Научная статья на тему 'Цифровая трансформация и локализация промышленного производства в России как базовые факторы экономического роста'

Цифровая трансформация и локализация промышленного производства в России как базовые факторы экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СЛОЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / DIGITAL TRANSFORMATION / INDUSTRIAL ENTERPRISES / LOCALIZATION / INDUSTRIAL POLICY / COMPLEX ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова А. А., Фролов В. Г.

Исследование посвящено промышленному сектору России, процессы и динамика которого в настоящее время находятся в фазе модернизации и роста. Стратегия развития промышленного производства России ставит во главу обеспечения экономического роста направления: увеличение процента добавленной стоимости, импортозамещение и модернизацию систем и процессов посредством цифровизации. Авторское видение выделяет в качестве базиса и гаранта экономического роста явление локализации промышленного производства и модернизацию в соответствии с течениями цифровизации с одновременным структурированным анализом рисков и возможностей. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении важнейших направлений (локализации, цифровизации в рамках анализа их рисков и возможностей), дополняющих друг друга и обеспечивающих потенциальный экономический рост отрасли. В исследовании используются методы анализа потенциала явления цифровизации, а также элементы SWOT-анализа; локализация цифровых предприятий рассматривается как проект, описывается процесс оценки рисков и возможностей в проекте как его неотъемлемая часть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL PRODUCTION DIGITAL TRANSFORMATION AND LOCALIZATION IN RUSSIA AS BASIC FACTORS OF ECONOMIC GROWTH

The study is devoted to the industrial sector of Russia, the processes and dynamics of which are currently in the phase of modernization and growth. The strategy for the development of industrial production in Russia puts in the forefront of economic growth directions: increasing the percentage of added value, import substitution and modernization of systems and processes. The author’s vision singles out, as a basis and guarantor of economic growth, the phenomenon of localization of industrial production and modernization in accordance with the trends of digitalization with simultaneous structured analysis of risks and opportunities. The scientific novelty of the study consists in a comprehensive review of the most important areas (localization, digitization in the context of analysis of their risks and opportunities), complementing each other and providing potential economic growth of the industry. The study uses methods to analyze the potential of the phenomenon of digitalization, as well as elements of SWOT-analysis; the localization of digital enterprises is seen as a project, the process of assessing risks and opportunities in the project is described, as its integral part.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация и локализация промышленного производства в России как базовые факторы экономического роста»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

КАК БАЗОВЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА INDUSTRIAL PRODUCTION DIGITAL TRANSFORMATION AND LOCALIZATION IN RUSSIA AS BASIC FACTORS OF ECONOMIC GROWTH

а.а. павлова

Аспирант кафедры «Экономики Фирмы» Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

a.a. pavlova

Student of «Business Economics» of the Nizhny Novgorod State University n.a. N. Lobachevsky

364

Научный руководитель: В.Г. Фролов - доцент кафедры «Экономики Фирмы» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, к.э.н., доцент.

Research supervisor: V.G. FroLov - assistant professor of «Business Economics» of the Nizhny Novgorod State University n.a. N. Lobachevsky, PhD in Economics, assistant professor.

АННОТАЦИЯ

Исследование посвящено промышленному сектору России, процессы и динамика которого в настоящее время находятся в фазе модернизации и роста. Стратегия развития промышленного производства России ставит во главу обеспечения экономического роста направления: увеличение процента добавленной стоимости, импортозамещение и модернизацию систем и процессов посредством цифровизации. Авторское видение выделяет в качестве базиса и гаранта экономического роста явление локализации промышленного производства и модернизацию в соответствии с течениями цифровизации с одновременным структурированным анализом рисков и возможностей. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении важнейших направлений (локализации, цифровизации в рамках анализа их рисков и возможностей), дополняющих друг друга и обеспечивающих потенциальный экономический рост отрасли. В исследовании используются методы анализа потенциала явления циф-ровизации, а также элементы SWOT-анализа; локализация цифровых предприятий рассматривается как проект, описывается процесс оценки рисков и возможностей в проекте как его неотъемлемая часть. ABSTRACT

