Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плоцкая О. А.

Данная работа посвящена процессу цифровой трансформации российского образования. В настоящем исследовании значительное внимание уделяется анализу перспективного правотворческого опыта российского законодателя, исследуется нормативно-правовая основа процесса цифровизации образования. В статье рассматривается реализация концепции образовательной цифровой модели, являющейся частью единой цифровой образовательной платформы. Исследуются вопросы правового регулирования процесса цифровизации различных уровней системы российского образования. Анализируется успешный опыт в этой сфере на основе реализации «Паспорта приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», Планов деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, предусматривающих реализацию государственной программы «Развитие образования» путем претворения в жизнь проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» и других приоритетных образовательных программ российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плоцкая О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION: EXPERIENCE AND PROSPECTS OF LEGAL REGULATION

This work is devoted to the process of digital transformation of Russian education. In this study, considerable attention is paid to the analysis of the promising legislative e experience of the Russian legislator, and the regulatory and legal framework of the process of digitalization of education is investigated. The article discusses the implementation of the concept of an educational digital model, which is part of a single digital educational platform. The issues of legal regulation of the process of digitalization of various levels of the Russian education system are investigated. Successful experience in this area is analyzed on the basis of the implementation of the "Passport of the priority project "Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation", the Action Plans of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, which provide for the implementation of the state program "Development of Education" by implementing the project "Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation” and other priority educational programs of Russian education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION AND SCIENCE

Научная статья УДК/UDC 340

DOI: 10.21779/2224-0241-2022-41-1-7-12

Цифровая трансформация российского образования: опыт и перспективы нормативно-

правового регулирования

О.А. Плоцкая

Коми республиканская академия государственной службы и управления, г. Сыктывкар, Российская Федерация, olga.plockaya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4016-095X

Аннотация. Данная работа посвящена процессу цифровой трансформации российского образования. В настоящем исследовании значительное внимание уделяется анализу перспективного правотворческого опыта российского законодателя, исследуется нормативно-правовая основа процесса цифровизации образования. В статье рассматривается реализация концепции образовательной цифровой модели, являющейся частью единой цифровой образовательной платформы. Исследуются вопросы правового регулирования процесса цифровизации различных уровней системы российского образования. Анализируется успешный опыт в этой сфере на основе реализации «Паспорта приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», Планов деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, предусматривающих реализацию государственной программы «Развитие образования» путем претворения в жизнь проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» и других приоритетных образовательных программ российского образования.

Ключевые слова: цифровая трансформация, образование, нормативно-правовое регулирование, образовательная цифровая модель, концепция

Для цитирования: Плоцкая О. А. Цифровая трансформация российского образования: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 41, № 1. С. 7-12. DOI: 10.21779/2224-0241 -2022-41-1-7-12

Original article

Digital transformation of Russian education: experience and prospects of legal regulation Olga A. Plotskaya

Komi Republican Academy of Public Administration and Management, Russian Federation, olga.plockaya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4016-095X

Abstract. This work is devoted to the process of digital transformation of Russian education. In this study, considerable attention is paid to the analysis of the promising legislative e experience of the Russian legislator, and the regulatory and legal framework of the process of digitalization of education is investigated. The article discusses the implementation of the concept of an educational digital model, which is part of a single digital educational platform. The issues of legal regulation of the process of digitalization of various levels of the Russian education system are investigated. Successful experience in this area is analyzed on the basis of the implementation of the "Passport of the priority project "Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation", the Action Plans of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, which provide for the implementation of the state program "Development of Education" by implementing the project "Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation" and other priority educational programs of Russian education.

Keywords: digital transformation, education, legal regulation, educational digital model, concept

For citation: Plotskaya О. А. Digital transformation of Russian education: experience and prospects of legal regulation. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 41, no. 1, pp. 7-12. DOI: 10.21779/22240241-2022-41-1-7-12 (In Russ.).

Актуальнейшей тенденцией современного образования в России, является постепенное проникновение цифровых инновационных электронных технологий, как способа выработки и дальнейшей реализации концепции образовательной цифровой модели, являющейся частью единой цифровой образовательной платформы, способствующей внедрению в систему образования элементов искусственного интеллекта, который позволит применять цифровые контенты и сервисы.

