Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КИТАЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
676
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЦИФРОВОЕ ПРАВО / ЦИФРОВОЙ КИТАЙ / УМНЫЙ ГОРОД / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / БЛОКЧЕЙН / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конопий Анна Сергеевна

Статья посвящена результатам влияния глобального стремительно развивающегося процесса цифровизации на государство и право Китайской Народной Республики. В борьбе за лидерство в сфере высоких технологий правительство Китая щедро финансирует проекты, направленные на развитие информационных технологий, а также разрабатывает программы и положения, стимулирующие их внедрение во всех сферы общественной жизни. Однако, несмотря на жесткий контроль со стороны государства за происходящим высокотехнологическим прогрессом на всей территории страны, цифровые показатели многих городов и провинций значительно отстают от показателей уже сформировавшихся «умных» субъектов. В связи с чем самым актуальным вопросом на сегодняшний момент является правовое регулирование цифрового направления с целью выведения всей территории Китая к 2035 году на новый цифровой уровень. Автор выделяет основные практические результаты, к которым пришла поднебесная, применяя теоретические информационно-технологичные разработки научных лабораторий и университетов, а также раскрывает их цифровую нормативно-правовую базу. Результатами правового анализа является вывод о том, что законодательная цифровая база Китая находится только в самом начале формирования, и существует острая необходимость преобразования сложившейся положительной цифровой практики в единый на всей территории Китая закон с целью гармоничного развития КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE STATE AND THE RIGHTS OF CHINA

The article is devoted to the results of the impact of the global rapidly developing digitalization process on the state and law of the People's Republic of China. In the struggle for leadership in the field of high technology, the Chinese government generously finances projects aimed at the development of information technologies, as well as develops programs and regulations that stimulate their introduction in all spheres of public life. However, despite tight state control over the ongoing high-tech progress throughout the country, the digital indicators of many cities and provinces are far behind the indicators of already formed "smart" actors. In this regard, the most pressing issue today is the legal regulation of the digital direction in order to bring the entire territory of China to a new digital level by 2035. The author highlights the main practical results that the celestial one came to, using theoretical information technology developments of scientific laboratories and universities, and also reveals their digital regulatory framework. The results of the legal analysis are the conclusion that China's legislative digital base is only at the very beginning of formation, and there is an urgent need to transform the current positive digital practice into a single law throughout China in order to harmoniously develop the PRC.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КИТАЯ»

Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. № 3. С. 72-77 North Caucasus Legal Vestnik. 2021;(3):72-77

Проблемы теории и истории права и государства

Научная статья УДК 340

doi: 10.22394/2074-7306-2021-1-3-72-77

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КИТАЯ Анна Сергеевна Конопий

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, konopy-anna@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена результатам влияния глобального стремительно развивающегося процесса цифровизации на государство и право Китайской Народной Республики. В борьбе за лидерство в сфере высоких технологий правительство Китая щедро финансирует проекты, направленные на развитие информационных технологий, а также разрабатывает программы и положения, стимулирующие их внедрение во всех сферы общественной жизни. Однако, несмотря на жесткий контроль со стороны государства за происходящим высокотехнологическим прогрессом на всей территории страны, цифровые показатели многих городов и провинций значительно отстают от показателей уже сформировавшихся «умных» субъектов. В связи с чем самым актуальным вопросом на сегодняшний момент является правовое регулирование цифрового направления с целью выведения всей территории Китая к 2035 году на новый цифровой уровень. Автор выделяет основные практические результаты, к которым пришла поднебесная, применяя теоретические информационно-технологичные разработки научных лабораторий и университетов, а также раскрывает их цифровую нормативно-правовую базу. Результатами правового анализа является вывод о том, что законодательная цифровая база Китая находится только в самом начале формирования, и существует острая необходимость преобразования сложившейся положительной цифровой практики в единый на всей территории Китая закон с целью гармоничного развития КНР.

Ключевые слова: цифровизация государства, цифровое право, цифровой Китай, умный город, электронное правосудие, блокчейн, искусственный интеллект

Для цитирования: Конопий А. С. Цифровая трансформация государства и права Китая // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. № 3. С. 72-77. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2021-1-3-72-77.

