Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
855
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кузякин Юрий Петрович, Мухин Алексей Игоревич

В современных условиях глобальных трансформационных преобразований, Российская Федерация встала на путь цифровизации, о чем свидетельствует принятие в 2018 г. Национального проекта «Цифровая экономика» на период с 2019 по 2024 годы, с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р принята «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», в которой предусмотрено применение цифровых технологий в различных таможенных сферах, включая таможенный контроль. Отсутствие четких и доступных информационных источников, сервисов, платформ, приложений или порталов по цифровым технологиям в таможенном контроле тормозит скорость внедрения инноваций в таможенное дело. В свою очередь, это не позволяет таможенным структурам интегрироваться в региональные и мировые системы, что затрудняет их выход на международные экономические площадки. Эти и другие текущие проблемы обусловливают необходимость исследования процессов развития цифровых технологий в сфере таможенного контроля.Материалы и методы научного исследования. Материалами исследования является действующее нормативно-правовые акты в исследуемой сфере. В данной работе использовались различные методы научного познания, в том числе: исторический, сравнительно-правовой, анализ, синтез, логический, индукции, дедукции и другие.Обсуждение результатов. Вопросы организации деятельности по применению цифровых технологий в таможенном контроле.Необходима выработка и обоснование различных информационных платформ, алгоритмов, технологий, ресурсов при проведение таможенного контроля.Заключения (выводы). В целях совершенствования развития использования цифровых технологий в таможенном контроле необходимо введение более современных и автоматизированных систем, таких как системы идентификации и отслеживания грузов, аналитические и информационные системы, а также использование искусственного интеллекта и больших данных для улучшения качества и эффективности таможенных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кузякин Юрий Петрович, Мухин Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF CUSTOMS CONTROL: STATUS AND PROSPECTS

In the current conditions of global transformational changes, the Russian Federation has also embarked on the path of digitalization, as evidenced by the adoption in 2018. The National Project “Digital Economy” for the period from 2019 to 2024, in order to solve the task of ensuring the accelerated introduction of digital technologies in the economy and social sphere. In addition, the Russian Government’s Order No. 1388-r of 23.05.2020 adopted the “Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030”, which provides for the application of digital technologies in various customs areas, including customs control. The lack of clear and accessible information sources, services, platforms, applications or portals on digital technologies in customs control hinders the speed of innovation in customs. In turn, this prevents customs structures from integrating into regional and global systems, making it difficult for them to enter international economic arenas. These and other current problems make it necessary to study the development of digital technologies in the field of customs control.Materials and methods of scientific research. The materials of the study are the current legal regulation of legislation in the field under study. Various methods of scientific knowledge were used in this work, including: historical, comparative-legal, analysis, synthesis, logical, induction, deduction and others.Discussion of the results. Issues of organizing activities on the application of digital technologies in customs control.It is necessary to develop and justify various information platforms, algorithms, technologies, resources in carrying out customs control.Conclusions (findings). In order to improve the development of the use of digital technologies in customs control, it is necessary to introduce more modern and automated systems such as cargo identification and tracking systems, analytical and information systems, and the use of artificial intelligence and big data to improve the quality and efficiency of customs procedures.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Цифровая трансформация таможенного контроля: состояние и перспективы

Кузякин Юрий Петрович,

доктор юридических наук, профессор Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: kuziakin49@mail.ru

Мухин Алексей Игоревич,

Студент магистратуры, ВШГА, МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: mlesha333@gmail.com

В современных условиях глобальных трансформационных преобразований, Российская Федерация встала на путь цифрови-зации, о чем свидетельствует принятие в 2018 г. Национального проекта «Цифровая экономика» на период с 2019 по 2024 годы, с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р принята «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», в которой предусмотрено применение цифровых технологий в различных таможенных сферах, включая таможенный контроль. Отсутствие четких и доступных информационных источников, сервисов, платформ, приложений или порталов по цифровым технологиям в таможенном контроле тормозит скорость внедрения инноваций в таможенное дело. В свою очередь, это не позволяет таможенным структурам интегрироваться в региональные и мировые системы, что затрудняет их выход на международные экономические площадки. Эти и другие текущие проблемы обусловливают необходимость исследования процессов развития цифровых технологий в сфере таможенного контроля. Материалы и методы научного исследования. Материалами исследования является действующее нормативно-правовые акты в исследуемой сфере. В данной работе использовались различные методы научного познания, в том числе: исторический, сравнительно-правовой, анализ, синтез, логический, индукции, дедукции и другие.