В связи с этим отметим, что процесс цифровой трансформации российского образования нуждается в качественной нормативно-правовой основе, которая позволила бы эффективно, поэтапно и безопасно осуществить его так же, как, к примеру, это происходит в сфере экономической цифро-визации, которая активными действиями уже осуществляется в российской экономике. Соответствующие положительные результаты показывает национальный российский проект «Цифровая экономика», который реализует федеральную программу «Цифровые кадры», подготавливающую специалистов-профессионалов с правовыми знаниями в сфере цифровой экономики [2, с. 298]. Поэтому цифровая экономика провоцирует рост спроса на специалистов в самых разных сферах экономики и общественной деятельности, обладающих навыками аналитика, системным пониманием и видением сложившихся проблем, умеющих правильно и своевременно не только давать оценку происходящим событиям, но и предпринимать соответствующие действия, принимая эффективные и высокопрофессиональные решения. Подготовка современный специалистов требует грамотного построения и особой структуризации образовательного процесса, в котором не только передается определенный объем знаний и осваиваются навыки, связанные с будущей профессиональной деятельностью, но и решаются задачи правового воспитания и развития высоконравственной личности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Эффективность этого процесса зависит от многих факторов, среди которых необходимо выделить непрерывность обучения, позволяющая с помощью использования цифровых технологий, даже в период пандемии, последовательно продолжать процесс обучения, не теряя обратную связь с обучающимися, вариативно моделировать его и достигать запланированных учебных результатов.

Анализ и проблемы реализации, закрепленных положений в действующем российском законодательстве, регулирующем процедуру применения цифровых технологий, не раз являлись отдельным предметом исследования. В связи с этим, безусловно, важно отметить вопросы, которые рассматриваются исследователями. К ним относятся не только организационные вопросы и проблемы, возникающие в обеспечении программно-

техническим оборудованием, но и риски, сложности в разработке цифровой образовательной платформы, поэтому, ученые разрабатывают практические и методические рекомендации по совершенствованию самого процесса цифровизации в образовании, и предлагают разработанные модели регулирования процесса цифровизации [1, с. 34; 3, с. 215; 4, с. 18, 5, с. 9; 15, с. 108; 14, с. 20; 12, с. 30; 18, с. 313] и др.

Важной задачей сегодня являются модернизация и совершенствование российского образования, которое готовящего практико-ориентированных специалистов, в условиях реализации процесса цифровизации, способствующей эффективному функционированию и развитию электронной образовательной среды. Необходимо исследовать особенности нормативного закрепления в действующем законодательстве, выделяя перспективные и трендовые направления законодательного регулирования процесса цифровизации в системе образования и, прежде всего, высшего образования, как неотъемлемой части профессионального уровня, готовящего квалифицированные кадры. Однако затронем вопросы правового регулирования процесса цифровизации, начиная с других уровней системы российского образования, тем более что уже существует наработанный успешный опыт в этой сфере.

Реализуемый с 2016 года «Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [9] обозначил цель - создать к 2018 году необходимые условия для постоянного повышения качества непрерывного образования, причем для всех категорий российских граждан. Это возможно благодаря развитию российского цифрового образовательного пространства и увеличению количества обучающихся, которые освоили онлайн-курсы. Итогом этого проекта должно являться создание информационного портала (ресурса), предоставляющего каждому пользователю доступ к различным он-лайн-курсам, несмотря на уровень получаемого образования (от школы до вузов). Также значительное внимание в рассматриваемом проекте законодатель уделяет созданию системы контроля качества транслируемых онлайн-курсов, используемых онлайн-ресурсов, прежде всего, для общего образования. Эта система контроля должна включать различные виды оценок, включая экспертную, и обеспечивать формирование особого рейтинга. Немаловажным требованием является необходимость интеграции портала с Единой системой идентификации и аутентификации, ГИС «Контингент» [9], что, в свою очередь, позволило бы обеспечить не только хранение, но и передачу информации о различных достижениях в образовании. Также предполагается повышение уровня качества онлайн-обучения. Предусматривается использование российского программного обеспечения, сер-

О.А. ПЛОЦКАЯ

висов, платформ. При этом должны существовать стандарты для возможности осуществления интеграции с информационными системами различных образовательных учреждений и организаций, а также типовые программные решения, которые обеспечивали бы оценку результатов онлайн-обучения [9], и др. Кроме технологических требований, оговаривается исполнение иных условий, организационного, финансового, правового характера, возможность свободно выбирать онлайн-курсы самими образовательными учреждениями и организациями, обучающимися, что, в свою очередь, обеспечит повышение мотивации субъектов образовательного процесса «к разработке и поддержке качественных и востребованных онлайн-курсов» [9]. Немаловажной составляющей являются кадровые вопросы, так как в основу проекта заложено создание условий для возможности непрерывного и постоянного обучения профессорско-преподавательского состава и отдельных специалистов. Предусматривается создание индивидуальных траекторий с использованием онлайн-курсов по их подготовке, обмен профессиональным опытом в сфере разработки и применения онлайн-курсов [9].

