Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА ГАРМОНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ'

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА ГАРМОНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ГАРМОНИЗАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / АКТИВЫ / РЕСУРСЫ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремлев Николай Дмитриевич, Зотова Нина Николаевна, Артамонова И.А.

Цель статьи - аналитическое исследование актуальных проблем гармонизации бухгалтерского учета и системы национальных счетов (СНС) для повышения качества и достоверности экономической информации. В статье обосновывается необходимость внедрения единой цифровой платформы гармонизации бухгалтерского учета и системы национальных счетов с целью принятия оптимальных решений и повышения эффективности экономики. Авторы сравнили концептуальные основы бухгалтерского учета и системы национальных счетов, применили структурный анализ показателей, а также теоретические методы исследования в виде обобщения, сравнения и сближения содержания отдельных категорий и понятий. Изучение и сравнение экономических операций с активами предполагает детальное изучение группировок и классификаций на уровне институциональных единиц, секторов экономики и национальной экономики страны, что позволит получить достоверную информацию об их наличии и движении. Кроме того, необходимо понимать суть статистических показателей, отражающих состояние и изменение стоимости активов, методы их расчета, анализа и практического использования. В статье предлагаются основные направления постепенного сближения понятийного аппарата и методов расчета экономических операций и активов на единой платформе национального учета. Сформулированные предложения дополняют существующие представления о способах постепенной гармонизации бухгалтерского учета и системы национальных счетов в различных областях учета экономических ресурсов, процессов и активов, их месте и значении в производстве товаров и услуг. Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отечественного учета, повышение качества и достоверности экономической информации сегодня во многом зависит от выбора направлений развития единой отечественной методологии бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PLATFORM FOR HARMONIZING ACCOUNTING AND NATIONAL ACCOUNTS

The purpose of the article is an analytical study of topical problems of harmonization of accounting and the system of national accounts (SNA) to improve the quality and reliability of economic information. The article substantiates the need to implement a unified digital platform for harmonizing accounting and the system of national accounts in order to make optimal decisions and improve the efficiency of the economy. The authors compared the conceptual foundations of accounting and the system of national accounts, applied a structural analysis of indicators, as well as theoretical research methods in the form of generalization, comparison and convergence of the content of certain categories and concepts. The study and comparison of economic transactions with assets involves a detailed study of groupings and classifications at the level of institutional units, sectors of the economy and the national economy of the country, which will allow obtaining reliable information about their presence and movement. In addition, it is necessary to understand the essence of statistical indicators reflecting the state and changes in the value of assets, methods of their calculation, analysis and practical use. The article proposes the main directions of the gradual convergence of the conceptual apparatus and methods for calculating economic transactions and assets on a single platform of national accounting. The formulated proposals supplement the existing understanding of the ways of gradual harmonization of accounting and the system of national accounts in various areas of accounting for economic resources, processes and assets, their place and significance in the production of goods and services. The further development of accounting and domestic accounting, improving the quality and reliability of economic information today largely depends on the choice of directions for the development of a unified domestic accounting methodology.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА ГАРМОНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 2

ФИНАНСЫ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ FINANCE AND MONEY CIRCULATION IN THE ECONOMY

Цифровая платформа гармонизации бухгалтерского учета и системы национальных счетов

Digital platform for harmonizing accounting and national accounts

DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-210

УДК 311-33

Н. Д. Кремлев, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» (Курган, Россия); Институт экономики УрО РАН (Екатеринбург, Россия)

H. Н. Зотова, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» (Курган, Россия)

И. А. Артамонова, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» (Курган, Россия).