The study is devoted to the industrial sector of Russia, the processes and dynamics of which are currently in the phase of modernization and growth. The strategy for the development of industrial production in Russia puts in the forefront of economic growth directions: increasing

the percentage of added value, import substitution and modernization of systems and processes. The author's vision singles out, as a basis and guarantor of economic growth, the phenomenon of localization of industrial production and modernization in accordance with the trends of digitalization with simultaneous structured analysis of risks and opportunities. The scientific novelty of the study consists in a comprehensive review of the most important areas (localization, digitization in the context of analysis of their risks and opportunities), complementing each other and providing potential economic growth of the industry. The study uses methods to analyze the potential of the phenomenon of digitalization, as well as elements of SWOT-analysis; the localization of digital enterprises is seen as a project, the process of assessing risks and opportunities in the project is described, as its integral part.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Цифровая трансформация, промышленные предприятия, локализация, промышленная политика, сложные экономические системы. KEYWORDS

Digital transformation, industrial enterprises, localization, industrial policy, complex economic systems.

Введение

Промышленный сектор страны находится на особом положении среди потенциальных направлений экономического роста. Он наиболее уязвим с точки зрения мировой конкуренции, однако множественные государственные и коммерческие программы и стратегии, направленные на его стимулирование, вносят положительный вклад в общее развитие промышленного сектора страны. Промышленный сектор также входит в цепочку синергии, а именно, положительные тенденции и инновации в смежных областях

результируют в рост промышленного сектора. В отличие от индустрии нефти и газа, промышленность имеет более ярко выраженные исторические фазы (четыре промышленные революции).

Для целей использования термина четвертой промышленной революции в рамках российского промышленного сектора необходимо оценить текущие тенденции и сделать вывод о том, вышла ли российская промышленная индустрия на фазу, характеризующую промышленность с точки зрения роста и инноваций. По нашему мнению, ключевые индикаторы четвертой промышленной революции следующие:

1. Всеобщее подключение (датчики и сети)

2. Облако, облачные технологии (вычисления и данные по запросу)

3. Приставка Cyber (к словам «модель», «память», «технологии» и т.д.)

4. Контент / контекст (значение и корреляция)

5. Сообщество (совместное использование и сотрудничество)

6. Кастомизация (персонализация, гибкость, быстрота реагирования на запросы)

В данной работе мы проведем исследование потенциала с элементами SWOT-анализа текущей ситуации в рамках присутствия признаков четвертой промышленной революции в России, выделим области роста и угрозы стимулирования роста промышленного сектора России по принципам «Индустрии 4.0.». Понятие локализации и современные тенденции в данной сфере являются инструментом, посредством которого возможно обеспечить рост промышленного сектора. Применительно к промышленному сектору России на примере важной ее части — процесса оценки рисков

и возможностей в деятельности промышленного предприятия — будет объяснена необходимость оценки рисков в проекте по локализации цифровых предприятий.

Возможности для экономического роста

промышленных предприятий в рамках проведения цифровой трансформации

Одной из важнейших задач, стоящих перед современной российской экономикой, является повышение конкурентоспособности автомобильной промышленности — как на уровне производства конечных изделий, так и в аспекте рынка автокомпонентов. Это подразумевает необходимость выполнения конкретных шагов, связанных с повышением эффективности использования природных, материальных и трудовых ресурсов, повышением показателей производительности труда и количества высокотехнологичных рабочих мест, стремительным развитием производственного и научно-технического потенциала страны и т.д. Подобные задачи целесообразно выполнять с учетом складывающихся мировых тенденций развития автомобильного производства.

Цифровизация — это преобразование информации в цифровую форму [1]. При успешном внедрении последних новшеств и стратегических инициатив развития промышленного сектора потенциальные преимущества цифрови-зации связаны с повышением производительности, ростом доходов и конкурентоспособностью, особенно в автомобильной промышленности. Прошедший запуск пилотных проектов был осуществлен в 2016 году, а их полная реализация — в 2025 году ^тИ: е^ а1, 2016) [2]. В настоящее время технологии активно применяются в секторе специального транспорта, такого, как заправочные машины для самоле-

368

тов. Так, немецкая компания AFS Aviation Fuel Services GmbH (Гамбург) использует следующий технологический набор: так называемая система подачи топлива (FHS) моделирует все процессы от планирования и закупки до заправки топливом [3].

