Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ ПАМЯТИ (АКТУАЛЬНЫЕ ИТ-ТРЕНДЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ)'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ ПАМЯТИ (АКТУАЛЬНЫЕ ИТ-ТРЕНДЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
165
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институты памяти / миссия музея / Музейный городок ГМИИ им. А.С. Пушкина / цифровая трансформация / информационно-коммуникационные технологии / ИТ-тренды / виртуальная реальность / информационная безопасность / аудиовизуальный контент / электронный документооборот / Memory institutions / Museum’s mission / Museum Quarter of Pushkin State Museum of Fine Arts / Digital Transformation / Information and Communications Technology (ICT) / IT Trends / virtual reality / information security / media content / Digital Document Management

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Определенов Владимир Викторович

музеям, как и любым другим организациям, необходимо постоянно думать о будущем, «быть в тренде» не только выставками и просветительскими мероприятиями, но и своим соответствием меняющемуся миру, ИТ-инфраструктурой, использованием технических достижений. В рамках проектирования Музейного городка ГМИИ им. А.С.Пушкина были намечены пути развития основных направлений ИТ в музее: ИТ-инфраструктуры, комплексных систем безопасности, оцифровки коллекций и автоматизации учета, развития виртуального представления музея в сети Интернет, ИТ-сопровождения архитектурного и экспозиционного проектирования, модернизации систем реализации услуг и продуктов и т.п. Статья поможет понять основные тенденции и возможности, определяющие развитие ИТ-сферы и формирующие будущее современного музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION & MEMORY INSTITUTIONS (ACTUAL IT TRENDS IN CULTURE)

Museums like other cultural organizations have to manage actual trends while thinking about their future development, not only concerning exhibitions and educational activities, but using Information and Communications Technology (ICT) to fit a changing world. We marked out the main directions of IT-development to focus on during working on the Project of The Museum Quarter of The Pushkin State Museum of Fine Arts. These are: main IT infrastructure components (hardware, software, network resources and services), security systems, digitizing museum’s collections and upgrading database, using information technologies, VR and media content in web and project development, also in capitalizing museum’s products and services. This article will help you to understand the main IT trends and opportunities that form the future of the museums.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ ПАМЯТИ (АКТУАЛЬНЫЕ ИТ-ТРЕНДЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ)»

Решетников Н.И. Музей и проектирование музейной деятельности: учебное пособие. М.: МГУКИ, 2014. Электронный ресурс: http://www.opentextnn.ru/museum/Museum_ textbook/?id=5839 (дата обращения 05.06.2017).

Родионова Д.Д., Реховская Т.А. Современные подходы к музейному источниковедению // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Серия: Культура. Культурология. 2015. № 3(32). С. 53-57.

Румянцева М.Ф. Музейный предмет и музейная экспозиция в структуре актуального исторического знания // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сб. статей / Авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Л.И. Бородкин, А.Д. Яновский. М.: Этерна, 2015. С. 70-78.

Толстова Н.Н. Архивная эвристика: методические рекомендации. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. и доп. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. 75 с.

Чувилова И.В. История в музейном пространстве: material prima// Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сб. статей / Авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Л.И. Бородкин, А.Д.Яновский. М.: Этерна, 2015. С. 93-102.

УДК 004 + 002

В.В. Определенов, V.V. Opredelenov

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ИНСТИТУТЫ ПАМЯТИ (АКТУАЛЬНЫЕ ИТ-ТРЕНДЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ)

DIGITAL TRANSFORMATION & MEMORY INSTITUTIONS (ACTUAL IT TRENDS IN CULTURE)

Аннотация: музеям, как и любым другим организациям, необходимо постоянно думать о будущем, «быть в тренде» не только выставками и просветительскими мероприятиями, но и своим соответствием меняющемуся миру, ИТ-инфраструктурой, использованием технических достижений. В рамках проектирования Музейного городка ГМИИ им. А.С.Пушкина были намечены пути развития основных направлений ИТ в музее: ИТ-инфраструктуры, комплексных систем безопасности, оцифровки коллекций и автоматизации учета, развития виртуального представления музея в сети Интернет, ИТ-сопровождения архитектурного и экспозиционного проектирования, модернизации систем реализации услуг и продуктов и т.п. Статья поможет понять основные тенденции и возможности, определяющие развитие ИТ-сферы и формирующие будущее современного музея.

