Научная статья на тему 'Цифровая трансформация в экономике'

Цифровая трансформация в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2871
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / Индустрия 4.0 / энергетическая отрасль / зарубежный опыт. / digitalization / Industry 4.0 / energy industry / foreign practices.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдеева Е. С., Еризко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация в экономике»

НОВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Авдеева Е. С.,

Еризко В.В.1

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: цифровизация, Индустрия 4.0, энергетическая отрасль, зарубежный опыт.

Keywords: digitalization, Industry 4.0, energy industry, foreign practices.

Процесс глобальной диджитализации с невероятной скоростью влияет на смену экономического уклада, изменяет традиционные рынки и основной источник добавленной стоимости за счет формирования более эффективных экономических процессов, обеспеченных цифровыми инфраструктурами, в целом перестраивая социальные взаимоотношения и человеческое мышление. Таком образом, можно говорить о явлении, получившем название «Индустрия 4.0», которое характеризуется рядом масштабных трендов (роботизация, моделирование и прогнозирование, горизонтальная и вертикальная интеграция, «Интернет вещей», кибербезопасность, облачные вычисления и хранение данных, дополненное производство и реальность, большие данные и продвинутая аналитика), которые оказывают значительное влияние на устоявшиеся бизнес-модели. Ежегодный эффект от внедрения элементов «Индустрии 4.0» в России (эффект оценен, исходя из расчетного эффекта внедрения технологий «Индустрии 4.0» в развивающихся странах с поправкой на долю ВВП России в общем ВВП развивающихся стран) по прогнозам составит к 2025 году от 1,3 до 4,1 трлн. руб.2, включая следующие элементы:

• управление производственными операциями (640-2240 млрд. руб.);

• превентивное обслуживание (320-850 млрд. руб.): оптимизация послепродажного обслуживания; удлинение жизненного цикла оборудования; увеличение технической доступности оборудования;

• производительность работников (20-60 млрд. руб.);

• оптимизация товарных запасов (160-550 млрд. руб.);

• НИОКР и производство (10-60 млрд. руб.);

• здравоохранение и безопасность (110-370 млрд. руб.);

• логистика и складское хозяйство (0-2 млрд. руб.);

• предпродажная аналитика (0-20 млрд. руб.)

Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что существенный эффект от внедрения инструментов «Индустрии 4.0» можно ожидать в промышленной сфере, где наиболее важная часть рабочего процесса - управление производственными операциями.

Для капиталоемких отраслей промышленности, таких как добыча нефти и газа, электроэнергетика технологии «Индустрии 4.0» открывают возможности существенного повышения эффективности, но не влекут за собой радикальной трансформации бизнес-модели. Более того, в 2017 году был запущен проект «Рейтинг умных городов России»3, оценивающий уровень готовности городской инфраструктуры к использованию интеллектуальных технологий в рамках концепции умного города - применительно к сферам ЖКХ, энергетики, транспорта, e-government и промышленности. Таким образом, сфера энергетики и промышленности является ключевой и с точки зрения устойчивого развития городов, а проект станет драйвером темы цифровизации городов России, создав единый центр сбора лучших отечественных практик. Для более трудоемких отраслей оптимизационный потенциал заключен в повышении эффективности производственного процесса за счет автоматизации, использования подключенных к промышленному Интернету вещей датчиков и углубленной аналитики. Существенный эффект от внедрения цифровых технологий можно получить в обрабатывающей промышленности ввиду ее высокой трудоемкости и технологического отставания России от передовых стран. Здесь прирост эффективности возможен на всех участках цепочки создания добавленной стоимости - от ускорения разработки и вывода на рынок новых продуктов, синхронизации цепочки производства и поставок, комплектующих до существенного повышения эффективности планирования, производства, контроля качества и

1 Авдеева Екатерина Сергеевна - д.э.н. профессор кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления им. П.А. Столыпина филиала РАНХиГС. Профессиональные интересы: lean-производство, ресурсосбережение, стратегии развития предприятий, цифровизация, экономика знаний. Направление преподавательской деятельности: Экономика и управление народным хозяйством. E-mail: avdeeva_ek@mail.ru

Еризко Виктория Вадимовна - аспирант Поволжского института управления им. П.А. Столыпина филиала РАНХиГС.

