УДК 338.48 EDN: LJFEXM
DOI: 10.24412/1995-0411-2022-1-157-164
ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет имени акад. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ)
доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Современный взгляд на индустрию туризма, представляющего социальный феномен, трансформируется в рамках развития информационных технологий. Большую роль в данном процессе сыграла пандемия коронавирусной инфекции, ускорившая процесс цифровизации всех сфер общества, включая сферу услуг. В данной статье на основе метода прогнозирования был определены цифровые возможности туризма: развитие образовательного туризма с применением технологий дополненной реальности, виртуальные путешествия для малообеспеченных граждан и людей с ограниченными физическими возможностями, формирование глобальной цифровой библиотеки и другие. Отмечается необходимость постановки новых исследовательских вопросов и создания новых теоретических «рамок», объясняющих механизм формирования цифровых туристических практик. Цифровая среда становится самостоятельной сферой формирования спроса и предложения, базой научных исследований и реализации проектов для потребителей из разных регионов. Виртуальные возможности способствуют интеграции различных категорий потребителей для планирования и организации путешествия на доступных условиях. В исследовании представлен механизм управления сферой туризма, цифровая платформа сферы туризма «Туризм 4.0», а также процесс онлайн бронирования.
Ключевые слова: туризм, туристские услуги, цифровизация, цифровые технологии, мобильность, цифровизация, социальные технологии, пандемия, прогнозирование, цифровые путешествия, виртуальные технологии
Для цитирования: Оборин М.С. Цифровая трансформация туристического пространства: новые возможности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т.16. №1. С. 157-164. DOI: 10.24412/1995-0411-2022-1-157-164.
Дата поступления в редакцию: 27 февраля 2022 г. Дата утверждения в печать: 15 апреля 2022 г.
UDC 327 EDN: LJFEXM
DOI: 10.24412/1995-0411-2022-1-157-164
Matvey S. OBORIN
Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov (Perm, Russia)
PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-4281-8615
DIGITAL TRANSFORMATION OF THE TOURIST SPACE: THE NEW FEATURES
Abstract. The tourism industry is a social phenomenon, and development of information technologies transforms the modern view on it. The COVID-19 pandemic played a major role in this process by the accelerating the digitalization of all spheres of society, including the service sector. The article, based on the forecasting method, identifies the digital tourism opportunities. The development of educational tourism using augmented reality technologies, virtual travel for low-income citizens and people with disabilities, the formation of a global digital library are among them. It is necessary to rise new research questions and create new theoretical "frameworks" explaining the mechanism of digital tourism practices. The digital environment is becoming an independent sphere of demand and supply formation, a base for scientific research and project implementation for consumers from different regions. Virtual opportunities facilitate the integration of various categories of consumers for planning and organizing travel on affordable terms. The study presents a mechanism for managing the tourism sector, the digital platform of the tourism sector "Tourism 4.0", as well as the online booking process.
Keywords: tourism, tourist services, digitalization, digital technologies, mobility, digitalization, social technologies, COVID-19 pandemic, forecasting, digital travel, virtual technologies
Citation: Oborin, M. S. (2022). Digital transformation of the tourist space: The new features. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 16(1), 157-164. doi: 10.24412/1995-0411-2022-1-157-164. (In Russ.).
Article History
Received 27 February 2022 Accepted 15 April 2022
Disclosure statement
No potential conflict of interest was reported by the author(s).
© 2022 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
В настоящее время процесс цифровой трансформации развивается активными темпами, на что немало повлияла пандемия коронавирусной инфекции. В сложных условиях сотрудники многих организаций, а также школьники и студенты были переведены на дистанционный формат работы и обучения, где реализовывали свою деятельность через цифровые платформы зум, скайп, майкрософт. Также на развитие циф-ровизации повлияли ограничения выхода из дома и посещения общественных заведений, введение кодов, идентифицирующих личность, ввиду чего спросом стали пользоваться компании по доставке продуктов и других услуг, различные цифровые решения, коснувшиеся жизнедеятельности общества, способствующие и кардинальным преобразованиям в сфере туризма [7].
