DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_7_553 УДК 338.1
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Вахабова Мадина Хусейновна,
старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Эльбиева Лэйла Резвановна,
ассистент, Чеченский государственный университет им. А. Х. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Вахабова Линда Хусейновна,
магистрант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: [email protected]
Для эффективной работы в новой экономической среде еще многим компаниям и всей государственной системе управления необходимо пройти через сложный, но неизбежный этап цифровой трансформации, характерный для всех ведущих звеньев мировой экономики. В статье рассмотрены основные аспекты изменения бизнес-процессов, связанные с устойчивым развитием компаний в цифровой экономике. Обозначены основные преимущества цифровой трансформации. Выявлены наиболее перспективные направления инноваций в бизнес-процессах. Также показано влияние негативных факторов на этот процесс. Предложены основные инструменты по преодолению проблем цифровизации бизнес-процессов.
Ключевые слова: цифровизация экономики; цифровая экономика; цифровая трансформация регионов; цифровая трансформация отраслей; цифровое государство.
UDC 338.1
DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS PROCESSES
Vakhabova Madina Huseynovna,
Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, е-mail: rabochaya2015@ list.ru
Elbieva Leyla Rezvanovna,
Assistant, Chechen State University Named after A. K. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Vakhabova Linda Huseynovna,
undergraduate, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, е-mail: [email protected]
To work effectively in the new economic environment, many more companies and the entire public administration system need to go through a difficult but inevitable stage of digital transformation, which is typical for all leading parts of the global economy. That is why digital transformation in our country is a national goal to ensure optimal economic development. The article discusses the main aspects of changing business processes related to the sustainable development of companies in the digital economy. The main advantages of digital transformation are outlined. The most promising areas of innovation in business processes are identified. The influence of negative factors on this process is also shown. The main tools for overcoming the problems of digitalization of business processes are proposed.
Keywords: digitalization of the economy; digital economy; digital transformation of regions, digital transformation of industries, digital state.
В современном мире под влиянием движущих факторов цифровой экономики происходит настоящая цифровая трансформация. Изучая специфику и различные направления трансформации [1], авторы подошли к определению бизнес-процессов как к следствию, исходящему из эффективной бизнес-модели. Благодаря изменению бизнес-модели цифровизация компании автоматизация операционных и управленческих бизнес-процессов проходит быстрее и эффективнее, так как все делается последовательно, поэтапно, согласно плану.
Актуальность статьи заключается в том, что технологии коренным образом изменяют то, как функционирует современная экономика, изменяют существующие бизнес-процессы, а также создают новые. Компании вынуждены постоянно меняться, трансформироваться, перенося свою деятельность в онлайн-среду. Сейчас для поддержания конкурентоспособности компаний особо значимым фактором стала информация [6]. Происходящее в современном мире изменение позиции компании на рынке совмещает в себе не просто изменение мнения покупателя о ее статусе, качественных свойствах продукции, изменение предпочтений потребителя, но и модернизацию компании с помощью цифровых технологий, добавление новых функций. Однако цифровизация бизнес-процессов сопровождается не только преимуществами, но и проблемами.
Интернет-пространство сегодня представляет собой глобальную бизнес -платформу, которая практически не имеет никаких барьеров для входа и позволяет участвовать в глобальной рыночной конкуренции в полной мере. Вместе с тем новые условия хозяйствования в цифровой среде налагают на участников и новые требования, которые часто сводятся к способности оперативной обработки большого массива данных и своевременной интерпретации информации, что однозначно сказывается на уровне конкурентоспособности компании в обозначенной цифровой среде. Так, наиболее быстрые преобразования наблюдаются в финансовой сфере, которая в условиях «пандемийной» экономики только ускорила темпы.
Менее мобильными являются отрасли тяжелой промышленности, которые можно отнести к более консервативным, так как им
предстоит достаточно серьезная технологическая адаптация и ряд серьезных преобразований как с организационной точки зрения, так и практических решений, и механизмов их реализации.
Вместе с тем отдельно нужно остановиться на значимости цифровой трансформации в отраслях, задействованных в обеспечении социальных услуг населению, что приводит к повышению качества и своевременности их предоставления, адресности и более системного подхода в процессе предоставления и оценки результатов.
