Научная статья на тему 'Цифровая печать в медиапространстве'

Цифровая печать в медиапространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

123
27
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / БУМАЖНЫЙ НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Иванов Александр Васильевич

Медиапространство сегодня существует везде, где есть возможность принимать телеили радиосигнал. Большинство наших детей, особенно в мегаполисах, не озабочены тем, где найти интересную книгу, они ищут конкретную информацию либо общаются в Интернете. При этом бумажный носитель отходит на второй план. Казалось бы, все очевидно, а между тем потребление бумаги в мире растет особенно той, которая предназначена для лазерных принтеров. Что же происходит?

Digital printing in media space

The article touches upon the problem concerning the perspectives of digital printing and the future lot of the paper information medium the coming death or its fundamental nonremovability. The author holds the opinion that human brain is not already prepared for the total transition to electronic forms of information representation.

Текст научной работы на тему «Цифровая печать в медиапространстве»

BUDENKOVA E, TSVELYUKH I. COOPERATIVE LEARNING BY MEANS OF WEB 2.0

The methodical algorithm of Web 2.0 integration to the cooperative learning-based didactic process is observed in the article. The implementation of the method “Coop-Coop” created by S. Kagan is presented as an example of e-learning experience within the bounds of the network intercultural project “The way we are” taking place in the SibSAU and the public school in Shasta, North California.

Key words: informatization of education, information and communication technology, Web 2.0 services, cooperative learning.

А.В. ИВАНОВ, профессор Санкт-Петербург ский государственный политехнический университет

Цифровая печать в медиапространстве

Медиапространство сегодня существует везде, где есть возможность принимать теле- или радиосигнал. Большинство наших детей, особенно в мегаполисах, не озабочены тем, где найти интересную книгу, - они ищут конкретную информацию либо общаются в Интернете. При этом бумажный носитель отходит на второй план. Казалось бы, все очевидно, а между тем потребление бумаги в мире растет - особенно той, которая предназначена для лазерных принтеров. Что же происходит?

Ключевые слова: медиапространство, бумажный носитель информации, цифровая печать, университетское книгоиздание.

Принтер или iPad?

Сегодня принтер стал рядовым офисным явлением, и стоимость его постоянно снижается. Особенно увеличился бумажный документооборот в государственных структурах. Если проанализировать бухгалтерскую и кадровую отчетность, то можно увидеть, что компьютеризация не только не облегчила жизнь людям «государственным», но и в несколько раз увеличила потоки бумаготворчества!

В конце прошлого столетия благодаря разработкам военно-промышленного комплекса США появилась Всемирная паутина - Интернет, которая за исторически ничтожный срок в два с небольшим десятилетия завоевала 2 млрд. пользователей! Интернет зачастую рассматривается как главный конкурент телеэфиру и печатным средствам массовой информации. Так ли это? Может быть, речь идет о новом дополнении к уже существующим технологиям хранения и передачи информации?

Человеческая мысль не стоит на месте: сегодня широкое распространение получили ридеры - электронные устройства для чтения книг с экранов, поистине революционным стало внедрение технологии iPad, где конвергенции подверглась сразувидео--звуко- и текстовая информация. При этом суммарные тиражи бумажных изданий в России, хотя и имеют тенденцию к снижению, еще достаточно прочно удерживают свои позиции.

Выступая с докладом на конгрессе издателей и дистрибьюторов США в 2010 г., президент компании «Конде Наст» Чак Таунсед заявил, что находящиеся на передовых позициях издатели сегодня должны руководствоваться концепцией «Издательского дома - 360 градусов », т. е. продвигать контент по всем возможным направлениям и каналам и превращать издательский бизнес будущего в рекламное агентство полного цикла. Он также сообщил, что значительная часть журналов его издатель-

ского дома в настоящее время переведена на технологии iPad и широко представлена в них. В среднем за месяц владельцы iPad скачивают 90 000 копий журналов, выпускаемых компанией, однако большинство из них не отказываются от чтения бумажных версий этих изданий. Таким образом, использование iPad, по сути, позволяет расширять аудиторию и увеличивать продажи бумажных версий.

Новый игрок - ридер

Пользователи Интернета и участники различных социальных сетей по-прежнему тяготеют к бумажным носителям: журнал, распечатанный из твиттера или блога в ЖЖ, - реальность нашего времени. Психологически читать и обрабатывать информацию с бумажных носителей проще, чем работать с электронными изданиями. На экране можно увидеть один документ, а на столе их можно разложить до сотни и изучать, не напрягая зрение. Однако ридер - электронное устройство для чтения текстов - сегодня бурно завоевывает рынок. Ридеры массово закупаются университетами развитых стран и выдаются студентам с закачанными учебными материалами.

