Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1853
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / бизнес / трансформация / продвижение / экономика / спрос на цифровые технологии / система управления.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стахеева Л. М., Царева С. В., Шарапова В. М., Фетисова А. В., Батракова С. И.

Актуальность этой темы состоит в том, что важно видоизменять структуру работы предприятий. Сейчас новое время и новое поколение технологий, всему нужно учиться и развиваться, самосовершенствоваться. Бизнес – дело не простое и тут важно применять любые новые технологии его развития. По сути цифровизация это совсем не плохо, она меняет и развивает новые подходы и коммуникации управления, формирует свою новую культуру. А итогом этого апгрейда становится увеличение эффективности компании и повышение конкурентоспособности. В статье рассмотрены аспекты цифровой трансформации или цифровизации предприятия, проведен нализ цифровых технологий в секторах экономики в России и графически изображено усредненное значение спроса на цифровые технологии в секторах экономики России, сделаны выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стахеева Л. М., Царева С. В., Шарапова В. М., Фетисова А. В., Батракова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-128-133 NIION: 2018-0076-10/22-1042 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1240

СТАХЕЕВА Любовь Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО «Уральского государственного аграрного университета», е-таИ: [email protected]

ЦАРЕВА Светлана Владимировна,

кандидат ветеринарных наук, доцент, почетный работник высшего образования, доцент кафедры управления качеством и экспертизы товаров и услуг ФГБОУ ВО «Уральского государственного экономического

университета», е-таН: [email protected]

ШАРАПОВА Валентина Михайловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита ФГБОУ ВО «Уральского государственного аграрного университета», е-mail: [email protected]

ФЕТИСОВА Анастасия Викторовна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории ФГБОУ ВО «Уральского государственного аграрного университета», е-mail: [email protected]

БАТРАКОВА Светлана Игоревна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории ФГБОУ ВО «Уральского государственного аграрного университета», е-mail: [email protected]

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ ЦИФРОВИЗАЦИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Актуальность этой темы состоит в том, что важно видоизменять структуру работы предприятий. Сейчас новое время и новое поколение технологий, всему нужно учиться и развиваться, самосовершенствоваться. Бизнес - дело не простое и тут важно применять любые новые технологии его развития. По сути цифровизация - это совсем не плохо, она меняет и развивает новые подходы и коммуникации управления, формирует свою новую культуру. А итогом этого апгрейда становится увеличение эффективности компании и повышение конкурентоспособности. В статье рассмотрены аспекты цифровой трансформации или цифровизации предприятия, проведен нализ цифровых технологий в секторах экономики в России и графически изображено усредненное значение спроса на цифровые технологии в секторах экономики России, сделаны выводы.

Ключевые слова: цифровизация, бизнес, трансформация, продвижение, экономика, спрос на цифровые технологии, система управления.

STAKHEEVA Lyubov Mikhailovna,

PhD in Economics, Associate Professor, Department of Accounting accounting and audit of FSBEI HE "Uralsky state agrarian university,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

TSAREVA Svetlana Vladimirovna,

Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor, Honorary Worker higher education, assistant professor of quality management and expertise of goods and services of FSBEI HE "Ural State Economic University

SHARAPOVA Valentina Mikhailovna,

Doctor of Economics, Professor, Department of Accounting accounting and audit of FSBEI HE "Uralsky state agrarian university

FETISOVA Anastasia Viktorovna,

Senior Lecturer, Department of Management and Economic

theories of FSBEI HE "Ural state agrarian university,

BATRAKOVA Svetlana Igorevna,

Senior Lecturer, Department of Management and Economic

theories of FSBEI HE "Ural state agrarian university

DIGITAL TRANSFORMATION OR DIGITALIZATION OF THE ENTERPRISE

Annotation. The relevance of this topic is that it is important to modify the structure of the work of enterprises. Now the new time and a new generation of technology, everything needs to be studied and developed, self -improve. Business is not a simple matter and it is important to use any new technologies for its development. In fact, digitalization is not at all bad, it changes and develops new approaches and management communications, forms its new culture. And the result of this upgrade is an increase in the efficiency of the company and increasing competitiveness. The article considers aspects of digital transformation or digitalization of an enterprise, analyzes digital technologies in the sectors of the economy in Russia and graphically depicts the average value of demand for digital technologies in the sectors of the Russian economy, conclusions are drawn.