N. D. Kremlev, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kurgan State University" (Kurgan, Russia); Institute of Economics, Ural Branch of RAS (Yekaterinburg, Russia)

N. N. Zotova, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kurgan State University" (Kurgan, Russia)

I. A. Artamonova, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kurgan State University" (Kurgan, Russia).

Цель статьи — аналитическое исследование актуальных проблем гармонизации бухгалтерского учета и системы национальных счетов (СНС) для повышения качества и достоверности экономической информации. В статье обосновывается необходимость внедрения единой цифровой платформы гармонизации бухгалтерского учета и системы национальных счетов с целью принятия оптимальных решений и повышения эффективности экономики. Авторы сравнили концептуальные основы бухгалтерского учета и системы национальных счетов, применили структурный анализ показателей, а также теоретические методы исследования в виде обобщения, сравнения и сближения содержания отдельных категорий и понятий. Изучение и сравнение экономических операций с активами предполагает детальное изучение группировок и классификаций на уровне институциональных единиц, секторов экономики и национальной экономики страны, что позволит получить достоверную информацию об их наличии и движении. Кроме того, необходимо понимать суть статистических показателей, отражающих состояние и изменение стоимости активов, методы их расчета, анализа и практического использования. В статье предлагаются основные направления постепенного сближения понятийного аппарата и методов расчета экономических операций и активов на единой платформе национального учета. Сформулированные предложения дополняют существующие представления о способах постепенной гармонизации бухгалтерского учета и системы национальных счетов в различных областях учета экономических ресурсов, процессов и активов, их месте и значении в производстве товаров и услуг. Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отечественного учета, повышение качества и достоверности экономической информации сегодня во многом зависит от выбора направлений развития единой отечественной методологии бухгалтерского учета.

Ключевые слова: цифровая платформа, гармонизация, бухгалтерский учет, система национальных счетов, национальный бухгалтерский учет, экономические процессы, активы, ресурсы, качество информации.

The purpose of the article is an analytical study of topical problems of harmonization of accounting and the system of national accounts (SNA) to improve the quality and reliability of economic information. The article substantiates the need to implement a unified digital platform for harmonizing accounting and the system of national accounts in order to make optimal decisions and improve the efficiency of the economy. The authors compared the conceptual foundations of accounting and the system of national accounts, applied a structural analysis of indicators, as well as theoretical research methods in the form of generalization, comparison and convergence of the content of certain categories and concepts. The study and comparison of economic transactions with assets involves a detailed study of groupings and classifications at the level of institutional units, sectors of the economy and the national economy of the country, which will allow obtaining reliable information about their presence and movement. In addition, it is necessary to understand the essence of statistical indicators reflecting the state and changes in the value of assets, methods of their calculation, analysis and practical use. The article proposes the main directions of the gradual convergence of the conceptual apparatus and methods for calculating economic transactions and assets on a single platform of national accounting. The formulated proposals supplement the existing understanding of the ways of gradual harmonization of accounting and the system of national accounts in various areas of accounting for economic resources, processes and assets, their place and significance in the production of goods and services. The further development of accounting and domestic accounting, improving the quality and reliability of economic information today largely depends on the choice of directions for the development of a unified domestic accounting methodology.

Keywords: digital platform; harmonization; accounting; system of national accounts; national accounting; economic processes, assets, resources, information quality.

Введение

В последние несколько лет во всем мире трендом развития экономики становится цифровизация. Не стала исключением и Россия. Это связано с тем, что проблема единства информационного пространства обоснована необходимостью принятия адекватных и полноценных управленческих решений и во многом определяется достоверностью и своевременностью исходных данных. Концепция цифровизации в России нашла отражение в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной 04.06.2019. Паспорт данной программы определяет основные положения, цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта [1; 2; 3]. В современных условиях внутренний смысл и функционал существующих систем учета финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов должен быть переосмыслен в целях повышения качества информации. Подобный процесс основан на внедрении и использовании единой цифровой платформы. Оцифровка социально-экономических процессов направлена на формирование информационного общества и переход к новому технологическому порядку [3; 4]. Цифровизация систем учета позволит записывать и хранить записи о фактах хозяйственной жизни в единых регистрах бухгалтерской информации, т. е. речь будет идти уже не о «двойной», а о «тройной» записи. Сформированная подобным образом учетная система будет развиваться как «база финансовых и нефинансовых отчетов, а также системы проверки их достоверности и среда глобального информационного экономического взаимодействия» [5].

