Научная статья
DOI: 10.15593/2224-9354/2024.1.15 УДК 004.9:614.39(470.1/2+571)
@0®
Л.А. Куратова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Цифровая трансформация отрасли здравоохранения необходима для обеспечения доступности и повышения скорости оказания медицинской помощи, что особенно актуально для северных территорий. Целью настоящего исследования является анализ особенностей цифровой трансформации отрасли здравоохранения региона на примере Республики Коми. Задачи исследования: анализ стратегий и программ цифровой трансформации всех субъектов Российской Федерации; апробация методического аппарата, предлагаемого для оценки уровня цифровой зрелости отрасли здравоохранения региона; анализ результатов статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в Республике Коми. Объект исследования: процессы цифровой трансформации отрасли здравоохранения субъектов Российской Федерации. Выявлено, что некорректное прогнозирование показателей цифровой зрелости на этапе утверждения стратегических документов приводит к невозможности расчетов по утвержденной методике. В настоящий момент больший упор в цифровизации отрасли здравоохранения Республики Коми делается на ведение медицинской документации в электронном виде, а именно внедрение структурированных электронных медицинских документов. Отставание от плановых показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Республике Коми связано с технологическими сложностями и с недостатками размещения цифровой инфраструктуры региона. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при мониторинге хода выполнения стратегий и программ цифровой трансформации здравоохранения регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровой трансформации отрасли здравоохранения на уровне муниципалитетов региона.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, здравоохранение, общее образование, информационно-коммуникационные услуги.
Введение. Зарубежные организации [1-3] под цифровой трансформацией понимают изменения и последствия, возникающие в результате внедрения цифровых технологий во всех секторах экономики и общества, способы, которыми цифровые продукты и услуги разрушают традиционные сектора, значительное повышение производительности, экономический рост и расширение возможностей для трудоустройства благодаря применению ИКТ. При этом цифровая трансформация, основанная на внедрении прорывных технологий, в том числе для революционного преобразования услуг или бизнеса, является единственно возможным вариантом для будущего бизнеса [4]. Российские ис-
© Куратова Л.А., 2024
Куратова Любовь Александровна - канд. экон. наук, старший научный со-трудник ИСЭ и ЭПС ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина», Сыктывкар, е-таУ; [email protected].
следователи считают, что без цифровой трансформации основных экономических и социальных хозяйственных процессов региону нельзя добиться устойчивых конкурентных преимуществ [5].
В законодательных актах России впервые цифровую трансформацию региона определили в 2019 г. как глубокие и всесторонние изменения в производственных и социальных процессах, связанные с заменой аналоговых технических систем цифровыми и широкомасштабным применением цифровых технологий [6]. Необходимость цифровой трансформации социальной сферы России и, в частности, отрасли здравоохранения была обозначена в 2020 г. в Указе Президента РФ № 474 [7]. Первым субъектом РФ, утвердившим концепцию цифровой трансформации региона, стала в 2021 г. Республика Татарстан [8]. К сентябрю 2021 г. каждый субъект РФ разработал стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, при этом отрасль здравоохранения была обязательной для включения в каждую стратегию.
В докладе РАНХиГС, в котором проанализированы архитектура, основные компоненты и особенности стратегических документов цифровой трансформации, отмечается, что одной из приоритетных областей цифрового развития в России является социальная сфера, в частности обеспечение нового качества здравоохранения [9]. На уровне российских регионов имеются попытки расчета цифровой зрелости по методике Минцифры на примере отрасли здравоохранения Ярославской области [10], оценки цифровой зрелости системы здравоохранения Свердловской области с учетом весовых коэффициентов, полученных по результатам интервью с экспертами [11] и оценки цифровой зрелости регионов России с позиции цифровой трансформации ключевых отраслей, включая образование и здравоохранение [12].
Зарубежные исследователи с помощью контент-анализа приходят к выводу, что основными направлениями цифровой трансформации в отрасли медицины являются внедрение телемедицинских услуг, искусственного интеллекта и мобильных технологий [13], наиболее важными видами деятельности в этом процессе являются управление взаимоотношениями с пациентами, гиперперсо-нализация [14]. ВОЗ в 2019 г. рекомендовал в качестве приоритетных направлений цифрового здравоохранения телемедицину, отслеживание состояния здоровья пациентов, поддержку принятия решений медицинскими работниками, так как эти направления доступны даже через мобильные устройства [15].
Стратегическими направлениями в области цифровой трансформации здравоохранения является создание единого цифрового контура и медицинские платформенные решения, предполагающие внедрение медицинских информационных систем [16].
