Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПАРТНЕРСТВО / ГИБРИДНАЯ МОДЕЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПЛАТФОРМЫ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова Светлана Дмитриевна, Куликова Оксана Михайловна

Происходящие процессы в современной рыночной среде способствовали ускорению использования цифровых решений, упрощающих работу бизнес-структур, за счет внедрения технологических платформ, оптимизирующих издержки обращения и повышающих качество профессиональной деятельности. В настоящее время бизнес-модель цифровой платформы может определяться рядом атрибутов, основными из которых являются: агрегирование предложения и спроса; использование данных для создания ценности; адаптация технологических инноваций к региональному рынку и повышение операционной эффективности. В целях максимизации преимуществ использования платформы, в статье предлагаются три модели участия в цифровой трансформации предприятий: партнерство, гибридная модель и самостоятельная сборка платформы. Рассмотренные модели в перспективе позволят бизнес-структурам расширить сотрудничество с контрагентами рынка для получения взаимной выгоды и дальнейшего содействия устойчивому росту цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS

The ongoing processes in the modern market environment have contributed to the acceleration of the use of digital solutions that simplify the work of business structures, through the introduction of technological platforms that optimize the costs of circulation and improve the quality of professional activity. Currently, the business model of a digital platform can be determined by several attributes, the main of which are: aggregation of supply and demand; use of data to create value; adaptation of technological innovations to the regional market and improvement of operational efficiency. To maximize the benefits of using the platform, the article suggests three models of participation in the transformation of enterprises: partnership, hybrid model and self-assembly of the platform. The models considered in the future will allow business structures to expand cooperation with market counterparties to obtain mutual benefits and further contribute to the sustainable growth of the digital economy.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА»

УДК 004.9

DOI: 10.47581/2022/IE.2.60.10 Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент

Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия (e-mail: suvorova_sd@mail.ru) Куликова Оксана Михайловна, к.т.н.

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Россия (e-mail: fotooksana@yandex.ru)

ЦИФР ОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА

Аннотация. Происходящие процессы в современной рыночной среде способствовали ускорению использования цифровых решений, упрощающих работу бизнес-структур, за счет внедрения технологических платформ, оптимизирующих издержки обращения и повышающих качество профессиональной деятельности. В настоящее время бизнес-модель цифровой платформы может определяться рядом атрибутов, основными из которых являются: агрегирование предложения и спроса; использование данных для создания ценности; адаптация технологических инноваций к региональному рынку и повышение операционной эффективности. В целях максимизации преимуществ использования платформы, в статье предлагаются три модели участия в цифровой трансформации предприятий: партнерство, гибридная модель и самостоятельная сборка платформы. Рассмотренные модели в перспективе позволят бизнес-структурам расширить сотрудничество с контрагентами рынка для получения взаимной выгоды и дальнейшего содействия устойчивому росту цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая трансформация, партнерство, гибридная модель, самостоятельное построение платформы, технологии.

Пандемия covid-19 стимулировала создание и внедрение цифровых приложений в таких областях, как интернет-торговля, онлайн-образование, удаленная работа, что в свою очередь, способствовало росту потребления и ускорило использование цифровых решений. Организациям пришлось модернизировать свою инфраструктуру и инвестировать в решения, упрощающие работу за счет внедрения цифровых платформ.

Цифровая платформа - адаптивная структура, с соответствующим программным обеспечением, ориентированная на удовлетворение потребностей рыночных субъектов, цель которой заключается в оптимизации издержек обращения и в повышении качества профессиональной деятельности. Платформы позволяют максимально эффективно использовать массив данных и мгновенно принимать решения [1; 2].

Бизнес-модель цифровой платформы может определяться различными атрибутами, основные из которых представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Атрибуты бизнес-модели цифровой платформы

Агрегирование и сопоставление ресурсов спроса и предложения является приоритетом, направленным на повышение общего операционного потенциала и ценности предприятия. В этом случае платформа позволяет объединить и сопоставить разрозненные внешние ресурсы спроса и предложения открытым и инклюзивным способом, включая технологии, продукты, услуги и трафик. Например, Bestore сотрудничает с Alibaba, чтобы помочь ей объединить большое количество поставщиков и дифференцировать потребительский спрос для повышения конкурентоспособности в области данных.