Когда я покупал ридер в начале 2010 г., мне представлялась картина обновленной усовершенствованиями жизни интеллигента, который имеет возможность благодаря одному устройству весом 160 граммов пользоваться библиотекой в 12000 полнообъемных книг. В Интернете имеется множество доступных файлов, и если даже это платный файл, то стоимость его

- не более 50 рублей. При этом книги вполне презентабельны, размер шрифта можно менять по желанию и увеличивать до любых размеров для слабовидящих. Прошел год - ридер я использовал только пару раз в поездках. Но за это же время я прочитал семь обычных бумажных книг и достаточное количество статей в журналах.

Об экономике вопроса и не только

Многие считают, что век полиграфии скоро закончится. Цифры продаж iPad 2 поражают воображение. Очередь за «великим» изобретением выстроилась на месяц вперед даже в США. Но... «продвинутые » американцы воспринимают пользующийся такой популярностью компьютер как новую игрушку. iPad способен поддерживать высококачественное полноцветное изображение, обеспечивать беспрерывную работу в течение девяти часов, взаимодействовать со Всемирной паутиной, «крутить» фильмы на пока еще маленьком экране и качественно воспроизводить музыку. Однако «эффект присутствия», который нам дарит хорошая книга или фильм, для него недостижим. Помимо этого, набор текста и его редактирование - процессы, над которыми еще предстоит поработать.

Техническая революция в области ин-формационныхтехнологий еще не достигла своего апогея, когда «верхи не могут, а низы не хотят» жить как прежде, - не готов человеческий разум к полному переходу на электронные формы представления информации, особенно для такого досуга, как чтение! Теоретически легко представить человечество, пользующееся только электронными способами передачи информации, но практически все не так-то просто: экономика и психология чтения - главные препятствия на пути к продвижению новых технологий.

Еще один немаловажный психофизиологический аспект: сколько информации может обработать за определенный интервал времени мозг среднестатистического человека? Нужно ли ему владеть такими огромными массивами данных, которые закачиваются в обычный ноутбук? Только 0,5% населения планеты рождаются с повышенными умственными способностями, и им действительно необходима солидная информационная подпитка. Рядовой пользователь сегодня не ушел дальше, чем

его предшественник 100 лет назад, в своей потребности обрабатывать повседневную рутинную новостную ленту окружающего мира. Он не в состоянии освоить столько информации, сколько сегодня предлагает нам медиаэфир, в конкретный промежуток времени ему нужна только одна книга или один фильм.

А мировой трафик Интернета к 2014 г. вырастет более чем в четыре раза (главным образом - за счет растущей популярности видео- и социального общения) и составит 767 млрд. Гбайт - прогнозирует производитель сетевого оборудования Cisco Systems Inc. Для просмотра всей видеоинформации, которая будет скачана пользователями в 2014 г., потребуется 72 млн. лет

- сообщает Reuters.

Приведенные цифры иллюстрируют тот факт, что бумажный носитель был своего рода цензором, который в силу технических и экономических причин удалял информационный «спам».

Ксерокс сдавать позиции не собирается

22 октября 1938 г. американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней в отеле «Астория» (штат Нью-Йорк) получили первое ксерографическое изображение способом сухого электростатического переноса. Эта дата, по существу, является днем рождения цифровой печати. Через десять лет состоялась публичная демонстрация копировального аппарата Xerox Model А, выпущенного компанией «Галоид». Популярность копира превзошла все ожидания, и в 1961 г. компания была переименована в «Ксерокс». Благодаря изобретению Ч. Карлсона был решен технический вопрос копирования бумажных документов, а принцип электрофотографии позже был использован при создании лазерных принтеров для распечатки цифровых текстов с персонального компьютера. Именно это изобретение стало основой для построения периферийных

печатающих устройств. В дальнейшем данный способ печати занял мощный сегмент на рынке полиграфического производства.

Появление новой технологии, стартовавшей как электронное устройство для распечатки текстов и графических изображений, в конце XX в. взорвало мир традиционной печати! Стоит отметить, что технология, названная цифровой печатью, развивается очень интенсивно. По прогнозам Pira International, рост производства цифрового печатного оборудования к 2014 г. составит 113,9%, что в разы превышает темпы прироста производства оборудования по другим видам печати.

Возможности «цифры» - так именуют цифровую печать профессионалы-полиграфисты, по сути, схожи с Интернет-контентом. И в том, и в другом случаях мы имеем дело с файлами, которые достаточно быстро конвертируются в приемлемый для печати формат. Скорость печати практически мгновенна и занимает считанные минуты. Единственный вопрос - это стоимость отпечатка. Сегодня большой процент населения имеют домашний принтер и предпочитают распечатывать тексты на нем, хотя стоимость этого отпечатка намного выше отпечатка, полученного промышленным способом.