В 2014 году в России создана Национальная технологическая инициатива, направленная на развитие стратегически значимых отраслей промышленности и формирование рынков будущего. В ее рамках «дорожная карта» TechNet имеет кросс-рыночный и кросс-отраслевой характер, то есть обеспечивает технологическую поддержку развития рынков будущего и высокотехнологичных компаний посредством развития передовых производственных технологий как в рамках рынка, так и путем кросс-отраслевого трансфера технологий. В связи с этим планируется тесное сотрудничество группы TechNet с перспективными рынками будущего, которые уже сейчас начинают формироваться [4].

Понимание цифровизации постоянно расширяется из-за высокого уровня активности и постоянного развития новых подходов и решений со стороны бизнеса и исследовательских институтов. Несомненно, повсеместное улучшение и модернизация может привести к решению одной из важнейших задач российской автомобильной промышленности — повышения конкурентоспособности продукции.

Экономические, социальные, технологические, политические и другие факторы, которые оказывают серьезное влияние на развитие промышленности, изложены в ряде работ зарубежных и российских авторов. В работе Т. Стока и Г. Селигера отмечается: «Усиливающаяся организационная сложность в производственной системе не может управляться одним центром с момента поступления опре-

деленного указания». Таким образом, процессы принятия решений «будут смещены от наличия одного центра к децентрализации» (Stock and Seliger, 2016).

В работе Ф. Тонелли, М. Демартини, А. Лолео и Ч. Теста отмечено, что: «Процесс принятия решений становится все более сложным в результате огромного количества альтернатив и множественных противоречивых целей» (Tonelli et al., 2016).

Т. Сток и Г. Селигер пишут: «Работникам все чаще приходится контролировать автоматизированное оборудование, интегрироваться в децентрализованное принятие решений и участвовать в инженерных работах в рамках сквозной разработки» (Stock and Seliger, 2016).

На основе анализа имеющихся работ по обозначенной теме можно сделать вывод о том, что авторы выделяют следующие факторы, которые являются наиболее важными для производства продукции в рамках цифровизации: эффективность процесса принятия решений; подготовка персонала; отношение малых и средних предприятий к процессам цифровизации; усложнение производственных процессов; появление новых моделей цифрового рынка и отношений; автоматизации производства и другие.

Анализируя потенциальный экономический эффект от реализации цифровизации в промышленности, можно отметить следующий опыт развитых стран. Так, полностью охваченная диджитализацией промышленность Великобритании, как прогнозируется корпорацией KPMG, должна получать прирост в размере 6,9 млрд фунтов стерлингов ежегодно к 2035 году. Совокупный общий эффект для экономики может составить 74 млрд фунтов стерлингов к 2035 году. Однако есть проблемы со стороны промышленности

370

и правительства, которые необходимо преодолеть. Необходимо улучшить цифровую инфраструктуру, необходимо разработать четкую политику в отношении кибербезопасности, необходимо устранить проблему нехватки навыков и ускорить инвестиции в процесс диджитализации [5].

Например, при реализации концепции концерн Volkswagen AG, который стоит у истоков применения активной цифровизации, в своих производственных и организационных процессах использует следующие основные направления работы (рис. 1) [6].

Диджитализация

•^^^с^иализация всех устройств •Связь сообщающихся устройств посредством современных технологий (1оТ) •Си^матизация ранее не связанных процессов

Симуляционные активности

•Рас^остранение и повсеместное применение ЗО-печати: изготовление оборудования, частей кузова •Предаарительная симуляция встраиваемости напечатанных компонентов перед применением дорогостоящих материалов

Тесная работа по принципу "кооперация человек-

робот"

•Сенсоры безопасности нового поколения, позволяющие человеку и роботу работать синхронно без потери трудоспособности человека

Использование метода Big Data (ботшие массивы

данных)

•Отслеживание больших массивов информации в рамках работы по направлению логистики: входящей, внутренней и выходящей •Вюушшзация сложных логистических цепей

Рис. 1. Принципы цифровизации

На основе проведенного исследования иностранных и имеющихся отечественных практик по применению цифровизации и организации цифровых предприятий нами были сформулированы потенциальные сильные стороны при применении принципов цифрового предприятия, а именно:

1. Более высокий уровень производительности. Производительность: повышение производительности на 1525% без учета материальных затрат и 5-8%, включая затраты на материалы. Наибольшие выгоды ожидаются в автомобильных компонентах и автомобилях [7].