Key words: digitalization, business, transformation, promotion, economics, demand for digital technologies, management system.

Целью исследования является цифровая трансформация или цифровизация предприятия. Цифровая трансформация - это новая система управления бизнесом, то есть внедрение в процессы работы современных технологий, связанных с информацией и новой технологией, которые позволяют выйти компании на новый уровень работы. То есть, в процессе перестройки идет закупка как нового оборудования, установка программных обеспечений так и запуск полной фундаментальной перестройки всех процессов работы в компании [5].

Когда руководство принимает решение попробовать сделать цифровую трансформацию, то в процессе этой работы, становится видно, что все рабочие процессы становятся гибче. Технологии, постепенно проникающие в организацию, облегчают работу персонала, а они постепенно привыкают к новым условиям, так сказать, адапти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

руются под новую среду. Соответственно, компания за счет этих трансформационных изменений будет держаться выше других, которые еще не приняли решение о цифровизации бизнеса, такие конкуренты останутся на два шага позади.

На опросе проведенной институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в июле 2020 г. приняли участие более 100 экспертов из ведущих организаций в области цифровых технологий: 50,5% респондентов - представители компаний, 36,6% — вузов, 12,9% — научных организаций, ассоциаций и других организаций.

На основании данных опроса экспертов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил доклад на цифровые технологии в секторах экономики в России [1], ниже в таблице. проведем анализ этих показателей.

Таблица - Анализ цифровых технологий в секторах экономики в России в %.

Цифровые технологии Сельское хозяйство Топливно-энергетический комплекс Промышленность Строительство Финансовый сектор Транспорт и логистика

Искусствен-ный интеллект 5,3 10,4 8,0 2,7 38,0 23,2

Квантовые технологии 2,4 26,7 2,4 2,8 29,8 14,2

Новые производственные технологии 13,0 25,5 14,5 22,5 11,0 8,4

Робототехника 15,3 9,6 16, 1 7,5 2,4 23,6

Системы распределенного реестра 2,6 14,6 5,3 14,8 14,8 32,8

Технологии беспроводной связи 1,7 37,5 37,5 10,8 5,8 14,2

Виртуальная и дополненная реальность 4,2 19,3 4,2 31,6 1,3 36,3

В среднем по всем цифровым технологиям 6,3 20,5 12,6 12,2 14,7 21,8

Данные таблицы показывают, что готовность к использованию ключевой технологии существенно различается по отраслям. Наиболее широко применяется организациями добывающего комплекса, на втором месте транспорт и логистика, затем показатели финансового сектора и самый низкий процент занимает сельское хозяйство.

Сельское хозяйство это особенная организация, которая зависит от природно климатических условий. Внедрение концепций точного земледелия, создание умных ферм поможет сгладить воз-

растающие агроклиматические риски за счет циф-ровизации и скорости цифровой трансформации.

В последние годы новым в цифровизации стали цифровые нематериальные активы предприятий - такие как размеры и лояльность интернет-аудитории, узнаваемость и репутация бренда в киберпространстве, цифровые платформы, программные продукты и связанная с ними интеллектуальная собственность.

Рассмотрим диаграмму на рисунке 1 средние показатели по всем цифровым технологиям.

Рис. Усредненное значение спроса на цифровые технологии в секторах экономики в России

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

В среднем по всем цифровым технологиям первое место занимает транспорт и логистика и составляет 21,8%, на втором месте топливно -энергетический комплекс 20,5%, на третьем месте финансовый сектор 14,7% и самый низкий процент занимает сельскле хозяйство 6,3%. При переводе компании на новый уровень, это даст возможность ей очень быстро расти. Также давно программистами придуманы специальные программы и облачные хранилища, удаленные операции, это все позволит автоматизировать процессы работы компании, избавит сотрудников от долгой и нудной работы с заполнение бумаг, архивов, повысит, так сказать, производительность труда. Но все это требует специалистов по информатике [8]. То есть, можно научиться пользоваться облачными технологиями и работать удаленно, например, если заболел и не можешь выйти на работу, а незаменимого - другого сотрудника нет. Также работа с клиентами в сети интернет, используя трафик со стационарных устройств. Это позволяет сделать наибольшие охваты клиентов, ведь почти все люди пользуются телефонами, планшетами и даже переносными ноутбуками [10].