Виртуальные путешествия - новое направление туристической отрасли, значительно расширяет возможности человека, который по каким-то причинам не может в данный момент отправиться в реальное путешествие и получает практически полноценные эмоции, полностью погружаясь в виртуальную реальность путешествия.
Ввиду активной занятости и другим факторам человек не всегда может посетить интересующие его достопримечательности и экскурсии, поэтому альтернативой реального посещения данных исторических объектов может стать дополненная виртуальная реальность. Виртуальная реальность позволяет виртуальному путешественнику наблюдать объекты достопримечательностей с использованием цифровых технологий в трехмерном изображении высокого качества [13].
Современная цифровая адаптация туристической отрасли может быть описана в настоящее время как глобальная сеть, включающая множество элементов, представленных национальными достопримечательностями, культурно-историческими местами, курортами, отелями и так далее.
Данные элементы приобретают мобильный характер по причине обусловленности и преобразования в цифровой формат, становясь объектами виртуальности.
Цифровизация представляет инструмент, стимулирующий развитие туристического потенциала территорий, где турист в рамках нехарактерных условий и повышенной чувствительности к новым параметрам и принципам совершает путешествие по разным точкам планеты. Во время путешествия виртуальный турист знакомиться с социальными, экономическими и политическими условиями жизни других народов, оценивая их непосредственно со своего видения и понимания [8].
Цифровые возможности сегодня позволяют сформировать множество новых привлекательных и интересных туров. Технологии, интегрированные в городской контекст, активизируют спрос на туристические территории, тем самым расширяя потенциал туристической отрасли. Цифровые технологии преобразуют формат деятельности туристического сектора. Одним из таких примеров является возможность ком-муницировать на любом языке, благодаря технологии быстрого перевода [12].
Во время путешествия, будь оно реальным или виртуальным, турист получает большой социальный опыт. В настоящее время, благодаря современным цифровым технологиям процесс обмена и передачи информации осуществляется практически мгновенно посредством использования социальных сетей и прочих программ люди могут обмениваться фотографиями, видео, книгами, сообщениями, притом, что территориально можно находиться на разных концах планеты. Благодаря множеству текстовых или видео материалов, аудиозаписям и картинкам формируется единый туристический цифровой формат.
На рис. 1 представлена структура управления сферой туризма, где одним из инструментов является внедрение цифровых технологий.
Сегодня социальные сети развиваются очень активно, что вызвано тем, что человеку нравиться делиться своими успехами, личной жизнью и знаниями с другими людьми, к тому же некоторые социальные платформы сегодня стали источником заработка [9].
Механизм управления сферой туризма
Государственные программы
Негосударственные (частные) проекты
ср ио
ын во о
I
й
и
ц
и
т
с
е
в
н
и
а
к
о
т
и
р
п
е
и
н
а
в
о
р
и
л
у
м
и
т
С
ны рр
еу
S * 2 >■
I Ь
ис
S
на
ан вн
ул р
и
в а
о л
т а и
к н и
е о ц
.0 с а
ю р к
о е и
х п ф
ы и и
н к л
н в а
о о т в к
и ц о г х
а дг и
е о е
р п и
к е р е и н н е 3
е е ы
и ч в
н е о
а п п
д с
з е и
о ю
С О
£
й
и
и т с г о л
о о
т н
я х
н е
а т
з х
у ы
т с о р е в о р ф и
и в ц
т е
с и
й н
е д е р
о С д е н ей
Система мониторинга состояния потенциала сферы туризма
Рис. 1 - Механизм управления сферой туризма
Fig. 1 - Tourism Management Mechanism
Одним из популярных направлений заработка в социальных сетях является бло-герство. Ведение блога на цифровой платформе требует постоянной активности. В целях привлечения подписчиков блогеры ежедневно публикуют фото и видео, полезное и интересное для его аудитории, подписчики часто узнают о последних новостях именно от блогеров. Для повышения популярности своего блога блогеры довольно часто путешествуют по красивым уголкам планеты с целью формирования необычного и красивого фото контента, а также ознакомления читателей с удивительными и уникальными мировыми достопримечательностями [3].
