Компетентность / Competency (Russia) 1/2021 DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10105
МЕНЕДЖМЕНТ 31
Цифровая платформа как информационно-экономическая структура
Проанализированы основные определения понятия «цифровая платформа», выделены наиболее характеризующие ее аспекты. Предложено рассматривать цифровую платформу как информационно-экономическую структуру, обеспечивающую организацию алгоритмизированного эффективного взаимодействия ее участников путем предоставления своей информационной инфраструктуры. УДК 334.7
Ю.М. Ниязова1
Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), канд. экон. наук, [email protected]
А.В. Гарин2
ФГАОУ «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (НИИ «ЦЭПП»), канд. экон. наук
М.И. Злыднев3
НПО «Класс», канд. экон. наук
1 доцент, Москва, Россия
2 старший научный сотрудник, Москва, Россия
3 научный руководитель, Москва, Россия
Для цитирования: Ниязова Ю.М., Гарин А.В., Злыднев М.И. Цифровая платформа как информационно-экономическая структура // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 1. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10105
ключевые слова
цифровизация, экономика, взаимодействие, экономический агент, бизнес-модель
ифровая трансформация выступает сегодня одним из основных факторов экономического развития стран, являясь одновременно его условием, базисом и инструментом. В ходе этой трансформации возникают новые бизнес-модели, имеющие в своей основе цифровые платформы. Они уже стали господствующими на многих рынках — не только высокотехнологичной продукции, но и потребительской: продовольствия, товаров повседневного спроса, включая рынок аренды недвижимости.
Цель настоящей статьи — уточнение понятия «цифровая платформа» на основе выделения и обобщения ее основных содержательных аспектов. Для решения данной задачи был проведен анализ научной литературы, посвященной исследованиям в этой области, рассмотрены особенности создания, функционирования и классификации нескольких десятков существующих цифровых платформ. В результате анализа, базирующегося, прежде всего, на работах [1-20], а также на ряде других исследований, установлено, что в настоящее время существует много определений понятия «цифровая платформа», в которых выделяются те или иные его сущностные аспекты.
Определения цифровой платформы, приведенные в указанных работах и представленные в таблице, безусловно, имеют право на существование, при этом в каждом из них в качестве определяющей компоненты платформы выделяется то или иное понятие, в первую очередь это:
► предприятие;
► система взаимоотношений;
► бизнес-модель;
► группа субъектов;
► гибридная структура;
► форма организации;
► информационная система;
► программная среда;
► парадигма онлайн-сервисов;
► набор программных и аппаратных средств;
► цифровой двойник;
► катализатор экономики;
► клетка — корпорация;
► открытая среда и экосистема;
► ускоритель обмена;
► система правил и алгоритмов;
► посреднический институт;
► модель продуктов и услуг;
► программная среда;
► совокупность цифровых данных, моделей (логики) и инструментов.
Среди них можно выделить два обобщенных понятия.
Во-первых, цифровая платформа рассматривается как некоторая экономическая система (структура): предприятие, система взаимоотношений, бизнес-модель, группа субъектов, гибридная структура, форма организации, катализатор экономики, клетка — корпорация, открытая среда и экосистема, ускоритель обмена, система правил и алгоритмов.
Во-вторых, цифровая платформа рассматривается в качестве некоторой информационно-программной системы (структуры): информационная система, парадигма онлайн-серви-сов, набор программных и аппаратных средств, цифровой двойник, программная среда.
Мы считаем, что оба обобщенных понятия должны присутствовать в определении цифровой платформы, то есть ее (цифровую платформу) следует рассматривать как информационно-экономическую структуру (систему).