Теория / методология исследования

Процесс цифровизации прямо или косвенно затрагивает всю совокупность информационного обеспечения социальных и экономических процессов. Наиболее важную роль в этом играет бухгалтерский учет, позволяющий собрать массив информации о деятельности экономических субъектов. Последние в своей деятельности непосредственно имеют дело со следующими системами учета: налоговым, финансовым, оперативным, управленческим, бухгалтерским и статистическим (рис. 1).

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 2

Рис. 1. Системы учета

Все виды учета предполагают различное нормативное регулирование и имеют свои специфические особенности, отличающие их друг от друга, взаимодействуя и дополняя друг друга [6; 7; 8]. В большинстве случаев под бухгалтерским учетом понимается система учета, реагирующая на информационные запросы различных пользователей. Именно бухгалтерский учет позиционируется как система сбора, регистрации и обобщения информации о фактах хозяйственной жизни юридических лиц и прочих экономических субъектов, регулируемая Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ [9].

Большое значение в информационном обществе и формировании цифровой экономики имеет применение новых информационных технологий, в том числе и в бухгалтерском учете. Необходимость модернизации национальной системы бухгалтерского учета в условиях цифровизации экономики связана с тем, что основные методологические проблемы обеспечения качества и достоверности экономической информации заключаются даже не в недостаточном количестве высококвалифицированных специалистов (бухгалтеров, финансистов, аналитиков и статистиков), профессионально работающих в соответствии с международными нормами и стандартами, а в непонимании взаимосвязи решения вопросов управления с необходимостью перехода на МСФО и СНС.

Отдельные законодатели и эксперты в органах государственной власти и управления, ответственных за реформу бухгалтерского и статистического учета, консервативны в представлении стратегических перспектив гармонизации систем бухгалтерского учета [10; 11; 12]. В качестве международного стандарта может выступать СНС ООН, базирующаяся на системе национального счетоводства. Данная

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. V. 1. № 2

система включает в себя единые принципы ведения бухгалтерского учета и статистики как на макроуровне, так и на уровне отдельных отраслей экономики [13].

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время базовые теоретические и методологические аспекты, связанные с переходом к цифровой экономике, подвергаются резким изменениям в части формирования официальной информационно-компьютерной системы на основе международных норм и стандартов. Это будет способствовать созданию общей цифровой платформы для унификации системы бухгалтерского учета и СНС ООН.

Сравнительный анализ концептуальных основ РСБУ и СНС ООН (рис. 2) иллюстрирует сходство между ними: повышение качества и достоверности экономической информации, использование балансов и принципа двойного учета, международных норм и стандартов и т. д. Также наблюдаются различия: в содержании темы и объектов бухгалтерского учета, характере показателей оценки хозяйственной деятельности, методах расчета по исторической стоимости и рыночной стоимости. В то же время модернизация бухгалтерского и статистического учета на единой платформе позволяет повысить качество, достоверность и объективность информации для принятия эффективных управленческих решений [13; 16].

Бухгалтерский учет i

Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении

Цель — обеспечение руководителей достоверной, необходимой для принятия решений и повышения эффективности работы организации информацией

Задачи — отражение финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и его имущественного положения, выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения устойчивого развития; обеспечение контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций

Объекты учета — активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы, факты хозяйственной жизни

Элементы — показатели состояния и финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта

Качественные характеристики — двойная запись, метод начисления по себестоимости, а выручка в ценах фактической реализации

Инструментарий — Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 от 06.12.2011 г., Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету

Пользователи — внутренние и внешние.

