Научная статья на тему 'Цифровая печать в медиапространстве'

Цифровая печать в медиапространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
269
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / СМИ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванов Александр Васильевич

Переход на электронные каналы передачи и хранения информации, усиливающаяся роль медиа-пространства в жизнедеятельности человека и, как следствие, изменение парадигмы сознания общества привели к снижению роли печатных СМИ и ослаблению рынков книгоиздания на бумажном носителе. В статье рассматриваются различные модели дальнейшего развития печатной индустрии в среде университетского книгоиздания РФ на базе технологии цифровой печати

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital printing in the university publishing in the Russia and USA, technology internet and technology «iPad» are developing in the nearest future. This article about different models researching ways developing printing digital industry in the global information sphere

Текст научной работы на тему «Цифровая печать в медиапространстве»

УДК655:655.5:316.77

А.В. Иванов

ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Медиапространство сегодня существует везде, где есть возможность принимать теле- или радиосигнал. Наши дети, особенно в мегаполисах, не озабочены тем, где найти интересную книгу, они ищут конкретную информацию либо общаются в интернете. При этом бумажный носитель отходит на второй план. Казалось бы, все это так, но потребление бумаги в мире растет, особенно той, которая предназначена для лазерных принтеров. Причем происходит это достаточно высокими темпами.

Принтер или ¡Ра(1?

Сегодня принтер стал рядовым офисным явлением, и стоимость его постоянно снижается. Особенно увеличился бумажный документооборот в государственных структурах. Достаточно проанализировать бухгалтерскую и кадровую отчетность, чтобы увидеть: компьютеризация не только не облегчила жизнь людям «государственным», но в несколько раз увеличила бумаготворчество!

В конце прошлого столетия благодаря разработкам военно-промышленного комплекса США появилась «Всемирная паутина» — интернет, которая за исторически ничтожный срок в два с небольшим десятилетия завоевала 2 млрд пользователей! Интернет как коммуникационная платформа сегодня — главный конкурент телеэфиру, печатным средствам массовой информации и досуга. Так ли это? Возможно, речь идет о новом дополнении к уже существующим технологиям хранения и передачи информации?

Человеческая мысль не стоит на месте: широкое распространение получили ридеры — электронные устройства для чтения книг с экранов, поистине революционным стало внедрение технологии ¡Рас!, ведь конвергенции подверглись сразу видео-, аудио- итекстовая информация. Хотя при этом суммарные тиражи бумажных изданий в России и имеют тенденцию к снижению, но еще достаточно прочно удерживают свои позиции.

Выступая с докладом на конгрессе издателей и дистрибьюторов США в 2010 году, прези-

дент компании «Конце Наст» Чак Таунсед заявил, что издатели, находящиеся на передовых позициях, сегодня должны руководствоваться концепцией «издательского дома — 360 градусов», т. е. продвигать контент по всем возможным направлениям и каналам, доступным современному человеку, и превращать издательский бизнес будущего в рекламное агентство полного цикла. Он также сообщил, что значительная часть журналов его издательского дома в настоящее время переведена на технологии ¡Рас! и широко представлена в них. В среднем за месяц владельцы ¡Рас! скачивают 90 000 копий журналов, выпускаемых «Конце Наст», но большинство из них не отказываются от чтения бумажных версий этих изданий. Таким образом, использование ¡Рас!, по сути, позволяет расширить аудиторию и увеличить продажи бумажных версий.

Новый игрок — ридер

Пользователи интернета и участники различных социальных сетей уже сегодня тяготеют к бумажным носителям: журнал, распечатанный из твиттера или блога в ЖЖ, — реальность нашего времени. Психологически читать и обрабатывать информацию с бумажных носителей проще, чем работать с электронными изданиями. На экране можно увидеть один документ, а на столе их можно разложить до сотни и изучать, не напрягая зрение. Однако ридер — электронное устройство для чтения текстов — сегодня бурно завоевывает рынок. Ридеры массово закупаются университетами развитых стран и выдаются студентам с закачанными учебными материалами.

