Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАХОВОГО РЫНК'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАХОВОГО РЫНК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / АО "СК "JýSAN GARANT" / СТРАХОВОЙ РЫНОК / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковшова Татьяна Петровна, Резникова Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются основные понятия, касающиеся цифровой трансформации финансового рынка. Проанализированы возможности, перспективы и проблемы цифровой трансформации на рынке страхования. Изучены основные аспекты цифровой трансформации на примере АО «СК «Jýsan Garant». Изучен вопрос влияния цифровой трансформации на деятельность и финансовую составляющую страховых компаний, в том числе, АО «СК «Jýsan Garant». Обозначены выгоды цифровой трансформации для страховых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE INSURANCE MARKET

The article discusses the basic concepts related to the digital transformation of the financial market. The possibilities, prospects and problems of digital transformation in the insurance market are analyzed. The main aspects of digital transformation are studied on the example of Jýsan Garant IC JSC. The issue of the impact of digital transformation on the activities and financial component of insurance companies, including Jýsan Garant Insurance Company JSC, was studied. The benefits of digital transformation for insurance companies are indicated.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАХОВОГО РЫНК»

48 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 most stable, multifaceted and dynamically developing economic sectors, requires special attention from the state to expand the demand for tourism services and the distribution of tourist flows, including through informatization and the development of tourist regional destinations, and as well as the training of professionally competent specialists.

Key words: tourism, tourism industry, domestic, inbound and outbound tourism

DOI: 10.47581/2022/IE.1.59.07 Ковшова Татьяна Петровна, доктор делового администрирования, старший преподаватель кафедры «Финансы и менеджмент» (e-mail: [email protected]) Резникова Татьяна Сергеевна, студент (e-mail: [email protected])

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Казахстан

РАХОВОГО РЫНКА

Аннотация. В статье рассматриваются основные понятия, касающиеся цифровой трансформации финансового рынка. Проанализированы возможности, перспективы и проблемы цифровой трансформации на рынке страхования. Изучены основные аспекты цифровой трансформации на примере АО «СК «Jysan Garant». Изучен вопрос влияния цифровой трансформации на деятельность и финансовую составляющую страховых компаний, в том числе, АО «СК «Jysan Garant». Обозначены выгоды цифровой трансформации для страховых компаний.

Ключевые слова: цифровая трансформация, инновации, технологии, АО «СК «Jysan Garant», страховой рынок, страховые компании.

На сегодняшний день страховой рынок выступает перспективным сегментом финансового рынка, который в последние годы начал увеличивать оборот капитала [1], тем самым отвоёвывая у банковского свою долю в экономике государства. Рост активов страховых компаний обуславливается такими возможными причинами, как поддержание западного тренда, увеличение степени доступности страхования с точки зрения свободных денежных средств у потенциальных потребителей и количества страховых компаний, нормативно-правовой аспект, регулируемый государством через обязательное страхование, поддержание страхования банковским сектором, личные мотивы страхователя и другое. Таким образом, актуальность страхования растёт с каждым годом, и рост эффективности страхового бизнеса является приоритетной задачей для многих владельцев страховых компаний.

Для прибыльного функционирования страховых компаний необходимо совершать преобразования в различных аспектах их деятельности [2]. Сле-

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 49 довать современным бизнес-трендам является важной задачей, которая способствует правильному и конкурентоспособному функционированию любой компании [3]. И в настоящее время, самым прогрессивным и эффективным методом ведения бизнеса, в том числе страхового, является цифровая трансформация.

Цифровая трансформация представляет собой изменение стратегии, культуры, моделей, операций, продуктов, маркетингового подхода и целей, путём интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности. Цифровая трансформация не ограничивается эволюцией информационных технологий. Она скорее представляет собой целостное изменение бизнеса, затрагивающее всю организацию. Актуальность цифровой трансформации определяется высоким спросом на цифровые технологии. Данный спрос аргументируется быстротой и качеством выполняемых операций и предоставляемых услуг при помощи современных цифровых технологий.

