Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОПОЕЗДОВ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОПОЕЗДОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полуприцепы / автопоезда / ГЛОНАСС / прогнозирование / semi-trailers / road trains / GLONASS / forecasting

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Глущенко А.А.

В работе рассмотрены мониторинга которые способствуют в контроле ресурсе автопоездов, а также контроль безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF SAFETY SYSTEM OF ROAD TRAINS

The paper considers monitoring that contribute to the control of the resource of road trains, as well as safety control.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОПОЕЗДОВ»

УДК 62-2

Глущенко А.А.

студент факультета механизации и сельского хозяйства Дальневосточный государственный университет (г. Благовещенск, Россия)

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОПОЕЗДОВ

Аннотация: в работе рассмотрены мониторинга которые способствуют в контроле ресурсе автопоездов, а также контроль безопасности.

Ключевые слова: полуприцепы, автопоезда, ГЛОНАСС, прогнозирование.

В современном мире логистические цепочки становятся все более сложными. Это связано с увеличением количества участников процесса, расширением географии поставок и ростом объемов грузоперевозок. В то же время угрозы безопасности также усиливаются. Растет число случаев хищения грузов, повреждения полуприцепов и других транспортных средств. Кроме того, стремительным образом увеличивается вероятность возникновения аварий и других непредвиденных ситуаций на дорогах.

При этом традиционные методы обеспечения безопасности полуприцепов и грузов становятся недостаточными в таких условиях. Они могут включать в себя использование замков, пломб и других механических устройств для защиты от несанкционированного доступа к грузам. Однако эти методы не всегда эффективны против современных методов взлома и кражи. Для обеспечения безопасности в современных условиях необходимо применять комплексные меры. Они должны включать в себя не только традиционные методы, но и современные технологии цифровой трансформации. Так, согласно последним исследованиям, инновационная активность в сфере прицепов и

полуприцепов на промышленных предприятиях характеризуется показателем 31,14% с общим показателем в машиностроительной области 29,8% [1].

В данном аспекте цифровая трансформация предлагает радикально новое решение, интегрируя интеллектуальные технологии в систему безопасности для полуприцепов, делая ее более эффективной, проактивной и адаптивной к изменяющимся условиям. [2]

Сердцем этой трансформации полноправно можно считать интеграция Интернета вещей (IoT), которая позволяет связать полуприцепы с цифровым миром. Сенсоры, установленные на полуприцепе, становятся не просто пассивными датчиками, а активными элементами системы безопасности, собирая и передавая данные о ключевых параметрах в режиме реального времени.

Температура груза, влажность, уровень освещенности, вибрации, удары, открытие дверей - все эти факторы отслеживаются с высокой точностью и без перерыва. Сенсоры не просто собирают данные - они превращают их в полезную информацию. Данные с сенсоров передаются на платформу телематики, где они обрабатываются, анализируются и преобразуются в информацию, доступную для операторов и менеджеров. Эта информация позволяет им принимать более обоснованные решения, своевременно реагировать на нештатные ситуации и оптимизировать логистические процессы. Интеграция IoT создает новую экосистему безопасности, в которой полуприцепы становятся активными участниками логистического процесса, способными не только сообщать о проблемах, но и предлагать решения. [3]

Общая схема принципа «интернета вещей» для полуприцепов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема IoT.

Благодаря использованию телематических систем, операторы могут в любое время отслеживать местоположение полуприцепа, его скорость, маршрут, состояние груза. Система предупреждает операторов о нештатных ситуациях: превышении скорости, отклонении от маршрута, несанкционированном открытии дверей, аварийном торможении, резком изменении температуры груза. Это позволяет своевременно реагировать на возникающие угрозы, снижать риски и уменьшать потери. Современные телематические системы, используемые для прицепов и полуприцепов представлены на рисунке 2.

№ Производитель Название системы мониторинга и телеметрии

1 Schmitz Cargobul! AG Smart Trailer

2 Коде! S Wabco Kogel Telematics

3 WABCO Automotive Prod jet Group Wabco GptiUnk, WABCO OptiTire

4 Фарватер CAN-WAY, LINE-WAY

Рисунок 2. Телематические системы для контроля полуприцепов.

Основные перспективы получаемых результатов представлены на рисунке 3.

•умгньшгниг

порожнего пробег» железнодорожных платформ и лвштрвс портных

1коитр«йлсрое> •снижгние рлсдодое м

ТОПЛИВО

■даттми »ция Л01ЖГКЧМКМЕ и'рл и

1рЛН1СПОр1Н[Л

издержек •увеличен»* оолмовдтелей

услуимц мм Ловышемие уровня доверия* юн1рейлер«ым перевомдм

Онлайн яонтрОль

■ переде яжг и ия Трй НС портного средой

• доступ* * Грузу •состояния грум внутри

контрейлер*

• •¡реп пени» контре Але ра

■ готического

СОСТОЯНИЙ В4Г0НЛ

• информирования владельца груи о перемещении вагонов и 4Н1 с т рл не порт НЫХ

I средск

¡1

6г КХШНОСТЬ

♦ГХИЫШГ1ЧЧ1

общественной безопасности при пертротг •уменьшение верчгнос 1и погори

ж; лор тми* и сопроводите я ьны ■ документов • оперативное реагирование и информирование о

нет линцноировлмиом

доступе кТруТу

•оперативное и)м*нение (оере4дре«о»*а> маршруте« движем ия транспорта •доставяа «рум от дксмдодкрм • итект ройное • чимэдействис с таможенными и контролирующими (ДОанами при т(по]]1г и импорте

•повышение скорости обработки информации •ойкание ПХ1К1ИчК>|*( Хлут нл

любом расстоянии

Рисунок 3. Преимущества IoT для полуприцепов.

