Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1890
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактико-технологические парадигмы / информационная безопасность личности / информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) / конвергенция педагогической науки и ИКТ / трансфер-интегративная область научного знания / информационно-образовательное пространство / ценностные ориентиры развития образования / цифровая парадигма образования / цифровая трансформация образования / цифровые технологии
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роберт И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Роберт И.В.

д.п.н., профессор, академик РАО, руководитель Научной школы «Информатизация образования», гл.н.с.

Института стратегии развития образования РАО

rena_robert@mail.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: дидактико-технологические парадигмы; информационная безопасность личности; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); конвергенция педагогической науки и ИКТ; трансфер-интегра-тивная область научного знания; информационно-образовательное пространство; ценностные ориентиры развития образования; цифровая парадигма образования; цифровая трансформация образования; цифровые технологии.

Одним из приоритетов современного российского образования становится его гуманитарно-технологическая направленность, обеспечивающая реализацию ценностных ориентиров развития образовании периода цифровой трансформации, привносящей много положительного, но и непредсказуемого как для здоровья субъектов образовательного процесса, так и для окружающей их социальной среды.

Остановимся на описании позитивных и негативных влияний на образование результатов достижений научно-технического прогресса в связи с активным и систематическим использованием цифровых технологий1.

К позитивному влиянию использования цифровых технологий на развитие образования можно отнести следующие:

- интеллектуализация информационной деятельности как обеспечение субъектов образовательного процесса многовариантным причинно-следственным анализом данных (информации) обо всех аспектах данного процесса с последующей обработкой, визуализацией, получением и сохранением результатов для их открытого предоставления и совместного использования всеми заинтересованными участниками образовательного процесса;

- информационное взаимодействие между субъектами процесса обучения и другими заинтересованными лицами в многолюдной виртуальной среде (на базе MS, MOOC, Moodle, Zoom, MS Teams) с возможностью представления, сохранения, передачи информации любых объемов и в любой форме;

- управление высокотехнологичным оборудованием образовательной организации неподготовленным пользователем в условиях предоставления обучающемуся инструмента исследования, моделирования, имитации изучаемых объектов, процессов как реальных, так и виртуальных, а также проектирования виртуальной предметной области адекватно определенному содержательно-методическому подходу;

- мультипредметное представление учебного материала как представление изучаемого объекта или процесса в контексте содержательных аспектов различных предметных областей, исходя из разных концептуальных подходов (философский, социологический, естественнонаучный и др.);

- реализация гипертекстовой и гипермедийной форм представления учебного материала, позволяющая значительно увеличить его объем, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного содержательного аспекта;

- реализация организационных форм и методов обучения адекватно современным научно-исследовательским методам познания изучаемых закономерностей природных явлений и социальных проявлений как реально протекающих, так и виртуально представляющих на экране реальные или абстрактные объекты, процессы;

- появление новых средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как аналоговой, так и цифровой формы реализации (электронный учебник, информационная система образовательного назначения, цифровой образовательный ресурс, компьютерные диагностические средства автоматизации контроля учебной деятельности и др.), использование которых существенно повышает мотивацию обучения и обеспечивает самостоятельность при решении учебных задач;

- расширение видов учебной деятельности (автоматизация поиска, обработки, формализации, продуцирования, тиражирования учебной информации; высокоскоростная автоматизация: контроля любых объемов результатов обуче-

1 Мухаметзянов И.Ш. Методические рекомендации по предотвращению негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании. - М.: ИИО РАО, 2012. - 56 с.; Мухаметзянов И.Ш., Граб В.П. Педагогико-эргономические и медико-психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды // Управление образованием: теория практика. 2015. - № 2(18). - С. 70-83; Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты информатизации образования. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИУО РАО, 2017. - 168 с.; Поляков В.П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке: монография. - М.: Институт управления образованием РАО, 2016. - 135 с.; Robert I.V. Pedagogical feasibility of using systems on the Web-interface for implementating the interdisciplinary nature of training // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States. 2018. - P. 36-40. doi:10.2991/iceder-18.2018.8

ния; создание электронного (цифрового) образовательного ресурса; управление моделями изучаемых объектов, процессов, представленных на экране; экспериментально-исследовательская деятельность на базе виртуального лабораторного оборудования и др.).

К возможным негативным влияниям на обучающегося процесса использования цифровых технологий можно отнести следующие:

- ослабление дискурсивного (рассуждающего) типа мышления и преобладание констатирующего типа мышления, проявляющегося в ослаблении способности концентрировать внимание на вычленении существенных признаков отбираемой информации, в связи с тем, что при поиске информации в любой поисковой системе (Яндекс, Google, Apple и др.) пользователь, как правило, запоминает не содержание информации, а ее местонахождение (путь к нужной информации);

- рассредоточенность внимания обучающегося, возникающая в связи с избыточностью и доступностью любых объемов информации, приводящая к замене непрерывного, сосредоточенного восприятия учебной информации на «распределенное» восприятие, что препятствует цельности восприятия содержательного компонента информации;