Цифровые платформы преобразовывают пользовательские данные для создания сквозных интерфейсов передачи информации и итерации технологий, которые применяются к нескольким сценариям и максимизируют ценность данных при двустороннем потоке. Так, используя платформу Alibaba для сбора больших объемов данных, Loreal перешла от согласованного подхода к микросегментации [3], чтобы максимизировать ценность данных и охватить целевых клиентов с помощью индивидуального маркетинга.

В усилиях по преобразованию и инвестированию в цифровую экономику были разработаны уникальные технологические платформы, адаптированные к локальным рынкам и сглаживающие барьеры для внедрения инноваций. Ярким примером реализации данного атрибута является компания King Long - лидер сегмента стартапов, которая первая в мире запустила серийный выпуск беспилотных автобусов.

Помимо обмена технологиями, уникальные платформы участвуют в сквозных операциях, предлагая интегрированные решения и поддерживая их выполнение. Стоит отметить инновационные инициативы Starbucks в области цифровой розничной торговли, включающей создание интегрированного онлайн- и оффлайн-сервиса, поддерживаемого возможностями Alibaba по всей цепочке создания стоимости.

Несомненно, цифровая трансформация подразумевает нечто большее, чем просто технологические изменения, поскольку технологии играют определенную роль в преобразовании процессов посредством локализации инновационных продуктов, услуг и бизнес-моделей для создания новых возможностей роста.

Цифровая трансформация предприятий предполагает три модели участия: партнерство, гибрид и самостоятельное построение (рис. 2).

Модель 1. Партнерство - -► Быстрое расширение и развитие цифровых

коммерциализация и возможн ос тег)

контроль рисков

1 1

Модель 2. Поддержка и

Гибрид — собственная -к накопление

платформа в сочетании пользовательских

партнерством ресурсов

1 *

Модель 3. Формирование

Самостоятельная -► конкурентных

сборка платформы преимуществ

Цифровая трансформация предприятия

Рисунок 2 - Модели участия предприятий в цифровой трансформации

Далее уделим внимание каждой из обозначенных моделей участия в цифровой трансформации предприятий.

Модель участия 1: Партнерство.

Модель фокусируется:

- во-первых, на коммерциализации ключевых вариантов использования с помощью технологии платформ с открытым исходным кодом:

- во-вторых, на автономных операциях и услугах, одновременно используя преимущества онлайн-трафика;

- в-третьих, на исследованиях, разработках и контроле рисков при использовании платформ и облачных сервисов.

Малые и средние предприятия с ограниченными ресурсами (или даже более крупные предприятия с ресурсами, которые дополняют платформы) могут использовать трафик, технологии и цифровую инфраструктуру внешних платформ для быстрого расширения и ускорения развития цифровых возможностей. Следуя этой модели, стратегия предприятия сосредотачивается на элементах цепочки создания стоимости и использовании инфраструктуры, предоставляемой технологическими платформами.

Например, CITRIC AIBank фокусируется на исследованиях, разработках и контроле рисков, одновременно используя платформ и облачные сервисы для вариативного предоставления индивидуальных цифровых финансовых услуг.

Модель участия 2: Гибрид.

Модель предполагает:

- создание собственной платформы для инкубации стартапов;

- сотрудничество с партнерской платформой для поддержания существующих проектов.

Цель - реализация взаимной поддержки, ускорения роста онлайн-продаж и накопления пользовательских ресурсов.

Используется для развития малых, средних и крупных предприятий. Гибридная модель позволяет малым и средним компаниям объединять ресурсы спроса и предложения, а крупным - работать с внешними партнерами для ускорения роста.

Примером запуска бизнеса по гибридной модели может служить опыт компании Unilever:

- при выходе рынок Unilever, для инкубации новых брендов, ориентированных на Китай, создала сервисную платформу, предоставляющую прозрачную информацию для быстрого запроса цен и подбора продукта, а также услуг в области финансов, маркетинга и инноваций;

- для поддержания существующего бизнеса, Unilever заключила стратегическое партнерство с инновационным центром Tmall, позволяющее использовать исследования спроса для построения гибкой цепочки поставок.

Модель участия 3: Самостоятельная сборка.

Модель основывается на инвестировании в технологии и инновации для создания конкурентных преимуществ.

