Выбирая формы досуга для своей семьи в г. Биробиджан, 68,7% опрошенных отметили, что они часто гуляют по набережной и в парках, 65,7% семьей выезжают на пикники, 51,4% ходят с детьми в развлекательные центры, 28,8% регулярно посещают кино и кукольный театр, 27% вместе катаются на велосипедах, роликах, скейтах. Вместе с тем, 2,7% молодых родителей не отдыхают вместе. Это может быть связано с высокой загруженностью на работе, отсутствием свободного времени или нехваткой материальных средств на организацию семейного досуга.
Последний вопрос звучал так: Уже несколько лет в Биробиджане наблюдается снижение численности населения. Как вы считаете, с чем это связано? 82,5% молодых родителей ответили, что в более крупном городе больше перспектив. 60,1% предположили, что уезжающие хотят жить в более благоприятных климатических условиях. 31,9% считают, что многие хотят жить ближе к центру страны.
В целом, результаты опроса показали, что подавляющее большинство опрошенных биробиджанцев положительно относятся к официальным бракам, считают самые крепкие браки, созданные по любви, а вступают в брак для того, чтобы всегда быть рядом с любимым человеком. Более половины выступают за равноправие в семье как в принятии решений, так к и в зарабатывании денег. Половина молодых родителей, проживающих в г. Биробиджан, имеет двое детей. Около 50% респондентов не заводят второго ребенка в связи с нехваткой материальных средств. Более 82% считают, что многие молодые люди покидают родной город в связи с тем, что в более крупном городе больше перспектив.
Выводы. Таким образом, гипотеза о том, что рождаемость в г. Биробиджан находится на невысоком уровне подтверждена, Результаты опроса позволили определить причины данной тенденции, помогли выявить основания для оттока молодых людей в другие регионы страны.
С целью просвещения молодых родителей в вопросах ценности семьи, семейного благополучия, полезного проведения совместного досуга, популяризации ЗОЖ, стимулирования желания жить в нашей области, работать, расширять семью был создан центр поддержки молодых родителей «Автономия». На базе центра реализуется практико-ориентированная программа «Камин» на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений г. Биробиджан. Встречи организованы с помощью различных форм и приемов: лектории, тренинги, беседы, ролевые игры, «аквариум», кейс-стади, генерация идей, приемы ТРИЗ-педагогики и пр.
Литература:
1. Верещагина, А.В. Демографическое поведение и формирование новых семейных ценностей в установках студенческой молодежи / А.В. Верещагина, М.М. Шахбанова, Д.С. Шихалиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 10-1. - С. 59-62.
2. Кузьмина, Л.М. Демографическое поведение молодежи и поддержка молодых семей в России: диссертация на соискание степени кандидата социологических наук: 22.00.03 / Кузьмина Любовь Михайловна. - Москва, 2008. - 157 с.
3. Сайт tass.ru. - 2019. - URL: https://tass.ru/obschestvo/6366322 (дата обращения: 22.08.2022).
4. Официальный сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея. - 2020. - URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-truda-i-sotsialnogo-razvitiya/novosti-ministerstva/realizatsiya-meropriyatiy-natsionalnogo-proekta-demografiya-pozvolit-uluchshit-demograficheskuyu-sit/?type=special
5. Сайт студенческого научного форума. - 2013. - URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013003006 (дата обращения: 20.08.2022).
