Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1789
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОМПАНИЯ / КЛИЕНТСКИЙ ОПЫТ / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряшов В.С., Яшкин А.В.

В статье представлен анализ цифровой трансформации экономики, проведен анализ особенностей цифровой трансформации, выделены риски и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF ECONOMY: FEATURES, RISKS, PROSPECTS

The article presents an analysis of the digital transformation of the economy, analyzes the features of digital transformation, highlights the risks and prospects. The analysis of the impact of digital transformation on the labor market has been carried out. The main result of this study is the proposal of measures to accelerate the process of digital transformation of the Russian economy, as well as measures to reduce the risk of digital transformation.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru.

4. Доклад «Обзор практики применения механизмов государственно-частного партнерства для создания инфраструктуры «Умных городов» [Электронный ресурс] // АНО «Национальный Центр ГЧП», ноябрь 2018 г. - Режим доступа: URL: http://pppcenter.ru/assets/files/10122018.pdf (Дата обращения: 02.03.2021).

5. РОСИНФРА: Просто и честно об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнерстве. 2019 г. [Электронный ресурс] / Нац. центр государственно-частного партнерства Аналитика. - Режим доступа: URL: http://pppcenter.ru/assets/files/obzor240419.pdf (Дата обращения: 02.03.2021).

6. Материалы с сайта Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rostec.ru/news/4520461/ (Дата обращения: 02.03.2021).

7. Материалы с сайта Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rostec.ru/news/4520461/ (Дата обращения: 02.03.2021).

8. Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.pppi.ru (Дата обращения: 02.03.2021).

Кудряшов В.С.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента Северо-Западный институт управления -филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург, Россия Яшкин А.В. студент

Северо-западный институт управления -филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург, Россия

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье представлен анализ цифровой трансформации экономики, проведен анализ особенностей цифровой трансформации, выделены риски и перспективы. Проведен анализ влияния цифровой трансформации

на рынок труда. Основным результатом данного исследования является предложение мер по ускорению процесса цифровой трансформации экономики РФ, а также меры уменьшения риска цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровая трансформация, компания, клиентский опыт, разработка стратегии, риски.

Kudryashov V.S.

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management North-Western Institute of Management branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration, Saint-Petersburg, Russia Yashkin A.V. student

North-Western Institute of Management branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration, Saint Petersburg, Russia

DIGITAL TRANSFORMATION OF ECONOMY: FEATURES, RISKS, PROSPECTS

Abstract. The article presents an analysis of the digital transformation of the economy, analyzes the features of digital transformation, highlights the risks and prospects. The analysis of the impact of digital transformation on the labor market has been carried out. The main result of this study is the proposal of measures to accelerate the process of digital transformation of the Russian economy, as well as measures to reduce the risk of digital transformation.

Key words: digital transformation, company, customer experience, strategy development, risks.

Введение

Появление интернета и цифровых технологий обеспечило смену тенденции развития: от экономики, основанной на материальных активах, к экономике цифровой, при которой организации больше сосредоточены не на производственных мощностях, а на продукте и человеческом капитале. В новой экономике более успешными окажутся компании с высоким и устойчивым интеллектуальным капита-

лом, способным автоматизировать бизнес-процессы. Цифровизация вышла на первый план. Цифровая трансформация играет ключевую роль в экономике предприятий. За счет цифровизации можно увеличить конкурентоспособность бизнеса и города, продукта и услуги. Повысить качество сервиса и дать экономике новые возможности для роста.

Цифровая трансформация - не лозунг большой корпорации, а реальное условие для выживания бизнеса. В современных условиях развития экономики важно организовать работу таким образом, чтобы процессы были максимально быстрыми, а продукт соответствовал ожиданиям клиента. Скорость, качество и доступность выходят на первый план.

Однако, как показывает практика, важными факторами, обусловливающими неудачи в деятельности многих организаций, являются неэффективное использование цифровой трансформации. Такое положение связано с тем, что значительная часть руководителей предприятий и организаций имеет недостаточно полное представление о специфике «Экономики 4.0». Поэтому необходимо кардинально изменить отношение к данной сфере управления предприятием, выработать прогрессивные формы и методы цифровизации. И если частный бизнес справляется с этой задачей относительно успешно, города отстают.

