Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьева Зоя Ивановна

В процессе семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высок уровень субъективности специалистов. Зачастую решения принимаются без должного анализа совместимости запросов ребенка и семьи, без глубокого рассмотрения ресурсов семьи для конкретного ребенка. Снять данное противоречие может учет многочисленных показателей при подборе замещающей семьи для ребенка. Целью данной статьи является представление опыта использования цифровой платформы как технологии семейного устройства сирот. В статье раскрывается педагогическая сущность платформы, представляются философские основы и принципы создания цифрового сервиса, обосновывается выбор основных показателей, необходимых для анализа ситуации. Основное внимание уделяется научному обоснованию использования цифры в педагогическом процессе, построению цифровой платформы на принципах отбора передовых отечественных и зарубежных исследований при изучении жизнедеятельности детей в замещающих семьях. Показано, как формируется матрица подбора семьи для ребенка, выделяются критерии ресурсности замещающей семьи, представлены основные методики сбора эмпирического материала. Программа самостоятельно определяет красные зоны и дает стоп-сигнал при наличии большого количества рисков помещения ребенка именно в эту семью. Ценностью цифровизации процессов семейного устройства детей-сирот является открытость, независимость и учет многочисленных показателей функционирования семейной системы. К участию в программе приглашаются специалисты, будущие родители и сами дети. Создание сервиса на базе благотворительного фонда усиливает общественный контроль за принятием решений передачи детей в замещающие семьи. Это повышает личную ответственность и осознанность принимаемых решений о создании замещающей семьи. В заключении определены перспективы использования цифровых платформ в организации сопровождения замещающих семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лаврентьева Зоя Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PLATFORM AS A TECHNOLOGY FOR THE FAMILY PLACEMENT OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

In the process of family placement of orphans and children left without parental care, the level of subjectivity of specialists is high. Often decisions are made without a proper analysis of the compatibility of the child and family's requests, without in-depth consideration of family resources for a particular child. This contradiction can be removing by taking into account numerous indicators when selecting a substitute family for a child. The purpose of this article is to present the experience of using a digital platform as a technology for the family device of orphans. The article reveals the pedagogical essence of the platform presents the philosophical foundations and principles of creating a digital service, justifies the choice of the main indicators necessary for analyzing the situation. The main attention is given to the scientific substantiation of the use of numbers in the pedagogical process, the construction of a digital platform based on the principles of selection of advanced domestic and foreign studies in the study of the life of children in foster families. It is shown how the matrix of family selection for a child is formed, the criteria for the resourcing of a foster family are highlighted, and the main methods of collecting empirical material are presented. The program independently determines the red zones and gives a stop signal if there is a large number of risks in placing a child in this particular family. The value of digitalization of the processes of the family placement of orphans is openness, independence and consideration of numerous indicators of the functioning of the family system. Specialists, future parents and children themselves are invited to participate in the program. The creation of a service based on a charitable foundation strengthens public control over the decision-making of the transfer of children to foster families. This increases personal responsibility and awareness of decisions about creating a foster family. In conclusion, the prospects for the use of digital platforms in the organization of support for foster families are determined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья

УДК 364.3+37.064+37.048

ао1: 10.20323/2658-428Х-2021-4-13-110-120

Цифровая платформа как технология семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Зоя Ивановна Лаврентьева

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск. lzi53@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9428-497X

Аннотация. В процессе семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высок уровень субъективности специалистов. Зачастую решения принимаются без должного анализа совместимости запросов ребенка и семьи, без глубокого рассмотрения ресурсов семьи для конкретного ребенка. Снять данное противоречие может учет многочисленных показателей при подборе замещающей семьи для ребенка. Целью данной статьи является представление опыта использования цифровой платформы как технологии семейного устройства сирот. В статье раскрывается педагогическая сущность платформы, представляются философские основы и принципы создания цифрового сервиса, обосновывается выбор основных показателей, необходимых для анализа ситуации. Основное внимание уделяется научному обоснованию использования цифры в педагогическом процессе, построению цифровой платформы на принципах отбора передовых отечественных и зарубежных исследований при изучении жизнедеятельности детей в замещающих семьях. Показано, как формируется матрица подбора семьи для ребенка, выделяются критерии ресурсности замещающей семьи, представлены основные методики сбора эмпирического материала. Программа самостоятельно определяет красные зоны и дает стоп-сигнал при наличии большого количества рисков помещения ребенка именно в эту семью. Ценностью цифровизации процессов семейного устройства детей-сирот является открытость, независимость и учет многочисленных показателей

