Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТРУМЕНТЫ / ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осмоловская Светлана Михайловна

В статье на основе анализа публикаций рассмотрены риски, связанные с цифровизацией высшей школы. Исследование системы цифровизации в высшей школе, путей и методов ее совершенствования, является одной из наиболее важных задач социологической науки. Технологии, инструменты, онлайн обучение, применяемые в быстроразвивающейся цифровой среде, изменяют подход к управлению образовательными организациями. С одной стороны, цифровизация способствует повышению гибкости образования, доступности, с другой стороны она приводит к созданию новой образовательной ситуации, включению в систему образования новых акторов, что изменяет конфигурацию отношений между основными ее участниками.Особое внимание уделено необходимости совершенствования цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава. Анализируются проблемы воздействия информационных технологий в образовании. В статье раскрываются проблемы создания онлайн курсов, дистанционного образования, программного обеспечения высшей школы и предлагаются практические рекомендации по их реализации в социальной практике. Выявлены достижения и перспективы применения преподавателями высшей школы возможностей социальных сетей в учебном процессе. Проанализированы возможности информатизации на предмет использования при обучении студентов.Исследования играют большую роль в понимании того, какие требования необходимо предъявлять студентам и преподавателям высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SOCIOLOGY OF HIGHER EDUCATION

Based on the analysis of publications, the article examines the risks associated with the digitalization of higher education. The study of the digitalization system in higher education, ways and methods of its improvement, is one of the most important tasks of sociological science. Technologies, tools, online learning applied in a rapidly developing digital environment are changing the approach to the management of educational organizations. On the one hand, digitalization helps to increase the flexibility of education, accessibility, on the other hand, it leads to the creation of a new educational situation, the inclusion of new actors in the education system, which changes the configuration of relations between its main participants.Special attention is paid to the need to improve the digital literacy of the teaching staff. The problems of the impact of information technologies in education are analyzed. The article reveals the problems of creating online courses, distance education, higher school software and offers practical recommendations for their implementation in social practice. The achievements and prospects of using the capabilities of social networks by higher school teachers in the educational process are revealed. The possibilities of informatization for use in teaching students are analyzed.Research plays an important role in understanding what requirements should be imposed on students and teachers of higher education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Цифровая социология высшей школы

Осмоловская Светлана Михайловна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социальных наук, Московский городской педагогический университет (МГПУ) E-mail: svetas99@list.ru

В статье на основе анализа публикаций рассмотрены риски, связанные с цифровизацией высшей школы. Исследование системы циф-ровизации в высшей школе, путей и методов ее совершенствования, является одной из наиболее важных задач социологической науки. Технологии, инструменты, онлайн обучение, применяемые в быстроразвивающейся цифровой среде, изменяют подход к управлению образовательными организациями. С одной стороны, цифровизация способствует повышению гибкости образования, доступности, с другой стороны она приводит к созданию новой образовательной ситуации, включению в систему образования новых акторов, что изменяет конфигурацию отношений между основными ее участниками. Особое внимание уделено необходимости совершенствования цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава. Анализируются проблемы воздействия информационных технологий в образовании. В статье раскрываются проблемы создания онлайн курсов, дистанционного образования, программного обеспечения высшей школы и предлагаются практические рекомендации по их реализации в социальной практике. Выявлены достижения и перспективы применения преподавателями высшей школы возможностей социальных сетей в учебном процессе. Проанализированы возможности информатизации на предмет использования при обучении студентов. Исследования играют большую роль в понимании того, какие требования необходимо предъявлять студентам и преподавателям высшей школы.

Ключевые слова: высшая школа, цифровизация, технологии, инструменты, цифровые данные, дистанционное образование, социология, социальные сети, интеллектуальные услуги.

Цифровая социология охватывает большое количество проблем, связанных с осмыслением цифровизации и влияния новейших цифровых технологий на все сферы жизнедеятельности цифрового общества.

