Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА «ДИМЕДУС». ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОГРАММНО - АППАРАТНОЙ ПЛАТФОРМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА «ДИМЕДУС». ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОГРАММНО - АППАРАТНОЙ ПЛАТФОРМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПРОГРАММНО-АППАРАТНАЯ ПЛАТФОРМА «ДИМЕДУС»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лобачев И.В., Салухов В.В., Буркова Ю.С.

В современных условиях освоение практических навыков в медицине при помощи новых симуляционных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Подобное обучение позволяет совершенствовать алгоритмы чётких и последовательных действий врача как в стандартных, так и в неотложных ситуациях, доводя их при необходимости до абсолютного автоматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лобачев И.В., Салухов В.В., Буркова Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MEDICAL SOFTWARE AND HARDWARE PLATFORM «DIMEDUS». EXPERIENCE OF APPLICATION OF THE DIGITAL MEDICAL SOFTWARE AND HARDWARE PLATFORM IN THE EDUCATIONAL PROCESS

In modern conditions, the development of practical skills in medicine with the help of new simulation technologies is becoming an integral part of the educational process. Such training makes it possible to improve the algorithms of clear and consistent actions of the doctor in both standard and emergency situations, bringing them to absolute automatism if necessary.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА «ДИМЕДУС». ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОГРАММНО - АППАРАТНОЙ ПЛАТФОРМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

И.В. ЛОБАЧЕВ, В.В. САЛУХОВ, Ю.С. БУРКОВА

Ju

М АРМИЯ-2023

I.V. LOBACHEV, V.V. SALUKHOV, YU.S. BURKOVA

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА «ДИМЕДУС»

DIGITAL MEDICAL SOFTWARE AND HARDWARE PLATFORM «DIMEDUS»

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОЙ ПЛАТФОРМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

EXPERIENCE OF APPLICATION OF THE DIGITAL MEDICAL SOFTWARE AND HARDWARE PLATFORM IN THE EDUCATIONAL PROCESS

M

Сведения об авторах: Лобачев Иван Васильевич - начальник учебно-методического отдела Военно-медицинской академии, полковник медицинской службы, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: sjs81@mail.ru);

Салухов Владимир Владимирович - начальник 1 кафедры (терапии усовершенствования врачей) Военно-медицинской академии, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: sjs81@mail.ru);

Буркова Юлия Сергеевна - преподаватель 1 кафедры (терапии усовершенствования врачей) Военно-медицинской академии, майор медицинской службы, кандидат медицинских наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: sjs81@mail.ru).

Аннотация. В современных условиях освоение практических навыков в медицине при помощи новых симуляционных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Подобное обучение позволяет совершенствовать алгоритмы чётких и последовательных действий врача как в стандартных, так и в неотложных ситуациях, доводя их при необходимости до абсолютного автоматизма.

Л

f

Ключевые слова: цифровая медицинская программно-аппаратная платформа «Димедус».

Information about the authors: Ivan Lobachev - Chief of the Instruction Department, Military Medical Academy, Colonel of the Medical Service, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: sjs81@mail.ru);

Vladimir Salukhov - Head of the 1st Department (Advanced medical training therapy) Military Medical Academy, Colonel of the Medical Service, Doctor of Medical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: sjs81@mail.ru);

Yulia Burkova - Teacher of the 1st Department (Therapy of advanced training of doctors) Military Medical Academy, Major of the Medical Service, Candidate of Medical Sciences (St. Petersburg. E-mail: sjs81@mail.ru).

Summary. In modern conditions, the development of practical skills in medicine with the help of new simulation technologies is becoming an integral part of the educational process. Such training makes it possible to improve the algorithms of clear and consistent actions of the doctor in both standard and emergency situations, bringing them to absolute automatism if necessary.

Keywords: digital medical software and hardware platform «Dimedus».