© Лаврентьева З. И., 2021

110

З. И. Лаврентьева

функционирования семейной системы. К участию в программе приглашаются специалисты, будущие родители и сами дети. Создание сервиса на базе благотворительного фонда усиливает общественный контроль за принятием решений передачи детей в замещающие семьи. Это повышает личную ответственность и осознанность принимаемых решений о создании замещающей семьи. В заключении определены перспективы использования цифровых платформ в организации сопровождения замещающих семей.

Ключевые слова, семейная система, семейное воспитание, дети-сироты, замещающая семья, цифровая платформа, службы сопровождения, цифровые технологии, межведомственное взаимодействие

Для цитирования: Лаврентьева З. И. Цифровая платформа как технология семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социально-политические исследования. 2021. № 4 (13). С. 110-120. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2021-4-13-110-120

THEORY, METHODS AND ORGANIZATION _OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES_

Original article

Digital platform as a technology for the family placement of orphans and children left without parental care

Zoya I. Lavrentieva

Doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of department of pedagogics and psychology of the institute of history, arts and social education, FSBEI HE "Novosibirsk state pedagogical university", Novosibirsk. lzi53@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9428-497X

Abstract. In the process of family placement of orphans and children left without parental care, the level of subjectivity of specialists is high. Often decisions are made without a proper analysis of the compatibility of the child and family's requests, without in-depth consideration of family resources for a particular child. This contradiction can be removing by taking into account numerous indicators when selecting a substitute family for a child. The purpose of this article is to present the experience of using a digital platform as a technology for the family device of orphans. The article reveals the pedagogical essence of the platform presents the philosophical foundations and principles of creating a digital service, justifies the choice of the main indicators necessary for analyzing the situation. The main attention is given to the scientific substantiation of the use of numbers in the pedagogical process, the construction of a digital platform based on the principles of selection of

Цифровая платформа как технология семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

111

advanced domestic and foreign studies in the study of the life of children in foster families. It is shown how the matrix of family selection for a child is formed, the criteria for the resourcing of a foster family are highlighted, and the main methods of collecting empirical material are presented. The program independently determines the red zones and gives a stop signal if there is a large number of risks in placing a child in this particular family. The value of digitalization of the processes of the family placement of orphans is openness, independence and consideration of numerous indicators of the functioning of the family system. Specialists, future parents and children themselves are invited to participate in the program. The creation of a service based on a charitable foundation strengthens public control over the decision-making of the transfer of children to foster families. This increases personal responsibility and awareness of decisions about creating a foster family. In conclusion, the prospects for the use of digital platforms in the organization of support for foster families are determined.

Keywords: family system, family education, orphans, substitute family, digital platform, support services, digital technologies, interdepartmental interaction

For citation: Lavrentieva Z. I. Digital platform as a technology for the family placement of orphans and children left without parental care. Social and political researches. 2021;4(13): 110-120. (In Russ).

http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2021-4-13-110-120

Введение

Цифровые технологии всё активнее внедряются в практику различных видов деятельности. Цифровые сервисы открывают новые возможности для многостороннего взаимодействия заинтересованных лиц по обмену информацией и ценностей, позволяют каждому участнику включиться в единый процесс сбора, обмена и управления важными и необходимыми сведениями [Дмитриев, 2019; Хаперская, 2021]. Совершенно очевидно, что обращение к цифре становится актуальным и для такой специфической сферы социальной жизни, как семейное устройство де-

тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Научная проблема заключается в том, чтобы определить такие основания отбора содержания цифровой платформы, чтобы обеспечить единые ценностные установки пользователей, научность и достоверность расположенной на платформе информации, валидность эмпирических данных, позволяющих подобрать наиболее ресурсную семью для ребенка.