Стратегия и методические основы цифровой трансформации бизнеса

Стратегия цифровой трансформации считается всеобъемлющей и общекорпоративной стратегией, направляющей всю деятельность организации по цифровой трансформации. Таким образом, она комплексно рассматривает возможности и риски, связанные с внедрением цифровых технологий. Она охватывает все сегменты бизнеса и компании, обусловливает необходимость использования нескольких механизмов согласования: во-первых, согласования с бизнес-стратегией, во-вторых, согласование с другими оперативными или функциональными стратегиями в качестве объединяющего звена между различными уровнями стратегий внутри компаний.

Цифровая трансформация также включает в себя цифровую деятельность и изменения в продуктах, услугах и бизнес-моделях, таким образом выходя за рамки фирм. Следовательно, сфера охвата стратегии цифровых преобразований должна быть более широкой,

и ввиду неизведанных масштабов многих инициатив в области преобразований, стратегия должна постоянно подвергаться переоценке в отношении лежащих в ее основе предпосылок, а также хода ее осуществления.

Стратегия цифровых преобразований - это стратегия, охватывающая все компании и разработанная таким образом, чтобы компания могла использовать возможности цифровой экономики путем задействования цифровых ресурсов и возможностей, цифрового преобразования по нескольким бизнес-измерениям: операционные, ориентированные на клиентов и бизнес-модели. [9]

Рис. 1. Стратегия цифровой трансформации

Разработка стратегии цифровой трансформации требует от компаний принятия соответствующих стратегических решений в ряде ключевых областей.

Для начала необходимо подготовить первоначальное экономическое обоснование, в котором долгосрочные цели должны быть ясными, а также превосходить простое стремление к быстрой выгоде. С этим тесно связаны решения о потенциальной необходимости проведения общей оценки готовности к изменениям, с тем чтобы понять нынешнее состояние деятельности компании и выявить потенциальные проблемы уязвимости, возможностей и связанных с ними рисков. Кроме того, цифровая трансформация подразумевает изменения в создании стоимости, обусловленные тем, как принятые цифровые технологии изменяют нынешнюю бизнес-модель. Компании должны переосмыслить сферу своей деятельности, а также определить потенциальные новые потоки доходов от продуктов, услуг и взаимодействия с клиентами с использованием цифровых технологий [8, с. 10].

Учеными подчеркивается самый важный аспект - формирование общего и четкого видения в рамках всей организации, информирование всех заинтересованных сторон о том, куда они направляются. Это является ключевым аспектом будущего успеха.

При внедрении новых технологий следует учитывать их роль в достижении стратегических целей фирмы. Новые технологии могут быть использованы как инструменты для новых возможностей фирмы, так и в качестве вспомогательного инструмента для удовлетворения текущих деловых потребностей. Компании обычно делятся на две широкие категории: они либо принимают устоявшиеся и широко используемые технологические решения и действуют в качестве участников рынка, либо становятся лидерами рынка, внедряя новые технологические решения [8, с. 11].

Необходимо принять многочисленные стратегические решения в отношении трансформации клиентского опыта. Это может быть достигнуто путем изучения всех точек соприкосновения клиентов и интеграции взаимодействия компаний через различные цифровые, а также физические платформы. Трансформация клиентского опыта может быть также осуществлена путем внедрения цифровых продуктов и услуг. Кроме того, инвестиции в НИОКР могут дополнительно помочь организациям в разработке цифровых решений для прогнозирования потребностей клиентов, а не просто для удовлетворения существующих потребностей.

Разработка стратегии цифровой трансформации компании также должна включать решения, касающиеся обеспечения людей, обладающих необходимыми навыками и талантами. Необходимо понять, какие организационные изменения потребуются, какой квалификации должны быть специалисты, нужно взращивать их внутри компании или приглашать со стороны, а самое главное, как их потом удержать внутри компании.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представила исследование «Экономика Рунета. Экосистема цифровой экономики России», согласно которому в 2018 году доля цифровой экономики в ВВП страны выросла в 2,5 раза - с 2,1% до 5,1%. Ожидается, что к 2025 г. цифровая экономика России может достичь 8-10% ВВП страны. Так, ВВП России в период 2011-2015 гг. вырос на 7%, а объем цифровой экономики за тот же период - на 59%, или на 1,2 трлн руб. в ценах 2015 г. В связи с этим, за пять лет на цифровую экономику пришлось 24% общего прироста ВВП России. Если брать во внимание прогнозы аналитиков можно ответить, что потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 г. на 4,1-8,9 трлн руб. США (в ценах 2015 г.), что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП [5, с. 66].