Цифровая трансформация преследует цель создания обновленной устойчивой бизнес-модели организации, которая будет способна эффективно работать и адаптироваться в условиях современной цифровой экономики. Результатом цифровой трансформации станет повышение скорости принятия решений, увеличение вариативности процессов в зависимости от потребностей и особенностей клиента, снижение количества вовлеченных в процесс сотрудников. Таким образом, она способствует увеличению производительности сотрудников, через определенные изменения в цифровом, организационном, управленческом аспектах.

Страховой рынок также терпит преобразования [4], в том числе с точки зрения цифровой трансформации. В целях качественного, эффективного и быстрого функционирования большинство казахстанских страховых компаний уже внедрили в свою страховую деятельность ряд инновационных технологий, которые помогают быстро и качественно предоставлять свои услуги в онлайн режиме. Ведь с каждым годом их потенциал и роль в страховом секторе лишь увеличиваются. Потенциал цифровых технологий постоянно растет, поэтому технологический прогресс не должен останавливаться. Обострение конкурентной борьбы на отечественном страховом рынке объективно выдвигает задачу совершенствования организации и эффективности работы страховых компаний. Страховые компании, которые решились на цифровую трансформацию, получают серьезные конкурентные преимущества за счет поддержки будущих клиентов, которым понадобится гибкая операционная структура, способная легко адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям и ожиданиям.

В качестве примера цифровой трансформации можно привести АО «СК «Jysan Garant». В своей деятельности данная страховая компания руководствуется организационными преобразованиями и изменениями в области цифровых технологий. Отдавая себе отчёт в возможностях, которые предстанут при осуществлении цифровой трансформации, АО «СК «Jysan

50 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 Garant» поставил перед собой задачу, которая отвечает современным цифровым реалиям [5].

В настоящее время АО «СК «Jysan Garant» оснащена такими автоматизированными системами как:

1) «1C». С помощью данной автоматизированной системы можно вести бухгалтерский и налоговый учет, готовить и сдавать обязательную отчетность. В функции данной системы входит: учёт хозяйственных и страховых операций, учет БСО, кадровый учет, ЭДО. Применение системы «1C» в АО «СК «Jysan Garant» позволило данной страховой компании автоматизировать основные участки управленческого и регламентированного учета.

2) «Гермес». Автоматизированная информационная система была создана IT отделом АО «СК «Jysan Garant» специально для данной страховой компании. Данная система отвечает настоящим требованиям АО «СК «Jysan Garant», она доступна и удобна в использовании. Функционал данной системы представлен: калькуляторами, андеррайтингом, инструментом создания сделок, регистром учёта агентов, электронной кассой, электронным архивом, инструментом пролонгации, инструментом перестрахование входящее.

3) Кабинет на сайте. АО «СК «Jysan Garant» имеет свой сайт в интернете. На данном сайте представлена вся информация, касающаяся данной страховой компании. Начиная с информации о услугах в области страхования, заканчивая общей информацией о компании, юридическим аспектом и финансовыми показателями компании. На сайте доступно онлайн-страхование. Сотрудник страховой компании при помощи данного сайта может рассчитать стоимость обязательных страховок, а также проверить действующие полисы.

4) «ISM». Автоматизированная система «ISM» предназначена для хранения данных АО «СК «Jysan Garant». Данная система направлена на создание и поддержку стабильной работы структуры, которая должна обеспечивать хранение, доступ к информации, важной для компании, а также вести учет данных. Такая модель обеспечивает безопасность всех информационных ресурсов страховой компании на любых корпоративных уровнях. В функционал «ISM» входит: архив ВНД, архив типовых форматов документов, маркетинговые шаблоны, информация о компании.

5) «Creatio». Система автоматизации call-центра - Creatio объединяет возможности системы управления взаимоотношениями с клиентами и системы управления бизнес-процессами. В функции данной системы входят: ведение информации о заказчиках и их абонентах, сегментация контактов для формирования ЦА под определенные потребности конкретной группы, фиксация дополнительной информации о клиенте оператором, инструменты интеллектуального обогащения данных, анализ эффективности взаимодействия с клиентом, регистрация и управление звонками, возможность регистрации документов любых видов и другое. Благодаря «Creatio», АО «СК «Jysan Garant» смогла эффективно организовать сервис работы с кли-

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 51 ентами, оптимизировать процессы внутренних и внешних коммуникаций, повысить производительность операторов, что в следствии привело к повышению уровня продаж.

