Цифровая трансформация образования: системы управления проектами
Анализируются вопросы, связанные с формированием устойчивой цифровой зрелости у педагогов и обучающихся посредством применения современных цифровых технологий (платформ и инструментов) в качестве активных инструментов — помощников в сфере управления профессиональным образовательным проектом. Проведен краткий обзор современных цифровых платформ и инструментов. УДК статьи 37:004.9
А.Л. Синицына1
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (ФГБОУ ВО МИИГАиК), канд. экон. наук, доцент
Ю.М. Ниязова1
ФГБОУ ВО МИИГАиК, канд. экон. наук, доцент
рамках Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [1], выполнения Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2] и в соответствии с ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3] в России проводится активная цифровая трансформация и информатизация образования. Основным вызовом становится получение комплексных профессиональных компетенций, умений и навыков педагогами и повышение цифровой зрелости в сфере систем управления профессиональным образовательным проектом в условиях цифровой трансформации образования.
В Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК) данный вызов рассмотрен как с точки зрения системы управления учебно-образовательными проектами в призме цифровой трансформации образования, так и с позиции применения современных цифровых технологий и инструментов управления учебно-образовательными проектами: теория и практика; воз-
можности современных комплексных систем управления учебными и образовательными проектами.
Целью исследования является разработка эффективной комплексной методологии управления профессиональными образовательными проектами в условиях цифровой трансформации образования. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: создание методики формирования у педагогов комплексных профессиональных компетенций, навыков и умений в области управления профессиональным образовательным проектом; создание методики активного применения современных цифровых платформ (инструментов и/или систем) управления профессиональными проектами в профессиональной учебно-образовательной деятельности; создание эффективной методики использования и активного применения современных цифровых платформ (инструментов и/или систем) в профессиональной учебно-образовательной деятельности для визуализации, анализа, систематизации и повышения качества учебно-педагогической профессиональной деятельности (см. рис. 1).
профессиональный образовательный проект, современные технологии и инструменты, цифровая зрелость
Рис. 1. Комплексная методология управления профессиональными образовательными проектами в условиях цифровой трансформации образования [A comprehensive methodology for managing professional educational projects in the context of digital transformation of education]
Проект УОПП
Проект выполнен в срок
Проект выполнен в рамках бюджета
Повысился рейтинг учебно-образовательного учреждения
Участники проекта приобрели важные компетенции
Проект соответствует стратегии развития образовательно-учебного заведения
Рис. 2. Критерии УОПП [TEPP criteria]
Инициация. Стадия процесса управления учебно-образовательным проектом, результатом которой является санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла
Планирование. Непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей учебно-образовательного проекта с учетом складывающейся обстановки
Организация и контроль выполнения.
Стадия процесса управления учебно-образовательным проектом, на которой осуществляется организация выполнения включенных в план проекта работ и контроль их выполнения с помощью соответствующих систем учета и отчетности
Анализ и регулирование выполнения.
Стадия процесса управления учебно-образовательным проектом, на которой осуществляется: сравнение фактического выполнения с запланированным, анализ отклонений, прогноз их влияния на конечные результаты и оценка возможных корректирующих действий
Закрытие. Стадия процесса управления учебно-образовательным проектом, результатом которой является подтверждение и документальное оформление завершения всех работ проекта и окончательное разрешение всех спорных вопросов
Рис. 3. Основные стадии управления УОПП [The main stages of TEPP management]
Рис. 4. Методика формирования опроса «Ключевые компетенции руководителя проекта» на базе платформ Yandex Forms и Google Forms [Methodology for the formation of the survey Key competencies of the project manager based on Yandex Forms and Google Forms platforms]
Исследование системы управления учебно-образовательными профессиональными проектами в призме цифровой трансформации образования проводилось на базе кафедры экономики МИИГАиК в течение нескольких лет с учетом читаемых профессорско-преподавательским составом дисциплин (управление проектами, экономика и менеджмент, экономика и управление проектами, организация производства и проектная деятельность и т.д.) для разных уровней обучающихся: бакалавров, специалитета, профперепод-готовки, магистров, повышения квалификации, а также профессиональных проектов «Университетская среда для учителей», «Университетские смены» и т.д. Было определено, что учебно-образовательный профессиональный проект (УОПП) — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени: от одного занятия до нескольких месяцев.