- «контентная слепота» пользователя - затруднения осознания индивидуумом целевой, структурно-содержательной, морально-ценностной компоненты информации при ее восприятии и использовании в связи с приоритетом визуального представления информации над содержательным, что снижает уровень понимания обучающимся содержания информации, но «тренирует» и усиливает наглядно образное восприятие информации, представленной на экране в сжатой (информационно емкой) форме в виде пиктограмм, схем, диаграмм, графиков, инфограмм и др.;

- «клипово-комиксное» восприятие информации, приводящее не только к поверхностному восприятию обучающимся учебной информации, но и к непониманию содержательной составляющей учебной информации в связи с предпочтением визуализации, моделирования, графических интерпретаций - содержательному описанию рассматриваемого или изучаемого объекта, процесса, сюжета;

- развитие у обучающихся дивергентного стиля мышления в связи с ориентаций обучения на поиск нескольких решений одной проблемы с последующим понижением до алгоритмического стиля мышления (точное следование заранее усвоенным алгоритмам деятельности).

- Вышеописанные существенные системные изменения в сфере образования явились системообразующим фактором возникновения цифровой трансформации образования, под которой будем понимать результат процесса возникновения существенных изменений, произошедших в сфере образования (как позитивных, так и негативных), при активном и систематическом использовании цифровых технологий в образовательных целях. Цифровой трансформации подверглись следующие процессы в сфере образования: предоставление образовательных услуг; создание цифровых образовательных ресурсов; информационно-методическое обеспечение учебного процесса; информационная деятельность; информационное взаимодействие как между субъектами образовательного процесса, так и с цифровым образовательным ресурсом; управление образованием; информационное обеспечение деятельности образовательной организации; организационное управление деятельностью образовательной организации; обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.

- Влияние цифровой трансформации распространяется на всю сферу образования по следующим направлениям: учебно-воспитательный процесс; процессы создания и использования электронных или цифровых образовательных ресурсов; корректировка состава информационно-образовательной среды (высокотехнологичные программно-аппаратные средства и устройства, в том числе мобильные; средства обеспечения удаленного доступа к образовательному контенту; цифровой образовательный ресурс; средства и системы автоматизации администрирования и управления образовательной организацией и пр.). Сам процесс цифровой трансформации образования инициирует совершенствование всей системы образования, в частности: обновление, модификацию всех учебно-методических материалов, в том числе содержание и структуру различных образовательных программ, компетенций, средств оценки учебных достижений и управления образовательным процессом; организацию и оборудование научно-исследовательской, экспериментальной деятельности обучающихся; структуру и организацию подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров в области использования цифровых технологий при решении профессиональных задач; развитие информационной инфраструктуры образовательной организации1.

- Для реализация вышеперечисленного на должном педагогико-технологическом уровне необходимо создание теоретико-методологической и научно-педагогической базы обновления существующих парадигм образования (когнитивная, личностно ориентированная, функционалистская, культурологическая). В дополнении к этим четырем основным парадигмам образования в современной педагогике введем понятие цифровой парадигмы образования, под которой будем понимать совокупность теоретико-методологических, научно-педагогических положений и технологических решений, ориентированных на интеллектуальное развитие индивидуума и его социализацию на основе реализации современных достижений научно-технологического прогресса периода активного использования цифровых технологий в условиях предотвращения возможных негативных последствий для здоровья обучающихся и обеспечения информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса. Становление и развитие цифро-

1 Роберт И.В. Современное состояние и проблемы развития фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации образования // Человек и образование. 2017. - № 2. - С. 165-174; Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. - № 3 (47). - С. 3-16; Роберт И.В. Цифровая парадигма современного периода информатизации образования: дидактический и технологический аспекты // Дистанционное образование в Республике Корея и Российской Федерации в посткоронавирусную эпоху: основные положения и направления. 2020. - С. 259-337.

вой парадигмы образования сопряжено с появлением (разработкой) системы научных взглядов на теоретические и методические основы реализации возможностей цифровых технологий для развития образования во всех его ипостасях (обучение, воспитание, просвещение) в условиях сохранения здоровья и информационной безопасности личности. Кроме того, актуальной становится разработка междисциплинарных, конвергентных учебных дисциплин (курсов) адекватно запросам общества на будущие профессии, востребованность которых в недалеком будущем на рынке труда можно лишь прогнозировать1.

- Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что цифровая трансформация образования как результат возникших существенных изменений, произошедших в сфере образования, инициирует становление и развитие цифровой парадигмы образования как совокупности теоретических и методических разработок в области реализации возможностей цифровых технологий для развития образования в условиях сохранения здоровья и информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.

- Вышеописанные системные изменения, уже произошедшие и постоянно происходящие в сфере образования, в связи применением цифровых технологий, активизировали разработку фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации образования. Остановимся на их кратком описании.

- Происходящее расширение понятийного аппарата информатизации образования как области педагогической науки обусловлено модификацией научных взглядов на теоретические и методические основания реализации возможностей цифровых технологий для развития образования во всех его ипостасях (обучение, воспитание, просвещение) в условиях сохранения здоровья и информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса. Представим в качестве примеров некоторые термины, описывающие различные сферы применения цифровых технологий в образовании2.

