Научная статья на тему 'Цифровая трансформация производства на основе промышленного интернета вещей'

Цифровая трансформация производства на основе промышленного интернета вещей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1514
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / КРИВАЯ ЗРЕЛОСТИ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ / УМНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИКА ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ / NEW INDUSTRIAL REVOLUTION / INDUSTRIAL INTERNET OF THINGS / DIGITIZATION OF MANUFACTURING / IOT MATURITY CURVE / SMART MANUFACTURING / ECONOMICS OF INDUSTRIAL APPLICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толкачев С.А., Михайлова П.Ю., Нартова Е.Н.

Рассматриваются тенденции и закономерности использования технологии промышленного интернета вещей (IIоT) для повышения конкурентоспособности бизнеса на основе анализа передовой практики ведущих зарубежных компаний. Выявляются каналы воздействия IIoT на формирование нового промышленного ландшафта. Проводится группировка воздействия проектов на основе IIoT на бизнес-процессы компании. Анализируются причины и направления трансформации бизнес-модели производства товаров в модель оказания услуг. Выявляются трудности, связанные с переходом к данной модели и выбором стратегии бизнеса в условиях цифровых изменений. Исследуются пути решения дилеммы выбора модели бизнеса и сложность управления «на два фронта». Доказывается органичность перехода от модели бизнеса услуг к концепции умного производства; показаны составные части этой концепции. Вводятся понятия экономика индустриальных приложений и экономика результата. Показано, что формирующаяся парадигма промышленного производства на основе IIoT является преодолением классической модели капитализма, основанной на частной собственности на средства производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitization of Manufacturing on the Industrial Internet of Things

In article on the basis of the advanced practice of the leading foreign companies tendencies and regularities of the industrial Internet of Things IIOT for increase in competitiveness of business are considered. Channels of impact of IIoT on formation of a new industrial landscape come to light. The group of influence of projects on the basis of IIoT on business processes of the company is carried out. The reasons and the directions of a production business model transformationinto a services model are considered. The difficulties connected with transition to this model and the choice of strategy of business in the conditions of digital changes come to light. Solutions of a dilemma of the choice of model of business and complexity of management «on two fronts» are investigated. Harmony of transition from model of business of services to the concept of clever production is proved, components of this concept are shown. New concepts economy of industrial applications and economy of result are entered. It is shown that the forming new paradigm of industrial production on the basis of IIoT is overcoming the classical model of capitalism based on a private property on the means of production.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация производства на основе промышленного интернета вещей»

ПО ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ

С. А. Толкачев1, П. Ю. Михайлова2 Е. Н. Нартоваъ

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ4

Новая промышленная революция, развертывающаяся на наших глазах, заключается в интеграции производственных и цифровых (электронных) технологий и создании на этой основе новых форматов производства и обслуживания. Феномен новой промышленной революции, новой индустриализации находится в эпицентре интересов отечественных экономистов, особенно в связи с фундаментальными социальными и даже цивилизационными последствиями развертывания новых технологий. Профессор С. Д. Бодрунов предлагает характеризовать формирующееся общество как «новое индустриальное общество второго поколения» - НИО.2 [2], используя аналогию с концепцией нового индустриального общества Джона К. Гэлбрейта.

Профессор В. Т. Рязанов описывает новый строй как «новое индустриально-технотронное общество»[8], намекая на преемственность с концепцией технотронного общества З. Бжезинского. Мы также проводили аналогию между современным этапом индустриализации и концептуальным образом того общества, которое можно охарактеризовать как технотронное, и пришли к выводу, что «настоящее технотронное общество - это достигаемый в настоящее время уровень развития инфокоммуникационных технологий, который позволяет радикально преобразовать расширенный производственный процесс за счет освоения функций управления этим процессом системой машин, организованной в электронные сети передачи данных» [11, с. 75].

