УДК 338.2:004.9
Мовлаев А.А.1
цифровая трансформация российских РЕГИОНОВ: предпосылки и направления проведения
Аннотация. В статье дается обоснование актуальности цифровой трансформации российской экономики, связанной с современными мировыми тенденциями внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Приводятся статистические данные относительно места России в мире по развитию цифровой экономики и использованию ИКТ. Автор приводит примеры пилотных проектов «цифровой перезагрузки» российских регионов. Также делается упор на необходимость подготовки кадров для новой экономики в регионах с использованием научно-технического потенциала местных вузов.
Ключевые слова: цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, регион, кадровый потенциал, государственное управление.
Movlaev A.A.
digital transformation of the Russian regions: background and directions of the conduct
Abstract. The paper provides a rationale for the relevance of the digital transformation of the Russian economy associated with modern global trends in the introduction of information and communication technologies in all spheres of human activity. Statistics on the place of Russia in the world in the development of the digital economy and the use of ICT is provided. The author gives examples of pilot projects of the "digital reset" of the Russian regions. The need for training for the new economy in the regions using the scientific and technical potential of local universities is also emphasized.
Keywords: digital economy, information and communication technologies, region, human resources, public administration.
С наступлением эры цифровых технологий произошел фундаментальный сдвиг в мировой экономике, сопровождаемый не только появлением огромного количества технических новинок, но и кардинальным пересмотром границ в сфере мировой торговли.
Техника развивается высочайшими темпами, новинки получают небывалое по охвату распространение, появляется все больше и больше молодых компаний, которые стремительно заработали свой первый миллиард долларов.
За последние пятнадцать лет на фоне инноваций и бурного развития цифровых технологий доля отрасли информационно-коммуникационных технологий в мировой экономике
выросла с 1,3% до 3%, и это, по всей видимости, далеко не предел.
Данные Международного союза электросвязи (МСЭ) и Всемирного банка, представленные на Рисунке 1, отображают уровень развития ИКТ по странам за 2017 год, где размер круга на графике пропорционален ВВП страны на душу населения, тыс. долл. США по ППС.
Страны, где культура формируется на основе цифровых технологий и инноваций, стояли у истоков поворота мирового развития в сторону наукоемких производств не без экономической выгоды для себя: там появлялись новые рабочие места, люди стали по-новому жить и работать.
1 Мовлаев Асхаб Ахъядович, главный специалист имущественного отдела, Управление «Почта России» по Чеченской Республике, e-mail: movlaev117@bk.ru, т. +7 (966) 721-44-44
Askhab Movlaev, Chief Specialist, Property Department, Russian Post Administration in the Chechen Republic, e-mail: movlaev117@bk.ru, tel. +7 (966) 721-44-44
1.000 0.900
i о
5 о.еоо в
0
1 0.700
CL
ш
S о.еоо s
| 0.900
S
о
| 0.400
-Û сг
о 0.300 с
си
| 0.200 (D
^ 0.100
I Индия
США
Великобритания
Аргентина Ч или
Греция
Киргизия.,,
Армения
^^Рч шля■
fa
Казахстан
!
»
0.5 П.0 1.5 ЕЛ 2.5 3.0 3.5 4.0 4.Е 5.0 5.5 «Л 6.5 7.0 7.5 0.0 S.5 Э.О 9.5 10.0
Эначенио Индекса развития ИКТ
Страньн Большей семерки» 0 Страны с сопоставимым с российским уровнем ВВП Другие страны
Страны БРИ КС Страны ЕАЭС
Страны с сопоставимым с российским уровнем ВВП на душу населения (19.0-28.2тыс. долл. США по ППС; по России - ?3.2тыс. долл. США по ППС)
Рисунок 1 — Уровень развития ИКТ по странам за 2017 г.
Такие изменения стали возможными во многом благодаря технологическому предпринимательству и благоприятному для него климату, сформировавшемуся за счет усилий государства и представителей частного сектора.
Международный индекс цифровой экономики и общества (International Digital Economy and Society Index, I-DESI) рассчитан Гене-
ральным директоратом коммуникационных сетей, контента и технологий Европейской Комиссии (European Commission Directorate General for Communications Networks, Content and Technology) по странам, не входящим в ЕС, в соответствии с методологией европейского Индекса цифровой экономики и общества (Digital Economy and Society Index, DESI) и представлен на Рисунке 2.