Необходимо отметить и отрицательные стороны развития цифровых технологий в сфере туризма, поскольку, когда человек пресыщается красивыми пейзажами и
достопримечательностями через призму экрана, он не может полноценно оценить весь масштаб красоты и величины объекта, почувствовать, к примеру, запах моря или вечерний бриз, краски рассвета и тепло солнечных лучей [6]. Таким образом, происходит подмена ценностей, где реальность заменяет виртуальность, где реальные впечатления заменены, по сути, не настоящими, и, соответственно не полноценными.
В современной реальности, многие люди, собираясь в поездку, ориентируются в выборе страны, используя цифровые поисковые платформы, которые дают полную информацию о туре, отеле, других дополнительных услугах и ценах на предложение. Современный человек уже не представляет своей обычной жизни и тем более деятельности без использования цифровых технологий, являющихся инструментом, способствующим реализации необходимой цели в самый быстрый период с высоким уровнем качества.
Также цифровые технологии способны преобразовывать саму традиционную структуру туризма и характеристики поведения самих туристов.
Особенно ценность виртуальные цифровые технологии представляют для лиц, которые испытывают трудности при самостоятельном передвижении, получении услуг, восприятии необходимой информации или при ориентировании в пространстве, а также для граждан с ограниченными финансовыми возможностями.
В целом для социума мир виртуального туризма особенно ценен в рамках образования, поскольку восприятие информации об особенностях той или иной страны или туристического объекта наиболее шире открывается через погружение в виртуальную действительность.
При всех перечисленных положительных факторах глобализация в целом и, в частности, в туризме оказывает и негативные последствия для человечества, что выражено в последнее время в том, что именно транспортные и туристические
потоки создали условия для масштабного развития вируса, вызвавшего пандемию во всем мире [14].
Пандемия особенно повлияла на функционирование сектора транспортного туризма. Из-за приостановления воздушных и иных сообщений многие туристы не могли вернуться домой или, наоборот уехать из страны. В данный непростой период благодаря цифровым технологиям удалось частично решить этот непростой вопрос. К примеру, используя алгоритм структурированных массивов больших данных, были определены локации наиболее активного распространения вируса, включающие торговые комплексы, развлекательные организации, транзитные пункты, рабочие места и так далее, что позволило ограничить к ним доступ граждан с целью предупреждения распространения зловредной инфекции [2].
По мнению исследователей Дж. Урри и Й. Ларсена, погружаться в виртуальный мир путешествий возможно даже через просмотр рекламных постеров, путеводителей и туристических сайтов. Виртуальный туристический круг формируют образы определенных мест, представленные через онлайн платформы, телевидение, журналы и другие средства массовой информации, что подчеркивает мобильность, как туристов, так и сферы туризма.
В рамках цифровой трансформации развития туристической отрасли информационные данные преобразуются в цифровое туристическое содержание следующими способами:
- распространение информации об объектах туризма через точные и конкретные освещения средств массовой информации, которые реализуют свою деятельность через информирование общества о новых направлениях индустрии туризма;
- публикации независимых средств массовой информации, сотрудники которых делятся своими впечатлениями о путешествии через личные блоги и социальные сети, что продвигает отрасль туризма в рамках развития цифровых технологий
посредством конкуренции между источниками, предлагающих широкий спектр информации о туризме.
Следует отметить одно из современных цифровых технологических достижений в рамках деятельности СМИ - это возможность кодирования восприятия реальности [10].
М. Кастельс определяет данное направление, как «культуру реальной виртуальности», где информация передается через онлайн платформы для широкой аудитории, без участия деятелей средств массовой информации.