Ключевые слова: институты памяти, миссия музея, Музейный городок ГМИИ им. А.С. Пушкина, цифровая трансформация, информационно-коммуникационные технологии, ИТ-тренды, виртуальная реальность, информационная безопасность, аудиовизуальный контент, электронный документооборот.

Abstract: Muséums like other cultural organizations have to manage actual trends while thinking about their future development, not only concerning exhibitions and educational ac-

tivities, but using Information and Communications Technology (ICT) to fit a changing world. We marked out the main directions of IT-development to focus on during working on the Project of The Museum Quarter of The Pushkin State Museum of Fine Arts. These are: main IT infrastructure components (hardware, software, network resources and services), security systems, digitizing museum's collections and upgrading database, using information technologies, VR and media content in web and project development, also in capitalizing museum's products and services. This article will help you to understand the main IT trends and opportunities that form the future of the museums.

Keywords: Memory institutions, Museum's mission, Museum Quarter of Pushkin State Museum of Fine Arts, Digital Transformation, Information and Communications Technology (ICT), IT Trends, virtual reality, information security, media content, Digital Document Management.

Существует много размышлений на тему миссии музея: должен ли музей следовать времени и меняться, нужно ли оставлять традиции образования и подачи материала неизменными? Есть разные мнения, и за каждым из них — своя «правда». Если исходить из того, что миссия музея - опираясь на артефакты, давать новым поколениям опору для общения или спора с наследием прошлого, чтобы сформировать свое стремление к истине и уверенный взгляд в будущее, то можно сказать, что музей обязан меняться в подходе к способам коммуникации, соответствовать времени в собственном «языке», чтобы не терять связь с новыми поколениями, ради которых он и создан [Гук, Определе-нов, 2014; Гук, Определенов, 2015; Определенов, 2015].

Вопрос в том, как часто должны проходить глобальные изменения, что должно оставаться неизменным, а над чем постоянно надо работать? Сейчас это - самые актуальные вопросы для всех, кто участвует в большом проекте по созданию Музейного городка Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина в Москве - Музейного квартала на Волхонке, который должен быть завершен в 2025 г. Цель данного обзора - рассмотреть наиболее перспективные информационные и аудиовизуальные технологии для того, чтобы постараться осмыслить возможность их использования в просветительской и экспозиционной деятельности музеев сегодня и в будущем, постараться предугадать, что останется актуальным, а на что лучше не тратить силы [см. об этом также: Ноль, Определенов, 2012; Определенов, Бузина, 2016].

Расширение Пушкинского музея началось в 1961 г. В последующие десятилетия в его собственность постепенно были переданы здания, расположенные в прилегающих переулках, и сегодня Музею принадлежит 29 зданий и сооружений. Работа по созданию Музейного городка началась в конце 2000-х гг. и была приурочена к празднованию 100-летия Музея. В 2008 г. правительство Российской Федерации выделило средства на реализацию этого масштабного проекта. Все здания, которые составляют Музейный городок, являются памятниками

архитектуры, истории и культуры. Сохранение наследия и музеефикация самого духа этого места - важная часть проекта. Однако Музейный городок - не только здания, но и публичное пространство. Единым дизайном в нем будут объединены все элементы среды - от построек и монументов до скамеек и маршрутов следования по территории городка.

Работа по его созданию проводится в два этапа. С 2014 по 2021 г. осуществляется реконструкция зданий Музея и их приспособление под определенные для них в будущем функции, а также строительство нового Депозитарно-ре-ставрационного и выставочного центра. С 2021 по 2025 г. будет закрыто на реконструкцию Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина. После завершения проекта реконструкции на территории Музейного городка будут работать девять самостоятельных музеев, составляющих комплекс ГМИИ им. А.С. Пушкина. В каждом из них будут созданы пространства для постоянной экспозиции и временных выставок, фондохранилища, лекционные залы, общественные зоны, кафе и магазины. Площадь ГМИИ им. А.С. Пушкина увеличится более чем в два раза (до 105 000 кв. м), количество посетителей экспозиций должно превысить 3 млн человек, а территории - 10 млн человек ежегодно.

