«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал
2023, №4, часть 1 ISSN 2078-9661
УДК 658.562
Калашникова С.П., Добрин К.Ю.
Поволжский институт управления им. Столыпина П.А. - филиал РАНХиГС, Саратов, Россия
Цифровая трансформация менеджмента качества в современных условиях
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с феноменом цифровизации, ее роли в современном обществе. Адаптация системы менеджмента качества к современным реалиям в период цифровой трансформации представляется очень важной и сложной задачей для организаций всех типов и форм собственности. В России сложились условия для цифровой трансформации и она входит в первую пятерку стран мира по темпам роста цифровизации. На повестку дня выходят такие понятия, как цифровое лидерство и цифровые компетенции. Цифровая трансформация позволяет автоматизировать еще большее количество областей деятельности каждого предприятия или организации, куда входят и вопросы менеджмента качества. Ожидаемыми результатами цифровой трансформации в этой сфере являются: улучшение качества продукта или услуги; соответствие требованиям нормативных документов, системы принятия решений на основе своевременной, полной и достоверной информации; повышение эффективности деятельности при одновременном снижении издержек, риска и брака. Ключевые слова: цифровизация; цифровая экономика; цифровая организация; цифровая трансформация; менеджмент качества; цифровое лидерство.
Kalashnikova S.P., Dobrin K.Y. Digital transformation of quality management in modern
conditions
Abstract: the article discusses issues related to the phenomenon of digitalization, its role in modern society. The quality management system adaption to modern realities in the period of digital transformation seems to be a very important and difficult task for organizations of all types and forms of ownership. The conditions for digital transformation have developed in Russia. It is already among the top five countries in the world in terms of digitalization growth rates. Concepts such as digital leadership and digital competencies are on the agenda. It should be noted that digital transformation makes it possible to automate an even greater number of areas of activity of each enterprise or organization. Quality management issues come to the fore. The expected results of digital transformation in this area are: improvement of the quality of a product or service; compliance with the requirements of regulatory documents, decision-making systems based on timely, complete and reliable information; increased efficiency while reducing costs, risk and defects.
Keywords: digitalization; digital economy; digital organization; digital transformation; quality management; digital leadership.
В конце XX века, а точнее в 1980-х гг. начался переход от концепции тотального управления качеством, заявленной еще в середине 50-х годов, к тотальному менеджменту качества (TQM - «Total Quality Management»). В эти годы выходят две широко известные работы Э. Деминга: «Выход из кризиса» и «Качество, производительность и конкурентоспособность», где
«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал
2023, №4, часть 1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661
автор приводит 14-ть принципов, положенных в основу теории всеобщего качества. В это время появилась и серия новых международных стандартов серии ИСО 9000 (1987 г.), оказавших влияние на развитие менеджмента и обеспечение качества.
Необходимо сказать, что система менеджмента качества является важнейшим элементом эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации любого типа, которая развивается и трансформируется в зависимости от доступных средств и технологий, способствующих выпуску качественного продукта, либо услуги. Она является комплексной и ориентирована на постоянное улучшение и минимизацию производственных затрат. Здесь используются коллективные формы и методы поиска, анализа и решения проблем, делается акцент на человеческий фактор и обучение персонала в течение всего периода трудовой деятельности.
Однако, начиная примерно с середины 10-х годов XXI века начинается новейший период в истории развития организации и совершенствования ее системы управления - активно идут процессы новой технологической революции - цифровой трансформации. Она предполагает коренное преобразование - внедрение новейших цифровых технологий во все бизнес-процессы компании и перевод ручных операций управления качеством в цифровой вид. На смену технологиям, подразумевающим человеческое управление, внедряют технологии искусственного интеллекта и машинного управления - облачные решения, интернет вещей (1оТ), машинное обучение, прогнозная аналитика, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность и т.п.
Отметим, что цифровая трансформация экономики России в условиях глобализации экономики и появления новых информационных технологий становится объективной необходимостью. Согласно статистическим данным, Россия входит в пятерку стран с лучшими темпами роста цифровизации [1, с.34]. Последняя подразумевает работу с информацией в цифровом виде, как результат - существенное снижение издержек и открытие новых возможностей для технологического, экономического и социального развития общества. [2]. «Цифровизацию» в экономическом ракурсе можно рассматривать как драйвер повышения удовлетворенности потребителя и заинтересованных лиц за счет эффективности производства и повышения качества продукции и услуг в результате применения современных цифровых технологий. В этой связи, цифровая организация -это организация, использующая современные информационные технологии для создания конкурентных преимуществ, охватывая все бизнес-процессы: производство, маркетинг и взаимодействие с клиентами и заинтересованными сторонами и др. [3].
