Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНДЕКСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмцова Ф.И., Ганчарик Л.П.

Статья посвящена разработке научно-методологических аспектов цифровой трансформации как фактора экономического роста и эффективности государственного управления на материалах Республики Беларусь. Представлены результаты применения в исследовании методов факторного анализа, контент-анализа, компаративистики исследовательского ареала. Раскрыты структура рынка информационных технологий, параметры и оценки индексов цифровых управленческих решений, эффективности цифровой трансформации. Разработана конструктивная модель перехода на цифровые технологии национально-отраслевой промышленности. Научно обоснованы и сформулированы стратегии системной цифровой модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Храмцова Ф.И., Ганчарик Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article is devoted to the development of scientific and methodological aspects of digital transformation as a factor in economic growth and public administration efficiency based on the materials of the Republic of Belarus. The results of applying the methods of factor analysis, content analysis, comparative studies of the research area in the study are presented. The structure of the information technology market, the parameters and estimates of the indexes of digital management decisions, the effectiveness of digital transformation are disclosed. A constructive model for the transition to digital technologies of the national industry has been developed. The strategies of systemic digital modernization are scientifically substantiated and formulated.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор Л.П. Ганчарик, канд. техн. наук, доцент

Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Республика Беларусь, г. Минск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-4-209-214

Аннотация. Статья посвящена разработке научно-методологических аспектов цифровой трансформации как фактора экономического роста и эффективности государственного управления на материалах Республики Беларусь. Представлены результаты применения в исследовании методов факторного анализа, контент-анализа, компаративистики исследовательского ареала. Раскрыты структура рынка информационных технологий, параметры и оценки индексов цифровых управленческих решений, эффективности цифровой трансформации. Разработана конструктивная модель перехода на цифровые технологии национально-отраслевой промышленности. Научно обоснованы и сформулированы стратегии системной цифровой модернизации.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая модернизация, информационные управленческие системы, электронное правительство, информационная безопасность, индексы цифровизации, информационно-коммуникационные технологии, цифровые технологии.

Цифровая трансформация ведет к реальным изменениям и инновациям во всех аспектах экономики, общества, культуры и промышленности [1]. Успешный переход национальной экономики на цифровые технологии является условием содействия устойчивому экономическому росту и повышения благосостояния. На рисунке 1 обобщенно и кратко излагаются предпосылки, содействующие цифровой трансформации в крупных развитых странах на основе метода компаративистики, а также вытекающие из этого процесса потребности и результаты модернизации.

Беларусь активно продвигает некоторые политические стратегии по цифровой трансформации, но они нацелены в основном на построение инфраструктуры ИКТ и электронного правительства [2].

Согласно отчету ЮНИДО по промышленному развитию Беларусь занимает 45-е место в мире [4]. Согласно отчету Международного союза электросвязи за 2020 год, Беларусь заняла в Индексе развития ИКТ 31-е место [4]. Согласно данным исследования уровень развития электронного правительства вырос с 49-го места в мире в 2016 году до 38-го в 2021 году.

Страна Предпосылки для продвижения цифрового преобразования

США - Размышления об экономической структуре для достижения краткосрочных результатов - Создание основы для долгосрочного экономического роста и создания рабочих мест - Реорганизация конкурентоспособности отрасли путем цишровизации

ЕС - Сокращение экономически активного населения и снижение экономического роста - Консолидация цифрового рынка и создание совместной инновационной базы за счет устранения цифровых барьеров в рыночных барьерах - Обеспечение конкурентоспособности с США и Китаем

Германия - Сокращение экономически активного населения и старение квалифицированных рабочих - Реагирование на изменение климата - Продолжение экономического роста и создание конкурентоспособной промышленности

Япония - Преодоление долгосрочного экономического спа ла - Быстрое старение населения - Стимулирование инноваций в цифровой индустрии в ответ на мировые тенденции

Китай - Сокращение трудоспособного населения и старение населения - Д осп 1Ж£Н11е глобальной ш гфровот I конку-рентоспособносп I - Обеспечение высокой ценности традиционной промышленности

Корея - Создание новых двигателей роста за счет снижения конкурентоспособности традиционной обрабатывающей промышленности. - Быстрое старение населения

)

■ Восстановление промышленной конкурентоспособности

ИКТ как ключевой фактор экономического роста

■ Решение экономических и социальных проблем -Цифровое преобразование как способ решения проблем транспорта, здравоохранения и занятости

■ Реакция на среднесрочные и долгосрочные изменения в окружающей среде, такие как изменения в структуре населения и изменение климата

- Реакция на замедление экономического роста, оптимизацию энергопотребления и т.д.