Один из пионеров концепции неоиндустриализации профессор С. С. Губанов также использует термин «цифровая технотронная индустриализация» применительно к нынешнему этапу промышленной революции: «Неоиндустриализация являет собой цифровую или технотронную фазу индустриализации, связанную с автоматизацией

1 Сергей Александрович Толкачев, профессор, руководитель Департамента экономической теории Финансового университета, д-р экон. наук.

2 Полина Юрьевна Михайлова, студентка Финансового университета при Правительстве РФ.

3 Екатерина Николаевна Нартова, студентка Финансового университета при Правительстве РФ.

4 Статья выполнена в рамках гранта РФФИ, проект № 15-02-00354 «Промышленная политика в условиях реиндустриализации и становления шестого технологического уклада».

и компьютеризацией рабочих мест, инфраструктуры и производства» [3 с. 48]. По Губанову, индустриализация проходит две фазы. Первая, доцифровая, индустриализация связана с электрификацией производства и соответствует второй промышленной революции, развернувшейся на рубеже XIX-XX вв. Вторая, технотронная или цифровая, индустриализация разворачивается на наших глазах. Тем самым интернет вещей является ведущим вектором преобразований на пути построения нового индустриального и технотронного общества.

«Интернет вещей» (IoT) - концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. IoT - это полная экосистема, которая с использованием конкретных метрик помогает предприятию трансформировать и контролировать изменения с большой точностью. IoT представляет собой комбинацию устройств связи, безопасности, хранения и аналитики данных, которые можно использовать для оптимизации бизнеса.

Но настоящая ценность IoT заключается не в подключенных устройствах, а в сборе и анализе данных. Способность преобразовывать данные из миллиардов устройств, чтобы извлекать полезные сведения, имеет потенциал для трансформации бизнеса, увеличения прибыли, снижения издержек и повышения конкурентоспособности бизнеса на рынке.

В последнее время все активнее применяется понятие промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things-IIoT), под которым подразумевается использование сети вычислительных инфокоммуникационных устройств в производственном процессе. Родственный термин - цифровизация производства (Digitization of Manufacturing) - означает всемерное насыщение отраслей обрабатывающей промышленности комплексом устройств по сбору, обработке, анализу данных на основе машинных вычислительных систем.

Таким образом, комплекс вычислительных сетей становится главным источником роста производительности труда в промышленном производстве. Некоторые исследователи предлагают по аналогии с потребительским сектором, где уже повсеместно используются компьютерные приложения, назвать наступающую эпоху промышленного производства экономикой индустриальных приложений5. Использование приложений в промышленном производстве становится столь же обыденным и повседневным, как и привычки покупать билеты в театр, заказывать такси, оплачивать штрафы, искать кафе, избегать транспортных пробок и т. п. с помощью приложений в смартфоне для рядового потребителя. Промышленный интернет вещей (IioT) становится ведущим драйвером технологических изменений в самом производственном процессе, а также способом реконфигурирования всех институтов промышленного сообщества или промышленного ландшафта.

На заре появления феномена интернета вещей его осмысление проводилось исключительно в контексте построения новых информационных систем управления эко -номикой в части электронных транзакций [6] без привязки к трансформации собственно промышленного производства. В современных отечественных экономических ис-

5 McKeel, R. Igniting Industrial Growth: Jumpstarting Emerging Industrial App Economy// Industry Week, Apr 21, 2017. URL: http://www.industryweek.com/iiot/igniting-industrial-growth-jumpstarting-emerging-industrial-app-economy (accessed : 09.05.2017)

следованиях, посвященных проблемам новой промышленной революции, изучается воздействие интернета вещей на трансформацию промышленного производства. Довольно широко освещаются общие проблемы новой промышленной революции [1, 7]. Рассматривается влияние интернета и социальных сетей на бизнес-коммуникации [4]. Оценивается влияние интернета вещей на конкурентоспособность автомобилестроительного производства [9]. В частности, затронут вопрос о различиях американской и германской концепций интернета вещей [6]. Появляются статьи, непосредственно затрагивающие вопросы внедрения интернета вещей на промышленных предприятиях [5]. Тем не менее, вопросы полномасштабного перехода промышленного сектора на новые информационные технологии и сопутствующие радикальные изменения бизнес-моделей остаются мало исследованными. Данная статья, построенная на обработке аналитических материалов американской деловой периодики, призвана восполнить этот пробел.