Формирование единого цифрового контура здравоохранения осуществляется согласно Федеральному проекту «Создание единого цифрового контура в
здравоохранении на основе «Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (далее - ЕГИСЗ). Под цифровым контуром здравоохранения понимается совокупность федерального и региональных центров обработки данных, на которых размещены информационные системы в сфере здравоохранения, к которым в свою очередь подключены рабочие места медицинских работников, обеспечивающих автоматизацию процессов медицинской организации, в частности оказание медицинской помощи, ведение электронных медицинских карт пациентов, информационное взаимодействие между различными медицинскими организациями и мониторинг.
Для создания единого цифрового пространства в России внедряют следующие медицинские информационные системы:
• ЕГИСЗ - информационная поддержка деятельности медицинских организаций, обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, включающая тринадцать подсистем, таких как Федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ЭМК), Федеральная электронная регистратура, Федеральный регистр медицинских работников, Федеральный реестр электронных медицинских документов и др. [17], передача сведений в ЕГИСЗ с 1 сентября 2022 г. обязательна для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности;
• Мониторинг движения лекарственных препаратов (МДЛП) - внесение сведений о лекарственных препаратах и операциях с ними, с 2019 г. в данной системе должны быть зарегистрированы все медицинские и аптечные организации;
• Система поддержки принятия врачебных решений (СППВР) - помощь медицинским специалистам в принятии клинических решений;
• Государственная информационная система обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС) - учет сведений о медицинской помощи, контроль качества ее оказания и ведение ведомственной отчетности.
Методы. Объектом данного исследования являлись процессы цифровой трансформации отрасли здравоохранения субъектов РФ. В ходе анализа использованы методы сравнительного анализа проектов и показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения в стратегических документах регионов Севера, регионов-лидеров в области цифровой трансформации и методике Министерства цифрового развития № 600 (далее - Методика Минцифры) [18], анализ результатов статистического наблюдения в Республике Коми. Информационной базой исследования послужили открытые данные региональной статистики Росстата в области информационно-коммуникационных технологий [19], Итоги федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в Республике Коми за период 2013-2022 гг. [20], Мониторинг развития информационного общества в Российской Федера-
ции [21], нормативно-правовые акты в области цифровизации Российской Федерации и ее субъектов.
С учетом задач нашего исследования особое внимание обращено на алгоритм и состав показателей по блоку здравоохранения Методики Минцифры, в которой для отрасли зравоохранения утверждены девять показателей. В свободном доступе на официальных сайтах Росстата, Министерства здравоохранения отсутствуют данные по показателям, отнесенным Минцифрой к целевым показателям достижения цифровой зрелости. Фактические данные по необходимым для расчетов показателям отрасли здравоохранения Республики Коми получены из отчетов ГБУЗ РК «РМИАЦ» [22].
Результаты исследования. Анализ стратегий цифровой трансформации всех субъектов РФ выявил, что совокупно в целях цифровой трансформации в отрасли здравоохранения будут реализованы 615 проектов. Среди регионов Севера наибольшее количество проектов в отрасли здравоохранения запланировано в Сахалинской области (14 проектов), большее количество проектов среди регионов России только в Чувашской Республике (19 проектов). В Республике Коми в ходе цифровой трансформации здравоохранения будут реализованы 4 проекта, в первую очередь направленных на обеспечение возможности доступа медицинских работников и пациентов к различным информационным системам и платформам.
Все показатели, предложенные в Методике Минцифры, были включены в качестве целевых показателей отрасли здравоохранения в Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Коми, плюс дополнительно там указаны еще девять показателей. Также все показатели Методики отражены в Программе цифровой трансформации Республики Коми, где дополнительно указаны еще тринадцать показателей.
В рейтинге развития цифровой зрелости субъектов РФ в сфере здравоохранения за 9 месяцев 2021 г. Республика Коми занимала 72-е место среди 85 регионов России [23], это один из самых худших показателей среди регионов Севера России. Критериями оценки цифровой зрелости являлись оснащенность инфраструктуры, внедрение информационных систем, предоставление электронных услуг и сервисов на портале Госуслуг, межведомственное электронное взаимодействие.
Приоритетным направлением цифровой трансформации отрасли здравоохранения является использование программных продуктов на основе искусственного интеллекта (ИИ) согласно Указу Президента РФ 2019 г. [24]. В 2023-2024 гг. в федеральный проект по созданию единого цифрового контура в здравоохранении включены мероприятия по внедрению медицинских изделий с технологией ИИ, и до конца 2023 г. все субъекты РФ должны внедрить в систему здравоохранения как минимум одно медицинское изделие с ИИ,
а в 2024 г. - минимум три. Первым зарегистрированным Росздравнадзором медицинским изделием с применением технологий ИИ в 2020 г. стала платформа прогнозной аналитики Webiomed, в этом же году были зарегистрированы платформа для анализа и обработки медицинских изображений Botkin.Ai и сервисная платформа лучевой диагностики Care Mentor Ai [25].