Problems of the Theory and History of Law and State

Original article

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ST ATE AND THE RIGHTS OF CHINA Anna S. Konopii

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, konopy-anna@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the results of the impact of the global rapidly developing digitalization process on the state and law of the People's Republic of China. In the struggle for leadership in the field of high technology, the Chinese government generously finances projects aimed at the development of information technologies, as well as develops programs and regulations that stimulate their introduction in all spheres of public life. However, despite tight state control over the ongoing high-tech progress throughout the country, the digital indicators of many cities and provinces are far behind the indicators of already formed "smart" actors. In this regard, the most pressing issue today is the legal

© Конопий А. С., 2021

regulation of the digital direction in order to bring the entire territory of China to a new digital level by 2035. The author highlights the main practical results that the celestial one came to, using theoretical information technology developments of scientific laboratories and universities, and also reveals their digital regulatory framework. The results of the legal analysis are the conclusion that China's legislative digital base is only at the very beginning of formation, and there is an urgent need to transform the current positive digital practice into a single law throughout China in order to harmoniously develop the PRC.

Keywords: digitalization of the state, digital law, digital China, smart city, electronic justice, blockchain, artificial intelligence

For citation: Konopii A. S. Digital transformation of the state and the rights of China. North Caucasus Legal Vestnik 2021;(3):72-77. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-l-3-72-77.

Новое поколение информационных технологий, представленных интернетом, большими данными, искусственным интеллектом с каждым днем становится важной движущей силой будущего экономического развития Китайской Народной Республики. Правительство Китая активно внедряет цифровые достижения на всей территории государства, несмотря на все еще существующий большой цифровой разрыв между некоторыми городами и провинциями. В марте 2021 года в Пекине состоялось четвертое заседание тринадцатого Всекитайского собрания народных представителей и Народного политического консультативного совета Китая, результатом которого стало установление рекомендаций по цифровому преобразованию 31 провинции Китая. Согласно указанным рекомендациям провинциям необходимо: содействовать интеграции цифровой экономики с реальной экономикой, интенсивно развивать науку в области искусственного интеллекта, внедрять 5G, блокчейн, интернет вещей, большие данные, продвигать цифровую сферу услуг, заниматься построением цифрового общества и цифрового правительства, расширять общий доступ к цифровым данным, повышая безопасность персональных данных. Как считают представители заседания, именно благодаря совместным усилиям провинций цифровой уровень Китая к 2035 году сможет достичь наивысшего уровня [1].

Из положений официального правительственного информационного документа «Белая книга индустрии искусственного интеллекта в Китае» следует, что указанная индустрия развивается стремительно. Согласно отчету о развитии индустрии технологий искусственного интеллекта нового поколения в Китае 2021 китайского Института стратегии развития искусственного интеллекта нового поколения, представленному 22 мая 2021 года в Тяньцзине на церемонии закрытия пятого Всемирного конгресса по интеллекту, 2020 год стал годом полной интеграции искусственного интеллекта и реальной экономики. Воздействие новой эпидемии, изменившей весь мир, еще больше стимулировало спрос на искусственный интеллект и ускорило темпы его развития. Анализ данных показал, что экология индустрии киберпространства в сельских районах создает условия для возрождения таких районов, содействует повышению уровня занятости населения, помогая бороться с безработицей [2].

Разработками искусственного интеллекта в Пекине занимаются Пекинский университет, Университет Цинхуа, Пекинский аэрокосмический университет, Институт автоматизации, государственная ведущая лаборатория распознавания образов, государственная ведущая лаборатория интеллектуальных технологий и систем, национальная инженерная лаборатория технологий и применения глубокого

обучения, совместно с компаниями «360», «Baidu», «Xiaomi», «Meituan», «JD», «Sino-vation Ventures», «Toutiao» и «Lenovo», которые успешно применяют теоретические разработки университетов и лабораторий. На территории Шанхая вклад в науку искусственного интеллекта вносят Университет Фудань, Шанхайский транспортный университет, а также Шанхайский университет Тунцзи, разработки которых реализуются компаниями «SAIC» и «Philips». Такие крупные компании, как «Alibaba», «NetEase» и «Geely Automobile» совместно с Чжэцзянским университетом также занимаются развитием науки и техники искусственного интеллекта [3].

Согласно «Плану развития искусственного интеллекта нового поколения» до 2020 г., первый этап завершился к 2020 году, основная его цель достигнута -Китай является одним из лидеров в сфере искусственного интеллекта. К 2025 г. правительство планирует разработать и принять законы в сфере искусственного интеллекта, а также достичь новый уровень в применении разработок. К 2030 году Китай, согласно плану, должен стать мировым центром в области искусственного интеллекта, развитие технологий считается важной внутриполитической задачей [4].