Модернизация бизнес-процессов на основе промышленного

интернета вещей

Воздействие 11оТ на систему организации промышленной деятельности или формирование нового промышленного ландшафта прослеживается по следующим направлениям:

1. Конкурентное давление. Промышленные компании, интегрировавшие свои информационные технологии в производственные процессы, становятся более гибкими и способны отвечать рыночным вызовам.

2. Ротация рабочей силы. Годы деиндустриализации выразились в снижении числа носителей промышленной культуры на предприятиях. Уходят на пенсию рабочие старшего поколения и вместе с ними исчезают традиционные технологические навыки. Компании, которые сегодня инвестируют в промышленный интернет (включая такие компоненты новых технологических навыков, как интуитивный дизайн оборудования, передовые технологии обучения), смогут лучше адаптироваться к глобальной трансформации рабочей силы.

3. Нейтрализация рисков информационной безопасности. Некоторые современные практики умного производства, например ВУОБ («принеси свое собственное устройство»), являются рискогенными с точки зрения общей информационной инфраструктуры предприятия. Переход к 1оТ является средством реагирования на подобные риски.

4. Технологическая комплементарность. 11оТ дает возможность непрерывного взаимодействия всех подразделений компании - от разработчиков до службы послепродажного обслуживания. Разнообразные цифровые устройства, включенные в единую сеть, способны отбирать, продвигать и анализировать информацию по всем подразделениям компании.

5. Гибкость и масштабируемость производства на основе соединения информационных и промышленных технологий. 11оТ позволяет провести цифровизацию (дид-житализацию) производства не только сверхкрупным гигантам, но и сравнительно небольшим промышленным компаниям. Теперь каждой компании доступны выгоды от возможности устанавливать, конфигурировать и контролировать производственные операции из единого централизованного отделения. Масштабируемость производства как средство подстройки производственных мощностей под потенциальный спрос про-

ще достигается с применением интегрированных в производственный процесс программных продуктов6.

Для простоты понимания проекты по внедрению 11оТ группируют в 6 категорий7, которые можно определить как методы использования технологии в различных сферах деятельности компании:

1) проекты по оптимизации утилизации материальных ценностей и транспорта (удаленный контроль состояния производственных мощностей, а также управление и удаленный контроль автомобильного парка);

2) проекты по снижению операционных затрат, связанных с функционированием производственной инфраструктуры (автоматизация производственных мощностей с целью контроля выработки их результата и пр.);

3) проекты по повышению безопасности людей и объектов публичного пользования (объединенные сети камер наблюдения, удаленный контроль сетей водоснабжения в реальном времени);

4) автоматизация логистических процессов - от производства до конечного потребления;

5) строительство новых, связанных в единую систему, решений для дома и сервисных категорий (персонализированная страховка и удаленный контроль здоровья, умный дом);

6) проекты по повышению эффективности, безопасности и комфортабельности мест общественного пользования (умные урны, единая система уличного освещения и другие проекты по реализации «умного города»).

Данные проекты рассматриваются предпринимателями как возможность: 1) сократить операционные расходы, что нельзя рассматривать как конкурентное преимущество; 2) улучшить клиентский опыт и, как следствие, повысить лояльность потребителей.