В подготовке и проектировании такого сложного комплекса на сегодняшний день невозможно обойти стороной и все то, что связано с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). В рамках подготовки и согласования проектных решений, а также в ходе обсуждений будущего Музейного городка были намечены пути развития и поставлены задачи, которые необходимо решать в ближайшие годы. Исходя из этого, мы выделили основные направления ИТ в музее:

- проектирование и модернизация структурированной кабельной системы (СКС), систем интегрированного управления, ИТ-инфраструктуры (локально-вычислительные сети, ЛВС; Центр обработки данных, ЦОД; системы хранения данных, СХД; системное, серверное и клиентское программное обеспечение, ПО);

- комплексные системы безопасности и мониторинга (видеонаблюдение; система контроля и управления доступом, СКУД; 3-й рубеж; система контроля прохода СКП);

- оцифровка коллекций, автоматизированные системы учета фондов и хранения цифровых ресурсов;

- повышение эффективности работы сотрудников (корпоративный портал, система электронного документооборота);

- виртуальное / информационное пространство Музея (сайты, виртуальные музеи, социальные сети, виртуальная реальность - УК., и т.п.);

- модернизация систем реализации услуг и продуктов, электронная коммерция, программы лояльности, маркетинговая видеоаналитика и т.п.;

- ИТ-сопровождение архитектурного и экспозиционного проектирования (визуализация и т.п.);

- мультимедиа в экспозиции и выставочных проектах, применение ИТ в образовательной деятельности, реализация проекта электронного лектория и медиапредставительств.

Анализ показал, что данные направления можно считать практически типовыми для всех крупных учреждений культуры. Поиски оптимальных решений по данным направлениям, а также понимание, что мы строим Музейный городок Пушкинского музея для будущего, приводят нас к постоянной потребности анализировать основные тенденции и тренды развития технологий [см. о них, например: IT-рынок в 2016 году; EMC назначила, 2016; Mobile World Congress, 2016; Breakthrough Technologies 2017], для того чтобы после открытия он был максимально актуален технологически и мог бы выдерживать вызовы времени достаточно долго. Мы ставим срок всему, что проектируем в части ИТ-инфраструктуры, не менее 30 лет, а это довольно смело, учитывая, что сейчас устаревание технологий происходит примерно за 6-7 лет. Но нам кажется, что именно такой срок минимален, принимая во внимание текущие вложения.

Концепции содержательного развития, формы просветительской и экспозиционной деятельности во многом связаны с использованием технологий, и от этого зависит, каким будет музей для посетителя не только внутри, но и во вне, поэтому мы также должны постараться предугадать актуальные тенденции и ключевые технологии в этом направлении. Все чаще нам приходится воспринимать виртуального посетителя практически наравне с реальным, и чем дальше мы смотрим в будущее, тем больше видим, что границы музея в информационном пространстве стираются.

На основе анализа интервью и статей CIO (Chief Information Officer -должность, равная директору по ИТ) и ИТ-директоров крупных российских компаний, публичных отчетов международных компаний, а также использования сервиса www.google.ru/trends в Департаменте ИТ Музея составлен перечень основных ИТ-трендов с учетом российской специфики: импортоза-мещение; искусственный интеллект (ИИ) и нейронные сети; виртуальная реальность (360- фото и видео, VR и AR); 3Б-печать и сканирование; развитие облачных сервисов; мобильность и мобильные приложения; информационная безопасность; внедрение систем повышения эффективности работы сотрудников; прозрачные и гибкие экраны, высокое разрешение (4K+) как стандарт; стремление к экономии, энергоэффективности и экологичности. Рассмотрим кратко каждое направление.

Импортозамещение, несомненно, необходимо для развития технологического потенциала нашей страны, но переход к этому оказался довольно болез-

ненным для всех. Импортируемые решения от крупных западных брендов во многом попали под санкционные ограничения, при том что большинство организаций, в том числе государственных, работало именно на этих решениях. К сожалению, большая часть необходимого для развития ИТ-инфраструктуры оборудования, особенно элементной базы, не производится в нашей стране. В итоге основная тенденция сегодня - переход компаний на ИТ-оборудование азиатских брендов ввиду их относительно низких цен и «нейтралитета» к политике санкций. Азиатские бренды демонстрируют огромный рост поставок серверов в Россию за последние три года.

