative analysis employing synthesis, analysis, modeling, and specialization methodologies. Data were acquired through a specially developed questionnaire encompassing inquiries regarding healthcare process organization and management. Discussion and results. The outcomes of the investigation elucidate notable disparities between the organization and management of healthcare processes within the primary care sector and the inpatient setting. Notably, the application of digital technologies is underscored for its capacity to enhance patient-physician communication, reduce transactional overheads, and facilitate the effective collection and analysis of health-related data. Conclusion. The significance of digital transformation is underscored in enhancing patient satisfaction with medical care, optimizing processes, and elevating the quality of medical assistance within the primary care domain.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-9-99-106 УДК: 614.2, 004.031.42

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ

А.Г. Тюрганов а, А.М. Ханов b :

а https://orcid.org/0000-0002-2174-0345.

И Автор для корреспонденции: Ханов А.М.

АННОТАЦИЯ

В современных условиях здравоохранения существует необходимость в оптимизации организации и управления диагностикой, маршрутизацией и лечением пациентов, особенно в первичном звене. В рамках этой задачи, цифровая трансформация играет важную роль, предоставляя новые возможности для улучшения качества медицинской помощи.

Цель исследования. Исследование направлено на выявление основных проблем организации и управления диагностикой, маршрутизацией и лечением пациентов в первичном звене здравоохранения и разработку рекомендаций для их решения путем цифровой трансформации.

Материалы и методы. Исследование проведено с использованием сравнительного анализа методами синтеза, анализа, моделирования и специализации. Данные получены с использованием специально разработанной анкеты, включающей вопросы об организации и управлении процессами здравоохранения.

Обсуждение и результаты. Результаты исследования показали существенные различия между организацией и управлением процессами здравоохранения в первичном звене и стационаре. Отмечается, что использование цифровых технологий позволяет улучшить коммуникацию между пациентами и врачами, сократить транзакционные издержки, эффективно собирать и анализировать данные о состоянии здоровья.

Заключение. Подчеркивается важность цифровой трансформации для повышения удовлетворенности медицинской помощью со стороны пациентов, оптимизации процессов и улучшения качества медицинской помощи в первичном звене здравоохранения.

Ключевые слова: цифровая трансформация, управление здравоохранением, первичное звено, диагностика, маршрутизация, лечение, организация процессов, качество медицинской помощи.

Для цитирования: Тюрганов А.Г., Ханов А.М. Цифровая трансформация в первичном звене здравоохранения и управление на основе данных. Менеджер здравоохранения. 2023; 9:99-106. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-9-99-106

Введение

Изменения в первичном звене здравоохранения назрели давно. Особенно это касается организации работы поликлиник и управления лечением амбулаторных пациентов. Несмотря на научно-технический прогресс и постиндустриальное информационное общество, в поликлиниках сейчас используются подходы, не отвечающие современному уровню развития техники. Долгожданные изменения принято называть «цифровой трансформацией» отрасли [1, 2].

На совещании по вопросам социально-экономического развития 01.02.2022 г. премьер-министр РФ М.В. Мишустин призвал решать проблемы первичного звена здравоохранения: «Нужно сделать так, чтобы получение помощи в поликлиниках было удобным и быстрым для граждан: избавить медработников от бумажной волокиты, внедрить современные технологии,

© Тюрганов А.Г, Ханов А.М., 2023 г.

С

«КС

в том числе для реабилитации после коронавиру-са». По его словам, уже сейчас надо принимать решения, чтобы получение помощи в поликлиниках было более удобным и быстрым для граждан. «Важно обеспечить индивидуальный подход к лечению пациентов. Современные технологии должны упростить процедуру записи к врачу, выдачу заключений и рецептов. Необходимо сократить сроки ожидания приема у специалиста и, конечно, избавить медицинский персонал от бумажной работы и бесконечных отчетов», - заявил глава кабмина.

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 16.02.2022 г. обсудили актуальные проблемы доступа к медицинской помощи. Было отмечено, что во многом проблема доступа к первичной медицинской помощи в итоге сводится к проблеме нехватки медицинских

№9 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

кадров и необходимости защиты трудовых и социальных прав медицинских работников, удержания кадров в лечебных учреждениях, особенности подготовки медицинских кадров и проблемы длительного недофинансирования здравоохранения, которые приводят к отсутствию мотивации специалистов в государственном первичном звене здравоохранения.