Чтобы извлечь выгоду из применения указанных методов, компании должны8:

• определить стоимость бизнеса при конкретных условиях использования технологий и расставить приоритеты в соответствии с бюджетными рамками;

• продумать меры по контролю доступа к данным и защите от краж или неправильного использования;

• определить, как аналитические решения и системы управления данными помогут наилучшим образом достичь поставленных целей;

• нанять специалистов по системной интеграции для оптимизации решения проблемы несвязности ИТ-приложений;

6 Turner,L. How The Industrial Internet of Things Is Changing The Manufacturing Landscape. // Industry Week. Aug 5, 2016, URL:http://www.industryweek.com/information-technology/how-industrial-internet-things-changing-manufacturing-landscape (accessed : 09.05.2017)

7 Brenneis, E. VodafoneIoT barometer 2016. July 2016. URL:http://www.vodafone.com/ business/iot/the-iot-barometer-2016 (accessed : 09.05.2017)

8 Jamwal, A. Industry Week. The Industrial Internet: Six Ways Manufacturers Can Fuse Big Data, Automation and IoT for Better Operations, Nov 10, 2016.URL:http://www.industryweek.com/ technology/industrial-internet-six-ways-manufacturers-can-fuse-big-data-automation-and-iot-better-op (accessed : 09.05.2017)

• быть уверенными в корректности проанализированных данных и составленных рекомендаций (высокая квалификация и надежность персонала);

• найти провайдеров технических мощностей с необходимым опытом и хорошей репутацией;

• начинать с 1-2 пилотных проектов, для которых бизнес-требования являются самыми высокими.

Выделим основные эффекты от использования технологии 11оТ:

• сокращение операционных издержек. Данная технология подразумевает возможность построения системы, которая сможет без участия пользователя отслеживать показатели использования электроэнергии и прочих ресурсов и на основе исторических данных и показателей предыдущих лет самостоятельно генерировать подсказки по способам сокращения расходов;

• использование продвинутой аналитики и предоставление уникального сервиса по сопровождению товара в реальном времени с целью повышения уровня customer experience;

• перестройка системы сервисного обслуживания. Использование данных умных вещей позволит отказаться от рудиментарной аналитики, позволяющей проводить профилактические меры на основании 1-2 критериев, и перейти к обоснованной и своевременной проверке именно тех устройств, которые нуждаются в диагностике и ремонте. Это позволит компаниям перейти к сервисной модели деятельности и трансформировать предприятие в соответствии с требованиями рынка, а производители смогут значительно сэкономить на обслуживании и сопровождении 9.

• перестройка глобальной логистической сети в результате массового использования технологии 11оТ.

Трансформация бизнес-модели промышленных компаний: от производства товаров к производству услуг

Промышленный интернет меняет отношения между производителями машино-технических товаров и их потребителями. Последние получают возможность экономить на техническом обслуживании и содержании приобретенного оборудования, поскольку система интернета вещей позволяет поставщикам проводить непрерывный контроль, обновление и усовершенствование функционирующих машин.

Растет количество компаний, которые ранее предлагали покупателям только продукты, а теперь начинают продавать услуги, дополняющие сам товар. В условиях цифровых изменений и давления на мировом рынке, многие производители стремятся разработать новые модели бизнеса, ориентированные на получение доходов за счет предоставления услуг. В опросе Cisco10, в котором участвовало более 600 руководителей высшего звена из 13 стран (промышленных машиностроителей и производителей продуктов для конечных пользователей), 86 % отметили, что основной частью их стратегии роста является переход от продукт-ориентированной модели бизнеса к модели, ориентированной на предоставление услуг.

9 Hitmar, M. Six Ways the "Internet of Things" Can Boost Quality, Sep 4, 2014. URL: http:/ /www.industryweek.com/IoT-boosts-quality?page=2 (accessed : 09.05.2017)

10 The Digital Manufacturer. Resolving the Service Dilemma. Cisco Report, 2015 URL:http:/ /www.cisco.com/c/dam/en_us/solutions/industries/manufacturing/thought-leadership-wp.pdf (accessed : 09.05.2017)

Сутью упомянутой модели является подход, в рамках которого последующий сопутствующий сервис для клиента ценнее самого продукта. В то время как клиентоо-риентированность, персонализированность и повышенная конкуренция заставляют компании искать новые формы предпринимательства (кроме продажи своего товара), сервис-ориентированный подход позволяет получить стабильный и растущий доход от деятельности по поддержке, сопровождению и ремонту, тем самым включая компанию-производителя в контакт с потребителем в течение всего жизненного цикла использования товара11.