Уточним основное назначение цифровой платформы. Согласно приведен-
ал IVyiCI_11— l~| |У Д I— I_|"Г Компетентность / Competency (Russia) 1/2021
32 МСПЕДЖМЕп! doi: 10.24411/1993-8780-2021-10105
Таблица
определения цифровых платформ [Definitions of digital platforms]
№ п/п определение [Definitions] источник [Resource]
1. Цифровая платформа — это предприятие, обеспечивающее взаимовыгодные взаимодействия между сторонними производителями и потребителями. Она дает открытую инфраструктуру для участников и устанавливает новые правила взаимодействия [Электронный ресурс] https://www. mann-ivanov-ferber.ru/books/revolyucziya- platform
2. Цифровая платформа — это система алгоритмизированных взаимовыгодных взаимоотношений значимого количества независимых участников отрасли экономики (или сферы деятельности), осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению трансакционных издержек за счет применения пакета цифровых технологий работы с данными и изменения системы разделения труда [Электронный ресурс] http://www.cnews. ru/news/line/2018-04-28_rostelekom_ predstavil_opredeleniya_i_tipizatsiyu
3. Цифровая платформа — обеспеченная высокими технологиями бизнес-модель, которая создает стоимость, облегчая обмены между двумя или большим числом взаимозависимых групп участников [Электронный ресурс] https://papers.ssrn. com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2698775 https://www.gartner.com/en
4. Цифровая платформа — это самостоятельная группа действующих субъектов (людей, технических средств и организаций), совместно использующих стандартизированные цифровые платформы, чтобы взаимодействовать друг с другом для достижения коммерческой или социальной цели ITIQ4YOU. Платформа будущее // Дайджест новостей мира высоких технологий. — 2016. — № 5
5. Цифровая платформа — это бизнес-модель, основанная на высоких технологиях, которая создает прибыль за счет обмена между двумя или более независимыми группами участников. В базовой комплектации платформы сводят напрямую производителей и конечных потребителей, которые получают возможность взаимодействия без посредников. Также они дают возможность различным компаниям делиться информацией и таким образом существенно улучшить сотрудничество и создавать инновационные продукты Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2018. — Т. 11. — № 6
6. Цифровые платформы являются разновидностью многосторонних платформ и представляют собой гибридные структуры, ориентированные на создание ценности путем обеспечения прямого взаимодействия и осуществления трансакций между несколькими группами сторонних пользователей. Под цифровыми платформами понимаются гибридные структуры (гибриды рынков, фирм, сообществ и технологических систем), ориентированные на создание ценности путем обеспечения прямого взаимодействия и осуществления трансакций между несколькими группами сторонних пользователей Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Плаксин С.М., Синятуллина Л.Х., Стырин Е.М. Как цифровые платформы трансформируют госуправление // Tadvisor. — 2019/11/29; http://www.tadviser.ru/index.php
7. Платформа — это цифровая форма организации взаимодействий между отраслевыми поставщиками и потребителями с целью минимизации трансакционных издержек (например, при поиске партнеров, товаров, услуг, организации платежей, заключении контрактов, контроле исполнения договоренностей, оценке репутации отраслевых участников и т.д.). Платформа «ускоряет обмен ценностью между двумя и более группами пользователей, потребителей и производителей», обеспечивает контроль и оценку результата, а в необходимых случаях может выступить первичным арбитром в споре между поставщиком и потребителем [Электронный ресурс] https://www. itu.int/en/ITU-D/Regional-Presence/CIS/ Documents /Events/2017/09_Tashkent
8. Цифровая платформа — это сложная информационная система, обеспечивающая выполнение функций взаимосвязи между участниками рынка, открытая для использования клиентами и партнерами, включая разработчиков приложений, поставщиков услуг и агентов. Цифровая платформа — это программная среда, которая позволит интегрировать и аппаратные средства, и прикладные решения для повышения эффективности и в экономике, и в улучшении качества жизни — таким образом, это затронет все стороны жизни общества [Электронный ресурс] https://aitoday.ru/ digital-platforms
9. Цифровая платформа — это новая парадигма онлайн-сервисов, позволяющая пользователям разного типа общаться и обмениваться знаниями, опытом и ценностями [Электронный ресурс] https://cheremuha. com/2018/04/16/digital-platform.html
10. Цифровая платформа — это набор взаимосвязанных программных и аппаратных средств, позволяющих ее владельцу сократить циклы производства товара и срок вывода новых продуктов на рынок [Электронный ресурс] https://cheremuha. com/2018/04/16/digital-platform.html