6. Сорокин, П.А. Система социологии / П.А. Сорокин. - М.: Астрель, 2008. - 523 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Валиуллина Чулпан Фаиловна
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Набережные Челны); кандидат философских наук, доцент Дьяченко Лиана Инсафовна
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева (г. Набережные Челны) ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Актуальность темы исследования определяется современными общепланетарными тенденциями глобализации, одной из которых является цифровизация - практически моментальная передача, хранение и обработка информации, доступность разных информационных источников, движение капиталов, предоставление и получение услуг, в том числе, образовательных. Данные трансформации закономерно ведут к изменению стратегий системы образования. В статье рассмотрены вопросы правового обеспечения электронного образования в России, в частности, значительное снижение влияния федеральных органов исполнительной власти, ответственных за развитие государственной политики и правового регулирования в сфере образования, регулирования форм, средств, методов и образовательных технологий, а также вмешательства в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций, независимо от форм собственности. Все перечисленное со всей остротой ставит вопрос об актуальности исследования цифрового пространства. Безусловно, в сегодняшней реальности важно внедрение цифровых технологий как средств образования с огромными возможностями получения, хранения, переработки и передачи информации. Но, вместе с тем, необходимо сформировать научно обоснованный подход к реализации этой задачи. Разработка адекватной педагогической теории цифровизации образования необходима на всех уровнях системы образования. Педагог является ключевой фигурой этого процесса, поэтому проблема повышения цифровой грамотности педагогических кадров стоит как нельзя остро. Необходимо реформировать работу центров повышения квалификации, создать совместную онлайн-поддержку деятельности специалистов психолого-педагогического направления, центров и служб помощи людям.
Ключевые слова: цифровизация, проблемы цифровизации образования, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, правовое обеспечение, электронное образование, студент.
Annotation. The relevance of the study is determined by modern global globalization trends, one of which is digitalization -almost instantaneous transmission, storage and processing of information, the availability of various information sources, the capital movement, the services provision and receipt, including educational ones. These transformations lead to a change in the strategies of the education system. The article deals with the issues of legal support of e-education in Russia, in particular, a significant decrease in the influence of federal executive bodies responsible for the development of state policy and legal regulation in the education field, forms regulation, means methods and educational technologies, as well as interference in the educational process professional educational organizations, regardless of ownership. All of the above, with all its acuteness, raises the question of the relevance of the study of the digital space. Of course, in today's reality, it is important to introduce digital technologies as a means of education with huge opportunities for obtaining, storing, processing and transmitting information. At the same time, it is necessary to form a
scientifically based approach to the implementation of this task. The development of an adequate pedagogical theory of digitalization of education is necessary at all levels of the education system. Of course, the teacher is a key figure in this process, so the problem of increasing the digital literacy of teaching staff is extremely acute. It is necessary to reform the work of advanced training centers, create a joint online support for the activities of specialists in the psychological and pedagogical field, centers and services.
Key words: digitalization, problems of digitalization of education, distance learning, distance learning technologies, legal support, e-education, student.
Введение. Актуальность темы исследования определяется современными общепланетарными тенденциями глобализации, одной из которых является цифровизация - практически моментальная передача, хранение и обработка информации, доступность разных информационных источников, мгновенная передача капиталов, предоставление и получение услуг. Россия пытается приложить больше усилий для развития цифровой инфраструктуры, но этот процесс осложняется определёнными проблемами. В частности, трансформации закономерно ведут к изменению стратегий системы образования.
Изложение основного материала статьи. Президент России Путин В.В. сформулировал необходимость перехода общества к «цифровой экономике», включающей в себя обеспечение массовой цифровой компетенции, которая должна «серьёзно улучшить систему образования на всех уровнях: от школ до высших учебных заведений» [8]. В этом утверждении, употребление термина «цифровое образование» неточно: нет «аналогового» либо «цифрового» образования, равно как и «удалённого» либо «электронного». На философском уровне образование может восприниматься как «открытое» либо «закрытое» (слишком формализованы, административно), на уровне отрасли - технические, экономические, педагогические и другие термины такие как «дистанционный», «электронный», «цифровой» и т.д. обычно ссылаются на другие средства и методы обучения, их технологии, включая дистанционные образовательные технологии [1, С. 20-25], [2]. Очевидно, что адекватного понимания содержания данных понятий, которое устраивало бы полностью научное сообщество, сегодня не сложилось.
Новый закон об образовании содержит 243 обращения в Министерство образования и науки Российской Федерации, которые содержат положения, предусматривающие принятие соответствующих нормативных актов, в том числе введение образовательных программ с использованием электронных и дистанционных учебных технологий, но не имеют прямого эффекта [4].
В Федеральном законе технологии дистанционного образования упоминаются десять раз, а электронное образование -девятнадцать. При всей своей тавтологии электронное образование связано с организацией деятельности с «использованием информационно-телевизионных сетей связи», технологии дистанционного образования с «применением информационно-телекоммуникационных сетей». Министерство образования и науки считает, что, электронное образование не требует взаимодействия между преподавателями и студентами» [4]. Вместе с тем увеличение интереса к проблеме, рост числа публикаций по теме, все же оставляют многие вопросы открытыми. Период пандемии показал обширный спектр проблем, с которыми столкнулись студенты и преподаватели.