Исходя из выводов Глобального института МсЮшеу, одним из эффективных факторов роста ВВП России будет являться переход к цифровой экономике. Данные прогнозы обуславливаются как эффектом, полученным от автоматизации имеющихся процессов, так и непосредственно внедрения новых бизнес-моделей и технологий, в числе которых цифровые платформы, экосистемы, также углубленная аналитика больших данных, технологии «Индустрия 4.0». Применяемые цифровые технологии также способствуют улучшению делового и инвестиционного климата за счет повышения доступности и эффективности государственных услуг, развития экосистемы бизнес-сервисов, повышения прозрачности условий ведения бизнеса. Свой импульс развития цифровая экономика России получила в последние годы. Значительных успехов достигли частные компании.

Россия фокусирует свое внимание на рынках, дающих возможность создания отраслей нового технологического уклада, имеющих значимость с позиции обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан. Цифровизация экономики РФ обладает рядом преимуществ для социальной и экономической сфер. Будут получены такие экономические эффекты от цифровизации экономики как: увеличение экономического роста, увеличение рабочих мест, прирост производительности и т.д. Таким образом, ключом уменьшения бюджетных расходов может стать современная цифровизация, а также повышение доступности общественных услуг. Что касается социальной сферы, то можно выделить такие положительные аспекты как: понижение уровня бедности, повышение доступности и качества оказания медицинских услуг, понижение стоимости образования.

Коронавирус как стимулирующий фактор цифровой трансформации

Коронавирус сильно изменил нашу жизнь, и ускорил развитие цифровой среды. Оказавшись на самоизоляции, общество быстро осознало нужду в новых технологиях, диджитализации, дистанционной работе, доставке товаров и услуг. Коронавирус подтолкнул множество компаний к цифровой трансформации. Стало понятно, что те компании, которые не могут быстро приспособиться к цифровой среде и изменениям в мире, проигрывают более эволюционным компаниям и исчезают с рынка. [18]

Компания «Comscore» проводит еженедельные исследование о том, как меняется поведение европейских пользователей в интернете, посещаемость различных сайтов и трафиков в социальных сетях [17].

Instant Messaging Sites/Apps: Visit Indices

WEEK OF DEC 30 - JAN 5 - 100

FRANCE GERMANY ITALY SPAIN

SO

comscoro

Рис. 2. Посещаемость социальных сетей по странам 30.12.2019-22.03.2021, Comscore

Так посещаемость сайта новостей увеличилось в два раза, удвоился трафик в мессенджерах Facebook Messenger, WhatsApp и Telegram. Огромный рост числа просмотров показали медицинские сайты и он-лайн-консультации врачей, так как люди не могут попасть в больницы на плановые осмотры. Также сильный рост показали такие сферы как онлайн-тренировки и онлайн-образование

Многие компании были вынуждены в экстренном режиме налаживать онлайн-сервисы, сайты, придумывать разные онлайн-активности для своих клиентов. В условиях пандемии, когда все сидят

Health Information Sites/Apps: Visit Indices

WEEK OF DEC 30 - JAN S - 100

FAANCE GERHAKV ITALY SPAtN

DEC30- JAN6- JAN13- JANEO- JAN27- FEB3- FEB10- FEB17- FEB2A- MAR 2 - МАЯ9- MARISJANS JAN 12 JAN« JAN JG FEB2 FEBÍ FEB16 FEB2J MARI MAR В MAR 15 MAR 22

4fe comscore

Рис. 3 - Посещаемость медицинских сайтов по странам 30.12.2019-22.03.2021, Comscore

дома, и у многих появилось больше свободного времени, компаниям буквально приходится бороться за клиентов с помощью цифровых технологий. Другими словами, в бизнесе образовалась новая ниша -обслуживание людей, которые теперь не могут выходить из дома, но им все так же нужно эффективно выполнять свою работу, покупать продукты и есть в ресторанах, учиться, заниматься спортом, поддерживать психологическое и физическое здоровье, общаться с друзьями и близкими. Если раньше многие компании, особенно малый бизнес, могли себе позволить не делать сайт и не вести активно социальные сети, то в эпоху коронавируса без этих инструментов компания почти обречена на снижение конкурентоспособности и уход с рынка.

