ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УЗБЕКИСТАНА НА ПРИМЕРЕ
МАРКЕТПЛЕЙСОВ
Усманходжаева Сурайе Мухтаровна
Ассистент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Ташкентского университета информационный технологий имени Мухаммада аль-Хорезми
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, предложения и возможности электронной коммерции Узбекистана, так как электронная коммерция на данный момент является двигателем прогресса экономики и всеобщей цифровизации, поднята проблема вхождения Узбекистана в ВТО (Всемирная Торговая Организация), как полноправного члена данной организации.
Ключевые слова: ВТО, электронная коммерция, онлайн торговля, цифровая трансформация, экономика, цифровизация, потенциал, глобализация.
O'ZBEKISTONNING RAQAMLI TRANSFORMATSIYASI BOZORLAR
MISOLIDA
Usmanxodjaeva Surayyo Muxtorovna
Muhammad Al-Xorazmiy nomidagi Toshkent axborot texnologiyalari universiteti Menejment va marketing kafedrasi
assistenti
Annotatsiya: Ushbu maqolada O'zbekistonda elektron tijoratning muammolari, taklif va imkoniyatlari muhokama qilinadi, chunki elektron tijorat hozirda iqtisodiy taraqqiyot va universal raqamlashtirishning dvigateli bo'lgan O'zbekistonning JSTga (Jahon savdo tashkiloti) ushbu tashkilotning to'liq a'zosi sifatida kirishi muammosi ko'tarilgan.
Kalit so'zlar: JST, elektron tijorat, onlayn savdo, raqamli transformatsiya, iqtisodiyot, raqamlashtirish, salohiyat, globallashuv.
DIGITAL TRANSFORMATION OF UZBEKISTAN USING THE EXAMPLE
OF MARKETPLACES
Usmankhodjaeva Surayyo
TUIT named after Muhammad al-Khwarizmi, assistant teacher of the department
"Management and marketing "
Abstract: This article discusses the issues, proposals and opportunities of e-commerce in Uzbekistan, since electronic commerce is currently engine of economic progress and universal digitalization, the problem of Uzbekistan's entry into the WTO (World Trade Organization) as a full member of this organization was raised.
Keywords: WTO, electronic commerce, online trade, digital transformation, economics, digitalization, potential, globalization.
Введение
С 24 по 27-е октября в Ташкенте проходил ICTWEEK 2023 - одно из основных событий в ИКТ сфере Узбекистана. В течении пятидневной программы проходили форумы, такие как Искусственный Интеллект, Инвестиции в IT-сектор, центральноазиатский IPv6 саммит, состоялась выставка ICT EXPO 2023.
ICTWEEK 2023 был организован Центром управления проектами цифрового правительства при Министерстве Цифровых технологий РУз на основании Указа Президента РУз от 28.04.2020 г. № УП-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» и постановлению Кабинета Министров № 409 «О мерах по деятельности некоторых организаций в системе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан» [1].
Форум Всемирного Банка «Как добиться успеха на рынке электронной коммерции в Узбекистане» проходивший 26.10.2023 г. в здании Министерства Цифровых технологий, стал своеобразной повесткой о будущих изменениях во внешней и внутренней политике республики - речь идет о вступлении нашей страны в ВТО (Всемирная Торговая Организация). С одной стороны, это внешнеполитический шаг, осуществляемый страной для достижения своих экономических и торговых интересов на международной арене. С другой стороны, присоединение к ВТО требует внутренних реформ, согласования и внедрения международных торговых правил и стандартов внутри страны.
