Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ СТРАТЕГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазова Марина Викторовна, Коробейникова Ольга Михайловна, Ягупова Елена Владимировна

Статья посвящена исследованию особенностей и проблем, связанных с процессом цифровой трансформации в системе управленческого учета. В работе использованы методы, методики и методология цифрового бизнес-моделирования для условий цифровой трансформации процессов в системе управленческого учета. В статье представлена концептуальная проработка теории цифровой трансформации процессов в управленческом учете, реализованная поэтапно. Нами выделены бизнес-процессы в рамках центров ответственности, открытия синтетических и многопорядковых аналитических счетов управленческого учета, регламентации периодичности и объема информации о бизнес-процессах в целях оперативной, периодической и сводной управленческой отчетности, сверки соответствия данных о бизнес-процессах в управленческом учете путем верификации данных в системе финансового учета, мониторинга. Выявлены проблемы цифровой трансформации бизнес-процессов в управленческом учете: необходимость соответствия общерыночной динамике цифровизации; ограниченность контроля цифровизации бизнес-процессов управленческого учета; отсутствие инструментов, позволяющих связывать производительность компонентов ИТ-инфраструктуры с результатами цифровизации бизнес-процессов управленческого учета. Полученные результаты могут быть использованы для усиления конкурентных преимуществ в условиях глобальной цифровой трансформации как крупными интегрированными субъектами, полномасштабно ведущими управленческий учет, так и организациями, использующими отдельные элементы управленческого учета и имеющими в организационно-управленческой структуре вспомогательные и обслуживающие производства, ведущими диверсифицированную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глазова Марина Викторовна, Коробейникова Ольга Михайловна, Ягупова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF PROCESSES IN THE MANAGEMENT ACCOUNTING SYSTEM

The article is devoted to the study of the features and problems associated with the process of digital transformation in the management accounting system. The paper uses methods, techniques and methodology of digital business modeling for the conditions of digital transformation of processes in the management accounting system. The article presents a conceptual study of the theory of digital transformation of processes in management accounting, implemented in stages. We have identified business processes within the framework of responsibility centers, opening synthetic and multi-order analytical accounts of management accounting, regulating the frequency and volume of information about business processes for the purposes of operational, periodic and consolidated management reporting, reconciling data on business processes in management accounting by verifying data in the system of financial accounting, monitoring. The problems of digital transformation of business processes in management accounting are identified: the need to comply with the general market dynamics of digitalization; limited control of digitalization of management accounting business processes; lack of tools to link the performance of IT infrastructure components with the results of digitalization of management accounting business processes. The results obtained can be used to enhance competitive advantages in the context of global digital transformation, both by large integrated entities that maintain full-scale management accounting, and by organizations that use individual elements of management accounting and have auxiliary and service industries in their organizational and management structure that conduct diversified activities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА»

432

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338:004(045)

М.В. Глазова, О.М. Коробейникова, Е.В. Ягупова

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Статья посвящена исследованию особенностей и проблем, связанных с процессом цифровой трансформации в системе управленческого учета. В работе использованы методы, методики и методология цифрового бизнес-моделирования для условий цифровой трансформации процессов в системе управленческого учета. В статье представлена концептуальная проработка теории цифровой трансформации процессов в управленческом учете, реализованная поэтапно. Нами выделены бизнес-процессы в рамках центров ответственности, открытия синтетических и многопорядковых аналитических счетов управленческого учета, регламентации периодичности и объема информации о бизнес-процессах в целях оперативной, периодической и сводной управленческой отчетности, сверки соответствия данных о бизнес-процессах в управленческом учете путем верификации данных в системе финансового учета, мониторинга. Выявлены проблемы цифровой трансформации бизнес-процессов в управленческом учете: необходимость соответствия общерыночной динамике цифровизации; ограниченность контроля цифровизации бизнес-процессов управленческого учета; отсутствие инструментов, позволяющих связывать производительность компонентов ИТ-инфраструктуры с результатами цифровизации бизнес-процессов управленческого учета. Полученные результаты могут быть использованы для усиления конкурентных преимуществ в условиях глобальной цифровой трансформации как крупными интегрированными субъектами, полномасштабно ведущими управленческий учет, так и организациями, использующими отдельные элементы управленческого учета и имеющими в организационно-управленческой структуре вспомогательные и обслуживающие производства, ведущими диверсифицированную деятельность.