Пациенты также недовольны состоянием дел в области здравоохранения. На это есть основания:

• снижение численности населения, рост смертности среди населения;

• низкая эффективность мероприятий, связанных с прививочной кампанией против COVID-19, внедрением QR-кодов;

• низкое качество оказания медицинской помощи, особенно это касается первичного звена;

• слабая доступность, длительное ожидание, низкая результативность оказываемой медицинской помощи, особенно в первичном звене;

• неэффективность и низкая результативность официальной программы диспансеризации.

К указанным выше проблемам добавляются:

• нехватка квалифицированных специалистов;

• недостаточное финансирование амбулаторной службы;

• низкий уровень цифровой зрелости медицинских организаций.

Следует отметить, что при всех прочих выявленных недостатках, главная проблема в первичном звене - плохая организация и неэффективное управление лечением [3].

Цель исследования: выявление основных проблем организации и управления диагностикой, маршрутизацией и лечением пациентов в первичном звене здравоохранения и выработка рекомендаций по их решению путем цифровой трансформации.

Материалы и методы

Спланировано и проведено одномоментное сравнительное исследование с использованием специально разработанной анкеты, включающей в себя вопросы для выявления сходства и различия в организации и управлении диагностикой, маршрутизацией и лечением пациентов в первичном звене здравоохранения. Использовались методы сравнения, анализа, синтеза, формализации, моделирования, обобщения и специализации, абстрагирования и конкретизации.

Обсуждение и результаты Понятие «цифровой трансформации»

Под термином «цифровая трансформация» понимается разновидность реинжиниринга бизнес-процессов, связанная с применением информационно-коммуникационных технологий.

Реинжиниринг бизнес-процессов - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами. По Хаммеру и Чампи реинжиниринг - это такое изменение бизнес-процессов, которое дает эффект не на десятки процентов, а в несколько раз [4].

В первичном звене здравоохранения требуется изменить процессы, связанные прежде всего с диагностикой, маршрутизацией и лечением пациентов с максимальным положительным эффектом для них.

Применение цифровых технологий в первичном звене позволяет:

• улучшить коммуникации «пациент-врач»;

• сократить транзакционные издержки пациентов;

• эффективно собирать полные и подробные данные о состоянии здоровья пациентов;

• принимать верные научно обоснованные и подтвержденные данными врачебные решения, основанные на принципах доказательной медицины;

• эффективно управлять лечением амбулаторных пациентов в поликлинике и вне ее.

Процессы, которые можно и нужно трансформировать в первичном звене:

• Процессы, формирующие транзакционные (временные и стоимостные) издержки пациентов.

• Процессы маршрутизации пациентов.

• Процессы коммуникации «врач-пациент».

• Процессы управления диагностикой, маршрутизацией и лечением.

Управление на основе данных

Согласно кибернетическому подходу, управление - принуждение объекта к целесообразному поведению путем слабого воздействия на объект. Классической работой в области управления признана книга американского исследователя Норбер-та Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» 1948 г. В этой работе автор предложил схему управления (рис. 1), состоящую из

устройства управления (УУ) и объекта управления (ОУ), соединенного многочисленными связями (вх, вых - входные и выходные сигналы объекта управления, ув - управляющее воздействие).

Рис. 1. Схема управления Н. Винера

Схема управления Н. Винера инвариантна относительно предметной области, в качестве объекта управления и устройства управления можно рассматривать различные объекты (пациент - врач, поликлиника - региональный Минздрав, коллектив клиники - главный врач) [5, 6].

В процессе своей деятельности устройство управления принимает решения на основе данных. Эти данные представляют собой наблюдаемые и измеряемые в динамике параметры объекта управления (рис. 2).

Рис. 2. Данные для управления

При управлении лечением в качестве KPI (Key Performance Indicators - ключевые показатели

эффективности) используются симптомы, синдромы, жалобы, анамнез и объективные показатели состояния здоровья пациента, получаемые в ходе медицинских осмотров, лабораторных и инструментальных исследований.