Обсуждение результатов. Вопросы организации деятельности по применению цифровых технологий в таможенном контроле. Необходима выработка и обоснование различных информационных платформ, алгоритмов, технологий, ресурсов при проведение таможенного контроля.

Заключения (выводы). В целях совершенствования развития использования цифровых технологий в таможенном контроле необходимо введение более современных и автоматизированных систем, таких как системы идентификации и отслеживания грузов, аналитические и информационные системы, а также использование искусственного интеллекта и больших данных для улучшения качества и эффективности таможенных процедур.

Ключевые слова: таможенное дело, цифровизация, глобальные преобразования, таможенный контроль, таможенная служба.

Использование цифровых технологий в различных социально экономических сферах выступают важным инструментом решения различных ключевых проблем многих государств. Одной из которых выступает их эффективное внешнеэкономическое сотрудничество. Повышение уровня такого сотрудничества во многом определяется оперативностью и качеством таможенного контроля экспортных и импортных операций с помощью использования информационных систем и ресурсов, применение которых позволяют обрабатывать большие объемы информации, автоматизировать процессы таможенного контроля и обеспечивать взаимодействие между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Одним из примеров применения ИИС в таможенном деле является система распознавания голоса и лиц. Эта технология используется для идентификации водителей, пассажиров и персонала транспортных средств на таможенном контроле, что позволяет исключить возможность мошенничества и подделки документов. Также ИИС позволяют быстро и точно идентифицировать грузы, транспортные средства и контейнеры на основе их визуального образа.

Кроме того, ИИС могут использоваться для управления контейнерными терминалами, что позволяет автоматизировать процессы работы с контейнерами, сократить время на их обработку и уменьшить количество ошибок при выполнении таможенных процедур.

Некоторые ИИС также могут использоваться для прогнозирования рисков и обеспечения безопасности на таможенном контроле. Эти системы могут анализировать данные о грузах, персонале, транспортных средствах и других факторах, чтобы определить потенциальные угрозы и предотвратить возможные инциденты.

По данным «дорожной карты» развития «сквозных» цифровых технологий «Нейротехнологии и искусственный интеллект», фактическая доля России на мировом рынке искусственного интеллекта составила 0,2% в 2018 г., но должна увеличиться до 1,7% к 2024 г. «Сквозные» цифровые технологии - это передовые научно-технические отрасли, наиболее сильно влияющие на развитие экономики. «Сквозные» цифровые технологии -это «большие данные», новые производственные технологии, промышленный интернет, искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, компоненты робототехники и сенсорика, квантовые технологии, системы распределенного реестра, технологии виртуальной и дополненной реальностей. В 2018 г. российский рынок решений в сфере искусственного интеллекта составил 2,1

5 -о

сз ж

■с

млрд руб., к 2024 г. он должен увеличиться до 160,1 млрд руб.

Одним из основных источников информации при таможенном контроле являются декларации на товары, которые подаются участниками внешнеэкономической деятельности. Для обработки этой информации в России применяются различные информационные системы, такие как «Инте-грация.Таможня», «Меркурий» и т.д.

Декларация на товар является основным документом, который сопровождает товары на всем пути их перемещения через границу, и содержит информацию о товаре, его стоимости, происхождении, количестве и т.д. Эта информация необходима для таможенного оформления и определения размера таможенных платежей, а также для контроля за выполнением режима таможенного склада или таможенной процедуры. Рассмотрим самые известные из них.