Цифровая трансформация образования идет во всем мире. Задачей высшей школы является формирование у обучающихся способности самостоятельно управлять своим обучением,внедрение информационных технологий в образование. Цифровизация социума привела к тому, что исследования новых форм обучения и коммуникации выделились в отдельное поле научных исследований.

Как отмечает Бехтерева Л.Г.: «В условиях открытости высшего образования, внешним запросам важное значение имеет его информатизация, которая создает возможность сбора, анализа и переработки больших объемов данных. Это служит основой для повышения качества интеллектуальной деятельности, разнообразия образовательных услуг. Социология, связанная с цифровой эпохой, с новыми методами сбора и обработки информации, формирует основу для искусственного интеллекта в общественных науках» [1, с. 576].

Возможность использования социальных сетей в образовательном пространстве обозначает установленные взаимодействия. В социальных сетях все равны, нет заранее установленных правил и эту особенность должен учитывать преподаватель. Для социальной сети характерен принцип равенства и диалога. Разрабатывая онлайн курсы, программное обеспечение стоит это учитывать.

Исследователи в области образования считают перспективными направлениями работу с большим объемом данных, с обработкой и анализом данных, с использованием социальных сетей для повышения качества образования. С помощью аналитики можно оптимизировать учебный процесс. Так, например, в ходе исследования Гостевой Л.З. и Плиевой М.С. выявлен высокий уро-

143

вень мотивации использования социальных сетей в учебном процессе, высокий уровень самораскрытия. Эти технологии являются потенциалом для внедрения в практическую деятельность [2, с. 167].

Информатизация образования, цифровая трансформация в этой сфере представляет собой область научно-практической деятельности, направленной на освоение новых специальностей, новых технологий, умения работать с ними. Цифровизация - масштабный процесс, затрагивающий в том числе и образование, где требуется построение нового образовательного контента, обеспечения системы теорией и практикой разработки и использования информационных технологий, организации смешанного обучения, навыков цифровой педагогики.

Сакович С.М. указывает: «Процесс цифровизации высшей школы включает в себя оснащение учреждений образования программными средствами информационных технологий, создание и размещение в сети интернет информационных ресурсов образовательного назначения, формирование информационной культуры преподавателей и студентов, создание системы непрерывного обучения цифровым технологиям» [10, с. 130]

Горбунов Д.А. в научной статье «Влияние интернета на потребительские поведения пользователей социальных сетей» выделяет положительные стороны цифровизации в высшей школе: диагностику качества образования, создание цифровых копий, перевод учебного материала в цифровой формат, доступность информации к электронной образовательной среде, анализ оценки степени освоения материала, создание онлайн платформ на всей территории страны [3, с. 65].

Малошонок Н.Г. обосновал взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью и сформулировал плюсы цифровизации системы образования: отсутствие бумажного документооборота, экономию средств, экономию времени, переход образовательного процесса

в электронный формат. Цифровое общество расширяет сферу общения, устраняя физические границы между людьми, меняется традиционное социальное общение [4, с. 59].

Что касается проблем цифровой грамотности, о которых в своей работе «Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм» говорит Ракитов А.И., то предлагается повышать свои навыки посредством курсов компьютерной грамотности. По мнению автора, полностью заменить традиционную систему образования цифровым не получится, хотя компьютерная система дает преимущества в скорости, в обработке, в эффективном решении задач [8, с.41].

Зарубежный опыт демонстрирует благотворное влияние использования цифровизации и социальных сетей в учебном процессе. Заинтересованность в применении цифровых технологий в образовании возникла в странах запада по причине стремительного развития электронных технологий. К плюсам данного процесса можно отнести развитие системы дистанционного образования, дополнительного образования, переквалификации. Многие авторы говорят о новой модели высшей школы -цифровом университете, основным элементом которого должны стать большие данные, при помощи которых высшая школа сможет управлять образовательными траекториями обучающихся.