В последующем, в 2017 и в 2018 годах, были также разработаны и приняты следующие документы: План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год [10]; План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 год [12].

Планы предусматривали реализацию государственной программы «Развитие образования» путем претворения в жизнь проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Этот проект являлся приоритетной образовательной программой в российских вузах.

Кроме того, в 2018 году был также разработан и принят «Паспорт национального проекта «Образование» [13], направленный на получение возможности обеспечения конкурентоспособности российского образования [13], а также воспитание не только гармонично развитой, патриотически настроенной, но и социально ответственной личности [13]. В структуру рассматриваемого нацпроекта входило несколько федеральных проектов, включая проект «Цифровая образовательная среда». Он направлен на создание Центра цифровой трансформации образования, федеральной платформы цифровой образовательной среды; разработку, утверждение, внедрение модели цифровой образовательной среды; обновление информационного составляющего в образовательных организациях; организацию повышения квалификации работни-

ков, привлеченных к осуществлению образовательной деятельности в сфере современных цифровых технологий; утверждение пакета единых технологических требований; разработку методологии для внедрения в основные общеобразовательные программы ведущих цифровых современных технологий и многое другое [13]. Его реализация запланирована с 2019 г. по 2024 г.

В 2019 году также был принят план деятельности Министерства науки и высшего образования РФ, рассчитанный на период с 2019 по 2024 года, предусматривающий создание «единой цифровой платформы научного и научно-технического взаимодействия, организации и проведения совместных исследований в удаленном доступе, в том числе с участием зарубежных ученых (ЦПСИ, цифровая платформа)» [11].

Требования к разработке и загрузке цифрового контента в образовании, а также его экспертизе предусматривались приказом Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [17].

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. значительное внимание было уделено также цифровой трансформации школы, предоставлению не только учителям, но и обучающимся доступа к передовым инновационным образовательным технологиям и программам [13].

В 2021 году Министерство просвещения РФ утвердило требования к реализации цифрового образования [16; 7; 8], включая требования не только к функциональным, но и к техническим характеристикам, создаваемым образовательными сервисам [16], которые размещаются на территории Российского государства. Законодательно закреплены важнейшие императивы и к поставщикам образовательных сервисов (контентов) [7], порядок осуществления их экспертизы [8]. Более чем успешный опыт Министерства просвещения РФ должен быть распространен и на другие уровни современного российского образования.

Важно отметить, что стремительное распространение в российском образовании цифровых технологий невозможно было бы без качественной нормативно-правовой основы. Её анализ показал, что законодатель разработал концепцию образовательной деятельности и удачно закрепил положения, регулирующие сферу разработки, внедрения и применения цифровых технологий в образовательном процессе XXI века.

Список источников

1. Воронина А. А. Некоторые правовые аспекты перехода на дистанционное обучение // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 34-36.

2. Demchenko M. V., Gulieva M. E., Larina T. V., Simaeva E. P. Digital Transformation of Legal Education: Problems, Risks and Prospects // European Journal of Contemporary Education, 2021, no. 10 (2), рр. 297-307.

3. Корышева С. Е. Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в образовательных организациях ФСИН России // Образование и право. 2020. № 6. С. 215-218.

4. Куликова Г. Л., Какителашвили М. М. Дистанционное обучение в условиях COVID-19 // Законность. 2020. № 7 (1029). С. 18-21.

5. Магомедов Ш. Б., Абдусаламов Р. А., Магдилова Л. В. Цифровые инструменты в обучении студентов-юристов в условиях дистанционного и смешанного обучения // Юридический вестник ДГУ. Т. 36. 2020. № 4. С. 9-13.

6. Об утверждении требований к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам: приказ Минпросвещения России от 11 авг. 2021 г. № 545. URL: http://www.единыйурок.рф/images/news/prikaz545.pdf (дата обращения: 19.09.2021).

7. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды: приказ Министерства просвещения РФ от 2 дек. 2019 г. № 649. URL: https://internet.garantru/#/document/73335976/paragrap (дата обращения: 03.01.2022).

8. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 дек. 2018 г. № 16. URL: https://internetgarant.ru/#/document/72192486 (дата обращения: 03.01.2022).

9. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам: протокол 25 окт. 2016 г. № 9. URL: https://base.garant.ru/71677640 (дата обращения: 03.01.2022).

10. План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год: утв. Министерством образования и науки РФ 23 марта 2017 г. № 0В-8/02вн. URL: https://base.garant.ru/71677640 (дата обращения: 03.01.2022).

11. План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год: утв. Министерством науки и высшего образования РФ 8 февр. 2019 г. URL: https://internetgarant.ru/#/document/72176628 (дата обращения: 03.01.2022).