Diet & Exercise/Fitness Sites/Apps: Visit Indices

WEEK OF DEC 30 - JAN 5 = 100

FRANCE GERMAN* ITALY SPAIN 3D0I

0

DEC 30 - JAN6- JAN 13 - JAN20- JAN27- FEB3- FEB10- FEB17- FEB24- MAR!- MAR 9- MAR!6-JAN5 JANS JAN 19 JAN 26 FEB2 FEB 9 FEB 16 FEB £3 MAR1 MARS MARIS MAR 22

Ц comscore

Рис. 4. Посещаемость фитнес-сайтов, диет и различных физ. упражнений по странам 30.12.2019-22.03.2021, Comscore

Компаниям пришлось использовать цифровые технологии не только во внешней среде, но и во внутренней. Важным аспектом корпоративной культуры было сохранение мотивации и эффективности сотрудников в условиях удаленной работы, нестабильной эпидемиологической ситуации и всеобщего стресса, сокращений и банкротства компаний. Собрания, планерки и тимбилдинги пришлось организовывать в режиме онлайн, без контактного взаимодействия, что поначалу

приводило к ряду трудностей. Усложнилась и адаптация новых сотрудников, пришедших в компанию. Им сложнее было познакомиться и влиться в коллектив, найти общий язык с коллегами, узнать глубже корпоративную культуру компании, ее ценности и стратегические цели. Для этого многие крупные компании оперативно создали приложения, программы и чат-боты, которые помогают новому сотруднику узнать все об организации и коллегах в режиме онлайн, в рамках интерактивного обучения. В результате, многим компаниям удаленная работа пошла только на пользу: сократились расходы на аренду офиса, работу столовой, коммунальные услуги. Сотрудники перестали тратить деньги на бензин или проезд на такси, общественном транспорте, а также перестали терять время в пробках по дороге на работу. Многие отмечают, что время, которое раньше тратилось на дорогу до работы и обратно, теперь можно потратить на общение с близкими или хобби. Недавнее исследование рекрутингового портала «Superjob» показало, что больше половины москвичей не хотят возвращаться обратно в офис.

С одной стороны COVID-19 сильно пошатнул экономику многих стран, а с другой продвинул человечество в будущее - в цифровую среду. Цифровизация оказалась тем самым «выходом» и «путем спасения» от кризиса. Исследования мировых компаний показывают, что за период пандемии огромное количество людей «в возрасте» впервые начали

Education Information Sîtes/Apps: Vlsit Indices

WEEK OF DEC 30 - JAN 5 - 100

FRANCE GERMANY ITALY SPAIN Ut. TED INGDO

450

DEC 30 - JAN6- JAN 13- JAN20- JAN27- FEB3- FEB10- FEB17- FEBÏ4- MAR 2- MARS - MARKJANE JAN 12 JAN 19 JAN26 Ff Б 2 FEB9 FEB16 FE В 23 MAR1 MAR 3 MAR 15 MAR 22

% comscore

Рис. 5- Посещаемость образовательных сайтов по странам 30.12.2019-22.03.2021, Comscore

использовать цифровые технологии: общаться по видеосвязи, заказывать продукты на дом, оплачивать услуги ЖКХ.

Для разных отраслей бизнеса коронавирус имеет разное значение. Тяжелее всего пришлось сфере услуг, которые оказываются в офлайне: салоны красоты, парикмахерские, кафе и рестораны, кинотеатры и театры. К сожалению, некоторые из них больше никогда не откроют свои двери для посетителей. Однако исчезновение одних привело к появлению других бизнесов. Так на месте закрывшихся кафе и ресторанов, уже успешно работают новые. Для некоторых компаний коронавирус и вовсе стал толчком для огромного роста. Например, Zoom, до пандемии этот сервис не пользовался слишком большой популярностью, ведь зачем созваниваться в онлайне, если можно встретить лично. Сервисами видеоконференций в большинстве своем пользовались только компании, где сотрудники всегда работают в удалённом режиме. Пандемия изменила все. Теперь сервисы видеоконференций необходимы всем: школам, институтам, колледжам, компаниям, друзьям и семьям. Количество пользователь Zoom увеличилось с 10 до 300 миллионов пользователей в день. Еще один яркий пример - Netflix. Несмотря на то, что компания и так является лидером рынка потоковых видео, число пользователей увеличилось в два раза всего за пару месяцев с начала пандемии.