Т Тифровая медицинская про- изучить сценарные планы в рамках и отработать профессиональные

J_1_граммно-аппаратная платфор- симуляционного обучения раз- навыки коммуникации, диагности-

ма «Димедус» позволяет подробно личных клинических ситуаций ки, лечения и командного взаимо-

АРМИЯ-2023 А

действия, в том числе и в виртуальной среде. Целевой аудиторией её использования являются курсанты и студенты 4-6 курсов, а также ординаторы 1-2 года обучения и врачи, осуществляющие подготовку в рамках дополнительного профессионального образования.

В состав цифровой медицинской программно-аппаратной платформы входят: интерактивный сенсорный экран, интерактивный сенсорный стол, 3 набора УИ-оч-ков и контроллеров и 7 планшетов с предустановленным программным обеспечением (см. фото 1).

Образовательные клинические виртуальные кейсы цифровой медицинской платформы работают на мобильных и стационарных устройствах (в т.ч. с использованием облачного хранения), т.е. обучение можно проводить непосредственно в учебных классах кафедры, а также дистанционно с домашних электронных устройств, для которых выделено 1000 лицензий. Все данные, необходимые для работы цифровой медицинской обучающей платформы, обезличены и не требуют персональной регистрации. Для эффективной работы требуется наличие скоростного Интернета не менее 50 мб/с.

Виртуальные кейсы обеспечивают реализацию более 200 симуля-ционных сценариев диагностики и лечения различных нозологий по более чем 20 медицинским специальностям, которые могут осуществляться на любом из электронных устройств, интегрированных в систему. При этом обучение в каждом симуляционном сценарии подразумевает использование аудиовос-произведения звуковых феноменов, получаемых при физикальном обследовании пациента, а также визуализацию протоколов инструментальных исследований, включая ЭКГ, рентгенограммы, данные лабораторных исследований. При формировании алгоритмов лечения имеется возможность изменения показателей физиологического статуса пациента, что делает необ-

ходимым оперативно корректировать фармакологическую терапию, а при необходимости имитировать проведение неотложных или реанимационных мероприятий. По завершении обучающего модуля в режиме немедленной обратной связи обучаемому выставляется объективная оценка, представляющая из себя отчёт, позволяющий выявить и оценить ошибки, допущенные при выполнении соответствующих практических действий.

Помимо лечебно-диагностических сценариев на платформе представлено большинство станций объективного структурированного клинического экзамена, прохождение которых необходимо при проведении второго (прак-тико-ориентированного) этапа первичной специализированной аккредитации. Данные возможности цифровой медицинской программно-аппаратной платформы позволяют при необходимости неоднократно отработать в виртуальной среде прохождение объективного структурированного клинического экзамена в строгом соответствии с алгоритмами и чек-листами паспортов станций в строгом соответствии с требованиями Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Представляемый цифровой медицинский программно-аппаратный комплекс для обучения с имитацией работы в виртуальной клинике был внедрён в образовательный процесс на 1 кафедре (терапии усовершенствования врачей) Военно-медицинской академии, которая осуществляет подготовку слушателей и ординаторов по различным медицинским специальностям и организует проведение первичной специализированной аккредитации врачей по пульмонологии, терапии, кардиологии, эндокринологии, функциональной диагностике. Предполагалось, что использование данной платформы окажется эффективным и при обучении курсантов факультетов подготовки врачей

Фото 1. Сенсорный стол, планшет, УЯ-очки

по циклу «Клиническая эндокринология» в рамках дисциплины «Госпитальная терапия».

Исследование эффективности использования цифровой медицинской программно-аппаратной платформы в подготовке слушателей Военно-медицинской академии к прохождению первичной специализированной аккредитации было организовано с целью объективизации результативности этой системы обучения.

Технические составляющие работы с программно-аппаратной платформой «Димедус». Стартовая локация. После входа в программу как при использовании планшетов, так и интерактивной доски обучающиеся и преподаватели попадают в стартовую локацию, содержащую лайтбоксы, активируя которые раскрывается соответствующее подменю (см. фото 2).