«Гуманитарный научный журнал»
2023, №4, часть 1
Электронный научный журнал ISSN 2078-9661
Что касается правовой базы, то на сегодняшний день в Российской Федерации, в соответствии с Указами Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [4], №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [5], постановлением Правительства РФ от 02.03.2019 №234 «О системе управления реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [6], № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [7] выбран и рекомендован вектор развития и трансформации финансово-хозяйственной деятельности любой организации вне зависимости от формы собственности - это проведение в организациях цифровой трансформации.
Непосредственно с категорией «цифровизация» связана категория «цифровая экономика», которая может быть определена как стадия или фаза развития национальной экономики при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу [8]. К ее отличительным особенностям можно отнести: практически полную интернетизацию населения [9]; внедрение электронных систем учета; внедрение и масштабирование электронного документооборота; использование электронных хранилищ данных; развитие электронных платежных систем в рамках электронной коммерции [10].
Известно, что главным элементом предприятия является персонал и мероприятия по «цифровизации» невозможно реализовать без участия человека. По нашему мнению, главным барьером «цифровизации» на начальном этапе является противостояние персонала к изменениям. Цифровое лидерство предполагает выявление таких лидеров на всех иерархических уровнях, так как для проведения успешной «цифровизации» необходимо:
- понимание, зачем компании нужна цифровизация, что она дает, какие выгоды и преимущества получает организация;
- готовность компании и сотрудников проводить изменения процессов;
- желание и стремление обучаться, приобретать новые знания;
- ориентация на потребности (внутренних) клиентов с точки зрения применения цифровых решений.
В заключении отметим, что цифровая трансформация организации невозможна без агентов изменений. Главным агентом изменений является потребитель и заинтересованные стороны, у которых постоянно обновляется положительный потребительский опыт, расширяется спектр разнообразия интересов и потребностей, повышается требовательность к их удовлетворению. В совокупности внешних факторов, оказываемых
«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал
2023, №4, часть 1 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661
влияние на организацию, это послужит драйвером трансформации менеджмента качества.
Трансформация будет ориентирована на применение современных цифровых технологий, таких как облачные и нейролингвистические технологии, блокчейн, технологии искусственного интеллекта, интернета вещей и т. п., опираясь на ключевые принципы и подходы к менеджменту качества, что и сделает организацию «цифровой».
В перспективе цифровая трансформация позволит автоматизировать еще большее количество областей деятельности каждого предприятия или организации. Ожидаемыми результатами цифровой трансформации в этой сфере являются улучшение качества продукта или услуги, соответствие требованиям нормативных документов, принятия решений на основе максимально достоверной и полной информации, повышение эффективности деятельности при одновременном снижении риска и брака.
Библиографический список
1. Глухова М.И., Исламова Г.И., Вагин Д.Ю., Синева Н.Л. Совершенствование инновационной деятельности промышленного предприятия. - Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 4-2. С. 31-36.
2. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе [Электронный ресурс]. URL: http://Medium.comCEMI-RAS. Ноябрь, № 11. 2017.
3. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс]. URL: http://www.mckinsey.com/global-locations/europe- andmiddleeast/russia/ru/our-work/mckinsey-digital
4. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 №203// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017.- №20. - Ст.2901.
5. Указ Президента РФ №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Режим доступа: www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
6. Постановление Правительства РФ «О системе управления реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 02.03.2019г. №234 - Текст : электронный // Консультант Плюс : справочно-правовая система.- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319701/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9 cf4994ee5633b/.
7. Указ Президента РФ № 474 от 21.07. 2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
8. Буторина О.В., Третьякова Е.А. Методика. Анализа информационно-инновационно-технологического цикла на уровне региональных экономических систем // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2019. Том 14. No2. С. 289-312.
9. Нуреев Р.М., Карапаев О.В. Три этапа становления цифровой экономики // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики), 2019. Том 10. №2.
2023, №4, часть 1
«Гуманитарный научный журнал»
Электронный научный журнал
ISSN 2078-9661
10. Ильина К.В. Влияние процессов цифровизации и глобализации на экономические циклы // Известия СПбГЭУ. 2019. №3 (117). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-protsessov-tsifrovizatsii-i-globalizatsii-na-ekonomicheskie-tsikly
Информация об авторах:
Калашникова Светлана Павловна, доцент кафедры менеджмента организации ПИУ им. П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС, доцент кафедры менеджмента и маркетинга СГУ им. Н.Г. Чернышевского, кандидат экономических наук, доцент, Саратов, Россия
Добрин Кирилл Юрьевич, доцент кафедры менеджмента организации ПИУ им. П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук, доцент, Саратов, Россия Information about authors:
Kalashnikova Svetlana Pavlovna, Associate Professor of the Organizations Management Department of Volga Region Institute of Management named after. P.A. Stolypin - branch of RANEPA, associate professor of the department of management and marketing of SSU named after. N.G. Chernyshevsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Saratov, Russia Dobrin Kirill Yuryevich, Associate Professor the Organizations Management Department of Volga Region Institute of Management named after. P.A. Stolypin - branch of RANEPA, candidate of sociological sciences, associate professor, Saratov, Russia