Так, «Интеграция.Таможня» - это комплексная информационная система, которая автоматизирует все процессы таможенной службы, начиная с подачи декларации на товары и заканчивая выдачей таможенного документа на основании результатов таможенного контроля. Данная система позволяет участникам внешнеэкономической деятельности подавать декларации на товары в электронном виде и получать результаты таможенной проверки также в электронном виде. Система также предоставляет возможность для онлайн-консультаций и запросов уточнения информации. Таким образом, участники внешнеэкономической деятельности могут значительно сократить время на подготовку документов и процедуры таможенной очистки.

Система «Меркурий» позволяет участникам внешнеэкономической деятельности обмениваться электронными документами с таможенными органами, включая декларации на товары. Это существенно ускоряет процесс таможенной очистки и сокращает время на оформление документов. Кроме того, система «Меркурий» предоставляет возможность для онлайн-консультаций и запросов уточнения информации, что также способствует более эффективному взаимодействию между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.

Однако необходимо отметить, что система «Меркурий» не лишена недостатков. Один из них -это отсутствие единой платформы для обмена электронными документами. В настоящее время участники внешнеэкономической деятельности могут использовать несколько различных платформ для обмена документами с таможенными органами, что усложняет процедуру обмена и может привести к ошибкам при оформлении документов.

Тем не менее, система «Меркурий» продолжает — развиваться и совершенствоваться. В настоящее 2 время она позволяет не только обмениваться доку-Я ментами с таможенными органами, но и проводить ° онлайн-аукционы на право заключения договоров ав на поставку товаров для государственных нужд,

а также предоставляет возможность для онлайн-оплаты таможенных платежей.

«Регламент» - это информационная система таможенной службы, которая была разработана для автоматизированного управления таможенными процедурами и контролем за их соблюдением. Она является одной из наиболее важных информационных систем в таможенной сфере, поскольку обеспечивает эффективность и прозрачность процессов таможенного контроля, а также предотвращает нарушения законодательства в этой сфере.

Особые интерес вызывает применение аналитических систем и технологий машинного обучения для автоматического анализа данных и выявления нарушений при таможенном контроле. Например, система «Умная таможня», разработанная компанией IBM, позволяет автоматически анализировать данные и выявлять нарушения законодательства в режиме реального времени. Эта технология уже используется в России, что также повысило эффективность таможенного контроля.

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была разработана информационная система «Транзит», предназначенная для мониторинга грузов при транспортировке через территорию стран-участников. Система позволяет участникам внешнеэкономической деятельности отслеживать перемещение грузов на каждом этапе транзита и получать информацию о состоянии их грузов в режиме реального времени. «Транзит» обеспечивает эффективный контроль за перемещением грузов и предотвращает возможные нарушения правил перевозки.

Однако несмотря на преимущества системы «Транзит», в ее внедрении могут возникнуть определенные трудности, связанные с необходимостью соответствия требованиям системы и совершенствованием ее функционала. Таким образом, система «Транзит» является важным инструментом в организации таможенного контроля и упрощении процесса перемещения грузов между странами-участниками ЕАЭС.

Кроме того, ЕАЭС ведет работу над созданием «Единого окна», которое объединит несколько информационных систем и ресурсов для упрощения процесса внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.

Так заключено соглашение о взаимодействии таможенных органов государств - участников ЕА-ЭС по борьбе с нарушениями интеллектуальной собственности. Сотрудничество таможенных органов государств - участников ЕАЭС осуществляется в рамках проекта «Таможенный интеллектуальный анализ».

Очевидно, что использование информационных систем и ресурсов в организации таможенного контроля позволяет значительно ускорить и упростить процесс таможенного оформления, а также повысить безопасность перемещения товаров через таможенную границу. Однако, необходимо учитывать особенности каждой системы и ресурса,

чтобы обеспечить их эффективное использование в таможенном контроле.

Кроме того, в России функционируют такие информационные ресурсы, как Федеральная таможенная служба «ФТС» России, Государственная информационная система «Единое окно», которые также являются важными инструментами для организации таможенного контроля.