Данная концепция также позволяет увеличить кросс-продажи товаров (товаров, сопутствующих основному продукту) и максимально доходчиво объяснить конечному пользователю необходимость обновления и прочих сервисных процедур.

Основной причиной, по которой тренд бизнес-моделей смещается в сторону оказания услуг, является тезис о том, что в скором будущем поведение устройств приобретет автоматический и наиболее выгодный для потребителя характер, что максимально увеличит стоимость услуги и минимально снизит стоимость самого товара. Проиллюстрируем это на примере агротехники12. Если компания, выпускающая тракторы, будет предоставлять сервис по мониторингу состояния агропарка сельскохозяйственной компании в режиме реального времени с выводом актуальной информации в виде дешборда в мобильном приложении на телефон владельца компании, то это поможет максимально сократить затраты на ремонт и диагностику техники, тем самым повышая ценность процесса сопровождения товара. Такая модель работы позволяет повысить лояльность клиента, что делает такой способ ведения бизнеса еще более привлекательным13 .

Таким образом, трансформируется целая индустрия - своевременная продажа сопутствующего сервиса выгодна всем, что приводит к неизбежному спаду продаж запасных частей и комплектующих.

Еще одним проявлением трансформации служит возможность платы за сервис вместо покупки оборудования, которое он предоставляет. Классическими примерами являются компании Uber и Airbnb14, конкурентное преимущество которых состоит в продвинутой аналитике. Они не владеют таксопарками или квартирами, однако являются лидерами на своих рынках и могут позволить себе совершать структурные революции в подходе к целой индустрии.

В пользу сервисной модели ведения бизнеса говорит и возможность оказания постпродажного сервиса именно компанией-производителем, а не фирмами, никак не связанными с брендом. Это позволит контролировать качество постгарантийного об-

11 Bellosand, I., Fergusony, M. Moving from a Product-Based Economy to a Service-Based Economy for a More Sustainable Future. June, 2015. URL:http://mason.gmu.edu/~ibellos/ bfchapter.pdf(accessed : 09.05.2017)

12 The internet of things: what it means for US manufacturing. PWC, February 2015. URL: https://www.pwc.com/us/en/industrial-products/assets/big-data-next-manufacturing-pwc.pdf (accessed : 09.05.2017)

13 The IoT Is About to Shift into Ludicrous Mode. July 2016. URL:http://www.ioti.com/iot-trends-and-analysis/iot-about-shift-ludicrous-mode (accessed : 09.05.2017)

14 Sarangan, D. Tapping the value of our interconnected world. URL:http:// www.industryweek.com/tapping-value-our-interconnected-world-frost-sullivan (accessed : 09.05.2017)

служивания, иметь единый пул нареканий на произведенный товар, который может быть использован для генерации продвинутой аналитики.

Примером сервисной модели может служить успешное создание подписного сервиса компании General Мо^^ под названием OnStar. С помощью данной услуги автомобилисты могут в любой момент обратиться за сервисной помощью из любой точки Земли в один клик из специального приложения на смартфоне. Предусмотрены и такие функции, как противоугонное отслеживание через GPS, продвинутая кастомизи-рованная навигация и возможность автоматического запуска диагностики с последующей отправкой пользователю на электронную почту.