Мы все знаем, что источник прибыли любой организации, это наши клиенты, люди, которым нужна какая-либо услуга и мы ее им предоставляем. Компания должна уделять клиентам пристальное внимание, чтобы находить свой подход к каждому клиенту. Общение - залог успешной сделки. Поэтому цифровизация дает возможность использовать различные методы связи с потенциальными клиентами, чтобы выявить их потребность и заинтересовать в наших возможностях предоставления услуг [11]. Когда клиенты довольны предоставленной компанией услугой и вообще видят перед собой современную фирму, учитывающую их потребность и пожелания, они и остаются в этой компании, заключают в будущем какие-либо договора и возвращаются вновь, потому что их все устраивает, они готовы поставить 5 звезд компании. «Применение таких технологий как Big Data (обработка больших массивов данных), Artificial Intelligence (искусственный интеллект) и других позволяет прогнозировать поведение клиентов и принимать взвешенные управленческие решения» [7].

Условия, при которых возможная цифровая трансформация бизнеса, это разработка ее стратегии. Здесь нужно понимать, какую может принести выгоду этот переход на новый уровень. Также стоит понимать, что все процессы перехода они не быстрые и понадобится много времени, терпения и сил. Все это дело, требует основательного подхода и только, четко разработанная стратегия, которой нужно строго следовать, стоит на пути трансформации [6].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Все сотрудники компании должны понимать и осознавать необходимость изменений. Ведь это путь к росту и изменениям компании. Персонал нужно мотивировать, это факт, потому что не все сотрудники готовы к переменам. Все нужно показать и рассказать на примерах, к чему приведет трасформация компании, что это может привлечь новых клиентов, так и сохранить тех, которые уже есть, а также повысить эффективность компании и какую выгоду получат сами работники. Тогда пойдет процесс становления новой компании[2].

Конечно, кроме мотивации персонала нужно и обучение. В этом спора нет, обучение, тренинги и семинары - путь к новым знаниям и успеху. Также новые программные обеспечения не вызывают каких-либо затруднений, ведь в мире цифровых технологий с каждым годом процесс работ все упрощается [3]. Везде довольно простой и понятный интерфейс, удобный для работы. Также элементы искусственного интеллекта и другие технологии.

Цифровизация управления, в общем понимании это оптимизация управления, где у каждого есть своя роль, свои задачи, цели и стремление их выполнить. На любом предприятии есть люди, как вышестоящие, так и рабочие. Например, у директора фирмы свои дела и обязанности, но при этом у него есть подчиненные - секретари, менеджеры и помощники, которым он раздает задания, и они должны быть выполнены. Для этого делают общее собрание, на котором обсуждают, что нового произошло в фирме, что может произойти и что нужно сделать, для выполнения той или иной задачи и прийти к определенной цели [4].

Также, если фирма новая, то ее нужно развивать. Для развития используют методы цифро-визации, такие как средства массовой информации, новости, реклама на телевидении, раздача флаеров и листовок, социальные сети и интернет в общем. Для всего этого нужно время и люди, которые будут полностью задействованы только в привлечении клиентов и маркетинге компании [9].

Маркетинг, что немало важно, составная часть цифровизации. Как говорят «реклама - двигатель торговли». Поэтому у каждого сотрудника есть свой план работы, для продвижения компании и этот план ежедневно обсуждается и улучшается, путем анализа компании, а именно анализа прибыли и убытков, а также затрат на расходные материалы.

Если взять в пример автосервис, к которому прилагается автомойка, а таких в городе очень много. Нам нужно стать лучшими или хотя бы войти в топ десяти рекомендованных и проверенных качеством автосервисов, при этом уклады-

ваться в бюджет фирмы и правильно оптимизировать работу сотрудников.

Во-первых, клиентоориентированность -людям нравится, когда все максимально удобно и прозрачно, когда есть контакт с предприятием, с человеком, который предоставляет услугу. Также, различные акции и особенно раздача флаеров, играют большую роль для предприятия.