12. План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 год: утв. Министерством образования и науки РФ 22 февр. 2018 г. № 0В-4/02вн. URL: https://internet.garant.rU/#/document/71918694/paragraph/1/doclist/477 (дата обращения: 03.01.2022).

13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 янв. 2020 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (дата обращения: 11.01.2021).

14. Об утверждении критериев и порядка проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды: приказ Минпросвещения России от 11 авг. 2021 г. № 543. URL: https://www.https://www.единыйурок.рф/ images/news/prikaz543.pdf (дата обращения: 19.09.2021).

15. Об утверждении требований к поставщикам контента и образовательных сервисов, и порядка предоставления цифрового образовательного контента и образовательных сервисов: приказ Минпросве-щения России от 11 авг. 2021 г. № 544. URL: https://www.единыйурок.рф/ images/news/prikaz544.pdf (дата обращения 19.09.2021).

16. Ручкина Г. Ф., Венгеровский Е. Л. Правовое регулирование экономического сотрудничества стран-членов БРИКС в сфере оптимизации процессов разработки инновационных цифровых и мобильных технологий // Международное публичное и частное право. 2020. № 1. С. 20-24.

17. Ручкина Г. Ф., Шайдуллина В. К. Образовательный процесс и обучение студентов поколения z: особенности организации и трансформации // Юридическое образование и наука. 2020. № 10. С. 3-10.

18. Frolova E. V., Rogach O. V., Ryabova T. M. Digitalization of Education in Modern Scientific Discourse: New Trends and Risks Analysis // European Journal of Contemporary Education, 2020, № 9 (2), рр. 313 - 336.

19. Якупов В. Р., Евплова Е. В., Демцура С. С. Эволюция российского законодательства в сфере применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ // Инновации в образовании. 2020. № 5. С. 108-119.

References

1. Voronina A.A. Nekotorye pravovye aspekty perekhoda na distancionnoe obuchenie [Some legal aspects of the transition to distance learning]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. [Vocational education and the labor market], 2020, no. 2, pp. 34-36. (In Russ.).

2. Demchenko M.V., Gulieva M.E., Larina T.V., Simaeva E.P. Digital Transformation of Legal Education: Problems, Risks and Prospects // European Journal of Contemporary Education, 2021, no. 10 (2), pp. 297-307. (In Russ.).

O A. n^OUKA^

3. Korysheva S.E. Distancionnoe obuchenie kak odna iz form organizacii uchebnogo processa v obra-zovatel'nyh organizaciyah FSIN Rossii [Distance learning as one of the forms of organizing the educational process in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Obrazovanie i pravo. [Education and Law], 2020, no. 6, pp. 215-218. (In Russ.).

4. Kulikova G.L., Kakitelashvili M.M. Distancionnoe obuchenie v usloviyah COVID-19 [Distance learning in the context of COVID-19]. Zakonnost '[Legality], 2020, no. 7 (1029), pp. 18-21. (In Russ.).

5. Magomedov SH.B., Abdusalamov R.A., Magdilova L.V. Cifrovye instrumenty v obuchenii studentov-yuristov v usloviyah distancionnogo i smeshannogo obucheniya [Digital Tools in Teaching Law Students in Distance and Blended Learning ]. Yuridicheskij vestnik DGU[Law Herald of DSU], 2020, vol. 34, no. 4, pp. 9-13. (In Russ.).

6. Ob utverzhdenii trebovanij k funkcional'nym, tekhnicheskim harakteristikam i parametram edinic cifrovogo obrazovatel'nogo kontenta, k obrazovatel'nym servisam: prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 11.08.2021 N 545. [On approval of requirements for functional, technical characteristics and parameters of digital educational content units, for educational services: order of the Ministry of Education of Russia dated 11.08.2021 No. 545]. (In Russ.). Available at: http://www.edinyjurok.rf/images/news/prikaz545.pdf (accessed: 19.09.2021).

7. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy: prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 02.12.2019 N 649. [On approval of the Target Model of the Digital Educational Environment: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 649 dated December 2, 2019]. (In Russ.). Available at: https://internet.garant.ru/tf/document/73335976/paragrap (accessed 03.01.2022).

8. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Fed-eracii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam): protokol 24.12.2018 N 16. [Passport of the national project "Education" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects): protocol 24.12.2018 N 16]. (In Russ.). Available at: https://internet.garant.ru/tf/document/72192486 (accessed: 03.01.2022).

