Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МНОГОЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ'

ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МНОГОЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУЙНАЯ ПЕЧАТЬ / МНОГОЦВЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ / СКАНИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПЕЧАТИ / ЦВЕТОПЕРЕДАЧА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Виноградов Евгений Леонидович, Ваганов Вячеслав Владимирович

Разработан цифровой экспресс-метод получения количественных оценок качества репродуцирования многоцветных оригиналов, суть которого состоит в сопоставлении электронных версий тиражируемого изображения и его копий (оттисков). Для реализации этого метода требуются бюджетные ноутбук и планшетный сканер, работающий на светоотражение, а также свободно распространяемая программа SciLab-533. Таким образом, предлагаемый метод легко реализуется в любом полиграфическом предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Виноградов Евгений Леонидович, Ваганов Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGY FOR QUALITY DETERMINATION MULTICOLORED ILLUSTRATIONS

A digital express method has been developed for obtaining quantitative estimates of the quality of reproduction of multicolored originals, the essence of which consists in comparison electronic versions of the replicated image and its copies (prints). To implement this method, a budget laptop and a tablet scanner working on light reflection are required, as well as a freely distributed program SciLab-533. Thus, the proposed method is easily implemented in any printing company.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МНОГОЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ»

This paper presents an analysis of information platforms used for distance education in universities, taking into account the specifics of teaching the course "Theoretical foundations of electrical engineering and electrical measurements ", expressed in the presentation of the material in the form of the output of complex formulas, using methods for solving integro-differential equations, using graphical material in the form of diagrams and drawings of electrical devices. The evaluation of digital platforms is given, taking into account the possibility of teaching technical disciplines. The programs LMS, Webinar, Microsoft Teams, Moodle, Zoom, E - learning, Discord and Skype are considered. The efficiency of using the provided IT applications for online learning is determined.

Key words: electrical engineering, electrical circuits, methods of calculating electrical systems, online education, information technology.

Kirillov Vladimir Yurievich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, kaf309@mai.ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),

Oreshina Marina Nikolaevna, doctor of technical sciences, professor, mar-ore@yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University)

УДК 004.9:655.3.02

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-2-495-503

ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МНОГОЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Е.Л. Виноградов, В.В. Ваганов

Разработан цифровой экспресс-метод получения количественных оценок качества репродуцирования многоцветных оригиналов, суть которого состоит в сопоставлении электронных версий тиражируемого изображения и его копий (оттисков). Для реализации этого метода требуются бюджетные ноутбук и планшетный сканер, работающий на светоотра-жение, а также свободно распространяемая программа ^ЪаЬаЬ-533. Таким образом, предлагаемый метод легко реализуется в любом полиграфическом предприятии.

Ключевые слова: струйная печать, многоцветные иллюстрации, сканирование, качество печати, цветопередача.

Техническое и технологическое оснащение распространения информации печатными средствами (то есть полиграфии или - в современной терминологии - принтмедиаиндустрии) всего лишь в течение двух-трех последних десятилетий претерпело поразительные изменения [1].

Отличительные черты кардинально модернизированной полиграфии XXI столетия -это, во-первых, резко возросшая оперативность и, во-вторых, повышенное внимание к обмену сведениями коммерческого (делового) характера. Придание динамизма печатному делу является естественной реакцией полиграфистов на развитие электронных средств информационного обмена, способных передавать сообщения любого объема неограниченно большому числу слушателей и зрителей в кратчайшие сроки. Рост производства полиграфической продукции, представляющей деловой интерес (рекламных проспектов, упаковки, бланков, этикеток и т. п.) объясняется увеличением спроса на нее и непреодолимыми трудностями удовлетворения этого спроса электронными средствами.

Динамизм принтмедиаиндустрии был обеспечен, главным образом, ее компьютеризацией. Цифровые электронно-вычислительные устройства (ЦЭВУ) ныне применяются на всех трех стадиях получения полиграфических продуктов - и при подготовке репродуцирования, и при изготовлении оттисков, и при их послепечатной обработке. Проведение допечатных процедур и нетрадиционное бесконтактное запечатывание материалов на второй стадии без ЦЭВУ просто невозможны; многие контактные технологии репродуцирования (системы компьютер-фотоформа, компьютер-печатная форма и компьютер-печатная машина) также

компьютеризованы, пусть и не «насквозь»; наконец, на полиграфических предприятиях все чаще используются печатающие устройства, включающие блоки послепечатной обработки репродукций, выполняемой под управлением компьютеров. Значит, в настоящее время уже нет оснований разделять печать на цифровую и нецифровую.