2 Росстат; ЦБ РФ; IHS; IMF; The Internet of Things; Mapping the value beyond the hype / McKinsey Global Institute, июнь 2015 г.

3 Согласно информации, размещенной «Институтом развития интернета» (ИРИ), - ири.рф

уровня сервисного обслуживания конечной продукции. В связи с вышеизложенным, остановимся более подробнее на цифровых процессах, протекающих в сфере энергетики, рассмотрев практический опыт зарубежных компаний.

Следующим пунктом рассмотрим законодательный аспект процесса цифровизации в промышленности и энергетики. Согласно исследованию, The Boston Consulting Group (BCG), в 2016-2017 гг. показатели развития цифровой экономики в России демонстрируют сдержанную динамику. Доля цифровой экономики в ВВП в 2016 г. вернулась к росту после снижения в 2015 г. и сегодня составляет 2% (что на 10% выше значения 2015 г.)1. Вклад цифровой экономики в ВВП вырос с 1,5 трлн. руб. в 2015 г. до 1,7 трлн. руб. в 2016 г. (рис. 1). Среднегодовой долларовый рост (GAGR) в 2010-2016 гг. составил 4,8% (рост в долларовом эквиваленте ниже, чем в рублем в связи с эффектом девальвации), что все еще ниже среднегодовых темпов роста цифровой экономики в странах-лидерах (Скандинавия -6-7%, США и Великобритания - 8-9%), и значительно ниже, чем в догоняющих (Китай - свыше 20%)2.

Рисунок 1.

Вклад цифровой экономики в ВВП в % от ВВП

Для изменения волатильности траектории роста цифровой экономики в России, 28 июля 2017 г. утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», покрывающая пять базовых направлений, которые составляют фундамент дальнейшего развития цифровизации: инфраструктура, информационная безопасность, кадры и образование, нормативное регулирование, исследования и разработки . Создана автономная некоммерческая организация (АНО) «Цифровая экономика», в состав которой уже сегодня вошли Mail.Ru Group, «Яндекс», Rambler & Co, «МегаФон», «Вымпелком», «МТС», «Ростелеком», «Сбербанк», «1С», «Ростех», «Росатом», «Почта России», а также фонды «Сколково» и «ВЭБ Инновации» и Агентство стратегических инициатив. Целью национальной программы развития цифровой экономики является создание в России благоприятных организационных и нормативно-правовых условий для эффективного развития институтов цифровой экономики при участии государства, национального бизнес-сообщества и гражданского общества и обеспечения быстрого роста национальной экономки за счет качественного изменения структуры и системы управления национальными экономическими активами, достижения эффекта «российского экономического чуда» в условиях формирования глобальной цифровой экосистемы. Основными задачами программы являются следующие:

• обеспечение технологического лидерства страны в условиях формирования глобального цифрового пространства;

• формирование качественно новой структуры экономических активов, отвечающих экономическим приоритетам цифровой экономики;

• формирование подходов к организации производственных отраслей, отрасли торговли, сферы услуг, учитывающих достижения цифровой экономики и эффективных в условиях формирования и развития глобального цифрового пространства;

• формирование принципов эффективного управления формируемыми и совершенствование управления существующими экономическими активами (ресурсами);

• создание условий для активного участия национального бизнес-сообщества, в том числе в секторе ММСП, и гражданского населения в формировании пространства цифровой экономики за счет создания привлекательных организационных и нормативно-правовых условий и пространства доверия к цифровой среде;

• создание условий для повышения качества жизни населения за счет изменения структуры и качества услуг социальной сферы и создания новых возможностей для предпринимательской и трудовой деятельности;

• обеспечение безопасности и суверенитета национального пространства цифровой экономики;

• обеспечение эффективного участия страны в процессах формирования глобальной экосистемы цифровой экономики и глобального цифрового пространства.