6) Мобильное приложение. АО «СК «Jysan Garant» также имеет мобильное приложение. Однако оно не обособленное, и выступает как часть приложения корпорации «Jysan». В приложении «Jysan» на вкладке «Страхование» можно перейти на личную страницу «Jysan Garant». Однако функционал здесь невелик. В приложении можно оформить только обязательное автострахование.

Выше перечисленные системы позволили автоматизировать: процесс розничного и корпоративного страхования, входящего перестрахования, андеррайтинга, обработки платежей, а также учёт агентов, БСО, электронного досье и последующего контроля, CRM, продвижения бренда, финансовый, управленческий и налоговый учёт и отчётность.

Благодаря достигнутому уровню цифровой трансформации АО «СК «Jysan Garant» смогла добиться определенных успехов в разрезе финансовой стабильности. Обновление и совершенствование технологической базы страховой компании увеличило потенциал работы и её производительность. Анализируя ситуацию в финансовом секторе и основные показатели финансово-хозяйствующей деятельности АО «СК «Jysan Garant» за 20092020 гг. (таблица 1), можно выявить тенденции их изменений в цифровом и организационном плане за обозначенное время.

Из таблицы 1 красноречиво видна динамика финансовых показателей от 1 до 5 порядков за 12 лет! Не смотря на то, что 2 года были убыточными.

Первые предпринятые шаги страховой компании на путь цифровой трансформации были продемонстрированы в 2014 году (сразу после убыточного 2013 года), путем создания сайта с функцией дистанционного обслуживания клиентов. Внедрение новой цифровой технологии, которая смогла значительно увеличить клиентскую базу и предоставить удобные условия для страхования клиентов, позволило увеличить в 2014 году по сравнению с предыдущим годом уровень доходов и расходов, а также чистую прибыль. Прослеживается тенденция увеличения активов, собственного и уставного капитала и страховых выплат. Сократились страховые резервы и премии.

Переход на электронную систему документооборота в 2016 году, внедрение АИС «Гермес» позволило увеличить чистую прибыль, собственный капитал страховой компании. Однако снизились показатели по активам, страховым резервам, выплатам, премиям, а также сократились доходы и расходы компании. Данные системы сократили издержки компании. Однако следует отметить, что каждое нововведение требует значительной траты финансовых ресурсов и времени для их окупаемости.

Таблица 1 - Основные финансовые показатели АО «СК «Jysan Garant»[ó]

Показатель / Год Активы Страховые резервы Собственный капитал Чистая прибыль Страховые премии Страховые выплаты

2009 468 924 9 387 458561 4 052 10 729 0

2010 877 628 95 152 773 650 27 845 171 702 437

2011 2 795 225 1 471 588 I 070 328 -290 403 1 997 687 29 007

2012 7 394 079 3934019 3 007015 37109 9632661 814 370

2013 12 016443 6 453 809 4 506 803 -1 622956 15 980 973 3 097 472

2014 13 623 937 6246 701 6 694 076 9241 10719414 4070126

2015 13 522 608 5 866 721 6 859 437 320 270 8 175 483 4010285

2016 11 401 665 3 813 596 7 119 620 285 207 6 099 011 3 348078

2017 13 913 S54 5 535 315 7 537 028 394626 5 821 323 I 639913

201S 14 161 995 4 063 469 8 792 305 1 206 888 5 506 844 2 078 133

2019 17 098 693 5 969 628 9659 165 1 102341 8 268 751 1 448 971

2020 22 672 343 10202641 Í1 106 494 1 301 824 14255 504 2 841 884

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 53

2018 год характеризуется проведением работ по усовершенствованию и развитию автоматизации бизнес-процессов. Благодаря данным усовершенствованиям, увеличилась экспансия компании на региональных рынках, вследствие чего увеличились активы, страховые резервы, собственный капитал и чистая прибыль.

В 2019 году произошел переход на онлайн-страхование обязательных видов. Результаты этого перехода проявляются через увеличение доходов, расходов, активов, собственного капитала, страховых резервов и премий. Однако чистая прибыль, в сравнении с предыдущим годом, немного упала.

