ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ А.Х. Нитенко, студент
Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета (Россия, г. Набережные Челны)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-6-9
Аннотация. Цифровизация в настоящее время является одним из наиболее значимых трендов как на российском, так и на международном рынках розничной торговли. Она неоднократно демонстрировала свою эффективность не только в коммуникации с потребителями и операциях на уровне магазинов, но и в управлении организациями. Цель выполненного исследования заключается в сравнительном анализе отечественного и зарубежного опыта внедрения цифровых технологий в системы управления. Обозначены направления, в которых отечественные компании уже достигли мировых стандартов, а также области, где у российского ритейла сохраняется потенциал для дальнейшего роста. Рекомендации, сформулированные автором на основе анализа лучших зарубежных практик, могут быть успешно применены как в научно-методических исследованиях, так и в деловой практике для повышения эффективности соответствующих процессов.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, розничная торговля, ритейл, управление, система управления, цифровые технологии, цифровизация управления, зарубежная практика цифровизации.
В настоящее время цифровая трансформация является одним из наиболее заметных и влиятельных трендов в жизни потребителей и деятельности бизнеса. Это явление, охватывающее широкомасштабные и комплексные изменения в существующих процессах и системах, включая управление организациями через интеграцию цифровых технологий, стало особенно актуальным после начала пандемии COVID-19.
На основании нормативных документов, а также отечественной и зарубежной научной литературы можно сформулировать следующее определение цифровизации: это процесс внедрения цифровых технологий во внутренние процессы организации и в ее взаимодействие с внешней средой, направленный на повышение эффективности и создание дополнительной ценности для потребителей.
В настоящее время данное направление исследований становится все более актуальным в академическом сообществе. Статистический анализ демонстрирует, что за последние пять лет количество публикаций по теме цифрови-зации и объемы их цитирования увеличились в десятки раз. Кроме того, число исследований, посвященных цифровизации розничной торговли, возросло как минимум в три раза,
при этом основная часть данного роста научной активности пришлась на 2020 год.
Тем не менее, многие исследователи подчеркивают, что в настоящее время развитие практики цифровизации в ритейле происходит значительно быстрее, чем развитие теории. Это подчеркивает необходимость проведения эмпирических исследований, которые помогут корректно и своевременно обеспечить научно-методологическую основу для текущих процессов. Такие исследования должны быть сосредоточены на изучении фактической деятельности современных розничных компаний, внедряющих цифровые технологии в свои системы управления. В условиях сближения отечественных и зарубежных подходов к цифровизации розничной торговли, особенно важным становится проведение сравнительных исследований между Россией и другими развитыми странами.
В результате анализа цифровизации управленческих систем российских ритейлеров была разработана матрица «технологии - области управления» (см. рис. 1). Диаметр круга на пересечении определенной цифровой технологии с областью управления иллюстрирует относительную популярность данного направления цифровизации среди российских ритейлеров.
Как видно, среди десяти крупнейших розничных компаний в России наиболее «развитыми» аспектами цифровизации являются внедрение автоматизированных информационных систем. Прежде всего это касается управления логистическими процессами
(например, системы WMS, TMS, SCM), управления IT-инфраструктурой (такие как ITSM, EMM и др.), а также комплексного управления всеми ресурсами торговой сети, где акцент делается на ERP-системах.
--*|<1 ци0ийви4эиии- ¡процессуальный аспект! Отсутствие цифров*1аацкк - Пилотные проемы Масштабирование • - Закрепление и раавнтив
Рис. 1. Анализ цифровизации систем управления российских ритейлеров
Развитие этого направления можно объяснить рядом причин.
Во-первых, на рынке ритейла в области автоматизированных информационных систем имеется наибольшее количество апробированных и готовых к внедрению решений, которые могут быть реализованы с помощью интеграционных компаний.
Во-вторых, информационные системы, которые позволяют объединять разнообразные информационные потоки в единую базу и автоматизировать работу с этими данными (сбор, обработка, хранение и их предоставление пользователю), требуют вложений на этапе разработки и внедрения, причем иногда весьма значительных. Однако они могут успешно функционировать в организации без необходимости кардинального изменения бизнес-процессов, привычного рабочего ритма сотрудников и навыков управленцев.
Другими словами, это направление цифро-визации демонстрирует относительно низкий уровень риска по сравнению с другими направлениями и обеспечивает более замет-
ные результаты уже на ранних стадиях внедрения. По этой причине оно стало актуальным для всех исследованных отечественных торговых компаний.
Технологии «больших данных» и «продвинутой» аналитики активно внедряются в деятельность российских ритейлеров, в основном в области управления ритейл-миксом, который включает ассортимент, ценообразование и другие аспекты, а также в управлении взаимоотношениями с клиентами. В управлении ритейл-миксом активно применяются цифровые решения, основанные на искусственном интеллекте, такие как модели, предсказывающие спрос на продукцию или эффективность рекламных акций, а также системы видеоаналитики.
