Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация / налогообложение / личный кабинет налогоплательщика / искусственный интеллект / взыскание налогов / digital transformation / taxation / taxpayer's personal account / artificial intelligence / tax collection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондрашова Анастасия Дмитриевна, Круглова Юлия Борисовна

Статья посвящена цифровой трансформации механизмов налогообложения. Основной акцент сделан на цифровизации налогообложения, внедрении личного кабинета налогоплательщика и перспективах использования искусственного интеллекта в данной области. Авторы обсуждают преимущества и вызовы, связанные с внедрением цифровых технологий, а также рассматривают правовые аспекты этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF TAX PAYMENT AND COLLECTION MECHANISMS

The article is dedicated to the digital transformation of tax payment and collection mechanisms. The main focus is on the digitization of taxation, the implementation of the taxpayer's personal account, and the prospects of utilizing artificial intelligence in this field. The authors discuss the advantages and challenges associated with the implementation of digital technologies, as well as examine the legal aspects of this process.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

УДК 342.743+336.22+336.02

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Кондрашова Анастасия Дмитриевна

магистрант,

ФГБОУ ВО « Ульяновский государственный университет»,

Ульяновск, Россия E-mail: ya.n792@yandex.ru

Научный руководитель: Круглова Юлия Борисовна

к. ю. н., доцент кафедры государственного и административного права, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»,

Ульяновск, Россия E-mail: ya.n792@yandex.ru

DIGITAL TRANSFORMATION OF TAX PAYMENT AND COLLECTION

MECHANISMS

Kondrashova Anastasia Dmitrievna

Master's student, Ulyanovsk State University,

Ulyanovsk, Russia E-mail: ya.n792@yandex.ru

Scientific supervisor: Kruglova Julia Borisovna

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and Administrative

Law,

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia E-mail: ya.n792@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена цифровой трансформации механизмов налогообложения. Основной акцент сделан на цифровизации налогообложения, внедрении личного кабинета налогоплательщика и перспективах использования искусственного интеллекта в данной области. Авторы обсуждают преимущества и вызовы, связанные с внедрением цифровых технологий, а также рассматривают правовые аспекты этого процесса.

Abstract. The article is dedicated to the digital transformation of tax payment and collection mechanisms. The main focus is on the digitization of taxation, the implementation of the taxpayer's personal account, and the prospects of utilizing artificial intelligence in this field. The authors discuss the advantages and challenges associated with the implementation of digital technologies, as well as examine the legal aspects of this process.

Ключевые слова, цифровая трансформация, налогообложение, личный кабинет налогоплательщика, искусственный интеллект, взыскание налогов.

Keywords: digital transformation, taxation, taxpayer's personal account, artificial intelligence, tax collection.

В условиях активного развития цифровых технологий, проникновения их во все сферы общества, Российская Федерация, как и другие развитые государства, прорабатывает механизмы расширения использования информационных систем - цифровая трансформация затрагивает в том числе сферу государственного управления и налогообложения.

Федеральная Налоговая Служба (ФНС) России одной из первых в мире начала внедрять цифровые механизмы - развитие электронных сервисов началось еще в 2015 году. Так, 1 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [4], которым законодательно

закреплено понятие «Личного кабинета налогоплательщика».

На тот момент решения, предложенные ФНС, входили в число самых передовых в мире, и это было признано мировым налоговым сообществом [9]. Внедрение личного кабинета налогоплательщика представляет собой первый и ключевой шаг в процессе цифровой трансформации налогообложения в России.

Аналогичные шаги предпринимались в ряде других развитых государств: в США система появилась через год, после российской (IRS Online Account), в Великобритании - одновременно с российской, в 2015 году (HM Revenue & Customs) [11, с. 432].

В контексте исследований изменений в системе налогообложения применяются два смежных понятия: цифровизация и цифровая трансформация. Цифровизация представляет собой процесс превращения аналоговой информации и процессов в цифровую форму. Процесс включает в себя использование цифровых технологий для создания, передачи, хранения и обработки данных. В контексте налогообложения процесс представляет собой технический перевод в цифровую форму информации о физических и юридических лицах, налогооблагаемой базе [13, с. 75].