Таким образом, мы можем отметить, что сегодня термин «цифровая трансформация» используется более чем широко и используется как понятие, обозначающее глобальные преобразования, базирующиеся на анализе и обработке данных при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Если обратить внимание на мировой опыт, то мы однозначно сойдемся на мнении, что эта тенденция началась намного раньше, чем в постсоветских странах. В частности, в странах ЕС, Великобритании, США, Канаде, Японии, Республике Корея и некоторых других странах вопросы преобразований на основе анализа больших данных отражены в самых серьезных государственных документах и лежат в основе формирования повесток цифрового преобразования обозначенных выше стран.
Проводя исследование, авторы проанализировали современные условия цифро-визации процессов компаний, выявил основные тенденции изменения бизнес-моделей и стратегий компаний, определил наиболее перспективные направления и отрасли. Также были изучены проблемы и возможные риски, выдвинуто несколько предложений для снижения влияния негативных факторов цифровизации экономики на продвижение компании на рынке.
По мнению авторов, основные преимущества, которые дает компании цифровая трансформация, можно объединить в 3 группы, среди которых:
1. Выход на новые рынки сбыта товаров и услуг: цифровизация бизнес- процессов позволяет не только выйти на новые рынки, но и расширить ассортимент продукции, создать новые товары.
2. Повышение производительности: за-
дача автоматизации бизнес-процессов состоит в том, чтобы сократить количество усилий, которые выполняются вручную. Часто при одних и тех же действиях совершаются ошибки, так как человек все равно не может делать все всегда идеально. А автоматизация позволяет «освободить» человека от подобного вида деятельности, уменьшив вероятность возникновения ошибки и дав возможность человеку выполнять задачи, где требуются больше творчества, что не сможет сделать машина.
3. Постоянное улучшение бизнес-процессов и коммуникаций с клиентами: благодаря цифровизации бизнес становится более стабильным и конкурентоспособным за счет сокращения издержек и увеличения производственных возможностей по предложению товаров и услуг. Для наилучшего результата необходимо упорядочить все бизнес-процессы, начиная с производства товаров или услуг и заканчивая их мониторингом, в единую систему.
Помимо этого, цифровая трансформация бизнес-модели дает компании [2]: новые организационные структуры, новые методы
Как мы видим, перспективных направлений действительно много. Для их развития важно поддерживать разработку и развитие инновационных технологий. На составленном графике (рис. 1) можно заметить, что затраты на технологические инновации организаций ежегодно увеличиваются, в связи с чем растет и количество разработанных передовых производственных технологий. Безусловно, это положительная динамика, характеризующая постепенную цифровизацию
предложения услуг, новые предпочтения клиентов, новые источники прибыли, новые сегменты покупателей, новые ценности (источник дифференциации) и совершенно новый механизм выхода на рынок.
Как у любого стратегического аспекта, у цифровой трансформации вполне понимаемые бизнес-цели. Это увеличение продаж, снижение издержек, оптимизация производства [2]. Простым примером может стать компания Disney, которая первая применила метки RFID и сенсоры в парках развлечений, тем самым создав возможность к получению тех же услуг, но более удобным способом - с помощью цифрового браслета. Таким образом, суть цифровизации бизнес-процессов заключается в автоматизации ручного труда и замене работников технологиями там, где это возможно; в принятии решений на основе анализа больших данных, а также в постоянной «связанности» участников экосистемы [1]. Можно выделить следующие основные перспективные направления цифровой трансформации, которые компании в той или иной степени осуществляют уже сейчас (табл. 1).
бизнес-процессов в российских компаниях.
Однако цифровая трансформация не просто вопрос об использовании новых технологий. Она также касается и стратегии компании, необходимости перестраивания логистических сетей и модели взаимоотношений с клиентами. Благодаря переходу бизнес-процессов в цифровую среду у малого бизнеса появилось больше возможностей для реализации своего потенциала, ведь они могут пользоваться услугами электронных
Таблица 1 - Направления цифровой трансформации
Направление Краткая характеристика
Гибкая, безопасная инфраструктура Создание инфраструктуры, соответствующей цифровым возможностям и потребностям бизнеса
Большие данные Агрегирование, активация и монетизация больших данных, предиктивная аналитика
Цифровые инициативы Развитие цифровых инициатив и компетенций внутри компании, формирование базы знаний
Цифровые экосистемы Активное взаимодействие с внешними партнерами, бизнес- инкубаторами, технопарками в вопросах развития цифровых технологий и НИОКР
Автоматизация и роботизация Создание интеллектуальных сквозных бизнес-процессов для синергии человеческого капитала и цифровых технологий
Унифицированный клиентский опыт Омниканальный маркетинг, повышение уровня удовлетворенности клиентов независимо от отрасли
Адаптивные бизнес- модели Цифровая трансформация бизнеса посредством построения бизнес-моделей, основанных на цифровых технологиях
Рисунок 1 - Динамика затрат на технологические инновации организаций и количества разработанных технологий в РФ в 2010-2020 гг. [5]
платформ, тем самым получая доступ к боль -шему количеству потребителей. Доминирующей бизнес-моделью является платформа [3], в которой изначально формируется новая цифровая культура на основе открытых инноваций и кооперации различных компаний для получения наилучшего результата.