Инновационный опыт

Одну из таких платформ разработали специалисты благотвори-

112

З. И. Лаврентьева

тельного фонда «Солнечный город» г. Новосибирска.

Платформа «Все свои» в качестве ведущей цели определяет увеличение шанса ребенка и семьи на успешное и счастливое содружество. Она открывает возможность с помощью большого количества информации о семье и ребенке и математической матрицы соотнесения этих данных найти наибольшее количество совпадений ожиданий (запросов) семьи и ребенка. Математический анализ широкого объема данных наглядно продемонстрирует ресурсы семьи для ребенка, покажет возможности самого ребенка, укажет на возможные риски создания замещающей семьи.

Вместе с тем, разработчики платформы совершенно справедливо утверждают, что цифровые технологии являются лишь начальным этапом движения ребенка и семьи навстречу друг другу, предварительным сервисом, который помогает разобраться с большим объемом информации, и совсем не решают задачу обычного «подбора» семьи для ребенка. Этот сервис заставляет погрузиться в проблему, увидеть ее сложность и неоднозначность эмоциональных решений по поводу создания замещающей семьи. Он стимулирует глубокий анализ, понимание разных точек зрения и увеличивает личную ответственность за принятие решения как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Окончательное решение принимается при личных встречах всех участников процесса:

ребенка, родителей, специалистов служб сопровождения и опеки.

Педагогическая сущность цифровой платформы

Обмен и продвижение информации на цифровых сервисах по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлены, с одной стороны, на привлечение современных пользователей интернета к участию в решении проблем сиротства, с другой - на оптимизацию самой процедуры передачи детей в замещающие семьи. Это современная и востребованная территория встреч большого количества людей, удобное и современное техническое средство пользователей. Цифровая платформа объединяет единомышленников и предоставляет возможность каждому участнику выразить свое собственное мнение и повлиять на решение проблемы. Как алгоритм нахождения друг друга в единой информатизаци-онной среде, платформа позволяет снижать издержки субъективности всех участников процесса при принятии оптимального решения о передаче ребенка в замещающую семью. Сервис объединяет все заинтересованные стороны: ребенка, будущих приемных родителей, специалистов, общественность. Он обеспечивает межведомственное взаимодействие и общественный контроль.

Цифровая платформа как технология семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

113

Теоретические основы отбора содержания сервиса

На платформе представлены философские основы и принципы работы участников взаимодействия, что позволяет четко и однозначно представить ценности разработчиков. Ведущим принципом выступает ресурсность семьи, то есть нахождение таких обстоятельств, фактов и содержания семейной структуры, которые помогут раскрыться возможностям и способностям, обнаруженным у ребенка [Лаврентьева, 2014, Махнач, 2016, Ослон, 2006].; помогут восстановить или актуализировать в ребенке его потенциал, сделать его более адаптированным, устойчивым и нацеленным на самостоятельное будущее [Гущина, 2017; Лаврентьева, 2017; Ьаугепйеуа, 2020].

Признание этих ценностей выступает основой включенности в программу, исключает нахождение в ней противников или сомневающихся в самой идее семейного устройства сирот, в необходимости нахождения наиболее оптимального сочетания интересов ребенка и семьи, в необходимости независимой оценки показателей для нахождения ресурсной семьи для ребенка.

Центральной идеей платформы «Все свои» является разработка матрицы встречи ребенка и замещающей семьи. Именно матрица и делает сервис цифровым, объективным и независимым. Матрица позволяет группировать и обрабатывать большой массив информации и предлагать

прогностические решения, что явно снимает одну из сложнейших современных проблем - возврат детей из замещающих семей.