2. Более высокий уровень рентабельности.

3. Импорт новейших технологий в области автомобилестроения.

4. Рост объемов промышленного производства в автомобильной промышленности.

5. Конкурентоспособность предприятий автомобилестроения (высокотехнологичная продукция высокого передела).

6. Сокращение производственного цикла выпускаемой продукции.

7. Повышение акционерной стоимости предприятий.

8. Доступность в России IoT-платформы для сбора, хранения и обработки данных, как глобальных, так и национальных [8].

9. Повышение времени бесперебойной работы оборудования и сокращение его простоев.

10. Сквозное автоматизированное управление изделием на всем его жизненном цикле.

11. Возрастающая роль обучающих фабрик.

12. «Новый тип интеллектуальной, связной и гибкой цепочки создания стоимости» [9].

372

13. Производство индивидуальных и клиентоориентиро-ванных товаров.

14. Повышение производительности совместной работы структурных подразделений.

15. Децентрализация процессов принятия управленческих решений.

16. 6% увеличение занятости в течение следующих 10 лет для высококвалифицированных рабочих [10].

17. Наличие решений для борьбы с информационно-технологическими угрозами.

Таким образом, нами предлагаются следующие подходы для целей развития промышленных предприятий в рамках цифровизации:

1. Использовать более высокий уровень рентабельности и производительности труда предприятий автомобильной промышленности Индустрии 4.0 для формирования новых ведущих (прорывных) рынков продуктов и услуг. Создание рынков новых продуктов и услуг (робототехника, электромобили и беспилотный транспорт, другие) и значительная трансформация автомобилестроения, подобно тому, как это сейчас происходит в секторах цифровых медиа и торговли за счет внедрения промышленного интернета.

2. Использовать повышение конкурентоспособности предприятий автомобильной промышленности (высокотехнологичная продукция высокого передела) Индустрии 4.0 для обеспечения темпов роста объемов промышленного производства.

3. Использовать изменение технологий управления, автоматизации и технологий производства для перехода к шестому технологическому укладу.

4. Использовать взаимодействие между элементами ^таг!-логистика) в цепи создания добавленной стоимости для возможной кооперации предприятий автомобильной промышленности.

5. Использовать возможность укрепления позиций обрабатывающих отраслей промышленности России (и других отраслей) для модернизации предприятий промышленности и повышения спроса на отечественную продукцию.

6. Использовать переход на новые бизнес-модели — от продажи продуктов к продаже услуг (создание 1Т-платформ) для повышения темпов промышленного производства.

7. Использовать рост эффективности процессов в цепочке «поставщик — потребитель» для перехода от инфляционного развития к дефляционному, которое базируется на росте эффективности всех участников экосистемы промышленности, включая конечных потребителей.

8. Использовать обучающие фабрики, благодаря которым повысятся организационные навыки сотрудников современных предприятий, что позволит снизить риски, связанные с обеспечением экономической безопасности предприятий.

9. Развивать новый тип интеллектуальной цепочки создания добавленной стоимости, когда связь между различными ключевыми элементами ее создания осуществляется с помощью облачных технологий, что способствует уменьшению барьеров входа для некоторых средних и малых предприятий для участия в новых рынках благодаря экономичности использования подобных технологий.

374

10. Осуществлять производство индивидуальных и ка-стомизированных товаров по разумным ценам, что будет способствовать повышению удовлетворенности клиентов: повышенная адаптация продукта и разнообразие продуктов, развитие новых бизнес-моделей, которые активно используют технологии Smart data для предложения новых услуг.