9. Pasport prioritetnogo proekta «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam): protokol 25.10.2016 N 9. [Passport of the priority project "Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects): Protocol No. 9 dated October 25, 2016]. (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/71677640 (accessed: 03.01.2022).

10. Plan deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii na 2017 god (utv. Minister-stvom obrazovaniya i nauki RF 23.03.2017 N OV-8/02vn. [Activity Plan of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for 2017 (approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on March 23, 2017 N OV-8/02vn]. (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/71677640 (accessed: 03.01.2022).

11. Plan deyatel'nosti Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii na period s 2019 po 2024 god (utv. Ministerstvom nauki i vysshego obrazovaniya RF 08.02.2019). [Activity Plan of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for the period from 2019 to 2024 (approved by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on February 8, 2019)]. (In Russ.). Available at: https://internet.garant.ru/tf/document/72176628 (accessed: 03.01.2022).

12. Plan deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii na 2018 god (utv. Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF 22.02.2018 N OV-4/02vn. [Activity Plan of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for 2018 (approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on February 22, 2018 N OV-4/02vn]. (In Russ.). Available at: https://internet.garant.ru/#/document/71918694/paragraph/1/doclist/477 (accessed: 03.01.2022).

13. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 15.01.2020 «Poslanie Prezidenta Federal'nomu So-braniyu». [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of January 15, 2020 "Message of the President to the Federal Assembly"]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (accessed: 11.01.2021).

14. Ob utverzhdenii kriteriev i poryadka provedeniya ekspertizy cifrovogo obrazovatel'nogo kontenta i obrazovatel'nyh servisov, predlagaemyh postavshchikami kontenta i obrazovatel'nyh servisov v ramkah cifrovoj obrazovatel'noj sredy: prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 11 avgusta 2021 g. N 543. [On approval of the criteria and procedure for conducting an examination of digital educational content and educational services offered by content and educational service providers within the digital educational environment: Order of the Ministry of Education of Russia dated August 11, 2021 N 543]. (In Russ.). Available at: https://www.https://www.edinyjurok.rf/ images/news/prikaz543.pdf (accessed: 19.09.2021).

15. Ob utverzhdenii trebovanij k postavshchikam kontenta i obrazovatel'nyh servisov i poryadka pre-dostavleniya cifrovogo obrazovatel'nogo kontenta i obrazovatel'nyh servisov: prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 11 avgusta 2021 g. N 544. [On approval of requirements for providers of content and educational services and the procedure for providing digital educational content and educational services: Order of the Ministry of Educa-

tion of Russia dated August 11, 2021 N 544]. (In Russ.). Available at: https://www.edinyjurok.rf/ imag-es/news/prikaz544.pdf (accessed: 19.09.2021).

16. Ruchkina G.F., Vengerovskij E.L. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskogo sotrudnichestva stran -chlenov BRIKS v sfere optimizacii processov razrabotki innovacionnyh cifrovyh i mobil'nyh tekhnologij [Legal regulation of economic cooperation between the BRICS member countries in the field of optimizing the development of innovative digital and mobile technologies]. Mezhdunarodnoepublichnoe i chastnoe parvo [International public and private law], 2020, no. 1, pp. 20-24. (In Russ.).

17. Ruchkina G.F., SHajdullina V.K. Obrazovatel'nyj process i obuchenie studentov pokoleniya z: osoben-nosti organizacii i transformacii [Educational process and training of students of generation z: features of organization and transformation]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal education and science], 2020, no. 10, pp. 3-10. (In Russ.).

18. Frolova E.V., Rogach O.V., Ryabova T.M. Digitalization of Education in Modern Scientific Discourse: New Trends and Risks Analysis, European Journal of Contemporary Education, 2020, no. 9 (2), pp. 313-336. (In Russ.).

19. Yаkupov V.R., Evplova E.V., Demcura S.S. Evolyuciya rossijskogo zakonodatel'stva v sfere primeneniya elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij pri realizacii obrazovatel'nyh program [The evolution of Russian legislation in the field of application of e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs]. Innovacii v obrazovanii [Innovations in Education], 2020, no. 5, pp. 108-119. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Плоцкая Ольга Андреевна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры правовых дисциплин ГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления», г. Сыктывкар, Российская Федерация. E-mail: olga.plockaya@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Plotskaya Olga Andreevna, Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Legal Disciplines of the Komi Republic Academy of Public Service and Management, Syktyvkar, Russian Federation. E-mail: olga.plockaya@mail.ru

Поступила в редакцию 12.01.2022 г.; одобрена после рецензирования 07.02.2022 г.; принята к публикации 14.02.2022 г.

Received 12.01.2022; approved after reviewing 07.02.2022; acceptedfor publication 14.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.