11. Главной задачей развития цифровой экономики становится разработка цифровых платформ, организованных в экосистему, которые, с одной стороны, усиливают и активизируют бизнес, позволяя получать более высокую результативность, с другой стороны, обеспечивают информационную инфраструктуру. Причем это становится важным для всех отраслей на уровне государства и межгосударственных союзов, объединений. В эпоху цифровой экономики каждой индустрии необходима новая инфраструктура — цифровой двойник отрасли (industry digital platform) [Электронный ресурс] Фабрика цифровых платформ; http://fidp.ru/
12. Цифровая платформа есть катализатор экономики. Появление цифровой платформы в любой индустрии (Uber, Airbnb, Amazon, CAINlAO, SmartCAT и т.д.) приводит к существенному сокращению трансакционных издержек и ускорению операционных циклов ее участников. Цифровые платформы [Электронный ресурс] Цифровое ускорение; http://fidp.ru/projects/concept
Компетентность / Competency (Russia) 1/2021 IWICI_11— Г"| \|/IV Д I— I_|"Г OO
DOI: 10.2441 1/1993-8780-2021-10105 МСПСДЖМЕП! 33
Таблица (окончание)
определения цифровых платформ [Definitions of digital platforms]
№ п/п определение [Definitions] источник [Resource]
задают новые профессиональные стандарты, развивают конкуренцию и формируют динамические рейтинги участников индустрий. Платформы — клетка третьей промышленной революции... [Платформы] придут на смену транснациональным корпорациям, которые были клеточкой второй революции
13. Цифровая платформа — это открытая среда и экосистема с понятным набором смоделированных правил, вспомогательных руководств для пользователей, ресурсов и службы поддержки, которые стимулируют сотрудничество представителей всех референтных групп для создания не только общественной ценности, но и ценности для каждого участника в отдельности так, как он ее понимает Millard J. Open governance systems: Doing more with more // Government Information Quarterly, 2018, vol. 35, no. 4
14. Цифровая платформа — это цифровая форма организации взаимодействия между поставщиками и потребителями с целью минимизации трансакционных издержек при поиске партнеров, товаров, услуг, организации платежей, заключении контрактов, контроле исполнения договоренностей, оценке репутации отраслевых участников и т.д. Цифровая платформа — это система формальных и неформальных правил и алгоритмов сетевого взаимодействия пользователей (потребителей), функционирующая на основе открытых и масштабируемых архитектурных стандартов программно-аппаратного обеспечения, необходимого для хранения, анализа и передачи цифровых данных об участниках взаимодействия Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2019. — № 4
15. Цифровая платформа — это ускоритель обмена ценностью между двумя и более группами пользователей, потребителей и производителей. Она обеспечивает контроль и оценку результата, а в случае спора между поставщиком и потребителем может даже выступить первичным арбитром Moazed A., Johnson N. Modern Monopolies: What It Takes to Dominate the 21st Century Economy, 2016, New York, Saint Martins' Press
16. Цифровые платформы представляют собой гибридные структуры, ориентированные на формирование взаимовыгодных взаимоотношений значительного количества независимых экономических агентов, осуществляемых в едином информационном пространстве и направленных на создание ценности путем обеспечения прямого взаимодействия и осуществления трансакций между несколькими группами сторонних пользователей Бабкин А., Куратова А. Классификация и характеристика цифровых платформ в экономике // Вектор экономики. — 2018. — № 12; http://www. vectoreconomy.ru/images/publications/
17. В терминах институциональной экономики предложено рассматривать цифровые платформы как посреднический институт нового поколения. Они могут связывать потребности с ресурсами (поставщиков продуктов, услуг с потребителями и т.п.) посредством различных форматов взаимодействия: «людей-с-людьми» (people-to-people), «людей-с-машинами» (people-to-machines), «машин-с-машинами» (machines-to-machines). В понятие цифровой платформы входит как сама технологическая конструкция, так и платформенные бизнес-модель и экосистема Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. — 2018.— № 5(155)
18. Цифровая платформа — это совокупность частично или полностью открытых базовых технологий и дополнительных активов, которые могут быть использованы компаниями и частными лицами для разработки дополняющих технологий, продуктов и сервисов. Это целостная структура, состоящая из множества важных компонентов и общих правил, в том числе и стандартов функционирования платформы Muegge S. Platforms, Communities and Business Ecosystems: Lessons Learned about Technology Entrepreneurship in an Interconnected World // Technology Innovation Management Review, 2013, no. 3(2)