На данный момент Росздравнадзором зарегистрировано 23 медицинских изделия с ИИ с тремя принципами работы: анализ медицинских изображений, анализ данных электронной медицинской карты и анализ видеопотока [26]. В 2023 г. 16 % российских медицинских организаций внедрили ИИ. К примеру, в Кировской области с 2019 г. внедрена система мониторинга пациентов с использованием ИИ, к которой подключены 53 медицинские организации Кировской области. В 2021-2022 гг. ИИ позволил оценить все взрослое население и большую часть детей Кировской области по трем тысячам, включая данные анамнеза, симптомы заболеваний, результаты обследований, обработав 1,6 млн обезличенных электронных медицинских карт и выявив различные заболевания, к примеру, у 35,5 % пациентов выявлены различные сердечно-сосудистые заболевания [27]. Лидером по использованию ИИ является Москва, в системе здравоохранения которой используется 70 % всех зарегистрированных медицинских изделий с ИИ. В конце 2023 г. Росздравнадзор приостановил применение Botkin.AI в связи неоднократно выявленными дефектами функционирования и угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан [28].
В 2023 г. в Республике Коми состоялся запуск «пилотного» проекта по внедрению «Голосового помощника» на базе ИИ в работу call-центров шести медорганизаций Республики Коми в городах Сыктывкар, Ухта, Усинск и с. Усть-Кулом, посредством ИИ осуществляется автоматическое обзванива-ние граждан для подтверждения записи на прием, собирается оценка качества работы медучреждений [29].
В Республике Коми все учреждения здравоохранения обеспечены персональными компьютерами. На 100 работников приходится 38 персональных компьютеров, подключенных к интернету, это средний показатель среди регионов Севера. К примеру, в Архангельской области данный показатель составляет 45, а в Ямало-Ненецком автономном округе - 21 (рисунок).
В декабре 2022 г. был представлен оперативный рейтинг руководителей цифровой трансформации (РЦТ) всех субъектов РФ по семи параметрам, включающий в себя индекс цифровой зрелости по пяти отраслям, в том числе общего образования и здравоохранения. В открытом доступе [30] имеется информация о цифровой зрелости пяти отраслей лишь для 21 субъекта РФ, поэтому за основу анализа примем позиции субъектов РФ в общем рейтинге РЦТ. Республика Коми, имея 21,3 балла, переместилась в рейтинге 2022 г. по сравнению с рейтингом 2021 г. с 56-го на 22-е место. Дальнейший анализ дос-
тижения цифровой зрелости отраслей общего образования и здравоохранения Республики Коми проведен в сравнении с тремя регионами-лидерами рейтинга цифровой трансформации: Республикой Татарстан (27,7 балла), Белгородской областью (27,1 балла) и Тульской областью (26,7 балла).
Доля учреждений здравоохранения, использовавших ПК, %,
Число компьютеров, подключенных к интернету,
на 100 работников учреждений здравоохранения, ед., 2021
♦ Прирост доли учреждений здравоохранения, использовавших ПК, п.п.
Прирост числа компьютеров, подключенных к интернету,
на 100 работников учреждений здравоохранения в 2014 и 2021 г., %
Рис. Доля учреждений здравоохранения в регионах Севера, использовавших персональные компьютеры, и число персональных компьютеров, подключенных к интернету в 2021 г. (составлено автором по данным [21])
Анализ прогнозных значений показателей достижения цифровой зрелости отрасли здравоохранения 4 субъектов РФ позволяет сделать следующие выводы:
1) к моменту утверждения программ цифровой трансформации по некоторым показателям в регионах уже было достигнуто максимальное значение -100 %. Все остальные показатели имеют значения не более 70 % к 2024 г., а какие-то не достигают и 10 %, например, доля врачебных консилиумов только в Республике Коми и Тульской области запланирована на уровне 10 % к 2024 г.;
2) значения показателя «доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно» имеет одинаковые значения во всех регионах, что может говорить о спущенных «сверху» планах;
3) уровень развития некоторых показателей отличается в разы, например, в Республике Коми, Белгородской и Тульской областях только к 2024 г. доля консультаций, проводимых с пациентом по видеоконференц-связи достигнет 10 %, при этом в Республике Татарстан за три года этот показатель вырастет на 10 п.п. и составит 25 % к 2024 г.
Расчет прогнозных значений показателей достижения цифровой зрелости отрасли здравоохранения Республики Коми трудно оценить как репрезентативный. Пять из девяти прогнозных показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения Республики Коми имеют нулевое значение до 2024 г., три из них (доля медицинских организаций, обрабатывающих и хранящих цифровые медицинские изображения в центральном архиве медицинских изображений; доля граждан, которым доступны врачебные рецепты в форме электронного документа; доля станций скорой медицинской помощи, подключенных к единой электронной системе диспетчеризации) с нулевого значения в 2022 г. достигают 50-100 % значения к 2023 г.