Важным отмечается вопрос вовлеченности промышленных предприятий, органов власти, образовательных и научных организаций в развитие цифровизации. Приоритет, по нашему мнению, следует отдать следующим направлениям и действиям в рамках цифровизации:

• детальный отраслевой анализ реального состояния производства и экономических эффектов;

• разработка новой региональной промышленной политики для стимулирования кластеризации поставщиков технологий и производства;

• разработка стандартов и базовых характеристик организации промышленного производства для внедрения технологий по типу «машина — машина»;

• разработка логистических схем кооперации поставок компонентов предприятиями-смежниками;

• экспертно-аналитическая оценка остаточного потенциала промышленных предприятий;

• формирование реестров инновационной наукоемкой продукции на уровне предприятий, региона, отрасли;

• учреждение совместных научно-исследовательских грантов для университетов и технологических компаний;

• внесение изменений в правила охраны труда, здоровья и безопасности для обеспечения эффективного использования новых технологий;

• инвестиции в цифровую инфраструктуру (например, высокоскоростную широкополосную связь и подключение);

• обеспечение финансовых стимулов для продвижения цифровых технологий производства и инноваций компаниями разного уровня — от крупного до малого бизнеса;

• формирование стандартов использования, хранения данных и кибербезопасности для обеспечения информационной безопасности.

О необходимости оценки рисков в проекте локализации цифровых предприятий

Исследования систем управления рисками стали особенно актуальными после выхода международного стандарта ISO 9001:2015 и недавнего выхода в 2016 году стандарта IATF 16494. В российской практике тема анализа рисков освещена в трудах А.В. Кочеткова, Л.В. Янковского, И.И. Лившиц, А.Е. Танатаровой, П.А. Лонцих, А.В. Хоро-шавина, Н.А. Карташовой, Г.Д. Апальковой. В зарубежной практике тему управления рисками в организации поднимали следующие авторы: David A. Carter, Daniel A. Rogers, Betty J. Simkins, Stephen D. Treanor, John Lathrop, Barry Ezell, Ali Ali, Derrick Warren, Lars Mathiassen, Golnar Behzadi, Michael Justin O'Sullivan, Tava Lennon Olsen, Abraham Zhang.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новейший стандарт IATF 16949 предусматривает проведение всесторонней оценки рисков: организации в первую очередь заинтересованы применять все положения стандартов и методических инструкций с целью снижения вероятности наступления рисков.

37

Анализ рисков в проектной деятельности цифрового промышленного предприятия проводили ученые в основном зарубежного научного сообщества. Так, Jiri Tupa, Jan Simota, Frantisek Steiner в своей статье "Aspects of risk management implementation for Industry 4.0" представляют проект структуры для управления рисками цифрового предприятия. Кроме информационных рисков, появляется и новая группа рисков, связанная с увеличением скорости работы над проектами, количеством проектов, потребностями в кадрах с разносторонней компетенцией и др. Такие риски мало исследованы в зарубежной и отечественной практиках.

Следует определить процесс работы с рисками как идущий параллельно в отношении процесса проекта по локализации. На это есть несколько причин, а именно:

1) Оценка и анализ рисков начинается во время стадии планирования, т.е. в момент работы над принятием решения о локализации;

2) Последние стандарты группы ISO рекомендуют проведение процесса анализа рисков в рамках любого проекта и деятельности организации в целом;

3) Риски могут получать несколько сценариев развития и переходить из группы А (самые критичные и серьезные риски) в другие, менее критичные группы и наоборот, поэтому требуется такой инструмент, как отслеживание рисков в процессе работы.

Цель идентификации рисков в рамках цифрового предприятия состоит в том, чтобы создать полный перечень рисков, основанных на событиях, которые могут создавать, улучшать, предотвращать, ускорять или замедлять достижение целей.

Интеграцию от стандартного промышленного предприятия к цифровому можно разделить на вертикальную

и горизонтальную. Вертикальная интеграция указывает на растущий обмен информацией и сотрудничество между различными уровнями иерархии (управление, корпоративное планирование, планирование производства) внутри предприятия. Горизонтальная интеграция описывает тесное сотрудничество между несколькими предприятиями в рамках одной сети создания стоимости [11].

Условием функциональности обеих форм интеграции является широкая доступность эффективных и доступных сенсорных сетей (например, радиочастотная идентификация, RFID). На основе этого создаются интеллектуальные или интеллектуальные объекты и устройства, которые позволяют осуществлять связь в реальном времени между машинами, рабочими ресурсами и прикладными системами. В совокупности эти технологические разработки обеспечивают основу для внедрения новых производственных процессов и бизнес-моделей на так называемых интеллектуальных заводах [12, 13].