Внедрение системы автоматизации call-центра - Creatio приходится на 2020 год. Здесь прослеживается увеличение всех показателей, кроме страховых выплат, что также благоприятно влияет на финансовое состояние АО «СК «Jysan Garant». Этот год показывает ту самую отдачу от цифровой трансформации. Эффект от неё можно увидеть уже по показателям 2020 года.

Подводя итоги, можно сказать, что АО «СК «Jysan Garant» оснащена в достаточной мере цифровыми возможностями. АО «СК «Jysan Garant» достигла высокой степени автоматизации системы, имеет современные цифровые технологии для взаимодействия с клиентами и слаженную организационную структуру. Однако полная цифровая трансформация требует нововведения в сфере работы с клиентами, изменения в штатном персонале и выполняемых ими функций, а также перестройки организационной системы для более удобного и качественного использования данного технического потенциала. Поэтому о полной цифровой трансформации АО «СК «Jysan Garant» говорить пока рано. Но необходимо учесть уже существующие технологические прорывы в деятельности АО «СК «Jysan Garant», которые способствуют максимальной производительности данной страховой компании и увеличению её потенциала и возможностей в сфере страхования.

Влияние цифровой трансформации на страховой рынок с каждым годом усиливается, вследствие востребованности введения новых цифровых возможностей и сокращения затрат через автоматизацию производства. Перспективами развития цифровой составляющей страховых компаний может являться внедрение таких цифровых технологий, как телематика [7], биометрия лица/голоса, возможность параллельного взаимодействия с клиентом по разным информационным каналам, работа с аналитикой «больших данных» и блокчейном [8], роботизация, модели машинного обучения в сфере бухгалтерии и менеджмента и т. д.

Однако цифровая трансформация предусматривает не только изменения в цифровом плане действующих бизнес-процессов [9]. Она также характеризуется изменениями в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. Необходимо выделить фактор клиентоориенти-рованности, который проявляется через влияние предпочтений и поведения клиентов на решения в области корпоративных технологий. Данный

54 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 фактор выражается в цифровых преобразованиях, которые направлены на совершенствование процессов, связанных с взаимодействием с клиентами. К ним относятся: создание ценностных индивидуальных предложений для клиента; анализ потребностей и поведения клиента; развитие аналитических систем, работающих с различными источниками данных; развитием систем машинного обучения и искусственного интеллекта.

Деятельность страховых компаний во многом связана со сбором, обработкой и анализом большого количества данных. Внедрение новых технологий позволит в кратчайшие сроки обработать большой массив информации. В данном аспекте работа ведется через обезличенную статистику, системную аналитику, искусственный интеллект и машинное обучение. Что будет способствовать качественному андеррайтингу рисков, а значит возможному снижению страховых тарифов и расширению доступности страховых продуктов компании для всех сегментов рынка.

Касательно технологий, которые на перспективу рассматривают большинство компаний [10], стоит отметить чат-ботов, перевод полного цикла взаимодействия клиента в онлайн, ИЯ-порталы, искусственный интеллект и машинное обучение. Эти инновации, действительно особенно востребованы на данный момент практически во всех финансовых сферах. Они помогают автоматизировать большую часть бизнес-процессов.

Из всего вышесказанного мы видим, что цифровая трансформация на рынке страхования неизбежна, и уже многие компании встали на путь цифровой модернизации. Однако на данном пути тоже есть препятствия, которые могут существенно повлиять на процесс цифровой трансформации. Большинство страховых компаний в качестве препятствия выделяют недостаток квалифицированных кадров, отсутствие четкого понимания выгоды от внедрения новых технологий, большой срок окупаемости, ограничения регуляторной среды, дороговизну данной процедуры и др. Но, несмотря на наличие препятствий, большинство страховых компаний уже начали цифровую трансформацию своего бизнеса. Ведь они понимают, что это неизбежный процесс. И выгоды от него будет больше, чем убытка.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно отметить, что, цифровая трансформация даёт существенную возможность расширить страховой рынок, увеличив проникновение страхования в жизнь и деятельность людей. Благодаря следованию тренду цифровой трансформации, многие страховые компании смогут оставаться конкурентоспособными, постепенно с годами переходя из ценового формата конкуренции в неценовой (брендовый). И в будущем, стоит ожидать увеличения количества страховых компаний, которые будут наращивать доли онлайн-продаж, реализуя проекты с внедрением цифровых технологий.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 55

Список источников

1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / С.М. Пястолов. - 13-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2015. - 384 с.