- Цифровизация информационного взаимодействия - это реализации возможностей цифровых технологий для обеспечения автоматизации процессов виртуальной передачи-приема информации любого объема, представленной в любом виде, в том числе прикладных и инструментальных приложений, распределенных и доступных в сетях; коммуникации с обратной связью как между пользователями, так и между ними и интерактивным информационным ресурсом. Цифровизация информационной деятельности - это реализации возможностей цифровых технологий для обеспечения автоматизации процессов поиска, отбора, обработки, использования, передачи, тиражирования, формализации, продуцирования любых объемов информации, представленной в любом виде; быстрого и качественного восстановления утерянной информации; формирования образовательного контента на базе инструментальных средств и различных web-платформ; использования прикладных и инструментальных приложений, доступных в Интернете. Цифровизация образовательных услуг - это реализации возможностей цифровых технологий в процессе: обеспечения автоматизации процессов получения образовательного контента в электронной форме и методических консультаций по его освоению адекватно индивидуальным возможностям обучающегося; индивидуализированного контроля результатов обучения с предоставлением методических комментариев в электронном виде по исправлению ошибочных действий обучающегося; идентификации личности обучающегося, в том числе в условиях удаленного доступа; совместного создания цифрового образовательного ресурса группой разработчиков в условиях удаленного доступа; проверки письменных работ на соответствие содержания текста предложенной тематике, на грамотность текста, на отсутствие заимствования из других источников; участия пользователя в профессиональных сообществах, реализованных на базе Интернета. Цифровизация обеспечения процессов информационной безопасности личности обучающегося - это реализации возможностей цифровых технологий для обеспечения автоматизации процессов защиты от неэтичной, противозаконной, агрессивной информации; предоставления недостоверной, нелегитимной информации; потери личной информации, в том числе персональных данных, частной информации, определяющей статус и жизнедеятельность пользователя; «информационного насилия» со стороны источников информации.

- Вместе с тем, необходимо сделать определенную оговорку: содержательная основа слова «цифровизация» означает процесс перевода каких-то данных, информации из текстовой, аудиовизуальной, табличной и других форм в цифровую. Процессы информационной деятельности, информационного взаимодействия, информационного обеспечения образовательного процесса можно реализовать на базе функционирования информационных систем, то есть «цифровизировать». По этой причине слово «цифровизация» не может относиться к образованию (обучение, воспитание, просвещение), так как невозможно в цифровом формате представить воспитание и просвещение. Кроме того, нельзя в цифровом формате представить влияние преподавателя на личность ученика, так как это - влияние наставника, воспитателя, научного руководителя, оппонента, взаимодействие с которым пробуждает обучающегося к размышлению, к постановке вопросов, к разрешению сомнений и пр. По этой причине словосочетание «цифровизация образования» - это нонсенс!

Вышеописанные изменения, произошедшие в сфере образования в результате реализации возможностей ИКТ (как аналоговой, так и цифровой формы реализации), явились причиной спонтанно возникших и активно развиваю-

1 Роберт И.В. Современное состояние и проблемы развития фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации образования // Человек и образование. 2017. - № 2. - С. 165-174; Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. - № 3 (47). - С. 3-16; Роберт И.В. Цифровая парадигма современного периода информатизации образования: дидактический и технологический аспекты // Дистанционное образование в Республике Корея и Российской Федерации в посткоронавирусную эпоху: основные положения и направления. 2020. - С. 259-337.

2 Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии // Педагогическая информатика. 2019. - № 1. - С. 108-121.

щихся дидактико-технологических парадигм информатизации образования (совокупность научно-педагогических положений о развитии теорий обучения при реализации технологических решений, основанных на современных научно-технических достижениях, в условиях предотвращения возможных негативных последствий психолого-педагогического и медико-социального характера и обеспечения информационной безопасности личности). Кратко остановимся на описании основных парадигм1.

Парадигма распределенного образования основана на необходимости получения высшего образования территориального распределенными обучающимися, а ее реализация возможна при наличии соответствующего материально-технического, информационного, технологического, административно-управленческого и учебно-методического обеспечения, определяющего условия функционирования распределенного вуза (университета). Структура распределенного вуза отражает идею распределенного образования и представляет собой модульную структуру, которая включает базовый модуль (головной вуз) и подчиненные ему учебно-методические подразделения (региональные или муниципальные), а также рабочие места обучающихся, территориально распределенные по месту их нахождения. Информационное взаимодействие между подразделениями распределенного вуза осуществляется в строгом соответствии с его структурой и статусом подразделений. Педагогическая реализация основана на организации информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса и интерактивным контентом в синхронном и (или) асинхронном режимах при реализации удаленного доступа к информационно-технологическому и учебно-методическому обеспечению. Технологическая реализация базируется на использовании роботоподобных систем, интеллектуальных информационных систем, спутниковой связи, web-платформ и другого оборудования, предоставляемого головным вузом.

Парадигма высокотехнологичного образования основана на реализации возможностей автоматизированных комплексов, организованных на базе высокотехнологичных устройств, представляющих систему, которая распознает конкретные учебные ситуации, происходящие в учебных кабинетах образовательной организации, и соответствующим образом на них реагирует. Важной особенностью такого «интеллектуального здания» образовательной организации является объединение отдельных подсистем в единый управляемый комплекс с возможностью функционирования роботоподобных интеллектуальных информационных систем, различного высокотехнологичного периферийного оборудования и систем управления.