Ожидается, что со временем в условиях виртуальных путешествий при частом посещении и длительных встречах участников цифровой среды, виртуальные путешествия заменят социальное онлайн-взаимо-действие. Виртуальная среда сформирует свои поведенческие правила и условия, благоприятные для взаимодействия индивидов в рамках цифровых путешествий, взаимосвязанных с новейшими современными технологиями. Такой вариант наиболее подходит для людей, которые по разным причинам физического или иного характера не могут позволить себе мир реальных путешествий.
У таких людей, из-за невозможности путешествовать, возникает чувство неполноценности и изолированности от мира, которая со временем ввергает его в депрессивное состояние. Решением данной проблемы, как раз является виртуальное путешествие [4].
В настоящей действительности все-таки мир виртуального путешествия по многим факторам не дает полного удовлетворения и по физическому восприятию, и по социально-психологическим характеристикам для туриста. Однако, по мнению многих экспертов и аналитиков в рамках активного развития цифровых технологий, в ближайшем будущем мир виртуального туризма преобразиться настолько, что каждый по отдельности и даже с семьей или друзьями сможет отправляться в длительные виртуальные туры, мало отличающиеся по
ощущениям от реальных путешествий [15].
В реальности не каждое путешествие складывается, так как изначально настроен турист, и не всегда он получает положительные эмоции от путешествия, однако прогрессивное развитие цифровых технологий в мире туризма в будущем полностью решит эту проблему. В качестве перспектив развития цифрового туризма нам видятся следующие. Выглядеть это будет примерно следующим образом: страны и города будет красочно представлены в виртуальном кафе, где можно проводить встречи с кем угодно, беседовать, играть, принимать пищу через применение У^технологий [11].
Также тенденции развития предпола-
гают формат виртуальной реальности, через использование простых гарнитур, такие как очки или контактные линзы, которые позволят войти в виртуальное туристическое пространство в обычной жизни, перебрасывая своего виртуального двойника в любую точку на любой территории [1].
Опыт развитых стран, преуспевших в цифровизации индустрии туризма, показывает, что для реализации туристского потенциала страны необходимо сформировать обобщенную цифровую платформу отрасли. Как правило её создание основано на базе концепции «Индустрия 4.0» и «умная фабрика», используемой в промышленности (рис. 2).
Туризм 4.0
Дополненная реаль-
Кибербезопасность Облачные вычисления и хранение данных Горизонтальная и вертикальная интеграция
Технологии блокчейн Моделирование и прогнозирование Роботизация
Интернет вещей
Цифровой маркетинг
Рис. 2 - Цифровая платформа сферы туризма «Туризм 4.0»
Fig. 2 - Tourism digital platform
Клиент
Турагентство
i.
£
Компании, оказывающие туристские услуги Глобальные системы бронирования
Виртуальное агентство
Система управления гостиничным хозяйством
Сайт гостиницы
£
Репрезентативная компания
Рис. 3 - Процесс онлайн бронирования
Сегодня туристы становятся все более опытными, они могут самостоятельно исследовать туристические предложения в Интернете, анализировать форумы, социальные сети, обмениваться различной туристической информацией, что провоцирует изменение характера и специфики каналов продаж в сфере туризма [5]. Таким образом, все большую популярность приобретает система онлайн бронирования, процесс которого представлен на рис. 3.
Таким образом, проведя подробный анализ развития цифровых технологий
Fig. 3 - Online booking process
индустрии туризма, можем сделать выводы о новых направлениях виртуальных путешествий в ближайшем будущем:
1) широкое использование цифровых туристических технологий в рамках образования: наглядное изучение исторических территорий, общение с носителями другого языка через технологии быстрого перевода;
2) виртуальные путешествия становятся полноценной заменой реальных поездок для людей с ограниченными физическими возможностями здоровья, а также малообеспеченных граждан;
3) формирование глобальной цифровой туристической библиотеки, включающей публикации социальных сетей;
4) создание цифровых туров с маршрутами по местам, популярным в социальной сети «Инстаграм», с возможностью создания реалистичных фотографий внутри виртуального пространства;
5) расширение использования цифровых технологий позволит обновить восприятие обществом привычного туристического места (развертывание технологий проведения сеансов видеоконферен-цсвязи, мгновенный перевод, «кафе» виртуальной реальности).
