Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БЛОКЧЕЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садулаева Теона Рустамовна

В данной статье рассматривается процесс цифровой трансформации в образовании, его теоретические основы, преимущества и направления развития. Автор анализирует роль образовательных платформ, VR/AR технологий, искусственного интеллекта, блокчейн и геймификации в современной системе образования. Результаты исследования указывают на потенциал цифровой трансформации для формирования более гибкой, инклюзивной и эффективной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садулаева Теона Рустамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION IN EDUCATION

This article examines the process of digital transformation in education, its theoretical foundations, advantages, and development directions. The author analyzes the role of educational platforms, VR/AR technologies, artificial intelligence, blockchain, and gamification in the modern education system. The research findings indicate the potential of digital transformation for shaping a more flexible, inclusive, and effective education system.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»

Столыпинский вестник №5/2023

Научная статья Original article УДК 37.018

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

DIGITAL TRANSFORMATION IN EDUCATION

Садулаева Теона Рустамовна, Студент кафедры Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (105005, Россия, Москва, ул. 2-я Бауманская, 5) тел. 8(965) 328-08-76, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-5633-1517 , chechevitsa@ro.ru

Sadulaeva T. Rustamovna, Student of the Department of Computer Software and Information Technologies, Bauman Moscow State Technical University (5, 2nd Baumanskaya str., Moscow, 105005, Russia), tel. 8(965) 328-08-76, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-5633-1517 , chechevitsa@ro.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс цифровой трансформации в образовании, его теоретические основы, преимущества и направления развития. Автор анализирует роль образовательных платформ, VR/AR технологий, искусственного интеллекта, блокчейн и геймификации в современной системе образования. Результаты исследования указывают на потенциал цифровой трансформации для формирования более гибкой, инклюзивной и эффективной системы образования.

Столыпинский вестник

2592

Abstract. This article examines the process of digital transformation in education, its theoretical foundations, advantages, and development directions. The author analyzes the role of educational platforms, VR/AR technologies, artificial intelligence, blockchain, and gamification in the modern education system. The research findings indicate the potential of digital transformation for shaping a more flexible, inclusive, and effective education system.

Ключевые слова: цифровая трансформация, образование, образовательные технологии, искусственный интеллект, блокчейн.

Keywords: digital transformation, education, educational technology, artificial intelligence, blockchain.

Введение

Цифровая трансформация в образовании стала актуальной и неотъемлемой частью современного мира, так как она оказывает значительное влияние на все аспекты образовательного процесса [1]. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс повсеместно изменило подходы к преподаванию, учению и оцениванию, упрощая доступ к образовательным ресурсам и обеспечивая индивидуализацию обучения. Важным аспектом цифровой трансформации является разработка новых педагогических подходов и методов, которые способны эффективно интегрировать цифровые инструменты и технологии для достижения образовательных целей. В то же время, эти изменения предъявляют новые требования к компетенциям преподавателей и студентов, а также к инфраструктуре образовательных учреждений.

Цель данной статьи заключается в систематизации знаний об основных аспектах цифровой трансформации в образовании, а также в выявлении преимуществ и перспектив развития данной области.

2593

В ходе обзора литературы были проанализированы источники, опубликованные с 2015 по 2023 годы, что позволило получить актуальное представление о текущем состоянии исследуемой тематики.

Основная часть

Теоретические основы цифровой трансформации в образовании.

Цифровая трансформация определяется как процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты общества, включая образование, что влечет изменение в работе, культуре и социальном взаимодействии [2]. Цифровые технологии в образовании включают использование компьютеров, мобильных устройств, интернета и различных образовательных платформ [3]. В последние годы разработано множество инструментов и методик, предназначенных для интеграции технологий в учебный процесс, таких как обратная классная комната, гибридное обучение и онлайн-коллаборация.

Преимущества цифровой трансформации в образовании. Одним из главных преимуществ цифровой трансформации в образовании является обеспечение доступа к образованию для широкого круга людей. Согласно данным Всемирного банка, в 2020 году более 80% населения в возрасте от 15 до 24 лет имели доступ в интернет [4]. Это позволяет людям из разных стран и социальных слоев получать знания, независимо от их географического расположения и финансовых возможностей [5].

Индивидуализация обучения - еще одно важное преимущество цифровой трансформации в образовании. Благодаря развитию технологий, обучение становится более гибким, учитывая интересы, темпы и уровень подготовки каждого студента. Адаптивные обучающие системы, основанные на анализе данных, позволяют создавать индивидуальные планы обучения и предоставлять персонализированные рекомендации.

Обратная связь и оценка прогресса также улучшается благодаря цифровым технологиям. Современные системы оценивания позволяют преподавателям быстрее и точнее определить успехи и слабости учащихся, а

2594

также адаптировать материалы обучения в соответствии с их потребностями. Также цифровые технологии облегчают сбор и анализ данных, что в свою очередь способствует улучшению качества образования и эффективности обучения.