Особенностями УОПП в условиях цифровой трансформации являются: цель, соответствующая результату, уникальность/новизна/креативность/ творчество; ограничения (время, финансы, ресурсы, технология, география и т.п.); жизненный цикл. Целью учебно-образовательного профессионального проекта в условиях цифровой трансформации образования является реализация государственных и общественных интересов в области образования, приводящих к экономическим, научно-техническим, социальным результатам. УОПП может охватывать разные сферы деятельности: от политической и законотворческой до маркетинговой, управленческой и обучающей, а по масштабу — от локального уровня образовательной организации до международного. Критерии успеха и неудачи УОПП в условиях цифровой трансформации — совокупность показателей, которые дают возможность судить об успешности проекта (см. рис. 2.).
Для эффективного управления УОПП в условиях цифровой транс-
формации важно учитывать пять основных стадий проекта: инициация, планирование, организация и контроль выполнения, анализ и регулирование выполнения, его закрытие (см. рис. 3).
Оценка качества (уровень профессиональной подготовки) и количества стейкхолдеров УОПП в условиях цифровой трансформации образования важны и обязательны еще на уровне подготовки проекта, и ее легко осуществить на базе платформ Yandex Forms или Google Forms. Также по завершении УОПП рекомендуется провести повторную оценку стейкхолдеров проекта и сравнить плановые (первоначальные) и фактические показатели.
Выбор руководителя УОПП в условиях цифровой трансформации образования — еще один важный критерий успешности и эффективности УОПП. Нами была разработана методика формирования опроса «Ключевые компетенции руководителя проекта» на базе платформ Yandex Forms и Google Forms (см. рис. 4).
Исследование современных цифровых технологий и инструментов управления учебно-образовательными проектами1 в области теории и практики, а также возможностей современных комплексных систем управления учебными и образовательными проектами было проведено в рамках учеб-
1 https://ru.yougile.com/; https://trello. com/ru; https://www.bitrix24.ru/; https:// pyrus.com/ru; https://www.atlassian. com/ru/software/jira; https://todoist.com/ ru; https://worksection.com/; https:// www.jetbrains.com/ru-ru/youtrack/; www.alt-invest.ru; www.expert-systems. ru; https://a2b.su/; https://megaplan.ru/; https://asana.com/; https://clickup.com/; https://planfix.ru/
Таблица 1
Современные цифровые технологии для применения в УОПП в условиях цифровой трансформации [Modern digital technologies for use in TEPP in the context of digital transformation]
Траектории цифровой трансформации [Trajectories of digital transformation] Современные цифровые технологии [Modern digital technologies]
Образовательная траектория Современные образовательные цифровые технологии
Информационная траектория Современные информационные цифровые технологии
«Сквозная» траектория Современные «сквозные» цифровые технологии
Таблица 2
Современные «сквозные» цифровые технологии для управления УОПП [Modern end-to-end digital technologies for managing TEPP]
«Оквозная» цифровая технология [End-to-end digital technology] Преимущества применения [Application advantages]
Битрикс24 ► для контроля задач и рабочего времени: в модуле «проекты и задачи» легко ставить задачи себе и коллегам, работать совместно над одним проектом ► для организации рабочих групп и планерок ► для совместного доступа к файлам: в Битрикс24 есть облачное хранилище рабочих документов ► для повышения квалификации сотрудников: можно проводить онлайн-тестирование и хранить базу знаний в wiki-справочнике ► для эффективной коммуникации между администрацией, педагогами, обучающимися: единый мессенджер для организации, закрытые чаты, открытые каналы ► для автоматизации документооборота (отпуск, выплаты, заказ справок, оформление командировок и т.п.) ► для публикации нормативных документов ► для организации учебных чатов студентов с преподавателями ► для создания личных кабинетов
Asana ► данная платформа позволяет комфортно работать над учебно-образовательными проектами по группам, а также организовать работу коллектива учебного учреждения в общем образовательном пространстве