19. Цифровая платформа — это модель использования продуктов, услуг или решений на основе комплексного набора компонентов, которая позволяет расширять существующие рынки и создавать новые, а также приносит пользователям гораздо больше преимуществ, чем простая сумма составных частей. Такая платформа, как правило, облегчает коммуникации между клиентами и поставщиками. Цифровая платформа 1С — это предметно-ориентированная программная среда, которая представляет собой программную оболочку над базой данных, имеет свой развитый внутренний язык программирования и полностью определяет функциональные возможности решаемых задач. На платформе разрабатываются и запускаются различные конфигурации Кузнецова С.А., Маркова В.Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновационная экономика. — 2018. — № 2(232)
20. Цифровая платформа — совокупность цифровых данных, моделей (логики) и инструментов (методов, средств), информационно и технологически интегрированных в единую автоматизированную функциональную систему, предназначенную для квалифицированного управления целевой предметной областью с организацией взаимодействия заинтересованных субъектов Тюрин В. Семь факторов развития цифровых платформ // itWeek. — 2.06.2017
ным определениям она выполняет следующие функции:
► обеспечивает взаимодействие;
► дает инфраструктуру взаимодействия;
► устанавливает правила взаимодействия;
► осуществляет взаимоотношения участников;
34 МЕНЕДЖМЕНТ
Компетентность / Competency (Russia) 1/2021 DOI: 10.2441 1/1993-8780-2021-10105
Целью функционирования цифровых платформ является организация эффективного взаимодействия их участников
справка
трансакционные издержки
(Transaction costs) — издержки, которые относятся не к производству продукции (расходы на сырье, заработную плату, материалы, транспортировку и пр.), а к сопутствующим этому производству косвенным затратам на сбор и поиск необходимой для деятельности информации, заключение сделок, контрактов, договоров и пр.
1 Понятие «актор» многозначно. В экономику это понятие пришло из социологии. Актор — действующий субъект(индивидуальный или коллективный): индивид, социальная группа,организация, институт, общность людей, совершающих сознательные действия, направленные на других [21]
► создает стоимость;
► облегчает обмен;
► используется для взаимодействия;
► создает ценности и прибыль за счет обмена;
► обеспечивает прямое взаимодействие;
► организует взаимодействие;
► выполняет функции взаимосвязи;
► интегрирует средства и решения;
► позволяет общаться пользователям;
► позволяет повысить оперативность вывода продуктов на рынок;
► усиливает и активизирует бизнес;
► приводит к снижению трансакционных издержек;
► ускоряет операционные циклы участников;
► сменяет корпорации;
► стимулирует сотрудничество;
► обеспечивает контроль и оценку;
► хранит, анализирует и передает информацию.
Из приведенных функций можно сконструировать обобщенную функцию цифровой платформы. Цифровая платформа используется для организации алгоритмизированного взаимодействия участников рынка путем предоставления информационной инфраструктуры.
Целями использования цифровых платформ [1-20] являются следующие:
► обеспечение взаимовыгодного взаимодействия;
► снижение трансакционных издержек;
► создание стоимости и облегчение обмена;
► взаимодействие друг с другом;
► создание прибыли;
► обмен информацией;
► улучшение сотрудничества;
► создание ценности;
► осуществление трансакций;
► минимизация трансакционных издержек;
► ускорение обмена;
► контроль и оценка результатов;
► обеспечение взаимосвязи;
► повышение эффективности экономики;
► сокращение циклов вывода продукта;
► организация экосистем;
► сетевое взаимодействие.
Обобщая названные целевые установки, можно сказать, что целью функционирования цифровых платформ является организация эффективного взаимодействия их участников.
Следующий вопрос, который нужно уточнить, — кто является акторами1 цифровой платформы?
Исходя из приведенных определений к числу акторов платформы относятся:
► производители и потребители (между которыми происходит взаимодействие через платформу);
► участники (инфраструктуры платформы; отрасли экономики);
► группы участников;
► действующие субъекты (люди; технические средства; организации);
► компании;
► группы сторонних пользователей;
► поставщики и потребители;
► пользователи и группы пользователей;
► участники рынка;
► клиенты и партнеры;
► разработчики приложений;
► поставщики услуг;
► агенты;
► участники индустрий;
► пользователи ресурсов;
► службы поддержки;
► референтные группы;
► независимые экономические агенты;
► сторонние пользователи;
► частные люди;
► заинтересованные субъекты.