Цифровизация порождает новые категории рисков в этой области из-за увеличения уязвимости и угроз. Связь кибер-пространства, сложного производства технологий и элементов и использование аутсорсинга услуг является основным фактором, повышающим уязвимость. Идентификация новых видов рисков цифрового предприятия представлена в таблице 1.

Существует также предположение о необходимости разработки и тестирования новых подходов к управлению рисками. А именно, 1Т-риски могут повлиять на процесс промышленного производства, и могут появиться новые потенциальные производственные риски (кибератака, вредоносное ПО, шпионское ПО, потеря целостности данных или проблемы с доступностью информации).

378

Таблица 1

Идентификация рисков цифрового предприятия

Наименование риска Детализация

Размещение всех систем в электронных ресурсах / Тотальная информатизация и цифровизация Информационный риск, связанный с потерями данных, потерей целостности и доступности информации

Корректная передача данных / Некачественная обработка и передача данных Проблема с наличием и целостностью данных для последующего обслуживания оборудования после фазы проекта

Появление новых позиций / Несоответствие программ образования потребностям рынка Низкое количество квалифицированных кадров, знающих специфику проектной работы цифрового предприятия

Рост электромагнитного излучения / Рост числа электромагнитных носителей Проблемы, связанные с электромагнитной совместимостью и электромагнитным излучением, влияющими на производственные машины

Высокий темп запуска новых проектов / Обработка и учет ошибок Процесс работы над ошибками

Высокая зависимость от устойчивости технологий и сетей, когда небольшие сбои могут привести к серьезным последствиям Рост числа рисков группы «А» (наиболее значимые риски, связанные со скрещением хранимых производственных запасов для целей обеспечения критических ситуаций)

Проблемы занятости (миграции персонала) Мировые ротации ускоряют миграцию потоков кадров из страны в страну с целью расширить сеть своих контактов и получить опыт работы в разных культурах

Зависимость от ряда факторов (стандарты, предложение рабочей силы с соответствующими навыками, инвестиции и НИОКР) Повышенное действие синергии внешних и внутренних процессов организации

Наименование риска Детализация

Значительные затраты на разработку и внедрение Смещение акцента с исполнения на планирование и моделирование

Усложнение процесса принятия решений «Процесс принятия решений становится все более сложным в результате огромного количества альтернатив и множественных противоречивых целей» [14]

Потенциальная потеря контроля над предприятием В случае поражения центральной системы управления

Экономическая безопасность Угроза ослабления экономической безопасности автомобильных предприятий

Угроза «уязвимости и вола-тильности глобальных цепей добавленной стоимости» В связи с повышением комплексности и сложности сетей любое нарушение может повлечь более масштабные проблемы, чем в предыдущие годы

Заключение

В данной работе нами были рассмотрены понятия цифровых предприятий, их локализации на территории России, особенности такой локализации. При локализации цифровых предприятий следует уделить большое внимание рискам, потому что сами особенности таких предприятий порождают новый спектр угроз и уязвимостей, что требует применения постоянной системы менеджмента рисков.

Путем применения элементов SWOT-анализа нами были выявлены потенциальные экономические эффекты от внедрения цифровых предприятий. Некоторые из них:

1. Более высокий уровень рентабельности.

2. Импорт новейших технологий в области автомобилестроения.

3. Рост объемов промышленного производства в автомобильной промышленности.

380

4. Конкурентоспособность предприятий автомобилестроения (высокотехнологичная продукция высокого передела).

5. Сокращение производственного цикла выпускаемой продукции.

6. Повышение акционерной стоимости предприятий.

По приведенным выше потенциальным эффектам можно сделать вывод о том, что внедрение предприятий ориентировано на порождение эффекта синергии, а именно: потенциальные улучшения будут присутствовать во всех аспектах деятельности предприятий, обеспечат гибкость реагирования на запросы конечного потребителя, что в настоящее время — приоритет отрасли в целом.