Цифровизация образования является глобальной тенденцией - это использование цифровых ресурсов, электронного обучения, развитие образовательных технологий. Цифровизация образования стремительно развивается и приобретает все большие масштабы обновления. Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники приобретают все большую популярность. Наблюдается переход из количественного состояния (увеличение цифровых платформ, типа Zoom, Teams, Discort, Clubhouse, массовая компьютеризация, оцифровка различных процессов) в качественное (внедрение искусственного интеллекта, типа AR и VR- технологий, работа с боль-

т**1

л

144

шим объемом данных). Подобные сервисы станут ключевыми для организации цифрового обучения [11, с.3420].

Суть цифровой трансформации в том, чтобы гибко и эффективно применять новейшие информационные технологии в образовании [7]. Для этого необходимо развивать материальную инфраструктуру, обновлять каналы связи и устройства цифровых кабинетов, внедрять цифровые программы с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта, развивать онлайн обучение, развивать новые системы управления обучением.

«Цифровизация приводит и к созданию новых моделей высшей школы. Чтобы понять, куда должно двигаться университетское образование в плане технологий нужны примеры платформ и ресурсов, инструментов, цифровых направлений обучения. Цифровизация не ограничивается классическими методами и средствами обучения, сам процесс обучения становится шире», - уточняет Минина В.Н. [5, с. 84].

Никонова М.А. затрагивает практики внедрения цифровых технологий как модернизацию направлений научно-исследовательской деятельности, для этого необходимо перестроить и программы обучения, и весь подход к обучению. Использование цифровых технологий позволит обучать новым программам, обмениваться знаниями и опытом, вовлекать обучающихся эффективнее [6, с. 31]

Все указанные выше авторские научные направления находятся в поле зрения исследовательского комитета Российского общества социологов «Социология цифрового общества».

В университетах будущего важную роль играют цифровые библиотеки, имеющие электронные копии учебников, научной литературы. Медиконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники заменяют постепенно классические источники знаний. Разработка и апробация цифровых комплексов необходима в проектировании искусственного интеллекта, который подстраивается под нужды конкретного обучающегося. Здесь

уместны система видеонаблюдения, система WiFi, Smart TV, системы-фильтры для поисковых служб, цифровые стимуляторы [9, с.11].

Итак, последствия цифровизации высшей школы обуславливают глобальные изменения структуры образования и общества. Цифровое образование поможет всем желающим ориентироваться в обилии данных. Мир технологий эффективен в реалиях современного общества. Российская социология, обогащенная новыми техническими и технологическими средствами, которые дала цифровизация, может изучать новые формы формирования мировоззрения, выражения мнений для того, чтобы понять, что происходит в мире.

Литература

1. Бехтерева, Л. Г. (2015) Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах / Л.Г. Бехтерева, Н.Ю. Марголис, В.А. Никитенко // Молодой ученый. - 2015. - № 6 (86). -С. 575-578.

2. Гостева Л. З., Плиева М.С. Интернет зависимость у современных детей как актуальная проблема XXI века (обзор литературы) // Основные парадигмы современного социально-гуманитарного знания. Материалы заочной межрегиональной научно-практической конференции. Благовещенск, 2013. С.167-172.

3. Горбунов Д.А. Влияние интернета на потребительские поведения пользователей социальных сетей. В книге: Университет в глобальном мире. Тезисы научно-практической конференции. 2018. С. 65-67

4. Малошонок Н.Г. (2016) Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4.С. 59-83

5. Минина В.Н. (2020) Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84-101.

145

6. Никонова М.А. Социальная адаптация российской молодежи в условиях трансформации общества. В книге: Социология молодежи. Тезисы научно-практической студенческой конференции. 2018. С. 31-34.

7. Осмоловская С.М. (2019) Коммуникационные практики высшей школы: социологический анализ. Коммуни-кология. Т. 7. № 3. С. 47-56.

8. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. 2018.№ 6. С. 41-49

9. Сакович С.М. (2018). Высшее образование в информационном обществе. Москва. В книге: Университет в глобальном мире. Тезисы научно-практической конференции. 2018. С. 10-11

10. Сакович С.М. (2012). Некоторые аспекты развития социологии в современной России. Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 130-132.