Когда я покупал ридер в начале 2010 года, мне представлялась обновленная усовершенствованиями жизнь интеллигента, который имеет возможность благодаря одному устройству весом 160 граммов пользоваться библиотекой в 12 000 полнообъемных книг. В интернете множество доступных файлов, и если даже это платный файл, то стоимость его — не более 50 рублей. При этом книги вполне презентабельны, размер шрифта

í

можно менять по желанию и увеличивать до любых размеров для слабовидящих. Прошел год — ридер я использовал только пару раз в поездках. Но за это же время я прочитал семь обычных бумажных книг и достаточное количество статей в журналах.

Об экономике вопроса и не только

Многие считают, что век полиграфии скоро закончится. Цифры продаж ¡Рас! 2 поражают воображение. Очередь за «великим» изобретением выстроилась даже в США на месяц вперед. Но ... «продвинутые» американцы воспринимают пользующийся такой популярностью компьютер как новую игрушку. Да, ¡Рас! способен поддерживать высококачественное полноцветное изображение, обеспечивать беспрерывную работу в течение девяти часов, взаимодействовать со «Всемирной паутиной», «крутить» фильмы на пока еще маленьком экране и качественно воспроизводить музыку. Однако «эффект присутствия», который нам дарит хорошая книга или фильм, для него не достижим. Помимо этого, набор текста и его редактирование — процессы, над которыми Стиву Джобсу еще предстоит поработать.

Техническая революция в области информационных технологий еще не достигла своего апогея по-ленински, когда «верхи не могут, а низы не хотят» жить, как прежде, — не готов человеческий разум к полному переходу на электронные формы представления информации, особенно информации для досуга — чтения! Теоретически легко представить человечество, пользующееся только электронными способами передачи информации, но практически все не так-то просто: экономика и психология чтения — главные препятствия для новых технологий.

Еще один немаловажный психофизиологический аспект: сколько информации может обработать за определенный интервал времени мозг среднестатистического человека? Нужно ли ему владеть такими огромными массивами данных, которые закачиваются в обычный ноутбук? Только 0,5 % населения планеты рождаются с повышенными умственными способностями, и им действительно необходима солидная информационная подпитка. Рядовой пользователь сегодня не ушел дальше, чем сто лет назад его предшественник, в своей потребности обрабатывать повседневную рутинную новостную ленту окру-

Вопросы образования

жающего мира. Ему не требуется столько, сколько сегодня предлагает нам медиаэфир, ему нужна одна книга, один фильм в конкретный промежуток времени.

А мировой трафик интернета к 2014 году вырастет более чем в четыре раза и составит 767 млрд Гбайт — прогнозирует производитель сетевого оборудования «Cisco Systems Ine» — главным образом за счет растущей популярности видео-и социального общения. Для просмотра всей видеоинформации, которая будет скачана пользователями в 2014 году, потребуется 72 млн лет, сообщает «Reuters».

Приведенные цифры иллюстрируют тот факт, что бумажный носитель был своего рода цензором, который в силу технических и экономических причин удалял информационный «спам».

Ксерокс сдавать позиции не собирается

22 октября 1938 года американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней в отеле «Астория» (штат Нью-Йорк) получили первое ксерографическое изображение способом сухого электростатического переноса. Эта дата, по-существу, является днем рождения цифровой печати. Через десять лет состоялась публичная демонстрация копировального аппарата «Xerox Model А», выпущенного компаний «Галоид». Популярность копира превзошла все ожидания, ив 1961 году компания «Галоид» была переименована в «Ксерокс». Благодаря изобретению Ч. Карлсона был решен технический вопрос копирования бумажных документов; принцип электрофотографии позже был использован при создании лазерных принтеров для распечатки цифровых текстов с персонального компьютера. Именно это изобретение стало основой для построения периферийных печатающих устройств. В дальнейшем данный способ печати занял мощный сегмент нарынке полиграфического производства.

Появление в конце XX века новой технологии, стартовавшей как электронное печатное устройство для распечатки текстов и графических изображений, взорвало мир традиционной печати! Стоит отметить, что технология, названная цифровой печатью, развивается очень интенсивно. По прогнозам Pira International рост производства цифрового печатного оборудования к 2014 году составит 113,9%, что в разы превышает темпы прироста производства оборудования по другим видам печати.

