Научная статья на тему 'Цифровая трансформация и влияние ее на конкурентоспособность промышленных предприятий'

Цифровая трансформация и влияние ее на конкурентоспособность промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3801
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ / PATH DEPENDENCE / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / DIGITALIZATION / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / DIGITAL ECOSYSTEMS / ENTERPRISE MANAGEMENT / MANAGEMENT IMPACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савич Ю. А.

Изменение технологического уклада связано с проникновением информационных технологий во все сферы деятельности предприятия. Цифровая трансформация оказывает влияние на происходящие процессы заставляя предприятия искать новые подходы к управлению конкурентоспособностью. Традиционные методы управления теряют свою силу в современных условиях. В данной статье рассмотрены влияние цифровизации на конкурентную среду предприятия, формирование и применение новых методов и инструментов управления в цифровой экосистеме предприятия, что позволит менеджменту сформировать и реализовать систему управления конкурентоспособностью предприятия, поддерживая и развивая конкурентные преимущества в цифровой экономике. Цифровая трансформация связана с рядом рисков, возникающих при воздействии таких факторов, как большой объем неоцифрованных данных, быстрое устаревание технологий, автоматизация контроля качества, недостаток знаний и внутреннее сопротивление персонала, цифровая безопасность. Реализация цифровой трансформации с целью повышения конкурентоспособности предприятия должна быть возложена на центры компетенций, а непосредственное исполнение на кросс-функциональные команды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION AND ITS IMPACT ON THE COMPETITIVENESS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Change of technological structure is connected with penetration of information technologies in all spheres of activity of the enterprise. Digital transformation has an impact on the ongoing processes forcing enterprises to look for new approaches to competitiveness management. Traditional methods of control lose their power in the modern world. This article will consider the impact of digitalization on the competitive environment of the enterprise, the formation and application of new methods and tools of management in the digital ecosystem of the enterprise, which will allow management to form and implement a system of management of the competitiveness of the enterprise, maintaining and developing competitive advantages in the digital economy. Digital transformation is associated with a number of risks arising from the impact of such factors as a large amount of non-digital data, rapid obsolescence of technology, automation of quality control, lack of knowledge and staff internal resistance, digital security

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация и влияние ее на конкурентоспособность промышленных предприятий»

УДК 339.137.21

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ВЛИЯНИЕ ЕЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ Ю.А. Савич, ст. преподаватель e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет

Изменение технологического уклада связано с проникновением информационных технологий во все сферы деятельности предприятия. Цифровая трансформация оказывает влияние на происходящие процессы заставляя предприятия искать новые подходы к управлению конкурентоспособностью. Традиционные методы управления теряют свою силу в современных условиях. В данной статье рассмотрены влияние цифровизации на конкурентную среду предприятия, формирование и применение новых методов и инструментов управления в цифровой экосистеме предприятия, что позволит менеджменту сформировать и реализовать систему управления конкурентоспособностью предприятия, поддерживая и развивая конкурентные преимущества в цифровой экономике. Цифровая трансформация связана с рядом рисков, возникающих при воздействии таких факторов, как большой объем неоцифрованных данных, быстрое устаревание технологий, автоматизация контроля качества, недостаток знаний и внутреннее сопротивление персонала, цифровая безопасность. Реализация цифровой трансформации с целью повышения конкурентоспособности предприятия должна быть возложена на центры компетенций, а непосредственное исполнение на кросс-функциональные команды

Ключевые слова: цифровизация, конкурентоспособность, конкурентное преимущество, цифровые экосистемы, Path Dependence, цифровая трансформация

DIGITAL TRANSFORMATION AND ITS IMPACT ON THE COMPETITIVENESS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES Yu.A. Savich, Senior Lecturer e-mail: [email protected]