General МоШге рассчитывает на 350 млн долларов прибыли от услуг, связанных с уже поставленными автомобилями в течение 2017-2019 гг.15

Однако переход к такой модели происходит достаточно медленно. Сложность и недостаток цифровых мощностей сдерживают компании. Основной фактор, тормозящий переход к ориентированной на предоставление услуг модели, - сложность управления «на два фронта»: товарами и услугами одновременно.

От сервисной модели к цифровой трансформации бизнеса и умному производству

Несомненная зависимость от связанных цифровым образом продуктов и машин в индустриальных стратегиях, ориентированных на предоставление услуг (наряду с их возрастающей сложностью), вынуждает рассматривать данный переход в новом контексте: цифровая трансформация бизнеса. Фактически это означает практическую модернизацию всех бизнес-процессов компании на основе промышленного интернета вещей.

Cisco определяет цифровую трансформацию бизнеса как организационные изменения, реализуемые за счет использования новых бизнес-моделей и цифровых технологий для повышения эффективности. Она достигается с помощью индивидуализированного взгляда на составляющие, что повышает скорость и гибкость. Это позволит производителям внедрять больше инноваций и управлять изменениями в перспективе относительно разнообразия предлагаемых ими услуг и продуктов, так как они увеличивают время бесперебойной работы, сокращают время выхода на рынок и радуют клиентов более глубоким пониманием их потребностей16.

Проблемы, связанные с IIoT, сосредоточены на растущей потребности в цифровых возможностях, таких как управление растущими объемами и разнообразие данных, а также использование аналитики для создания новых бизнес-идей. Тем не менее, получить данные с пониманием людей (и машин), которые в них нуждаются, может оказаться сложной задачей.

Поскольку объем генерируемой информации возрастает экспоненциально, у производителей возникают вопросы по следующим направлениям:

15 Field, K., Buntz, B. Early Industrial IoT Adopters Will Clean Out the Competition // Jul 21, 2016. URL: http://www.ioti.com/industrial-iot/early-industrial-iot-adopters-will-clean-out-competition (accessed : 09.05.2017)

16 The Digital Manufacturer. Resolving the Service Dilemma. Cisco Report, 2015. URL: http://www.cisco.com/c/dam/en_us/solutions/industries/manufacturing/thought-leadership-wp.pdf (accessed : 09.05.2017)

• управление данными. Действительно ли данные поступают туда, где они нужны для эффективной работы - в рамках межмашинного взаимодействия и затем на деш-борды управляющих, которые должны улучшать механизм принятия решений?

• отбор и анализ данных. Могут ли старшие функциональные управляющие (управление цепочками поставок; НИОКР, обслуживание клиентов) отбирать нужную информацию среди терабайтов данных для принятия значимых решений?

• использование данных. Действительно ли собранная информация улучшает производственные процессы (безопасность, качество, скорость, производительность) и характеристики продукции (долговечность, надежность, ценность для потребителей)?17

Пока производители интегрируют информационные и операционные технологии, фрагментация и организационные противоречия могут усиливаться. Чтобы решить эту дилемму, услуги и цифровое направление развития должны сходиться. Для того, чтобы полностью раскрыть потенциал модели предоставления услуг, одновременно занимаясь улучшением выпускаемой продукции, промышленные машиностроители и производители продуктов для конечных пользователей должны осуществить цифровую трансформацию своего бизнеса. Изменения должны начинаться с руководства, по принципу «сверху вниз», охватывая людей, процессы и технологии. В результате производители получат более гибкий бизнес, чем у конкурентов; будут понимать, как оптимизировать организационное управление и сократить затраты на производство; выстроить взаимодействие с новыми клиентами и партнерами в век цифровых технологий.