Бросающиеся в глаза отличия динамичной принтмедиаиндустрии наших дней от «медлительной» полиграфии середины ХХ века таковы:

1) Теперь при допечатной подготовке переноса сообщений на запечатываемый материал (на субстрат) непременно формируется электронная версия копируемого объекта - его цифровой оригинал-макет, используемый для выполнения любых последующих операций. Таким образом, сегодня тиражируется объект виртуального, а не реального мира. Перемещение исходной текстовой и графической информации в память компьютера - сравнительно простая процедура, для ее проведения требуются только стандартная периферия этого ЦЭВУ (клавиатура, мышь, монитор) и общедоступное программное обеспечение Microsoft Office Word. Передать компьютеру так же просто копируемые иллюстрации невозможно. Их предварительно нужно «перевести» с языка оптических сигналов на последовательность электрических импульсов, что осуществляется при посредстве цифровой фотокамеры или (если производится продукция повышенного качества) с помощью оптического сканера (репросканера).

2) В XXI веке в качестве вещественных носителей информации обязательно применяются устройства ее хранения в компьютерах (жесткие диски, компакт-диски, флэш-карты).

3) Способы бесконтактного нетрадиционного печатания оттисков, все чаще используемые на второй стадии репродуцирования исходной информации, исключительно цифровые. Они многочисленны и весьма разнообразны, в совокупности они позволяют запечатывать не только остающиеся популярными бумажные субстраты, но также полимерные пленки, фольгу, керамику, ткани и др.[2].

Несмотря на существенные различия, сопоставляемые новационные и ушедшие в прошлое полиграфические технологии имеют общие черты:

1) Многие сообщения, распространяемые печатными средствами, можно разделить на части; общее число частей не превышает трех - это текст, графика и иллюстрации.

2) В любом полиграфическом процессе вне зависимости от его технического обеспечения рассылаемые сообщения последовательно «переписываются» с одного носителя на другой (возможно, не вещественный). Правда, количество таких «переписываний» в выходящей на первый план бесконтактной печати меньше, чем в остающейся востребованной печати контактной.

3) На завершающем этапе второй стадии всех полиграфических процессов - стадии копирования исходных данных - тиражируемые сведения перемещаются из памяти компьютера на вещественный носитель, а именно, на запечатываемый материал. На третьей стадии - при послепечатной обработке полученных оттисков - «переписывание» сведений куда-либо уже не проводится.

4) Послание, имеющее форму полиграфического продукта (какого-то количества оттисков), в подавляющем большинстве случаев воспринимается адресатами при визуальном считывании информации с этого продукта, то есть после «переписывания» ее на световой поток, отраженный непрозрачными оттисками или прошедшим через оттиски прозрачные. Отсюда следует, что значения показателей, детально характеризующих взаимодействие светового излучения с оттисками (величины не только их усредненных коэффициентов светоотражения и светопропускания, но и соответствующих коэффициентов вариации) чрезвычайно важны.

5) В ходе модернизации печатного дела были успешно решены задачи придания ему динамизма и коммерческой привлекательности. При этом проблема повышения качества полиграфической продукции в связи с умножением числа технологических схем репродуцирования оригиналов, резким увеличением и типов печатающих устройств, и видов запечатываемых материалов осталась столь же актуальной, какой она была в двадцатом веке.

Очевидно, качество оттиска тем выше, чем меньше отличаются параметры его оптических свойств, признаваемых наиболее значимыми, от оптических показателей копируемого оригинала. Стало быть, полезность фотометрических методов исследования печатной продукции не вызывает сомнений, широкое внедрение этих методов в практическую деятельность типографий вполне объяснимо. Однако нужно иметь в виду, что фотометрия при всех ее достоинствах недостаточно информативна, она не позволяет надежно оценивать оптическую неоднородность изучаемых образцов, уступая в этом отношении методам сканирования их световыми лучами [3-5]. К тому же, в условиях, когда первый из сравниваемых объектов (ориги-

нал-макет) заведомо виртуален, логично перевести в виртуальный мир и объект второй (изучаемый оттиск); другими словами, имеет смысл осваивать и совершенствовать методологию оценивания совершенства полиграфических продуктов, основанную на их оптическом сканировании, применять в печатном деле сканеры в качестве измерительных приборов.