СНС ООН

Национальный учет, совершаемый на макроэкономическом уровне, представленный системой взаимоувязанных показателей и построенный в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, отражающих процесс воспроизводства

Цель — обеспечение органов власти и управления достоверной информацией, необходимой для принятия решений и повышения эффективности работы экономики региона и страны в целом.

Задачи — мониторинг экономического положения; макроэкономический анализ; принятие решений и разработка стратегии и экономической политики; международное сопоставление данных

Объекты учета — потоки, запасы, экономические операции

Элементы — показатели результатов экономической деятельности на макро- и мезоэкономическом уровне

Качественные характеристики — двойная запись, метод оценки результатов экономической деятельности в рыночных ценах конечных потребителей и производителей

Инструментарий — Международный методологический стандарт СНС-93, Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» № 282 от 29.11.2007, Методологические положения по статистике Рос-стата

Пользователи — неограниченный круг пользователей вплоть до населения

Рис. 2. Сравнение концептуальных основ бухгалтерского учета и СНС ООН

Процесс получения, обработки и использования экономической информации об экономической деятельности хозяйственных подразделений, регионов и всей страны ориентирован на бухгалтерский учет и СНС. Поэтому существует много сходства между этими информационными системами с точки зрения целей, методов бухгалтерского учета и измерения отдельных доходов и расходов. Цель обеих систем бухгалтерского учета — предоставить властям и руководству достоверную информацию для принятия решений и повышения эффективности экономики [8].

При сравнении обеих систем не следует забывать, что СНС ООН возникла сравнительно недавно, после того как в 1952 г. ООН утвердила первый международный стандарт экономической информации. Бухгалтерский учет, имея многовековую историю, стал теоретической основой для национального счетоводства [9]. В то же время постепенное сближение методологии бухгалтерского учета и системы национальных счетов реально при внедрении разумной цифровой платформы гармонизации методологий в отношении трактовки и классификации отдельных статей продукции, доходов, расходов, активов и т. д. Например, представляется возможным унифицировать трактовку затрат на капитальный ремонт, теоретически обоснованную в СНС; возможна единая цифровая платформа гармонизации классификации и трактовки налогов, некоторых перераспределительных платежей и др. Последний тезис связан с тем, что СНС позиционируется как универсальный экономико-статистический язык, предназначенный для общения между собой специалистов различных видов деятельности, связанной с экономикой, независимо от стран, школ и направлений [13].

Успех и эффективность проводимых в России реформ систем учета во многом определяются надежностью информационных ресурсов, используемых государственными учреждениями для понимания действительной экономической ситуации в стране, степени устойчивости развития экономики и общественной жизни населения. Информация играет все более значимую роль не только в управлении экономикой, но и в обществе в целом. Таким образом, развитие национальной системы бухгалтерского учета становится стратегической целью как федеральных, так и региональных органов государственной власти в целях оценки эффективности их деятельности [13; 14]. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов существующая система учета рассматривается как источник информации, необходимой для реализации макроэкономических обобщений, в том числе для реализации принципов СНС ООН. При этом возникает проблема обобщения данных из разных источников, согласования их между собой и встает вопрос о лимитах использования учетных данных для целей СНС ООН. Не стоит забывать, что на практике статистический и бухгалтерский учеты регламентируются различными ведомствами (Минфин, Минэкономразвития и Росстат), и, как следствие, подобные «расхождения» и «разночтения» могут значительно снизить достоверность количественной информации, предоставляемой участниками экономических отношений [7; 8]. Следовательно, методологический базис унифицированной инновационной информационной системы должен включать в себя не только разработку категорийного аппарата цифровой экономики, но и новые методы и направления взаимодействия и координации деятельности экономических субъектов, поиск причин размывания границ между различными видами рынков (не выпуская из внимания при этом факторы тенденций изменения процесса формирования вновь создаваемой добавленной стоимости) [2; 3].