Интеллектуальные результаты широко применяются в целях государственной безопасности, в связи с чем основным заказчиком технологий искусственного интеллекта является само государство. Наибольшее количество государственных заказов направлено на разработку все более совершенных технологий распознавания лиц и обслуживание онлайн платформ мониторинга безопасности. Информация, получаемая с установленных на территории Китая более 176 миллионов «умных» камер, а также с более 500 миллионов смартфонов, используемых населением, применяется для управления городской инфраструктурой с целью анализа трафика и повышения общественной безопасности [5, с. 284]. Вышеуказанные разработки способствуют развитию умных городов будущего Китая. Правительством Китая установлены основные провинции и города, в которые будут внедрятся умные интеллектуальные технологии. Таковыми субъектами являются провинция Гуандун, провинция Цзянсу, провинция Чжэцзян, Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Чанша. Правительство Шэньчжэня в январе 2021 года выпустило «несколько мнений народного правительства Шэньчжэня об ускорении строительства умных городов и цифрового правительства», предполагая, что к 2025 году Шэньчжэнь будет создавать умные городские интеллекты, чтобы стать глобальным новым эталоном умных городов и моделью цифрового Китая [6].

В течение ближайших двух лет власти Китая планируют интегрировать в экономику и инфраструктуру Пекина блокчейн-инновации в соответствии с планом на 2020-2022 гг., что позволит превратить Пекин в блокчейн-хаб [7]. В 2020 году запущена национальная блокчейн-платформа Blockchain-based Service Network - BSN с целью возможности подключения к ней из любой точки мира для создания приложений на ее основе. В настоящий момент одной из услуг, предоставляемых государством, полностью переведенных на blockchain является государственная регистрация недвижимости. Стратегия развития blockchain входит в план правительства Китая 2035. По мере того, как сеть услуг Blockchain постепенно адаптируется к передовым технологиям, таким как 5G, IoT и искусственный интеллект, она обеспечит высококачественную, индивидуальную поддержку платформы технологических услуг и надежный и масштабируемый инфраструктурный сервис для интеллектуального социального строительства и цифрового экономического развития Китая.

Цифровая трансформация Китая отразилась и на процессе осуществления правосудия, в результате чего в юридической терминологии появились такие понятия как «цифровое правосудие», «интернет правосудие», «электронное правосудие», «цифровое судопроизводство», «электронное судопроизводство», «интернет суд», «умный суд» и другие схожие с вышеперечисленными. Посредством судебных онлайн платформ сторонам предоставляется возможность электронной подачи документов, возможность своевременного электронного получения информации о движении дела, возможность онлайн-участия в судебных заседаниях, а также предоставляется право по раскрытию информации об исполнительном производстве по делу.

На территории КНР успешно реализуется электронное правосудие через интернет-суды, первый из которых появился в провинции Чжэцзян. С 2017 года в городе Ханчжоу провинции Чжэцзан открыт первый электронный интернет-суд, рассматривающий в онлайн формате категории дел, содержащиеся в ст. 2 Положения «О некоторых вопросах рассмотрения дел интернет-судами» Верховного народного суда КНР от 06.09.2018 года. В основном интернетом судом рассматриваются споры, связанные с осуществлением электронной коммерции (торговли). По аналогии с интернетом-судом Хуанчжоу открыты электронные суды в Пекине и Гуанчжоу. Электронное судопроизводство состоит из нескольких этапов: подготовительный, включающий регистрацию сторон на официальном сайте интернет-суда, этап подачи заявления, в случае согласия сторон этап медиации, судебное разбирательство [8]. Цифровизация судебной системы КНР включает в себя программу «умный суд», реализуемую с 2016 года, способствующая внедрению информационных технологий в судопроизводство; «Медиационную платформу народных судов КНР», систему онлайн-торгов (аукционов), модель «блокчейн + судопроизводство» для хранения достоверной доказательственной судебной базы.