Цифровая трансформация представляет собой более широкий и комплексный процесс, который включает не только цифровизацию, но и изменение моделей управления, процессов и культуры организации под воздействием цифровых технологий. Она охватывает все аспекты деятельности Федеральной Налоговой Службы, направленные на использование современных цифровых инструментов. Речь идет, таким образом, не просто об оцифровке баз, но и о появлении новых, цифровых инструментов мониторинга, взыскания задолженности, оплаты налогов, появление новых механизмов взаимодействия между ФНС и физическим/юридическим лицом [10].

На сегодняшний день, согласно стратегии развития информационного общества РФ, разработанной на 2017-2030 годы, задачей государственных органов, органов исполнительной власти является не просто цифровизация, а именно цифровая трансформация базовых моделей взаимодействия [5].

159

Процесс именно цифровой трансформации направлен на сокращение временных издержек, связанных с осуществлением деятельности организации, увеличение прозрачности, доступности услуг - и, в конечном счете, на увеличение поступления налогов и снижение задолженности физических и юридических лиц.

За первые пять лет после запуска процессов цифровой трансформации конкретно в ФНС собираемость налогов и сборов (к 2020 году) выросла до 98,72%, значительно (до 90%) вырос уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг [14].

При этом процессы цифровой трансформации системы налогообложения продолжаются: с марта по май 2022 года проходил второй этап испытаний пилотного проекта, проведенного Федеральной налоговой службой (ФНС) под названием "Интеграция информационных систем организаций - участников налогового мониторинга с АИС "Налог-3" (автоматизированная информационная система)". План предусматривает превращение налогового мониторинга в одну из наиболее инновационных форм налогового контроля [6, с. 226].

В сфере налогового контроля также активно функционирует проект по документарной проверке импортных товаров на базе автоматизированной системы контроля "НДС-2". Также происходит внедрение и развитие мобильного приложения "Мой налог" для самозанятых граждан.

В настоящее время процесс цифровой трансформации системы налогообложения включает:

1. Внедрение специального программного комплекса для мобильных устройств в целях упрощения уплаты налога для физических и юридических лиц, развитие уже существующих онлайн-решений для упрощения уплаты налога (ЛКН).

2. Развитие и внедрение систем автоматизации налогового мониторинга и контроля.

3. Завершение процесса цифровизации налогообложения в рамках

160

процесса цифровой трансформации.

4. Анализ перспектив внедрения искусственного интеллекта в систему налогообложения.

5. Адаптация нормативно-правовой базы в целях ее соответствия изменениям, связанным с цифровой трансформацией системы налогообложения.

В настоящее время в научном сообществе активно обсуждаются вопросы правового регулирования цифровой трансформации системы налогообложения. Ряд исследователей отмечают, что «...нормативное регулирование вопросов, связанных с цифровизацией деятельности налоговых органов, в настоящий момент осуществляется преимущественно на подзаконном уровне посредством ведомственных приказов и инструкций, что, в свою очередь, влечет снижение прямого действия федеральных законов.» [6, с. 228]. К примеру, введенный 21 сентября 2023 года «цифровой налоговый кодекс» представляет собой методологическую модель-справочник, ссылающийся на конкретные статьи НК РФ в целях налогового мониторинга.

Отметим, что в настоящее время ФНС России предоставляет более 72 электронных сервисов, которые можно получить через официальный сайт или через «личные кабинеты» налогоплательщиков [12].

С 2021 года перспективным направлением дальнейшей цифровой трансформации системы налогообложения стало тестирование систем искусственного интеллекта. Пилотный проект стартовал в Белгородской области: три судебных участка мировых судей подключили искусственный интеллект для подготовки судебных приказов по взысканию налогов с граждан

[15].

Искусственный интеллект не выносит непосредственно судебные приказы, тем не менее, он помогает готовить документы - в том числе автоматизированного готовит карточку дела во внутренней системе суда. Отмечается, что судебные приказы выносятся в упрощенном порядке только по бесспорным делам. Искусственный интеллект в пилотном режиме

161

использовался при взыскании трех видов налогов - имущественного, транспортного и земельного [8, с. 14].