Одной из таких систем является «Единое окно» - автоматизированная система, разработанная Федеральной таможенной службой для организации электронного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. «Единое окно» позволяет получить различную информацию по товару и операциям с ним, включая стоимость, налоговые платежи, происхождение товара и т.д.

Помимо системы «Единое окно», действуют и другие информационные ресурсы, которые могут быть использованы в таможенном контроле. Например, в России действует единый реестр таможенных брокеров, который позволяет быстро находить подходящего брокера для оформления груза и его последующей таможенной очистки.

Единый реестр таможенных брокеров (далее -ЕРТБ) был создан с целью повышения эффективности и прозрачности таможенных процедур. Это база данных, в которой содержится информация о квалификации, сертификации и деятельности таможенных брокеров.

ЕРТБ позволяет быстро находить подходящего таможенного брокера для оформления груза и его последующей таможенной очистки. Благодаря ЕРТБ, таможенные органы могут быстро проверить информацию о брокере, узнать его квалификацию и опыт работы, а также убедиться в том, что он имеет необходимые сертификаты и разрешения на осуществление таможенных операций.

Одним из преимуществ ЕРТБ является сокращение времени на оформление документов и ускорение процесса таможенной очистки груза. Теперь таможенные органы могут быстро и легко найти подходящего брокера для оформления груза, что сокращает время на подготовку документов и процедуры таможенной очистки. Это также снижает риски ошибок и нарушений при проведении таможенных операций.

Кроме того, ЕРТБ позволяет сделать таможенные процедуры более прозрачными и доступными для всех участников таможенного процесса. Также реестр обеспечивает контроль за деятельностью таможенных брокеров и предотвращает незаконную деятельность в этой сфере.

Однако необходимо отметить, что не все брокеры включены в ЕРТБ. Для того, чтобы быть включенным в реестр, брокер должен пройти процедуру сертификации и соответствовать определенным требованиям. Это может привести к тому, что некоторые квалифицированные и опытные таможенные брокеры могут не быть включены в ЕРТБ, что создает некоторые неудобства в работе с ними.

Один из примеров сотрудничества таможенных органов России и ЕАЭС - это создание единой информационной системы таможенного контроля (ЕИС ТК). Это позволяет упростить и ускорить процессы таможенного контроля при перемещении товаров между государствами-членами ЕАЭС. Система обеспечивает обмен информацией между таможенными органами и другими участниками ВЭД, а также автоматизирует процессы контроля за перемещаемыми товарами.

Кроме того, на сайте Таможенной службы России указано, что сотрудничество с таможенными органами ЕАЭС проявляется и в совместном проведении оперативно-разыскных мероприятий, направленных на предотвращение контрабанды и незаконного перемещения товаров через границу. В рамках такого сотрудничества проводятся операции по обмену информацией, обучению и подготовке специалистов, а также проведению совместных таможенных проверок.

Кроме того, примерами успешной реализации информационных систем и ресурсов в таможенной сфере являются система «Электронная таможня». Однако, для дальнейшего совершенствования и улучшения работы в таможенной сфере, необходимо продолжать работу над их развитием и совершенствованием, а также обеспечивать более широкий доступ к ним для таможенных органов и участников таможенного процесса. Только тогда информационные системы и ресурсы смогут эффективно справляться со всеми задачами, стоящими перед ними, и обеспечить более эффективную и прозрачную таможенную деятельность.

На основании вышесказанного целесообразно отметить, что наличие современных информационных технологий и систем является важным условием для эффективного и быстрого таможенного контроля. Оптимизация таможенного контроля на основе использования информационных ресурсов включает в себя автоматизацию таможенных процедур, электронную обработку документов, мониторинг грузов и другие инструменты.

Использование информационных ресурсов может значительно ускорить процессы таможенного контроля и снизить риски нарушений законодательства, так как обработка информации происходит автоматически и быстро.

В настоящее время использование цифровых платформ в таможенном контроле является одним из ключевых направлений развития таможенных служб во всем мире. Однако каждый вид цифровых платформ имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении в таможенном контроле.