Поскольку цифровое преобразование требует высокого уровня инфраструктуры и технологий ИКТ, передовые компании могут монополизировать плоды цифрового преобразования, например, вернуть производство из-за рубежа.

Рис. 1 Предпосылки и результаты цифровой трансформации

Далее в таблице 1 показан коэффициент принятия информационных систем управления на белорусских предприятиях. Коэффициенты принятия ERP и MES, кото-

рые являются основными системами для управленческой и производственной информации, относительно высокие - 83,4% и 70,6% соответственно.

Таблица 1 Коэффициент принятия информационных управленческих систем

Информационные системы ERP CRM SCM PLM PDM MES

Коэффициент принятия (%) 83,4 62,7 62,7 52,9 66,7 70,6

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. №66 утверждена Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы - основной практический инструмент внедрения передовых информационных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества в предстоящий период. Государственной программой предусматривается выполнение мероприятий по созданию (развитию) современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, внедрению цифровых инноваций в отраслях экономики и технологий «умных городов», а также обеспечению информационной безопасности таких ре-

шений (82 мероприятия).

В Беларуси применяются хорошо развитые технологии ИКТ и большое количество трудовых ресурсов в секторе ИКТ, что считается её сильными сторонами [3]. В связи с этим необходимо предметно рассмотреть, каким образом объединить ИКТ и движущие факторы национального развития, не только состоянию сферы ИКТ. Беларусь вполне конкурентоспособна, учитывая её мощный потенциал в области развития ИКТ. Однако кроме оценки результата, т.е. оценки показателей эффективности, следует оценивать контроль за процессом и соответствие стратегии политическому курсу государства (рис. 2).

Рис. 2. Оценки показателей эффективности

Для решения актуальных вопросов нами предлагается восемь стратегий по цифровой трансформации в отношении предприятий и организаций, повышения квалификации персонала, а также методов цифрового и факторов цифровизации:

1. Создание организации, предназначенной исключительно для цифровой трансформации.

2. Обучение технического персонала для поддержки цифровой трансформации предприятий.

3. Разработка стандартизированной базовой модели (экспериментальный проект).

4. Совместный рост в обрабатывающей и ИТ-отраслях.

5. Цифровая трансформация с корпоративным консультированием.

6. Обмен данными в цепочке поставок.

7. Внедрение систем мониторинга и поддержки эксплуатационной эффективности производственных объектов.

8. Улучшение оцифровки, повышение

уровня открытости и услуг по предоставлению публичных данных.

В целях планирования и эффективного внедрения цифровой трансформации в Беларуси предлагается создать комитет, работающий по принципу государственно-частного партнерства. В Беларуси для этого требуется три организации:

- организация, которая будет отвечать требованиям будущего общества и определять концепцию развития;

- организация, которая создаст и осуществит переход государственного сектора на цифровые технологии;

- организация, которая проведет цифро-визацию промышленности.

В связи с этим правительству следует объединить производственные и ИТ-компании, чтобы оказывать им одновременную поддержку, расширять объем рынка, связанный с цифровыми преобразованиями для предприятий, и укреплять их потенциал. Важно создать стратегию по широкомасштабному распространению

всех предприятий. После разработки системы национальных стандартов необходимо разработать экспериментальные проекты. Кроме того, из-за низкой осведом-

ленности о цифровой трансформации компаний, следует предоставлять индивидуальную поддержку посредством предварительного консультирования (рис. 3) [4].

Одновременное продвижение производственных и ИТ-компаний

Управление ИТ-компаниями (поддержка информатизации предприятия)

Организация поддержки цифрового преобразования отрасли (компантш)_

Одновременная поддержка производственных и ИТ-компаний

Консорциум между производственными и ИТ-компаниями

Опенка консорциума ятя поддержки цифрового преобразования Разницу обшей стоимости развертывания покрывает производитель

Индивидуальная поддержка посредством разработки общего модуля и консалтинга

Разработка общего модуля предприятия белорусского типа

Корпоративный консалтинг

Разра< специализированных

модулей для поддержки компании

Правительство + ИТ-фирмы (определение потребностей производителей)

Производитель +

ИТ-фирмы (государственное финансирование)

Обзор внедрения облачной информационной системы с учетом характеристик и быстрого распространения белорусских компаний

Быстрое распространение всех предприятий после пилотного проекта (демонстрационный завод)

Рис. 3. Стратегическая поддержка цифровой трансформации Республики Беларусь

Оценивая политику развитых стран мира в отношении цифровой трансформации, сделаем вывод о актуальных прогнозируемых результатах для Беларуси.