Стоит отметить, что внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы компаний может быть осложнено сопутствующими проблемами [4].
Во-первых, в разное время разные технологии имеют разную степень развития и не могут быть внедрены одновременно. Также в разных отраслях разные потребности и возможности для использования новых технологий.
Во-вторых, для компаний, которые давно существуют на рынке, есть сложность встраивания технологий в существующие процессы. Более того, стоимость технологий очень высока и требует значительных инвестиций, которые стоит делать тогда, когда они ожида -емо окупятся. Лидерами в развитии бизнес-процессов на основе цифровых технологий являются следующие отрасли: телекоммуникационная отрасль, отрасль информационных технологий и финансовые институты, а все потому, что в их деятельность достаточно просто интегрировать цифровые технологии.
В-третьих, с цифровизацией приходят и новые риски для безопасности, так называе-
мые цифровые угрозы [4]. Поэтому разработка стандартов в области кибербезопасности является одним из перспективных направлений в современное время.
В-четвертых, обновление бизнес-процессов требует особых компетенций сотрудников, которые будут проводить цифровую трансформацию и работать с новыми цифровыми бизнес-процессами. Среди новых требований, предъявляемых к сотруднику, можно выделить навык использования бизнес-аналитики по принятию решений, обладание стратегическим мышлением, программирование и налаживание бизнес-процессов, открытость к коммуникации и достижение взаимопонимания при виртуальном общении. Кроме этого, выделяют так называемые софт-компетенции [2], мягкие компетенции управления в цифровой среде, которые касаются не только знаний конкретной области или конкретного предмета, но и умения функционировать в цифровой среде. То есть степень участия каждого сотрудника зависит как от лидерских, так и от цифровых качеств каждого сотрудника.
В-пятых, для того чтобы проекты цифровой трансформации были успешны, необходимо создание особой цифровой культуры. Прежде всего это касается формирования у сотрудников особого инновационного мышления: не шаблонного решения задач, а попытки найти новый путь и увидеть новые возможности [6]. Очень важно, чтобы решения
были приняты на основе данных, и направлены были именно на клиентов. Возможности больших данных и предиктивная аналитика делают возможным поиск новых сегментов, новых возможностей. Также очень важно обеспечить кооперацию или коллаборацию между всеми участниками экосистемы. Таким образом, изменяется вся бизнес-среда целиком: именно поэтому компания должна быть гибкой и адаптивной.
В результате исследования авторы пришли к выводу, что, изменяя отдельные бизнес-процессы, компания меняется целиком, появляются принципиально новые бизнес-модели - платформы, экосистемы. Совершенствование компаний начинается с перевода материальных объектов в цифровые, то есть это изначально создание нового цифрового бизнеса, изменение границ компании. В данной работе достаточно подробно исследованы перспективы, выявлены передовые направления по улучшению бизнес-процессов компании.
Однако, опираясь на выполненный сбор и анализ информации об имеющихся ограничениях цифровизации, авторы выделили несколько проблем цифровизации бизнес-процессов: нехватка ресурсов, уровень цифровой культуры и компетенций человеческого капитала для осуществления цифровой трансформации, сложность встраивания технологий в существующие процессы, необходимость значительных денежных инвестиций, и также присутствие новых сопутствующих проблем в области киберпреступности.