Из-за того, что ряд показателей отрасли здравоохранения имеют нулевые значения, индекс цифровой зрелости отрасли здравоохранения в 2024 г. посчитать по всем показателям не представляется возможным. Цифровая зрелость отрасли здравоохранения наиболее высока в Республике Татарстан - 38 %, в Белгородской области этот показатель чуть ниже и составляет 36 %, в Тульской области - 11 %.
Анализ показателей создания единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ Республики Коми выявил, что больший упор в цифро-визации здравоохранения в настоящее время делается на ведение меддокумен-тации в электронном виде - структурированных электронных медицинских документов (СЭМД), однако из 12 фактических показателей, связанных с электронным документооборотом, приведенных в отчете ГБУЗ РК «РМИАЦ», достигнуть планового значения удалось лишь по трем, к примеру, из 271 ФАП/ФП, подключенных к интернету, только 103 передают ЭМД. Фактическая доля СЭМД протоколов телемедицинских консультаций относительно количества случаев проведенных телемедицинских консультаций составляет всего 5 %, вместо запланированных на 2023 г. 100 %.
Стоит отметить, что телемедицинские консультации в режиме «пациент -медицинский работник» в Республике Коми не проводятся. Телемедицинские консультации возможны только между медицинскими организациями. В 2023 г. системой телемедицинских консультаций охвачены 11 государственных учреждений здравоохранения. В медучреждениых, находящихся в сельской местности республики, телемедицинское оборудование не установлено. За 10 месяцев 2023 г. телемедицинские консультации были проведены в 5 учреждениях: в Коми республиканском клиническом онкологическом диспансере -177 раз, Коми консультативно-диагностическом центре - 134, Коми республиканском клиническом перинатальном центре - 63, Коми республиканской клинической больнице - 23, в Республиканской детской клинической больнице - 23. Все они находятся в Сыктывкаре. Возможность оказывать телемедицинские консультации имеется еще в Эжвинской городской больнице, Коми республиканском наркологическом диспансере, Республиканской инфекционной больнице, Республиканском противотуберкулезном диспансере, Коми республи-
канской психиатрической больнице (г. Сыктывкар) и Республиканском центре микрохирургии глаза (г. Ухта), но в течение 2023 г. к ним не прибегали.
По итогам 10 месяцев 2023 г. численность населения, пользующегося услугами в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале Госуслуг, составляла 174 тыс. чел. от общей численности населения республики, что ниже запланированного значения на 53 %. Только 41 % населения доступны электронные медицинские документы в личном кабинете на портале Госуслуг (вместо запланированных 63 %), и только 46 % населения записываются на прием к врачу дистанционно, что ниже запланированного значения на 10 п.п. Недостижение показателя доступности населению электронных медицинских документов было связано с поздним переходом на новую региональную медицинскую информационно-аналитическую систему РИАМСЗ РК, а запись к врачу на портале Госуслуг была затруднена в связи с настройкой новой Единой цифровой платформы Медицинская информационная система (ЕЦП.МИС). Из 16 целевых показателей Программы цифровой трансформации Республики Коми к 2023 г. удалось достигнуть 100 % значения по количеству организаций системы здравоохранения, подключенных к централизованным подсистемам государственных информационных систем.
В ходе статистического наблюдения в Республике Коми в 2022 г. был опрошен 1141 член домохозяйств старше 15 лет во всех муниципальных образованиях, из которых 60,5 % проживает в городских поселениях. По результатам опроса можно констатировать, что в сельской местности наиболее развит мобильный широкополосный доступ в интернет, при этом четверть сельских жителей его не имеют. Доля сельских жителей, не имеющих фиксированного или мобильного широкополосного доступа в интернет, более чем в два раза выше по сравнению с городскими жителями, не имеющими широкополосный доступ в интернет. Часть жителей не имеют доступа в интернет из-за недостатка навыков работы, среди них большинство составляют пожилые люди старше 60 лет. Сельские жители реже пользуются персональным компьютером: сообщения по электронной почте или через мессенджеры отправляли только треть опрошенных сельских жителей, а копировали или перемещали файлы/папки, работали с текстовым редактором менее 18 % опрошенных. Почти половина опрошенных жителей сельской местности региона вообще никогда не пользовались персональными компьютерами. В течение трех предшествующих месяцев более трети респондентов в городских поселениях и 16 % респондентов в сельских поселениях использовали интернет для поиска информации, связанной со здоровьем или услугами в области здравоохранения. Записывались на прием к врачу через интернет 28 % городских жителей и только 11 % сельских жителей. Более 60 % респондентов, использовавших интернет для получения услуг или поиска информации, связанных со здравоохранением и в городских, и сельских поселениях, - это люди среднего возраста от 35 до 59 лет.