Курс на цифровую трансформацию приводит к тому, что некоторые традиционные компании «оффлайн» бизнеса начинают внедрять новые бизнес-модели и развивать целые направления цифрового бизнеса, о которых раньше даже не думали. Например, сеть супермаркетов Tesco в Великобритании стала предлагать клиентам новый сервис «видео по запросу», который возник в результате анализа накопленной информации о клиентах при использовании карт лояльности. Wal-Mart, гигант розничной торговли в США, внедряет онлайн-университет для обучения сотрудников и повышения их квалификации. Сеть кофеен Starbucks, не являясь финансовой организацией, создала собственную систему мобильных платежей, интегрированную с программой лояльности. Система лояльности сети кофеен заключается в начислении бонусных «звезд» и других специальных предложениях при оплате картой постоянного клиента либо ее аналогом в виртуальной форме - мобильным приложением. Количество транзакций, согласно финансовым отчетам компании, растет ежеквартально.

Работа над инициативами, связанными с ИоТ, таких признанных организаций, как MESA (Manufacturing enterprise system association), IIC (Industrial Internet Consortium) и SMLC (Smart Manufacturing Leadership Coalition), наводит на мысль о том, что цифровая трансформация бизнеса является иным выражением концепции умного производства18.

17 Getting the Most from Digitization // Industry Week. Apr 3, 2017. URL:http:// www.industryweek.com/sponsored/getting-most-digitization. Accessed: 18.06.2017

18 On the Journey to a Smart Manufacturing Revolution, Dec 30, 2015. URL:http:// www.industryweek.com/systems-integration/journey-smart-manufacturing-revolution (accessed : 09.05.2017)

Под умным производством подразумевается инициатива, которая принесет революцию в производственную бизнес-стратегию, трансформировав традиционные производственные фабрики из «мест возникновения затрат» в прибыльные инновационные центры посредством интеграции индустриальной автоматизации, интернета вещей и информационных технологий, включая облачные сервисы, 3Б модели, робототехнику и интеграционные платформы.

Умное производство позволит сделать менеджмент производственных предприятий проактивным посредством информированного, своевременного и качественного исполнения управленческих решений.

Данная концепция подразумевает достижение следующих целей:

• возможность получать данные, используя открытые стандарты безопасности, анализа и агрегации данных, с целью запуска процесса контроля потока материалов по цепочке ценностей с учетом открытых стандартов оптовой торговли;

• создание автономной и распределенной системы поддержки решений на уровне устройства, машины и производственной единицы;

• использование сгенерированной информации через всю цепочку создания ценностей, позволяющей видеть четкую линию, соединяющую потребителя и производителя, а также все этапы, из которых она состоит;

• получение расширенной и дополненной информации, а также аналитически обоснованных вариантов решений, полученных в результате обработки огромных массивов неструктурированных и разрозненных данных, сгенерированных умным производственным оборудованием и процессами;

• создание качественно нового уровня поддержки новых сервисов и бизнес-моделей, включающих массовую кастомизацию и «продукт как сервис»;

• составление обширного портфолио указанных продвинутых возможностей для производителей в разных сферах, с разным размером бизнеса, с приемлемым уровнем стоимости и сложности внедрения.

Цифровая трансформация промышленных компаний от модели производства товаров к модели поставщика услуг в более широком социально-экономическом контексте означает парадигмальный сдвиг к экономике нового типа. Возникает новая социально-экономическая система, где товары и услуги уже не приобретаются в собственность покупателя. Покупатель станка, машины, агрегата и прочей машиностроительной продукции не может считать себя полноправным собственником, так как основные правомочия не могут быть реализованы по ходу времени либо их реализация в традиционном смысле настолько неэффективна, что лишает смысла сам институт собственности.

Например, правомочие владения как исключительное право доступа к активу становится неполным, так как компания, продавшая оборудование, может получать информацию о его работе с установленных датчиков. Возможны ситуации, когда продавец, якобы передавший права собственности на товар после заключения сделки, может дистанционно заблокировать эксплуатацию оборудования в случае нарушения некоторых условий покупателем.

Аналогичным образом исчезает правомочие распоряжения, так как покупатель теряет возможность неконтролируемого использования приобретенного оборудования по собственному усмотрению. Он привязан к поставщикам сопутствующих услуг, которые могут запретить несанкционированное использование, например, сдачу в аренду другой фирме, если она находится в санкционном списке.