Возможности «цифры» — так именуют цифровую печать профессионалы-полиграфисты — по сути схожи с интернет-контентом. И в том, и в другом случаях мы имеем дело с файлами, которые достаточно быстро конвертируются в приемлемый для печати формат. Скорость печати практически мгновенна и занимает считанные минуты. Единственный вопрос — это стоимость отпечатка. Сегодня большой процент населения имеет домашний принтер и предпочитает распечатывать тексты на нем, хотя стоимость этого отпечатка намного выше отпечатка, полученного промышленным способом.

Аналитики считают, что без бумаги в обозримом будущем нам не обойтись. Она останется основным носителем (возможно, постепенно вытесняемым) какдля глянцевых журналов, так и для книг. Цифровые технологии вряд ли заменят бумагу окончательно — вопросы удобства пользования, элитарности и престижа здесь играют далеко не последнюю роль. В России объем потребления бумаги и картона надушу населения в 2009 году составил 42,4 кг (79,6 % к 2008 году), тогда как в экономически развитых странах уровень потребления значительно выше: в Финляндии — 330 кг, Швеции — 295 кг, Германии — 226 кг.

Есть еще и чисто экономические причины, которые не позволяют вооружить все человечество планшетниками и ридерами. Сегодня они доступны лишь достаточно обеспеченным и «продвинутым» пользователям. Выход в Сеть имеют 71 % жителей развитых государств и 21 % — развивающихся, а домашний интернет — соответственно 63 и 13,5 %. Если предположить, что 12 млн ежедневных посетителей социальной сети «В контакте» завтра захотят купить ¡Рас!, то им потребуется 8,4 млрд долларов, что в шесть раз превысит объем рекламного дохода российских СМИ в 2010 году! Особо следует отметить — весь годовой оборот полиграфической промышленности России в 2009 году составил 6,69 млрд долларов.

Здесь уместно вспомнить об изобретении печатного станка И. Гутенбергом в 1445 году. Технология печати развивалась четыре века. И не было ни литературного бума, ни массового чтения как формы досуга, пока в начале XIX века не был освоен промышленный отлив бумаги. Эта технология позволила сделать книгу, а точнее, стоимость бумаги доступной массовому потре-

бителю. Именно XIX век дал миру плеяду авторов-классиков во всех странах! Однако как в средневековой Германии, так и сегодня очень важно уметь правильно применять и, главное, сопровождать прогрессивные технологии.

Маркетинговое острие «цифры»

Консультативный совет клиентов высшего образования (КСКВО) корпорации «Ксерокс», на котором мне была предоставлена возможность сделать доклад на тему «Университетское цифровое книгоиздание: российские перспективы», достаточно подробно разбирал проблемы всеобщей цифровизации и печатной реальности. Не покидало ощущение глобальных перемен. В какой форме и с помощью каких технологических платформ будет передаваться и поступать информация? Останется ли книга на бумажном носителе? Как использовать мировой инфоре-сурс с помощью цифровых печатных систем?

Несомненно, поразил подход корпорации «Ксерокс» в США к своим пользователям в системе университетской печатной индустрии. Эд Даниельчак — руководитель отдела маркетинга — постоянно собирает на специальные встречи менеджеров вузов, использующих цифровые технологии печати. Участники встреч, характеризующихся узкой специализацией с достаточно мощным обзором ситуации в сфере обращения информации в университетской среде, обсуждают новые технологии, технические новинки и изучают тренды развития рынка.

Джон Конлей, специалист «Ксерокс», презентовал Эспрессо Бук Машин (ЕБМ), которая за четыре минуты в любом месте земного шара распечатывает любую книгу до 800 страниц в переплете библиотечного качества из единого хранилища, насчитывающего 3 млн записей, — Domain Google Books (доступ предоставлен Ingram Lighting Source). Машина проводит мониторинг загружаемых книг и производимых оплат с целью учета. Применительно к неанглоязычным странам, видимо, будет предусмотрен свой информационный портал. В названии «эспрессо» кроется намек на аналогию с кофейным автоматом — загрузил зерна, налил воду, выбрал продукт и через пару минут получил напиток!

Машина занимает площадь около двух квадратных метров и требует постоянного подключения к интернету со скоростью 10 Мбайт/с. Производительность ЕБМ — до 40 000 книг в год,

причем предусмотрено изготовление полноцветных обложек: для этих целей в состав оборудования встроен струйный принтер Epson Color Ink Jet Cover Printer. Данная технология будет востребована вузами и библиотеками, но насколько она адаптирована к российским реалиям? Стоимость, запуск в эксплуатацию, обслуживание, сервисное обеспечение, интеграция в книжную базу данных — вопросов достаточно много. Но, пока продажи в Российской Федерации еще не стартовали, есть время для их осмысления и решения.