2. Финансовая отчетность компаний [Text]: учебное пособие / Ж. А. Ма-кишева. - Алматы: Bookprint, 2016. - 208 с

3. Менеджмент [Текст]: / Е.М. Уркунчиев, Б. Ж. Ахметов, И. Ш. Шоха-нов. - Алматы: Эверо, 2017. - 160 с.

4. Мельников, В. Д. Теория финансов [Текст]: учебное пособие / В. Д. Мельников. - Алматы: LEM, 2015. - 400 с.

5. Сайт АО «СК «Jysan Garant» [Электронный ресурс]: https://jgarant.kz/

6. Сайт Национального Банка Республики Казахстан [Электронный ресурс] : www.nationalbank.kz

7. Что такое цифровая трансформация? [Электронный ресурс]: https://www.hpe.com

8. Цифровая трансформация [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org

9. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net

10. Цифровые инновации как драйвер развития страхового рынка России [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru

11. Цифровая трансформация страхового рынка [Электронный ресурс]: https://www.marsh.com

12. 1С: Предприятие 8. Управление страховой компанией [Электронный ресурс]: https://www.orticongroup.ru

13. ISM (Information Security Management или управление информационной безопасностью [Электронный ресурс]: https://itglobal.com

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 18.02.2022.

Reznikova Tatyana Sergeevna, student (e-mail: [email protected])

Kovshova Tatyana Petrovna, Doctor of Business Administration, Senior Lecturer of the Department of Finance and Management (e-mail: [email protected])

North-Kazakhstan University named after M. Kozybayeva, Kazakhstan

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE INSURANCE MARKET

Abstract. The article discusses the basic concepts related to the digital transformation of the financial market. The possibilities, prospects and problems of digital transformation in the insurance market are analyzed. The main aspects of digital transformation are studied on the example of Jysan Garant IC JSC.

56 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (59), 2022 The issue of the impact of digital transformation on the activities and financial component of insurance companies, including Jysan Garant Insurance Company JSC, was studied. The benefits of digital transformation for insurance companies are indicated.

Key words: digital transformation, innovations, technologies, Jysan Garant Insurance Company JSC, insurance market, insurance companies.

DOI: 10.47581/2022/IE.1.59.08

Козлова Елена Ивановна, к.э.н, доцент (e - mail: [email protected]) Гаршина Вероника Андреевна, магистрант (e - mail: [email protected])

Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия

ВЛИЯНИЕ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Неотъемлимой частью мировой экономики является международный бизнес, который охватывает договорную систему многообразных форм, видов и разновидностей предпринимательской деятельности с участием иностранных партнеров. Выход компаний на международные рынки открывает им возможности не только для роста доходов, но и для обмена знаниями, расширения возможностей, что в конечном счете повышает в долгосрочной перспективе их конкурентоспособность. В статье рассматриваются основные формы выхода предприятий на международные рынки, а также влияние, которое оказывает широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на стратегию поведения фирм интернационализирующихся компаний.

Ключевые слова: международный бизнес, экспортно-импортные потоки, прямые иностранные инвестиции, аутсорсинг, международное сотрудничество, информационно-коммуникационные технологии

Введение

В основе международного бизнеса лежит идея продвижения товаров и услуг в другие страны с целью расширения доли рынка собственной продукции [1)8]. Международный бизнес проявляется как взаимодействие компаний, находящихся в разных государствах, с целью получения дохода. Развитие международного бизнеса требует наличия определенных условий. Основными исходными (необходимыми) условиями его развития являются достаточный уровень либерализация мировой экономики, переплетение национальных хозяйственных систем в процессе международной экономической интеграции. Основными достаточными условиями разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.