Потенциальные экономические эффекты несут за собой спектр возможностей, также описанных нами выше. Мы выделяем ключевые возможности, потребность рынка в проработке которых присутствует уже в настоящее время:

1. Использовать обучающие фабрики, благодаря которым повысятся организационные навыки сотрудников современных предприятий, что позволит снизить риски, связанные с обеспечением экономической безопасности предприятий.

2. Развивать новый тип интеллектуальной цепочки создания добавленной стоимости, когда связь между различными ключевыми элементами ее создания осуществляется с помощью облачных технологий, способствует уменьшению барьеров входа для некоторых средних и малых предприятий для участия в новых рынках благодаря экономичности подобных технологий.

3. Осуществлять производство индивидуальных и касто-мизированных товаров по разумным ценам, что будет способствовать повышению удовлетворенности клиентов: повышенная адаптация продукта и разнообразие продуктов, развитие новых бизнес-моделей, которые активно используют технологии Smart data для предложения новых услуг.

Опять же, потенциальное поле работы по внедрению цифровых предприятий видится нам комплексным мероприятием, в которое должны быть вовлечены как фирмы, так и органы законодательной власти, а также органы сертификации.

Что касается оценки рисков, то в настоящее время с выходом стандарта IATF 16949 будет пересмотрена роль анализа рисков в промышленной организации. Главная цель — это выход на «риск-ориентированное мышление», для чего необходимо проводить оценку рисков в каждом подразделении организации, а также и в самой проектной работе. В настоящее время это особенно актуально, так как, как отмечено выше, в развивающихся цифровых промышленных предприятиях появляются как внешние, так и внутренние риски, которые необходимо как минимум отслеживать и держать под контролем.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00781.

Библиографический список

1. Newwords and meanings. A dictionary-reference on the materials ofthe press and literature of the 90s: in 3 tons / Ed. TN Butseva, EA Levashova; Institute of Linguistic Research of the Russian Academy of Sciences. — St. Petersburg. : Bulanin D., 2014. — ISBN 978-5-86007-769-0.

382

2. Chebotarev S., Chebotarev V., Zhurenko D. Initiative "Industry 4.0": a new industrial policy // the Society and economy. — 2016. № 6. P. 43-57.

3. Jan SMIT, Stephan KREUTZER, Carolin MOELLER, Malin ARLBERG. Industry 4.0. European parliament. 2016.

4. Dietmar Goericke. Industrie 4.0 in practice — Solutions for industrial applications — Industrie 4.0 Forum — p. 26 — 2016.

5. Kagermann, H./Anderl, R./Gausemeier, J./Schuh, G./Wahlster, W. (Eds.): Industrie 4.0 in a Global Context: Strategies for Cooperating with International Partners (acatech STUDY), Munich: Herbert Utz Verlag. 2016.

6. Hawes M. The Digitalisation of the UK Automotive Industry — KPMG Internation — November 2016.

7. Stock T., Seliger G. Opportunities of Sustainable Manufacturing in Industry 4.0 — 13th Global conference on sustainable manufacturing — Decoupling growth from resource use. 2016. Vol. 40. P. 536-541.

8. Tonelli F., Demartini M., Loleo A., Testa C. A Novel methodology for manufacturing firms value modeling and mapping to improve operational performance in the Industry 4.0 era // Factories of the future in the digital environment — Proceeding of the 49th CIRP Conference on manufacturing systems. 2016. Vol. 57. P. 122-127.

9. Industrial (automotive) Internet of things. World experience and development prospects in Russia. Assessment of the impact on the quality of life of citizens and the economic development of the country. J'son & Partners Consulting. 2016.

10. A.Wank, S.Adolph, O.Anokhin, A.Arndt, R.Anderl, J.Metternich Using a learning factory approach to transfer industrie 4.0 approaches to small and medium-sized enterprises // 6th CIRP Conference on learning factories. 2016. Vol. 54. P. 89-94.

11. M. Brettel, N. Friederichsen, M. Keller, and M. Rosenberg, How Virtualization, Decentralization and Network Building Change the

Manufacturing Landscape: An Industry 4.0 Perspective, World Acad. Sci. Eng. Technol. Int. J. Mech. Aerospace, Ind. Mechatron. Manuf. Eng. 8(1) pp. 37-44 - 2013.

