Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СТАТИСТИКА КАК СРЕДСТВО ЯЗЫКОВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СМИ'

ЦИФРОВАЯ СТАТИСТИКА КАК СРЕДСТВО ЯЗЫКОВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык СМИ / русский язык в СМИ / английский язык в СМИ / манипулирование / лингвистика / манипулятивное воздействие / цифровая информация / медиатекст / цифра / цифровая статистика / language of the media / Russian language in the media / English language in the media / manipulation / linguistics / manipulative influence / digital information / media text / figure / digit digital statistic

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавлев Денис Михайлович

В современную эпоху информационных войн средства массовой информации (СМИ) ищут эффективные средства манипулирования массовым сознанием реципиентов. Одним из таких средств манипуляции является цифровая статистика. Цель настоящего исследования состоит в определении роли цифровой статистики как средства языкового манипулирования в современных СМИ. Формируемые статистикой информационные данные дают точное описание происходящих событий. Статистические данные обладают такими свойствами, как актуальность, наглядность, конкретность и официозность, что придает им особое значение в системе средств массовой информации. Вероятность принятия за истину сомнительной информации, размещенной в СМИ, возрастает, если закрепить за ней статистические данные. Потому цифровая статистика рассматривается как один из самых мощных инструментов воздействия на человека. В статье анализируется вопрос языкового манипулирования в свете цифровой статистики в русскоязычных и англоязычных СМИ. Обозначены сферы жизнедеятельности людей, в которых более всего используется манипулирование цифровой информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL STATISTICS AS A MEANS OF LANGUAGE MANIPULATION IN THE MEDIA

In the era of information wars, modern mass media are looking for effective means of manipulating the mass consciousness of recipients. One of such means of manipulation is digital statistics. The purpose of the study is to determine the role of digital statistics as a means of language manipulation in modern media. The information data generated by statistics gives an accurate description of the events taking place. Statistical data have such properties as relevance, visibility, concreteness and officiousness, which give them special importance in the system of mass media. The probability of accepting dubious information posted in the mass media as the truth increases if statistical data is attached to it. Therefore, digital statistics is regarded as one of the most powerful tools to influence people. The article analyzes the issue of language manipulation in the light of digital statistics in Russian- and English-language media. The spheres of human activity in which the manipulation of digital information is most used are indicated. Digital statistics is understood as one of the means of language manipulation in the media. The role of digital statistics and its impact on the addressee is determined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СТАТИСТИКА КАК СРЕДСТВО ЯЗЫКОВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СМИ»

УДК 81'276.6:[070:303.71] DOI 10.37972/chgpu.2024.122.1.002

Д. М. Журавлев

ЦИФРОВАЯ СТАТИСТИКА КАК СРЕДСТВО ЯЗЫКОВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В СМИ

Центр детского творчества, г. Апшеронск, Россия

Аннотация. В современную эпоху информационных войн средства массовой информации (СМИ) ищут эффективные средства манипулирования массовым сознанием реципиентов. Одним из таких средств манипуляции является цифровая статистика. Цель настоящего исследования состоит в определении роли цифровой статистики как средства языкового манипулирования в современных СМИ. Формируемые статистикой информационные данные дают точное описание происходящих событий. Статистические данные обладают такими свойствами, как актуальность, наглядность, конкретность и официозность, что придает им особое значение в системе средств массовой информации. Вероятность принятия за истину сомнительной информации, размещенной в СМИ, возрастает, если закрепить за ней статистические данные. Потому цифровая статистика рассматривается как один из самых мощных инструментов воздействия на человека.

В статье анализируется вопрос языкового манипулирования в свете цифровой статистики в русскоязычных и англоязычных СМИ. Обозначены сферы жизнедеятельности людей, в которых более всего используется манипулирование цифровой информацией.

Ключевые слова: язык СМИ, русский язык в СМИ, английский язык в СМИ, манипулирование, лингвистика, манипулятивное воздействие, цифровая информация, медиатекст, цифра, цифровая статистика

D. М. Zhuravlyov

DIGITAL STATISTICS AS A MEANS OF LANGUAGE MANIPULATION IN THE MEDIA

Center for Children's Creativity, Apsheronsk, Russia

Abstract. In the era of information wars, modern mass media are looking for effective means of manipulating the mass consciousness of recipients. One of such means of manipulation is digital statistics. The purpose of the study is to determine the role of digital statistics as a means of language manipulation in modern media. The information data generated by statistics gives an accurate description of the events taking place. Statistical data have such properties as relevance, visibility, concreteness and officiousness, which give them special importance in the system of mass media. The probability of accepting dubious information posted in the mass media as the truth increases if statistical data is attached to it. Therefore, digital statistics is regarded as one of the most powerful tools to influence people.