В частности, опрос-беседа со студентами на тему: «Хотели бы Вы повторить опыт дистанционного обучения?» показал, что главной проблемой в педагогическом процессе студенты видят отсутствие «живого» общения с преподавателем, сокурсниками, работа «вживую» с преподавателем может быть более эффективной (важен зрительный контакт с аудиторией). Также студенты отмечали: «недостаток контроля со стороны преподавателя может снизить качество образования (мешает лень)», «важна конкуренция, дух соревнования в процессе получения знаний и их совершенствования». Это негативные моменты в процессе дистанционного образования. Кроме этого были отмечены другие, такие как: «вред компьютера для здоровья» (снижается острота зрения, портится осанка, электромагнитное излучение вредно), а также «риск прерывания мобильной связи в самый важный момент». Вместе с тем, встречались и безусловно оптимистичные оценки данного образовательного опыта. Студенты отвечали: «Вижу больше положительного, чем отрицательного, т.к. жизнь современного человека зависит от цифровых технологий». Однако такую оценку предлагали, по преимуществу, студенты 1 курса, в отличие от старшекурсников.
Важным обстоятельством внедрения технологий дистанционного обучения и электронного образования является идентификация личности обучающихся, в том числе на вступительных экзаменах (п. 83) [5] и государственной итоговой аттестации (п. 19) [7]. Однако «соразмерность» и «надежность» такой идентификации по-прежнему зависят от гипотез аудиторов. Единого мнения в оценке надежности этих методов сегодня не существует. Ясно одно, бездумное экспериментирование в системе образования может привести к непоправимым результатам, негативные последствия которых сложно переоценить. Отсюда необходим аккуратный, тщательно взвешенный подход к внедрению цифровизации в образовании.
В настоящее время существует программа для использования электронных и дистанционных образовательных технологий [6], которая отличается от предыдущей введением нового понятия - «онлайн - курс» (п. 7) и введение сопроводительного документа о его освоении для зачёта другим вузом (п. 8). Требования к «онлайн-курсам» к сожалению, пока не определили содержание экзаменов и порядок оценивания, их состав и многое другое, без чего университеты могут либо должны проводить переаттестацию, либо перевод, то есть, те требования, выполнение которых нелегко проверить Рособрнадзору.
В требованиях п. 3 ст. 16 Федерального Закона о реализации образовательных программ с использованием только электронных и дистанционных образовательных технологий тоже не все ясно [4]. Этот пункт вводит новый термин «реализация образовательных программ с использование только электронного обучения, дистанционных технологий обучения». Из этого можно сделать вывод, что следует различать освоение программ в «полном объеме» («исключительно средствами электронного образования дистанционных образовательных технологий») и освоения в «частичном объеме».
В пункте 4 ст. 16 указанного ФЗ определяется, что образовательная деятельность должна осуществляться по месту нахождения учебного заведения при реализации образовательных программ, в которых применяются электронные учебные и дистанционные образовательные технологии [4]. В большинстве случаев «нарушения» заключаются в том, что функционирование электронной информационно-образовательной среды не обеспечивается соответствующими средствами ИКТ либо квалификацией персонала, который её использует и поддерживает.
Министерство образования и науки и Рособрнадзор не подготовили положения по этому вопросу, поэтому на сегодняшний день ни один вуз не получил разрешения на использование «эксклюзивных» электронных и дистанционных образовательных технологий в образовательных программах. Однако, министерство образования и науки не внесло в перечень специальностей, профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускает применение «эксклюзивных» электронных и дистанционных образовательных технологий. Его приказ устанавливает запрет на реализацию профессий и специальностей среднего профессионального образования, включающих такие специальности как: «Архивариус», «Сестринское дело», «Экономика и управление», либо профессии
(«Секретарь», «Секретарь-машинистка», «Секретарь-стенографистка», «Делопроизводитель» и др.). Есть административный запрет, но нет аргументирования, нет педагогической экспертизы, нет публичного обсуждения, поэтому данный вопрос требует изучения и доработки.