Виртуальная реальность — лишь один из основных инструментов цифровой трансформации туристического пространства. Несмотря на существования множества концептуальных и теоретических подходов к изучению сложных и разнообразных туристических явлений, необходимо дальнейшее развитие и новые взгляды на процесс трансформации туристической отрасли в рамках развития цифровых технологий, позволяющие наполнить ценным содержанием теорию специальностей социологии туризма, социологии управления и социологии коммуникаций.
Список источников
1. Алямкина А.В., Кицис В.М., Тесленок С.А. Технология онлайн-бронирования на примере системы Horse // Современные проблемы территориального развития. 2018. №4. С. 2.
2. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л., Замара Е.В. Оптимизация процесса подготовки специалистов по туризму в условиях цифровой экономики // АНИ: педагогика и психология. 2019. №1(26). С. 29-32.
3. Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2019. №3(85). С. 34-47.
4. Герчикова Е.З., Спиридонова Е.П. Социологические аспекты трансформации сферы рекреации и туризма в условиях цифровой экономики // Вестник Саратовского гос. соц.-экономич. ун-та. 2018. №3(72). С. 185-188.
5. Гладилин В.А., Нечаева С.В., Карасева С.А. Инновации в развитии туристско-рекреационного комплекса региона на основе повышения его инвестиционной привлекательности (на примере региона КМВ) // Экономика и предпринимательство. 2016. №2-2(67). С. 250-254.
6. Озимина Л.А. Цифровые каналы и методы продвижения комплексных туристских услуг // Известия СПбГЭУ. 2019. №2(116). С. 146-151.
7. Осипова Н.И., Иванова Н.В., Аксенова Л.А. Инновационное развитие российского туристского рынка: цифровой аспект // Вестник РМАТ. 2019. №1. С. 130-135
8. Пастухова А.Э. Цифровые технологии как драйвер развития предприятий индустрии туризма в России (accessible tourism) // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. №2. С. 150-166.
9. Резайян А., Багери Р. Моделирование факторов, влияющих на функционирование сетей знаний // Форсайт. 2018. Т.12. №1. С. 56-67.
10. Рзаева Р.Э.К., Кулакова Л.Иа. Цифровое развитие туристской сферы // European science. 2019. №7(49). С. 31-35.
11. Таранова И.В., Подколзина И.М. Мировой финансово-экономический кризис в России: тенденции и перспективы // Вестник Института дружбы народов Кавказа. «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2017. № 1 (41). С. 2.
12. Устинова Н.Г., Шевченко М.В. Индустрия гостеприимства в эпоху цифровизации // Эпоха науки. 2019. №20. С. 453-457.
13. Ухина Т.В., Шабаков А.А., Снегова К.В., Кульбейкин А.С. Travel agencies in competition with modern online-booking services // Сервис plus. 2017. №2. С. 30-36.
14. Фролова Е.А. Тенденции и проблемы развития мирового туризма // Вестник ГУУ. 2019. №3. С. 61-65.
15. Шпырня О.В., Коренева М.В. Современные тренды функционирования рынка OTA (Online Travel Agency) // Научный вестник ЮИМ. 2019. №4. С. 27-30.
References
1. Alyamkina, A. V., Kitsis, V. M., & Teslenok, S. A. (2018). Tekhnologiya onlajn-bronirovaniya na primere sistemy Horse [Online booking technology on the example of the Horse system]. Sovremennye problemy territorial'nogo razvitiya [Modern problems of territorial development], 4, 2. (In Russ.).
2. Aniskin, V. N., Busygina, A. L., & Zamara, E. V. (2019). Optimizaciya processa podgotovki specialistov po turizmu v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Optimization of the process of training specialists in tourism in the digital economy]. ANI: pedagogika i psihologiya [ANI: Pedagogy and Psychology], 1(26), 29-32. (In Russ.).