Несомненной ценностью данного сервиса выступает научное обоснование каждого элемента предложенной матрицы подбора семьи для ребенка. Разработчики обращаются к авторитетным российским и зарубежным исследователям, которые на большом исследовательском массиве выводят закономерности успешности замещающего родительства [Боенкина, 2017; Корниенко, 2012; Полякова, 2017; Schofield, Beek, Ward, 2013]. Все исследования, на которые опираются разработчики, имеют строгую научную основу и неоднократно подтверждались разными учеными. Так, на основе теоретических выводов о том, что дети, имеющие длительный сиротский стаж, особенно если они воспитывались в учреждении с раннего возраста или происходят из семьи с большим количеством детей, легче адаптируются в многодетной семье; дети, недавно изъятые из семьи (особенно после жестокого обращения или сексуального насилия) лучше всего себя чувствуют в бездетной в настоящее время семье, в семье с одним ребенком того же пола или в неполной (материнской) семье родителям предлагается пройти стандартизированный опросник, применяемый в ранее проведенных исследованиях [Прихожан, 2009]. Таких теоретических и авторитетных

114

З. И. Лаврентьева

выводов в платформе предложено достаточно, чтобы убедиться в научности платформы и позволить участникам соотнести свои суждения с теоретически доказанными выводами [Расчетина, Лаврентьева, 2018; Тарабрина, Майн, 2014; Morris, 2017].

Кроме того, выбор разработчиками передовых и актуальных исследований, на выводы которых ориентируют родителей, позволяет находить такие показатели, при которых фокус решения смещается к той семье, в которой ребенку будет лучше всего, снизятся риски возвратов [Курочки-на, 2014; Лаврентьева, 2021]. При нежелании будущих родителей учитывать цифровые результаты, матрица покажет риски. Они будут видны и специалистам, которые потом будут сопровождать семью. Все открыто, прозрачно, без субъективного давления со стороны специалистов.

Наряду с традиционными показателями ресурсности семьи для ребенка, которые сегодня широко применяются на практике (социально-демографическая характеристика семьи; бытовые условия жизнеустройства; мотивация приема ребенка), предлагаемый сервис обращает внимание на такие важные, находящиеся на передовых рубежах современной науки критерии как готовность замещающих родителей взаимодействовать с кровными родственниками, вовлеченность семьи в открытый социум, удовлетворенность родительством [Корниенко, 2012; Schofield, 2013]. Все

это делает сервис зрелым с научной точки зрения.

Безусловной положительной оценки достойна идея обозначения так называемых красных и стоп-критериев. Современная практика показывает, что многие будущие замещающие родители, пройдя школу подготовки к приему ребенка-сироты и получив отрицательные рекомендации по созданию замещающей семьи, всеми средствами добиваются реализации своего решения, обвиняя специалистов в необоснованной субъективности. Спорить с цифровым сервисом будет сложнее. Результаты будут видеть и другие участники сервиса. Если такие сигналы и не остановят наиболее настойчивых в реализации своих желаний родителей, то помогут специалистам сразу обратить на внимание на риски.

Положительным элементом сервиса является внимательное обращение к состоянию здоровья как принимаемого ребенка, так и самих родителей. Практика показывает, что медицинские заключения не всегда понятны родителям. Предложенные анкеты и собственная оценка здоровья, позволяют снимать тревогу по поводу физического и психического состояния ребенка, более ответственно относиться к принятию в семью детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы исследования

Методики сбора информации стандартизированы, что позволяет

Цифровая платформа как технология семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

115

приводить их к общим цифровым показателям. Содержание методик разнообразно и включает в себя все стороны жизни ребенка и семьи.

Респондентами выступают как родители, так и дети, специалисты центров, где эти дети проживают. Объем информации получается большой, но согласованный друг с другом. Сама матрица очень проста и удобна для понимания результатов. С педагогической точки зрения важно, что часть информации видят только родители. Дети видят те результаты, которые помогают им разобраться в том, почему именно эта семья подходит ребенку больше всего. Само участие в заполнении анкет, опросов, тестов позволяет и ребенку, и родителям еще больше разобраться в себе и принять осознанное решение.

Большое внимание уделяется анализу личностных качеств ребенка и родителей и их ценностным ориентациям, которые, по мнению специалистов, выступают основой успешности современных людей [Гуляевская, 2017; Яценко, 2016]. Будущие родители, заполняя многочисленные личностные тесты, начинают задумываться над своими личностными качествами и начинают понимать, как они могут повлиять на жизнедеятельность семьи, принявшей ребенка-сироту. Конечно, хорошо, если они сами увидят, что у них высокий уровень агрессивности или многочисленные акцентуации характера и на этом

основании откажутся от мысли создания замещающей семьи. Но большинство тестов направлено на то, чтобы сам родитель увидел свои ресурсы, о которых не всегда задумывался.