The article analyzes the issue of language manipulation in the light of digital statistics in Russian-and English-language media. The spheres of human activity in which the manipulation of digital information is most used are indicated. Digital statistics is understood as one of the means of language manipulation in the media. The role of digital statistics and its impact on the addressee is determined.

Keywords: language of the media, Russian language in the media, English language in the media, manipulation, linguistics, manipulative influence, digital information, media text, figure, digit digital statistic

Введение. Развитие информационных технологий и доступность информационных сетей для населения создали проблему информационного воздействия на людей с целью

последующей манипуляции их сознанием. Числовая информация в процессах манипуляции стала играть важную роль. По этому поводу С. Г. Кара-Мурза отмечает, что «магия числа в том, что оно, в отличие от слова или метафоры, обладает авторитетом точности и беспристрастности. Поэтому число - один из главных объектов манипуляции» [12, с. 243]. Имеет место неоднозначное отношение к числовой информации у людей с различной культурой, уровнем образования, жизненным опытом. Это открывает новые возможности перед манипуляторами сознания.

Одним из инструментов информационных войн являются результаты статистических исследований. При определенных способах обработки данных и методах интерпретации результатов возможно формирование деформированных представлений о происходящих социальных процессах в обществе. Использование различных алгоритмов обработки данных позволяет в ряде случаев получать на основании одних и тех же данных различные и порой противоположные выводы.

Речевые формы воздействия при наличии визуального контакта поддерживаются, безусловно, внеязыковыми средствами, каким является аудиальная форма, которая включает такие подкрепляющие внешние факторы, как тембр, голос адресанта, фон, акцентирование тех или иных слов [1, с. 2773]. В настоящее время, как показывает практика, средства массовой информации все чаще используют приемы манипулирования сознанием граждан. Намеренно или нет, СМИ влияют на искажение картины мира адресата.

Актуальность исследуемой проблемы. В современном мире проблема лингвистического манипулирования является особенно актуальной, что в значительной степени свойственно медиадискурсу, поскольку с развитием средств массовой информации стало проще осуществлять воздействие на людей. Внимание исследователей все чаще привлекают проблемы, связанные с тем, как СМИ влияют на человека.

В наше время средства языкового манипулирования постоянно совершенствуются и приобретают новые формы. Одной из таких форм является цифровая статистика. Цифра -символ того, что аргумент выдвигается не просто так, а на основе научной проверки. Использование цифровой информации - это стойкий аргумент убеждения людей. Соответственно, используя цифровую информацию, можно легко манипулировать сознанием людей.

В работах отечественных лингвистов Е. Н. Доценко, О. Н. Быковой, Н. В. Глаголевой, Н. А. Купиной акцент делается на языковых аспектах манипуляции. Манипуляция рассматривается как акт воздействия, но отличается от суггестии или фатического действия. Языковые черты манипуляции идентифицируются с трудом: они не выходят за рамки нормативной речевой практики, требуют комплексного анализа речевой ситуации и контекста события в целом [1, с. 2772].

Е. Н. Доценко определяет манипуляцию как «скрытое побуждение человека изменить отношение к чему-либо, принять решение или что-то сделать в нужном для автора манипуляции направлении» [6, с. 59].

Анна Жданко в своем исследовании «Identification of Cognitive Manipulations That Have the Greatest Impact on Students in the Internet» определяет манипуляцию как способ внедрения в психику реципиента определенных смыслов, позволяющих добиться определенного результата поведения [28, p. 36]

Цель нашего исследования - определить роль цифровой статистики как средства языкового манипулирования в медиадискурсе.

Задачи исследования:

1) определить место цифровой статистики в системе языкового манипулирования в средствах массовой информации;

2) раскрыть сущность понятия манипулирования статистическими данными на основе публикаций российских и зарубежных исследователей, посвященных данной проблеме;

3) выявить приемы языкового манипулирования, используемые в статистических данных в русскоязычных и англоязычных СМИ.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили статьи, взятые из изданий «Рамблер» (20.10.2023, 24.10.2023), «Дети Екатеринбурга» (24.08.2019), «The Guardian» (20.03.2023), «Fox News» (11.11.2020), «NEW YORK POST» (16.08.2023), «Independent» (09.04.2008). В процессе исследования было проанализировано 7 статей.