Для определения необходимости и характера управляющего воздействия устройство управления планирует динамику значений КР1 объекта управления (это можно представить таблицей плановых значений КР1 или кривой Ц. В процессе управления в такую же таблицу собираются фактические значения КР1 (кривая fф).

Рис. 4. Контуры управления в здравоохранении РФ

С

Рис. 3. Отклонение показателей управления

При использовании метода управления по отклонению устройство управления стремится оказывать такое управляющее воздействие на объект управления, чтобы минимизировать отклонение фактической от плановой кривой на всем протяжении наблюдения по времени (рис. 3).

В сложных системах, к которым относится и отрасль здравоохранения, в управлении выделяют несколько уровней, например, федеральный, региональный, местный, локальный. В схеме управления они образуют несколько контуров управления (рис. 4)

•КС

Таблица 1

Управление лечением в стационаре и поликлинике

Особенности Стационар Поликлиника

Принцип управления Управление по отклонению (мониторинг состояния здоровья и корректировка лечения) Программное управление (врач ставит диагноз и назначает лечение, затем пациент лечится бесконтрольно)

Доступ к объекту управления (пациенту) Все время лечения Только во время приема

Местонахождение объекта управления Локально Удаленно

Постоянное наблюдение Есть Нет

Средства коммуникации Голос, зрение Голос, зрение

Число контактов с врачом в течение суток 3-4 1

Частота контроля показателей здоровья 1 раз за осмотр (обычно - 1 раз в сутки) 1 раз за прием

Возможность немедленной реакции врача на изменение состояния здоровья Есть Нет

Возможность обнаружить врачебную ошибку Есть, в ходе лечения Есть, по окончании лечения

Возможность исправить врачебную ошибку Есть Нет

Пациент принимает участие в лечении Пассивно Пассивно

Возможность оценки результата лечения Есть Нет

Пациент ощущает защищенность 24/7 Да Нет

Снижение транзакционных издержек пациента Да Нет (сложность записи на прием, длительность ожидания с момента обращения до приема, ожидание в очереди перед кабинетом, необходимость приема участкового для маршрутизации и т.п.)

Стоимость лечения (затраты клиники) Высокая Низкая

Удовлетворенность пациента качеством медицинской помощи Есть Нет

При этом на каждом уровне и в каждом контуре используются разные методы и инструменты управления, а также различные данные (КР1).

Осуществляя цифровую трансформацию, следует обратить внимание на различие в методах управления лечением в контуре оперативного управления в поликлиниках и стационарах.

Сравнение управления лечением в стационаре и поликлинике

Принято считать, что в стационаре лечат лучше, чем в поликлинике. При этом для стационара предназначены тяжелые случаи заболеваний. Методы лечения в стационаре и в поликлинике отличаются. Рассмотрим аспект управления лечением (таблица 1).

Из таблицы 1 можно увидеть, что многие проблемы качества оказания медицинской помощи в амбулаторном звене связаны с тем, что в поликлинике не используется метод управления по отклонению.

Управление лечением по отклонению и управление на основе данных в настоящий момент не используются в первичном звене. Это связано с рядом обстоятельств:

• Пациент поликлиники недоступен для врача между приемами, нет возможности оперативно получать данные о состоянии его здоровья.

• Нет возможности принимать оперативные решения и управлять лечением без использования инфокоммуникационных технологий.

• В регламентах работы поликлиник отсутствуют процессы, связанные с удаленным управлением диагностикой, маршрутизацией и лечением и оперативным прикладным анализом данных.

Принятие врачебных решений на основе объективных и субъективных медицинских данных, предъявляемых пациентом - ключ к повышению качества и эффективности диагностики, маршрутизации и лечения в первичном звене.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег №9

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

Процессы, подвергаемые реинжинирингу при цифровой трансформации

Для достижения результата цифровой трансформации требуется провести реинжиниринг основных процессов диагностики, маршрутизации и лечения в первичном звене с использованием возможностей современных инфокоммуникационных технологий. Можно выполнить реинжиниринг «бережливым» способом так, чтобы не ломать существующие процессы, а инкрементально добавить новые. Суть реинжиниринга:

• Перейти в амбулаторном звене от программного принципа управления лечением (врач ставит диагноз и назначает лечение, затем пациент лечится бесконтрольно) к управлению по отклонению (удаленный мониторинг состояния здоровья и корректировка лечения на основе оперативных данных), которое успешно применяется в стационарах. Это даст возможность существенно повысить результативность и эффективность лечения.