Успех цифровой трансформации во время коронавируса кроется в обработке больших данных. В дистанционных условиях огромную роль играет скорость получения и обработки информации. Например, благодаря сотрудничеству властей Южной Кореи с частными компаниями государству удалось создать программу, которая может отследить людей, подверженных COVID-19. Эта программа позволяет отслеживать источники распространения инфекции и предостерегать население страны [8, с. 22].

Однако, отдельные успешные случаи не сравняться с огромными потерями компаний, которые встали на путь цифровой трансформации только с началом пандемии. По данным компании McKinsey 79% компаний по всему миру находятся на очень ранних стадиях цифровиза-ции, что обуславливает огромную потребность в разработке и внедрении новых технологий.

Коронавирус разделил бизнес на две части: те, кто в панике не смог вовремя предпринять никаких действий для выживания, и те, кто увидели в пандемии возможность для роста, которая кроется в цифровой трансформации бизнеса. По данным YouScan 60% клиентов предпочитают выстраивать взаимодействие с компанией в режиме онлайн, и 78% используют для этого социальные сети.

Влияние цифровой трансформации на рынок труда

В вопросе влияния цифровой трансформации на рынок труда обычно рассматривается два варианта: массовая безработица, вызванная автоматизацией бизнес-процессов или изменение структуры рынка труда, замена «устаревших» профессий на цифровые. Второй подход называется task-digitalization (с англ. «Оцифровка задач») [11]. Внедрение цифровых технологий не устраняет целые профессии, а решает конкретные задачи внутри рабочих мест, устраняя некоторые из них, но создавая новые, увеличивая глобальные показатели занятости. Следует подчеркнуть, что оба сценария имеют как выигравшие, так и проигравшие стороны.

Таким образом, важнейший вопрос будущего заключается в том, насколько система образования будет способна удовлетворить потребности трансформирующегося рынка труда. Современные образовательные стратегии должны учитывать внедряемые новые технологии, из-за которых растет спрос на сотрудников, готовых продуктивно работать в технологичных направлениях.

Ожидается, что развитие IT технологий создаст от 20 до 50 млн рабочих мест. Новые профессии, такие как аналитики больших данных и специалисты по машинному обучению, помогут сгладить безработицу, вызванную автоматизацией [12].

Тем не менее, трудно спорить с тем фактом, что цифровая трансформация оказывается наиболее негативное влияние на физическую рабочую силу, вызвав огромную потребность в квалифицированной рабочей силе.

Часы работы машины в различных областях, %

Работа с данными Поиск информации Выполнение технологических операций Оценка информации Физическая и рутинная работа Администрирование и управление Коммуникация Принятие решений

О 10 20 30 40 50 60 70 ■ 2022 г. (прогноз) 2018 г.

Рис. 6. Часы работы машины в различных областях, Centre of the New economy and society [12]

Происходящие в настоящее время изменения в составе рабочей силы приведут к вытеснению некоторых профессий. Одни профессии уйдут, но в то же время появятся другие. Работники, чьи навыки пользуются спросом, умеющие быстро адаптироваться и учиться имеют все возможности для роста. Успех на цифровом рынке труда заключается в быстром привлечении мотивированных, гибких и обучаемых кадров.

Рис. 7. Компетенции будущего, Газпромнефть [15]

К рискам кадрового обеспечения цифровой экономики многие исследователи относят технологии робототехники. Подбор специалистов для взаимодействий «человек - машина» является общемировой проблемой. Интеллектуальные модели управления робототехническими системами, технологии сенсомоторной координации и пространственного позиционирования вносят кардинальные изменения в образовательные программы всех уровней обучения персонала. Необходим мониторинг кадрового обеспечения рынка труда в условиях глобальной цифровизации, который позволит определить приоритетные HR-стратегии для цифровой экономики, а равно оценить степень исполнения указов Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Мониторинг рынка труда позволит определить основные факторы, влияющие на уровень кадрового обеспечения цифровой экономики, даст возможность своевременно выявить возможные риски и угрозы.