«Цифровые разработки в первую очередь ориентированы на клиента. В контексте предприятия это означает, что успех того или иного решения определяет функциональность, простота и удобство в обращении».

Во-вторых, четко продуманная стратегия компании, профессионализм сотрудников, приведут к первым ожидаемым результатам.

В-третьих, работа с документацией фирмы, должна быть четко разложена по полочкам, также используются различные вспомогательные программы вычисления и базы, что должно упрощать работу того же бухгалтера.

Ну и, наконец, привлечение новых клиентов. Как это уже изложено выше, можно использовать разные системы рекламы, от расклейки плакатов до строчки рекламы на телевизионном канале.

С каждым кварталом на предприятии подводятся итоги по работе, проводятся анализ бюджета и работоспособности сотрудников. Улучшается качество, предоставляемых услуг, растет база клиентов. В связи с этим нужно придумывать новые способы цифровизации предприятия, для эффективности его работы.

Приведем пример оказания услуг автосервиса и автомоечного комплекса, которая всегда актуальна и имеет высокий спрос среди населения. Каждый день в автосервис приезжает около 30-40 машин, в основном все клиенты довольны качеством предоставляемых им услуг и соответственно, они возвращаются снова. Главное на предприятии, не только добиться высокого прихода клиентов, но и держать марку по качеству предлагаемых услуг.

Далее, исходя из продвижений компании, можно включить в продажу шины и диски, чтобы клиентам было удобнее приобрести новые колеса для автомобиля в своем любимом автосервисе, где грамотные специалисты подробно расскажут и подскажут, какие колеса лучше приобрести на их модель автомобиля.

Чтобы было удобнее, комфортнее и быстрее посмотреть услуги предоставляемой фирмы, нужно создать сайт предприятия. Конечно, этим тоже должен будет заниматься определенный сотрудник, ведь там можно и нужно будет проводить консультацию потенциального клиента, а также запускать рекламу в социальные сети и интернет о предприятии. Чтобы повысить интерес народа.

Список литературы:

[1] Абдрахманова Г.И., Быховский К. Б. , Веселитская Н. Н. и др Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г., К. О. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 239, [1] с. — ISBN 978-5-75982510-4 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2270-7 (e-book).

[2] Зайцев Н. Л., Экономика, организация и управление предприятием / Н. Л. Зайцев. - Москва : Инфра-М, 2008. - 305 с. - ISBN 978-5-16-0028415.

[3] Куимов В. В., Кооперационно-сетевые взаимодействия как ресурс самоорганизации и достижения качественных результатов / В.В. Куимов. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 225 с. - ISBN 978-5-16-015042-0.

[4] Кулагин, В. Digital@Scale : Настольная книга по цифровизации бизнеса / В. Кулагин, А. Сухаревски, Ю. Мефферт. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 293 с. — ISBN 978-5-60423207-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e. lanbook.com/book/140396 (дата обращения: 29.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

[5] Меняев М. Ф., Учебник: Цифровая экономика предприятия / М.Ф. Меняев. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 369 с. - ISBN 978-5-16-0156569.

[6] Невинский В. В., Сборник: Избранные труды / В.В. Невинский. - Москва : НОРМА, 2020. - 600 с. - ISBN 978-5-00156-094-4.

[7] Сатунин, А. Цифровизация: Практические рекомендации по переводу биз неса на цифровые технологии / перевод с английского А. Сатунин. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 252 с. — ISBN 978-5-9614-2849-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/140522 (дата обращения: 29.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

[8] Сморгунов Л.В., Публичная политика: Институты, цифровизация, развитие : монография / под редакцией Л. В. Сморгунова. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 349 с. — ISBN 978-57567-1007-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/122999 (дата обращения: 29.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

[9] Федина Н.В., Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация : материалы конференции, Липецк : Липецкий ГПУ,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

2019. — 375 с. — ISBN 978-5-907168-57-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/146733 (дата обращения: 27.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

[10] Уколов, В. Ф., Черкасов В. В., Цифрови-зация. Взаимодействие реального и виртуального секторов экономики / В.Ф. Уколов, В.В. Черкасов.

— Москва : ИНФРА-М, 2019. - 203 с. - ISBN 978-516-015640-8.