Правомочие пользования как исключительное право на извлечение выгоды от эксплуатации оборудования также диссипируется. Владелец оборудования не в состоянии получать прибыль от его использования «в одиночку», без постоянного взаимодействия с поставщиками информационных услуг, обновляющих программное обеспечение.

Таким образом, экономика, основанная на частной собственности, трансформируется в состояние, которое некоторые авторы предлагают называть «экономикой результата».19 Другие авторы, как мы писали в начале статьи, предлагают термин «экономика индустриальных приложений». В такой экономике машины и оборудование, ко -торые считаются капитальным активом длительного пользования, превращаются в разновидность услуг, используемых покупателем для конкурентного производства своих товаров и услуг. Подобно приложениям потребительского пользования, предоставляющим услуги посредством сети интернет за счет непрерывного обновления, индустриальные приложения ценны для компаний возможностями обновления и совершенствования в сетевой инфраструктуре. Например, облачная инфраструктурная платформа Predix Cloud, запущенная компанией General Electric, обеспечивает взаимодействие 2,5 млн разработчиков во всем мире, что помогает улучшить эффективность и надежность промышленного оборудования.

Теперь ни одна компания не может владеть всей цепочкой создания стоимости с участием всего комплекса цифровых услуг. В «экономике результата» любой производитель должен встраиваться в координированную экосистему технологических партнеров, старт-ап компаний, академического сообщества, конкурентов и других стэйк-холдеров.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Андрианов, К. Н. Интеллектуальное производство сквозь призму третьей промышленной революции / К. Н. Андрианов, Н. В. Лапенкова, С. А. Толкачев // Мир новой экономики. - 2014. - № 4. - С. 28-38.

2. Бодрунов, С. Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка / С. Д. Бод-рунов. - СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2016. - 328 с.

3. Губанов, С. Неоиндустриализация: к вопросу о «вопросе» / С. Губанов // Экономист. -2017. - № 3.- С. 46-63.

4. Кузин, Д. В. Инновации в бизнес-коммуникациях и проблемы менеджмента / Д. В. Ку-зин, Н. В. Ядова // Управленческие науки. - 2016. - № 1. - С. 51-60.

5. «Интернет вещей» на промышленных предприятиях / В. П. Куприяновский [и др.] // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Vol. 4, № 12. - Р. 69-78.

6. Логинов Е. Л. «Интернет вещей» как аттрактор объективной экономической реальности / Е. Л. Логинов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 18. -С. 30-33.

7. Подвойский, Г. Л. Роль новых технологий в экономике XXI века / Г. Л. Подвойский // Мир новой экономики. - 2016. - № 4. - С. 6-15.

19 Schaeffer, E. Industrial Manufacturers Must Extract More Value from Digital Innovation / / Industry Week. Apr 6, 2017. URL:http://www.industryweek.com/technology/industrial-manufacturers-must-extract-more-value-digital-innovation (accessed : 09.05.2017)

8. Рязанов, В. Т. Новое индустриально-технотронное общество: грядущее под вопросом / В. Т. Рязанов // Экономическое возрождение России. - 2017. - № 2. - С. 47-54.

9. Субанова, О. С. Изменение конкурентного преимущества в эпоху интернета вещей / О. С. Субанова // Экономика и управление в машиностроении. - 2015. - № 2. - С. 52-55.

10. Толкачев, С. А. Две модели неоиндустриализации: Германия - «Индустрия 4.0», США -«Промышленный интернет» / С. А. Толкачев // Экономист. - 2015. - № 9. - С. 13-23.

11. Толкачев, С. А. Неоиндустриализация как технотронная новая экономика (на примере роботизации промышленности США) / С. А. Толкачев, А. Д. Кулаков // Мир новой экономики. - 2015. - №3. - С. 69-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.