В 2030 году Федеральная таможенная служба должна прийти к следующему: Максимальная автоматизация всех рабочих процессов. Сегодня автоматизировано 25% рабочих процессов, к 2024 году стоит задача автоматизировать 50%, а к 2030 году - 100%. Например, уже автоматизированы регистрация и выпуск деклараций, а также категорирование. Помимо этого, сейчас создают-

5 -о

сз ж

■с

ся условия для полного перехода на электронный документооборот таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности, министерств и ведомств, банковского сектора при уплате таможенных пошлин, налогов и иных сборов.

Существует несколько отдельных видов цифровых платформ, которые могут быть использованы в таможенном контроле.

Одной из таких платформ является «Таможенный Цифровой Рынок» (Customs Digital Market, CDM), который был разработан Мировой таможенной организацией (МТО) для того, чтобы обеспечить электронную коммуникацию между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Система CDM представляет собой набор программных приложений, обеспечивающих работу в режиме реального времени, что позволяет ускорить процессы таможенного контроля и снизить возможность ошибок при оформлении документов. Кроме того, CDM также предлагает решения для обеспечения безопасности и контроля за перемещением товаров через таможенную границу.

Одним из главных элементов системы CDM является единый цифровой портал, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности взаимодействовать с таможенными органами на различных этапах процесса таможенного контроля. Этот портал также обеспечивает доступ к цифровым сервисам и инструментам, предоставляемым МТО и ее партнерами.

В России платформа «Таможенный Цифровой Рынок» начала использоваться в 2020 году. Как отмечается в исследовании «Анализ использования технологий цифровизации в таможенном деле в Российской Федерации», внедрение системы CDM позволило сократить время оформления таможенных деклараций и снизить вероятность ошибок при их заполнении. Кроме того, использование CDM позволило повысить прозрачность процессов таможенного контроля и обеспечить эффективное взаимодействие между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

В странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также проводится работа по внедрению цифровых технологий в таможенном контроле с использованием платформы CDM. В частности, с 2019 года в ЕАЭС началась работа по созданию единой информационной системы «Одно окно», которая позволила участникам внешнеэкономической деятельности подавать заявления и документы в электронном виде, включая таможенные декларации. Кроме того, в рамках ЕАЭС проводятся работы по разработке единой таможенной стратегии на период до 2025 года с учетом применения цифровых технологий. — Важным элементом развития инновационной S2 деятельности ФТС стало применение технологий Я электронных платежей по средствам мобильного

о г-.

е^ приложения и известных платежных систем. В ре-5в зультате чего сумма таможенных платежей с 522

млрд руб. возросла до 860 млрд руб. в 2021 г. Доступная, и «дружелюбная» пользователю телекоммуникационная инфраструктура взаимодействия с таможенными органами на данный момент активно формируется.

Переход к цифровой экономике не только влияет на экономические показатели развития страны, но также приводит к изменениям в структуре различных секторов экономики. Исследования Евразийской экономической комиссии, работающей в составе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), указывают на то, что вопросы связанные с цифровизацией также затронут рынок труда. Кроме того, эти исследования демонстрируют, что внедрение различных цифровых решений будет иметь больший синергетический эффект при совместных усилиях стран-членов ЕАЭС, чем при реализации индивидуальных национальных планов развития Вопросы трудоустройства населения могут быть решены благодаря увеличению проникновения фиксированного широкополосного доступа в среднем по Союзу до 30% к 2025 году. Это может привести к созданию от 2 до 4 миллионов новых рабочих мест, из которых 1 миллион может быть связан с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). При этом предполагается, что производительность труда увеличится на 1,73% к 2025 году. Хотя оптимизация и автоматизация производства, а также повышение эффективности труда могут вытеснить определенные группы работников из экономики, в целом развитие цифровой экономики будет оказывать положительное влияние на рынок труда.