На 78 Генеральной Ассамблее Организаций Объединенных Наций, прошедшей в Нью-Йорке с 19 по 26 сентября 2023 г., Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев познакомил международное сообщество с процессом реформ в Узбекистане, достигнутыми результатами в области прав человека, общественно-политической модернизации, при этом, приоритетной задачей на пути либерализации экономики для республики является вступление в ВТО в
качестве полноправного члена в ближайшем будущем. Последние годы Центральная Азия идет по пути укрепления добрососедства, стабильности, сотрудничества и развития. Странам региона удалось преодолеть множество проблем, связанных с государственными границами, транспортными коридорами и водопользованием. Здесь мы можем привести слова Президента Узбекистана о том, что «при поддержке международного сообщества Центральная Азия продолжит идти по пути консолидации. Превращение региона в мирный и процветающий регион будет оставаться приоритетной целью внешней политики Узбекистана» [2]. Приводим также комментарий директора Института Евразии Китайской академии международных проблем при МИД КНР Ли Цзыго: «С 2016 года в Узбекистане произошли кардинальные изменения, которые были представлены в выступлении Президента Узбекистана на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Лидер Узбекистана также изложил свое стратегическое видение политики страны на предстоящие годы. В частности, затронуты вопросы продвижения внутренних реформ и совершенствования национальной системы управления, интеграции экономики и глобальное разделение труда, скорейшее вступление в ВТО, курса на дальнейшее укрепление добрососедства, сотрудничества и партнерства в Центральной Азии» [3].
Литературный обзор
Основная статистическая информация взята из Интернета, также использованы данные и статистика, приведенная непосредственно на форуме ВТО (Всемирный торговая организация), «Как добиться успеха на рынке электронной коммерции в Узбекистане») проходивший 26.10.2023 г., указаны законодательные акты, принятые в Республике Узбекистан, рассмотрены статьи и тезисы, в которых поднимался вопрос о вхождении страны в ВТО, о вызовах, следующих за соответствующими изменениями в экономике и жизни страны.
Методология исследования
Методологическая база исследования представлена теоретическими положениями. В качестве базового метода исследования был использован логико-структурный анализ теоретических, данные статистики, предоставленные в открытом доступе и предоставленные на форуме ВТО (Всемирный банк), «Как добиться успеха на рынке электронной коммерции в Узбекистане») проходивший 26.10.2023 г. Основные методы - анализ и синтез, позволяющие показать результаты исследования и сделать выводы о тенденции развития цифровой трансформации в нашей стране на примере маркетплейсов как сильнейшего двигателя экономики в современном мире.
Обсуждение и результат
Вступление республики Узбекистан во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) давно обсуждается внутри страны и за ее пределами, и споры носят разносторонний характер, мнения категорически разделяются, так как подобное преобразование может иметь как положительные, так и отрицательные последствия на экономику страны. Многие эксперты предполагают, что ВТО может способствовать увеличению объемов торговли Узбекистана, привлечению иностранных инвестиций и содействию экономического развития.
Приведем примеры высказываний иностранных экспертов об открытии Узбекистана для ВТО:
1. Директор Агентства США по международному развитию Гэри Роббинс: «Членство в ВТО может отправить важный сигнал всему миру о том, что «Узбекистан становится членов международного торгового сообщества и что страна, фактически, открыта для бизнеса». Присоединение Узбекистана к этой организации увеличит двустороннюю торговлю между Узбекистаном и другими странами-членами ВТО, включая Соединенные Штаты» [4].
2. Президент Корейского института экономической политики Ким Хынджон: «Усилия Ташкента по возобновлению процесса вступления в ВТО ускоряют процесс либерализации и торговли и укрепляют внешнеэкономическую деятельность страны» [5].
3. Заместитель Генерального директора Всемирной Торговой Организации (ВТО) Сянчэнь Чжаном: «Благодаря инициативным мерам узбекской стороны, сотрудничество с ВТО обрело динамичный и интенсивный характер. Правительство страны привержено продолжению реализации мер по либерализации торговли, модернизации системы реформирования внешней торговли на основе принципов и правил ВТО, поощрению иностранных инвестиций, а также внедрению лучших мировых практик в целях обеспечения устойчивого экономического роста» [6].