Voronezh State Technical University

Change of technological structure is connected with penetration of information technologies in all spheres of activity of the enterprise. Digital transformation has an impact on the ongoing processes forcing enterprises to look for new approaches to competitiveness management. Traditional methods of control lose their power in the modern world. This article will consider the impact of digitalization on the competitive environment of the enterprise, the formation and application of new methods and tools of management in the digital ecosystem of the enterprise, which will allow management to form and implement a system of management of the competitiveness of the enterprise, maintaining and developing competitive advantages in the digital economy. Digital transformation is associated with a number of risks arising from the impact of such factors as a large amount of nondigital data, rapid obsolescence of technology, automation of quality control, lack of knowledge and staff internal resistance, digital security

Key words: digitalization, competitiveness, competitive advantage, digital ecosystems, enterprise management, management impact, Path Dependence

Развитие цифровых технологий оказывает воздействие на структуру экономических отношений и оказывает преобразующее воздействие на привычные методы производства, взаимодействия контрагентов, логистические процессы, финансовые операции, человеческие ресурсы, производительность труда и др. заставляя компании все больше опираться на искусственный интеллект Влияние информационных технологий привело к тому, что меняется парадигма управления конкурентоспособностью.

Управление конкурентоспособностью в цифровой экономике является одним из главных аспектов деятельности предприятия. Конкурентоспособность предприятия определяется в первую очередь эффективностью использования производственного потенциала, успешностью финансовой деятельности, кон-

© Савич Ю.А., 2018

курентоспособностью производимой продукции и её качеством, эффективностью сбытовой деятельности. Возможность управления конкурентоспособностью как реальной, так и потенциальной основана на использовании современного управленческого инструментария, оказывающее равномерное, планомерное и пропорциональное воздействия на внутреннюю среду организации с целью достижения лучшего результата в сравнении с другими участниками рынка, имеющими равные возможности и производящих аналогичную продукцию [1,2].

Российские предприятия будут вынуждены столкнуться с процессом цифрового трансформирования, которое приведет к полному преобразованию отечественных предприятий совершенно иные структуры, которые станут новыми игроками на конкурентных рынках, опираясь на новые, непривычные экономические и управленческие принципы, которые будут диктовать внедряемые цифровые технологии.

Цифровая трансформация должна поддерживаться и продвигаться топ-менеджментом предприятий для того, чтобы обеспечить успешное формирование не просто компьютеризированного, а «цифрового предприятия».

В процессе цифровой трансформации предприятие проходит этапы качественного изменения, которые находят свое отражение в улучшение процессов в производственных, финансовых, материальных, информационных сферах своей деятельности, что позволяет адаптироваться к современным условиям цифровой экономики и закрепить конкурентные преимущества. В процессе управления предприятием возникают вызовы, связанные с растущей долей нематериальных компонентов в конечной стоимости товаров в сочетании с все большей легкостью доступа к цифровым технологиям, платформам и передовым технологиям и рынкам, что будет оказывать влияние на уровень конкурентоспособности, связанный с тем, какое место в цифровой иерархии занимает предприятие.

Интеграция цифровых технологий цифровых технологий во все аспекты деятельности предприятия становится объективным требованием, которое обеспечивает предприятию выживание и является не столько конкурентным преимуществом, сколько жизненной необходимостью , обязательным требованием участником конкурентной борьбы.

Применительно к контексту цифровой экономики, может быть ошибкой предположить, что при прочих равных условиях широкое внедрение цифровых технологий обязательно будет продолжать увеличивать доходность с точки зрения производительности и конкурентоспособности [2],

Индустрия 4.0 - технология, оказывающая влияние на экосистему предприятий, состоящую из технической части (компьютеры, технологии, смартустрой-ства), облачные сервисы, стандартизированное ПО для целей учета, логистики, производства, управления персоналом, сети, веб-приложения и устройства, а также электронные платформы, обеспечивающие цифровые коммуникации. Цифровые экосистемы постоянно меняют свою форму благодаря ценностной деятельности нескольких фирм, связанных с генеративным характером цифровых технологий. Эффективные фирмы принимают стратегические решения на основе ресурсов и знаний, которые они могут интерактивно использовать в сети фирм.