Наиболее сложные отпечатки наряду с текстовой и графической частями содержат многоцветные полутоновые иллюстрации. которые обладают не только градационными, но еще и колориметрическими свойствами. Все точки оригинал-макета такой иллюстрации и соответствующие точки его идеальной цифровой копии должны быть окрашенными абсолютно одинаково. Напечатать столь совершенную репродукцию невозможно; идеал недостижим, но существует жесткая необходимость к нему приближаться, повышая точность цветопередачи.

Дело в том, что для печатания цветных иллюстраций требуются и далеко не дешевые краски не менее четырех разных цветов, и экстремально дорогое печатное оборудование. Если величины параметров, количественно характеризующих качество воспроизведения оттенков цвета на оттисках оказываются ниже нормативов, то произведенная продукция бракуется, договорные сроки ее выпуска срываются, производители несут огромные убытки. Чтобы избежать перечисленных неприятностей, типографиям приходится перед выполнением каждого нового заказа вносить коррективы в технологические схемы цветной печати, ориентируясь при этом на результаты объективной оценки качества нескольких последовательно изготовляемых пробных оттисков. Если оригинальное изображение и его пробная копия, напечатанная последней (по окончательно скорректированной технологии), окажутся приемлемо близкими в цветовом пространстве, то можно безбоязненно печатать тиражные оттиски.

Поясним понятие трехмерного цветового пространства RGB, которым мы пользовались для описания колориметрических свойств исследованных объектов. Исходя из теории визуального восприятия цветных изображений, следует признать, что адекватный способ харак-теризации цвета объекта, отражающего световое излучение сложного спектрального состава, должен основываться на измерении его коэффициентов светоотражения в трех основных цветах: красном, зеленом и синем - соответственно. на длинах волн Лк = 0,70 мкм, Ха = 0,54 мкм,

ЯБ = 0,44 мкм. Найти указанные параметры облученного образца — значит измерить его цвет.

Итак, высококачественное репродуцирование информационно емких многоцветных полутоновых иллюстраций невозможно без объективного (приборного) контроля процесса цветопередачи. В этих целях, как мы полагаем, лучше всего использовать метод компьютеризованного сканирования получаемых репродукций. В настоящей статье представлены результаты экспериментальной проверки этого предположения.

Исследованные образцы, экспериментальное оборудование, методика проведения опытов. Исследуемые цветные репродукции печатались бесконтактным способом на шести-красочном струйном принтере Epson L800. Эти бюджетные печатающие устройства благодаря своему быстродействию широко применяются в современной оперативной полиграфии для изготовления коммерческих продуктов; к тому же, они характеризуются высоким разрешением (5760x1440 dpi) - значит, их можно использовать и при репродуцировании фотографий.

Переносу исходного иллюстративного материала на субстраты предшествовало создание оригинал-макетов: цифровой фотокамерой Canon PowerShot A570 IS были сделаны два пейзажных снимка (рис. 1, 2).

Рис. 1. Пейзаж 1 (осенний лес) 497

Рис. 2. Пейзаж 2 (горное озеро)

Тональность первого пейзажа желто-коричневая, второго - зелено-голубая. Можно было ожидать, что в цифровом пространстве цвета положение снимка 1 максимально удалено от начала координат вдоль оси Я., снимка 2 - по оси G (это ожидание, в целом, оправдалось).

Запечатывались бумажные субстраты четырех типов. Краткие сведения об этих полиграфических материалах представлены в табл. 1.

Таблица1

Характеристики бумажных субстратов_

№ Наименование Предназначение, описание Масса листа единичной плотности (граммаж), г/м2

1 SvetoCopy Офисная наиболее востребованная бумага 90

2 Lumi Art Мелованная глянцевая бумага для печатания важных документов 100

3 Lomond Глянцевая бумага для репродуцирования картин 300

4 Cactus Бумага для струйной печати с покрытием «хлопковый холст» 350

Перемещение репродукций в виртуальный цифровой мир осуществлялось с помощью работающего на отражение планшетного сканера Epson Perfection V370. Укажем несомненные достоинства этого ЦЭВУ:

- «Демократическая» цена.

- Универсальность (возможность сканирования образцов черно-белых и многоцветных, недеформируемых и гибких, непрозрачных и - при использовании методики двух подложек [6] - светопропускающих.

- Высокое интерполяционное разрешение (12800 dpi), в десятки раз превышающее разрешение человеческого глаза.

- Высокая глубина цвета (до 16 бит на каждый из трех цветовых пикселей системы RGB). При 16-битной глубине цвета сканеры «видят» порядка 2х1014 цветовых оттенков, в то время как человек различает не более 10-15 миллионов цветов. Чрезмерная цветовая «зоркость» сканирующих устройств признается полезной тогда, когда планируется какое-либо преобразование изображений, получаемых в результате сканирования.