Цифровая платформа в современном мире стремительно переходит от пассивного мониторинга к активному управлению рисками. Используя алгоритмы машинного обучения, система анализирует данные и выявляет потенциальные угрозы задолго до того, как они реализуются. Оптимизация маршрутов, предотвращение простоя, своевременное обнаружение неисправностей и планирование технического обслуживания - все это становится реальностью благодаря «умной» обработке данных.

Цифровая трансформация влияет и на систему управления доступом к полуприцепу. Технологии управления доступом гарантируют, что двери полуприцепа могут быть открыты только авторизованными лицами. В некоторых случаях система может быть дополнена биометрическими методами идентификации, что делает доступ еще более безопасным. Внедрение 1оТ в систему безопасности полуприцепов открывает новые возможности для увеличения эффективности и безопасности логистических операций. В контексте развития автономных транспортных средств (Рисунок 4) 1оТ может играть решающую роль в управлении движением полуприцепов и обеспечении их безопасности [4]. Сенсоры, установленные на полуприцепах, могут

передавать данные о своем положении, скорости и состоянии в центральную систему управления движением, позволяя автоматизировать процессы планирования маршрута, управления скоростью и предотвращения столкновений.

Рисунок 4. Схема мультиагентной системы движения автономных транспортных средств.

Встроенные камеры в полуприцепе предоставляют непрерывное видеонаблюдение, позволяя отслеживать обстановку вокруг полуприцепа и фиксировать любые нарушения безопасности. Видеозаписи служат доказательством в случае инцидентов, повышают прозрачность логистических процессов и способствуют более эффективному расследованию. В совокупности с процессами сбора необходимых аналитических данных, методы прогнозного анализа и искусственного интеллекта позволяют предсказывать возможные проблемы, предотвращать аварии, оптимизировать маршруты и планировать техническое обслуживание полуприцепа [5]

Для примера сказанного рассмотрим инновационную систему, основанную на нейронной сети YOLOv4, позволяет автоматически анализировать видеопоток с камер наблюдения, установленных на

полуприцепах. Принцип работы данной системы основан на осуществлении непрерывной видеозаписи состояния полуприцепов с одновременным постоянным мониторингом видеозаписи. Специальный алгоритм оконтуривания выделяет контуры транспортных средств на каждом кадре, которые затем передаются в обученную нейронную сеть YOLOv4. Система автоматически выдает оповещения, если в видеопотоке обнаружены нештатные ситуации, например, столкновения, несанкционированное открытие дверей полуприцепа, или другие потенциально опасные события (рисунок 5).

Рисунок 5. Работа системы YOLOv4 в обеспечении безопасности полуприцепов путем видеонаблюдения.

Таким образом, все это делает систему безопасности не только реактивной, но и проактивной, способной упреждать угрозы и минимизировать риски. Внедрение цифровой трансформации системы безопасности полуприцепов вносит существенные изменения в логистические процессы. Это повышает безопасность грузов, снижает затраты, улучшает эффективность и обеспечивает более прозрачную и эффективную коммуникацию между всеми участниками логистической цепочки. В целом можно сказать, что цифровая

трансформация - это не просто модный тренд, а необходимость для успешного развития в условиях современного конкурентного рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чупин А.Л. Исследование механизма внедрения инноваций в деятельность российских предприятий // Чупин А.Л., Рагас А.А.М.А., Чупина Ж.С. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2024. Т. 32. № 1. С. 187-198;

2. Левинцов К.В. Влияние цифровизации на развитие транспортной отрасли // Современные механизмы трансформации и общества: вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.Н. Сейфиевой. Краснодар, 2023. С. 576-581;

3. Шерстобитова О.Б. Значение цифровизации логистических процессов в организации контрейлерных перевозок // В сборнике: Транспорт и логистика устойчивого развития территорий, бизнеса, государства (драйверы роста, тренды и барьеры). Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 414-418;

4. Ильин И.В. Определение интеллектуальных агентов системы движения полуприцепов в терминале морского порта // В сборнике: Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. Труды 5-ой Международной научной конференции. 2019. С. 130-133;

5. Михайлов А.М. Цифровая среда города как фактор повышения экономической эффективности управления // В книге: ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Эверт Л.С., Костюченко Ю.Р., Паничева Е.С., Луцик М.Е., Абдина О.Д., Исломов У.П., Хикматуллаев С.И., Сафаров Ф.С., Авилова Н.Ф.И., Головина Е.В., Михайлов А.М. Москва, 2022. С. 57-73

Glushchenko A.A.

Far Eastern State University (Blagoveshchensk, Russia)

DIGITAL TRANSFORMATION OF SAFETY SYSTEM OF ROAD TRAINS

Abstract: the paper considers monitoring that contribute to the control of the resource of road trains, as well as safety control.

Keywords: semi-trailers, road trains, GLONASS, forecasting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.