Pyrus ► Pyrus — это коммуникационная low-code платформа для управления задачами и бизнес-процессами. Low-code платформа (low-code application platform) — платформа для разработки программного обеспечения и приложений с низким написанием кода, предполагающая использование инструментов визуального моделирования. Создание процессов осуществляется с помощью функции drag-and-drop, то есть путем перетаскивания графических элементов, доступных для понимания практически любому пользователю
Альт-Инвест ► эта платформа интересна для учебно-образовательных учреждений с ориентацией на экономическую сферу или для расчета экономических аспектов деятельности учебно-образовательного учреждения, а также реализации образовательных бизнес-проектов и разработок
YouGile ► платформа использует успешный инструмент для наглядного ведения проектов — это Agile-доска ► принцип наглядных, понятных каждому сотруднику досок — основной в YouGile
Рис. 5. Учебно-образовательное пространство МИИГАиК на базе Битрикс24 [Training-educational space of MIIGAiK based on Bitrix24]
справка
Можно выделить порядка десяти комфортных и современных комплексных систем управления учебными и образовательными проектами с целью повышения эффективности работы учебно-образовательного учреждения (Битрикс24, Asana, Pyrus, ToDoist, YouTrack, YouGile, Альт-Инвест и т.д.) и порядка пяти удобных, простых в применении и высоких по эффективности платформ для «точечного» управления (решения конкретных задач и вопросов) современными цифровыми инструментами (Google Forms, Yandex Forms, Excel, электронные доски Jamboard и Miro)
Статья поступила в редакцию 10.01.2024
но-ознакомительных практик кафедры экономики МИИГАиК и проектов «Университетская среда для учителей» и «Университетские смены».
Современные цифровые технологии для применения в УОПП в условиях цифровой трансформации представлены в табл. 1. Их можно классифицировать на:
► коммуникационные (работа в парах, в команде, формулирование целей обучения — Yandex.Телемост, Skype, Zoom и т.д.). Применяются при дистанционном обучении для всех категорий участников УОПП;
► технологии рецензирования в группах. Используются при дистанционном обучении для проведения вебинаров и семинаров в активной форме (получения активных навыков): Google Jamboard, Miro, Padlet и т.д.
Современные информационные технологии — сервисы и официальный сайт Росреестра, Федеральной налоговой службы, Росстата и т.д.
Современные «сквозные» цифровые технологии для управления УОПП — Битрикс24, Pyrus, Asana,
YouGile, YouTrack. Авторы акцентируют внимание на основных (см. табл. 2) и дают рекомендации по их эффективному применению для УОПП.
Для удобства работы с современными «сквозными» цифровыми технологиями нами были созданы учебно-образовательные общедоступные пространства для реализации УОПП в рамках цифровой трансформации образования (рис. 5).
Таким образом, можно резюмировать, что особенностями управления учебно-образовательным профессиональным проектом в системе цифровой трансформации образования являются: необходимость обеспечить каждому обучающемуся самые современные и эффективные условия и механизмы для получения доступного качественного образования; наличие и качество цифровой инфраструктуры (компьютеры, цифровые доски, интернет и др.), актуальные и регулярные сведения о том, как она используется, как меняются при этом учебный и воспитательный процессы, механизмы управления учебно-образовательным учреждением; качество и доступность внешних по отношению к образовательной среде образовательных сервисов и порталов, включая их финансовую доступность, качество контента, функциональные возможности; развитие и распространение организационно-управленческих инноваций в сфере коммуникаций и взаимосвязей с применением современных цифровых технологий; профессиональное развитие педагогических программных средств в области цифровых технологий и формирование цифровых компетенций. ■
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2021 № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования»; https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/ (дата обращения: 11.12.2023).