Ключевые слова: бизнес-процессы; управленческий учет; облачные технологии; цифровая экономика; цифровые инновации; цифровые стратегии; цифровая трансформация, цифровое бизнес-моделирование.

DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-3-432-437

Введение

Программа «Цифровая экономика» дала широкий старт созданию инфраструктурных, организационных, технологических, информационных условий для цифровизации процессов на разных уровнях управления [1-3]. Для экономических субъектов возникает необходимость в цифровизации процессов как предпосылке для укрепления конкурентных позиций на рынках присутствия и перспективных цифровых рынках [4].

Мир пережил новые вызовы в виде коронавирусной инфекции СОУГО-19, Россия столкнулась с усилением санкционных ограничений, что привело к необходимости введения принципиально новых процессов как с точки зрения защиты здоровья персонала и клиентов, так и с точки зрения изменения внутренних требований и стандартов. Экономические субъекты не только трансформируют внутреннюю цифровую инфраструктуру и процессы, но и переводят их в онлайн-форматы, причем пандемия существенно ускорила этот переход. Управленческий учет как одна из функций управления и процессы, относящиеся к области реализации данной функции, также требуют перехода в цифровой формат. Однако при этом возникает ряд вопросов, требующих не только методического, но и методологического решения. С одной стороны, потребность в выполнении операций онлайн и дистанционно (на удаленных рабочих местах) приводит к наращиванию скорости внедрения цифровых технологий и трансформации бизнеса, что положительно влияет на уровень организации управленческого учета. С другой стороны, остается актуальной задача сохранения конфиденциальности информации управленческого учета и еще больше усиливается проблема защиты растущих потоков электронных данных вне локальных контуров на удаленных рабочих местах.

В этой ситуации устоявшиеся системы, методы и формы, составляющие бизнес-процессы управленческого учета, также должны быть пересмотрены и адаптированы с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Цель работы - исследование особенностей и проблем цифровой трансформации процессов в системе управленческого учета.

Новизна исследования состоит в концептуальной проработке цифровой трансформации процессов в управленческом учете, состоящей из этапов выделения бизнес-процессов в рамках центров ответственности:

- открытия синтетических и многопорядковых аналитических счетов управленческого учета;

- регламентации периодичности и объема информации о бизнес-процессах в целях оперативной, периодической и сводной управленческой отчетности;

- сверки соответствия данных о бизнес-процессах в управленческом учете путем верификации данных в системе финансового учета; мониторинга.

В работе использованы методы, методики и методология цифрового бизнес-моделирования (Digital Business Modeling (DBM)) для условий цифровой трансформации процессов в системе управленческого учета.

Результаты исследования и обсуждение

Обоснование цифровой трансформации бизнес-процессов в управленческом учете

Общие вызовы, которые были успешно преодолены в наиболее острые периоды пандемии, заставили задуматься о понятии «новой нормальности» не только в общественно-экономической плоскости, но и на уровне экономических субъектов, функций и процессов, которые выполняются этими субъектами. Функционирование бизнеса в целом кардинально изменилось - особое внимание уделяется технологиям и способности бизнеса адаптироваться и успешно развиваться в непрерывно меняющихся условиях [5; 6]. Вынужденность дистанционного управления, координации и синхронизации управленческих процессов, оптимизации традиционных задач заставили пересмотреть все прежние установки в организации управленческого учета и принять новые правила в качестве базовых [7].