Парадигма конвергентного образования: реализует взаимный перенос характерных особенностей педагогической науки и ИКТ (по содержанию учебной информации, по методам и средствам их реализующих, по формам организации учебной деятельности); инициирует объединение или слияние (частичное или фрагментарное) различных научных или предметных областей, а также взаимное влияние друг на друга методов, средств ИКТ и методов, средств, присущих педагогической науке; обеспечивает проникновение методов и средств ИКТ в методы и средства педагогической науки и, как следствие, их эволюционное сближение.

- Наиболее существенным результатом в области достижений фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации образования явилось создание новых теорий обучения, которые определяют развитие образования периода цифровой трансформации2.

Остановимся на кратком описании наиболее востребованных в настоящее время новых теориях обучения, являющихся основой развития цифровой парадигмы образования.

I. Информатизация образования как трансфер-интегративная область научно-педагогического знания.

В связи с широким спектром междисциплинарных (психолого-педагогических, технологических, социальных, медицинских, нормативно-правовых) проблем и задач, возникающих в связи с использованием в образовательных целях средств ИКТ (аналоговой или цифровой формы реализации), информатизация образования на современном этапе своего развития рассматривается как трансфер-интегративная область научного знания, так как обеспечивает трансфер, перенос (перемещение) определенных научных идей или научных проблем в другую научную область, в которой в связи с этим зарождается (образуется) новая, доселе не существующая, научно-практическая зона, адекватно существенным признакам данной науки и практики ее реализации; интеграцию, объединение в единое целое определенных частей (зон) - новых областей научного знания, которые зародились (образовались) в конкретной науке и практики ее реализации. При этом под трансфер-зоной будем понимать некоторую новую область научного знания и его практической реализации, которая возникла в определенной традиционной науке в связи с необходимостью решения научных проблем, привнесенных в эту науку в результате развития информатизации образования.

Для примера представим трансфер-зоны, которые «зародились» (образовались) в педагогической науке: совершенствование педагогических теорий в условиях реализации дидактико-технологических парадигм информатизации образования (Теория информационно-образовательного пространства образовательной организации. Теория инфор-

1 Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. -№ 2 (32). - С. 64-76; Роберт И.В. Дидактико-технологические парадигмы современного периода информатизации отечественного образования // Педагогическая информатика. 2017. - № 3. - С. 63-78; Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. - М.: ИУО РАО, 2017. - 92 с.; Robert I.V., Polyakov V.P., Kozlov O.A. Information security of the personality of the subjects of the educational process // SHS Web of Conferences. 2018. - Vol. 55. - P. 03011. doi:10.1051/ shsconf/20185503011

2 Роберт И.В. Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса // Информатизация образования и науки. 2019. - № 3 (43). - С. 119-127; Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. - № 2 (32). - С. 64-76; Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. - М.: ИУО РАО, 2017. - 92 с.; Роберт И.В. Информатизация образования как трансфер-интегративная область научного знания // Проблемы современного образования. 2010. - № 2. - С. 13-29.

мационно-образовательного пространства определенной предметной области/предметных областей). Теория конвергентных предметных методик в условиях реализации различных видов информационно-учебной деятельности на базе использования средств ИКТ); теория и практика предотвращения возможных негативных воздействий психолого-педагогического характера при использовании обучающимся средств ИКТ в образовательной или досуговой деятельности (Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса. Оценка педагогико-эргономи-ческого качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ); методология разработки стандартов в области владения средствами ИКТ (как аналоговых, так и цифровых) в профессиональной деятельности научных, педагогических и управленческих кадров и в образовательной деятельности обучающихся (общего среднего образования по уровням и профилям; профессионального образования).

Кратко опишем трансфер-зоны, которые «зародились» (образовались) в психологической науке: Психологические особенности виртуализации информационного взаимодействия между индивидуумом и интерактивным источником информационного ресурса; Психологическая поддержка или реабилитация индивидуума, жизнедеятельность которого ориентирована на «виртуальную коммуникацию»; Психологические особенности восприятия индивидуумом аудиовизуальной и стереоскопически представленной информации в «виртуальной реальности».

Представим также трансфер-зоны, которые «зародились» (образовались) в социологической науке: Социально-культурное развитие и просвещение на базе информационного образовательного ресурса; Социальная адаптация индивидуума, жизнедеятельность которого ориентирована на «виртуальную коммуникацию»; Социализация «виртуальных сетевых» сообществ»; Этико-социальная нормативно-правовая база «виртуальной коммуникации».

Формулировки означенных выше трансфер-зон представляют в сжатом виде задачи и проблемы, порождаемые активным использованием ИКТ в образовательных целях, решение которых осуществимо в рамках соответствующей традиционной науки1.

II. Конвергенция педагогической науки и ИКТ (как аналоговой, так и цифровой формы реализации) рассматривается как приближение, схождение, уподобление педагогических технологий и ИКТ, а также их взаимное влияние друг на друга, возникновение сходства в функциях педагогической науки и ИКТ, а также в структурах педагогических технологий и ИКТ и предполагает разработку целей, содержания, методов и средств обучения на основе совпадения, сходства существенных признаков педагогической науки и ИКТ; взаимного переноса существенных признаков педагогической науки и ИКТ; совпадения методов ИКТ с методами образовательных технологий.