Манипуляция общественным сознанием является одной из форм скрытого психологического воздействия, которое направлено на изменение картины мира человека. Статистическая информация позволяет разобраться в происходящем и поэтому выступает самым наглядным инструментом для демонстрации преимущества тех или иных целей. Методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей: А. Х. Ашраповой, Л. И. Бушуевой, О. Н. Быковой, С. А. Виноградовой, Н. В. Глаголева, Е. Л. Доценко, В. И. Карасика, И. В. Сентеберг, В. П. Шейнова, И. А. Стер-нина, А. А. Казакова и др.

В процессе исследования в статье были использованы следующие методы: описательный метод, используемый в ходе сбора и обработки анализируемых текстов; метод семантического анализа для установления логико-смысловой нагрузки исследуемых единиц; метод интерпретационного анализа при толковании общего смысла высказывания; метод анализа дифференциальных признаков и сопоставительный метод, применяемые для разграничения видов речевого воздействия.

Теоретическая значимость работы заключается в определении сущности феномена цифровой статистики как средства языкового манипулирования в СМИ. Были выявлены и проанализированы технологии языкового манипулирования с использованием цифровой статистики путем случайной выборки статей из крупных Интернет-СМИ, как российских, так и зарубежных, что позволило выделить основные сферы общественной жизни, намеренно искаженные статистическими данными.

Результаты исследования и их обсуждение. Что же представляет собой термин «манипулирование»? В исследовании Виктора Шейнова «Манипулирование и защита от манипуляций» приводится множество определений данного явления. Так под манипуляцией понимается следующее:

- средство порабощения человека;

- форма духовного воздействия, скрытого господства, управления людьми, осуществленная ненасильственным образом;

- побуждение поведения посредством обмана или игры на предполагаемых слабостях другого;

- использование тонких, едва уловимых или нефизически агрессивных способов, таких как обман, подкуп или запугивание;

- скрытое принуждение, программирование мыслей, чувств, отношений, установок, поведения;

- скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого, хорошо организуемый обман;

- отношение к другому как к средству, объекту, орудию [22, с. 6-7].

В исследованиях И. В. Сентенберг, В. И. Карасика, [17, с. 30-38] понятие «манипуляция» рассматривается как нарушение аргументации, т. е. как псевдоаргументация. К. В. Бове, У. Д. Аренс под термином «манипуляция» понимают «средство достижения целей посредством достижения целей» [2, с. 92].

Все определения сводятся к тому, что манипуляция представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека. Основу манипулирования составляет обман. Манипуляция никогда не проводится открыто, а представляет собой скрытое управление адресатом.

Любая манипуляция - это целый комплекс инструментов. Манипуляции строятся с применением определенных техник, инструментов, позволяющих адресанту быстрее достичь поставленной цели. Средства массовой информации занимают одно из центральных мест в системе языкового манипулирования. Одним из средств языкового манипулирования, которые охотно используются в СМИ, является статистическая информация.

Манипулируя информацией, СМИ создают нужный для них образ действительности. Создание такого образа возможно с применением различных средств манипулирования. Серьезное отношение человека к цифровой информации помогает приобрести большой успех в стратегии манипулирования. Мы принимаем за данность, что наличие статистического подсчета, или процентного соотношения, или расчета прогрессии, является свидетельством научного подхода.

Сделать из реальных статистических данных впечатляющие, но бесполезные цифры позволяет как раз неучтенная статистическая погрешность. Цифры оказывают гипнотическое воздействие на аудиторию, причем, чем более они точны, тем больше эффект [4, с. 86].

В исследовании Л. И. Бушуевой, М. В. Карманова, В. И. Кузнецовой «О манипуляциях статистическими данными» [3, с. 95] выводятся подходы к определению сущности манипулирования статистическими данными, что отражено в таблице 1:

Таблица 1 - Задачи и функции статистики

Задачи Функции

Информативная 1) уникальное манипуляторное оружие информационных войн [9, с. 1142-1148]; 2) инструмент манипуляции общественным мнением посредством социальных сетей [7, с. 168-171]; 3) апробированный механизм практически действующих технологий управления [18, с. 102-103]

Увещевательная 1) систематически используемый алгоритм манипуляции сознанием электората на выборах [20, с. 315-318]; 2) средство для массовых манипуляций в сети Интернет [5, с. 508-511]; 3) показательный прием целенаправленной трансформации общественного сознания [10, с. 47-50]

Приведем примеры употребления цифровой информации в контексте манипулирования в русских и английских СМИ.