Аналитики считают, что без бумаги в обозримом будущем нам не обойтись. Она останется основным носителем как для глянцевых журналов, так и для книг. Цифровые технологии вряд ли заменят бумагу окончательно - вопросы удобства пользования, элитарности и престижа здесь играют далеко не последнюю роль. В России объем потребления бумаги и картона на душу населения в 2009 г. составил 42,4 кг (79,6% к 2008 г.), тогда как в экономически развитых странах уровень потребления значительно выше: в Финляндии - 330 кг, Швеции - 295 кг, Германии - 226 кг.

Есть еще и чисто экономические причины, которые не позволяют вооружить все человечество планшетниками и ридерами.

В настоящее время они доступны лишь для достаточно обеспеченных и «продвинутых» пользователей. Выход в Сеть имеют 71% жителей развитых государств и 21% - развивающихся, а домашний Интернет соответственно - 63 и 13,5%. Если предположить, что 12 млн. ежедневных посетителей социальной сети «Вконтакте» завтра захотят купить iPad, то им потребуется 8,4 млрд. долларов, что в шесть раз превысит объем рекламного дохода российских СМИ в 2010 г.! Особо следует отметить: весь годовой оборот полиграфической промышленности России в 2009 г. составил 6,69 млрд. долларов.

Здесь уместно вспомнить об изобретении печатного станка И. Гутенбергом в 1445 г. Технология печати развивалась четыре века. И не было ни литературного бума, ни массового чтения как формы досуга, пока в начале XIX в. не был освоен промышленный отлив бумаги. Эта технология позволила сделать книгу, точнее -стоимость бумаги, доступной массовому потребителю. Именно XIX век дал миру плеяду авторов-классиков во всех странах! Однако как в средневековой Германии, так и сегодня очень важно уметь правильно применять и, главное, сопровождать прогрессивные технологии.

Маркетинговое острие «цифры»

Консультативный совет клиентов высшего образования корпорации «Ксерокс» (КСКВО), на котором мне была предоставлена возможность сделать доклад на тему «Университетское цифровое книгоиздание: российские перспективы», достаточно подробно разбирал проблемы всеобщей циф-ровизации и печатной реальности. Не покидало ощущение глобальных перемен. В какой форме и с помощью каких технологических платформ будет передаваться и поступать информация? Останется ли книга на бумажном носителе? Как использовать мировой инфоресурс с помощью циф-ровыхпечатных систем?

Поразил подход корпорации «Ксерокс » к своим пользователям в системе университетской печатной индустрии. Эд Даниель-чак - руководитель отдела маркетинга - постоянно собирает на специальные встречи менеджеров вузов, использующих цифровые технологии печати. Участники встреч обсуждают новые технологии, технические новинки и изучают тренды развития рынка.

Джон Конлей - специалист «Ксерокс»

- презентовал «Эспрессо Бук машин» (ЕБМ), которая за четыре минуты в любом месте земного шара распечатывает любую книгу до 800 страниц в переплете библиотечного качества из единого хранилища, насчитывающего 3 млн. записей Domain Google Books (доступ предоставлен Ingram Lighting Source). Машина проводит мониторинг загружаемых книг и производимых оплат с целью учета. Применительно к неанглоязычным странам, видимо, будет предусмотрен свой информационный портал. В названии «эспрессо» кроется намек на аналогию с кофейным автоматом: загрузил зерна, налил воду, выбрал продукт и через пару минут получил напиток!

Машина занимает площадь около 2 кв. м и требует постоянного подключения к Интернету со скоростью 10 Мбайт/ с. Производительность ЕБМ - до 40 000 книг в год, причем предусмотрено изготовление полноцветных обложек (для этих целей в состав оборудования встроен струйный принтер Epson Color Ink Jet Cover Printer). Данная технология будет востребована вузами и библиотеками, но насколько она адаптирована к российским реалиям? Стоимость, запуск в эксплуатацию, обслуживание, сервисное обеспечение, интеграция в книжную базу данных - вопросов достаточно много. Но пока продажи в Российской Федерации еще не стартовали, есть время для их осмысления.

Цифровая печать в социальных сетях -услуга, которая, как ожидает Петер Муир (президент Bizucate), будет развиваться на рынке ускоренными темпами. Насколько

технология изучена и востребована в России - вопрос отдельный, но в развитых странах она становится популярной. Каждый желающий может заказать и распечатать свой блог, подборку материалов из социальных сетей по определенной тематике и т.д. Здесь есть, на мой взгляд, серьезная нерешенная проблема, связанная с авторским правом: пользователь, публикующий свой материал в Интернете, по умолчанию не претендует на имущественные авторские права. В отличие от автора, выпускающего свою книгу через издательство, автор блога имеет право только на имя (на цитирование) - и не более того. Не секрет, что основная проблема глобального перевода всех текстовых материалов в цифровой вид и обеспечение к ним доступа - проблема имущественная, связанная с получением гонорара. Именно эта причина не позволяет сформировать единую глобальную библиотеку современных авторов и их наследников.