Заключение. Полученные в ходе анализа результаты вызывают сомнения в адекватности прогнозирования показателей цифровой зрелости на этапе утверждения стратегических документов, что приводит к невозможности расчетов по предлагаемой Минцифры методике. Скудность имеющейся в открытых источниках информации не позволяет в полной мере оценить цифровую трансформацию здравоохранения регионов. Отставание от плановых показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Республике Коми связано как с технологическими сложностями присоединения учреждений здравоохранения к системам, так и с недостатками размещения цифровой инфраструктуры региона. Необходимо дальнейшее выравнивание степени циф-ровизации в городской и сельской местности и между людьми разных возрастных групп, что необходимо для повышения качества жизни граждан.
Список литературы
1. Digital Transformation in Transport, Constitution, Energy, Government and РиЫю Administration / G. Baldini, M. Barboni, F. Bono, B. Delipetrev, Brown D^h [et al.]. - Luxembourg, 2019. DOI: 10.2760/058696
2. ITU. A^e^rating Digital Transformation: Good Praties for Developing, Driving and A^e^rating ICT Centr^ Innovation Erasystems in Europe. - URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Innovation/Doсuments/Publiсations/18-00204_E_ Goodpraсtiсes.pdf (accessed 2 May 2023).
3. UNCTAD. Value Creation and Capture: Impl^t^s for Developing Countries: digital eranomy rep. 2019. - URL: https^/un^ad^^/system/files/ offiсial-doсument/der2019_en.pdf (accessed 2 December 2023).
4. Schiliro Daniele. Digital platforms and digital transformation. - URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/118006/1/Schilir%C3%B2D_Digital%20platforms% 20and % 20digital % 20transformation_WP2023-7.pdf (accessed 2 December 2023).
5. Тесля А.Б., Зайченко И.М., Хашева З.М. Разработка концепции стратегического развития районов Крайнего Cевера на основе построения системы сбалансированных показателей в условиях цифровой трансформации социально-экономических процессов // Cевер и рынок: формирование экономического порядка. - 2022. - № 2. - C. 58-68. DOI: 10.37614/2220-802X.2.2022.76.005
6. Об утверждении разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации: Приказ М-ва цифр. развития, связи и мас. коммуникаций Рос. Федерации № 428: утв. 01 авг. 2018 г. - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkomsvyazi-Rossii-ot-0L08.2018-N-428/ (дата обращения: 10.10.2023).
7. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Рос. Федерации № 474 от 21 июля 2020 г. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 02.11.2023).
8. Концепция цифровой трансформации Республики Татарстан на 2021-2024 годы: постановление Кабинета министров Республики Татарстан: утв. 29 янв. 2021 г. - URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/? npa_id=717663 (дата обращения: 30.11.2023).
9. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / РАНХиГС. - М., 2021. - С. 102.
10. Батракова Л.Г. Выявление и оценка факторов, влияющих на цифровую зрелость регионов // Теоретическая экономика. - 2022. - № 3. - С. 97-110. DOI 10.52957/22213260_2022_3_97
11. Есина Е.А., Калабина Е.Г. Разработка концептуальной модели оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения: кейс Свердловской области // Цифровые модели и модели. - 2022. - Т. 1, № 3. DOI: 10.29141/2782-4934-2022-1-3-4
12. Абрамов В.И., Андреев В.Д. Анализ стратегий цифровой трансформации регионов России в контексте достижения национальных целей // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2023. - № 1. -C. 89-119. DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-1-89-119
13. Akinola S., Telukdarie A. Sustainable Digital Transformation in Healthcare: Advancing a Digital Vascular Health Innovation Solution // Sustainability. -2023. - № 13. DOI: 10.3390/su151310417
14. Czerska I. Digital Transformation in Health Care and Its Marketing Dimension // Marketing of Scientific and Research Organizations. - 2023. - Vol. 49, iss. 3. - P. 27-46. DOI: 10.2478/minib-2023-0014.
15. WHO guidelin. Recommendations on digital interventions for health system strengthening. - URL: https://www.who.int/publications-detail-redirect/ 9789241550505 (accessed 20 November 2023).
16. О стратегическом направлении в области цифровой трансформации здравоохранения: Распоряжение Правительства Рос. Федерации № 3980-р: утв. 29 дек. 2021 г. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202112310112?index=1 (дата обращения: 25.11.2023).