Устранение существующих нормативно-правовых барьеров в отношениях между государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сфере услуг может привести к росту ВВП на 46,5 миллиардов долларов США на уровне Союза. Эффект от цифровизации государственных закупок на региональном уровне оценивается в 16,3 миллиардов долларов США. Внедрение услуг «открытого правительства» может позволить сэкономить 3,6 миллиарда долларов США, а использование трансграничных электронных услуг может привести к экономии еще 0,5 миллиарда долларов США.

На сайте ЕАЭС указано, что в рамках сотрудничества между таможенными органами государств-членов ЕАЭС проводятся общие мероприятия по противодействию контрабанде и незаконному перемещению товаров через границу. Кроме того, проводятся совместные исследования и анализ рисков в области таможенного контроля, а также обмен опытом и информацией в сфере таможенной деятельности. Примером служит совместное проведение контрольных мероприятий на границе России и Казахстана в рамках ЕАЭС.

Таким образом, платформа «Таможенный Цифровой Рынок» является важным инструментом внедрения цифровых технологий в таможенном контроле не только в России, но и в странах ЕА-ЭС в целом. Однако, необходимо учитывать, что

успешное внедрение цифровых платформ требует не только разработки и реализации соответствующих технологических решений, но и обеспечения обучения и поддержки пользователей, а также проведения соответствующей правовой работы.

В рамках ЕАЭС создана система рискового анализа (СРА), которая позволяет сократить количество физических проверок товаров на таможне. Таможенные органы России активно участвуют в работе над совершенствованием СРА.

В странах членов ЕАЭС также существуют различные информационные системы и ресурсы, используемые в таможенном контроле. Например, Казахстан использует систему «Электронный таможенный терминал», которая позволяет автоматизировать процессы таможенного контроля, включая регистрацию и контроль перемещения товаров, расчет и уплату таможенных платежей, а также предоставление консультаций участникам внешнеэкономической деятельности. Беларусь в свою очередь использует информационную систему «Таможенник», которая также позволяет автоматизировать процессы таможенного контроля, включая подачу деклараций на товары и получение результатов таможенного контроля в электронном виде.

Еще одной платформой, применяемой в таможенном контроле, является «Одно окно» (Single Window), которая позволяет участникам внешнеэкономической деятельности подавать заявления и получать различные разрешения и лицензии, необходимые для перемещения товаров через таможенную границу, в одном месте. При этом, вся информация о документах и перевозках хранится в единой базе данных, что упрощает контроль за перемещением товаров и снижает время на оформление необходимых документов.

В России система «Одно окно» была внедрена в 2010 году для упрощения процедур таможенного контроля и ускорения оформления документов для участников внешнеэкономической деятельности. Согласно данным Минэкономразвития России, к 2019 году более 70% заявлений и деклараций на товары были поданы через систему «Одно окно». Однако, несмотря на положительные результаты, некоторые эксперты отмечают, что система все еще не лишена недостатков и требует доработки, особенно в части улучшения качества данных, передаваемых между участниками процесса.

На сегодняшний день возможности автоматизации информационно-аналитического обеспечения таможенных операций как в отношении всех товарных партий, так и безрисковых поставок ограничены. Об этом свидетельствуют данные о реализации автоматического выпуска.

Согласно отчету Всемирной таможенной организации (WCO), в ряде стран, таких как Грузия, Сингапур, Тайланд и Корея, система «Одно окно» уже успешно внедрена и показала значительное сокращение времени на прохождение таможенных процедур и снижение затрат на транзакции.

Использование платформы «Одно окно» в международном таможенном контроле имеет долгую

историю и было успешно применено во многих странах. Например, в 2005 году Корея внедрила систему «Одно окно» для сокращения времени на оформление таможенных процедур и упрощения процесса экспорта и импорта. В 2017 году Грузия запустила свою версию «Одно окно», что привело к ускорению таможенного оформления и повышению прозрачности процесса.

Еще одним видом платформы является «Таможенный блокчейн» (Customs Blockchain), который использует технологию блокчейн для обеспечения прозрачности и безопасности в процессе таможенного контроля. Технология блокчейн позволяет создавать надежные электронные записи, которые невозможно подделать, что обеспечивает дополнительную защиту при таможенном контроле. Кроме того, блокчейн также позволяет повысить эффективность процессов таможенного контроля и ускорить процессы таможенной очистки.