Всех названных акторов цифровой платформы: производителей (поставщиков), потребителей (пользователей), разработчиков, владельцев и управленцев (приложений, самой платформы) — будем называть участ-
Компетентность / Competency (Russia) 1/2021
DOI: 10.2441 1/1993-8780-2021-10105 МСПСДЖМСП! 35
никами функционирования цифровой платформы (или просто участниками цифровой платформы).
Объединяя выделенные аспекты цифровой платформы: определяющая компонента, основное назначение, цели использования, факторы, можно
Список литературы
констатировать, что цифровая платформа — это информационно-экономическая структура, обеспечивающая организацию алгоритмизированного эффективного взаимодействия ее участников, предоставляющих свою информационную инфраструктуру. ■
Статья поступила в редакцию 4.12.2020
1. Режим доступа:
2. Режим доступа:
3. Режим доступа:
а: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/revolyucziya-platform.
а: http://www.cnews.ru/news/line/2018-04-28_rostelekom_predstavil_opredeleniya_i_tipizatsiyu. а: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2698775. https://www.gartner.com/en.
4. ITIQ4YOU. Платформа будущее // Дайджест новостей мира высоких технологий. — 2016. — № 5.
5. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2018. — Т. 11. — № 6.
6. Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Плаксин С.М., Синятуллина Л.Х., Стырин Е.М. Как цифровые платформы трансформируют госуправление // Tadvisor. — 2019/11/29; Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php.
7. Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Regional-Presence/CIS/Documents/Events/ 2017/ 09_Tashkent.
8. Режим доступа: https://aitoday.ru/digital-platforms.
9. Режим доступа: https://cheremuha.com/2018/04/16/digital-platform.html.
10. Фабрика цифровых платформ: режим доступа: http://fidp.ru/.
11. Цифровое ускорение: режим доступа: http://fidp.ru/projects/concept.
12. Millard J. Open governance systems: Doing more with more // Government Information Quarterly. — 2018. — vol. 35. — no. 4.
13. Смирнов Ю.Н. О цифровых платформах совершенствования деятельности промышленных предприятий / Развитие цифровой экономики как одно из приоритетных направлений «Стратегии-2030» Республики Татарстан: сб. — Казань, 2018.
14. Moazed A., Johnson N. Modern Monopolies. What It Takes to Dominate the 21st Century Economy. — New York: Saint Martins' Press, 2016.
15. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2019. — № 4.
16. Бабкин А., Куратова А. Классификация и характеристика цифровых платформ в экономике // Вектор экономики. — 2018. — № 12; Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/images/ publications/.
17. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва // Экономические стратегии. — 2018. — № 5(155).
18. Muegge S. Platforms. Communities and Business Ecosystems: Lessons Learned about Technology Entrepreneurship in an Interconnected World // Technology Innovation Management Review. — 2013. — no. 3(2).
19. Кузнецова С.А., Маркова В.Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновационная экономика. — 2018. — № 2(232).
20. Тюрин В. Семь факторов развития цифровых платформ / ItWeek. — 2.06.2017.
21. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.П. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
НОВАЯ КНИГА
Артес А.Э.
Инновационные технологии ковки и объемной штамповки
Монография. — М.: АСМС, 2020
В монографии сведены результаты научно-исследовательских работ, главным образом проведенных в МГТУ «СТАНКИН» за последний пятнадцатилетний период в содружестве с рядом отечественных предприятий машиностроения. Из всего многообразия технологических процессов обработки металлов давлением в книге представлена тематика исследований, охватывающая ресурсо- и энергосберегающие инновационные запатентованные технологии ковки, горячей и холодной объемной штамповки поковок. Книга предназначена для научных и инженерно-технических работников, преподавателей, аспирантов, студентов вузов и техникумов. Книга включает в себя 24 патента, инициированных автором за последние 15 лет.