- Наличие широко распространенного интерфейса USD, поддержка функционирования обсуждаемого ЦЭВУ наиболее популярными операционными системами Windows и OS X.

Освещенный вещественный многоцветный объект, являющийся в реальном мире источником ахроматического не дискретизированного излучения, после переноса фотокамерой или сканером в виртуальный цифровой мир представляется там огромным множеством значений коэффициентов отражения света, измеренных в N точках поверхности объекта наблюдения, причем, каждый раз определяемых трижды - в трех основных цветах. Следовательно, общее число элементов электронной версии изучаемого изображения равняется 3N; в наших опытах величина 3N достигала 6х105. Понятно, что статистический анализ столь объемного массива данных может быть только компьютерным.

Оригинал-макеты и их сканированные копий обрабатывались в программе Scilab-553, которая представляет собой упрощенную версию программного обеспечения MatLab, доступную для свободного скачивания. При этом определялись следующие оптические параметры всех десяти оцифрованных объектов:

- Градация тона т в основных цветах, то есть усредненная трехкомпонентная характеристика отражательной способности каждого многоцветного изображения. Ее компоненты ступенчато изменяются при 8-битной глубине каждого цвета RGB в пределах от 0 до 255. Нулевое значение этого показателя соответствует объекту, который полностью поглощает свет в какой-то части оптического диапазона; если m = 255, то объект-отражатель выглядит максимально ярким; промежуточные значения m при печати цветными чернилами описывают оптику, конечно же, не темно- или светло-серого облученного образца, а количественно характеризуют оттенки цвета объекта, так сказать, «условно серого».

- Средние коэффициенты отражения света Котр в основных цветах. Показатель Котр имеет понятный физический смысл - это изменяющееся от 0 до 1 отношение интенсивности отраженного образцом светового потока к интенсивности потока, на него направленного; Котр = т/255 . При цифровой обработке экспериментальных данных величина Котр, на самом

деле меняющаяся непрерывно, неизбежно дискретизуется. Разрешение сканера Epson Perfection V370 по глубине цвета в 8 бит приблизительно равняется разрешению человеческого глаз -фактически также являющегося «цифровым оптическим прибором»; таким образом, расчеты средних коэффициентов светоотражения имеют очевидное практическое значение.

- Трехкомпонентное стандартное отклонение t от градации тона т, характеризующее оптическую неоднородность оригинал-макета и его копий в системе RGB. Количественные данные о различиях цветовой неоднородности первичного (оригинального) и вторичных (напечатанных) изображений очень важны для оценивания качества цветопередачи.

- Коэффициенты вариации Квар = t/m^JN. Заметим кстати, что при строгом статистическом анализе экспериментальных данных, опирающемся на теорию вероятностей, предпочтение отдается расчету коэффициентов вариации, а не стандартных отклонений.

Измерения вышеперечисленных параметров достаточны для решения стоящей перед нами задачи, хотя возможности метода компьютеризованного рефлектометрического сканирования (КРС) и программы Scilab-553 далеко не исчерпываются проведением таких измерений.

Результаты экспериментов и выводы. Значения показателей исходных репродуцируемых изображений и их печатных копий т, t, Котр, Квар, с необходимой полнотой описывающие колориметрические свойства этих объектов, занесены в табл. 2, 3.

Оптические параметры исходных изображений

Таблица 2

Исследуемый цифровой объект Координаты цвета в системе RGB Парамет ры цвета

т t Котр Квар

Пейзаж 1 R 147 63 0,576 0,0011

Пейзаж 1 G 70 51 0,274 0,0018

Пейзаж 1 B 31 30 0,121 0,0025

Пейзаж 2 R 117 70 0, 459 0,0012

Пейзаж 2 G 139 41 0,547 0,0006

Пейзаж 2 B 128 103 0,503 0,0016

Недостатки печатания многоцветных пейзажей на бумажных субстратах проведенными экспериментами надежно выявлены и количественно оценены.

Во-первых, судя по значениям коэффициентов вариации, количество полутонов RGB на оригинал-макетах выше, чем на цифровых копиях: при репродуцировании пейзажа 1 богатство цветовой палитры снижается на ~50% (даже на ~70%, если субстрат - офисная бумага), а при копировании пейзажа 2 - на ~15-25%.