Цифровая манипуляция сознанием людей очень распространена в политической деятельности. Примером тому являются слова президента Украины Владимира Зеленского: «Каждое мое утро начинается с sms-сообщения. Это sms от Генерального штаба. За прошедшие сутки обстрелов - семь, потерь - две. Цифры могут быть разными, но только одна делает утро добрым. Это - ноль. Обстрелов - ноль. Потерь - ноль» [21]. Здесь имеют место специфические способы, при помощи которых отправитель сообщения стремится не только передать информацию, но и заставить реципиента видоизменить структуру своего сознания в соответствии с сообщением. В данном случае, опираясь на исследование Н. А. Кузнецовой, мы видим использование логических и эмоциональных убеждений, манипулирование повесткой дня, искажение. Рассматривая данное сообщение через классификацию автора, мы можем отметить такие приемы манипулирования, как перенос смыслового акцента, подмена реальных фактов альтернативными, выгодными для СМИ [13, с. 19].

Цифровое манипулирование очень актуально в системе создания фейковых новостей в области здравоохранения. Приведем пример: «Прощайте, волосы! Больше 100 детей в Свердловской области отправили на карантин из-за стригущего лишая». Данная новость появилась на портале «Дети Екатеринбурга» [14]. В самой заметке указывается, что, по сведениям других источников, жертв насчитывалось около 129. В источнике «Рамблер/новости» цитируется сообщение Минздрава: «Они учатся в разных классах, в каждом из которых введен карантин. Одноклассники заболевших находятся на карантине в рамках противоэпидемических мероприятий». При этом в самой новости указано 5 учащихся, которые получили данное заболевание [15]. Опираясь на исследование И. А. Стернина, А. М. Шестерниной «Маркеры фейка в медиатекстах», мы можем отметить данную новость как фейковую с применением недостоверных статистических данных и использованием неавторитетного источника информации - сайта «Дети Екатеринбурга», который не является официальным СМИ Минздрава России [19, с. 9-13].

Рассмотрим еще один пример цифрового манипулирования. В октябре 2023 г. новостной сервис «Рамблер» опубликовал статью «Фейковые записи к врачам: комментарий Министерства здравоохранения Новосибирской области», а также привел слова пострадавшей: «Я прикреплена к поликлинике № 20 в Железнодорожном районе. Со здоровьем у меня все в порядке. Болею раз в год в сезон простуд. Но, судя по Госуслугам, я хронически больна. Причем хожу я в разные места», - рассказала изданию «Atas.info» жительница Новосибирска Елена Колесникова. В документе о сведениях, об оказанных услугах у каждой процедуры есть своя стоимость. Цена первичного приема врача может составлять от 377 до 1 622 рублей. Посещение гинеколога оценивается в 2 244 рубля, а диспансеризация, которая встречается в справке несколько раз, - в 879 рублей. Один из врачей Новосибирска на условиях анонимности рассказал изданию, что неоказанные услуги вписывают в дела пациентов уже на протяжении нескольких лет. Врачи вынуждены выполнять нормативы, чтобы получить полную зарплату или какие-то надбавки. У всех работников сейчас оклады - это 25 тысяч - 30 тысяч рублей [23]. В ходе изучения заметки мы обнаружили не только проявление манипулирования статистическими данными, но и использование анонимной атрибуции [19. с. 9]. Процесс манипулирования построен по цепочке «пациент - манипулятор A - манипулятор B». Манипулятор A оказывает манипулирование на пациента через услуги поликлиники, а манипулятор B через манипулятора A в случае провала манипуляции первым может применить к нему различного рода взыскания.

В системе англоязычного медиадискурса мы также можем найти множество примеров цифрового манипулирования.

В англоязычном медиа-ресурсе «The Guardian» в статье «Among the Covid skeptics: "We are being manipulated, without a shadow of doubt"» мы видим следующий пример использования статистических данных в процессе манипулирования: ...She read that the World Health Organization had said that Britain is testing at too high a sensitivity. She read about the cost of lockdowns, and Sweden's more permissive approach. She read about the death rate; 1 % didn't sound that high at all. Looked at another way, 99 % survived. By the end of the first lockdown, Anna was no longer afraid. She was angry. "I'd been sat in my house for four months, in absolute agony, no mental health support, no financial support, and it did an absolute number on me," she said [25]. В данном примере цифра 99 оказывает психологическое влияние, перекрывая всю остальную информацию. Объяснение такому цифровому феномену дает Сергей Кара-Мурза в своем исследовании «Манипуляция сознанием» в котором отводит отдельную роль манипуляции цифрами: «...число имеет свойство застревать в мозгу необратимо» [12, с. 67].