У бухгалтерского учета и СНС много общего, например принцип двойной записи каждой операции, балансирование ресурсов и их использование, четкое разграничение между активами и пассивами. Считается, что принципы бухгалтерского учета служат для описания региональной экономики и страны в целом. Принципиальные различия в трактовке наиболее важных статей бухгалтерского учета и СНС 1993 г. кроются в специфике бухгалтерской отчетности и особенностей методологии, например различия в определении наиболее важных показателей, прежде всего концепций: продукции, счетов, дохода, затрат, прибыли, активов, инвестиций, инфляции и т. д. (табл. 1).

Таблица 1

Подходы к трактовке основных категорий

Категория СНС ООН РСБУ

1 2 3

Продукция (товар и услуга) Основные показатели — выпуск и добавленная стоимость; различие между этими показателями основано на классификации товаров и услуг на конечное и промежуточное Часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи; стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентом данной страны за тот или иной период времени

Окончание табл. 1

1 2 3

Методы оценки продукции Продукция оценивается в основных ценах Продукция оценивается по себестоимости, а выручка — в ценах фактической реализации

Счет Представляет собой счет потока, т. е. в нем находит свое отражение движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии — от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств. Таблица (учетный регистр), служащая для отражения состояния и изменений, происходящих в структуре имущества, обязательств или капитала хозяйствующего субъекта

Показатели потоков и доходов Оцениваются на основе принципа начислений Часто применяется принцип оценки на кассовой основе

Классификации затрат Проводится различие между двумя видами затрат: между промежуточными и первичными затратами По статьям и по элементам, которые не совпадают с группировкой, принятой в СНС

Прибыль Разница между добавленной стоимостью в основных ценах (исключая налоги на продукты, но включая субсидии на продукты) и другими её компонентами, включая чистые другие налоги на производство Используются следующие категории: валовая прибыль, прибыль (убытки) от продаж, прибыль (убытки) до налогообложения и чистая прибыль (убытки) отчетного периода

Отчетность Отчетность собирается со всех крупных и средних организаций, частично с микро- и малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Не предусмотрено ведение бухучета домашними хозяйствами, самозанятым населением, кооперативами и другими хозяйствующими субъектами

Источник: составлено по [7; 8; 10].

Негативным моментом можно считать то, что длительное время не удается создать общую цифровую платформу гармонизации понятийного аппарата систем учета экономической деятельности. Считается, что на основе данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности формируются формы федеральных статистических наблюдений за экономической деятельностью организаций. В практическом аспекте при использовании данных бухгалтерского учета для разработки национальных счетов приходится выяснять их сопоставимость и вести корректировку показателей в целях соответствия требованиям СНС. Во многих случаях расхождения объясняются тем, что не все хозяйствующие субъекты предоставляли бухгалтерскую отчетность, поэтому статистикам приходилось осуществлять различные дополнительные расчеты данных, проводить специальные выборочные наблюдения, вызванные различиями в методологиях. Необходимость гармонизировать методологии бухгалтерского учета и СНС возникла после осознания целесообразности разработки счетов для отдельных секторов экономики, которые должны были дополнить традиционные счета валового внутреннего продукта и национального дохода, составляемых для экономики в целом. В результате значительное искажение и недоучет экономической деятельности хозяйствующих субъектов сказывается на ключевых макроэкономических показателях [5; 7; 15].

Идеи регулирования и оптимизации систем учета реализуются во многих странах мира, разработаны международные нормы и стандарты по модернизации бухгалтерского учета и СНС ООН [16]. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (с учетом изменений с 1/2015 по 28/2020) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (с учетом изменений с 1/2015 по 43/2020, 46/2020). Эти классификаторы обязательны к исполнению всеми органами управления и коммерческими структурами, что дает возможность создать единую цифровую платформу для совершенствования методологий бухгалтерского учета и СНС.

В целях гармонизации систем бухгалтерского учета можно выделить следующие теоретические проблемы, сдерживающие модернизацию бухгалтерского и статистического учета до единой платформы (рис. 3).