Однако, вступление в ВТО также может представлять вызовы и вызывать некоторое сопротивление на национальном уровне. Некоторые экономисты опасаются, что открытие рынка для иностранных продуктов может негативно сказаться на отдельных отраслях национальной экономики и местных производителях. Поэтому, для республики важно разработать стратегию, которая будет способствовать балансу интересов и обеспечивать защиту важных отраслей. Таким образом, мы можем разделить мнения опытных экспертом на два различных сценария - положительный и отрицательный.
Ä
Развитие иностранные новые рабочие модернизация экономических
* экономики z инвестиции места секторов
Расширение международного торгового партнерства
►доступ к международному рынку
Ä
Нормативное регулирование
принятие международных стандартов и норм
развитие торговых отношений
унификация и улучшение торговой политики
увеличение экспорта
соблюдение правил международной торговли
Рисунок 1. Положительные стороны вступления Узбекистана в ВТО
Неблагоприятные условия для отечественных производителей
Потеря суверенитета
Потеря Недостаток подготовки и адаптации
Рисунок 2. Отрицательные стороны вступления Узбекистана в ВТО
Как мы можем наблюдать, у данного вопроса множество преимуществ и также недостатков, однако все эксперты сходятся в одном мнении - вступление в ВТО может быть шагом вперед для экономического развития страны и укрепления ее связей с международным сообществом.
Возвращаясь к форуму Всемирного Банка, проведенного на ICTWEEK 2023, необходимо отметить, что мероприятие было проведено на высоком уровне, участниками были представители таких крупных организаций как Министерство Цифровых Технологий, Министерство иностранных дел и международного развития Великобритании, Mastercard, Alibaba, USAID, RHL Venture, RazorPay, DHL, Агентство продвижения экспорта и международных рынков Узбекистана, Uzum, ФинТех Ассоциация Узбекистана.
\
• увеличение международной конкуренции
• проблемы для местных бизнесменов __
• ограничение возможностей и прав Узбекистана для принятия собственных решений в сфере экономики и торговли
\
• трудности в реализации реформ
• короткое время для адаптации
Были приведены множественные данные статистики по республике в разрезе е-коммерции и возможности дальнейшего развития перспективного рынка. В настоящее время е-рынок развивается и приобретает все большую популярность среди потребителей и предпринимателей. Согласно данным, приведенным Ассоциацией ФинТеха Узбекистана, рынок платежей в Узбекистане в 2023 году был равен 116 трлн. сум, 191,6 млрл. сум -значение qr транзакций, 50 платежных компаний, из них 3 - с клиентской базой более чем 10 млн. потребителей.
Банковский рынок Узбекистана также был представлен следующими цифрами: более 30 наименований банков, 34 млн. банковских карт в обороте, 20 000 банкоматов по всей стране, проникновение банковских услуг составляет 49%, традиционных банков 23, цифровых - 5, национальных платежных систем - 2, Uzcard и Humo.
Электронная коммерция (е-коммерция в дальнейшем) представлена 10 известными, а республике компаниями, среди них такие как Texnomart, Mediapark, Korzinka, Alif Shop, Uzum, Sello и другие.
Развитие рынка маркетплейсов конечно же однозначно, и стимулирование платежных систем для торговцев стало первоочередной задачей, стало уже обыденным что многие магазины предлагают свои товары на маркетплейсах в рассрочку и полную цену. Затрачивать определенную сумму для создания собственного сайта, затем постоянная техподдержка, работа над сайтом - обновления, рекламные хештеги, поддержка интерфейса -все это занимает много времени и требует знаний и умений на уровне soft skill как минимум, или как альтернативу, необходимо нанимать работника с определенными знаниями, что также требует затрат. Проще и удобнее работать с маркетплейсом, где подобные услуги могут оказать за соответствующую плату, а товар будет на обозрении большего количества людей, чем на одном сайте из-за большого разнообразия и конкуренции.
С развитием е-коммерции растут и вызовы, и опасности, ведущие к проблемам в обществе и нездоровому отношению к е-торговле, так как обманутые граждане теряют доверие к платформам и онлайн торговле. Чтобы избежать подобных рисков, необходимо создать прочную базу законов и нормативов, разработать правила серьезных наказаний за правонарушения в данной области. Нашей республикой был разработан Закон об электронной коммерции от 21.06.2022 года [7] но необходимы доработки, и, как следствие, дополнения и оговорки об ужесточении наказания за нарушения законодательства в е-коммерции.