Еще один пример манипулирования цифровой информацией представлен в газете «Fox News» в статье под названием «Tucker Carlson: Yes, dead people voted in this election and Democrats helped make it happen». Журналист Такер Карлсон отмечает следующее: ...Fewer than 15,000 votes separate Donald Trump from Joe Biden in the state of Georgia. It's close enough that it's worth getting specific about what happened there. Georgia's secretary of state has now confirmed there will be a hand recount of all votes cast. Among those votes, auditors will find a ballot cast by a woman called Deborah Jean Christiansen. Those who knew her were sad when she died last May... [27]. Пример журналиста показывает нам фейк с применением средств искажения статистических данных с использованием тех событий, которые не могли произойти в реальности вследствие смерти человека [19. с. 17-18].

Американское издание «NEW YORK POST» в статье под названием «5 lies Biden is telling you today about the economy» раскрывает сущность манипулирования общественным сознанием через 5 пунктов из речи президента США Джо Байдена. Рассмотрим первый пункт статьи под названием «Wages and salaries are rising for American workers», в котором говорится следующее: That WAS true in the month of July. But in 20 of the past 22 months, wages have fallen BELOW inflation. The math here is simple. Since Biden entered office, wages and salaries are up roughly 12 %. And inflation is up 15 % [24]. Ниже приводится график, который отражает нынешнюю ситуацию по оплате труда американцев:

Рисунок 1 - Средний еженедельный доход американцев в процентном соотношении в период с июня 2021 года

Согласно исследованию И. А. Стернина, А. М. Шестерниной «Маркеры фейка в ме-диатекстах», одним из маркеров недостоверности информации является нарушение в ин-фографике статистических данных. В данном примере мы видим иллюстрацию того, что в речи президента США Джо Байдена показывается рост заработной платы. В инфогра-фике мы обнаруживаем падение заработной платы [19. с. 17-18]. Согласно исследованию А. А. Казакова «Способы языкового манипулирования в политическом медиадискурсе. Попытка систематизации», мы можем отметить, что одним из манипулятивных приемов, используемых в новостях и вводящих в заблуждение реципиента, является использование большого количества цифровой статистики, что было отмечено нами в данной статье [11, с. 89].

В издании «Independent» в заметке под названием «Numbers up: The truth about sta-tistics» приводится разоблачение неверно трактуемых статистических данных касательно убийств американских детей. В статье говорится следующее: «Every year since 1950, the number of American children gunned down has doubled». Did you know that? It is just as well if you did not, because it is not true. It takes no research to prove that it is not true. If there had been just two children in America gunned down in 1950, then doubling that number every year would have meant that, by 1980, there would have been one billion American children gunned

down more than four times the total population of the United States at that time... [26]. Автор заметки приводит разоблачение высказывания: «Every year since 1950, the number of American children gunned down has doubled». Проанализировав заголовок, мы обнаружили, что статистические данные скрыты, данный заголовок можно отнести к кликбейту, согласно исследованию А. В. Николаевой «Языковые особенности фейковых публикаций». Кликбей-тный заголовок представляет собой многоступенчатый коммуникативный механизм. Основной функцией такого заголовка является аттракция, или привлечение внимания реципиента с целью дальнейшего оказания на него манипулятивного воздействия [8, с. 57].

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что манипулирование цифровой информацией в статистических данных играет огромную роль в современных СМИ. Статистика - «зеркало» событий в мире. Манипулирование статистическими данными свойственно как российским, так и английским СМИ. Общим фактором в таком манипулировании для них становятся искажение реальных показателей и замена их вымышленными. Разумеется, все это свидетельствует о более возрастающей роли распространения фейковых новостей. По результатам нашего исследования было отмечено, что манипулирование статистическими данными в российских СМИ охватывает многие сферы жизнедеятельности и не носит строго политизированный характер, что, напротив, свойственно английским СМИ. Нами было отмечено, что манипулирование статистическими данными и их искажение - это один из показателей недостоверных новостей. Анализ новостей с искаженными статистическими данными показал, что манипулирование в недостоверных новостях представляет собой сложную структуру, включающую клик-бейт-заголовки, анонимную атрибуцию, неавторитетный источник информации, нарушения в инфографиках. Подводя итог, отметим, что, несмотря на происходящие в мире события, сегодня статистика играет важную роль в средствах массовой информации, однако для того, чтобы избежать «ловушек» неверно трактуемых статистических данных, необходимо тщательное изучение информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашрапова А. Х. Языковая манипуляция в трудах отечественных и зарубежных ученых: теоретические вопросы терминологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice. - 2022. - Т. 15, вып. 9. - С. 2771-2778.