17. О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения: Постановление Правительства Рос. Федерации № 140: утв. 09 фев. 2022 г. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409253/ (дата обращения: 20.11.2023).
18. Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»: приказ М-ва цифр. развития, связи и мас. коммуникаций РФ № 600: утв. 25 нояб. 2021 г. -URL: https://docs.cntd.ru/document/573320665 (дата обращения: 25.11.2023).
19. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации / Росстат. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sep_region1.htm (дата обращения: 23.11.2023).
20. Итоги федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 23.11.2023).
21. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 20.05.2022).
22. Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) от 12.10.2023. - URL: https://rbms.rkomi.ru/ (дата обращения: 23.11.2023).
23. Афян А.И., Полозова Д.В., Гордеева А.А. Цифровая трансформация государственной системы здравоохранения России: возможности и противоречия // Цифровое право. - 2021. - Т. 2, № 4. - С. 20-39.
24. О развитии иcкуccтвенного интеллекта в Роccийcкой Федерации: Указ Президента Роа Федерации № 490: утв. 10 окт. 2019 г. - URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/ (дата обращения: 02.09.2023).
25. Зарегистрированные медицинские изделия, использующие технологии искусственного интеллекта. - URL: https://webiomed.ru/blog/zaregis-trirovannye-meditsinskie-izdeliia-ai/ (дата обращения: 23.11.2023).
26. Тихонова Ю. ИИ-платформа Минздрава проследит за внедрением искусственного интеллекта в регионах. - URL: https://www.comnews.ru/content/ 228287/2023-08-22/2023-w34/ii-platforma-minzdrava-prosledit-za-vnedreniem-is-kusstvennogo-intellekta-regionakh (дата обращения: 23.11.2023).
27. Опыт применения технологий искусственного интеллекта для развития профилактического здравоохранения на примере Кировской области / Д.А. Курдюмов, А.В. Кашин, Н.Ю. Рябов, Р.Э. Новицкий, А.В. Гусев // Менеджер здравоохранения. - 2023. - № 6. - С. 62-69.
28. Гриценко П., Корнев Т. Патологически беспомощный интеллект. -URL: https://www.kommersant.ru/doc/6350252? utm_campaign=push&utm_source= kommersant (дата обращения: 23.11.2023).
29. Искусственный интеллект поможет пациентам и врачам Коми. - URL: https://komigor.com/news/2023/05/29/iskusstvennyj-intellekt-pomozhet-pacientam-i-vracham-komi/ (дата обращения: 23.11.2023).
30. Вице-премьер Чернышенко представил лидеров и аутсайдеров цифровой тражформации cреди регионов. - URL: clck.ru/32knSs (дата обращения: 02.05.2023).
References
1. Baldini G., Barboni M., Bono F., Delipetrev B., Brown Dush et al. Digital transformation in transport, construstion, energy, government and public administration. Luxembourg, 2019. DOI: 10.2760/058696.
2. ITU. Accelerating digital transformation: Good practices for developing, driving and accelerating 1ST Sentris Innovation Ecosystems in Europe. Available at:
https://www.itu.int/en/ITU-D/Innovation/Dosuments/Publisations/18-00204_E_Good prastises.pdf (accessed 02.05.2023).
3. UNSTAD. Value creation and capture: Implications for developing countries: Digital economy rep. 2019. Available at: https://unstad.org/system/files/ offisial-dosument/der2019_en.pdf (accessed 02.12.2023).
4. Schiliro Daniele. Digital platforms and digital transformation. Available at: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/118006/1/Schilir%C3%B2D_Digital%20platforms% 20and% 20digital % 20transformation_WP2023-7.pdf (accessed 02.12.2023).
5. Teslia A.B., Zaichenko I.M., Khasheva Z.M. Razrabotka kontseptsii strategicheskogo razvitiia raionov Krainego Severa na osnove postroeniia sistemy sbalansirovannykh pokazatelei v usloviiakh tsifrovoi transformatsii sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov [Development of the concept for the strategic development of the far north regions on the basis of formulation of a system of balanced indicators under the conditions of digital transformation of socio-economic processes]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poriadka, 2022, no. 2, pp. 58-68. DOI: 10.37614/2220-802X.2.2022.76.005.
6. Ob utverzhdenii raz"iasnenii (metodicheskikh rekomendatsii) po razrabotke regional'nykh proektov v ramkakh federal'nykh proektov natsional'noi programmy "Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii" [On approval of clarifications (methodological recommendations) to develop regional projects within federal projects of the national program "Digital Economy of the Russian Federation"]. Order of the Rf Ministry of Digital Development dated 01.08.2018, No. 428, available at: https:// rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkomsvyazi-Rossii-ot-01.08.2018-N-428/ (accessed 10.10.2023).