Таким образом, сейчас на российском ИТ-рынке фактически происходит не импортозамещение зарубежных аппаратных решений отечественными, а замещение западного импорта восточным. Укрепление позиций азиатских производителей создает новую конкурентную среду, в том числе в силу демпинговой политики отдельных компаний, что не только стимулирует конкурентное развитие российской ИТ-индустрии, но и вытесняет отечественные компании с ИТ-рынка. Важно отметить, что ситуация с ПО обстоит значительно лучше, но переход на отечественные разработки на первом этапе требует значительных вложений. Проектируя сейчас ИТ-инфраструктуру, крайне важно учитывать все эти факторы.

Искусственный интеллект и нейронные сети. В 1960-х гг. появился новый подраздел информатики - искусственный интеллект (ИИ). Полвека спустя инженеры продолжают развивать обработку естественного языка и машинное обучение, чтобы оправдать надежды на появление сильного ИИ. Нейроинфор-матика и нейрокибернетика являются одним из направлений искусственного интеллекта.

«Искусственный интеллект - это направление информатики, целью которого является разработка программно-аппаратных средств, позволяющих решать традиционно являющиеся интеллектуальными задачи» [Павлов, 2011], в число которых входит создание интеллектуальных роботов, оптимальное управление, обучение и самообучение, распознавание образов, прогнозирование и т.д. Это - как раз те задачи, для решения которых нейронные сети применяются наиболее широко. На основе разработки именно данных систем стало возможно массовое прогнозирование желаний пользователей (например, в Facebook и сервисах Google), системы видеоаналитики и все, что еще совсем недавно казалось фантастическим.

Одним из воплощений массового визуального проявления этих технологий стали популярные приложения Prisma (около 50 млн пользователей) и Vinci, которые преобразуют фотографии пользователей под фактуры природных объектов (огонь, облака и т.п.) или, например, стили художников. Аннотация к Prisma так и звучит: «Prisma превращает ваши фотографии в

произведения искусства, используя стили популярных художников: Ван Гога, Пикассо, Левитана, а также известных узоров и орнаментов. Уникальное сочетание нейронных сетей и искусственного интеллекта помогает превращать ваши памятные моменты в настоящие шедевры» [prisma-ai. com/]. Побочным эффектом является то, что миллионы пользователей теперь знают имена художников, про которых раньше не думали, в качестве фильтров приложения.

Нам необходимо осмыслить эти явления в части понимания того, что современный человек готов и будет воспринимать как искусство.

Виртуальная реальность (360- фото и видео, VR и AR). То, что стало революцией в технологии и сознании на пороге XXI в., сейчас входит в жизнь массового потребителя, появляется везде и по доступной цене, становится нормой и даже обязательным элементом в некоторых областях. Если на рубеже веков эта технология была доступна в индустриях кино и развлечений, требовала огромных бюджетов и специальных условий просмотра, то теперь, положив в картонные очки за 10$ простой смартфон за 200$, можно смотреть кино, играть в игры, посещать другие города и страны, передавать привет дальним родственникам, моделировать кухню и автомобиль, учиться и осваивать новые профессии, лечить и проводить тренинги, конструировать сложные химические материи и даже исследовать поведение животных.

Почти везде есть применение технологиям VR и почти все могут себе это позволить. Обилие производителей VR-контента сделало процесс относительно дешевым, и потому - массово доступным. Потенциал развития у этой технологии кажется просто безграничным: в средствах массовой информации, медицине, промышленности, науках, космической и военной отраслях, культуре, образовании, торговле, туризме, сфере обслуживания, воспитания, исправления и коррекции - везде либо уже нашли применение VR, либо начали предлагать его найти. Не использовать возможности VR означает фактически остаться за бортом мирового развития в XXI в.

Сам термин «виртуальная реальность (VR)» означает искусственную окружающую среду, созданную компьютерными средствами, воспринимаемую человеком через его ощущения; главной особенностью этой среды является эффект «погружения» - попадания в другое измерение, своеобразной «теле-портации» без покидания места физического нахождения. Это как раз те картонные очки или шлем, надев которые можно посмотреть на Марс «глазами» марсохода Кьюриосити.

В то же время, есть термин «дополненная реальность (AR)», означающий: та реальность, которую мы можем видеть без специальных средств, компьютерная технология встраивает новые элементы, там на самом деле не присутствующие. Дополненная реальность - это воплощение нашего вообра-

жения, появление того, чего на самом деле нет, в том месте, куда мы направим камеру смартфона. АК взаимодействует именно с внешним миром, преобразуя и дополняя его, с субъектом.

