УДК 004:582
ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МАЛЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИТ-ПРОСВЕТ)
Дмитрий Алексеевич Маслов
студент
dmitriy.maslow@bk.ru Наталья Викторовна Картечина
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
kartechnatali@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. Актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена цифровизацией важнейших сфер деятельности: образования, занятости и трудоустройства, здравоохранения, государственного управления, но на настоящий момент цифровизация создает дополнительные социальные барьеры, увеличивая сегрегацию и усугубляя неравенство таких социальных групп как пенсионеры и люди с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: цифровизация, автоматизация, социализация, информационная грамотность, современные технологии.
В данное время вопрос цифровизации и информационной грамотности граждан нашей страны крайне актуален. Активное внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности предполагает кардинальную модернизацию областей человеческой жизни. Автоматизация и информатизация важнейших сфер деятельности общества - здравоохранения, образования, досуга, сферы услуг - рассматривается государством как способ улучшить уровень и качество жизни населения, в том числе с целью повышения социальной активности пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.
Так, в недавнем прошлом в России был создан онлайн портал «Госуслуги», на котором зарегистрировано уже более 86 миллионов граждан и в среднем каждый второй россиянин пользуется Госуслугами хотя бы раз в неделю.
Но, в то же время, доступ к информационным ресурсам на сегодняшний день остаётся неравным, а так же всё еще существует проблема низкого уровня развития пользовательских навыков, особенно среди таких социальных групп как инвалиды и пенсионеры.
С целью решения проблем информационный грамотности и улучшения качества жизни с помощью цифровой среды нашей командой был разработан проект «ИТ-просвет». Одна из целей цифровой трансформации госуправления -сделать взаимодействие между гражданами и органами власти практически незаметным, бесшовным. Создать экосистему, в которой гражданин будет автоматически - в проактивном режиме - получать необходимые ему услуги. На данный момент в режиме онлайн можно подать заявления с соответствующим пакетом документов на получение паспорта, получить информацию и оплатить штрафы, записать ребенка в образовательное учреждение и на секции, записаться на прием к доктору и узнать состояние пенсионного счета. Сейчас в России стоитзадача - перевести в электронный формат до 95% государственных услуг. Государство стремится к проактивности в сфере госуслуг, то есть когда
услуга будет предоставляться человеку автоматически, без сбора справок и документов.
В связи с этим крайне важно, чтобы такие уязвимые слои населения, как пенсионеры и люди с ограниченными возможностями, не остались в стороне нашей жизни и имели возможность обучаться всем необходимым цифровым компетенциям [1-2].
Знание основ работы с ЭВМ и современными гаджетами, информационной безопасности, наличие навыков пользования сетью интернет, дают возможность для реализации различных потребностей людей - общение, получение льгот и законных преимуществ, коммуникация с органами власти, получение услуг здравоохранения, образования, трудоустройства, реализация творческого потенциала, получение услуг в сфере быта и т.д.[3].
К сожалению, существующие проекты не могут в полном объеме удовлетворить потребность в обучении людей с ограниченными возможностями и пенсионеров Мичуринского района Тамбовской области. Реализация данного проекта (с использованием компьютерных классов на территории Мичуринского ГАУ и компьютерного оборудования, приобретенного на средства гранта) позволит в полной мере покрыть имеющуюся потребность.
Таким образом те люди, которые будут охвачены в рамках рассматриваемого проекта, будут максимально вовлечены в социальную, экономическую и политическую деятельность нашей страны. Так как расширение доступа к цифровой среде и повышение компьютерной грамотности можно рассматривать как ключевой инструмент для решения подобных социальных проблем [4].
Список литературы:
1. Зубарев С.М. (2020). Правовые риски цифровизации государственного управления // Актуальные проблемы российского права. Т. 15. № 6. С. 23-32.
2. Богданов В.С. (2016). Цифровое неравенство как следствие процессов электронизации общества и гибридизации систем управления по материалам проекта «коммуникативное неравенство» // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании. Организационная коммуникация. 2016: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Минск. 7-9 апреля 2016 г. / отв. ред.: О. В. Терещенко. Минск: Изд. центр БГУ. С. 317-320
3. Давыдов С.Г., Логунова О.С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2015. № 41. С. 120-141.
4. Ребко О.В. Информационная грамотность: определение, компоненты и стандарты // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 2 (20). Ч. 2. С. 257-259.
UDC 004:582
DIGITAL SOCIALIZATION OF SMALL SETTLEMENTS IN THE TAMBOV REGION (IT CLEARANCE)
Dmitry A. Maslov
student
dmitriy.maslow@bk. ru Natalya V. Kartechina
candidate of agricultural sciences, associate professor
kartechnatali@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The relevance of the problem studied in the article is due to the digitalization of the most important areas of activity: education, employment and employment, healthcare, public administration, but at the moment digitalization creates additional social barriers, increasing segregation and exacerbating the inequality of such social groups as pensioners and people with disabilities.
Key words: digitalization, automation, socialization, information literacy, modern technologies.
Статья поступила в редакцию 16.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.
The article was submitted 16.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.