• Все процессы, которые можно выполнить удаленно во взаимодействии с пациентом, должны выполняться удаленно для снижения транзакционных издержек пациентов и врачей. Речь идет о получении пациентами справочной информации, ответов на вопросы по ходу лечения, получении назначений обследований, медицинских процедур, маршрутизации, сбора данных о состоянии здоровья самими пациентами. Врачи снижают свои временные затраты на ввод данных в МИС, коммуникацию с пациентами.

• Установить оперативную асинхронную прямую и обратную связь «врач-пациент» посредством программных приложений.

• Формализовать и документировать общение, структурировать данные, регламентировать правила принятия решений, результаты лечения.

• Данные анамнеза и жалоб, мониторинговые показатели состояния здоровья, результаты обследования в информационную систему вводит сам пациент.

• Мониторинг используется не как диагностическая процедура, а как базовый инструмент управления лечением.

• Каждый случай заболевания должен быть завершен в системе, должен быть зафиксирован результат лечения.

В результате проведенного реинжиниринга к основным процессам амбулатории добавляются процессы:

• Дистанционного обращения в поликлинику (в том числе дистанционной маршрутизации и записи на очный прием).

• Дистанционной асинхронной двусторонней коммуникации «врач-пациент» в ходе диагностики, маршрутизации и лечения.

• Удаленного мониторинга и диспансерного наблюдения.

• Цифрового этапа диспансеризации и медосмотра.

Удаленное управление диагностикой, маршрутизацией и лечением амбулаторных пациентов на основе данных

Реализация принципа управления по отклонению для удаленного управления диагностикой, маршрутизацией и лечением амбулаторных пациентов на основе данных представлена в таблице 2.

Ожидаемые результаты цифровой трансформации

Цифровая трансформация первичного звена здравоохранения способна повысить удовлетворенность медицинской помощью с точки зрения пациента [7]:

- Удовлетворённость результатом обращения в поликлинику (чтобы обязательно вылечили). Можно достичь при реинжиниринге процессов в первичном звене на основе информационно-коммуникационных технологий.

- Удовлетворенность снижением транзак-ционных издержек (сложность записи на прием, длительность ожидания с момента обращения до приема, ожидание в очереди перед кабинетом, необходимость приема участкового для маршрутизации и т.п.). Можно существенно снизить затраты времени на ожидание и передвижения с помощью эффективной цифровой коммуникации.

- Удовлетворённость защищённостью и безопасностью, что достигается возможностью обращения и оперативного (мгновенного) получения помощи в любое время суток в любом месте и при любых обстоятельствах. Решается реинжинирингом процессов регистратуры/диспетчерской.

При использовании современных средств цифровой коммуникации и информационных технологий в результате цифровой трансформации первичного звена можно достичь следующих эффектов:

Реинжиниринг первичного этапа сбора медицинских данных. Данные для приема у врача

С

#мс

Таблица 2

Удаленное управление лечением на основе данных

Особенности Удаленное управление на основе данных

Принцип управления Управление по отклонению на основе данных о состоянии здоровья (удаленный мониторинг состояния здоровья и корректировка лечения на основе оперативных данных)

Доступ к объекту управления (пациенту) Все время лечения

Местонахождение объекта управления Удаленно

Постоянное наблюдение Есть

Средства коммуникации Цифровой двусторонний асинхронный информационный обмен (структурированные данные, чат, аудио и видео -при необходимости)

Число контактов с врачом в течение суток Сколько угодно

Частота контроля показателей здоровья Любое необходимое количество раз в сутки

Возможность немедленной реакции врача на изменение Есть

состояния здоровья

Возможность обнаружить врачебную ошибку Есть, до начала лечения, в ходе лечения, по окончании лечения