Если смешать УК. с АК, то можно получить «гибридную реальность», или смешанную, где несуществующие объекты появляются в виртуальной реальности. Из самых простых примеров - Ооо§1е-переводчик в смартфоне: при наведении экрана на текст на иностранном языке он не только показывает вам перевод, но и стилизует его под реальный объект, подбирая шрифт, цвет, наклон. Сложный пример - боевой военный тренинг, когда человек в очках, перебирая симуляторы оружия, видит их отображение в своей виртуальной войне. Это уже «матрица» нашего века, мы ее создаем, управляем в режиме онлайн, модифицируем. Видео- и фото-360 - тоже часть виртуальной реальности, соединение функции панорамы и динамики видео, когда вроде идет кино, а при этом можно поворачивать угол обзора на 360о.

Очень важно, что доля относительно доступных любому пользователю устройств для записи подобного контента постоянно растет. По сути, сейчас в средствах персональной визуализации произошла революция, сравнимая, например, с переходом от немого к звуковому кино или от черно-белого к цветному. Такая же ситуация - с фиксацией фото- и видео-контента.

Уже сейчас существуют сотни примеров применения данных технологий в музеях. Пока это очень разные по содержанию и качеству продукты, но с учетом того, что для моделирования дополненной реальности через три-четыре года будут готовы почти 100 % устройств (сейчас - около 50 %), а доля УК растет практически вертикально, то уже сейчас всем стоит задумать о том, как научиться наиболее эффективно использовать эти технологии.

3D-печать и сканирование. Первые 3Б-принтеры возникли примерно 30 лет назад, однако только сегодня они достигли высокого уровня технологичности, скорости и мобильности, а также возникла необходимая «экосистема» подготовки контента, чтобы данное направление вышло на массовый рынок и вошло во многие отрасли промышленности и деятельности.

Потенциал современных устройств для 3Б-печати огромен. Сейчас даже самый простой домашний настольный принтер может выполнить модель из пластика, точность воспроизведения которой составляет 100 микрон. Другими словами, это будет достаточно точная копия оригинала, которую человек будет отличать от прототипа не по форме, а по фактуре, весу и цвету.

Раньше модели для трехмерных принтеров могли создавать только профессионалы, и этот процесс был намного дороже и занимал намного больше времени, чем сейчас. Сегодня простые сканирующие устройства уже всем доступны, а шаблоны миллионов объектов можно легко приобрести по сходной цене на специализированных сайтах в интернете. Еще одна технология «буду-

щего» стала реальностью настоящего. Творческие эксперименты с ней стали доступны для каждого.

Уже есть прекрасные примеры реализации музейных проектов с использованием ЭБ-печати и в России (например, создание в Государственном Дарвиновском музее для выставочных проектов копий уникальных экспонатов из других мировых музеев, которые не могли быть привезены в силу особых условий хранения). ЭБ-печать открывает огромные перспективы создания наглядных экспонатов, моделей и копий для выставочной и образовательной деятельности музеев.

Развитие облачных сервисов. Появляется все больше решений по переходу к облачной архитектуре использования информационных систем и хранения цифровых данных. Мы не видим здесь специальной музейной специфики, но данные тенденции в скором времени не обойдут стороной ни одно предприятие, т.к. большое количество преимуществ данных технологий приводит к необходимости развития ИТ и использования таких решений, в том числе в гибридных схемах.

Мобильность и мобильные приложения. С каждым годом количество пользователей сети Интернет во всем мире неуклонно растет, при этом все больше в этой статистике становится именно мобильных устройств. Судя по тенденции трафика, в скором времени большая часть контента будет восприниматься людьми в основном через смартфоны. Доля настольных ПК и ноутбуков, а также планшетов, постоянно падает и становится уделом профессионалов, чья работа связана с теми или иными специализированными информационными системами. При этом для людей все естественнее становится получать любую интересующую их информацию и осуществлять социальную коммуникацию через мобильные устройства. Оставим за скобками, хорошо это или плохо; сейчас это факт, и потому мы можем либо следовать тенденции, донося до людей через такие каналы связи нужную информацию, либо просто потерять большую часть потенциальной аудитории.