7. O natsional'nykh tseliakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [National development goals of the Russian Federation for the period until 2030]. Decree of the RF President, dated 21.07.202, No. 474, available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (accessed 02.11.2023).
8. Kontseptsiia tsifrovoi transformatsii Respubliki Tatarstan na 2021-2024 gody [Digital transformation of the Tatarstan Republic until 2021-2024]. Resolution of the Cabinet of Ministers in Tatarstan dated 29.01.2021, available at: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/? npa_id=717663 (accessed 30.11.2023).
9. Strategiia tsifrovoi transformatsii: napisat', chtoby vypolnit' [Digital transformation strategy: Write to execute]. Moscow, Presidential Academy, 2021, 102 p.
10. Batrakova L.G. Vyiavlenie i otsenka faktorov, vliiaiushchikh na tsifrovuiu zrelost' regionov [Identification and assessment of factors affecting the digital maturity of regions]. Teoreticheskaia ekonomika, 2022, no. 3, pp. 97-110. DOI:10.52957/22213260_2022_3_97.
11. Esina E.A., Kalabina E.G. Razrabotka kontseptual'noi modeli otsenki tsifrovoi zrelosti regional'noi sistemy zdravookhraneniia: keis Sverdlovskoi oblasti [Development of a conceptual model for assessing the digital maturity of the regional healthcare system: The case of the Sverdlovsk region]. Tsifrovye modeli i modeli, 2022, vol. 1, no. 3. DOI: 10.29141/2782-4934-2022-1-3-4.
12. Abramov V.I., Andreev V.D. Analiz strategii tsifrovoi transformatsii regionov Rossii v kontekste dostizheniia natsional'nykh tselei [Analysis of strategies for digital transformation of Russian regions in the context of achieving national goals]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia, 2023, no. 1, pp. 89-119. DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-1-89-119.
13. Akinola S., Telukdarie A. Sustainable digital transformation in healthcare: Advancing a digital vascular health innovation solution. Sustainability, 2023, no. 13. DOI: 10.3390/su151310417.
14. Czerska I. Digital Transformation in health care and its marketing dimension. Marketing of Scientific and Research Organizations, 2023, vol. 49, iss. 3, pp. 27-46. DOI: 10.2478/minib-2023-0014.
15. WHO guideline. Recommendations on digital interventions for health system strengthening. Available at: https://www.who.int/publications-detail-redirect/ 9789241550505 (accessed 20.11.2023).
16. O strategicheskom napravlenii v oblasti tsifrovoi transformatsii zdravookhraneniia [About strategic direction in the field of healthcare digital transformation]. Order of the RF Government of Russia dated 29.12.2021, No. 3980-r, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202112310112?index=1 (accessed 25.11.2023).
17. O edinoi gosudarstvennoi informatsionnoi sisteme v sfere zdravookhra-neniia [On the unified state information system in the field of healthcare]. Decree of the RF Government dated 09.02.2022, No. 140, available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409253/ (accessed 20.11.2023).
18. Ob utverzhdenii metodik rascheta tselevykh pokazatelei natsional'noi tseli razvitiia Rossiiskoi Federatsii "Tsifrovaia transformatsiia" [On approval of methods to calculate target indicators of the national development goal of the RF "Digital Transformation"]. Order of the RF Ministry of Digital Development, 25.11.2021, No. 600, available at: https://docs.cntd.ru/document/573320665 (accessed 25.11.2023).
19. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Socio-economic situation of the RF constituent entities]. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sep_region1.htm (accessed 23.11.2023).
20. Itogi federal'nogo statisticheskogo nabliudeniia po voprosam ispol'zo-vaniia naseleniem informatsionnykh tekhnologii i informatsionno-telekommuni-katsionnykh setei [Results of federal statistical observation on the use of information technologies and telecommunication networks by the population]. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (accessed 23.11.2023).
21. Monitoring razvitiia informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii [Monitoring the development of the information society in the Russian Federation]. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (accessed 20.05.2022).
22. Sozdanie edinogo tsifrovogo kontura v zdravookhranenii na osnove edinoi gosudarstvennoi informatsionnoi sistemy v sfere zdravookhraneniia (EGISZ)
ot 12.10.2023 [Creating unified digital circuit in healthcare based on the unified state information system in the field of healthcare (Uniform State Health Information System) dated 10/12/2023]. Available at: https://rbms.rkomi.ru/ (accessed 23.11.2023).
23. Afian A.I., Polozova D.V., Gordeeva A.A. Tsifrovaia transformatsiia gosudarstvennoi sistemy zdravookhraneniia Rossii: vozmozhnosti i protivorechiia [Russian healthcare system digitalization: Opportunities and contradictions]. Tsifrovoepravo, 2021, vol. 2, no. 4, pp. 20-39.