Рисунок 2 — Международный индекс цифровой экономики и общества: 2016 г.
Опыт, накопленный передовыми странами в этой области, берут на вооружение развивающиеся страны, которым хотелось бы получить сходный экономический эффект, и международный диалог по вопросам регулирования и внедрения инноваций ведется в рамках этого опыта.
Странам, строящим свою экономику в основном на развитии производства и разработке природных ресурсов, хотелось бы увеличить свою долю в стремительно растущей цифровой экономике. С этой целью они пытаются изменить саму структурную основу своей экономики и начинают выделять больше ресурсов на создание благоприятного климата для технологического предпринимательства, которое смогло бы выдержать конкурен-
цию на международном уровне. Для стран с молодым населением, которым необходимо позаботиться о создании новых рабочих мест, особенно важно создать у себя высокоэффективное технологическое предпринимательство, которое стало бы надежным источником обеспечения занятости населения.
Учитывая важность базисных внерыночных факторов для привлечения интереса к формированию экосистемы для технологического предпринимательства со стороны и отечественных и международных инвесторов, страны, которым не удается провести масштабные реформы в области образования и управления, а также создать благоприятный климат для развития бизнеса, рискуют безнадежно отстать (Рисунок 3).
Рисунок 3 — Место России в международных рейтингах развития цифровой экономики
Цифровая экономика в России развивается в рамках целевой программы, утвержденной правительством РФ в 2017 году. Она предусматривает создание в стране сетей связи, цифровых платформ работы с различными данными, а также образовательной и исследовательской базы.
Программа нацелена на взаимодействие федерального центра с регионами, но по факту субъекты находятся в пассивной роли - из них «вымываются» идеи и кадры, что губительно для цифрового бизнеса в регионах.
Регионы рассматриваются лишь как источник информации для федеральных структур и крупного бизнеса, а также в качестве однотипных, не имеющих собственных интересов, платежеспособных потребителей предложенных решений федеральных органов исполнительной власти и крупного федерального бизнеса. Это приводит к вымыванию регионального и межрегионального бизнеса с занимаемых ими рынков в пользу крупных федеральных игроков. Решить вопрос могла бы соответствующая нормативная база, разра-
боткой которой должна заняться ассоциация, ориентированная на развитие инновационных регионов.
Данная работа организована в 2018 году в соответствии с поручениями вице-премьера Максима Акимова на площадке Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) совместно с федеральными органами власти и проектным офисом по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Более активное участие регионов и проводимая ими грамотная кадровая политика могли бы поспособствовать удержанию «на местах» талантливых молодых специалистов. Положительная тенденция заключается в том, что многие регионы уже активно решают эту задачу, и результаты не заставят себя долго ждать.
Одна из основных проблем, которые возникают на пути органов власти при реализации инициатив цифровой экономики, - это, прежде всего, кадры. Далее можно отметить отсутствие ресурсов и проблему, связанную с данными, а конкретно - с их качеством, количеством качественных данных и отсутствием четких механизмов работы с данными.
В регионах уже сегодня много перспективных проектов, которые можно отнести к программе «Цифровая экономика». Одним из самых распространенных сегодня направлений становится внедрение новых технологий в систему ЖКХ и развитие городской транспортной инфраструктуры. Разработкой и реализацией собственных проектов в этой сфере занимаются, в частности, Тюменская и Новгородская области, Республика Северная Осетия-Алания.
В Новгородской области первыми цифро-визацию ЖКХ тестируют государственные учреждения. В них устанавливается умная система контроля приборов учета коммунальных услуг.
В 2017 году пилотный проект был успешно опробован на 200 учреждениях образования. В 2018 году проект будет масштабирован на 600 государственных учреждений. Такая система уже позволила снизить затраты на оплату услуг ЖКХ на 15%, а в перспективе позволит
бюджету экономить около 30-50 млн. рублей в год.