Основу нормативно-правовой базы цифрового правосудия составляют: регламент Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах аудио- и видеозаписи судебных заседаний народных судов КНР» (2017) № 5 от 22.02.2017 года, уведомление Верховного народного суда КНР «О дальнейшем ускорении создания и углубленного процессов автоматической генерации электронного архива» (2018) № 21 от 16.01.2018 года, регламент Верховного народного суда КНР «О некоторых вопросах рассмотрения дел интернет-судами» (2018) № 16 от 03.09.2018 года, положения «О некоторых вопросах рассмотрения дел интернет-судами» Верховного народного суда КНР от 06.09.2018 года, решение ПК ВСНП «О наделении полномочиями Верховного народного суда по экспериментальным реформам по упрощению и диверсификации процесса гражданского судопроизводства» от 28.12.2019 года, программа Верховного народного суда КНР «Экспериментальные реформы по упрощению и диверсификации процесса гражданского судопроизводства» от 15.01.2020 года (2020) № 10, «Меры по осуществлению реформ по упрощению и диверсификации гражданского судопроизводства» от 15.01.2020 года (2020) № 11, Уведомление Верховного народного суда «Об усилении и стандартизации онлайн-судопроизводства в условиях профилактики и контроля распространения эпидемии ШУШ-19 от 18.02.2020.

Генеральный секретарь Си Цзиньпин ясно считает, что ускорение строительства цифрового Китая - это адаптация к новому историческому направлению развития страны. Построение цифрового государства возможно при условии, соответствии темпов развития высоких технологий с темпами совершенствования

законодательства, регулирующего цифровые правоотношения на всей территории КНР. Современная законодательная база не успевает за стремительно развивающейся цифровой реальностью. Однако программы правительства, направленные на решение указанной проблемы, указывают на возможное ее скорейшее разрешение. Одним из основных элементов плана и видения 2035 года является: координация и продвижение традиционной и новой инфраструктуры, ускорение цифрового развития, создание новых преимуществ цифровой экономики, в продвижении цифровой индустриализации и цифровой трансформации промышленности, ускорение темпов строительства цифрового общества, повышение уровня строительства цифрового правительства, создание хорошей цифровой экологии, строительство цифрового Китая.

Список источников

1. Юй Шу Фан [Империал Диджитал Франк] // И Вэнь Цзун Лань 31 Шэн Фэнь " Ши Сы У Гуй Хуа " Гуань Юй Шу Цзы Хуа Чжуань Син Ди Цзянь И Хэ Му Бяо [Обзор рекомендаций и целей 14-го плана по цифровому преобразованию в 31 провинции] // №иЬ [Айтипаб]. 2021. (на китайском языке —

http://blog.itpub.net/69986666/viewspace-2762041/ (дата обращения 15.05.2021)

2. ((Чжун Го Синь И Дай Жэнь Гун Чжи Нэн Кэ Цзи Чань Е Фа Чжань Бао Гао   2021} Фа Бу [Выпущен отчет о развитии индустрии технологий искусственного интеллекта нового поколения в Китае 2021] // Дянь Ци Синь Кэ Цзи [Новые электрические технологии]. 2021. (на китайском языке СФШ^—ТСАТ^^Й^^М^и 2021} http://tradeinservices.mofcom.gov.cn/article/szmy/hydt/202105/116704.html (дата обращения 15.05.2021)

3. Струкова П. Э. Искусственный интеллект в Китае: современное состояние отрасли и тенденции развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2020. Т. 12. Вып. 4. С. 588-606. https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.409

4. Го У Юань Гуань Юй Инь Фа Синь И Дай Жэнь Гун Чжи Нэн Фа Чжань Гуй Хуа Ди Тун Чжи Го Фа [ 2017 ] 35 Хао [План развития Искусственного интеллекта нового поколения № 35]. 2017. (на китайском языке Ш^Ш^Т^Ж ^—^ЛХ^ЙЁ^ЩШУЙШЙ

[2017] 35^) http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-07/20/content_5211996.htm (дата обращения 15.05.2021)

5. Чжун Го Жэнь Гун Чжи Нэн 2.0 Фа Чжань Чжань Куньцзинькаоэ Янь Цзю; Чжэ Цзян Да Сюэ Чу Бань Шэ // ЯШЖ^ЖШ!. 2018. 284 Ж [Исследования стратегии развития искусственного интеллекта 2.0 в Китае. Гуанчжоу: Чжэцзян дасюэ чубаньшэ, 2018. с. 284]

6. Шэнь Чжэнь Ши Жэнь Минь Чжэн Фу Гуань Юй Цзя Куай Чжи Хуэй Чэн Ши Хэ Шу Цзы Чжэн Фу Цзянь Шэ Ди Жо Гань И Цзянь [Несколько мнений народного правительства Шэньчжэня об ускорении строительства умных городов и цифрового правительства]. 2021. (на китайском языке

http://www.sz.gov.cn/zfgb/2021/gb1183/content/post_8474433.html (дата обращения 15.05.2021)