Одной из особенностей применения таможенного блокчейна является возможность создания цепочки блоков, в которых содержится информация о каждом этапе перемещения товаров - от отправки до получения. Таким образом, таможенные органы могут получить полную и достоверную информацию о перемещении товаров и процессах, связанных с этим, в режиме реального времени.

Одним из главных преимуществ использования таможенного блокчейна является возможность сокращения времени, затрачиваемого на процессы таможенного контроля. Благодаря использованию этой технологии таможенные органы могут быстро и эффективно проводить проверки и анализировать информацию о перемещении товаров, что существенно сокращает время, необходимое для прохождения таможенного контроля.

Кроме того, таможенный блокчейн также обеспечивает большую степень безопасности и защиты данных. Благодаря применению технологии блокчейн информация о перемещении товаров сохраняется в зашифрованном виде в каждом блоке цепочки. Это позволяет исключить возможность вмешательства третьих лиц и обеспечить полную защиту данных в процессе перемещения товаров через границы.

Однако, применение таможенного блокчейна также может иметь свои ограничения и недостатки. Одной из основных проблем является высокая стоимость внедрения и поддержки технологии блокчейн. Кроме того, необходимость постоянного мониторинга и обновления цепочки блоков может также стать проблемой для таможенных органов.

Тем не менее, с учетом растущего интереса к использованию цифровых технологий в таможенном контроле, таможенный блокчейн может стать одним из важных инструментов в области тамо- р женного контроля, который позволит обеспечить Д эффективность и безопасность перемещения то- Ч

m

варов через границы. К

Кроме того, использование технологии блок- S чейн в таможенном контроле позволяет повысить у прозрачность и эффективность процессов тамо- А

женного декларирования и ускорить процесс выпуска товаров. Например, благодаря использованию блокчейн-технологии в рамках пилотного проекта в России удалось сократить срок выпуска товаров на границе на 90% - с 4 часов до 25 минут.

Однако, внедрение технологии блокчейн в таможенный контроль также имеет свои трудности и ограничения. Одной из основных проблем является необходимость единого стандарта для оформления блокчейн-транзакций. В настоящее время еще не разработаны единые стандарты для использования блокчейн-технологии в таможенном деле, что затрудняет ее применение.

Также необходимо учитывать возможность возникновения технических сбоев при использовании блокчейн-технологии. В случае, если возникнут проблемы с работой системы, это может привести к задержкам в выпуске товаров и нанести ущерб бизнесу. Поэтому при внедрении блокчейн-технологии в таможенном контроле необходимо предусмотреть механизмы резервного копирования и защиты от взломов.

Тем не менее, технология блокчейн все больше применяется в таможенном контроле по всему миру, и ее применение представляется перспективным. Она позволяет повысить эффективность и прозрачность процессов, ускорить выпуск товаров и уменьшить количество ошибок при оформлении документов. Кроме того, использование блокчейн-технологии в таможенном контроле также может снизить возможности коррупции и нелегальных операций в этой сфере.

Кроме того, на сегодняшний день существует потребность в унификации национальной законодательной базы в сфере таможенного дела к международным стандартам, совершенствовании технологического, институционального и инфраструктурного направления реформирования таможенных органов государства и активизации процессов диджитализации таможенной политики РФ.

Таким образом, анализ показал, что применение цифровых технологий в таможенном контроле является необходимым и перспективным направлением развития данной сферы. Тем не менее для максимального эффекта необходимо учитывать особенности и ограничения каждой конкретной технологии и платформы, а также уделять должное внимание обучению и подготовке персонала таможенных органов.

Проведенное исследование применения цифровых технологий в таможенном контроле позволяет сформулировать и обосновать ряд выводов и предложений:

1. Административно-правовое регулирование таможенного контроля призвано, с одной стороны, обеспечить максимальное соответствие применяемым механизмам таможенного контроля для обе— спечения интересов государства, и, с другой сто-2 роны, создавать адекватную административную Я инфраструктуру для бизнеса на основе цифровых ° технологий, способствующих реализации принци-ав пов открытости, законности и равенства, что поло-

жительно сказывается на деловой климат и репутацию государства.