24. O razvitii ickucctvennogo intellekta v Rossiiskoi Federatsii [On the development of artificial intelligence in the Russian Federation]. Decree of the RF President dated 10.10.2019, No. 490, available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72738946/ (accessed 02.09.2023).
25. Zaregistrirovannye meditsinskie izdeliia, ispol'zuiushchie tekhnologii iskusstvennogo intellekta [Registered medical devices using artificial intelligence technologies]. Available at: https://webiomed.ru/blog/zaregistrirovannye-meditsinskie-izdeliia-ai/ (accessed 23.11.2023).
26. Tikhonova Iu. II-platforma Minzdrava prosledit za vnedreniem iskuss-tvennogo intellekta v regionakh [The AI platform of the Ministry of Health will monitor the implementation of artificial intelligence in the regions]. Available at: https:// www.comnews.ru/content/228287/2023-08-22/2023-w34/ii-platforma-minzdrava-prosledit-za-vnedreniem-iskusstvennogo-intellekta-regionakh (accessed 23.11.2023).
27. Kurdiumov D.A., Kashin A.V., Riabov N.Iu., Novitskii R.E., Gusev A.V. Opyt primeneniia tekhnologii iskusstvennogo intellekta dlia razvitiia profilaktiches-kogo zdravookhraneniia na primere Kirovskoi oblasti [Experience in the application of artificial intelligence technologies for the development of preventive health care on the example of the Kirov region]. Menedzher zdravookhraneniia, 2023, no. 6, pp. 62-69.
28. Gritsenko P., Kornev T. Patologicheski bespomoshchnyi intellekt [Pathologically helpless intellect]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/ 6350252?utm_campaign=push&utm_source=kommersant (accessed 23.11.2023).
29. Iskusstvennyi intellekt pomozhet patsientam i vracham Komi [Artificial intelligence will help patients and doctors of Komi]. Available at: https://komigor.com/news/2023/05/29/iskusstvennyj-intellekt-pomozhet-pacientam-i-vracham-komi/ (accessed 23.11.2023).
30. Vitse-prem'er Chernyshenko predctavil liderov i autcaiderov tsifrovoi trancformatsii credi regionov [Deputy Prime Minister Chernyshenko presented the leaders and outsiders of digital transformation among the regions]. Available at: clck.ru/32knSs (accessed 02.05.2023).
Оригинальность 76 %
Поступила 15.12.2023 Одобрена 10.01.2024 Принята к публикации 01.02.2024
L.A. Kuratova
DIGITAL TRANSFORMATION OF THE HEALTH CARE INDUSTRY IN THE NORTHERN REGION
The digital transformation of the healthcare industry is necessary to ensure more accessible and faster medical care, which is especially important for the northern territories. The purpose of this study is to analyze the features of the digital transformation of the healthcare industry in the Komi Republic. The research objectives are a. analysis of strategies and programs of digital transformation of all constituent members of the Russian Federation; b. approbation of the methodological apparatus to assess the level of digital maturity of the healthcare industry in the region; c. analysis of the results of statistical observation on the use of information technologies and information and telecommunication networks by the population in the Komi Republic. The object of the study: the processes of digital transformation of the healthcare industry of the territories of the Russian Federation. It has been revealed that incorrect forecasting of digital maturity indicators at the stage of approval of strategic documents makes calculations according to the approved methodology impossible. At the moment, more emphasis in the digitalization of the the Komi Republic's healthcare industry is being placed on maintaining medical records in electronic form, namely the introduction of structured electronic medical documents. The underrun of the planned digital transformation indicators for the Komi Republic's healthcare industry is due to technological challenges and disadvantages of placing the digital infrastructure of the region. The practical significance of the study is seen in the useful results for monitoring the implementation of strategies and programs for the digital transformation of regional healthcare system. The prospects for further research are determined by a deeper analysis of the digital transformation of the healthcare industry at the level of municipalities in the region.
Keywords: digitalization, digital transformation, healthcare, general education, information and communication services.
Lyubov A. Kuratova - Cand. Sc. (Economics), Senior Researcher, Institute of Socio-Economic & Energy Problems of the North, Federal Research Center "Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences", e-mail: [email protected].
Received 15.12.2023 Approved 10.01.2024 Accepted for publication 01.02.2024
Финансирование. Публикация выполнена по теме НИР «Цифровая биоэкономика северного региона: подходы и направления формирования».
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Вклад автора 100 %.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Куратова, Л.А. Цифровая трансформация отрасли здравоохранения северного региона / Л.А. Куратова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 1. - С. 200-214.
Please cite this article in English as:
Kuratova L.A. Digital Transformation of the Health Care Industry in the Northern Region. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 1, pp. 200-214 (In Russ).