Научная статья на тему 'Цифровая школа и цифровые компетенции выпускников'

Цифровая школа и цифровые компетенции выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УМНЫЙ ГОРОД / ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА / КОНТЕНТНОЕ НАПОЛНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладилина И. П., Волков П. А.

Основной задачей школы является всестороннее удовлетворение возрастающих образовательных потребностей населения. Новые технологии стремительно развиваются и требуют от современных школьников новых компетенций, в том числе, умения ориентироваться и уверено работать в цифровом пространстве. Современная школа должна откликаться на перемены и давать школьникам и учителям инструменты, которые помогут самым эффективным образом подготовить школьников к вызовам будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая школа и цифровые компетенции выпускников»

Цифровая школа и цифровые компетенции выпускников

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», [email protected]

Волков Павел Александрович

магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы, [email protected]

Основной задачей школы является всестороннее удовлетворение возрастающих образовательных потребностей населения. Новые технологии стремительно развиваются и требуют от современных школьников новых компетенций, в том числе, умения ориентироваться и уверено работать в цифровом пространстве. Современная школа должна откликаться на перемены и давать школьникам и учителям инструменты, которые помогут самым эффективным образом подготовить школьников к вызовам будущего.

Ключевые слова: Цифровая экономика, умный город, электронная школа, интернет-платформа, контентное наполнение, информационно-коммуникационные технологии, цифровая среда, новые технологии.

о

с ^

00

о см

<0

О!

Цифровая образовательная среда становится реальностью. Огромное количество вопросов возникает и у преподавателей, и у родителей. Тем не менее задача подготовки кадров, владеющих цифровыми компетенциями - это задача и теории, и практики. В 2017-2030 гг. Правительство России реализует программу цифровой экономики, главной целью которой является создание и развитие цифровой среды, что облегчит решение проблем конкурентоспособности и национальной безопасности России.

В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» приводится следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Цифровая экономика - экономика инноваций, развивающаяся за счет эффективного внедрения новых технологий.

Пример реализации «Цифровой экономики» -применяемая в Москве концепция «Умный город», которая позволяет городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой, следить за обстановкой в городе, его развитием и применять наиболее оптимальные способы улучшения качества жизни. В части информатизации системы образования -это созданная в Москве дистанционная система записи в детский сад, школу, в кружки, внедрение единого электронного дневника и единой системы прохода в образовательное учреждение и питания - родитель знает, когда его ребенок пришел в школу, когда вышел, какое ему задали домашнее задание, какие оценки он получил, что он взял в буфете, какое там было меню и т.д.

Платформой для решения задачи перевода обучения в цифровой формат с использованием современных цифровых технологий является Московская электронная школа (МЭШ). Эта аббревиатура обозначает облачную интернет-платформу, которая автоматизирует большинство организационных, методических и педагогических задач современной школы.

Задачи МЭШ:

- внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

- повышение уровня ИКТ-компетенции педагогического состава;

- создание новых форм образовательного контента;

- обновление ^-инфраструктуры города в части образования.

Инфраструктура МЭШ включает в себя Wi-Fi-точки доступа с высокоскоростным интернетом, школьные серверы, многофункциональные интерактивные панели с сенсорным экраном, планшеты учеников и ноутбуки учителей, систему видеонаблюдения и турникеты на входе в школу. Сервисы МЭШ - это единые городские электронные журнал и дневник, и общегородская библиотека электронных образовательных материалов, в которой содержатся сценарии уроков, оцифрованная художественная литература, электронные пособия и учебники. Все эти структурные элементы МЭШ взаимосвязаны и интегрированы. Московская электронная школа не имеет аналогов и является самой масштабной в мире по контентному наполнению. Сервисы МЭШ мобильны и доступны онлайн и учителю, и родителю, и ребенку, где бы они ни находились.

Современные дети растут в стремительно развивающейся цифровой среде. Гаджеты для них больше чем игрушки: это связь с близкими и миром, источник новых знаний и вдохновения, а wi-fl - неотъемлемая потребность. В электронной школе ученики получают обучение в привычной и интересной для них среде: рисуют стереометрические фигуры на интерактивной панели и рассматривают 3D-модели, учат уроки по электронным учебникам и оставляют прямо в них заметки, посещают виртуальные лаборатории, смотрят познавательные видео и играют в образовательные онлайн-игры. МЭШ вовлекает ребенка в образовательный процесс и с детства адаптирует его к требованиям современного мира. Уходят в прошлое: бумажные дневники и журналы, скучные уроки, тяжелые учебники и перегруженные портфели.