Выбор сценария. После загрузки кабинета на первой вкладке интерактивного сенсорного экрана или дублирующего его планшета пользователю предлагается осуществить на виртуальном планшете выбор необходимого сценария. Далее во вкладке «Умения» производится выбор действия: опрос, физикальный осмотр пациента и т.д. Во вкладке «Компетенция» определяется профессиональный уровень обучаемого: студент, ординатор, врач, а во вкладке «Специализация» - необходимая

специальность: «Эндокринология», «Пульмонология», «Кардиология» и т.д. (см. фото 3).

Финальный экран после выбора сценария отражает его описание и ссылку на источник, по которому он был создан.

Методика отработки практических навыков. Отработка навыков при проведении практических занятий начиналась с выбора сценариев по темам текущих занятий, таких, к примеру, как сахарный диабет и неопухолевые заболевания щитовидной железы в рамках обучения по циклу «Клиническая эндокринология». В процессе работы с системой слушатели последовательно проходили все этапы диагностики и лечения указанных заболеваний, что способствовало закреплению практических компонентов соответствующих компетенций. Интерактивная работа с системой, как правило, проводилась в группах численностью около 10 человек, при этом действия непосредственного пользователя визуально оценивались как всеми участниками группы, так и преподавателем. По мере возможности каждый из обучаемых самостоятельно участвовал в прохождении одного из выбранного сценария по изучаемой учебной дисциплине.

Первый этап обучения включал в себя опрос пациента со сбором жалоб и данных анамнеза и представлял из себя работу в обучающем модуле с интерактивным больным в виртуальной клинике.

Второй этап предусматривал объективный осмотр больного с оценкой состояния всех органов и систем организма на основании получения визуальной и звуковой (аускультация, перкуссия) информации виртуальной клиники.

Третий этап сводился к формулировке предварительного диагноза.

На четвёртом этапе совместно с преподавателем осуществлялись получение и оценка лабораторных и инструментальных исследований, предлагаемых информационной

базой из виртуальной клиники по данному пациенту, и верификация окончательного диагноза.

Аналогичное применение обучающих цифровых модулей виртуальной клиники использовалось и на практических занятиях с клиническими ординаторами по специальностям: «Терапия», «Пульмонология», «Кардиология» и «Эндокринология». При этом алгоритмы использования модулей отличались более высокими уровнями компетенций, более широким спектром клинических форм изучаемых заболеваний в рамках соответствующих специальностей и возможностью отработки сценариев «Неотложная помощь» с применением УИ-очков и контроллеров.

Таким образом, углубленная отработка слушателями необходимых практических навыков при различных клинических ситуациях, проводимая не у «постели больного», обеспечивает за счёт широких возможностей виртуальной цифровой клиники значительную детализацию особенностей заболеваний и доведение до автоматизма последовательности действий врача как в плановой, так и в неотложной медицинской помощи. Кроме того, использование возможностей данной платформы позволило досконально разобрать приёмы диагностики и отработать варианты лечения редко встречающейся патологии внутренних болезней или нозоло-гий, объективно отсутствующих в настоящий момент в клинических отделениях.

Использование программно-аппаратной платформы «Ди-медус» в подготовке к аккредитации специалистов. Для допуска к профессиональной медицинской деятельности медицинских работников по новой медицинской специальности необходимо прохождение процедуры первичной специализированной аккредитации. Важным этапом подготовки к первичной специализированной

А АРМИЯ-2023

аккредитации является проведение так называемых репетиционных экзаменов - тестирования (1 этап), решения ситуационных кейсов (задач) и отработки практических навыков и умений в различных клинических ситуациях в зависимости от медицинской специальности.

В соответствии с проведённым специалистами кафедры всесторонним анализом процедуры аккредитации выявлено, что наибольшие трудности в процессе подготовки к прохождению аккредитации специалистов вызвала демонстрация практических навыков для прохождения второго (практико-ориентированного) этапа. Это связано с тем, что доведение действий аккредитуемого до автоматизма на соответствующих станциях требует тщательной отработки навыка, чего невозможно достичь иным образом, кроме как за счёт неоднократного повторения. Поэтому сотрудники кафедры предложили новую практическую модель подготовки ко второму этапу аккредитации - отработка клинических сценариев с использованием виртуальной цифровой медицинской клиники.