Практической реализацией конвергенции педагогической науки и цифровых технологий являются научно-педагогические практики, которые представляют собой унифицированную формулировку содержательной основы методических подходов к преподаванию с использованием средств ИКТ, которые может реализовать преподаватель при создании (разработке) авторских методик. Теоретически научно-педагогические практики представляют собой содержательную основу результатов профессиональной деятельности методиста-разработчика педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, а технологически научно-педагогические практики представляют собой содержательную основу составных элементов образовательных технологий или методик реализации конвергенции педагогической науки и ИКТ.

Методологически научно-педагогические практики представляют собой содержательную суть результатов феномена конвергенции педагогической науки и ИКТ. Теоретически научно-педагогические практики представляют собой содержательную суть результатов профессиональной деятельности методиста-разработчика электронного образовательного ресурса или электронных средств учебного (образовательного) назначения, или учебно-методических материалов, или методических рекомендаций по использованию средств ИКТ в процессе обучения. Технологически научно-педагогические практики представляют собой содержательную суть составных элементов педагогических технологий или методик реализации результатов феномена конвергенции педагогической науки и ИКТ.

Методологически научно-педагогические практики представляют собой содержательную суть результатов феномена конвергенции педагогической науки и ИКТ. Теоретически научно-педагогические практики представляют собой содержательную суть результатов профессиональной деятельности методиста-разработчика электронного образовательного ресурса или электронных средств учебного (образовательного) назначения, или учебно-методических материалов, или методических рекомендаций по использованию средств ИКТ в процессе обучения. Технологически научно-педагогические практики представляют собой содержательную суть составных элементов педагогических технологий или методик реализации результатов феномена конвергенции педагогической науки и ИКТ2.

III. Информационно-образовательное пространство образовательной организации, которое определим в контексте смысловой сути философской категории «пространство» как:

А) форму существования и функционирования образовательной организации как материального объекта, имеющего свою структуру, профиль, кадровый состав, учебно-методическое, программно-аппаратное, информационно-методическое и пр. обеспечение образовательного процесса, которые находятся в постоянном изменении, взаимодействии, развитии; компонентов образовательной организации (структурных подразделений образовательной организации) как материальных объектов, находящихся во взаимодействии, взаимовлиянии и развитии; объектов (как материальных объектов), представляющих собой составные части учебно-методического, программно-аппаратного,

1 Роберт И.В. Информатизация образования как трансфер-интегративная область научного знания // Проблемы современного образования. 2010. - № 2. - С. 13-29.

2 Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. -№ 2 (32). - С. 64-76; Роберт И.В. Научно-педагогические практики как результат конвергенции педагогической науки и информационных и коммуникационных технологий // Педагогическая информатика. 2015. - № 3. - С. 27-41.

информационно-методического и пр. обеспечения образовательного процесса, в том числе, реализованных на базе ИКТ как аналоговой, так и цифровой формы реализации.

Б) условия осуществления образовательной деятельности субъектами образовательного процесса (с применением объектов), характеризующиеся наличием: материально-технической базы образовательной организации, в том числе программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения; информационно-методического обеспечения образовательного процесса (учебники, учебно-методические пособия, в том числе представленные в электронном виде; научно-педагогические, учебно-методические, инструктивно-организационные материалы, в том числе представленные в электронном виде; электронные издания образовательного назначения; интерактивный образовательный сетевой ресурс; средства обучения, в том числе функционирующие на базе ИКТ как аналоговой, так и цифровой формы реализации; комплекты «виртуальных» лабораторных работ; средства и устройства автоматизации управления учебным процессом и пр.); организационно-методической поддержки осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с использованием объектов.

В) форму организации образовательного процесса, обеспечивающую функционирование и развитие образовательной организации в соответствии с определенной концепцией и в зависимости от уровня материально-технической, информационно-методической и инструктивно-законодательной базы; учебно-информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса, участвующими в осуществлении информационной деятельности и информационного взаимодействия в условиях использования ими объектов; организационно-методическую поддержку осуществления субъектами образовательного процесса информационной деятельности и информационного взаимодействия.

Практической реализацией предлагаемого подхода является Матрица описания информационно-образовательного пространства образовательного учреждения, которая конкретизирует и описывает параметры субъектов и объектов информационно-образовательного пространства, а также образовательного процесса, протекающего в нем. Теоретическая значимость применения этой Матрицы состоит в установлении аксиоматики (теоретико-методические основания), описывающей развитие информационно-образовательного пространства; прогнозировании изменений позиций субъекта и объекта информационно-образовательного пространства, а также образовательного процесса с описанием модификации (по определенным параметрам). Практическая значимость применения Матрицы состоит в описании форм организации учебно-информационного взаимодействия и информационной деятельности субъектов, участвующих в образовательном процессе, при использовании объектов; выявлении параметров (например, администрацией образовательного учреждения) с последующим их описанием, характеризующих субъекты и объекты информационно-образовательного пространства и образовательный процесс, протекающий в нем, с последующим их позиционированием на основе установленного набора параметров, описывающих конкретный элемент1.