Согласно исследованиям компании Gartner в 2017 году выделяются 10 технологических тренды [3], которые расширяют проникновение искусственного интеллекта и информационных технологий (рис. 1), тем самым оказывая влияние на конкурентную среду предприятия.

Рис. 1. Технологические тренды

Традиционные исследования управления концептуализируют конкурентные преимущества с точки зрения позиционирования фирмы. Исходя из существующих трендов у управлении большое влияние предприятие должно уделять не только процессам, происходящим внутри предприятия, но и аналитике конкурентной среды и дестабилизирующих факторов.

В последнее время становится популярной концепция экосистемы предприятия, поскольку она явно показывает взаимозависимости между организациями и окружающей средой .Перед менеджментом предприятий возникает новая проблема по поиску и компоновке инструментария управления конкурентными

преимуществами, в зависимости от характеристик и структуры бизнес-экосистемы, которая определяется взаимодействием ее участников. Участники управленческого процесса в экосистеме предприятия развиваются, опираясь на комплементарное взаимодействие. В результате возникает кооперативная среда, в которой различные субъекты и объекты управления формируют и коэволюцонирют в интересах предприятия [4].

Управление конкурентными преимуществами с применением цифровых технологий сформировалась оптимистическая оценка перспектив цифровизации предприятий различных видов деятельности. Тем не 2018. Т.15. № 4 45

менее, сегодня многие фирмы в разных отраслях считают решение о внедрение. Особенностью российских машиностроительных предприятий машиностроительной является то, что они объединены в крупные колобрации [6]. Это предоставляет определённые преимущества в конкурентной среде.

Эффективность деятельность предприятий и развитие его экосистемы и подсистем в целом опирается опирается на концептуальные методы, на основании

которых можно осуществлять формирование управленческих инструментов — факторы, оказывающие влияние на управление в цифровой среде, методы управления, критерии отбора [5]. Опираясь на теоретическую базу можно сформировать модель инструментов в системе управления конкурентоспособностью предприятия представлена в табл. 1.

Таблица 1

Модель управления конкурентоспособностью предприятия_

Объект Критерии Цели Инструментарий

Предприятие Структура предприятия Ресурсы Автоматизация, контролинг,

Экосистема Формирование внутренних и внешних связей структуры Динамические цифровые экосистемы Кооперация , Аудит процессов

Стратегия Эффективность Хозяйственная деятельность предприятия Прогнозирование: стратегическое планирование

Цели Создание ценности Производство, реализация Цифровые модели создания ценности

Инновации Повышение инновационной активности Инвестиции в НМА Управление инновациями

Концепция «Индустрия 4.0» позволяет опреде- цифровой среде а интеграция технологических реше-лить направления развития цифровизации предприя- ний во все процессы предприятия, с целью получению тий, оказывающим влияние стимулирующие и сдер- наибольшего эффекта (табл. 2). живающие развитие конкурентных преимуществ в

Таблица 2

Факторы цифровой конкуренции

Фактор Воздействие Влияние Решение

Большой не оцифрованных данных Базы данных, доступ Запутанный документооборот, большие объемы данных, дублирование документов, отсутствие регламента Оцифровка, упорядочивание, снижение скорости обработки информации

Планирование Планы производства, закупок, продаж Затаривание, перепроизводство, простои Снижение затрат за счет роботизации процессов, цифровой контроль

Повышение качества Качество продукции, процессов Снижение показателей предприятия, возвраты, брак Цифровой анализ оборудования и готовой продукции, компьютерное моделирование процессов

Path Dependence Применение устаревших технологий Снижение инновационной, технологической, активности предприятий Применение нейронных сетей для анализа и оценки трендов, прогнозирование

Недостаток знаний Компетенции персонала Снижение эффективности управления, связанного с недостаточной квалификацией персонала. Сопротивление изменениям Обучение персонала, разработка гибкой системы мотивации

Цифровая безопасность Сети, информация, персонал Потеря, хищение информации, промышленных шпионаж Создание защищенной базы данных

В табл. 2 представлены лишь ряд факторов, которые цифровизация позволит исследовать и устранить негативное воздействие этих факторов на результаты деятельности предприятия. Перед искусственным интеллектом можно ставить и другие задачи, которые будут решены для обеспечивают конкурентное преимущества

Создание и совершенствование организационного механизма управления конкурентоспособностью в цифровой экономике должно основываться на изучении современных тенденций развития мировой эко-

номики и с формированием и разработкой уникальных технологических компетенций, управленческих компетенций.