Благодаря платформе электронных образовательных материалов, учителя могут использовать лучшие практики своих коллег, дополнять платформу сценариями уроков, которые делают процесс обучения интересным, динамичным, современным, что увеличивает интерес учащихся к образованию, стимулирует получение новых знаний, увеличивает уровень и качество образования. Учителя могут сами разработать или взять уже готовый собственный материал и разместить его на платформе. После модерации экспертами материал размещается в общем доступе для пользователей библиотеки МЭШ. Для авторов контента утверждена система грантов за вклад в развитие МЭШ, размер грантов зависит от того, насколько востребован материал разработчика педагогами школ Москвы. Востребованность электронных образовательных материалов определяется в автоматизированном режиме путем

подсчета количества использований педагогическими работниками электронного образовательного материала, обращений к материалу, то есть воспроизведение его посредством сервисов общегородской платформы электронных образовательных материалов, прикрепление его к домашнему заданию в электронный журнал/дневник, копирование его средствами общегородской платформы электронных образовательных материалов в личном кабинете.

Учитель в цифровой школе - это наставник, который направляет и ориентирует детей в цифровом пространстве. Электронная школа делает работу учителей эффективнее и помогает повышать качество уроков. А такие инструменты, как электронный журнал и дневник, значительно упрощают наблюдение за динамикой успеваемости каждого ученика и позволяют общаться с родителями напрямую. Благодаря обширной библиотеке электронных материалов открывается доступ к тысячам готовых сценариев, которые также можно использовать для подготовки авторских программ. Оценки в электронный журнал проставляются с любого гадже-та в пару кликов, а методический план автоматически подгружается из ранее загруженного календарно-тематического планирования. МЭШ сокращает время на подготовку уроков, поиск информации и ее проверку. Текущие средние баллы теперь рассчитываются компьютером, что помогает родителям сориентироваться в общей успеваемости ребенка.

Родители могут проверить оценки, задать учителю вопрос, уточнить расписание и вовремя заметить изменения успеваемости. Доступ к библиотеке электронных материалов позволит повторить материал, найти дополнительные тесты и подготовить ребенка к контрольным. МЭШ делает учебу проще и эффективнее и расширяет будущие возможности ребенка.

В будущем использование в МЭШ самых современных технологий, таких как искусственный интеллект и блокчейн, откроет дорогу не только к автоматизации рутинной работы учителя, но и позволит создавать индивидуальные планы обучения для каждого ученика. Такое обучение становится более гибким и эффективным по сравнению с традиционным, а с использованием гейми-фикации и других вовлекающих механик - интерактивным и интересным. МЭШ - это первый шаг в создании единой образовательной цифровой среды.

В России разворачивается проект «Цифровая школа» - электронная школа, но уже в масштабах страны. Подобные проекты помогают школам воспитывать профессионалов цифровой эпохи.

Литература

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

О

о

го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

3. Кузнецов Ф.С. «Цифровая экономика» для бюджетных учреждений» - М.: «Руководитель бюджетной организации», 2017, № 9.

4. Рудычева Н. «Клик на старт: как устроены современные школы» - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://smartcity.cnews.ru/articles/2018-07-31.

5. Официальный сайт Мэра Москвы - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/mesh.

6. Википедия. Свободная энциклопедия -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

7. Попова Е.В. Роль Российской академии наук в национальной инновационной системе // Инновации. 2008. № 1. С. 3-10.

Digital school and digital competence of graduates

Gladilina I.P., Volkov P.A. Moscow Metropolitan Governance University The main task of the school is comprehensive satisfaction of the increasing educational requirements of the population. New technologies are rapidly developing and today's students require new competencies: ability to navigate and work confidently in the digital space. Modern school should respond to changes and give students and teachers the tools to help prepare for the challenges of the future in the most effective way.

Keywords: Digital economy, smart city, e-school, internet platform, content filling, information and communication technologies, digital environment, new technology. References

1. Presidential Decree of 09.05.2017 No. 203 "On the Strategy for

the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030". - [Electronic resource]. - Access Mode: ConsultantPlus.

2. Order of the Government of the Russian Federation dated July

28, 2017

No. 1632-r. - [Electronic resource]. - Access Mode: ConsultantPlus.

3. Kuznetsov F.S. "Digital Economy" for budgetary institutions "- M

.:" Head of a budget organization ", 2017, No. 9.

4. N. Rudycheva "Click to start: how modern schools are arranged"

- [Electronic resource]. - Access mode: http://smartcity.cnews.ru/articles/2018-07-31.

5. The official website of the Mayor of Moscow - [Electronic resource] - Access mode: https://www.mos.ru/city/projects/mesh.

6. Wikipedia. Free encyclopedia - [Electronic resource] - Access

mode: https://ru.wikipedia.org/wiki.

7. Popova E.V. The role of the Russian Academy of Sciences in

the national innovation system // Innovations. 2008. No. 1. S. 3-10.

о

с ^

00

0 сч

<0

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.