IV. Теоретико-методические основания обеспечения информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса. Под информационной безопасностью личности субъектов образовательного процесса будем понимать условия, при которых действие или бездействие по отношению к субъектам образовательного процесса со стороны внешних информационных источников не влекут за собой негативные последствия для физического и психического здоровья пользователя, связанные, во-первых, с воздействием информации, запрещенной законодательством, или агрессивной, нелегитимной, неэтичной информации, оскорбляющей моральные ценности пользователя, во-вторых, с использованием некачественной педагогической продукции, разработанной на базе ИКТ, не отвечающей педагогико-эргономическим требованиям, в-третьих, с потерей авторских прав разработчика на результаты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.

Востребованность теоретико-методологических аспектов обеспечения информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса базируется на выявлении содержательных позиций подготовки личности к противодействию негативным информационным воздействиям извне на основе развития способности личности к блокированию негативной информации, представляемой различными источниками, и к выявлению легитимности источника информации; формирования у обучающегося навыков критического мышления по отношению к воспринимаемой им информации; формирования многоаспектной компетентности обучающегося в области информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса. Востребованность методических аспектов обеспечения информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса основана на предоставляемом Пакете учебно-методических материалов по противодействию негативным информационным воздействиям в следующем составе: методические рекомендации по защите пользователя от негативного информационного воздействия извне; структура и содержание многоаспектной компетентности в области информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса (философско-методологический, психолого-педагогический, технологический аспекты)2.

1 Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. - М.: ИУО РАО, 2017. -

92 с.

Богатырева Ю.В., Козлов О.А., Поляков В.П., Привалов А.Н. Методическая система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационной безопасности: концепция // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография [под ред. О.А. Козырева]. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 27-7; Герова Н.В. Теоретические и методические основания непрерывной информационной подготовки студентов гуманитарных профилей по направлению педагогического образования. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2017. - 160 с.; Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. - № 2 (32). - С. 64-76; Роберт И.В. Дидактико-технологи-ческие парадигмы современного периода информатизации отечественного образования // Педагогическая информатика. 2017. -№ 3. - С. 63-78; Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. - М.: ИУО РАО, 2017. - 92 с.; Robert I.V., Polyakov V.P., Kozlov O.A. Information security of the personality of the subjects of the educational process // SHS Web of Conferences. 2018. - Vol. 55. - P. 03011. doi:10.1051/shsconf/20185503011

Описанные выше изменения в сфере образования периода цифровой парадигмы определенным образом влияют на базовую гуманитарно-ориентированную платформу, основанную на ценностях образования, расширяя ее в когнитивно-интеллектуальном направлении, а также в направлении сохранения психического и физического здоровья обучающегося в условиях непредсказуемости последствий информатизации, глобализации и технологизации современного образования. В свою очередь, фундаментальные и прикладные исследования, определяющие становление и развитие образования периода цифровой парадигмы, ориентированы, с одной стороны, на сохранение традиционных ценностей образования, а, с другой стороны, ответственны за их развитие и раскрытие адекватно состоянию научно-технологического прогресса и современному периоду цифровой трансформации образования.

Как известно, «ценность» (как положительная, так и отрицательная) субъективна и в широком смысле этого слова представляет собой значимость какого-то объекта для субъекта. В сознании индивидуума (субъекта) «ценность» рассматривается как фиксированная характеристика его отношения как субъекта к объекту окружающей его реальности. С поведенческой точки зрения понятие «ценность» у индивидуума проявляется в: конструкте его поведения; интерпретациях его предпочтений; идеалах значимости окружающих его объектов; принципах, моделирующих его поведение; ориентирах при поиске блага в любых аспектах, в том числе и абстрактных.

В современной аксиологии (философия ценностей) «ценность» - это социокультурное значение предметов, процессов, явлений для индивидуума в конкретный исторический период развития общества, в котором он существует. В качестве философской категории «ценность» рассматривается как социально-обусловленное значение духовных, моральных, интеллектуальных, материальных явлений, которые определяют смысл жизнедеятельности человека в социуме и всего общества в целом. С точки зрения психологического понятия «система ценностей» подразумевает некий континуум (как непрерывную совокупность), который индивидуум считает необходимым для себя и своей жизнедеятельности в социуме. В экономике под «ценностью» понимают основные характеристики продукта или услуги, которые индивидуум желает приобрести.

Рассматривая эти определения, следует констатировать «размытость» (если не сказать разночтение) содержательной основы понятия «ценность», что определяет неоднозначность трактовки этого термина. При этом следует отметить, что предметные и субъективные ценности - это две диаметрально противоположные позиции ценностного отношения индивидуума к реальной действительности. Как следствие этого в XXI веке вступают в противоречие экономические и философско-психологические подходы к понятию «ценностные ориентации» как основополагающие элементы внутренней структуры личности человека. Кроме того, ни для кого не является секретом тот факт, что общество потребления породило конфликт ценностей в экономической и философско-психологической трактовке «ценностные ориентации» человека как представителя конкретного социума. Это вызвано противопоставлением ценностей общества потребления, декларирующих приоритет материальных благ, финансовых накоплений и получения жизненных удовольствий, иным ценностям, декларирующим приоритет духовного и интеллектуального развития индивидуума, сохранения природы, сопереживания и сочувствия ближнему, прославления красоты и любви в самом широком смысле этих слов.