7. Цюань Мянь Цзе Ду ((Бэй Цзин Ши Цюй Куай Лянь Чуан Синь Фа Чжань Син Дун Цзи Хуа (2020 — 2022 Нянь)} [Полная интерпретация Пекинского плана действий по инновационному развитию блокчейна (2020-2022 гг.)]. 2020. (на китайском языке

(2020—2022^) } )

http://finance.sina.com.cn/blockchain/roll/2020-07-06/doc-iirczymm0842855.shtml (дата обращения 16.05.2021)

8. Журкина О.В., Максименко Е.И. Цифровое правосудие на примере интернет-судов Китая // Вопросы российского и международного права. 2020. Том 10. № 6А. С. 138-143. Б01: 10.34670/АЯ.2020.63.35.051

References

1. Yui Shu Fan [Imperial Didzhital Frank] // I Ven' Tszun Lan' 31 Shen Fen' "Shi Sy U Gui Khua" Guan' Yui Shu Tszy Khua Chzhuan' Sin Di Tszyan' I Khe Mu Byao [Review of the recommendations and objectives of the 14th Digital Transformation Plan in 31 provinces]. Available from: ItPub [Aiti pab]. 2021. http://blog.itpub.net/69986666/viewspace-2762041/

2. ((Chzhun Go Sin' I Dai Zhen' Gun Chzhi Nen Ke Tszi Chan' E Fa Chzhan' Bao Gao 2021 )) Fa Bu [New Generation Artificial Intelligence Industry Development Report Released 2021]. Dyan' Tsi Sin' Ke Tszi [Novye elektricheskie tekhnologii = New Electrical Technologies]. 2021.

2021) Ж) Available from: http://tradeinservices.mofcom.gov.cn/article/szmy/hydt/202105/116704.html [Accessed 15 May 2021]. (In Chinese)

3. Strukova P.E. Artificial intelligence in China: the current state of the industry and development trend. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Vostokovedenie i afrikanistika = Vestnik of Saint Petersburg University Asian and African Studies. 2020;12(4):588-606. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.409

4. Go U Yuan' Guan' Yui In' Fa Sin' I Dai Zhen' Gun Chzhi Nen Fa Chzhan' Gui Khua Di Tun Chzhi Go Fa [ 2017 ] 35 Khao [New Generation Artificial Intelligence Development Plan No. 35]. 2017. (Щ^ ^таж ^-ТСЛХ^ЖМШШШП ШЖ(2017] 35^) Available from: http://www.gov.cn/zhengce/content/2017 07/20/content_5211996.htm [Accessed 15 May 2021]. (In Chinese)

5. // Ж^Л^ШЖЙ. 2018. 284 Ж. Research on the strategy for the development of artificial intelligence 2.0 in China. Guangzhou; 2018. 284 p. (In Chinese)

6. Shen' Chzhen' Shi Zhen' Min' Chzhen Fu Guan' Yui Tszya Kuai Chzhi Khuei Chen Shi Khe Shu Tszy Chzhen Fu Tszyan' She Di Zho Gan' I Tszyan' [Several opinions of the Shenzhen people's government on accelerating the construction of smart cities and digital government]. 2021.

Available from:

http://www.sz.gov.cn/zfgb/2021/gb1183/content/post_8474433.html [Accessed 15 May 2021]. (In Chinese)

7. Tsyuan' Myan' Tsze Du { Bei Tszin Shi Tsyui Kuai Lyan' Chuan Sin' Fa Chzhan' Sin Dun Tszi Khua (2020 - 2022 Nyan' )) [Full interpretation of the Beijing Plan actions for the innovative development of blockchain (2020-2022)]. 2020.

2022^))) ) Available from: http://finance.sina.com.cn/blockchain/roll/2020-07-06/doc-iirczymm0842855.shtml [Accessed 16 May 2021]. (In Chinese)

8. Zhurkina O. V., Maksimenko E. I. Digital justice on the example of the Internet courts of China. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava = Questions of Russian and international law. 2020;10(6A):138-143. (In Russ.) DOI: 10.34670/AR.2020.63.35.051

Информация об авторе

А. С. Конопий - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, юридический факультет.

Information about the author

A. S. Konopii - Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 21.06.2021; одобрена после рецензирования 17.07.2021; принята к публикации 19.07.2021.

The article was submitted 21.06.2021; approved after reviewing 17.07.2021; accepted for publication 19.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.