Во-вторых, все оцифрованные репродукции по сравнению с оригинал-макетами выглядят более светлыми - они намного лучше отражают световое излучение во всех частях оптического диапазона. Например, коэффициент отражения света сложного состава копией пейзажа 1 на универсальной офисной бумаге в среднем на 72% выше, чем <Котр> оригинального изображения (!); да и другие копии «просветлены» на 10-20%. Объясняется этот эффект следующим образом:

- в полиграфии сложные цвета синтезируют субтрактивным способом, «отфильтровывая» из ахроматического светового потока определенные части оптического спектра с помощью прозрачных накладываемых друг на друга слоев голубой (C), пурпурной (M) и желтой (Y) красок;

- такие «фильтры», как и их позиционирование на белых запечатываемых материалах, несовершенны;

- в таких обстоятельствах цветные оттиски, естественно, должны характеризоваться завышенным коэффициентом светоотражения (снижают этот параметр, добавляя к трем краскам цветным черную краску (К)).

Колориметрические свойства репродукций, напечатанных на бумаге SvetoCopy, неудовлетворительны, использовать этот субстрат для копирования полутоновых цветных иллюстраций нецелесообразно. В этих целях лучшие результаты достигаются при запечатывании бумаг №№ 4 и 2.

Таблица 3

Оптические параметры копий, размещенных на черной подложке_

Репродуцированный объект № бумажного субстрата Координаты цвета в системе RGB Парамет ры цвета

m t Котр Квар

Пейзаж 1 1 R 160 69 0,629 0,0008

Пейзаж 1 1 G 139 52 0,547 0,0007

Пейзаж 1 1 B 128 18 0,503 0,0003

Пейзаж 1 2 R 149 72 0,584 0,0010

Пейзаж 1 2 G 102 41 0,398 0,0008

Пейзаж 1 2 B 43 18 0,169 0,0008

Пейзаж 1 3 R 160 71 0,629 0,0009

Пейзаж 1 3 G 87 45 0,340 0,0010

Пейзаж 1 3 B 47 24 0,185 0,0010

Пейзаж 1 4 R 158 70 0,618 0,0009

Пейзаж 1 4 G 84 41 0,330 0,0010

Пейзаж 1 4 B 47 20 0,184 0,0009

Пейзаж 2 1 R 145 63 0,570 0,0009

Пейзаж 2 1 G 155 51 0,610 0,0007

Пейзаж 2 1 B 134 87 0,524 0,0013

Пейзаж 2 2 R 141 66 0,556 0,0009

Пейзаж 2 2 G 153 52 0,599 0,0007

Пейзаж 2 2 B 132 86 0,518 0,0013

Пейзаж 2 3 R 142 66 0,556 0,0009

Пейзаж 2 3 G 157 54 0,617 0,0007

Пейзаж 2 3 B 134 88 0,524 0,0013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пейзаж 2 4 R 170 66 0,665 0,0008

Пейзаж 2 4 G 151 54 0,592 0,0007

Пейзаж 2 4 B 122 68 0,478 0,0011

Возможно, выбор подходящего субстрата еще не обеспечивает надлежащее качество цветопередачи. Тогда возникает необходимость корректирования работы красочного аппарата печатной машины. И в этом случае рефлектометрическое сканирование пробных оттисков будет весьма полезным - понадобится только с помощью программы конвертирования цветов [7] определить положения в виртуальном мире изучаемых окрашенных образцов (оригинал-макетов и оцифрованных репродукций). Результаты перехода RGB ^ CMYK показаны в табл. 4.

Таблица 4

Координаты RGB и CMYK объектов, исследования_

Наблюдаемый объект Координаты цвета в системе

RGB (m) CMYK (%)

Оригинал-макет пейзажа 1 147 70 31 0 52 80 42

Копия пейзажа 1 на бумаге Cactus 158 84 47 0 47 70 38

Копия пейзажа 1 на бумаге Lumi Art 149 102 43 0 32 71 42

Оригинал-макет пейзажа 2 117 139 128 16 0 8 45

Копия пейзажа 2 на бумаге Cactus 170 151 122 0 11 28 33

Копия пейзажа 2 на бумаге Lumi Art 141 153 132 8 0 14 40

Из табл. 4 следует, что, отлаживая функционирование красочного аппарата печатающего устройства в процессе подготовки тиражирования первого пейзажа, нужно повышать подачу пурпурной и желтой красок, а наладочная процедура, предшествующая копированию пей-

зажа 2, должна сводиться к увеличению подачи голубой и черной красок с одновременным уменьшением подачи красок пурпурной и желтой.