Возможность исправить врачебную ошибку Есть

Пациент принимает участие в лечении Активно, собирает и отправляет данные, коммуницирует с врачом

Возможность оценки результата лечения Есть

Пациент ощущает защищенность 24/7 Да, есть возможность обращения и оперативного (мгновенного) получения помощи в любое время суток в любом месте и при любых обстоятельствах

Снижение транзакционных издержек пациента Да, сокращаются временные и транспортные издержки

Стоимость лечения (затраты клиники) Самая низкая

Удовлетворенность пациента качеством медицинской помощи Есть

собираются предварительно пациентом (а не врачом!) в электронной форме. Врач нажатием на кнопку в своем приложении может автоматически перенести введенные пациентом жалобы и анамнестические данные в МИС. При этом в облаке сохраняется обезличенная история медицинских данных пациента, создается актуальный цифровой портрет (профиль) здоровья человека с возможностью использования систем искусственного интеллекта для прогнозирования и ранней диагностики, помощи в принятии врачебных решений.

Дистанционное наблюдение и удаленный мониторинг возможны с использованием любого набора структурированных данных. Например, могут быть формализованы структуры данных для мониторинга пациентов с артериальной гипертен-зией, COVID, сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями, получающих химиотерапию, беременных. Возможно использование для получения показателей здоровья привычных пациенту домашних приборов медицинских измерений

и подключение персональных носимых устройств с помощью Bluetooth, USB, Wi-Fi.

Для врача преимущества цифровой трансформации проявятся в снижении нагрузки и оптимизации приема за счет сокращения на 3-5 минут (порядка 30%) времени опроса и автоматизации ввода данных в МИС, в полноте информации для принятия врачебных решений, возможности дистанционного получения данных пациента, удаленного мониторинга пациентов в режиме 24/7 с обратной связью.

Преимущества цифровой трансформации для пациента - возможность быстрого и удобного обращения к врачу, возможность безопасного хранения своих медицинских данных в облаке и, по своему желанию, предоставления доступа к ним медицинским работникам, удаленная эффективная коммуникация с врачом, дающая возможность даже при амбулаторном лечении находиться под постоянным контролем медиков, снижение тран-закционных издержек амбулаторного лечения.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochreneniB 2023

Заключение

По итогам сравнительного исследования выявлены существенные различия в способах организации и управлении диагностикой, маршрутизацией и лечением пациентов в первичном звене здравоохранения и стационаре, существенно влияющие на качество оказываемой медицинской помощи и ее результативность. Выработаны требования к процессам первичного звена и рекомендации по их цифровой трансформации

с использования принципов удаленного управления на основе данных.

Использование удаленного управления диагностикой, маршрутизацией и лечением пациентов первичного звена здравоохранения на основе формализованных структурированных данных о состоянии здоровья является основой цифровой трансформации амбулаторной службы, позволяющей существенно повысить качество медицинской помощи населению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Веселитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гох-берг и др.; рук. авт. кол. П.Б. Рудник; науч. ред. Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К.О. Вишневский, Т.С. Зинина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - 239, [1] с. - I SBN 978-5-7598-2510-4 (в обл.). - I SBN 978-5-7598-2270-7 (e-book).

2. Вологин А.Е. Характеристика процесса цифровой трансформации: новые возможности и вызовы, порождаемые цифровой трансформацией / Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2023. - № 1(55). - С. 17-20.

3. Петиченко А.В. Как качество и безопасность медицинской помощи связаны с удовлетворенностью пациентов / Менеджмент качества в медицине. - 2021. - № 3. - С. 97-101.

4. Хаммер М, Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. - 332 с.

5. Wiener N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. -New York: The Technology Press and John Wiley & Sons, Inc. - Paris: Hermann et Cie, 1948.

6. Винер Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине. Пер. с англ. - М.: Издательство «Советское радио», 1968. - 326 с.

7. Морозова Ю.А. Цифровая трансформация российского здравоохранения как фактор развития отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. - № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-rossiyskogo-zdravoohraneniya-kak-faktor-razvitiya-otrasli (Дата обращения: 24.08.2023).