Университетское учебное книгоиздание и его развитие с применением цифровых печатных технологий - отдельная тема для обсуждения на КСКВО. Именно здесь есть действительно прорывные возможности, и именно здесь успех несомненен! Компоновка текстов, построение учебных материалов под специальные аудитории, использование технологии печати с переменными данными и самое главное - почти мгновенная распечатка бумажной версии для любой аудитории - такой подход универсален именно в среде университетского книгоиздания. Данные инсталляций оборудования свидетельствуют о многом: только за последние пять лет в Российской Федерации 65 университетов приобрели пакеты цифрового печатного оборудования.

Перспективы «цифры» в университетском книгоиздании

Следует отметить, что в России пока еще не структурированы и четко не обозначены, как в США, те задачи, под которые

приобреталась тяжелая цифровая техника. Менеджеров американских университетских типографий поразил факт недостаточной загрузки оборудования в нашей стране. Сравнивая объемы полиграфического производства в долларовом эквиваленте, можно сделать вывод, что даже в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете оборудование «слегка » простаивает при практически равных затратах. Здесь необходимо сразу же уточнить, что вуз в США является основным заказчиком печатных услуг. Именно вуз формирует пакет заказов на «цифру» и финансирует его! Этот пакет состоит из огромного количества писем абитуриентам, студентам и выпускникам с персонификацией данных; из рекламной продукции различного содержания; из малых тиражей книг для учебного и научного процессов. Значителен объем материалов разового использования - почитал и выбросил. Поэтому неудивительны цифры потребления бумаги в России - в пять-семь раз ниже, чем в развитых странах!

Можно констатировать следующее. Рынок цифровой печати в среде отечественного университетского книгоиздания находится еще в стадии формирования и во многом зависит от макроэкономической ситуации в стране. Политика Министерства образования и науки РФ или отсутствие ее во многом определяют политику управления на местах (в вузах). Если раньше книгоиздательской и библиотечной деятельностью в университетской среде занималось специальное Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек в министерстве, то после его расформирования уже в течение пяти лет нет ни одной структуры, ответственной за данное направление. В условиях достаточно жесткой вертикали власти в стране надеяться, что в государственном секторе образования будут работать рыночные механизмы, представляется необоснованным. Рынок действует по иным законам, не имеющим точек соприкосно-

вения с современной государственной системой высшего образования.

Сегодня мы являемся очевидцами глобальной информационной революции. Уже завтра подрастающие поколения в школе будут учиться технологиям ориентации в информационном пространстве. Да, книга есть, и книга будет, в каком бы формате она ни была представлена - в электронном или бумажном. Но уже сейчас копилка мирового знания переполнена до краев, и процесс имеет тенденцию к росту. Глобальная сеть Интернет - это мощнейший маршрутизатор в потоке текстовых, звуко- и видеосообщений. По экспертной оценке компании Рпетйг, объем цифровой печати в 2020 г. достигнет по-

чти 700 млрд. страниц! То есть увеличится более чем в два раза по сравнению с сегодняшним днем.

Будет ли заменена книга электронным изданием, исчезнет ли совсем, рассуждать на эту тему сегодня бессмысленно. Мировые технологии и производство электронных устройств для чтения пока еще не способны кардинально изменить ситуацию. Внедрение цифровых печатных систем значительно отдалило решение кардинального вопроса о том, какой будет книга завтра

- бумажной или электронной. Сколько бы дискуссий ни развертывалось на медийную тематику - все они ведутся с помощью печатного слова. А это - серьезный аргумент в пользу «твердой копии »!

IVANOV A. DIGITAL PRINTING IN MEDIA SPACE

The article touches upon the problem concerning the perspectives of digital printing and the future lot of the paper information medium - the coming death or its fundamental nonremovability. The author holds the opinion that human brain is not already prepared for the total transition to electronic forms of information representation.

Key words: media space, digital printing, paper information medium, university book-publishing.

Информация для авторов

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а. л. (2О ООО знаков), в отдельных случаях до 0,75 а. л. (ЗО ООО знаков). Текстовый редактор — Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5. Сложные рисунки, графики и таблицы должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 (ш) х 206 (в) мм).

В статье должны быть указаны следующие данные.

Сведения об авторах:

• фамилия, имя, отчество всех авторов полностью (на русском и английском языке);

• полное название организации — место работы каждого автора в именительном падеже, страна, город (на русском и английском языке).

• ученая степень, звание, должность;

• адрес электронной почты;

• контактный телефон.

Название статьи (не более пяти слов). Приводится на русском и английском языке.

Аннотация и ключевые слова на русском и английском языке (тексты, переведенные электронным способом, рассматриваться не будут!).

Общие требования к статьям см. на сайте www.vovr.ru