Также вызовы и проблемы на форуме были освещены и Региональным директором Всемирного Банка в Республике Узбекистан, г-ном Марко
MaHTOBaHejuiH: «Uzbekistan E-commerce challenges include poor logistics, low financial inclusion, technology & cybersecurity issues, and lack of government support»
■A
'MFFdiïQ1
Uzbekistan's E-commerce challenges include poor logistics, low financial inclusion, technology & cybersecurity issues, and lack of government support
35.6M
Population
2.3k
GDP per Capita
ÜÄ 12.3%
Ш) Inflation
77%
Individuals using
Interne!
Ж 44% Have bank account
ф 39% Made digital payment
Mobile Connectivity index. 2022
KZ UZ KG TR
Total Retail Market'22, bin US$ Retail E-Com Market'22, mln US$
312.3
<]È-Com
AiiExpress eBay
MediaPark Texnomart Korzinka Others
Рисунок 3. Положение Республики Узбекистан в сравнении с маркетплейсами других стран. (согласно данным, предоставленным
Всемирным банком, «Как добиться успеха на рынке электронной
коммерции в Узбекистане»)
Финансовая доступность, — это предоставление доступа домохозяйствам и предприятиям в эффективное пользование всего комплекса финансовых услуг. Повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей -задача любого развитого, современного, демократического государства. В Узбекистане утвердили Национальную стратегию повышения финансовой доступности на 2021-2023 гг. [8], в ее разработке помогают эксперты Всемирного банка.
За последние два года была проведена большая работа по проработке пяти реформ, были открыты новые филиалы банков, в том числе и в труднодоступных регионах республики, были внедрены альтернативные способы предоставления банковских услуг, такие как цифровизация и полная оцифровка данных, были созданы благоприятные условия для выхода на рынок новых финтех-компаний, была обеспечена открытость и прозрачность информации о финансовых продуктах и услугах.
Вопросы технологий и кибербезопасности занимают большое место не только в нашей стране, эти вопросы повсеместно поднимаются во многих странах, занимающихся развитием цифровизации и новых технологий. В
республике Узбекистан был принят Закон о кибербезопасности от 15.04.2022 г., № ЗРУ-764 [9]. Целью настоящего закона является регулирование отношений в сфере кибербезопасности.
Также Всемирным банком были предоставлены данные по Центральной Азии в контексте конкуренции по объемам, темпам и торговле.
In the regional context Kazakhstan leads by volume, while Uzbekistan leads by pace, yet Kyrgyzstan lags in retail transformation
Size of the E-Com Market in 2022, mln USDS'
2,830
312 300
E-Com & Retail CAGR, %
E-Com Retail
21.8% 8.7%
44.1% 6.6%
15.4% 29.8%
Regional Benchmarks
^J 19.5% -1.3%
34.0% 10.3%
Рисунок 4. Статистика стран ЦА (согласно данным, предоставленным Всемирным Банком, Форум «Как добиться успеха на рынке электронной
коммерции в Узбекистане»)
Согласно отчету Всемирного банка, Казахстан лидирует по объему, Узбекистан лидирует по темпам, Кыргызстан отстает в трансформации розничной торговли. Региональными эталонами были взяты Россия и Турция. Курс, взятый нашим правительством в 2020 году, когда Президент Ш. Мирзиеев объявил 2020 «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики» [10], привел к росту объема компьютерных и программных услуг на 119% (920 млн. сумов), экспорт программных продуктов и услуг вырос на 158% (10 млн. долл.,), вырос размер оплаты труда в сфере информационно-коммуникационных технологий - средняя заработная плата составляет 4 млн., сумов, растет количество предприятий с участием иностранного капитала - 269 единиц (увеличение на 73 штуки). Осуществлено 9 крупных проектов на общую сумму 177,5 млн. долларов [11]. Также Махкамов (2010) [12], (2015) [13] говорил, что влияние цифровизации на развитие предприятий велико и что можно увеличить возможности предоставляемых услуг предприятиям за счет расширения рынка мобильной связи, и в статье Исмаиловой (2022 г.) [14], указано, что развитие электронных услуг посредством электронной коммерции
положительно влияет на инфраструктуру и развитие цифровой трансформации в общем понимании.