Переходя к общепринятым взглядам на ценности образования, отметим, что это, как известно, нравственные социальные и личностные нормы и принципы, которые для обучающегося обладают значимостью, выполняя регуля-торную функцию при его выборе жизненных ориентиров и приоритетов, которые определяет сам индивидуум для обеспечения полноты своего физического, социального и культурного личностного бытия.

Современный период цифровой трансформации образования вносит существенные коррективы в содержательную основу словосочетания «ценности образования» в связи с рядом существенных обстоятельств. Это, во-первых, возникшее в нашем веке достаточно жесткое противоречие между философско-психологическими ценностями, традиционно гуманитарно-ориентированными в области образования, и финансово-экономическими, ориентированными на приобретение и приумножение финансовой прибыли и материальных ценностей, на получение удовольствий от своей жизнедеятельности. Во-вторых, это возрастание значимости морально-этических, социальных и национально-культурных ценностей как противовес преобладанию материальных ценностей общества потребления. В-третьих, это необходимость предотвращения возможных негативных последствий для психического и физического здоровья обучающихся, использующих цифровые технологии в образовательных целях. В-четвертых, это обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса в условиях активного использования информационного ресурса Интернета и сетевого взаимодействия. В-пятых, это возрастание значимости интеллектуальных профессий в современном обществе в связи с активизацией научно-технологического прогресса и приоритетностью интеллектуализации образовательной деятельности. В-шестых, это конвергенция педагогической науки и цифровых технологий, проявляющаяся в тенденции совпадения, сходства, взаимного переноса характерных черт педагогической науки и цифровых технологий, а также совпадения методов цифровых технологий с методами обучения и их взаимного влияния друг на друга.

Учитывая вышеизложенное, в период цифровой трансформации образовании введем понятие «ценности образования периода цифровой парадигмы», учитывая тот факт, что ценность - это фиксированная в сознании индивидуума характеристика его отношения к объектам окружающей его действительности, конструирующая его внутренний мир как уникально-субъективный, а содержание формируемых у индивидуума ценностей образования периода цифровой парадигмы - это описание значимых для индивидуума представлений, идей, норм, принципов, присвоенных им в результате образования, которые он реализует при выборе жизненных ориентиров и приоритетов, задаваемых им самим.

Представим ценностные ориентиры развития образования периода цифровой парадигмы и краткое описание их содержания.

- Когнитивно-интеллектуальные: значимость и приоритетность для индивидуума познавательных аспектов восприятия окружающей реальности при интеллектуализации процессов осуществления образовательной, учебно -экспериментальной, научно-исследовательской деятельности, связанной с познанием сути изучаемых явлений, процессов, ситуаций, объектов определенной научной или изучаемой предметной области (предметных областей), в частности, представленной виртуально.

- Конвергентные: значимость для индивидуума обучения по педагогико-технологическим и учебно-методическим материалам, обеспечивающим совпадение методов обучения с методами цифровых технологий, или реализующим взаимный перенос характерных черт образовательных технологий и цифровых технологий.

- Философско-психологические: значимость и приоритетность для обучающегося принятых в российском социуме (обществе) гуманитарно-ориентированных духовных (духовное развитие индивидуума), философских (осознание различных философских идей), психологических (применение различных психолого-педагогических теорий и практик), общекультурных (признание и соблюдение российских культурных традиций) подходов к восприятию окружающей действительности.

- Национально-этнические: приоритетность для обучающегося чувства уважения к истории своего отечества, любви к родине, патриотизма, гражданственности, долга, независимости, справедливости, национальных традиций при принятии им решений в своей жизнедеятельности в информационном обществе массовой коммуникации и глобализации.

- Социальные (морально-этические): значимость и приоритетность для индивидуума соблюдения принятых в конкретном социуме морали, честности, порядочности, этики, сочувствия, уважения в отношениях между людьми.

- Культурно-эстетические: значимость для индивидуума традиций красоты, гармонии, любви (в самом широком смысле этого слова), верности, дружбы при восприятии различных аспектов окружающей действительности.

- Здоровьесберегающие: обязательность (в условиях использования цифровых технологий) для обучающегося соблюдения психолого-педагогических, санитарно-гигиенических и технических требований при осуществлении учебной деятельности в том числе в информационно-образовательной среде.

- Информационная безопасность личности: обязательность для обучающегося в условиях использования ИКТ блокировать информацию, запрещенную российским законодательством; неэтичную информацию, оскорбляющую моральные ценности и традиционные представления россиян об информационных взаимоотношениях с окружающими людьми; агрессивную информацию; нелегитимную информацию; информацию, унижающую или оскорбляющую человеческое достоинство1.

В контексте вышеизложенного сохранение и развитие ценностей отечественного образования в условиях цифровой парадигмы осуществимо при совершенствовании теоретико-методологической и фундаментально-прикладной базы развития образования в условиях активного и систематического использования цифровых технологий в образовательных целях. Создание такой теоретико-методологической фундаментально-прикладной базы развития образования, осуществимо в рамках фундаментальных и прикладных научных исследований в области развития образования в условиях его цифровой трансформации в контексте формируемых у индивидуума ценностей образования периода цифровой парадигмы.

Остановимся на кратком описании основных фундаментальных и прикладных научных исследований в области развития образования в условиях цифровой парадигмы, с учетом формируемых у индивидуума ценностей образования в условиях активного и систематического использования ими цифровых технологий в образовательных целях.