Обеспечить данную задачу позволила возможность изменения фильтров в отображении необходимых сценариев с определением необходимой специализации («Пульмонология», «Кардиология» и т.д.), а также установка во вкладке «Умения» параметра «Объективный структурированный клинический экзамен» и параметра «Врач-специалист» во вкладке «Компетенция».

Существует несколько режимов прохождения сценариев станций первичной специализированной аккредитации: «Обучение», «Выполнение» и «Экзамен».

Режим «Обучение» предлагает виртуального помощника, который подсказывает нам каждый шаг действий, при этом в вариантах выбора указываются только правильные варианты ответов.

АРМИЯ-2023 М

Фото2. Стартовая локация Фото3. Выбор сценария

В режиме «Выполнение» виртуальный помощник осуществляет подсказки только в случае, если нарушен порядок выполнения действия, а в варианты ответов добавляются и неправильные ответы.

В режиме «Экзамен» присутствует полный выбор ответов (включая неправильные действия), подсказки ассистента отсутствуют.

В проведённом сотрудниками кафедры исследовании эффективности подготовки слушателей Военно-медицинской академии к сдаче первичной специализированной аккредитации с помощью цифровой медицинской программно-аппаратной платформы приняли участие 32 медицинских специалиста по специальностям: «Терапия», «Пульмонология», «Кардиология» и «Функциональная диагностика». Все слушатели были разделены на группы: по специальности «Пульмонология» - 4, «Кардиология» - 9, «Функциональная диагностика» - 13, «Терапия» - 6 человек. К работе по подготовке специалистов в цифровой медицинской программно-аппаратной платформе были привлечены преподаватели кафедры, непосредственно участвующие в подготовке и проведении практико-ориенти-рованного этапа первичной специализированной аккредитации.

Для групп слушателей по специальностям «Пульмонология» и «Кардиология» (13 чел.), помимо занятий в симуляционном центре

в течение месяца, предшествующего прохождению первичной специализированной аккредитации, были организованы регулярные (3-4 раза в неделю по 2 академических часа) дополнительные занятия с использованием виртуальной многопрофильной учебной клиники.

Контрольную группу, которая не проходила дополнительную подготовку с помощью виртуальной многопрофильной учебной клиники, составили 19 врачей-специалистов, заканчивающих переподготовку по специальности «Функциональная диагностика и терапия».

С целью отработки практических навыков в основной группе были выбраны модули «Базовая сердечно-лёгочная реанимация», «Экстренная медицинская помощь» и «Физикальное обследование пациента» (сердечно-сосудистая или дыхательная система), при этом данные модули в системе «ШМЕБШ» были абсолютно идентичны сценариям, размещённым на сайте Методического центра аккредитации Министерства здравоохранения Российской Федерации. В ходе занятия совместно с преподавателем каждый слушатель поэтапно отрабатывал практические действия в каждом из имеющихся режимов - «Обучение», «Выполнение» и «Экзамен». Часть слушателей проходила обучение с помощью интерактивной доски, другая - на индивидуальных план-

шетах, после чего группы менялись локациями. Важно отметить, что первые дни проведения этих занятий были посвящены отработке навыков именно в режиме «Обучение», что позволило довести действия врача в этой виртуальной системе до автоматизма. Далее отработка сценариев станций выполнялась в режиме «Выполнение», что выявило ошибки выполнения действий обучающихся. Совместно с преподавателем на групповых занятиях производился анализ погрешностей и неправильно выполненных действий каждого слушателя. В результате на отработку режима «Экзамен» обучающиеся допускались с успешно пройденными предыдущими этапами обучения.