Исходя из поставленных задач, приоритетом является включение технологических трендов в национальную программу развития, что поможет обеспечить российским компаниям равные конкурентные условия в ситуации, когда многие другие страны активно развивают аналогичные направления цифровой экономики в пределах своих цифровых юрисдикций. Выделим следующие основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности, которые базируются на вышеперечисленных концепциях:

• массовое внедрение интеллектуальных (квантовых) датчиков в оборудование и производственные линии (технологии индустриального Интернета вещей);

1 Россия онлайн: четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике / The Boston Consulting Group. 2017.

2 Gartner; Ovum; EIU; Euromonitor; UN; IDC; WTO; Data Insight; Mail Group; ВШЭ; ЦБ РФ; Pyramid research; РАЭК; АКАР; MagnaGlobal; IAB Europe; Спарк-Интерфакс; Consumer Barometer; Росстат; данные площадок zakupki.gov.ru, B2B-Centre.ru; ФТС; ФЦП «Информационное общество»; Минкомсвязь; анализ BCG.

3 http://government.ru/docs/28653/

• переход на безлюдное производство и массовое внедрение роботизированных технологий;

• переход на хранение информации и проведение вычислений с собственных мощностей на распределенные ресурсы («облачные» технологии»);

• сквозная автоматизация и интеграция производственных и управленческих процессов в единую информационную Систему («от оборудования до министерства»);

• переход на обязательную оцифрованную техническую документацию и электронный документооборот («безбумажные» технологии);

• цифровое проектирование и моделирование технологических процессов, объектов, изделий на всем жизненном цикле от идеи до эксплуатации (применение инженерного программного обеспечения);

• применение технологий наращивания материалов взамен среза («аддитивные» технологии, 3D-печать);

• применение мобильных технологий для мониторинга, контроля и управления процессов в жизни и на производстве;

• развитие технологий промышленной аналитики;

• переход на реализацию промышленных товаров через Интернет;

• массовое индивидуальное производство (персонификация товаров не будет увеличивать стоимость за счет использования аддитивных технологий);

• сервисная бизнес-модель;

• прогнозное обслуживание;

• прогнозирование качества;

• отслеживание состояния;

• совместное использование ресурсов;

• мгновенное реагирование;

• цифровое рабочее место;

• 100% утилизация и переработка;

• промышленный Интернет вещей

Вышеперечисленные технологические направления логично находят свое отражение в дальней отраслевой цифровизации, в частности, в цифровой трансформации энергетики, в создании высокоинтегрированных интеллектуальных системообразующих и распределительных электрических сетей нового поколения в Единой энергетической системе России. (Smart Grid). Smart Grid можно описать следующими аспектами функционирования:

1. гибкость. Сеть должна подстраиваться под нужды потребителей электроэнергии;

2. доступность. Сеть должна быть доступна для новых пользователей, причём в качестве новых подключений к глобальной сети могут выступать пользовательские генерирующие источники, в том числе ВЭИ с нулевым или пониженным выбросом CO2;

3. надёжность. Сеть должна гарантировать защищённость и качество поставки электроэнергии в соответствии с требованиями цифрового века;

4. экономичность. Наибольшую ценность должны представлять инновационные технологии в построении Smart Grid совместно с эффективным управлением и регулированием функционирования сети.

Создание и внедрение интеллектуальных сетей Smart Grid в энергетическую систему России прочно связано с такими ключевыми аспектами цифровой экономики, как оцифровка данных и обработка больших данных, новые материалы, новые форматы управления, обращающиеся к оперативному анализу массивов данных и автоматизированной прогностике.

0

Размер цифровой экономики

-4 -6

Расходы Государственные Государственные Экспорт ИКТ домохозяйств в расходы на расходы на цифровой сфере цифровизаци цифровизаци

США ■ Китай

ЕС*

|Чехия ■ Бразилия ■ Индия ■ Россия

* 5 стран Западной Европы: Великобритания, Германия, Италия, Франция и Швеция.

Рисунок 2.