1). Методология проектирования и реализации конвергентных педагогико-технологических исследований в области создания и функционирования высокотехнологичной цифровой информационно-образовательной среды. Это направление предполагает организацию информационного взаимодействия (в том числе в режиме реального времени) между субъектами образовательного процесса с цифровым контентом в контексте гуманитарно-ориентированных философских, психологических и общекультурных аспектов восприятия обучающимся виртуальных экранных объектов, процессов; формирование научно-методического обеспечения информационного взаимодействия как между субъектами образовательного процесса, так и с виртуальными объектами, в том числе и при виртуальном участии пользователя в процессах, сюжетах определенной предметной области; выявление социально-психологических, педагогико-эргономических и технологических предпосылок адаптации компонентов среды к используемым средствам и устройствам, функционирующим на базе систем искусственного интеллекта, робототехнических устройств и другого высокотехнологичного оборудования в условиях сохранения здоровья и информационной безопасности личности пользователя.

2). Подготовка субъектов образовательного процесса в области информационной безопасности личности при соблюдении психолого-педагогических, санитарно-гигиенических и технических требований к осуществлению учебной деятельности в условиях использования высокотехнологичного оборудования. Это направление предполагает создание теоретико-методологического обеспечения формирования у обучающегося поведенческих алгоритмов, механизмов и средств, обеспечивающих блокировку самим индивидуумом информации, запрещенной законодательством, агрессивной, неэтичной, оскорбляющей морально-этические и традиционные ценности в отношениях между людьми, принятых в конкретном социуме, в условиях использования информационного ресурса Интернета; разработку психолого-

1 Роберт И.В. Аксиологический подход к развитию образования в условиях цифровой парадигмы // Педагогическая информатика. 2020. - № 2. - С. 89-113; Роберт И.В. Аксиологический подход к прогнозу развития образования в условиях цифровой парадигмы // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании: коллективная монография / Авторы составители: М.Н. Стризаов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. - М.: Экон-Информ, 2020. - С. 47-73.

педагогических комплексных методик формирования устойчивых состояний личности как социального субъекта, способного к активному противодействию негативным информационно-агрессивным воздействиям извне в условиях использования информационного ресурса Интернета; создание учебно-методического обеспечения подготовки, в том числе компетенций (философско-методологические, медико-психологические, социально-педагогические технологические аспекты) в области информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.

3). Педагогико-технологические основания разработки интеллектуальных информационных систем образовательного назначения, ориентированных на реализацию «встраиваемых» технологий (обработки, продуцирования информации; поисковых; моделеформирующих; имитационных; аддитивных), и создания методических подходов к их использованию. Это направление предполагает создание научно-педагогических оснований разработки средств и систем, обеспечивающих осуществление обучающимся образовательной, экспериментальной, научно-исследовательской деятельности, ориентированной на познание сути изучаемых явлений, процессов, объектов определенной научной или предметной области; определение теоретико-методологических подходов к разработке информационных систем, реализованных на базе цифровых технологий, обеспечивающих: имитацию реальных объектов или процессов, поддающихся моделеописанию, а также динамики их развития с возможностью анализа больших данных и прогноза тенденций их изменения в условиях обмена информацией (данными параметров, визуальными образами, символами); имитацию информационного взаимодействия с виртуальными объектами с возможностью привлечения информации из аккумулированного опыта осуществления деятельности (учебной, профессиональной); информационное взаимодействие с виртуальными объектами процессами, представленными на экране, определенной предметной области адекватно ее закономерностям.

4). Актуализация содержания предметной области «Информатика» основной школы в условиях научно-технологического прогресса периода цифровых технологий. Это направление предполагает совершенствование фундаментальной составляющей содержания адекватно современному уровню развития науки информатики и представлениям об информации как о философской категории в условиях использования постоянно развивающихся цифровых технологий и их внедрения во все сферы жизнедеятельности современного общества; совершенствование технологической составляющей адекватно современным достижениям в области искусственного интеллекта, робототехники, облачных технологий, технологий «Дополненная реальность», «Виртуальная реальность» и их реализации в целях интеллектуализации учебной деятельности; формирование условий и мер по предупреждению возможных рисков для обучающихся, возникающих при активном и систематическом использовании ими цифровых технологий в образовательных целях, а также по сохранению здоровья пользователя и информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса, а также по реализации организационно-методических подходов к их осуществлению1.

1 Герова Н.В. Теоретические и методические основания непрерывной информационной подготовки студентов гуманитарных профилей по направлению педагогического образования. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2017. - 160 с.; Карпенко О.М. Распределенный мега-университет в современной образовательной системе: монография / Под ред. И.В. Проскуровой. - М.: СГА, 2011. - С. 143; Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты информатизации образования. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИУО РАО, 2017. - 168 с.; Роберт И.В. Современное состояние и проблемы развития фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации образования // Человек и образование. 2017. - № 2. - С. 165-174; Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А. Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. -№ 3 (37). - С. 58-71; Роберт И.В. Основные направления фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации отечественного образования // Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Ч. 1 / Под науч. ред. Я.А. Ваграменко, М.П. Карпенко. - М.: Изд-во СГУ, 2017. - С. 27-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.