Итогом проведения первичной специализированной аккредитации в Центре аккредитации медицинских (фармацевтических) специалистов Министерства обороны Российской Федерации было успешное прохождение всех этапов аккредитации всеми обучаемыми, в том числе и теми, чья подготовка не подразумевала использование виртуальной многопрофильной учебной клиники. Тем не менее в процессе прохождения прак-тико-ориентированного этапа аккредитации как экспертами, так и преподавателями кафедры, участвующими в её обеспечении, было отмечено, что у слушателей по специальностям «Пульмоно-

X }\

АРМИЯ-2023

логия» и «Кардиология» на прохождение большинства станций уходило значительно меньше времени в отличие от обучающихся по специальности «Функциональная диагностика и терапия» (6 мин. 50 сек. против 7 мин. 45 сек. соответственно), т.е. скорость прохождения станции увеличилась более чем на 13%.

Кроме того, было отмечено, что слушатели, не прошедшие дополнительную подготовку на базе цифровой медицинской программно-аппаратной платформы, показали недостаточно успешные результаты. Так, 4 из 13 обучающихся по специальности «Функциональная диагностика» не смогли уложиться в предоставленное для прохождения станции время, а 3 из 6 врачей-терапевтов не смогли преодолеть 2 этап аккредитации с первого раза. Нет сомнений, что данный факт был обусловлен недостаточной подготовкой по алгоритму «Оказание неотложной помощи» на соответствующих станциях.

Анонимное анкетирование, проведённое по завершении подготовки к аккредитации среди обучаемых с помощью виртуальной многопрофильной учебной клиники, показало, что большинство (7 из 13) оценили работу в системе по всем пунктам на оценку «отлично». 2 слушателя оценили алгоритмы работы с системой на «хорошо», а остальные пункты на «отлично». 3 оценили на «отлично» лишь первый пункт анкеты, оценив остальные на «хорошо» и лишь 1 обучаемый оценил все пункты на «хорошо». Таким образом, удовлетворённость подготовкой к первичной специализированной аккредитации с помощью цифрового медицинского программно-аппаратного комплекса среди обучаемых составила 100%.

В качестве дополнительных комментариев к анкете обучающиеся отметили, что ими было получено очевидное преимущество в виде возможности использования си-

Фото 4. Работа в группе с преподавателем

стемы для подготовки к аккредитации в домашних условиях. Было замечено, что обучающимся старшего возраста работать в системе несколько сложнее, чем молодым. Также обращено внимание, что алгоритм и последовательность действий при осмотре пациента на станции «Физикальное обследование» отличаются от классического осмотра по канонам пропедевтики, что затрудняет прохождение станции.

В целом результаты анонимного анкетирования показали очевидную удовлетворённость слушателей работой с системой виртуальной многопрофильной учебной клиники, а также возможность её дальнейшего эффективного использования в подготовке к прохождению первичной специализированной аккредитации.

В настоящее время во взаимодействии с российскими производителями цифрового медицинского программно-аппаратного комплекса начата работа по разработке собственных сценариев, предложенных сотрудниками кафедр Военно-медицинской академии. Кроме того, в электронные учебники по ряду специальностей внесены дополнения по обучению курсантов и слушателей с применением виртуальной многопрофильной учебной клиники.

В августе 2023 года спланирован показ цифровой медицинской программно-аппаратной платформы с собственным разработанным сценарием, учитывающим военно-профессиональную направленность обучения, на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2023».

Следует констатировать, что применение виртуальной многопрофильной учебной клиники при проведении практических занятий с курсантами и слушателями академии существенно повышает уровень освоения основ пропедевтики, позволяет получить уверенные навыки верификации диагноза и формирования обоснованных лечебных назначений. Безусловна и неоспорима роль цифровой медицинской программно-аппаратной платформы как для формирования навыков оказания неотложной помощи, так и для подготовки слушателей к прохождению первичной специализированной аккредитации. Следует признать, что программно-аппаратный комплекс для медицинского обучения станет существенным дополнением в обучении и качественном освоении практических навыков наравне с другими современными высокотехнологичными методами симу-ляционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.