Необходимо продумать для каждого музея возможность и способы коммуникации и передачи на устройства адресной, нужной в данной точке информации в максимально простом для посетителей виде. В связи с этим ГМИИ им. А.С.Пушкина, например, наряду с уже традиционными QR-кодами и IT-метка-ми прорабатывает с компанией Panasonic создание новой технологии подобного типа, но лишенной недостатков своих предшественников - LinkRay (ранее называлась Light ID).

Информационная безопасность. Согласно очень точному с точки зрения необходимых понятий ГОСТ Р ИСО/МЭК 1ЭЭЭ5-1-2006, информационная безопасность (англ. information security) - это все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целост-

ности, доступности, отказоустойчивости, подотчетности, аутентичности и достоверности информации или средств ее обработки. Широчайшее распространение ИКТ во всех видах деятельности и полная зависимость многих процессов только от информационных систем требуют системного подхода к защите и сохранению информации. Все больше предприятий внедряют электронный документооборот, мы все больше переходим на безналичные оплаты и т.п. Системы растут и усложняются, в связи с чем значительно вырос и стал актуален практически для каждого вопрос информационной безопасности.

Но музеев это касается не только с точки зрения защиты информации, что несомненно необходимо им так же, как и всем остальным, но и с точки зрения вопросов долговременного (вечного) хранения своих цифровых ресурсов (как цифровых образов реальных объектов, нематериального наследия, так и цифрового искусства и исторического материала). Вопрос сохранения и использования цифрового культурного наследия практически напрямую связан с технологиями и методами, используемыми в информационной безопасности. Так что базовые знания в этой области и понимание тенденций развития уже необходимы и каждому современному сотруднику институтов памяти, таких как музеи, библиотеки и архивы всех видов.

Внедрение систем повышения эффективности работы сотрудников. Традиционный документооборот, хорошо отлаженный за столетия, а также методы планирования деятельности, отчетность и контроль за исполнением документов являются естественными для многих. Чем больший порядок царит в этой сфере, тем выше результат производительности труда. Даже представители творческих профессий создают для себя некие правила повышения собственной эффективности. В этом плане дисциплина - не муштра, а залог успеха. Что касается всех условно «нетворческих» процессов, то стандарты и дисциплина дают прирост производительности труда иногда в десятки раз, особенно при совместной работе множества участников.

В связи с этим естественно, что цифровая трансформация общества затронула и все сферы организации труда. В первую очередь применение началось в больших коммерческих организациях, т.к. повышение эффективности приводит к повышению прибыли. Организация труда с помощью цифровых инструментов массово вошла и в малый бизнес, и в проектные команды, и даже в личное планирование.

На этом фоне большинство учреждений культуры, к сожалению, ни сделали в ту сторону ни одного шага. Раньше сложность вызывала высокая стоимость таких решений, но на сегодняшний день рынок систем по управлению проектами и простые методы создания единой информационной рабочей среды доступны для всех. Большинство моделей можно построить без дополни-

тельных вложений в компьютерное и программное обеспечение. Основным двигателем здесь выступают желание руководства, принятие (часто несложных) организационных мер, связанных с некоторым повышением информационной грамотности сотрудников (часто достаточно всего нескольких часов обучения), и подготовка стандартов, регламентов и инструкции по всем направлениям деятельности.

Прозрачные и гибкие экраны, высокое разрешение (4K+) как стандарт. В задачи данной статьи не входит подробный обзор новых мультимедийных устройств и технологий, но можно отметить, что людям, сейчас занимающимся аудиовизуальным оборудованием и контентом, стоит обратить внимание на очень перспективные с точки зрения использования в музее экраны: прозрачные (они могут выглядеть как простое стекло витрины или шкафа), двусторонние и нестандартные по соотношению сторон ТВ-панели, наборные led-панели высокой плотности, на основе которых можно сделать видеоэкран или стену на любой поверхности и любой конфигурации. Также стоит обратить внимание на то, что стандарт 4К-видео (Ultra FullHD) наконец-то становится массовым, и нужно стремиться делать контент в соответствующем разрешении. Раньше разрешение DVD казалось многим более чем достаточным, и никому особенно FullHD был не нужен. Сейчас практически все бытовые устройства (ТВ, мониторы, планшеты и т.п.) имеют разрешение не меньше FullHD (1920*1080 px), и даже прекрасный по содержанию материал DVD качества (обычно 720*576 px, редко 1280*720 px) смотрится не так привлекательно, как хотелось бы, а часто откровенно плохо. Для нового поколения посетителей, особенно молодежи, техническое качество контента: во многом служит критерием того, понравится он им или нет; влияет на имидж проекта или организации как современной или отстающей.