2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения: 11.12.2023).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения: 11.12.2023).
4. Российские школы через призму мониторинга цифровой трансформации образования (анализ различительных возможностей инструмента) / Авт. коллектив: И.В. Дворецкая, Т.А. Мерцалова. — М.: НИУ ВШЭ, 2020; https://ioe.hse.ru/mirror/ pubs/share/395153692.pdf.
5. Гниненко Е.В. и др. Проектная деятельность. — М.: МИИГАиК, 2022.
6. Гниненко Е.В., Кувекина О.А., Синицына А.Л. Основы проектной деятельности. — М.: МИИГАиК, 2023.
Kompetentnost / Competency (Russia) 3/2024
ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-3-05-09
Digital Transformation of Education. Project Management Systems
A.L. Sinitsyna1, FSBEI HE Moscow State University of Geodesy and Cartography (FSBEI HE MIIGAiK), Assoc. Prof. PhD (Ec.) Yu^. Niyazova1, FSBEI HE MIIGAiK, Assoc. Prof. PhD (Ec.)
1 Moscow, Russia
Citation: Sinitsyna A.L., Niyazova Yu.M. Digital Transformation of Education. Project Management Systems, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2024, no. 3, pp. 5-9.
The article examines and analyzes the issue of the digital transformation of education in Russia, the need to develop sustainable digital maturity among teachers and students through the use of modern digital technologies (platforms and tools) as active assistant tools in the management of a professional educational project. A brief overview of modern digital platforms and tools (Bitrix24, A2B, Miro, Asana, YouGile, YouTrack, etc.) for managing a professional educational project in the context of digital transformation is provided. The educational survey was conducted and summarized on the basis of Yandex Forms. Proposals and recommendations for improving the management system of a professional educational project in the context of the digital transformation of education are formulated.
1. RF Government Decree of 21.12.2021 N 3759-r On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education; https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/ (acc.: 11.12.2023).
2. RF President Order of 21.07.2020 N 474 On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030; https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (acc.: 11.12.2023).
3. RF Federal Law of 27.07.2006 N 149-FZ On information, information technologies and information protection; https://base.garant. ru/12148555/ (acc.: 11.12.2023).
4. Dvoretskaya I.V., Mertsalova T.A. Russian schools through the prism of monitoring the digital transformation of education (analysis of the distinctive capabilities of the tool), Moscow, NIU VShE, 2020, 36 P.; https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/395153692.pdf.
5. Gninenko E.V., etc. Project activity, Moscow, MIIGAiK, 2022, 32 P.
6. Gninenko E.V., Kuvekina O.A., Sinitsyna A.L. Fundamentals of project activity, Moscow, MIIGAiK, 2023, 40 P.
НОВАЯ КНИГА
Мерецков О.В.
Рекомендации по разработке авторских материалов для применения в электронном обучении
Методическое пособие. — М.: АСМС, 2023
В пособии рассмотрены технические, методические и правовые аспекты подготовки авторских материалов с целью последующего создания на их основе цифрового образовательного контента профессиональными коллективами разработчиков. Даются практические рекомендации по организации взаимодействия с авторами в составе коллектива разработчиков, составлению паспорта программы изучения электронного учебного курса, сценария работы диалогового тренажера, контрольно-измерительных материалов для компьютерного тестирования, съемке видеолекций. Издание адресовано педагогам системы ДПО, преподавателям и методистам системы образования всех уровней, специалистам центров компьютерного и дистанционного обучения, студентам педагогического профиля.
DOI: 10.24412/1993-8780-2024-3-05-09
key words
professional educational project, modern technologies and tools, digital maturity
References
По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: info@asms.ru