Результаты тестов, которые проходят дети, также дают возможность разглядеть ребенка с разных сторон. Особое внимание уделяется выявлению потенциальных возможностей ребенка, о которых рассказывают специалисты центров, где сейчас находится ребенок. Психологи ответственно и внимательно относятся к заполнению материалов о ребенке. С целью снижения субъективности суждений, большинство методик строго стандартизированы.

Заключение

В заключении отметим, что предложенная платформа - это действительно прорыв, переход на современные технологии по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и их будущими родителями. Это создание условий для принятия вдумчивого решения всеми участниками платформы. Это единое ценностное пространство. Это объективность, открытость и прозрачность деятельности государственных структур и общественных организаций, заинтересованных в успешности реализации социальной политики, обеспечивающих каждому ребенку естественную среду его роста и развития - семью.

116

З. И. Лаврентьева

Библиографический список

Боенкина Е. А. Определение мотивации у кандидатов в замещающие родители как профилактика вторичного сиротства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2017. № 5-6. С. 32-37.

Гуляевская Н. В. Особенности информационной социализации молодежи в современном мире / Н. В. Гуляевская, А. И. Зинина // Развитие человека в современном мире: научный периодический журнал. 2017. №1. С. 153-157.

Гущина Т. Н. Особенности социально-педагогического сопровождения коррекции ценностных ориентаций несовершеннолетних / Т. Н. Гущина, А. А. Афанасова // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: Материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского», Ярославль, 02-03 марта 2017 года. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. С. 92-96.

Дмитриев И. В. Цифровая платформа как технология проектирования и реализации образовательных траекторий школьников в модели дополнительного образования «Территория интеллекта»/ И. В. Дмитриев, Р. Б. Торский, С. В. Кравченко // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № (5) 27. С. 107-116.

Корниенко Д. С. Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений / Д. С. Корниенко, А. В. Краснов // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-5. С. 1140-1144.

Курочкина И. А. Неуспешное замещающее родительство как зона социально-психологического риска // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 13-14 ноября 2014 г. / отв. ред. Е. В. Патраков. Екатеринбург : УрФУ, 2015. С. 24-28.

Лаврентьева З. И. Мотивационный дневник как способ организации взросления подростка в замещающей семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2017. № 2. С. 41 -46.

Лаврентьева З. И. Приемная семья как социально-педагогический феномен: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 218 с.

Лаврентьева З. И. Педагогическое содействие подросткам, возвращенным из замещающих семей в социальные учреждения : монография / З. И. Лаврентьева, Е. Е. Леонова. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2021. 195 с.

Махнач А. В. Диагностика жизнеспособности и ресурсности замещающих семей как условие профилактики отказов от приемных детей // Организационная психология и психология труда. / Институт психологии РАН. 2016. Т. 1. № 1. С. 227-253.

Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. Москва : Генезис, 2006. 368 с.

Полякова О. Б. Формирование мотивации к приему ребенка в семью у кандидатов в замещающие родители // Молодежная наука: тенденции развития. 2017. № 2 (2). С. 19-25.

Прихожан А. М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых // Психологическая наука и образование. 2009. №3. С. 5-12.

Расчетина С. А. Теоретические предпосылки исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального

Цифровая платформа как технология семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

117

социально-педагогического образования / С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16-18 апреля 2018 г. Москва : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. Том 1. С. 139-147.

Тарабрина Н. В. Индивидуальная и межпоколенческая психотравматизация усыновителей и качество приемной семьи (эмпирическое исследование) / Н. В. Тарабрина, Н. В. Майн // Психологические исследования. 2014. Т.7. №34. С. 17-21.

Хаперская А.В., Минин М.Г. Электронная обучающая платформа и педагогический мониторинг в условиях цифровой трансформации / А. В Хаперская, М. Г. Минин // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 131-138.

Яцыно О. Н. Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в принимающей семье / О. Н. Яцыно, Ю. О. Гамрецкая // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. Санкт-Петербург : Городской информационно-методический центр «Семья», 2016. № 7. С. 154-164.