Помимо этого, как особую проблему авторы выделили проблему гонки за трендом ради тренда. Она часто возникает из-за «хайпа», возникшего на волне цифровой трансформации, которому ни в коем случае ему нельзя поддаваться. Это важно учитывать на каждом этапе работы над стратегией компании. Конструируя будущее компании, обязательно следует учитывать особенности региона и местности, а также отрасли, в
которой компания собирается развиваться. Более того, отрасль стоит рассматривать и с позиции государственного участия, ведь государству также выгодно наличие производственных мощностей в той или иной отрасли, которую нужно освоить. Анализируйте, как наступление того или иного момента скажется на качестве жизни людей, сфокусируйтесь на их благополучии - именно так вы сможете превратить вашу стратегию в полезное руководство деятельности.
Что касается решения проблем в сфере кибербезопасности, для борьбы с цифровыми рисками взлома критических данных авторы предлагают следующие рекомендации:
1. Использование хеш-функций для безопасного хранения паролей, а также применение «солей» для увеличения сложности взлома хеша.
2. Прохождение проверок на работоспособность вашего сайта (пентест).
3. Применение в кибербезопасности библиотек языка Python: Scapy, Socket, Beautiful Soup. С их помощью можно обнаружить и устранить ошибку в системе.
4. Повышение уровня цифровой культуры в компании, переквалификация сотрудников и набор кадров с новыми навыками в IT-сфере.
5. Уточнение законодательства в сфере новых технологий и защите интеллектуальной собственности.
Таким образом, вопрос о постоянном развитии бизнес-процессов компании в современных реалиях является особенно актуальным. Компаниям следует вовремя реализовывать свой технологический потенциал, формировать адаптивные бизнес-модели, способные подстраиваться под новые условия и постоянно развиваться. Современные методы развития бизнес-процессов и экономики будут способствовать повышению качества жизни населения страны [7] и повышению его благосостояния в целом.
Список литературы_
1. Абдрахманова ПИ., Быховский К.Б. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: Доклад к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. М.: Нац. исслед. ун-т ВШЭ, 2021. 239 с.
2. Жданова Е.Е., Щербакова Т.В., Лимарева Ю.А. Теоретические аспекты, проблемы измерения и современное состояние качества жизни в России // Экономические, гуманитарные и правовые исследования. 2013. № 6. С. 137-142.
3. Иванова В.В., Надолинский А.А. Цифровая трансформация бизнеса. Saint Petersburg State University. URL: https://www.coursera.org/learn/digital-transformation-rus/home/welcome (дата обращения: 25.09.2022).
4. Кузин Д.В. Проблемы цифровой зрелости в современном бизнесе // Мир новой экономики. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tsifrovoy- zrelosti-v-sovremennom-biznese (дата обращения: 20.09.2022).
5. Лимарев П.В., Лимарева Ю.А. Управление оборотом информации в условиях институциональных ограничений в экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 71-76.
6. Росстат: [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 20.09.2022).
7. Digital 2021: the latest insights into the «state of digital» - special reports. URL: https://wearesocial.com/ blog/2021/01/digital- 2021-the-latest- insights-into-the-state-of-digital (дата обращения: 02.10.2022).
References_
1. Abdrakhmanova G.I., Bykhovsky K.B. Digital transformation of industries: Starting conditions and priorities: Report to the XXII Apr. international Scientific Conference on problems of economic and social development, Moscow, 13-30 Apr. 2021 Moscow: National research. Higher School of Economics, 2021. 239 p.
2. Zhdanova E.E., Shcherbakova T.V., Limareva Yu.A. Theoretical aspects, measurement problems and the current state of quality of life in Russia. Economic, humanitarian and legal studies. 2013. No. 6. pp. 137-142.
3. Ivanova V.V., Nadolinsky A.A. Digital transformation of business. St. Petersburg State University. URL: https://www. coursera.org/learn/digital-transformation-rus/home/welcome (accessed: 25.09.2022).
4. Kuzin D.V. Problems of digital maturity in modern business. The World of new economy. 2019. No. 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-tsifrovoy - news-in-modern-business (accessed: 09/20/2022).
5. Limarev P.V., Limareva Yu.A. Information turnover management in conditions of institutional constraints in the economy. Management in Russia and abroad. 2015. No. 2. pp. 71-76.
6. Rosstat: [website]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (accessed: 09/20/2022).
7. Digital 2021: latest information on the "state of digital technologies" - special reports. URL: https://wearesocial.com/ blog/2021/01/digital-2021-latest-information-about-the-state-of-digital technologies (accessed: 02.10.2022).