Оборотной стороной процесса является необходимость предполагаемого налогообложения самого искусственного интеллекта, что является актуальной темой исследований по всему миру.

Таким образом, в ходе анализа процессов цифровой трансформации системы налогообложения мы можем прийти к следующим выводам:

1. Процесс цифровой трансформации представляет собой изменение моделей управления, процессов и культуры организации под воздействием цифровых технологий. В контексте системы налогообложения и деятельности ФНС процесс цифровой трансформации включает внедрение специальных программных комплексов для физических и юридических лиц, развитие системы автоматизации налогового мониторинга.

2. В России цифровая трансформация системы налогообложения началась в 2015 году с внедрения Личного Кабинета Налогоплательщика, цифровая трансформация принесла видимые результаты, связанные как с увеличением собираемости налогов, так и с ростом уровня удовлетворенности граждан качеством предоставляемых услуг, процессы продолжились в 2021-2023 годах, в 2023 году началось внедрение «цифрового налогового кодекса», дальнейшее развитие АИС «Налог-3».

3. Перспективными направлениями цифровой трансформации системы налогообложения являются внедрение искусственного интеллекта в механизмы мониторинга, взыскания задолженности.

4. Актуальными проблемами цифровой трансформации являются проблемы правового регулирования процессов, связанных с цифровизацией деятельности налоговых органов; с другой стороны, актуальной, в ближайшее время, станет проблема налогообложения продуктов деятельности самого искусственного интеллекта.

5. Наконец, глобальными целями цифровой трансформации системы налогообложения являются повышение эффективности администрирования,

162

сокращение времени на обработку данных, улучшение точности налоговых расчетов, более быстрое и удобное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами, повышение прозрачности и предоставление новых инструментов для борьбы с налоговыми нарушениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.11.2023).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.11.2023).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.09.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.11.2023).

4. Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39023 (дата обращения:

19.11.2023).

5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 19.11.2023).

6. Бакаева О.Ю., Бахолдин О.И. Особенности цифровизации деятельности налоговых органов (правовой аспект) // Вестник СГЮА. - 2023. -№ 3 (152). - С. 226-228.

7. Казакова М.П. Искусственный интеллект в налоговом праве: актуальная проблема XXI века // Вопросы российской юстиции. - 2020. - № 9. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-nalogovom-prave-aktualnaya-problema-21-veka (дата обращения: 19.11.2023).

8. Козырева С.Е., Яковлева Н.В. Развитие и использование искусственного интеллекта в сфере налогообложения // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 6-2 (100). - С. 14-18.

9. Лучинина Е.А. Развитие электронных сервисов налоговой службы // Налоги и финансы. - 2015. - № 4 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-elektronnyh-servisov-nalogovoy-sluzhby (дата обращения: 19.11.2023).

10. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Гринкевич А.М. Перспективы трансформации налогов и налогообложения в условиях цифровой экономики // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2019. - № 47. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-transformatsii-nalogov-i-nalogooblozheniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 19.11.2023).

11. Овчарова Е., Тасалов К., Осина Д. Соблюдение налоговых обязательств в Российской Федерации, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, а также в Соединенных Штатах Америки: меры по принуждению и поощрению законного поведения налогоплательщиков // Российский юридический журнал. - 2019. - № 1. - С. 432.

12. Полежаев В.А. Трансформация налогового администрирования: диалог, доверие, сокращение издержек // Известия СПбГЭУ. - 2023. - № 3-1 (141). - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/transformatsiya-nalogovogo-administrirovaniya-dialog-doverie-sokraschenie-izderzhek (дата обращения: 19.11.2023).

13. Стельмахова Н.В. Трансформация налогообложения в условиях цифровизации // Вестник Института экономических исследований. - 2020. -№ 2 (18). - С. 75.

14. Сведения о показателях деятельности ФНС России на 2020 год. -URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/effect iveness/ (дата обращения: 19.11.2023).

15. Суды подключили искусственный интеллект к взысканию транспортного налога / Российская газета. - 2021, апрель. - URL: https://news.rambler.ru/sociology/46194508-sudy-podklyuchili-iskusstvennyy-intellekt-k-vzyskaniyu-transportnogo-naloga/ (дата обращения: 19.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.