Кадровое обеспечение цифровой экономики - актуальная теоретическая и практическая задача. Ее решение станет гарантом устойчивого развития и бизнеса, и региона.

Цифровая трансформация экономики города на примере «умных» городов-лидеров

По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к 2050 году население мира достигнет 9 миллиардов человек, из которых 70% будут жить в городских центрах. С учетом того, что метрополии уже потребляют более 75% мировой энергии и производят 80% выбросов парниковых газов (ПГ), многие города решили стратегически преобразоваться в «цифру» в ответ на некоторые из наиболее серьезных глобальных проблем: рост численности населения, загрязнение, нехватка и нерациональное использование ресурсов. Лучшее решение - стать умными городами или «городами 4.0». Такие города полагаются на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и большие данные для эффективного и устойчивого управления всем - от транспорта до энергетических ресурсов. [11]

В вопросе цифровизации частный сектор взял на себя ведущую роль в определении, как проблемы, так и ее решения. «Умные города» находятся на стыке социальных и технологических изменений. Концепция охватывает «города всех размеров», включая малые общины или региональные муниципалитеты, в которых можно также найти вдохновляющие примеры. Однако большая часть дискуссий вокруг умных городов вращалась вокруг технологического аспекта, главным образом благодаря первоначальной ведущей роли корпоративных организаций, таких как IBM, CISCO, Intel, GE, Microsoft, Oracle и Amazon. Решения частных компаний, как правило, имеют тенденцию фокусироваться на разработке облачных платформ и Software-решений. В этом контексте важное значение имеет способность муниципалитетов привлекать заинтересованные стороны (предпринимателей, ученых, неправительственные организации). Совместная работа с частным сектором помогает ведущим городам автоматизировать большую часть экономических процессов, осуществляя коммуникацию между правительством и гражданами [19].

Существует целый ряд определений понятия «умный город». В большинстве случаев умные города определяют как инициативы или подходы, использующие цифровые инновации в целях повышения

конкурентоспособности и эффективности городских служб. По данным Google Trends, мировой интерес к умным городам значительно вырос с 2013 года и будет расти дальше.

= Google Trends

Ф Smart city

Поисковый запрос

По всему миру » 2004 - настоящее время

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все категории » Веб-поиск »

Динамика популярности

± <> <

Рис. 8. Динамика популярности запроса «SmartCity» в Google

Важно отметить города лидеры. Это Гонконг, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон, Чикаго. В этих городах к 2025 году будут внедрены несколько новых технологий. Особенно важно оценить влияние новых технологий: аддитивное производство (3D печать), анализ больших данных, искусственный интеллект (А1). В промежуточном будущем автономные транспортные средства (беспилотные автомобили) также могут оказывать сильное воздействие на города.

Кроме того, многие интеллектуальные приложения уже используются в инфраструктурных сервисных услугах в области безопасности, здравоохранения, энергетики, водоснабжения, отходов, экономического развития, жилищного строительства. Большая часть представлена и в г. Санкт-Петербург. К их числу относятся, в частности, интеллектуальные сети, помогающие управлять энергопотреблением, умные счетчики и трубы помогают отслеживать качество воды и обнаруживать утечки, умные датчики улучшают транспортный поток, эффективность транспорта и маршруты сбора отходов, мобильные приложения позволяют гражданам сообщать проблемы в режиме реального времени и непосредственно взаимодействовать с городскими службами.

ОЭСР определяет умные города как инициативы или подходы, эффективно использующие цифровизацию для повышения благосостояния граждан и предоставления более эффективных и устойчивых городских услуг в рамках двухстороннего процесса. [13] Концепция

«умного города» и последующая цифровизация экономики должна соответствовать некоторым критериям:

• Необходимо применять «продуктовый подход» в решении проблемы. Цифровые технологии, внедряемые в городское пространство, должны решать проблему большого числа граждан - удовлетворять определенную потребность.

• Важно вовлечь граждан в диалог с правительством. Формирование партнёрских отношений поможет увеличить вовлечённость и ускорить формирование гражданского общества, поможет найти потребности.