Вклад цифровой экономики в ВВП России и его составляющие в сравнении с другими странами (% ВВП) 234

На сегодняшний день значение такого ключевого для развития цифровой экономики показателя, как соотношение между объемом цифровой экономики и совокупным ВВП страны, составляет 3,9%, что примерно в 2-3 раза ниже, чем в выбранных для сравнения странах. Цифровые расходы домохозяйств составляют 2,6% ВВП России - это наиболее существенный вклад в освоение новых технологий, но он пока ниже, чем в среднем у стран-лидеров (3,6%). Доля государственных расходов и частных инвестиций в структуре ВВП также ниже, чем в рассматриваемых странах, а объем экспорта цифровых технологий в четыре раза меньше импорта. Если довести объемы российских инвестиций в ИКТ, включая цифровые расходы домохозяйств и инвестиции компаний и государства, до среднего уровня сравниваемых стран, доля цифровой экономики в России вырастет до 5,9% ВВП, что позволит России занять место между Индией и Китаем (рис. 2)1.

По уровню цифровизации частных компаний Россия пока отстает от стран-лидеров. Частный сектор не использует преимущества активного освоения цифровых технологий потребителями, слабо инвестирует в использование технологических достижений, в повышение производительности и создание новых продуктов и услуг. Объем инвестиций частных компаний в цифровизацию составляет пока всего 2,2% ВВП, тогда как в США он достигает 5%, в странах Западной Европы - 3,9%, в Бразилии - 3,6%. В итоге возможности поддержки конкурентоспособности российских компаний ниже не только в международном масштабе (незначительный объем высокотехнологичного экспорта), но и внутри страны (вытеснение иностранными компаниями российских игроков в сегментах электронной торговли, социальных сетей, поисковых систем). Более того, низкий уровень инвестиций со стороны заказчиков цифровых решений ограничивает возможности развития российских компаний - поставщиков цифровых решений, так как именно внутренний рынок является первой ступенькой для роста будущих цифровых лидеров. По уровню цифровиза-ции сильнее всего от стран ЕС отстают важнейшие для России отрасли - добывающая, обрабатывающая промышленность и транспорт. Как было отмечено выше, российские компании и правительство недостаточно инвестируют в развитие цифровых технологий. Мы можем видеть последствия этого недостатка инвестиций, сравнивая отдельные отрасли экономики по уровню цифровизации (табл. 1)2.

Таблица 1

Уровни цифровизации отраслей (доля ВВП)

Отраслевой сегмент Доля ВВП (%)

ИКТ 9

Образование 2

Финансовая деятельность 5

Оптовая и розничная торговля 11

Строительство 7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2

Здравоохранение и социальные услуги 4

Химическая и фармацевтическая промышленность 2

Обрабатывающая промышленность 12

Нефтегазовая отрасль 9

Транспорт и складирование 5

Добыча полезных ископаемых (кроме нефти и газа) 5

Для ликвидации этого отставания предприятиям придется опережающими темпами внедрять цифровые технологии в производственную деятельность. В особенности это касается технологий «Индустрии 4.0». Рассмотрим на практике опыт перехода на цифровые рельсы зарубежных компаний, в части на примере компании Henkel3.

Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт провели исследование, в рамках которого топ-менеджерам из разных стран задавался вопрос, готовы ли их компании к переходу на современные технологии. Результаты оказались шокирующими: 70% опрошенных заявили, что для этого у них нет производственной структуры, сотрудников и руководителей. Технологии выступают катализатором новых проектов, изменяют мир с невероятной скоростью, а динамичный подход к управлению предполагает выносливость, умение справляться с этими изменениями, быстро и уверенно реагировать на возникающие проблемы. По сути, речь идет об образе мышления в целом - более открытом, непринужденном и творческом, при котором большое внимание уделяется людям и опыту. Идти в ногу с цифровыми технологиями - значит перестраиваться изнутри, формировать меняющуюся, динамичную позицию, которая сформулирована в проведенном исследовании: «Работай и думай по-новому». «Индустрия 4.0» интегрирует все процессы - производство, логистику, сервисное обслуживание, управление персоналом и планирование ресурсов. В цифровую эпоху виртуальный и реальный мир активно взаимодействуют: технологические циклы становятся короче, требования клиентов учитываются в процессе производства в режиме реального времени, сервисное и техническое обслуживание приобретает независимость, а заказы выполняются в автоматическом режиме. Изменения затрагивают и кадровую сферу: появляются новые профессии и компетенции, а люди с гибким мышлением, готовые анализировать и учиться, вытесняют работников с закостенелыми взглядами.