Стремление к экономии, энергоэффективности и экологичности. Данное направление - одно из приоритетных для всех развитых стран. «Зеленое» строительство, а также использование экологичных технологий в деятельности организаций и в быту в России возможно только с популяризацией этой концепции и повышением общего уровня экологической культуры граждан и экологического правосознания. Кроме всех выгод, несомых энергоэффективностью и экологичностью, кажется важным, чтобы в этом процессе участвовали и музеи как организации, во многом обеспечивающие связь поколений и формирующие будущее через взаимодействие с людьми сейчас.

Сформулируем некоторые выводы.

Музеям, как и любым другим организациям, необходимо постоянно думать о будущем, находить возможности разумно и эффективно применять и творчески использовать новейшие технологии, чтобы развиваться наряду со всем миром и не терять устойчивый контакт с аудиторией, особенно молодой.

Музеи должны стремиться «быть в тренде» не только выставками и просветительскими мероприятиями, но и своими соответствием меняющемуся миру, ИТ-инфраструктурой, использованием технических достижений.

Внедряясь в виртуальную реальность своими экспозициями, печатая на ЭБ-принтере копии хранимых произведений, создавая мобильные приложения, обеспечивая информационную безопасность данных, предоставляя свои возможности нейронным сетям для смелых экспериментов, сопровождая выставки медиаконтентом на бесшовных экранах, организуя эффективный труд большого коллектива, музеи могут и должны идти в ногу со временем, завоевывать свою аудиторию и удерживать ее интерес. Люди готовы идти в музей, френдить его в социальных сетях, лайкать посты, скачивать приложения, стоять в очереди на выставку, покупать билеты на акции и абонементы в лектории - лишь бы было интересно.

Надеемся, что статья поможет коллегам-музейщикам понять основные направления, тенденции и возможности, определяющие развитие ИТ-сферы, которые нельзя обойти вниманием, потому что они формируют будущее.

Библиография

EMC назначила Чеда Сакача президентом VCE и рассказала об основных ИТ-трендах 2016 г. Электронный ресурс: http://www.cnews.ru/news/line/2016-01-12_emc_naznachila_ cheda_sakacha_prezidentom_vce_i_rasskazala.

Гук Д.Ю., Определенов В.В. Виртуальное пространство как метод межмузейной коммуникации // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 29 сентября - 3 октября 2014 г.) / Отв. ред. В.А. Ламин, О.Н. Шелегина. Новосибирск: Автограф, 2014. С. 63-70.

Гук Д.Ю., Определенов В.В. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в межмузейных научных проектах: онтология и прогноз // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / Авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Л.И. Бородкин, А.Д. Яновский. М.: Этерна, 2015. С. 374-386.

IT-рынок в 2016 году. Электронный ресурс: http://korusconsulting.ru/press-center/publi-cations/daily-money-expert-prognozy-it-rynka-2016.html

Материалы Mobile World Congress 2016. Электронный ресурс: https://www.mobileworld-congress.com.

Ноль Л.Я., Определенов В.В. Сохранение цифровых массивов информации крупного музея (на примере ГМИИ им. А.С. Пушкина) Сохранение электронной информации в информационном обществе. Сборник материалов международной конференции (Москва, 3-5 октября 2011 г.) / Сост. Кузьмин Е.И., Мурована Т.А. М.: МЦБС, 2012. С. 328-331.

Определенов В.В. Системный подход к построению информационно-технической инфраструктуры музея // II Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня. К 70-летию атомной отрасли»: сборник статей. Бослен, 2015. С. 132-136.

Определенов В.В., Бузина Ю.В. Фантастика становится реальностью // Музей. 2016. № 10. С. 11-15.

Павлов С.Н. Системы искусственного интеллекта: учеб. пособие: В 2-х частях /. Томск: Эль Контент, 2011. Ч. 1. 176 c.

Breakthrough Technologies 2017. MIT Technology Review. Электронный ресурс: https:// www.technologyreview.com/lists/technologies/2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.