2. Бове К. Л., Аренс У. Д. Современная реклама. - Тольятти : Довгань, 1995. - 179 с.

3. Бушуева Л. И., Карманов М. В., Кузнецова В. И. О манипуляции статистическими данными // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2022. - Т. 2, № 1. - С. 92-99.

4. Виноградова С. А. Речевая манипуляция цифровой информацией // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2011. - № 2. - С. 86-91.

5. Денисюк А. С. Манипуляция в сети Интернет // Материалы IX Всерос. школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с межд. участием. Инноватика - 2013 (23-25 апреля 2013 г.) / под ред. А. Н. Солдатова, С. Л. Минькова. - Томск : Нац. иссл. Томский гос. ун-т, 2013. - С. 508-511.

6. ДоценкоЕ. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М. : ЧеРо, 1997. - 344 с.

7. Леготина А. С. Манипуляции общественным мнением средствами социальных сетей // Междисциплинарные исследования в психологии безопасности и их современное состояние : материалы VIII Межрегионального симпозиума с межд. участием / под науч. ред. Е. Б. Перелыгиной (12-13 июля 2017 г.). - Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2017. - С. 168-171.

8. Николаева А. В. Языковые особенности фейковых публикаций // Верхневолжский филологический вестник. - 2019. - № 3(18). - C. 55-59.

9. Пантина О. С. Политическая манипуляция как оружие информационной войны // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : материалы межд. конф. (12 декабря 2019 г.) / под ред. С. И. Бу-гашева, А. С. Минина. - СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т пром. технологий и дизайна, 2019. - С. 1142-1148.

10. Пода Т. А. Манипуляция как способ трансформации общественного сознания // Вестник национального авиационного университета. Серия: Философия. Культурология. - 2014. - Т. 2, № 20. - С. 47-50.

11. Казаков А. А. Способы языкового манипулирования в политическом медиадискурсе. Попытка систематизации // Политическая лингвистика. - 2013. - № 3(45). - С. 87-90.

12. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М. : Эксмо, 2008. - 862 с.

13. Кузнецова Н. А. Управление политической информацией и манипуляция общественным сознанием // Власть. - 2011. - № 11. - С. 19-21.

14. «Прощайте, волосы»! Больше 100 детей в Свердловской области отправили на карантин из-за стригущего лишая» [Электронный ресурс]. - URL : https://detiekaterinburga.ru/novosti-ekaterinburga/2023/10/ 25/proschayte-volosy-bolshe-100-detey-v-sverdlovskoy-oblasti-otpravili-na-karantin-iz-za-striguschego-lishaya.htmI (дата обращения: 28.10.2023).

15. Под Екатеринбургом у пятерых учеников школы обнаружили стригущий лишай [Электронный ресурс]. -URL : https://news.rambler.ru/incidents/51647151-pod-ekaterinburgom-u-pyateryh-uchenikov-shkoly-obnaruzhili-striguschiy-lishay/ (дата обращения: 28.10.2023).

16. Сараев М. Д. Способы языкового манипулирования // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2018. - № 4. - С. 45-46.

17. Сентенберг И. В., Карасик В. И. Псевдоаргументация: некоторые виды речевых манипуляций // Речевое общение и аргументация. - 1993. - Вып. 1. - С. 30-38.

18. Скугарева И. В., Торгованова О. Н., Шевченко Г. С. Манипуляция как технология власти // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 14. - С. 102-103.

19. Стернин И. А., Шестернина А. М. Маркеры фейка в медиатекстах. Рабочие материалы. - Воронеж : ООО «РИТМ», 2020. - 34 с.

20. Целищев А. Манипуляция сознанием на выборах // Студенческая наука и XXI век. - 2007. - № 4. -С. 315-318.

21. Цитаты известных людей [Электронный ресурс]. - URL : https://ru.citaty.net/tsitaty/457339-dzhordzh-bernard-shou-esIi-moi-sosed-biot-svoiu-zhenu-ezhednevno-a-ia-nik/ (дата обращения: 28.10.2023).

22. Шейнов В. П. Манипулирование и защита от манипуляций. - СПб. : Питер, 2022. - 384 с.