Кроме того, цифровая трансформация способствует сокращению административной нагрузки и расходов на образование. Электронные системы управления образовательными учреждениями (например, LMS - Learning Management System) позволяют оптимизировать работу преподавателей и администрации, упрощая процессы планирования, контроля и анализа образовательного процесса.

Направления цифровой трансформации в образовании

Образовательные платформы и курсы, такие как MOOCs (Massive Open Online Courses), стали доступными для миллионов студентов по всему миру. В 2019 году число зарегистрированных пользователей на платформе Coursera превысило 45 миллионов [6]. Это открывает возможности для обучения ведущих специалистов из разных стран и областей знаний.

Использование VR/AR технологий (виртуальная и дополненная реальность) в образовании значительно расширило возможности визуализации и моделирования обучающих материалов, создавая более эффективное и интерактивное обучение [7]. Эти технологии позволяют студентам погрузиться в виртуальную среду, где они могут изучать сложные концепции и проводить эксперименты без ограничений реального мира.

Искусственный интеллект в образовании демонстрирует большой потенциал для оптимизации процессов управления, анализа данных и адаптации обучения. К 2025 году рынок AI в образовании ожидается достигнуть 5,8 миллиарда долларов [8]. Применение AI может существенно усилить индивидуализацию обучения, предсказывать результаты студентов, а

2595

также повысить эффективность обучения с помощью настраиваемых алгоритмов и рекомендательных систем.

Блокчейн-технологии также предлагают новые возможности для образования, такие как улучшение учета и передачи академических достижений, а также защита прав на интеллектуальную собственность. Блокчейн может обеспечить надежное хранение и передачу данных о студенческих достижениях, что может упростить мобильность студентов между учебными заведениями и облегчить процесс трудоустройства.

Геймификация образования - это применение игровых элементов и механик в обучающем процессе с целью повышения мотивации и вовлеченности студентов. Геймификация может улучшить процесс обучения, делая его более интересным и захватывающим для студентов, что в свою очередь может улучшить их академическую успеваемость.

Выводы

Цифровая трансформация в образовании является ключевым фактором современных изменений в системе образования. В данной статье были рассмотрены теоретические основы, преимущества и направления цифровой трансформации в образовании. Важнейшие преимущества включают обеспечение доступа к образованию, индивидуализацию обучения, а также улучшение обратной связи и оценки прогресса. Современные направления развития, такие как образовательные платформы, VR/AR технологии, искусственный интеллект, блокчейн и геймификация, предоставляют перспективы для дальнейшего роста и инноваций в области образования. Внедрение этих технологий и методик может способствовать формированию более гибкой, инклюзивной и эффективной системы образования, которая будет отвечать вызовам XXI века и подготавливать будущих профессионалов для успешной адаптации в мире, который постоянно меняется.

2596

Столыпинский вестник №5/2023 Литература

1. Трофимов В.В., Трофимова Е. В. Цифровая трансформация и этика высшего образования // Известия СПбГЭУ. - 2023. - №1 (139).

2. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - Валюта, 2017.

3. Веллер, М. 25 лет работы в Ed Tech. Издательство университета Атабаски, 2018.

4. Всемирный банк. Доклад о мировом развитии за 2021 год: данные для развития. Публикации Всемирного банка, 2020.

5. Михай, Л., Михай, Г. Образование в цифровую эпоху: MOOC и цифровая трансформация // Журнал самоуправления и экономики менеджмента. 2015. - №3(4). - С. 46-53.

6. Глобальный индекс навыков Coursera за 2019 год / Coursera. URL: https://www.coursera.org/gsi (дата обращения 07.04.2023).

7. Атдаева О.Г., Маммедова Г. Информационные технологии в образовании // Вестник науки. 2023. №4 (61).

8. Рынок искусственного интеллекта в секторе образования - Глобальный прогноз до 2025 года. Рынки и сбытовые площадки. 2020.

References

1. Trofimov V. V., Trofimova E. V. Digital transformation and ethics of higher education // Izvestiya Spbgetu. - 2023. - No 1 (139).

2. Schwab K. The fourth industrial revolution. - Currency, 2017.

3. Weller, M. 25 Years of Ed Tech. Athabasca University Press. 2018.

4. World Bank. World Development Report 2021: Data for Development. World Bank Publications. 2020.

5. Mihai, L., Mihai, G. Education for the Digital Era: MOOCs and the Digital Transformation. Journal of Self-Governance and Management Economics, 2015. - No 3(4). - С. 46-53.

6. Coursera. Coursera's Global Skills Index 2019. Retrieved from https://www.coursera.org/gsi

2597

7. Atdaeva O.G., Mammadova G. Information technologies in education // Bulletin of Science. 2023. No 4 (61).

8. MarketsandMarkets. Artificial Intelligence Market in Education Sector -Global Forecast to 2025. 2020.

© Садулаева Т.Р., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» 5/2023

Для цитирования: Садулаева Т.Р. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» 5/2023

2598

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.