11. Ryabov V.V., Ananishnev V. M., Fursov V. V., Tkachenko A. V., Os-molovskaya S.M., Frolova T.N. THE POSSIBILITY OF INCLUDING MEDICAL INSTITUTIONS INTO GLOBAL RANKINGS (2020). Talent Development and Excellence. Т. 12. № S2. С. 3420.

DIGITAL SOCIOLOGY OF HIGHER EDUCATION

Osmolovskaya S.M.

Moscow City Pedagogical University (MGPU)

Based on the analysis of publications, the article examines the risks associated with the digitization of higher education. The study of the dig-italization system in higher education, ways and methods of its improvement, is one of the most important tasks of sociological science. Technologies, tools, online learning applied in a rapidly developing digital environment are changing the approach to the management of educational organizations. On the one hand, digitaliza-tion helps to increase the flexibility of education, accessibility, on the other hand, it leads to the creation of a new educational situation, the inclusion of new actors in the education system,

which changes the configuration of relations between its main participants. Special attention is paid to the need to improve the digital literacy of the teaching staff. The problems of the impact of information technologies in education are analyzed. The article reveals the problems of creating online courses, distance education, higher school software and offers practical recommendations for their implementation in social practice. The achievements and prospects of using the capabilities of social networks by higher school teachers in the educational process are revealed. The possibilities of informatization for use in teaching students are analyzed.

Research plays an important role in understanding what requirements should be imposed on students and teachers of higher education.

Keywords: higher school, digitalization, technologies, tools, digital data, distance education, sociology, social networks, intellectual services.

References

1. Bekhtereva, L. G. (2015) Possibilities of using social networks in the modern educational process in universities / L.G. Bekhtereva, N.Y. Margolis, V.A. Nikitenko // Young Scientist. - 2015. - № 6 (86). - Pp. 575-578.

2. Gosteva L. Z., Plieva M.S. Internet addiction in modern children as an actual problem of the XXI century (literature review) // Basic paradigms of modern socio-humanitarian knowledge. Materials of the correspondence interregional scientific and practical conference. Blagoveshchensk, 2013. pp. 167-172.

3. Gorbunov D.A. The influence of the Internet on consumer behavior of users of social networks. In the book: University in the Global World. Abstracts of the scientific and practical conference. 2018. pp. 65-67

4. Maloshonok N.G. (2016) The relationship of the use of the Internet and multimedia technologies in the educational process with student involvement // Questions of education. 2016. No. 4.pp. 59-83

5. Minina V.N. (2020) Digitalization of higher education and its social results // Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2020. Vol. 13. Issue 1. pp. 84-101.

6. Nikonova M.A. Social adaptation of Russian youth in the conditions of transformation of society. In the book: Sociology of Youth. Abstracts of the scientific and practical student conference. 2018. pp. 31-34.

I J

146

7. Osmolovskaya S.M. (2019) Communication practices of higher education: a sociological analysis. Communicology. Vol. 7. No. 3. pp. 47-56.

8. Rakitov A.I. Higher education and artificial intelligence: euphoria and alarmism // Higher education in Russia. Scientific and pedagogical journal. 2018. No. 6. pp. 41-49

9. Sakovich S.M. (2018). Higher education in the information society. Moscow. In the book: University in the Global World. Abstracts of the scientific and practical conference. 2018. pp. 10-11

10. Sakovich S.M. (2012). Some aspects of the development of sociology in modern Russia. Systems psychology and sociology. 2012. No. 5. pp. 130-132.

11. Ryabov V.V., Ananishnev V.M., Fursov V.V., Tkachenko A.V., Osmolovskaya S.M., Frolova T.N. THE POSSIBILITY OF INCLUDING MEDICAL INSTITUTIONS IN GLOBAL RANKINGS (2020). Talent development and excellence. P. 12. No. S2. p. 3420.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.