Lavrentieva Z. I., Leonova E. E. Returns of adolescents from adoptive families: problems and pedagogical solutions // The European proceedings of social and behavioural sciences EpSBS. Edited by A. G. Shirin. 2020. С. 389-395.

Morris K. M., Archard P. J., Laird S. E. et al. Family experiences of children's social care involvement following a social work change programmer. Journal of social work practice. 2017. URL: https://doi.org/10.1080/02650533.2017.1326473. (Дата обращения: 03.11.2021).

Schofield G., Beek M., Ward E., Biggart, L. Professional foster care and committed parent: role conflict and role enrichment at the interface between work and family in long-term foster care. Special issue: Rediscovering family and kinship: new directions for social work theory, policy and practice. Volume 18, Issue, 2013. URL: https://doi.org/10.1111/cfs.12034. (Дата обращения: 03.11.2021).

Reference list

Boenkina E. A. Opredelenie motivacii u kandidatov v zameshhajushhie roditeli kak profilaktika vtorichnogo sirotstva = Determination of motivation in candidates for substitute parents as prevention of secondary orphanhood // Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Poznanie. 2017. № 5-6. S. 32-37.

Guljaevskaja N. V. Osobennosti informacionnoj socializacii molodezhi v sovremennom mire = Features of information socialization of youth in the modern world / N. V. Guljaevskaja, A. I. Zinina // Razvitie cheloveka v sovremennom mire: nauchnyj periodicheskij zhurnal. 2017. №1. S. 153-157.

Gushhina T. N. Osobennosti social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija korrekcii cennostnyh orientacij nesovershennoletnih = Features of socio-pedagogical support for correction of the value orientations of minors / T. N. Gushhina, A. A. Afanasova // Pedagogika i psihologija sovremennogo obrazovanija: teorija i praktika: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Chtenija Ushinskogo», Jaroslavl', 02-03 marta 2017 goda. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2017. S. 92-96.

118

З. И. Лаврентьева

Dmitriev I. V. Cifrovaja platforma kak tehnologija proektirovanija i realizacii obrazovatel'nyh traektorij shkol'nikov v modeli dopolnitel'nogo obrazovanija «Territorija intellekta» = Digital platform as a technology for designing and implementing educational trajectories of schoolchildren in the model of additional education "Territory of Intelligence" / I. V. Dmitriev, R. B. Torskij, S. V. Kravchenko // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2019. № (5) 27. S. 107-116.

Kornienko D. S. Lichnostnye svojstva roditelja i temperament rebenka kak prediktory detsko-roditel'skih otnoshenij = Personality properties of the parent and temperament of the child as predictors of child-parental relations / D. S. Kornienko, A. V. Krasnov // Fundamental'nye issledovanija. 2012. № 11-5. S. 1140-1144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kurochkina I. A. Neuspeshnoe zameshhajushhee roditel'stvo kak zona social'no-psihologicheskogo riska = Failed substitute parenthood as a socio-psychological risk zone // Upravlenie riskami, vlijajushhimi na uroven' social'noj bezopasnosti detstva: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Ekaterinburg, 13-14 nojabrja 2014 g. / otv. red. E. V. Patrakov. Ekaterinburg : UrFU, 2015. S. 24-28.

Lavrent'eva Z. I. Motivacionnyj dnevnik kak sposob organizacii vzroslenija podrostka v zameshhajushhej sem'e = Motivational diary as a way of organizing the growing up of a teenager in a substitute family // Social'naja pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2017. № 2. S. 41-46.

Lavrent'eva Z. I. Priemnaja sem'ja kak social'no-pedagogicheskij fenomen = Foster family as a socio-pedagogical phenomenon: monograph. Novosibirsk : Izd-vo NGPU, 2014. 218 s.

Lavrent'eva Z. I. Pedagogicheskoe sodejstvie podrostkam, vozvrashhennym iz zameshhajushhih semej v social'nye uchrezhdenija Pedagogical assistance to adolescents returned from substitute families to social institutions : monografija / Z. I. Lavrent'eva, E. E. Leonova. Novosibirsk : Izd-vo NGPU, 2021. 195 s.