1 Международная федерация робототехники; Росстат; 451 Research; EIU; Euromonitor International; Gartner; ITC Trade Map; MAGNA; Ovum; Phocuswright Inc.; Strategy Analytics; UN Comtrade.

2 Директ ИНФО; Росстат; HIS; EU KLEMS

3 Согласно информации, размещенной на официальном сайте компании Хенкель (HENKEL) и в СМИ (интервью топ-менеджмента, заводские практики). - www.henkel.ru

С концепцией «Индустрия 4.0» тесно связано понятие «умное предприятие» - быстрое, стабильное и рациональное, на котором максимально используются автоматизированные системы и передача данных по Сети. Управление такими заводами осуществляется онлайн, что позволяет централизованно координировать все процессы и автоматически контролировать их в режиме реального времени. Henkel внедряет концепцию «Индустрия 4.0» во все этапы промышленного цикла - от планирования, закупок сырья и производства продукции до организации доставки. В некоторых регионах производственные процессы компании уже полностью автоматизированы.

Очевидно, что машины самостоятельно могут выполнять повторяющиеся, рутинные действия гораздо эффективнее, чем человек. Согласно концепции «Индустрия 4.0» люди должны заниматься более творческими задачами и генерировать новые идеи для создания «умного» производства. Такой подход дает много преимуществ - новые технологии быстрее развиваются, помогают оптимизировать процессы производства, технического обслуживания и контроля качества и способствуют производству более универсальной и безопасной продукции. В бизнес-подразделении Laundry & Home Care все производственные площадки и процессы уже сегодня связаны между собой, а сбор информации происходит централизованно в режиме реального времени. Для этого используется платформа Wonderware -основная цифровая система четвертой промышленной революции. Она собирает и обрабатывает онлайн-данные, поступающие с приборов контроля и учета всех площадок, где производятся средства для стирки, фиксирует, сколько энергии или воды потребляет каждый завод, и наглядно отображает полученную информацию. Благодаря способности анализировать данные система может распознавать определенные модели и выявлять возможности для оптимизации процессов. С 2016 года Wonderware умеет собирать и анализировать показатели эффективности производственных линий - работники в любой точке мира могут просматривать информацию обо всех производственных площадках и совместно принимать любые необходимые меры для совершенствования процесса производства.

К глобальной сети сбора и обработки данных подключена производственная площадка Laundry & Home Care в Перми - самый цифровизированный завод Henkel Россия. Благодаря ее использованию специалисты отдела качества могут просматривать и анализировать информацию о продукции, произведенной в любой интересующий временной интервал на конкретной производственной линии, по всем каталожным номерам Henkel. Завод активно использует и другие достижения «Индустрии 4.0». Так, еще в 2016 году здесь были установлены системы автоматического контроля качества этикетирования Intravis, которые позволяют добиться 100%-го качества нанесения этикетки на линии. Все установки Intravis также подключены к Wonderware, благодаря чему можно в режиме реального времени получать информацию о количестве и характере дефектов. Устройства «Индустрии 4.0» в Перми находят применение не только на производстве, но и в лабораториях системы контроля качества - многие приборы здесь работают при минимальном участии специалистов и лаборантов отдела качества благодаря цифровому интерфейсу. Так, в микробиологической лаборатории используется прибор «БакТрак 4300», который в автоматическом режиме контролирует отсутствие заражения в образцах готовой продукции. Технология позволяет сократить сроки выполнения микробиологического анализа с 7 до 3 дней и избежать отсутствия готового продукта на складе, исключив длительную блокировку продукции на время проведения контроля. Кроме того, в лаборатории тары и упаковки для контроля упаковочных материалов используется универсальная испытательная машина Zwick с новейшим программным обеспечением, позволяющим получить наглядную картину испытания, в которой отражаются мельчайшие детали процесса (статистические характеристики материала, графики, результаты измерений), для того чтобы оперативно оценить прочностные характеристики упаковочных материалов и их надежность. Henkel всегда тестирует новые идеи, прежде чем начать повсеместно их использовать. Сейчас некоторые из возможностей, которые открывает «Индустрия 4.0», осваивают в Adhesive Technologies: на десяти площадках подразделения в Азиатско-Тихоокеанском регионе запущен пилотный проект новой системы управления производственными процессами Manufacturing Execution System (MES) - целостной технологической платформы с полностью прозрачной и функциональной средой. Благодаря MES удалось с легкостью выявить узкие места технологического процесса и получить новые возможности для его совершенствования и введения принципов бережливого производства. В России MES установлена на Ногинском косметическом заводе - предприятии, которое компания существенно модернизировала после приобретения. Кроме этой системы на заводе используется производственный модуль SAP, но его возможности исчерпываются подготовкой рецептуры и списка компонентов для последующего выведения их на печать и передачи в производство. После выпуска информацию о произведенной продукции и расходе комплектующих и сырья в SAP также необходимо занести вручную, что увеличивает риск ошибок. MES позволила автоматизировать эти процессы: рецептура и список компонентов поступают в систему, рабочие подтверждают выполнение этапов производственного процесса на терминалах, а после их окончания MES автоматически передает данные о выпуске продукции и списании комплектующих и химсырья. Следующий шаг в развитии MES в Ногинске - интеграция системы с производственным оборудованием, которая исключит ошибки ручного ввода и на этом этапе.