Очевидно, что методы и методики, составляющие внутренние процессы управленческого учета, должны соответствовать общей стратегии организации, которая в самом общем виде состоит в генерации потребительской ценности создаваемых продуктов и затрат на формирование этой ценности. Цифровая трансформация управленческого учета дает следующие возможности:

- оптимизирует автоматический сбор, систематизацию и обобщение данных, их гармонизацию с другими видами учета;

- позволяет осуществлять комплексные процессы, которые обладают большими возможностями масштабирования, без пропорционального роста трудозатрат и материальных затрат на организацию и ведение управленческого учета;

- создает условия для стандартизации (использование форм и методик, составление агрегированных отчетных форм) и персонификации (информация под оперативные запросы и с разной детализацией) продуктов управленческого учета.

Основные положения цифровой трансформации бизнес-процессов в системе управленческого учета

Сбор и обобщение информации по бизнес-процессам необходимо осуществлять, поскольку получаемые показатели характеризуют вклад структурных элементов организации и их руководителей в совокупный результат деятельности и, следовательно, позволяют устанавливать ответственность за достижение целевых ориентиров.

Концептуально этапы реализации проекта цифровой трансформации процессов в управленческом учете предлагается организовывать в следующей последовательности:

1. Выделение бизнес-процессов в рамках центров ответственности.

2. Открытие синтетических и многопорядковых аналитических счетов управленческого учета для отражения выделенных бизнес-процессов.

3. Регламентация периодичности и объема информации о бизнес-процессах в целях оперативной, периодической и сводной управленческой отчетности.

4. Сверка соответствия данных о бизнес-процессах в управленческом учете путем верификации данных в системе финансового учета.

5. Мониторинг системы учета бизнес-процессов в управленческом учете.

Цифровая трансформация процессов важна как для крупных интегрированных субъектов, полномасштабно ведущих управленческий учет, так и для организаций, использующих отдельные элементы управленческого учета и имеющих в организационно-управленческой структуре вспомога-

тельные и обслуживающие производства, ведущих диверсифицированную деятельность. Особенность процессного подхода в данном случае состоит в том, что учет ведется не только по бизнес-процессам экономического субъекта в целом, но и бизнес-процессам его структурных элементов (выделенных центров ответственности). Информационная база бизнес-процессов может быть многоуровневой - формироваться частично на уровне структурных элементов экономического субъекта частично - на уровне организации в целом.

Характер цифровой трансформации бизнес-процессов обобщения информации в управленческом учете определяется следующими факторами:

- отраслевыми особенностями экономического субъекта (территориальная рассредоточенность центров ответственности, наличие обширного круга вспомогательных и обслуживающих производств, подразделений основного производства с потребностью в выделении общепроизводственных расходов);

- организационно-управленческие особенности (разветвленность и масштаб производственной деятельности экономического субъекта и наличие территориальной сети);

- форма организации управленческого учета (интегрированная, автономная и др. признаки).

Независимо от сферы деятельности и других названных факторов экономический субъект должен стремиться к согласованности корпоративной и технологической стратегий. Такая задача в управленческом учете в современных условиях означает следование гибкому подходу управления собственной технологической средой: планированием денежных затрат с их сокращением там, где это возможно и целесообразно. Гибкость обеспечивает адекватность оперативного учета текущим требованиям, контроль над денежными потоками и инвестиционными обязательствами, за эффективным использованием системы обработки и хранения данных [8]. Гибкие модели управленческого учета с низкой стоимостью осуществления, быстрой интеграцией в систему управления экономическим субъектом и быстрой адаптацией соответствуют генерации цифровых инноваций индустрии 4.0 и их диффузии в бизнес-среду экономического субъекта [9]. Гибкий подход в организации процессов управленческого учета дает возможность оперативно принимать решения и опережать конкурентов на рынке с помощью инновационных технологий (искусственный интеллект, облачные технологии, машинное обучение и др. [10]).