По вопросам приобретения обращайтесь по адресу:
Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: [email protected]
36 MANAGEMENT
Kompetentnost / Competency (Russia) 1/2021 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10105
Digital Platform as an Information and Economic Structure
Yu.M. Niyazova1, Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD (Ec.), [email protected] A.V. Garin2, Research Institute CEPP, PhD (Ec.) M.I. Zlydnev3, NGO Class, PhD (Ec.)
1 Associate Professor, Moscow, Russia
2 Senior Researcher, Moscow, Russia
3 Scientific Director, Moscow, Russia
Citation: Niyazova Yu.M., Garin A.V., Zlydnev M.I. Digital Platform as an Information and Economic Structure, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 1, pp. 31-36. DOI: 10.24411/1993-8780-2021-10105
SH^H We investigated the concept of digital platform, highlighting and summarizing its digitaiiZation economy interaction main content aspects. As a result of the analysis, we found that the digital platform is economic agent, business model considered, first, as a certain economic system (structure), and secondly, as a certain
information and software system (structure). We believe that both of these concepts should be present in the basic definition of a digital platform. It should be considered as an information and economic structure (system).
Then we clarified the main purpose of the digital platform and identified all its actors, that is, all participants in the functioning of the digital platform: manufacturers (suppliers), consumers (users), developers, owners and managers (applications, the platform itself). Based on the results of research, we came to the conclusion that the digital platform should be considered as an information and economic structure that provides the organization of algorithmized effective interaction of its participants by providing its information infrastructure.
References
1. https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/revolyucziya-platform.
2. http://www.cnews.ru/news/line/2018-04-28_rostelekom_predstavil_opredeleniya_i_ tipizatsiyu.
3. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2698775; https://www.gartner.com/en.
4. ITIQ4YOU. The future platform, Digest of high-tech world news, 2016, no. 5.
5. Geliskhanov I.Z., Yudina T.N., Babkin A.V. Digital platforms in the economy: essence, models, development trends, Scientific and technical statements of SPbGPU. Economics, 2018, vol. 11, no. 6, pp. 22-36.
6. Dmitrieva N.E., Zhulin A.B., Plaksin S.M., Sinyatullina L.Kh., Styrin E.M. How digital platforms transform public administration, Tadvisor, 2019/11/29; http://www.tadviser.ru/index.php.
7. https://www.itu.int/en/ITU-D/Regional-Presence/CIS/Documents/Events/2017/09_Tashkent.
8. https://aitoday.ru/digital-platforms.
9. https://cheremuha.com/2018/04/16/digital-platform.html.
10. Factory digital platforms; http://fidp.ru/.
11. Digital acceleration; http://fidp.ru/projects/concept/.
12. Millard J. Open governance systems: Doing more with more, Government Information Quarterly, 2018, vol. 35, no. 4, pp. 77-87.
13. Smirnov Yu.N. On digital platforms for improving the activities of industrial enterprises, Development of the digital economy as one of the priority directions of the Strategy-2030 of the Republic of Tatarstan, Kazan, 2018.
14. Moazed A., Johnson N. Modern Monopolies: What It Takes to Dominate the 21st Century Economy, New York, Saint Martins' Press, 2016.
15. Styrin E.M., Dmitrieva N.E., Sinyatullina L.Kh. State digital platforms: from concept to implementation, Issues of state and municipal administration, 2019, no. 4. pp. 31-60.
16. Babkin A., Kuratova A. Classification and characteristics of digital platforms in the economy, Vector of economy, 2018, no. 12; http:// www.vectoreconomy.ru/images/publications/.
17. Osipov Yu.M., Yudina T.N., Geliskhanov I.Z. Digital platform as an Institute of the era of technological breakthrough, Economic strategy, 2018, no. 5(155), pp. 22-29.
18. Muegge S. Platforms, Communities and Business Ecosystems: Lessons Learned about Technology Entrepreneurship in an Interconnected World, Technology Innovation Management Review, 2013, no. 3(2), pp. 5-15.
19. Kuznetsova S.A., Markova V.D. Problems of forming a business ecosystem based on a digital platform: on the example of the 1C company platform, Innovative economy, 2018, no. 2(232), pp. 55-60.
20. Tyurin V. Seven factors in the development of digital platforms, ItWeek, 2.06.2017.
21. Sociology. Textbook for high schools / ed. Prof. V.P. Lavrinenko, Moscow, YUNITY-DANA, 2004.