3. Bogomazova, I. V., Anoprieva, E. V., & Klimova, T. B. (2019). Cifrovaya ekonomika v industrii turizma i gostepriimstva: tendencii i perspektivy [Digital economy in the tourism and hospitality industry: trends and prospects]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 3(85), 34-47. (In Russ.).
4. Gerchikova, E. Z., & Spiridonova, E. P. (2018). Sociologicheskie aspekty transformacii sfery rekreacii i turizma v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Sociological aspects of the transformation of recreation and tourism in the digital economy]. VestnikSaratovskogo gos. soc.-ekonomich. un-ta [Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University], 3(72), 185-188. (In Russ.).
5. Gladilin, V. A., Nechaeva, S. V., & Karaseva, S. A. (2016). Innovacii v razvitii turistsko-rekreacionnogo kompleksa regiona na osnove povysheniya ego investicionnoj privleka-tel'nosti (na primere regiona KMV) [Innovations in the development of the tourist and recreational complex of the region on the basis of increasing its investment attractiveness (the case of CMS region)]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2-2(67), 250-254. (In Russ.).
6. Ozimina, L. A. (2016). Cifrovye kanaly i metody prodvizheniya kompleksnyh turistskih uslug [Digital channels and methods of promotion of complex tourist services]. Izvestiya SPSEU, 2(116), 146-151. (In Russ.).
7. Osipova, N. I., Ivanova, N. V., & Aksenova, L. A. (2019). Innovacionnoe razvitie rossijskogo turistskogo rynka: cifrovoj aspekt [Innovative development of the Russian tourist market: digital aspect]. Vestnik RMAT[Bulletin of the RIAT], 1, 130-135. (In Russ.).
8. Pastukhova, A. E. (2019). Cifrovye tekhnologii kak drajver razvitiya predpriyatij industrii turizma v Rossii (accessible tourism) [Digital technologies as a driver of development of tourism industry enterprises in Russia (accessible tourism)]. Rossijskie regiony: vzglyad v bu-dushchee [Russian regions: a look into the future], 2, 150-166. (In Russ.).
9. Rezaian, A., & Bagheri, R. (2018). Modelirovanie faktorov, vliyayushchih na funkcionirovanie setej znanij [Modeling of factors influencing the functioning of knowledge networks]. Foresight, 12(1), 56-67. (In Russ.).
10. Rzayeva, R. E. K., & Kulakova, L. I. (2019). Cifrovoe razvitie turistskoj sfery [Digital development of the tourism sector]. European science [European Science], 7(49), 31-35. (In Russ.).
11. Taranova, I. V., & Podkolzina, I. M. (2017). Mirovoj finansovo-ekonomicheskij krizis v Rossii: tendencii i perspektivy [The global financial and economic crisis in Russia: trends and prospects]. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza. Teoriya ekonomiki i upravleniya narod-nym hozyajstvom [Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus. Series: Theory of economics and management of the national economy], 1(41), 2. (In Russ.).
12. Ustinova, N. G., & Shevchenko, M. V. (2019). Industriya gostepriimstva v epohu cifrovizacii [Hospitality industry in the era of digitalization]. Epoha nauki [The Age of Science], 20, 453457. (In Russ.).
13. Ukhina, T. V., Shabakov, A. A., Snegova, K. V., & Kulbeikin, A. S. (2017). Travel agencies in competition with modern online-booking services [Travel agencies in competition with modern online-booking services]. Servis plus, 2, 30-36. (In Russ.).
14. Frolova, E. A. (2019). Tendencii i problemy razvitiya mirovogo turizma [Trends and problems of world tourism development]. Vestnik GUU [Bulletin of GUU], 3, 61-65. (In Russ.).
15. Shpyrnya, O. V., & Koreneva, M. V. (2019). Sovremennye trendy funkcionirovaniya rynka OTA (Online Travel Agency) [Modern trends in the functioning of the OTA (Online Travel Agency) market]. Nauchnyj vestnik YUIM [Scientific Bulletin of YUIM], 4, 27-30. (In Russ.).