• Необходимо создание платформ для взаимодействия; Доступ к открытым данным и проблемам поможет правительству быстро реагировать, регулируя будущие цифровые продукты.

• Важно наладить коммуникацию между частным и государственным сектором. Бизнес и государство должны работать сообща, чтобы обеспечить инновационный прогресс и грамотную цифровую трансформацию.

В течение последних двух десятилетий заинтересованные стороны (бизнес и государство) были инициаторами развития умных городов. При этом они имели различные ожидания и потребности.

Частный сектор, в частности крупные компании, выступают в качестве первоисточника инноваций. При этом частный сектор должен получать определенные стимулы и льготы. Хотя инновации в области цифровых технологий могут открывать многочисленные возможности, директивные органы зачастую не имеют четкого представления о проблемах, рисках и компромиссах, связанных с внедрением цифровых инноваций в городах.

В настоящее время бизнес сталкивается с проблемой рассмотрения новых форм государственно-частного сотрудничества. Часто бизнес сталкивается с правовыми барьерами в области цифрового развития. Но польза инноваций настолько очевидна, что, в последнее время, руководители городов стали проявлять гибкость и эффективность в административном управлении.

С одной стороны, цифровые инновации могут существенно повысить эффективность и устойчивость, а также обеспечат новые пути предоставления государственных услуг и оптимизируют использование ресурсов.

Например, сектор туризма в городах может выиграть от совершенствования способов распространения информации. Городской информационный портал может обеспечить своевременное информирование обо всех продуктах туристической экосистемы: от своевременного бронирования отелей до продажи экскурсий.

Цифровые инновации могут оказывать сильное влияние на местный рынок труда, например, новые государственная платформа для размещения вакансий может информировать граждан об актуальных вакансиях в сфере муниципального управления, а также помогать новым предприятиям и малому бизнесу.

С другой стороны, вместе с тем директивным органам следует также сбалансировать риски. Например, существуют юридические неясности и проблемы нарушения нормативно-правовой базы, а также пробелы в человеческом и технологическом потенциале в городах. Цифровые инновации сопряжены и с другими рисками (например, конфиденциальность и защита потребителей, справедливость конкуренции, которая может усугубить изоляцию в случае сильного цифрового разрыва). Наконец, цифровые технологии инновационная деятельность требует также нахождения компромиссов между целями бизнеса и государства.

Тем не менее, потенциал предпринимателей, новаторов и цифровых предприятий, которые также работают в тесном контакте с местными органами власти, остаются в значительной степени неиспользованным.

Заключение

Цифровая трансформация является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием экономического успеха. И если раньше внимание уделялось производственным процессам, то сейчас важно слышать клиента, использовать большие данные, автоматизировать процессы и внедрять искусствен-

ный интеллект. Цифровизация даёт компаниям большое количество преимуществ, позволяющих добиться операционной эффективности. Свои преимущества от цифровизации экономики может получить и регион, но важно учитывать, что цифровая трансформация принципиально новый процесс, который имеет большое количество особенностей и рисков, при этом, являясь очень перспективным.

Проведя анализ процессов цифровой трансформации, были выявлены следующие особенности, риски и перспективы:

1. Цифровая экономика, ввиду наличия определенных свойств нематериального функционирования, позволяет преодолеть ограничения, которые свойственны классической (аналоговой) экономике.

2. Бизнес-модели переходят в платформенные экосистемы, а IT-компании имеют экспоненциальный рост, так как продукт может быть доступен любому человеку в любом месте мира, без дополнительных затрат на логистику

3. Основной риск цифровизации - изменения рынка труда. Автоматизация бизнес-процессов оставит без рабочих мест часть населения. При этом, в цифровых профессиях сейчас большой кадровый голод. Спрос на «новые» профессии растет темпами цифровизации, а человеку будущего необходимо освоить большой спектр цифровых компетенций.

4. Перспективы «Новой Экономики» огромны. От удобного сервиса с возможностью получить еду домой через 15 минут после заказа до полного перехода человечества в виртуальный мир.

Непременным условием успешного решения задач цифровизации является осознанная необходимость повышения уровня информационной культуры и цифровой грамотности населения, непрерывного обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки участников экономической деятельности, освоения профессиональных компетенций цифровой экономики, в том числе с применением дистанционных технологий и цифровых образовательных ресурсов.