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 2

Рис. 3. Теоретические проблемы цифровой гармонизации экономики

«Сформулированные выше основные теоретические проблемы, препятствующие внедрению цифровой экономики экономическими единицами, государственными органами на федеральном и субфедеральном уровнях, а также страной в целом, показывают, что необходимо далее совершенствовать концептуальный аппарат систем бухгалтерского учета, чтобы говорить на том же экономическом языке, который должен быть понятен не только профессионалам, но и общественности и руководящим органам, а также продолжить разработку системы показателей, соответствующих международным нормам и стандартам (от показателей объема до данных о производительности: добавленная стоимость, прибыль и т. д.) [7].

Организация единой информационно-вычислительной системы национального учета (бухгалтерского и статистического) должна базироваться на следующих принципах:

- высокая доступность к экономической информации на основе удаленного доступа к информационному ресурсу и единому хранилищу обобщенных данных;

- централизация распространения официальной статистики с помощью единого интернет-портала на общей цифровой платформе;

- информационная безопасность единого хранилища обобщенных данных;

- гармонизация единой системы метаданных и нормативно-справочной информации для организации стратегического планирования, мониторинга и контроля;

- унификация типовых операционных процессов на основе цифровой платформы;

- ликвидация дублирования и централизация обработки данных;

- масштабируемость на основе технических средств и решений, расширение функционала без перестройки действующих информационных систем.»

Совершенствование основных задач национального учета способствует повышению качества экономической информации на основе появления для объектов наблюдения общей цифровой платформы развития. Это требует всестороннего отражения в отчетности секторов экономики на основе разработки новых показателей, форм и методов наблюдения. Освоение цифровых технологий позволит повысить качество экономической информации, сократить сроки предоставления данных и эффективность управления предприятиями, регионами и государством в целом.

Модель единой цифровой платформы и трансформации объектов, а также основные направления по гармонизации национального (статистического и бухгалтерского) учета к требованиям международных принципов, норм и стандартов можно представить следующим образом (рис. 4) [14; 16].

Рис. 4. Единая цифровая платформа национального учета

В модели, представленной на рис. 4, используются следующие элементы единой цифровой платформы: объекты и предметы учета, методики и классификаторы видов экономической деятельности, принципы и стандарты экономической информации. Единая цифровая платформа национального учета играет важную роль в деле повышения качества данных, обеспечивает создание взаимоувязанной системы учета и статистики, а также дает наивысший уровень обобщения информации о состоянии и развитии социально-экономической системы страны и её регионов.

Заключение

Переход к рыночной экономике с современной информационной инфраструктурой выявил принципиальную проблему соотношения статистического и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет и СНС ООН объединяет общая цель — предоставление заинтересованным лицам достоверной, качественной и полезной информации о развитии экономики, об экономических процессах, происходящих на предприятиях, в регионах и России в целом. Достижение поставленной цели требует осуществления гармонизации методологии бухгалтерского учета и СНС ООН на основе единой цифровой платформы национального учета. При этом трансформация понятийного аппарата затронет не только общие основы макроэкономики, но и экономическую методологию национального учета, предусматривающую формирование новых научных основ, задач, показателей и методов комплексного измерения цифрового развития и эффективности интегрального производства услуг на единой платформе данных. Особый каталитический эффект взаимного влияния развития цифровой и национальной экономики обусловливает не только своеобразие действий экономических законов в секторах, но и применение специфических методов сбора, обработки и анализа официальных данных, углубляющих методологию национального учета и формирование отдельного направления статистики цифрового развития [3; 8].

Список литературы

1. Baruch L., Feng G. Sins of Omission and Commission // The End of Accounting and the Path Forward for Investors and Managers, June 2016. pp. 104—111. doi:10.1002/9781119270041.ch10.