В последнее время активно дискутируют о «барьерах» в применении электронного образования и использования дистанционных образовательных технологий. Не только вышеизложенное, но и такие ограничения, как: малое число преподавателей, способных внедрять электронные и дистанционные образовательные технологии, отсутствие компетенций для проведения занятий в новых условиях; отсутствие мотивации студентов; небольшая финансовая помощь; невысокое качество и дорогая цена онлайн-курсов; невозможность мониторинга обратной связи студентов и т.д. Некоторые специалисты ожидают низкой стандартизации образовательных программ, что не позволит в итоге создать «типовой» электронный продукт [3]. На наш взгляд, причиной этого является отсутствие гибкости нормативной базы в образовательном процессе Министерства образования и науки, отсутствие строгого управления и прямого вмешательства в образовательную деятельность.
Особое значение имеют вопросы, связанные с темой «проведение» и «объём подготовки занятий по физической культуре». Однако занятия по физическому воспитанию должны проводиться в «полном объёме» и «независимо от местоположения» обучающегося. Вуз должен физически и юридически иметь актовый зал, спортивные площадки, буфет и стрелковый тир с оформленными заключениями государственного пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической службы и др.
При анализе нормативной базы электронного обучения в России, можно заметить, что сохраняется строгое администрирование. Вне контроля находятся нормативные правовые акты законодательной власти, а их содержание передается только Министерству образования и науки и формулируется вне всякого контроля со стороны профессионального сообщества и общества, в целом.
Выводы. Развитие информационных технологий и «цифровой скачок» происходят в результате глобализации всего информационного общества. Безусловно, в сегодняшней реальности важно внедрение цифровых технологий как средств образования с огромными возможностями получения, хранения, переработки и передачи информации. Но, вместе с тем, необходимо сформировать научно обоснованный подход к реализации этой задачи. Разработка адекватной педагогической теории цифровизации образования необходима на всех уровнях системы образования. Педагог является ключевой фигурой этого процесса, поэтому проблема повышения цифровой грамотности педагогических кадров стоит как нельзя остро. Необходимо реформировать работу центров повышения квалификации, создать совместную онлайн-поддержку деятельности специалистов психолого-педагогического направления, центров и служб помощи людям.
В идеале совершенствование образования на основе культурологического подхода сформирует цифровую smart-дидактику, позволит внедрить технологии виртуальной реальности, блокчейн-технологию, а это станет основой стратегии развития современных образовательных организаций.
Литература:
1. Буланова, Л.Н. Антикоррупционное образование студентов средствами профессионально-ориентированного иностранного языка (на примере имитационного моделирования в рамках темы «Контракт») / Л.Н. Буланова. - Казань: Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 4. - С. 20-25.
2. Основы открытого образования. Т.1.: Учебное пособие / [В.И. Солдаткин]; под ред. В.И. Солдаткина. - Москва: НИИЦ РАО. - 2002. - Т. 1. - 676 с.
3. Профессионалы дистанционного обучения: сайт. - 2022. - URL: https:// vk.com/profido_org (дата обращения: 18.09.2022).
4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декаб. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - Москва: Проспект. - 158 с.
5. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ № 1147 [Принят Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 14 октября 2015 г.].
6. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ № 816: [Принят Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 23августа 2017 г.].
7. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры: Приказ № 636: [Принят Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 29 июня 2015 г.].
8. ТАСС.: сайт. - 2017. - URL: https://tass.ru/ekonomika/4389411 (дата обращения: 18.09.2022).
Педагогика
УДК 379.835
кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка кафедры социальной педагогики Портнягина Асия Юрьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. В статье раскрывается эффективность комплексного подхода к профилактике преступности несовершеннолетних, включающее использование социальных, правовых и образовательных средств. Определена актуальность проблемы исследования. Статья содержит анализ научной литературы с учетом реалий современной системы профилактики подростковой преступности, системы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Представлен опыт работы г. Якутска по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Также представлен проект организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных организациях на муниципальном уровне. Даны практические советы, позволяющие организовать работу по профилактике правонарушений