12. T. Niesen, C. Houy, P. Fettke, and P. Loos, Towards an Integrative Big Data Analysis Framework for Data-Driven Risk Management in Industry 4.0, in 2016 49th Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS), pp. 5065-5074 - 2016.

13. D. Lucke, C. Constantinescu, and E. Westkämper, Smart Factory—A Step towards the Next Generation of Manufacturing, in Manufacturing Systems and Technologies for the New Frontier, London: Springer London,pp. 115-118 — 2008.

14. Фролов В.Г., Павлова А.А. Локализация промышленного производства: теоретические и прикладные аспекты // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69-1). С. 175-180.

Bibliographical list

1. Newwords and meanings. A dictionary-reference on the materials ofthe press and literature of the 90s: in 3 tons / Ed. TN Butseva, EA Levashova; Institute of Linguistic Research of the Russian Academy of Sciences. — St. Petersburg. : Bulanin D., 2014. — ISBN 978-5-86007-769-0.

2. Chebotarev S., Chebotarev V., Zhurenko D. Initiative "Industry 4.0": a new industrial policy // the Society and economy. — 2016. № 6. P. 43-57.

3. Jan SMIT, Stephan KREUTZER, Carolin MOELLER, Malin ARLBERG. Industry 4.0. European parliament. 2016.

4. Dietmar Goericke. Industrie 4.0 in practice — Solutions for industrial applications — Industrie 4.0 Forum — p. 26 — 2016.

5. Kagermann, H./Anderl, R./Gausemeier, J./Schuh, G./Wahlster, W. (Eds.): Industrie 4.0 in a Global Context: Strategies for Cooperating with International Partners (acatech STUDY), Munich: Herbert Utz Verlag. 2016.

384

6. Hawes M. The Digitalisation of the UK Automotive Industry — KPMG Internation — November 2016.

7. Stock T., Seliger G. Opportunities of Sustainable Manufacturing in Industry 4.0 — 13th Global conference on sustainable manufacturing — Decoupling growth from resource use. 2016. Vol. 40. P. 536-541.

8. Tonelli F., Demartini M., Loleo A., Testa C. A Novel methodology for manufacturing firms value modeling and mapping to improve operational performance in the Industry 4.0 era // Factories of the future in the digital environment — Proceeding of the 49th CIRP Conference on manufacturing systems. 2016. Vol. 57. P. 122-127.

9. Industrial (automotive) Internet of things. World experience and development prospects in Russia. Assessment of the impact on the quality of life of citizens and the economic development of the country. J'son & Partners Consulting. 2016.

10. A.Wank, S.Adolph, O.Anokhin, A.Arndt, R.Anderl, J.Metternich Using a learning factory approach to transfer industrie 4.0 approaches to small and medium-sized enterprises // 6th CIRP Conference on learning factories. 2016. Vol. 54. P. 89-94.

11. M. Brettel, N. Friederichsen, M. Keller, and M. Rosenberg, How Virtualization, Decentralization and Network Building Change the Manufacturing Landscape: An Industry 4.0 Perspective, World Acad. Sci. Eng. Technol. Int. J. Mech. Aerospace, Ind. Mechatron. Manuf. Eng. 8(1) pp. 37-44 — 2013.

12. T. Niesen, C. Houy, P. Fettke, and P. Loos, Towards an Integrative Big Data Analysis Framework for Data-Driven Risk Management in Industry 4.0, in 2016 49th Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS), pp. 5065-5074 — 2016.

13. D. Lucke, C. Constantinescu, and E. Westkamper, Smart Factory—A Step towards the Next Generation of Manufacturing, in Manufacturing Systems and Technologies for the New Frontier, London: Springer London, pp. 115-118 — 2008.

14. Frolov V.G., Pavlova A.A. Lokalizacija promyshlennogo proizvodstva: teoreticheskie i prikladnye aspekty// Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 4-1 (69-1). S. 175-180.

Контактная информация:

603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, angelina.pavlova@ yahoo.com

Contact links:

603024 Nizhny Novgorod, Gagarina district, bld. 23, Nizhny Novgorod State University n.a. N. Lobachevsky, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.