Во-первых, инновации необходимо вводить, опираясь на данные. Данные -это основные активы предприятия, они стимулируют нововведения и являются источником национальной конкурентоспособности. Сегодня сбор данных является главным конкурентным преимуществом при изучении новых сфер и моделей коммерческой деятельности [5]. Очень важны также информационная безопасность и конфиденциальность.

Во-вторых, правительство должно выбрать отрасли или компоненты стратегического назначения, которые включают цифровые инновации и преобразования, чтобы сосредоточиться на национальных ресурсах и возможностях. Общие стратегии каждой страны схожи, но исходное

положение и основная идея разные.

В-третьих, это открытые инновации. Успешный переход на цифровые технологии требует сотрудничества между правительством, бизнесом, исследователями и другими странами. Республика Беларусь не стоит в стороне от мировых тенденций, не теряя при этом свой аутентичный образ.

Чтобы приспособиться к четвертой промышленной революции, многие страны и компании подготовили и внедрили различные стратегии. В частности, каждая страна осознала, что переход экономики на цифровые технологии играет важную роль в повышении национальной конкурентоспособности, и внедрила ряд различных политических программ в поддержку цифровой трансформации отраслей промышленности и предприятий. Правительство Беларуси также признало цифровую трансформацию одним из ключевых направлений национального развития, раз-

работало и внедрило соответствующую стратегию. В Беларуси переход экономики на цифровые технологии рассматривается как важный фактор политического курса наряду с инвестициями, занятостью, экспортными поставками и молодежной политикой.

Препятствиями для цифровой трансформации предприятий являются: относительно низкая осведомленность о необходимости перехода промышленности на цифровые технологии по сравнению с готовностью белорусского правительства достичь цифровой трансформации быстрыми темпами и нехваткой корпоративных разработчиков программного обеспечения, а также связанных с ними профессиональных компаний, учитывая высокий потенциал ИТ-специалистов. Слабый потенциал

ставок данных, связанных с потребителями, и старых производственных мощностей и низкий уровень использования данных в государственном и частном секторах - также важные сферы, требующие развития.

Обобщая, сформулируем главные выводы. В Республике Беларусь создано электронное правительство, основными компонентами которого являются автоматизация административно-управленческих процессов, единая межведомственная система документооборота, широкий доступ к системе государственных услуг в целях повышения эффективности системы государственного управления, обеспечивающей комфортное и быстрое взаимодействие органов власти с гражданами и бизнесом.

НИОКР с использованием в цепочке по-

Библиографический список

1. Князев, С.Н. Теория и практика государственного управления: уч. пособие / С.Н. Князев, В.И. Яковчук, Академия управления при Президенте Республики Беларусь. -Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, - 2021. - 520 с.

2. Лукашенко, А.Г. Доклад Президента Беларуси на VI Всебелорусском народном собрании // Президент Республики Беларусь: офиц. интернет-портал Президента Респ. Беларусь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/shestoe-vsebelorusskoe-narodnoe-sobranie (Дата доступа: 15.09.2022)

3. Храмцова, Ф.И. Стратегии развития регионов в Республике Беларусь. Монография / Ф.И. Храмцова, А.Н. Сенько. - Минск: Бестпринт, 2019. - 268 с.

4. Ганчарик, Л.П. Электронное правительство как новый стандарт социального управления / Л.П. Ганчарик, Б.В. Новыш // Республика Беларусь - 25 лет созидания и свершений: / Редакционный совет: В.П. Андрейченко [и др.] Т. 6: Наука. Информационное общество / [Гусаков В.Г. и др.; научно-редакционная коллегия: В Г. Гусаков и др.]. - Минск: Беларуская навука, 2020. - С. 656-690.

5. Есин, Р.О. Республика Беларусь в контексте межинтеграционного диалога ЕАЭС -АСЕАН / Р.О. Есин, В.О. Серебряков // Проблемы управления - 2020. - № 3(77). - С. 4-10.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS

F.I. Khramtsova, Doctor of Political Sciences, Professor

L.P. Gancharik, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus

(Republic of Belarus, Minsk)

Abstract. The article is devoted to the development of scientific and methodological aspects of digital transformation as a factor in economic growth and public administration efficiency based on the materials of the Republic of Belarus. The results of applying the methods offactor analysis, content analysis, comparative studies of the research area in the study are presented. The structure of the information technology market, the parameters and estimates of the indexes of digital management decisions, the effectiveness of digital transformation are disclosed. A constructive model for the transition to digital technologies of the national industry has been developed. The strategies of systemic digital modernization are scientifically substantiated andformu-lated.

Keywords: digital transformation, digital modernization, information management systems, e-government, information security, digitalization indices, information and communication technologies, digital technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.