Искусственный интеллект и машинное обучение также находят применение в других областях управления, например, для разработки корпоративных чат-ботов, предсказательной аналитики потребностей в ремонте транспорта и алгоритмов массового подбора сотрудников.
Тем не менее, в большинстве случаев эти технологии внедряются в тестовом режиме (например, в магазинах-лабораториях, создаваемых для испытания цифровых инноваций, таких как в X5 Group и «Ленте»), или на стадии начального масштабирования. Роботизированные технологии используются менее активно, в основном в финансовом управлении и управлении персоналом, где автоматизируются процессы документооборота и администрирования. Мобильные технологии также развиваются в сфере управления персоналом. Остальные цифровые решения внедряются российскими ритейлерами преимущественно в формате пилотных проектов.
Подводя итоги анализа российских розничных организаций с применением матрицы «технологии - области управления», можно выделить три актуальных направления циф-ровизации управленческих систем в ритейле:
1) Цифровизация работы с данными включает внедрение технологий «больших данных» и «продвинутой» аналитики в frontoffice процессах (управление ритейл-миксом, управление клиентскими отношениями) и автоматизированных информационных систем в back-office процессах (логистика, финансы и т.д.);
2) Переход к «интеллектуальному» управлению операциями подразумевает интеграцию аналитических и прогнозных моделей, а также решений на основе искусственного интеллекта (все области управления с акцентом на ритейл-микс), мобильных технологий (в основном в HR) и роботизации;
3) Открытие «новых горизонтов» цифрови-зации связано с разработкой цифровых реше-
Библиографический список
1. Бабанова Ю.В., Орлов В.М., Антонян Р.С. Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2018. - № 6(216). - С. 61-66.
2. Бабич О.В., Сидорова А.А. Модель цифровой трансформации современного предприятия // Путеводитель предпринимателя. - 2020. - Т. 13. № 4. - С. 11-21.
3.Гарбузова Ю.М. Трансформация процессов управления предприятием в условиях цифровизации // Сборник статей Национальной научно-практической конференции с международным участием «Управление и цифровизация: национальное и региональное измерение», Брянск, 19 мая 2021 г. - Брянск: БГУ, 2021. - С. 61-65.
4.Еремеева Н.В., Панюкова В.В. Перспективные направления исследования розничной торговли: цифровизация и униканальность // Экономические системы. - 2020. - № 4. - С. 161-170.
ний на основе Интернета вещей (например, «умные» магазины и распределительные центры) и тестированием радикальных новшеств (блокчейн, квантовые технологии и т.д.).
Исследование показало, что в первом направлении ведущие российские ритейлеры уже приближаются к иностранным стандартам, тогда как в остальных направлениях сохраняется разрыв: «интеллектуальное» управление находится на пилотной стадии, а активность в области «новых горизонтов» низка. Эти запаздывающие направления можно считать перспективными зонами роста.
Анализ опыта ведущих международных розничных компаний позволил разработать рекомендации для российских ритейлеров, направленные на повышение эффективности цифровой трансформации их управленческих систем. Это может быть достигнуто через внедрение открытых инноваций, применение стратегического подхода, развитие собственных цифровых навыков, использование «больших данных» первичного происхождения и учет потребностей как внутренних, так и внешних факторов бизнеса. Следование указанным советам способствует не только ускорению и расширению внедрения цифровых технологий в деятельность компании и снижению связанных с этим рисков, но и максимизации положительного влияния цифро-визации на управленческие системы и на бизнес в целом, включая рост доходов и усиление конкурентных преимуществ. Это также приносит выгоды для всех заинтересованных сторон, прежде всего для потребителей.
5. Калашников Н.А. Современные направления цифровой трансформации систем управления российских ритейлеров // Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов», Москва, 2 марта 2022 г. - М.: ООО «ИРОК», 2022. - С. 263-270.
6. Титаренко Л.Г., Карапетян Р.В. Теоретическая и эмпирическая модели влияния процессов цифровизации на трудовую деятельность // Вестник Гродненского государственного университета им. Янки Купалы. - 2022. - Т. 12, № 1. - С. 65-73.
7. Фомина И.Ю. Автоматизация предприятия розничной торговли в условиях процессного подхода к управлению // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. -2018. - № 10. - С. 44-49.
THE DIGITAL TRANSFORMATION OF RETAIL
A.H. Nitenko, Student
Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga Region) Federal University (Russia, Naberezhnye Chelny)
Abstract. Digitalization is currently one of the most significant trends in both the Russian and international retail markets. It has repeatedly demonstrated its effectiveness not only in communication with consumers and operations at the store level, but also in the management of organizations. The purpose of this article is a comparative analysis of domestic and foreign experience in the implementation of digital technologies in management systems. The directions in which domestic companies have already reached world standards are outlined, as well as areas where Russian retail retains the potential for further growth. The recommendations formulated by the author based on the analysis of the best foreign practices can be successfully applied both in scientific and methodological research and in business practice to improve the efficiency of relevant processes.
Keywords: digitalization, digital transformation, retail, retail, management, management system, digital technologies, digitalization of management, foreign digitalization practice.