При этом особое внимание должно уделяться совершенствованию содержания образовательных программ, приданию им опережающего характера, обеспечению конкурентоспособности системы образования на внешнем и внутреннем рынках, повышению качества и доступности образовательных услуг.

Список литературы

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru.

2. О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-Ф3. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru.

3. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: library.tversu.ru/ vystavki/ 48-yurisM132-natsional-naya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii.html_(дата обращения 21.04.2021 г.).

4. Баранов Д.Н. Сущность и содержание категории «Цифровая экономика» / Д.Н. Баранов // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1, № 2, 2019. - 286 с.

5. Мельникова А.Ю. Цифровизация экономики: преимущества и недостатки для государства / А.Ю. Мельникова // Синергия Наук, 2020. - 312 с.

6. Момотова О.Н. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях цифровизации экономики / О.Н. Момотова // РФФИ, 2019. - 344 с.

7. Хасимова Л.Н. Правовое регулирование цифровых прав как объектов гражданского права по законодательству Российской Федерации / Л.Н. Хасимова // Вестник экономики, права и социологии. - № 1. - 2019. - 250 с.

8. Хинкельман, К. Цифровизация бизнес-процессов // Universities of Applied Science sand Arts. - № 1. - 2020. - 213 с.

9. Elding K, Morris R. Digitalisation and its impact on the economy: insights from a survey of large companies // ECB Economic Bulletin, 2018.

10. Mariam Helmy Ismail, M. Zaki Digital Business Transformation and Strategy: What Do We Know So Far? // Research Gate, 2019.

11. Szabo-Szentgroti, G.; Vegvari, B.; Varga, J. Impact of Industry 4.0 and Digitization on Labor Market for 2030-Verification of Keynes' Prediction // Article, 2021.

12. World Economic Forum, The future of jobs report // Insight report, 2018.

13. Коммерсантъ г. Санкт-Петербург: «Цифровая Экономика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4162864 (дата обращения 12.04.2021).

14. РБК и Мегафон «Объединенные цифровизацией». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.spbspecials.rbc.ru/megafon25 (дата обращения 15.05.2021).

15. «Сибирская нефть» онлайн-журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www. gazprom-neft.ru/press-center/ sibneft-online/archive/ 2020-may/4620384/

16. Blogrun «4 Key Steps for the Digitization of Business Processes» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: blog.runrun.it/en/digitization-of-business-processes%EF%BB%BF/ (дата обращения 02.05.2021).

17. Comscore «Coronaviruspandemic» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.comscore.com/Insights/Blog/Coronavirus-pandemic-and-online-behavioural-shifts-March-30-update (дата обращения 27.04.2021).

18. Deloitte «Strategy, not technology, drives digital transformation» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www2.deloitte.com/us/en/ in-

sights/topics/digital-lransformation/digital-lransformation-strategy-digitally-mature.html (дата обращения 25.04.2021).

19. Vc.ru «Как оптимизировать бизнес во время коронавируса» [Электронный ресурс]. URL: www.vc.ru/marketing/128058-kak-optimizirovat-biznes-vo-vremya-koronavirusa (дата обращения 29.04.2021).

20. Vc.ru «Как российские компании строят экосистемы: что происходит и чего ожидать» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www. vc .ru/u/1635 30-nikolay-sedashov/105427-kak-rossiyskie-kompanii-stroyat-ekosistemy-chto-proishodit-i-chego-ozhidat (дата обращения 05.04.2021).

21. Science-SD «The digital economy: problems and prospects» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.science-sd.com/472-25370 (дата обращения 09.04.2021).

Кузнецова К.А.

Студент 4 курс, Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Липецк, Россия Научный руководитель Рыбина И.А. кандидат экономических наук Липецкий филиал Финансового университета

при Правительстве

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ДОХОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием финансовых ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения домохо-зяйств. Согласно статистическим данным, 75,7% домохозяйств в России испытывают финансовые затруднения. Современные условия вынуждают многие семьи обращаться за финансовой поддержкой к государству.

Ключевые слова: доходы, домохозяйство, заработная плата, финансовая поддержка, личный бюджет, прожиточный минимум.

Kuznetsova K.A.

4th year student, Lipetsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Lipetsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.