Для понимания влияния на конкурентоспособность предприятия и ведущий к ее снижению как фактор Path Dependence ученые выделяют долговечность капитального оборудования, которое может устаревать раньше, чем окупятся инвестиции в него. Так же эффект колеи касается и человеческого капитала, который должен быть важным конкурентным преимуществом, однако реализация инновационный

идей также подвержено влиянию Path dependence, так как это напрямую связано со спецификой социокультурного уровня научных и производственных кадров предприятий. В настоящее время сложилась такая ситуация, когда осознание руководителями значимости в цифровые технологии как эффективного ресурса наращивания конкурентных преимуществ не достигло достаточного уровня.

Реализация мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия связана с возникновением, обработкой и передачей большого объема информации, что позволяет говорить о системе как об информационной системе, для организации которой необходима разработка сложного программного обеспечения, способного аккумулировать, обновлять информацию о состоянии , средствах, участниках процесса управления и оценивать силу и результаты управляющего воздействии и его статус, производить анализ внешней и внутренней среды и др.

В структуре центра необходимо выделить центры компетенций, ответственные за направления и развитие конкурентных преимуществ и управление конкурентоспособностью. Для успешной реализации системы управления конкурентоспособности предприятия, построенной на принципах экоситемы, необходимо выделить центры компетенций отвечающие за

работу по следующим направлениям: центр цифрового обеспечения, центр поддержки инноваций, центр информационной и экономической безопасности, а также центр, которые будет отвечать за разработку бизнес-стратегий. Взаимодействие центров компетенций осуществляется на равном уровне, основанном на комплементарном взаимодействии, взаимном общении и коэволюционном развитии.

Современное предприятие, которые стремиться повысить свою конкурентоспособность встречает различные источники сопротивления управленческому воздействию, которые зачастую связаны с тем, что менеджмент не может найти компромиссных решений с персоналом предприятия [5].

Реализация новых бизнес-процессов в период цифровой трансформации может столкнуться с сопротивление со стороны сотрудников, это может быть связано с недостаточными знаниями, нежеланием меняться, недостаточной способностью к адаптации. Это является одним из негативных факторов, воздействующих управление конкурентоспособностью предприятия. Для успешной реализации управленческих процессов в центрах компетенций необходимо выделение кросс-команд, деятельность которых должна быть основана на принципах, представленных на рис. 2.

Рис. 2. Принципы формирования кросс-функциональных команд для реализации системы управления конкурентоспособностью предприятия

Создание кросс-функциональных команд поможет добиться интегрированию процессов внутри корпоративной культуры и способствовать повышению эффективности процессов реализации системы управления конкурентоспособностью.

На этапе цифровой трансформации системы конкурентоспособности необходимо учитывать интересы каждой группы работников предприятия, стараясь учесть их интересы и устранить или заменить конфликт интересов внутренней конкуренцией, направленной на соревновательное решение поставленных

перед подразделениями задач. Создание условий, основанных на понимании каждым сотрудником важности получаемого результата и его роли в достижении целей предприятия должно способствовать максимально эффективному использованию методов, инструментов , накопленного опыта не только для решения узких задач своего подразделения но и всей организации в целом. Для достижения конечного результата необходимо использовать проектный подход и создать кросс-функциональные команды управления конкурентоспособностью, что поможет распреде-

лить ответственность участников проекта за все аспекты и позволит учесть нюансы реализации системы конкурентоспособности по этапам.

Каждое предприятие уже давно использует цифровые технологии, в зависимости от степени проникновения их во все процессы цели оценки необходимо оценить насколько цифровые технологии проникли во все сферы деятельности и как то соотносится на результатами деятельности.