23. Фейковые записи к врачам: комментарий Министерства здравоохранения Новосибирской области [Электронный ресурс]. - URL: https://news.rambIer.ru/community/51588397-feykovye-zapisi-k-vracham-kommentariy-ministerstva-zdravoohraneniya-novosibirskoy-oblasti/ (дата обращения: 28.10.2023).

24. 5 Iies Biden is teIIing you today about the economy [Электронный ресурс]. - URL : https://nypost.com/2023/08/16/5-lies-biden-is-telling-you-today-about-the-economy/ (дата обращения: 28.10.2023).

25. Among the Covid skeptics: "We are being manipulated, without a shadow of doubt" [Электронный ресурс]. - URL : https://www.theguardian.com/news/2021/apr/08/among-covid-sceptics-we-are-being-manipuIated-anti-lockdown (дата обращения: 28.10.2023).

26. Numbers up: The truth about statistics [Электронный ресурс]. - URL : https://www.independent.co.uk/ news/science/numbers-up-the-truth-about-statistics-806301.html (дата обращения: 28.10.2023).

27. Tucker Carlson: Yes, dead people voted in this election and Democrats helped make it happen [Электронный ресурс]. - URL : https://www.foxnews.com/opinion/tucker-carIson-2020-presidentiaI-eIection-voter-fraud-dead-voters (дата обращения: 28.10.2023).

28. Zhdanko A. P. Identification of Cognitive Manipulations That Have the Greatest Impact on Students in the Internet // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2019. - Vol. 7 (1). - P. 35-42.

Статья поступила в редакцию 03.12.2023 REFERENCES

1. Ashrapova A. H. Yazykovaya manipuIyaciya v trudah otechestvennyh i zarubezhnyh uchenyh: teoretiche-skie voprosy terminoIogii // FiIoIogicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki PhiIoIogy. Theory & Practice. - 2022. -T. 15, vyp. 9. - S. 2771-2778.

2. Bove K. L., Arens U. D. Sovremennaya reklama. - Tol'yatti : Dovgan', 1995. - 179 s.

3. Bushueva L. I., Karmanov M. V., Kuznecova V. I. O manipulyacii statisticheskimi dannymi // Vestnik Nauchno-issIedovateI'skogo centra korporativnogo prava, upravIeniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2022. - T. 2, № 1. - S. 92-99.

4. Vinogradova S. A. Rechevaya manipulyaciya cifrovoj informaciej // Voprosy kognitivnoj lingvistiki. -2011. - № 2. - S. 86-91.

5. Denisyuk A. S. Manipulyaciya v seti Internet // Materialy IX Vseros. shkoly-konferencii studentov, aspir-antov i molodyh uchenyh s mezhd. uchastiem. Innovatika - 2013 (23-25 aprelya 2013 g.) / pod red. A. N. Soldatova, S. L. Min'kova. - Tomsk : Nac. issl. Tomskij gos. un-t, 2013. - S. 508-511.

6. Docenko E. L. PsihoIogiya manipuIyacii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita. - M. : CheRo, 1997. - 344 s.

7. Legotina A. S. Manipulyacii obshchestvennym mneniem sredstvami social'nyh setej // Mezhdiscipli-narnye issIedovaniya v psihoIogii bezopasnosti i ih sovremennoe sostoyanie : materiaIy VIII MezhregionaI'nogo sim-poziuma s mezhd. uchastiem / pod nauch. red. E. B. Perelyginoj (12-13 iyulya 2017 g.). - Ekaterinburg : Gumani-tarnyj un-t, 2017. - S. 168-171.

8. Nikolaeva A. V. Yazykovye osobennosti fejkovyh publikacij // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. -2019. - № 3(18). - C. 55-59.

9. Pantina O. S. Politicheskaya manipulyaciya kak oruzhie informacionnoj vojny // Gumanitarnye nauki v sovremennom vuze: vchera, segodnya, zavtra : materialy mezhd. konf. (12 dekabrya 2019 g.) / pod red. S. I. Bu-gasheva, A. S. Minina. - SPb. : Sankt-Peterburgskij gos. un-t prom. tekhnologij i dizajna, 2019. - S. 1142-1148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Poda T. A. Manipulyaciya kak sposob transformacii obshchestvennogo soznaniya // Vestnik nacion-al'nogo aviacionnogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Kul'turologiya. - 2014. - T. 2, № 20. - S. 47-50.

11. Kazakov A. A. Sposoby yazykovogo manipulirovaniya v politicheskom mediadiskurse. Popytka sistema-tizacii // Politicheskaya lingvistika. - 2013. - № 3(45). - S. 87-90.