2. Общие границы РФ и стран-членов ЕАЭС означают, что отношения между сторонами должны устанавливаться в сфере трансграничного сотрудничества. Основа таможенной политики -нормативно-правовая база, которая призвана регулировать вопросы установления таможенных тарифов, и пошлин и обеспечение таможенного ре-гуляторного сотрудничества.

3. В результате проведенного исследования выделены три направления: информационные системы и информационные ресурсы, отдельные виды цифровых платформ и перспективы использования зарубежного опыта применения цифровых технологий в таможенном контроле РФ.

Исследование таких систем, как «Интеграция. Таможня», «ТрансЭлектрон» и др., которые применяются в России для обработки информации в декларациях на товары, показало, что использование информационных систем и ресурсов в таможенном контроле является необходимым и улучшает эффективность процесса, однако, для полной оптимизации требуется дополнительное развитие и совершенствование существующих систем.

4. Изучение опыта применения платформы «Таможенный Цифровой Рынок» (Customs Digital Market, CDM), разработанной Мировой таможенной организацией показало, что применение таких цифровых платформ может улучшить процессы таможенного контроля и обеспечить более высокий уровень безопасности перемещения товаров через границу. В то же время для того, чтобы эффективно использовать эти платформы, требуется соответствующий уровень технической подготовки и интеграции.

5. Среди основных проблем цифровой трансформации таможенного контроля выделяются: сложности адаптации к изменяющимся технологиям и требованиям рынка, проблемы защиты информации и коррупционной составляющей при прохождении пограничного и таможенного оформления.

В практической плоскости наблюдаются проблемы сбалансированности и защиты таможенного пространства при упрощенной процедуре пересечения таможенной границы и либерализации условий торговли. Таможенная политика является единственным реальным направлением влияния государства как на внешние тенденции развития, так и на внутренние.

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023).

3. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза / Международный договор от 11 апреля 2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.

DIGITAL TRANSFORMATION OF CUSTOMS CONTROL: STATUS AND PROSPECTS

Kuzyakin Yu.P., Mukhin A.I.

Lomonosov Moscow State University

In the current conditions of global transformational changes, the Russian Federation has also embarked on the path of digitalization, as evidenced by the adoption in 2018. The National Project "Digital Economy" for the period from 2019 to 2024, in order to solve the task of ensuring the accelerated introduction of digital technologies in the economy and social sphere. In addition, the Russian Government's Order No. 1388-r of 23.05.2020 adopted the "Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030", which provides for the application of digital technologies in various customs areas, including customs control. The lack of clear and accessible information sources, services, platforms, applications or portals on digital technologies in customs control hinders the speed of innovation in customs. In turn, this prevents customs structures from integrating into regional and global systems, making it difficult for them to enter international economic arenas. These and other current problems make it necessary to study the development of digital technologies in the field of customs control.

Materials and methods of scientific research. The materials of the study are the current legal regulation of legislation in the field under study. Various methods of scientific knowledge were used in this work, including: historical, comparative-legal, analysis, synthesis, logical, induction, deduction and others.

Discussion of the results. Issues of organizing activities on the application of digital technologies in customs control. It is necessary to develop and justify various information platforms, algorithms, technologies, resources in carrying out customs control. Conclusions (findings). In order to improve the development of the use of digital technologies in customs control, it is necessary to introduce more modern and automated systems such as cargo identification and tracking systems, analytical and information systems, and the use of artificial intelligence and big data to improve the quality and efficiency of customs procedures.

Keywords: customs, digitalization, global transformation, customs control, customs service.

References

1. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020).

2. "Treaty on the Eurasian Economic Union" (Signed in Astana on May 29, 2014) (as amended on March 24, 2022) (as amended and supplemented, entered into force on April 3, 2023).

3. Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union / International Treaty of April 11, 2017

4. Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.