2. Lukka K. The Roles and Effects of Paradigms in Accounting Research // Management Accounting Research. 2010. no. 21. pp. 110—115. DOI: 10.1016/j.mar.2010.02.002.

3. Воробьева О. А. Переход на международную систему финансовой отчетности: теоретические и практические аспекты процесса : монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. 162 с.

4. Lopes I. T. Research Methods and Methodology towards Knowledge Creation in Accounting // Contaduria y Admin-istraction. 2015. no. 60 (S1). pp. 9—30. DOI: 10.1016/j.cya.2015.08.006.

5. Бельгибаева К. К. Гармонизация системы национальных счетов ООН с бухгалтерским учетом // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия. Экономика. Управление. Право. 2012. № 2. С. 90—96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-sistemy-natsionalnyh-schetov-oon-s-buhgalterskim-uchetom. (дата обращения: 10.04.2021).

6. Кремлев Н. Д. Без учета и статистических измерений невозможно управление // Вопросы статистики. 2008. № 5 С. 46—50.

7. Соколов Я. В., Пятов М. Л. Направления гармонизации методологии бухгалтерского и статистического учета в целях повышения достоверности экономической информации // Вопросы статистики. 2010. № 9. С. 19—25.

8. Poissonnier A., Roy D. Household satellite account for France: methodological issues on the assessment of domestic production // Review of Income and Wealth Economics. 2017. Vol. 63. № 2. pp.: 353—377. DOI: 10.1111/roiw.12216.

9. Зотова Н. Н., Зырянова О. Т. Бухгалтерский учет и анализ : учебное пособие. Курган: Изд. Курганского гос. ун-та, 2014. 225 с.

10. Kremlev N. D., Zotova N. N. Efficiency assessment of export development on the border territories of the Ural federal district (on the examples of the Kurgan, Chelyabinsk, Orenburg regions, and the republic of Kazakhstan) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Kurgan State University, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Tyumen Industrial University, Eurasian Institute of Social and Economic Research. 2019. pp. 162— 167.

11. Рябушкин Б. Т. Эволюция международных стандартов, применяемых в отечественной статистической практике // Вопросы статистики. 2008. № 5. С. 3—7.

12. Кремлев Н. Д., Козлова А. А. Оценка ресурсообеспеченности и роли домохозяйств в экономике региона на основе методологии системы национальных счетов // Ars Administrandi (Искусство управления). 2019. Т. 11. № 4. С. 614—631. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-4-614-631.

13. Иванов Ю. Н. Система национальных счетов — инструмент макроэкономического анализа : учеб. пособие. М.: Финстатинформ, 1996. 285 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Коржова О. В., Филимонов А. А. Цифровая экономика в бухгалтерском учете // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4—4. С. 53—55; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2142. (дата обращения: 10.04.2021).

15. Иванов Ю. Н., Казаринова С. Е., Карасева Л. А. Основы национального счетоводства : учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. 480 с.

16. Гордова М. А. Методика гармонизации бухгалтерского учета государств-членов Евразийского экономического союза в условиях цифровой экономики // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 5. 12 с. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/83EVN517.pdf. (дата обращения: 10.04.2021).

References

1. Baruch L., Feng G. Sins of Omission and Commission. The End of Accounting and the Path Forward for Investors and Managers, 2016. pp. 104—111. doi:10.1002/9781119270041.ch10.

2. Lukka K. The Roles and Effects of Paradigms in Accounting Research. Management Accounting Research, 2010, no. 21, pp. 110—115. DOI: 10.1016/j.mar.2010.02.002.

3. Vorobyeva O. A. Perexod na mezhdunarodnuyu sistemu finansovoj otchetnosti: teoreticheskie i prakticheskie aspekty' processa: monografiya [Transition to the international financial reporting system: theoretical and practical aspects of the process: monograph]. Kurgan: Publishing house of the Kurgan State University, 2010. 162 p. (In Russian).