•КС

№9 Manager /Менеджер

2023 Zdravoochranenia / здравоохранения

105

ORIGINAL PAPER

DIGITAL TRANSFORMATION IN PRIMARY HEALTH CARE AND DATA-DRIVEN MANAGEMENT

A.G. Tyurganov a, A.M. Khanov b :

a https://orcid.org/0000-0002-2174-0345.

H Corresponding author: Khanov A.M.

ABSTRACT

In the contemporary healthcare context, there exists a necessity to optimize the organization and management of patient diagnosis, routing, and treatment, especially within the primary care sector. Within this scope, digital transformation assumes a pivotal role, offering novel avenues for enhancing the quality of medical assistance.

Research Objective: This study aims to identify the fundamental issues pertaining to the organization and management of patient diagnosis, routing, and treatment within the primary care sector. Furthermore, the study seeks to formulate recommendations for addressing these challenges through the avenue of digital transformation.

Materials and methods. The study was conducted through the utilization of comparative analysis employing synthesis, analysis, modeling, and specialization methodologies. Data were acquired through a specially developed questionnaire encompassing inquiries regarding healthcare process organization and management.

Discussion and results. The outcomes of the investigation elucidate notable disparities between the organization and management of healthcare processes within the primary care sector and the inpatient setting. Notably, the application of digital technologies is underscored for its capacity to enhance patient-physician communication, reduce transactional overheads, and facilitate the effective collection and analysis of health-related data.

Conclusion. The significance of digital transformation is underscored in enhancing patient satisfaction with medical care, optimizing processes, and elevating the quality of medical assistance within the primary care domain.

Keywords: digital transformation, healthcare management, primary care, diagnosis, routing, treatment, process organization, medical care quality.

For citation: Tyurganov A.G., Khanov A.M. Digital transformation in primary health care and data-driven management. Manager Zdravoohranenia. 2023; 9:99-106. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-9-99-106

REFERENCES

1. Digital transformation of industries: starting conditions and priorities: dokl. to XXII Apr. intl. scientific conf. on Problems of Development of the Economy and Society, Moscow, 13-30 April. 2021 / G.I. Abdrakhmanova, K.B. Bykhovsky, N.N. Veselitskaya, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg and others; hands ed. count P.B. Rudnik; scientific ed. L.M. Gokhberg, P.B. Rudnik, K.O. Vishnevsky, T.S. Zinina; National research University «Higher School of Economics». - M .: Ed. house of the Higher School of Economics, 2021. - 239, [1] p. - I SBN 978-5-7598-2510-4 (reg.). - I SBN 978-5-7598-2270-7 (e-book).

2. Vologin A.E. Characteristics of the digital transformation process: new opportunities and challenges generated by digital transformation / Theory and practice of service: economics, social sphere, technology. - 2023. - No. 1(55). - P. 17-20.

3. Petichenko A.V. How the quality and safety of medical care are related to patient satisfaction / Quality management in medicine. - 2021. - No. 3. - P. 97-101.

4. Hammer M, Champy J. Reengineering of the Corporation: A Manifesto of a Revolution in Business. Per. from English. -St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg University, 1997. - 332 p.

5. Wiener N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. - New York: The Technology Press and John Wiley & Sons, Inc. - Paris: Hermann et Cie, 1948.

6. Viner N. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. Per. from English. - M .: Publishing house «Soviet radio», 1968. - 326 p.

7. Morozova Yu.A. Digital transformation of Russian healthcare as a factor in the development of the industry // Intellect. Innovation. Investments. - 2020. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-rossiyskogo-zdravoohraneniya-kak-faktor-razvitiya-otrasli (Accessed: 24.08.2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Тюрганов Анатолий Геннадьевич — кандидат технических наук, доцент, г. Уфа, Россия. Anatoly G. Tyurganov - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Ufa, Russia. E-mail: tur_ag@mail.ru

Ханов Айрат Мидхатович - доктор медицинских наук, профессор, г. Уфа, Россия. Airat M. Khanov - Doctor of Medical Sciences, Professor, Ufa, Russia. E-mail: khanov.a@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.