According to customer needs and reaction of the ecosystem players to digitalization, several key trends rise in e-commerce sphere globally
Key Global Trends in E-commerce Ecosystem
Max wait period of consumers for the check-out page to load
# of social media us globally as of 2023
Effect of user-generated content on uplift in
Forecasted growth of social media e-com size in Central & Eastern Europe & MEA
Enhanced safety and
security is more important than ever
s concerned about being victims of
of businesses lost between 100-250K due to a cyber attack
Participation of all verticals in e-com ecosystem is expanding the market
% of
high to very high e-government development
Expected CAGR of global open banking market from 2023 to 2030
Expected CAGR of global cryptocurrency payment size from 2022 to 2030
BNPL estimated e-com transaction value by 2025
about transitioning everyday activities to the metaverse
spent on metaverse tech and infrastructure in the first five months of 2022
Superior UX
Social Commerce
Enhanced Safety and Security
E-transformation of Verticals
Launch of Emergent Payment Methods
Futuristic Themes: Metaverse and Beyond
Рисунок 5. Ключевые тенденции в сфере е-коммерции (согласно данным, предоставленным Всемирным банком, Форум «Как добиться успеха на рынке электронной коммерции в Узбекистане»)
В первую очередь рассматривается удобный и персонализированный UX, 166% влияния пользовательского контента на подъем конверсии, затем социальная конверсия - 37% это прогнозируемый рост размера социальных сетей е-коммерции в Центральной и Восточной Азии, повышенная безопасность - растет озабоченность клиентов сетей из-за мошенничества и кибератак. Вовлечение всех секторов государства - 69% стран с высоким или очень высоким уровнем развития электронного правительства, электронная трансформация охватывает все участки жизни граждан, альтернативные варианты оплаты и финансирования - этот вопрос считается спорным для многих стран мира, и криптоплатежи сейчас спорный вопрос в дебатах правительств стран, охваченных цифровой трансформацией. Очень интересна тема футуристики - метавселенная - 120 блн. долл., было потрачено на разработку системы, и, хотя очень многих разочаровала как не приносящая быстрых доходов, но разработки идут не останавливаясь, энтузиасты предрекают прорыв после 2030 года, когда практически весь мир будет оцифрован, и человечество не будет представлять себя без пейзажа пустыни или джунглей за окном, когда на самом деле живут в огромном мегаполисе на 145 этаже.
На форуме был представлен проект FGI USAID, в лице директора Филипа Стояновича, в развитии электронной коммерции в Центральной Азии. В
частности, был разработан «Кодекс деловой этики в электронной коммерции» для участников рынка электронной коммерции в Центральной Азии, подготовлена «дорожная карта для развития электронной коммерции в Центральной Азии», изучена регулярная среда, составлен перечень регулирующих документов и дан их краткий обзор, изучена совместимость платежей и трансграничных транзакций для целей электронной коммерции среди стран Центральной Азии. Поддерживается инициатива С5+ 1 и рамочное соглашение о торговле и инвестициях между США и Центральной Азией при сотрудничестве с программой СЬЭР министерства торговли США и другими донорами.
Были даны базовые рекомендации для развития электронной коммерции в Центральной Азии:
1. Определить и унифицировать понятия и терминологию в сфере электронной торговли.
2. Разработать и утвердить требования к продавцам электронной коммерции и электронным торговым площадкам.
3. Определить нормы ответственности за нарушение требований.
4. Обеспечить безопасность, прозрачность и защиту прав потребителей в электронной коммерции через социальные сети.