Тренд цифровизации, активно внедряющийся в бизнес-сообщество, привел к устареванию прежних стратегий эффективности. Важнейшим шагом для гармоничного развития и роста для современных предприятий сегодня становится цифровое моделирование бизнес-процессов и выстраивание нового бизнес-мышления в разных областях управления. Моделирование бизнес-процессов с помощью современных ИТ-технологий выступает важнейшим резервом для повышения эффективности и надежности производственных комплексов.

Переход от традиционной аналоговой экономики к диджитал-технологиям потребовал от топ-менеджеров решения цифровых бизнес-задач посредством «цифрового бизнес-моделирования» (Digital Business Modeling (DBM)) [11], методики и методологию которого для условий цифровой трансформации экономики и общества разрабатывали А. Остервальдер, И. Пинье [12], К. М. Кри-стенсен, Э. Скотт, Э. Рот [13], П. Вайл, С. Ворнер [14] и др. Для нецифровых экономических субъектов выстраивать производственные процессы по традиционным схемам стало невозможно и нецелесообразно, требуется либо оцифровывать существующую бизнес-модель, либо соглашаться с возможным ослаблением рыночных позиций. В результате сегодня цифровые бизнес-модели успешно применяют автомобильные концерны BMW и Tesla, стриминговая платформа Netflix и др.

Таким образом, цифровая трансформация затрагивает не только бизнес-процессы, но и внутренние операционные процессы. Цифровое бизнес-моделирование кардинальным образом поменяло механизм работы современного предприятия с клиентом: оно получило возможность построить персонализированный комплекс, ориентированный на индивидуальные клиентские предпочтения. Составление так называемой карты пользовательского пути (customer journey map), позволило разделить предпочтения клиента на сегменты и глубоко проанализировать его потребности, спрогнозировать его эмоциональный отклик на продукты, услуги и решения компании и будущий уровень потребления [15]. Однако использование новейших цифровых технологий, совершенствование внутренней архитектуры, адаптация бизнес-процессов - необходимое, но недостаточное условие для полноценной цифровой трансформации. Для этого необходимо осуществлять соответствующее информационное сопровождение принятия управленческих решений средствами управленческого учета (рис.).

Рис. Концептуальная схема информационного сопровождения принятия управленческих решений

в управленческом учете Источник: составлено авторами

Для успешной цифровой трансформации необходимы качественная поддержка цифровых изменений менеджментом организации и полноценное принятие трансформаций учетным персоналом. По данным компании Capgemini Consulting, прибыль компании может вырасти до 26 % при совместном использовании цифрового моделирования бизнес-процессов и качественной системой поддержки со стороны менеджмента, а если задачу совершенствования менеджмента компании развивать отдельно от перспективных интернет-технологий, показатели роста составят не более 9 % [16]. Немаловажным фактором становится использование качественного программного обеспечения и выстраивание собственного комплекса программных продуктов, которые смогут успешно использоваться на всех стадиях производственного цикла. Например, представить современные производственные процессы в графической форме (в виде диаграмм и схем) позволяет международный стандарт BPMN (Business Process Model and Notation). С его помощью устраняется разрыв между потенциальным проектированием и реальным представлением бизнес-процессов.

Результативность применения цифровых бизнес-моделей управленческого учета зависит от совокупности факторов: действий управленческой бухгалтерии, которые должны коррелировать с цифровыми трансформациями в организации, изменением бизнес-мышления сотрудников, занимающихся управленческим учетом, практикой автоматизации процессов, внедрением собственного программного обеспечения [17].

Проблемы цифровой трансформации бизнес-процессов в управленческом учете

1. Необходимость соответствия общерыночной динамике цифровизации. Цифровая трансформация стала общемировым трендом, который согласно отчету AppDynamics «Agents of Transformation 2021: The Rise of Full-Stack Observability» с 2019 года ускорился в три раза [18]. С нарастающей динамикой связана первая проблема: компании в целом и подразделения управленческого учета (управленческие бухгалтерии) вынуждены соответствовать конкурентной скорости внедрения программ цифровой трансформации, для чего требуется реорганизация операционных структур, создание гибридных облачных решений, которые обеспечивают высокую безопасность обработки и хранения данных управленческого учета.