[11] Ускова, Т. В. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и тенденции / Т. В. Ускова. — Вологда : ВолНЦ РАН, 2015. — 56 с. — ISBN 978-5-93299-277-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/125278 (дата обращения: 27.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Spisok literatury:

[1] Abdrahmanova G.I., Byhovskij K. B. , Vesel-itskaya N. N. i dr Cifrovaya transformaciya otraslej: startovye usloviya i prioritety: dokl. k XXII Apr. mezh-dunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekono-miki i obshchestva, Moskva, 13-30 apr. 2021 g., K. O. // Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki».

— M. : Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2021. — 239, [1] s. — ISBN 978-5-7598-2510-4 (v obl.). — ISBN 978-5-7598-2270-7 (e-book).

[2] Zajcev N. L., Ekonomika, organizaciya i upravlenie predpriyatiem / N. L. Zajcev. - Moskva : Infra-M, 2008. - 305 s. - ISBN 978-5-16-002841-5.

[3] Kuimov V. V., Kooperacionno-setevye vzai-modejstviya kak resurs samoorganizacii i dosti-zheniya kachestvennyh rezul'tatov / V.V. Kuimov. -Moskva : INFRA-M, 2019. - 225 s. - ISBN 978-5-16015042-0.

[4] Kulagin, V. Digital@Scale : Nastol'naya kniga po cifrovizacii biznesa / V. Kulagin, A. Suharevski, YU. Meffert. — Moskva : Al'pina Pab-lisher, 2019. — 293 s. — ISBN 978-5-6042320-7-1.

— Tekst : elektronnyj // Lan' : elektronno-biblio-technaya sistema. — URL: https://eJanbook.com/

book/140396 (data obrashcheniya: 29.04.2022). — Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovatelej.

[5] Menyaev M. F., Uchebnik: Cifrovaya ekonomika predpriyatiya / M.F. Menyaev. - Moskva : INFRA-M, 2020. - 369 s. - ISBN 978-5-16-015656-9.

[6] Nevinskij V. V., Sbornik: Izbrannye trudy / V.V. Nevinskij. - Moskva : NORMA, 2020. - 600 s. -ISBN 978-5-00156-094-4.

[7] Satunin, A. Cifrovizaciya: Prakticheskie rekomendacii po perevodu biz nesa na cifrovye tekh-nologii / perevod s anglijskogo A. Satunin. — Moskva : Al'pina Pablisher, 2019. — 252 s. — ISBN 978-59614-2849-0. — Tekst : elektronnyj // Lan' : elektron-no-bibliotechnaya sistema. — URL: https://e.lanbook. com/book/140522 (data obrashcheniya: 29.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovatelej.

[8] Smorgunov L.V., Publichnaya politika: Insti-tuty, cifrovizaciya, razvitie : monografiya / pod redak-ciej L. V. Smorgunova. — Moskva : Aspekt Press, 2018. — 349 s. — ISBN 978-5-7567-1007-6. — Tekst : elektronnyj // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. — URL: https://eJanbook.com/book/122999 (data obrashcheniya: 29.04.2022). — Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovatelej.

[9] Fedina N.V., Obrazovanie XXI veka: guman-izaciya, polivariativnost', cifrovizaciya : materialy kon-ferencii, Lipeck : Lipeckij GPU, 2019. — 375 s. — ISBN 978-5-907168-57-2. — Tekst : elektronnyj // Lan' : elektronno-bibliotechnaya sistema. — URL: https://eJanbook.com/book/146733 (data obrashcheniya: 27.04.2022). — Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovatelej.

[10] Ukolov, V. F., CHerkasov V. V., Cifrovizaciya. Vzaimodejstvie real'nogo i virtual'nogo sektorov ekonomiki / V.F. Ukolov, V.V. CHerkasov. - Moskva : INFRA-M, 2019. - 203 s. - ISBN 978-5-16-015640-8.

[11] Uskova, T. V. Social'naya otvetstvennost' biznesa: problemy i tendencii / T. V. Uskova. — Vologda : VolNC RAN, 2015. — 56 s. — ISBN 978-593299-277-7. — Tekst : elektronnyj // Lan' : elektron-no-bibliotechnaya sistema. — URL: https://e.lanbook. com/book/125278 (data obrashcheniya: 27.04.2022).

— Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovatelej.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.