Mahnach A. V. Diagnostika zhiznesposobnosti i resursnosti zameshhajushhih semej kak uslovie profilaktiki otkazov ot priemnyh detej Diagnosis of the viability and resourcefulness of replacement families as a condition for the prevention of refusals from foster children // Organizacionnaja psihologija i psihologija truda. / Institut psihologii RAN. 2016. T. 1. № 1. S. 227-253.

Oslon V. N. Zhizneustrojstvo detej-sirot: professional'naja zameshhajushhaja sem'ja. Life of orphans: a professional substitute family Moskva : Genezis, 2006. 368 s.

Poljakova O. B. Formirovanie motivacii k priemu rebenka v sem'ju u kandidatov v zameshhajushhie roditeli Formation of motivation for the admission of a child to the family of candidates for substitute parents // Molodezhnaja nauka: tendencii razvitija. 2017. № 2 (2). S. 19-25.

Prihozhan A. M. Osobennosti razvitija lichnosti detej, vospityvajushhihsja v uslovijah materinskoj deprivacii Features of personal development of children brought up under conditions of maternal deprivation / A. M. Prihozhan, N. N. Tolstyh // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2009. №3. S. 5-12.

Raschetina S. A. Teoreticheskie predposylki issledovanija social'nyh problem detstva i sposobov ih reshenija v processe professional'nogo social'no-pedagogicheskogo obrazovanija Theoretical prerequisites for the study of social problems of childhood and

Цифровая платформа как технология семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

119

ways to solve them in the process of professional socio-pedagogical education / S. A. Raschetina, Z. I. Lavrent'eva // Sovremennoe detstvo: psihologo-pedagogicheskaja podderzhka sem'i i razvitie obrazovanija: sbornik materialov I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 16-18 aprelja 2018 g. Moskva : FGBNU «Institut izuchenija detstva, sem'i i vospitanija RAO», 2018. Tom 1. S. 139-147.

Tarabrina N. V. Individual'naja i mezhpokolencheskaja psihotravmatizacija usynovitelej i kachestvo priemnoj sem'i (jempiricheskoe issledovanie) Individual and intergenerational psychotraumatization of adoptive parents and quality of foster care (empirical study) / N. V. Tarabrina, N. V. Majn // Psihologicheskie issledovanija. 2014. T.7. №34. S. 17-21.

Haperskaja A. V. Jelektronnaja obuchajushhaja platforma i pedagogicheskij monitoring v uslovijah cifrovoj transformacii E-learning platform and pedagogical monitoring in digital transformation / A. V Haperskaja, M. G. Minin // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. T. 30. № 4. S. 131-138.

Jacyno O. N. Programma podgotovki detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, k prozhivaniju v prinimajushhej sem'e Programme to prepare orphans and children without parental care for residence in the foster family / O. N. Jacyno, Ju. O. Gamreckaja // Social'noe obsluzhivanie semej i detej: nauchno-metodicheskij sbornik. Sankt-Peterburg : Gorodskoj informacionno-metodicheskij centr «Semja», 2016. № 7. S. 154-164.

Lavrentieva Z. I. Returns of adolescents from adoptive families: problems and pedagogical solutions / Z. I. Lavrentieva, E. E. Leonova // The European proceedings of social and behavioural sciences EpSBS. Edited by A. G. Shirin. 2020. S. 389-395.

Morris K. M. Family experiences of children's social care involvement following a social work change programmer / K. M. Morris, P. J. Archard, S. E. Laird et al. // Journal of social work practice. 2017. URL: https://doi.org/10.1080/02650533.2017.1326473. (Data obrashhenija: 03.11.2021).

Schofield G., Beek M., Ward E., Biggart, L. Professional foster care and committed parent: role conflict and role enrichment at the interface between work and family in long-term foster care. Special issue: Rediscovering family and kinship: new directions for social work theory, policy and practice. Volume 18, Issue, 2013. URL: https://doi.org/10.1111/cfs.12034. (Data obrashhenija: 03.11.2021).

Статья поступила в редакцию 20.10.2021; одобрена после рецензирования 29.10.2021; принята к публикации 30.11.2021.

The article was submitted on 20.10.2021; approved after reviewing 29.10.2021; accepted for publication on 30.11.2021

120

З. И. Лаврентьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.