2. Ограниченность контроля цифровизации бизнес-процессов управленческого учета. Если цифровая инфраструктура неравномерна и функционирует с использованием традиционных и облачных технологий [19], возможна ситуация ограниченного контроля. Существование нескольких отдельных IT-решений для мониторинга, которые не предоставляют единую картину состояния производительности управленческого учета, и отсутствие универсального инструмента комплексной аналитики облачной инфраструктуры не позволяют своевременно выявлять проблемы на раннем этапе и устранять их до того, как они повлияют на результативность управленческого учета.

3. Отсутствие инструментов, позволяющих связывать производительность компонентов ИТ-инфраструктуры с результатами цифровизации бизнес-процессов управленческого учета. Для решения указанной проблемы предлагается внедрить продвинутую аналитику в бизнес-процессы управленческого учета, перейти на методы гибкого управления проектами agile (в управленческом учете использование метода заключается в выделении частей учетной системы по объектам и счетам учета, документам и отчетности, центрам ответственности и проч.).

Заключение

Большое количество способов связи, доступность интернет-технологий, увеличение числа потенциальных цифровых каналов коммуникаций с партнерами обуславливают востребованность цифрового моделирования бизнес-процессов в организации в целом и в управленческом учете. Однако применение данных каналов не является безусловным благом для организации: скорее ее можно считать вызовом, преодолев который, организация имеет возможность повысить эффективность бизнес-процессов и упрочить конкурентные позиции. Игнорирование комплексных проблем цифровой трансформации бизнес-процессов в управленческом учете может иметь серьезные последствия для конкурентоспособности компании и привести к рискам неокупаемости инвестиций в цифровую трансформацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А.В. Бабкин, Д.Д. Буркальцева, Д.Г. Костень, Ю.Н. Воробьев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 3. С. 9-25.

2. Ковалев М., Головенчик Г. Цифровая трансформация банков // Банкаусю весшк. 2018. № 11. С. 50-60.

3. Маркова В.Д. Цифровая экономика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2018. 186 с.

4. Свиридов О.Ю., Некрасова И.В. Тенденции развития финтех-экосистемы в российской экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2019. Т. 21, № 4. С. 197-206.

5. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы: монография / А.В. Бабкин [и др.]; под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017. 807 с.

6. Automation digitalization blockchain: trends and implementation problems / A.V. Babkin, D.D. Burkaltseva, A.V. Betskov, H.Sh. Kilyaskhanov, A.S. Tyulin, I.V. Kurianova // International Journal of Engineering and Tech-nology(UAE). 2018. Vol. 7, No. 3.14. Р. 254-260.

7. Ткаченко Ю.А., Слабинская И.А. Выделение бизнес-процессов в системе внутреннего контроля // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 1. С. 190-194.

8. Бердникова Л.Ф. Особенности, задачи и этапы проведения комплексного управленческого анализа деятельности современной организации // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3, № 1 (3). С. 89-91.

9. Акимова О.Е., Волков С.К. Анализ особенностей реализации концепции «умный город» в хозяйственно-экономической практике зарубежных стран // Проблемы современной экономики. 2019. № 3 (71). С. 259-263.

10. Искусственный интеллект в управленческом учете коммерческих структур: новые возможности / И.А. Морозова, О.М. Коробейникова, Д.А. Коробейников, М.В. Глазова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 2 (41). С. 32-38.

11. Рындина С.В. Бизнес-модели цифровой экономики: учеб.-метод. пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. 68 с.

12. Остервальдер А., Пиньею И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. М.: Аль-пина Паблишер, 2016. 288 с.

13. Кристенсен К.М., Скотт Э., Рот Э. Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений. 3-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2016. 400 с.

14. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения. М.: Альпина Паблишер, 2019. 264 с.

15. Цифровое бизнес-моделирование. Новый фактор роста экономики [Электронный ресурс]. URL: https://plusworld.ru/lr/paymo-dgital/?utm_source=sendpulse&utm_medium=email&utm_campaign=anons-zhurnala-plas-82021&spush=a29yb2JlaW5pa292NzdAeWFuZGV4LnJ1 (дата обращения: 10.01.2022).

16. Capgemini Financial Services Analysis, 2021, World Retail Banking Report 2021 Executive Survey, N=122. (дата обращения: 22.02.2022).

17. Интеграция платежных и учетных систем банков и их клиентов: подходы к организации документооборота / О.М. Коробейникова, Д.А. Коробейников, Л. И.Стефанович, Т. А. Чекрыгина // Казанский экономический вестник. 2020. № 1 (45). С. 40-45.

18. Agents of Transformation 2021: The rise of full-stack observability. Report [Электронный ресурс]. URL: https://www.appdynamics.com/resources/reports/rise-of-full-stack-observability (дата обращения: 22.02.2022).

19. Батаев А.В. Перспективы внедрения облачных технологий в банковском секторе России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2014. № 2 (192). С. 156-165.

Поступила в редакцию 01.04.2022

Глазова Марина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент ООО «ЛУКОЙЛ-Энергесервис» 127055, Россия, г. Москва, ул. Сущевский Вал, 2 E-mail: marinaglazova@mail.ru

Коробейникова Ольга Михайловна, доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предпринимательства

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» 400005, Россия, г. Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 28 E-mail: korobeinikov77@yandex.ru

Ягупова Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» 400002, Россия, г. Волгоград, Университетский просп., 26 E-mail: yev26@mail.ru

M. V. Glazova, O.M. Korobeynikova, E. V. Yagupova

DIGITAL TRANSFORMATION OF PROCESSES IN THE MANAGEMENT ACCOUNTING SYSTEM

DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-3-432-437

The article is devoted to the study of the features and problems associated with the process of digital transformation in the management accounting system. The paper uses methods, techniques and methodology of digital business modeling for the conditions of digital transformation of processes in the management accounting system. The article presents a conceptual study of the theory of digital transformation of processes in management accounting, implemented in stages. We have identified business processes within the framework of responsibility centers, opening synthetic and multi-order analytical accounts of management accounting, regulating the frequency and volume of information about business processes for the purposes of operational, periodic and consolidated management reporting, reconciling data on business processes in management accounting by verifying data in the system of financial accounting, monitoring. The problems of digital transformation of business processes in management accounting are identified: the need to comply with the general market dynamics of digitalization; limited control of digitalization of management accounting business processes; lack of tools to link the performance of IT infrastructure components with the results of digitalization of management accounting business processes. The results obtained can be used to enhance competitive advantages in the context of global digital transformation, both by large integrated entities that maintain full-scale management accounting, and by organizations that use individual elements of management accounting and have auxiliary and service industries in their organizational and management structure that conduct diversified activities.

Keywords: business processes; management accounting; cloud technologies; digital economy; digital innovation; digital strategies; digital transformation, digital business modeling.

Received 01.04.2022

Glazova M.V., Candidate of Economics OOO LUKOIL-Energoservice, Moscow Sushchevskiy Val, 2, Moscow, Russia, 127055 E-mail: marinaglazova@mail.ru

Korobeynikova O.M., Doctor of Economics, Associate Professor at Department of Economics and entrepreneurship Volgograd State Technical University Prosp. Lenina, 28, Volgograd, Russia, 400005 E-mail: korobeinikov77@yandex.ru

Yagupova E.V., Candidate of Economics, Associate Professor, at Department of Accounting and audit Volgograd State Agrarian University Universitetskiy prosp., 26,Volgograd, Russia, 400002 E-mail: yev26@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.