«Индустрия 4.0» подразумевает внедрение изменений не только в сферу производственных мощностей. Наиболее показательный пример влияния цифровизации на другие сферы - автоматизированный склад готовой продукции Henkel Россия в Перми: единственное хранилище такого рода в нашей стране и одно из четырех, существующих в Европе. На складе автоматизировано до 75% всех технологических процессов. Система работы склада многофункциональна: на нем одновременно выполняются различные операции по приемке, хранению и отпуску продукции. Поступающая на склад продукция автоматически сортируется и распределяется по местам хранения или отправляется в механизированную часть склада для пополнения ранее отобранной продукцией. Заказы к отгрузке собираются на 80% автоматически и лишь на 20% - операторами склада. Такая масштабная автоматизация позволяет отгружать со склада в среднем 60-65 автомашин (1800-2000 палет в день). Для обслуживания и устранения неисправностей автоматизированных систем на складе необходимо присутствие всего лишь одного дежурного инженера в смену. Для него обору-

довано специальное рабочее место, где в режиме реального времени визуально отображается работа систем, записываются и отображаются неисправности. Для случаев, когда инженер не может самостоятельно решить проблему с оборудованием или программой, существует удаленная техническая поддержка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках реализации стратегии Henkel по ускорению перехода на цифровые каналы бизнес Laundry & Home Care внедряет использование мобильного приложения для фиксации обходов по безопасности Behavior based Safety Application (Enablon). В июне 2017 г. приложение в пилотном режиме начали использовать два завода подразделения, в том числе завод по производству порошков и сырья для косметической промышленности в Энгельсе. Фиксация и отслеживание результатов обходов - один из самых эффективных инструментов управления системой охраны труда и безопасности на рабочих местах. Приложение упрощает эту процедуру и экономит время сотрудников: с приложением Enablon нет необходимости тратить время на возвращение на рабочее место к компьютеру, чтобы внести данные для фиксации каждого обхода - всю необходимую информацию, включая видео и фото, можно в несколько кликов отправить с любого смартфона. Сегодня в пилотном проекте в Энгельсе участвует 15 наиболее активных сотрудников в области безопасности, но в будущем приложение будет доступно каждому сотруднику завода. Кроме того, в финальной версии приложения может появиться возможность назначения действий по итогам обхода - тогда программа сможет полностью заменить существующие инструменты для учета обходов по безопасности.