Выводы и предложения
Данный форум был отличным показателем развития цифровизации и расширения услуг электронной коммерции в Узбекистане на примере маркетплейсов, также были озвучены проблемы и вызовы в данной сфере, рассмотрены различные варианты решений и предложений по дальнейшему развитию е-коммерции в стране. Рынки е-коммерции — это новый сегмент в экономике как пример бизнес-модели по уровню масштабирования для нашей страны, который стремительно развивается и растет, также это шанс увеличить маржинальность, один из эффективных инструментов экономики. Сопутствующими драйверами развития е-коммерции становятся логистика и ее развитие, и улучшение, постоянное обновление технологий, стабильный прирост реципиентов, таких как клиенты маркетплейсов, и не только покупателей, но и мерчантов. Не нужно забывать о сопутствующих вызовах, на данный момент это вступление Узбекистана во Всемирную Торговую Организацию. В связи с этим необходимо упомянуть, что в ВТО на саммите в Давосе в 2019 году приняли решение прописать международные правила е-коммерции, и согласования сторон идут постепенно, но без сомнений в скором времени основные правила будут согласованы, и Узбекистан обязан будет присоединиться к мировому сообществу. На данный момент соблюдение
международных договоров и соглашений о е-коммерции, забота о кибербезопасности, поощрение развития данного сегмента рынка, развитие цифровых технологий, интегрирование и совместная работа с представителями других стран, разработка и проведение подобных форумов, конференций, проектов, подготовка специалистов в данном сегменте даст толчок развитию данной области экономики в положительном направлении.
Список использованных литератур
1. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 28.04.2020 г. № Ш1-4699, «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства».
2. «Практическая реализация инициатив, выдвинутых Президентом Узбекистана, приведет к конкретным результатам в нынешний сложный геополитический период» / https://uza.uz/ru/posts/na-stranicax-mirovoy-pressy_522459
3. «В ВТО пропишут международные правила ecommerce» / https://oborot.ru/news/v-vto-propishut-mezhdunarodnye-pravila-ecommerce-i100825.html
4. «США поддерживают Узбекистан в процессе вступления во Всемирную Торговую Организацию» / https://uz.usembassy.gov/ru/united-states-supports-uzbekistan-in-wto-accession-process-ru/
5. «Корейские эксперты представили итоговый доклад о последствиях вхождения Узбекистана в ВТО для сельского хозяйства» / https://www.cer.uz/en/post/publication/korejskie-eksperty-predstavili-itogovyj-doklad-o-posledstviah-vhozdenia-uzbekistana-v-vto-dla-selskogo-hozajstva
6. «Обсуждены дальнейшие шаги по вступлению Узбекистана в ВТО» / https://miit.uz/ru/news/obsuzhdeny-dalnejshie-shagi-po-vstupleniju-uzbekistana-v-vto
7. «BNPL - сервисы: что это такое и как работает» / https://vc.ru/money/633352-bnpl-servisy-chto-eto-takoe-i-kak-rabotaet
8. «Утверждена стратегия повышения финансовой доступности. Главное» / https://www.spot.uz/ru/2021/07/12/finance/
9. Закон Республики Узбекистан, от 15.04.2022 г. № ЗРУ-764 «О кибербезопасности»
10. «2020 год объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики https», //www.spot.uz/ru/2020/01/24/2020/
11. «Основные показатели сферы информационно-коммуникационных технологий за 2019 год», https://mitc.uz/ru/pages/information_technologies
12. Махкамов Б.Ш. (2010). Особенности развития рынка мобильных услуг в Узбекистане. -Т.: Журнал налогоплательщика, 2(24), 33-34.
13. Махкамов Б.Ш. (2015). The current state of development of the mobile services market in Uzbekistan. Marketing in Russia and abroad, (6), 85-88.
14. Исмаилова Г., Махкамов Б., Махмудов Ж., (2022) Business In The Development Of E-Commerce. In2022 International Conference on Information Science and Communications Technologies (ICISCT)(pp. 1-7). IEEE.September.