В Северной Осетии-Алании первые проекты в этой сфере будут запущены к концу 2018 года. Проекты будут касаться транспорта, ЖКХ. Они будут реализовываться в пилотном режиме в Моздокском районе республики, после чего распространятся по всему региону. Один из проектов предполагает создание интеллектуальной платформы в сфере ЖКХ, которая позволит вести прозрачный учет начисления стоимости за потребленные ресурсы. Оплачивать их также можно будет не выходя из дома. С помощью смартфонов жители Северной Осетии-Алании смогут отслеживать и передвижение общественного транспорта, узнавать время прибытия к нужной остановке.
Подобными разработками занимается и Тюменский индустриальный университет (ТИУ) в рамках проекта Smart City («Умный город»). Проект включает в себя городскую систему информирования пассажиров о расписании движения автобусов, адаптивные светофоры, которые подстраивают свою работу под текущую дорожную обстановку, технологию создания систем интеллектуального освещения.
Правительство Рязанской области взяло курс на цифровизацию региона в 2017 году. Бумажные носители на заседаниях областного правительства уже заменены на планшеты, ведется разработка проекта электронного бюджета. Одним из крупных проектов в этом направлении станет научно-технологический IT-центр, который объединит в Рязани ведущих IT-разработчиков страны и программистов.
Другие регионы с помощью цифровых технологий в прямом смысле развивают экономику. В аграрном Алтайском крае они используются в сельском хозяйстве для мониторинга состояния пахотных земель со спутников. Это дало возможность полнее выполнять контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Система содержит сведения о более чем 135 тыс. участков, из них 75% актуализированы по пользователю и планируемой культуре.
Спутники отслеживают и ход полевых работ на полях. По предварительным оценкам,
внедрение таких технологий позволит снизить себестоимость производственных процессов на 17%.
Калужская область реализует пилотный проект по созданию национальной системы управления данными. Это позволит в итоге представлять в любой момент времени актуальные данные для всех участников цифровой трансформации, в том числе на возмездной основе. А это дополнительные источники пополнения казны и диверсификации региональной экономики.
Новгородская область с помощью новых технологий подсчитывает количество туристов в регионе, получая информацию от мобильных телефонов, которые привозят с собой туристы. Технология так называемых больших данных используется как один из инструментов помощи в развитии туризма. Эти большие данные порождаются каждым из нас: имея всегда с собой мобильный телефон, мы оставляем цифровой след, а система весь этот набор информации обрабатывает в нужном нам ключе, персональная информация абонентов при этом обезличена.
Развитие цифровой экономики требует мощного кадрового резерва.
В трети регионов РФ доля 1Т-специалистов от всего занятого населения составляет сейчас 0,87%. Чтобы увеличить этот показатель до значения стран с развитой рыночной экономикой, в ближайшие десять лет необходим приток 1Т-специалистов в региональную экономику в количестве почти 6 тыс. человек в год.
Предложение для растущего спроса формируют многие крупные российские вузы. В Южном федеральном округе на цифровых технологиях специализируется Донской го-
сударственный технический университет (ДГТУ), который в этом учебном году запускает две новых магистерских программы - «Интеллектуальные системы на основе блокчейн-технологий» и «Цифровой бухгалтерский учет и менеджмент». К реализации готовятся еще пакеты программ на 2019 год в других отраслях - в строительстве, транспорте, робототехнике и мехатронике.
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) уже в этом году запускает магистратуру по праву кибербезопасности. Ее выпускники смогут оказывать юридическое сопровождение компаний, которые разрабатывают, внедряют и используют новейшие технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности ("УК/АК.), блокчейна, а также просчитывать правовые риски при создании стартапов на основе этих технологий.
Уральский федеральный университет (УрФУ) ведет базовую подготовку специалистов в области информационных технологий по программам бакалавриата, а на уровне магистратуры занимается узкой специализацией.
Программы в магистратуре нацелены на формирование более специальных и глубоких компетенций, например, по анализу больших данных, цифровому моделированию физических систем, проектированию геоинформационных систем, искусственному интеллекту и другим актуальным специализациям.
Создание цифровой индустрии будущего - обеспечение долгосрочной устойчивости, запуск цифровой трансформации регионов за счет повышения уровня развития человеческого капитала, построения институтов инновационного развития и, в целом, прогрессивного развития цифровой экосистемы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Распоряжение от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»».