Чтобы ввести цифровую стратегию цифровой трансформации необходимо провести оценку цифровой зрелости предприятия. Оценка представляет собой набор шаблонов, которые позволяют нам узнать, где компания в отстающих или превосходя в своей организации или людей, процессов, технологий и данных. Каждый шаблон с учетом отрасли, размера компании и предложения. Для каждого предприятия характерен свой уровень цифровой зрелости. Цели , которые стоят перед оценкой цифровой зрелости позволят предприятию оценить скрытый цифровой, производственный, человеческий потенциал, сопоставить свои возможности со своими стратегическими планами, оценить свою цифровую конкурентоспособность, увидеть перспективы дальнейшей цифровизации, оценить объективное соотношение затрат на цифро-визацию с их отдачей, оценить доступность и безопасность применяемых цифровых технологий.

Направления, по которым предприятие должно производить оценку своей цифровой зрелости можно разделить на 10 групп.

1) Уточнение, формирование единой стратегии цифровой трансформации.

2) Анализ и оценка эффективности применяемых программные продукты, сервисы, платформы

3) Оценка уровня цифрового маркетинга и коммуникаций.

4) Участие в процессе разработки программных продуктов на, реализации и управления

5) Внедрение Agile IT.

6) Анализ, оценка, аудит цифровых процессов.

7) Уровень организационной культуры.

8) Уровень инновационного потенциала предприятия.

9) Оценка оборудования и систем и его последующая модернизация.

10) Изучение конкурентной среды.

В результате проведенной оценки в зависимости от полученных результатов предприятие предпринимает ряд управленческих мер, которые позволят добиться оптимальных результатов и повысить цифровую конкурентоспособность.

Реализация мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия связана с возникновением, обработкой и передачей большого объема информации, что позволяет говорить о системе как об информационной системе, для организации которой необходима разработка сложного программного обеспечения, способного аккумулировать, обновлять ин-

формацию о состоянии , средствах, участниках процесса управления и оценивать силу и результаты управляющего воздействии и его статус, производить анализ внешней и внутренней среды и др.

Следственно, успешная реализация мероприятий по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью становится реальной основой для принятия решений всех уровней должна опираться на следующие аспекты [6]:

- высокое качество IT-систем;

- своевременное поступление, обработка, обмен и синхронизация информации о внешней и внутренней среды предприятия;

- изменение управляющей подсистемы под новые принципы цифровой экосистемы[7].

Таким образом повешение конкурентоспособности предприятия в современном мире не может осуществляться вне нового экономического уклада и внедрение цифровых технологий, инноваций в управлении и производстве создаст подушку безопасности в конкурентной борьбе.

Важной частью реализации системы управления конкурентоспособностью цифровой экосистеме предприятия.

Литература

1. Егоров Н.С. Система стратегического управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов / Н.С. Егоров // Вестник ЧГУ. - 2016. №5. -С.369-374.

2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

3. Top 10 Strategic Technology Trends for 2017 // [Электронный ресурс] // Gartner, 14.10.2016,

URL: https://www.gartner.com/doc/3471559 (дата обращения: 25.10.2018)

4. Koch Th. Seeing through the network: Competitive advantage in the digital economy Thorsten Koch and Josef Windsperger // //Journal of Organization De-sign2017-[Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.1186/s41469-017-0016-z (дата обращения: 25.10.2018)

5. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Концепция управления эффективностью развития предприя-тий//Международные научные исследования. 2016. №4(29). С. 311-316.

6. «Индустрия 4.0»: создание цифрового предприятия. Всемирный обзор реализации концепции «Индустрия 4.0» за 2016 год [Электронный ресурс]. -URL: http:Wwww.pwc.com/industry40 (дата обращения: 25.10.2018)

7. Банке Б., Сычева Е., Щетинин С. Цифровой забег. Почему для успеха цифровизации так важна скорость // BCG Review. Март, 2017. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digital-zone.aspx (дата обращения: 25.09.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.