Применяется исключительно крупным бизнесом, обладающим достаточными финансовыми и технологическими ресурсами для создания собственных платформ. При этом используются отраслевые знания и возможности вертикальной интеграции, расширяющие границы доступа к клиентам. Такой подход позволяет удвоить ключевые ресурсы, направленные на защиту от конкурентов.

Например, холдинг Ping An инвестировал в основные технологические вертикали, включая искусственный интеллект, большие данные и облачные технологии и добилась значительных успехов в сфере финансовых, медицинских, туристических услуг, недвижимости и инфраструктуры.

После выбора модели участия в цифровой трансформации бизнеса необходимо начать изменения в его ключевых областях (рис 3).

Это позволит не только более точно оценить клиентский опыт и лояльность потребителей, но и расширить сотрудничество между субъектами рынка для получения взаимной выгоды и дальнейшего содействия устойчивому росту [4; 5; 6] в границах выбранной концепции.

Рисунок 3 - Области бизнеса, требующие внимания при трансформации

В заключении следует отметить, что трансформация предприятий способствовала ускорению использования цифровых решений, за счет внедрения цифровых платформ. Платформы позволяют перейти от фрагментации до агрегирования поставок, от гомогенизации до микросегментации целевого рынка, от единого к многостороннему подходу к организации бизнеса. При этом предоставляют передовые технологии; объединяют ресурсы; максимизируют ценность данных и компаний; повышают операционную эффективность.

Таким образом, цифровая трансформация играет важную роль не только в развитии бизнеса, но ив формировании мировой экосистемы [7]. Ее масштаб, технологии и возможности предоставляют услуги как для локального решения проблемных вопросов, так и при реализации концептуальных и глобальных бизнес-процессов и операций.

Список источников

1. Барыбина, А. З. Цифровая платформа как новая технологическая бизнес-модель / А. З. Барыбина // Всероссийская весенняя школа по цифровой экономике: Сборник научных трудов Всероссийской весенней школы по цифровой экономике, Тюмень, 14-15 марта 2020. - С. 60-62.

2. Гелисханов И.З., Юдина Т. Н., Бабкин А. В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, No 6. С. 22-36. -URL: DOI: 10.18721/JE.11602.

3. Суворова, С. Д. Рыночное сегментирование на основании выявления потребностей покупателей и сочетания внешних факторов / С. Д. Суворова, О. М. Куликова // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 4. - С. 115-119.

4. Соловьев, Е. Н. Цифровая трансформация как модель управления бизнеса / Е. Н. Соловьев // Вестник Национального Института Бизнеса. - 2019. - № 37(37). - С. 275-279.

5. Куликова, О. М. Клиентоориентированность как основной вектор развития бизнеса / О. М. Куликова, С. Д. Суворова // Инновационная эконо-

мика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 1(51). - С. 102-107. - DOI 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.015.

6. Сухоруков, А. И. Цифровая трансформация бизнес-процессов / А. И. Сухоруков, Е. А. Захарова // Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития: сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах. - Москва: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2020. - С. 54-57.

7. Куликова, О. М. Экосистема: новый формат современного бизнеса / О. М. Куликова, С. Д. Суворова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 1(42). - С. 200-205. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-10909.

Статья поступила в редакцию 11.03.2022; одобрена после рецензирования 12.03.2022; принята к публикации 20.03.2022.

Suvorova S., Ph.D. Econ., associate professor1 Kulikova O., Ph. D., associate Professor 1St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great St. Petersburg State University of Industrial technology and design DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS

Abstract. The ongoing processes in the modern market environment have contributed to the acceleration of the use of digital solutions that simplify the work of business structures, through the introduction of technological platforms that optimize the costs of circulation and improve the quality of professional activity. Currently, the business model of a digital platform can be determined by several attributes, the main of which are: aggregation of supply and demand; use of data to create value; adaptation of technological innovations to the regional market and improvement of operational efficiency. To maximize the benefits of using the platform, the article suggests three models of participation in the transformation of enterprises: partnership, hybrid model and self-assembly of the platform. The models considered in the future will allow business structures to expand cooperation with market counterparties to obtain mutual benefits and further contribute to the sustainable growth of the digital economy. Keywords: digital transformation, partnership, hybrid model, independent platform building, technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.