4. Lopes I. T. Research Methods and Methodology towards Knowledge Creation in Accounting. Contaduria y Administrac-tion, 2015, no. 60 (S1), pp. 9—30. DOI: 10.1016/j.cya.2015.08.006.

5. Belgibaeva K. K. Harmonization of the UN System of National Accounts with accounting. Izvestiya Saratovskogo univer-siteta Novaya seriya. Seriya. Ekonomika. Upravlenie. Pravo [Saratov University News New series. Series. Economy. Control. Right.], 2012, no. 2, pp. 90—96. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-sistemy-natsionalnyh-schetov-oon-s-buhgalterskim-uchetom. (accessed 10.04.2021). (In Russian).

6. Kremlev N. D. Management is impossible without accounting and statistical measurements. Voprosy' statistiki [Questions of statistics], 2008, no. 5, pp. 46—50. (In Russian).

7. Sokolov Ya. V., Pyatov M. L. Directions of harmonization of accounting and statistical accounting methodology in order to increase the reliability of economic information. Voprosy' statistiki [Questions of statistics], 2010, no. 9, pp. 19—25. (In Russian).

8. Poissonnier A., Roy D. Household satellite account for France: methodological issues on the assessment of domestic production. Review of Income and Wealth Economics, 2017, vol. 63, no. 2, pp. 353—377. DOI: 10.1111/roiw.12216.

9. Zotova N. N., Zyryanova O. T. Buxgalterskij uchet i analiz: uchebnoe posobie [Accounting and analysis: a textbook]. Kurgan: Publishing house of the Kurgan State University, 2014, 225 p. (In Russian).

10. Kremlev N. D., Zotova N. N. Efficiency assessment of export development on the border territories of the Ural federal district (on the examples of the Kurgan, Chelyabinsk, Orenburg regions, and the republic of Kazakhstan). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Kurgan State University, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Tyumen Industrial University, Eurasian Institute of Social and Economic Research, 2019, pp. 162—167.

11. Ryabushkin B. T. Evolution of international standards used in domestic statistical practice. Voprosy' statistiki [Questions of statistics], 2008, no. 5, pp. 3—7. (In Russian).

12. Kremlev N. D., Kozlova A. A. Assessment of resource availability and the role of households in the economy of the region on the basis of the methodology of the system of national accounts. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya) [Ars Ad-

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. V. 1. № 2

ministrandi (Art of Management)], 2019, vol. 11, no. 4, pp. 614—631. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-4-614-631 (In Russian).

13. Ivanov Yu. N. Sistema nacionaFnyX schetov — instrument makroekonomicheskogo analiza: Ucheb. posobie [System of National accounts — a tool for macroeconomic analysis: Textbook]. Moscow: "Finstatinform", 1996. 285 p. (In Russian).

14. Korzhova O. V., Filimonov A. A. Digital economy in accounting. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific review. Pedagogical sciences], 2019, no. 4—4, pp. 53—55. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/ view?id=2142 (accessed 10.04.2021). (In Russian).

15. Ivanov Yu. N., Kazarinova S. E., Karaseva L. A. Osnovy' nacionaFnogo schetovodstva: Uchebnik [Fundamentals of national accounting: Textbook]. Moscow: INFRA-M, 2005. 480 p. (In Russian).

16. Gordova M. A. Methodology of harmonization of accounting of the member states of the Eurasian Economic Union in the digital economy. Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Online Journal "Science studies"], 2017, vol. 9, no. 5, pp. 12. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/83EVN517.pdf (accessed 10.04.2021). (In Russian).

Для цитирования: Кремлев Н. Д., Зотова Н. Н., Артамонова И. А. Цифровая платформа гармонизации бухгалтерского учета и системы национальных счетов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 2. С. 210—219. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-210.

For citation: Kremlev N. D., Zotova N. N., Artamonova I. A. Digital platform for harmonizing accounting and national accounts // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2021. Vol. 1, issue 2. Р. 210—219. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-2-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.