Сопоставим теперь технологии определения качества печати многоцветных иллюстраций, основанные на их компьютеризованном рефлектометрическом сканирования и на стандартизованных способах исследования оптических свойств этих полиграфических продуктов [8].

1) Предлагаемое нормативными документами измерение оптических показателей модельных, пробных и тиражных оттисков для оценивания точности цветопередачи выполнятся на дорогостоящих микроденситометрах и спектрофотометрах нередко с использованием закупаемых эталонов (серых шкал). Для получения тех же данных методом КРС на бюджетном планшетном сканере, работающем на отражение света, эталоны не нужны. При этом имеется возможность за два-три десятка минут находить значения параметров не только светоотраже-ния, но и светопропускания облучаемых образцов, а также количественно оценивать их оптическую неоднородность.

2) Стандартная процедура измерения баланса «по серому», проводимая для того, чтобы охарактеризовать функциональность прозрачных печатных красок как светофильтров, заключается в сравнении оптических плотностей плашек, закрашенных смесями цветных красок CMY разного состава, и серых плашек, уровень тона которых ступенчато меняется. Эта процедура, во-первых, весьма материально- и трудозатратна, а, во-вторых, методологически не обоснована, поскольку при цветной печати триадные краски наносятся на субстраты слоями, но не в виде смесей. Указанных недостатков метод КРС не имеет.

Таким образом, метод КРС выгодно отличается от других оптических методов оценивания качества цветной печати универсальностью, повышенной информативностью и очень высокой скоростью получения точных сведений о колориметрических свойствах изучаемых объектов. На наш взгляд, проблемы его внедрения в практику предприятий принтмедиаинду-стрии не существует.

Список литературы

1. Киппхан Г. Энциклопедия по печатным средствам информации. М.: МГУП, 2003.

1280 с.

2. Виноградов Е.Л., Ваганов В.В. Оборудование и технологии печати. Прогрессивные полиграфические технологии. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2018. 95 с.

3. Виноградов Е. Л., Тропец В. А., Чекменёв К. А. Новый способ исследования оптических свойств запечатываемых материалов с применением сканирующих устройств, работающих на отражение // Дизайн. Материалы. Технология. 2015, №1 (36). С. 53 - 57.

4. Виноградов Е. Л., Коротков Д. С. Информационная технология исследования оптических свойств бумажных субстратов и модельных оттисков // Научно-технические ведомости СПб ПУ. Информатика, телекоммуникации, управление. 2018, т. 11, №3. С. 29 - 36.

5. Виноградов Е. Л., Ваганов В. В. Цифровая технология исследования печатных бумаги и цветных тест-объектов // Извести Тульского госуниверситета. 2020, №4. С. 19 - 27.

6. Виноградов Е. Л., Тропец В. А. Исследование оптических свойств печатной бумаги: комплексный подход // Дизайн. Материалы. Технология. 2011, №4 (19). С. 47 - 50.

7. Конвертер цветов [электронный ресурс] URL: https://colorscheme.ru/color-converter.html (дата обращения: 14.12.2021).

8. Виноградов, Е. Л. Цифровые технологии в принтмедиаиндустрии. Оптическое сканирование / Е. Л. Виноградов, В. В. Ваганов ; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2021. - 263 с. - ISBN 9785742272212.

Виноградов Евгений Леонидович, д-р техн. наук, профессор, vinogradov-el@rambler.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого,

Ваганов Вячеслав Владимирович, канд. техн. наук, доцент, prvaganov_spb@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого

DIGITAL TECHNOLOGY FOR QUALITY DETERMINATION MULTICOLORED ILLUSTRATIONS

E.L. Vinogradov, V.V. Vaganov

A digital express method has been developed for obtaining quantitative estimates of the quality of reproduction of multicolored originals, the essence of which consists in comparison electronic versions of the replicated image and its copies (prints). To implement this method, a budget laptop and a tablet scanner working on light reflection are required, as well as a freely distributed program SciLab-533. Thus, the proposed method is easily implemented in any printing company.

Key words: inkjetprinting, multicolor illustrations, scanning, print quality, color rendering.

Vinogradov Evgeniy Leonidovich, doctor of technical sciences, professor, vinogradov-el@rambler.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg Polytechnic university of Peter the Great,

Vaganov Vyacheslav Vladimirovich, candidate of technical sciences, docent, prvaganov_spb@mail.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg Polytechnic university of Peter the Great

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.