В числе других умных и эффективных решений энгельсского завода - пилотная система Maintenance Helper, разработанная специалистами Henkel Россия. Программа дает возможность в онлайн-режиме отслеживать состояние оборудования и своевременно реагировать на нештатные ситуации; она также оснащена сигнализацией, срабатывающей при увеличении нагрузки на оборудование или приближении времени планового технического обслуживания. Данные о работе оборудования архивируются, поэтому сотрудники завода могут вести в системе учет времени работы, количество проведенных ремонтов и планировать техническое обслуживание. Первые результаты внедрения Maintenance Helper внушают оптимизм: количество аварийных остановок производства на заводе сократилось до 28%.

Цифровизация российской экономики станет важным источником долгосрочного экономического роста. Потенциальный эффект для ВВП от цифровизации экономики к 2025 году оценивается в 4,1-8,9 трлн. руб. (в ценах 2015 года), что составит 19-34% общего увеличения ВВП1 (источники прироста ВВП к 2025 году за счет цифровиза-ции представлены в табл. 2).

Таблица 2

Источники прироста ВВП к 2025 году за счет цифровизации (трлн. руб., в ценах 2015 года)

Оптимизация производственных и логистических операций • Мониторинг производственных линий в режиме реального времени • Оптимизация логистических маршрутов и определение порядка приоритетности отправлений 1,4-4,0

Повышение эффективности рынка труда • Эффективный и быстрый поиск работы и заполнения вакансий • Возможности удаленной работы • Новые профессии и рабочие места 2,1-2,9

Повышение производительности оборудования • Сокращение простоев оборудования и расходов на ремонты • Повышение загрузки оборудования 0,4-1,4

Повышение эффективности НИОКР и разработки продуктов • Быстрое прототипирование и контроль качества • Анализ больших массивов данных при разработке и совершенствовании продуктов 0,2-0,5

Снижение расхода ресурсов и производственных потерь • Снижение расхода электроэнергии и топлива • Сокращение производственных потерь сырья <0,1

В дополнении к вышеизложенному, цифровизация будет способствовать повышению качества жизни граждан, что будет выражено в следующем:

• новые возможности трудоустройства;

• рост покупательной способности населения;

• социальный лифт и рост вовлеченности;

• доступная и качественная медицина и образование;

• комфортные для жизни города;

• удобные цифровые сервисы и госуслуги;

• привлекательность экономики для квалифицированных кадров;

• национальная, экономическая и общественная безопасность.

Для достижения поставленной цели на 2025 год (рост объемов цифровой экономики в 3 раза) нужны совместные усилия государства и компаний:

государство:

• по мере автоматизации все большего количества операций профессии будут видоизменяться. Потребуются новые подходы к обучению и готовность к массовому переобучению кадров;

• высокие темпы развития инноваций потребуют совершенствования регулирования и повышения его гибкости;

• государство сможет вовлечь население в цифровую экономику, обеспечив граждан доступной инфраструктурой ИКТ, развивая цифровую грамотность населения и проведя дальнейшую цифровизацию государственных и муниципальных услуг;

1 Цифровая Россия: новая реальность / McKinsey & Company. 2017.

237

компании:

• необходимо развивать культуру постоянных инноваций по образцу цифровых компаний. Пассивная позиция неизбежно приведет к потере конкурентоспособности;

• промышленные компании - фундамент российской экономики. Заблаговременные инвестиции в технологии «Индустрии 4.0» позволят им выйти на передовые позиции по этому еще не сформировавшемуся направлению;

• успех цифровых преобразований требует активного сотрудничества с образовательными и исследовательскими организациями, а также высокотехнологичными компаниями.

Таким образом, применение данных инструментов «Индустрии 4.0» потребует от предприятий развертывания на своих производствах промышленного Интернета вещей, объединяющего комплекс необходимых программных решений, а также внедрения новых типов оборудования. Потенциальный ежегодный эффект от внедрения Интернета вещей на промышленных и строительных площадках оценивается в размере от 1,4 до 4,6 трлн. долл. США. К основным рычагам создания стоимости вследствие внедрения технологий «Индустрии 4.0» на производстве относятся: оптимизация режимов работы оборудования, оптимизация загрузки оборудования, повышение производительности и безопасности труда, логистическая оптимизация, повышение качества продукции, улучшение прогнозирования спроса, сокращение сроков вывода продукции на рынок, улучшение послепродажного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.