12. Kara-Murza S. G. Manipulyaciya soznaniem. - M. : Eksmo, 2008. - 862 s.

13. Kuznecova N. A. Upravlenie politicheskoj informaciej i manipulyaciya obshchestvennym soznaniem // Vlast'. - 2011. - № 11. - S. 19-21.

14. «Proshchajte, volosy»! Bol'she 100 detej v Sverdlovskoj oblasti otpravili na karantin iz-za strigushchego lishaya» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://detiekaterinburga.ru/novosti-ekaterinburga/2023/10/25/proschayte-volosy-bolshe-100-detey-v-sverdlovskoy-oblasti-otpravili-na-karantin-iz-za-striguschego-lishaya.html (data obrash-cheniya: 28.10.2023).

15. Pod Ekaterinburgom u pyateryh uchenikov shkoly obnaruzhili strigushchij lishaj [Elektronnyj resurs]. -URL : https://news.rambler.ru/incidents/51647151-pod-ekaterinburgom-u-pyateryh-uchenikov-shkoly-obnaruzhili-striguschiy-lishay/ (data obrashcheniya: 28.10.2023).

16. Saraev M. D. Sposoby yazykovogo manipulirovaniya // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologij upravleniya i ekonomiki. - 2018. - № 4. - S. 45-46.

17. Sentenberg I. V., Karasik V. I. Psevdoargumentaciya: nekotorye vidy rechevyh manipulyacij // Rechevoe obshchenie i argumentaciya. - 1993. - Vyp. 1. - S. 30-38.

18. Skugareva I. V., Torgovanova O. N., Shevchenko G. S. Manipulyaciya kak tekhnologiya vlasti // Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma «Srednerusskij universitet». Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2019. - № 14. - S. 102-103.

19. Sternin I. A., Shesternina A. M. Markery fejka v mediatekstah. Rabochie materialy. - Voronezh : OOO «RITM», 2020. - 34 s.

20. Celishchev A. Manipulyaciya soznaniem na vyborah // Studencheskaya nauka i XXI vek. - 2007. - № 4. -S. 315-318.

21. Citaty izvestnyh lyudej [Elektronnyj resurs]. - URL : https://ru.citaty.net/tsitaty/457339-dzhordzh-bernard-shou-esli-moi-sosed-biot-svoiu-zhenu-ezhednevno-a-ia-nik/ (data obrashcheniya: 28.10.2023).

22. Shejnov V. P. Manipulirovanie i zashchita ot manipulyacij. - SPb. : Piter, 2022. - 384 s.

23. Fejkovye zapisi k vracham: kommentarij Ministerstva zdravoohraneniya Novosibirskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. - URL: https://news.rambler.ru/community/51588397-feykovye-zapisi-k-vracham-kommentariy-ministerstva-zdravoohraneniya-novosibirskoy-oblasti/ (data obrashcheniya: 28.10.2023).

24. 5 lies Biden is telling you today about the economy [Elektronnyj resurs]. - URL : https://nypost.com/ 2023/08/16/5-lies-biden-is-telling-you-today-about-the-economy/ (data obrashcheniya: 28.10.2023).

25. Among the Covid skeptics: "We are being manipulated, without a shadow of doubt" [Elektronnyj resurs]. -URL : https://www.theguardian.com/news/2021/apr/08/among-covid-sceptics-we-are-being-manipulated-anti-lockdown (data obrashcheniya: 28.10.2023).

26. Numbers up: The truth about statistics [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.independent.co.uk/ news/science/numbers-up-the-truth-about-statistics-806301.html (data obrashcheniya: 28.10.2023).

27. Tucker Carlson: Yes, dead people voted in this election and Democrats helped make it happen [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.foxnews.com/opinion/tucker-carlson-2020-presidential-election-voter-fraud-dead-voters (data obrashcheniya: 28.10.2023).

28. Zhdanko A. P. Identification of Cognitive Manipulations That Have the Greatest Impact on Students in the Internet // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2019. - Vol. 7 (1). - P. 35-42.

The article was contributed on December 3, 2023 Сведения об авторе

Журавлев Денис Михайлович - педагог дополнительного образования Центра детского творчества, г. Апшеронск, Россия, https://orcid.org/0009-0005-3757-7094, den.den097@mail.ru

Author Information

Zhuravlyov, Denis Mikhailovich - Teacher of the Center for Children's Creativity, Ap-sheronsk, Russia, https://orcid.org/0009-0005-3757-7094, den.den097@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.