Цифровая печать в социальных сетях — услуга, которая, как ожидает Петер Муир, президент Bizucate, будет развиваться на рынке. Насколько технология изучена и востребована в России — вопрос отдельный, но в развитых странах она становится популярной. Каждый желающий может заказать и распечатать свой блог, подборку материалов из социальных сетей по определенной тематике и т. д. Здесь есть, на мой взгляд, серьезная нерешенная проблема, связанная с авторским правом: пользователь, публикующий свой материал в интернете, по умолчанию не претендует на имущественные авторские права. В отличие от автора, выпускающего свою книгу через издательство, автор блога имеет право только на имя (на цитирование) и не более того. Не секрет, что основная проблема глобального перевода всех текстовых материалов в цифровой вид и обеспечение к ним доступа — проблема имущественная, связанная с получением гонорара. Именно эта причина не позволяет сформировать единую глобальную библиотеку современных авторов и их наследников.

Университетское учебное книгоиздание и его развитие с применением цифровых печатных технологий — отдельная тема для обсуждения на КСКВО. Именно здесь есть действительно прорывные возможности и именно здесь успех несомненен! Компоновка текстов, построение учебных материалов под специальные аудитории, использование технологии печати с переменными данными и, самое главное, — почти мгновенная распечатка бумажной версии для любой аудитории — такой подход универсален именно в среде университетского книгоиздания. Данные инсталляций оборудования свидетельствуют о многом — только за последние пять лет в Российской Федерации 65 университетов приобрели пакеты цифрового печатного оборудования.

Вопросы образования

Перспективы «цифры» в университетском книгоиздании

Следует отметить, что в России пока еще не структурированы и четко не обозначены, как в США, те задачи, под которые приобреталась тяжелая цифровая техника. Менеджеров американских университетских типографий поразил факт недостаточной загрузки оборудования в нашей стране. Сравнивая объемы полиграфического производства в долларовом эквиваленте, можно сделать вывод, что даже в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете оборудование «слегка» простаивает при практически равных затратах. Здесь необходимо сразу же уточнить, что вуз в США является основным заказчиком печатных услуг. Именно вуз формирует пакет заказов на «цифру» и финансирует его! Этот пакет состоит из огромного количества: писем абитуриентам, студентам и выпускникам с персонификацией данных; рекламной продукции различного содержания; малотиражных книг для учебного и научного процессов. Большой объем материалов разового использования — почитал и выбросил. Поэтому не удивительно, что приведенные цифры потребления бумаги в России — в пять-семь раз ниже, чем в развитых странах!

Можно констатировать следующее. Рынок цифровой печати в среде отечественного университетского книгоиздания находится еще в стадии формирования и во многом зависит от макроэкономической ситуации в стране. Такие факторы, как политика Министерства образования и науки или отсутствие ее, во многом определяют политику управления в вузах на местах. Если раньше книгоиздательской и библиотечной деятельностью в университетской среде занималось специальное Управление учебного книгоиздания, библиотеки медиатек в министерстве, то после его расформирования в течение пяти лет нет ни одной ответственной заданное направление структуры. В условиях достаточно жесткой вертикали власти в стране надеяться, что в государственном секторе образования будут работать рыночные механизмы, представляется необоснованным. Рынок действует по иным законам, не имеющим точек соприкосновения с современной государственной системой высшего образования Российской Федерации.

Изменения в государственной политике налицо. И не только в области управления книгоизданием. Де-факто уже сейчас странаживет по иным законам, которые де-юре еще предстоит прописать.

Сегодня мы являемся очевидцами глобальной информационной революции. Помимо традиционных базовых знаний, уже завтра подрастающее поколение в школе будут учить технологиям ориентации в информационном пространстве. Да, книга есть и книга будет, в каком бы формате она представлена ни была — в электронном или бумажном. Но уже сейчас копилка мирового знания переполнена до краев, а процесс имеет тенденцию к росту. Глобальная сеть интернета — это мощнейший маршрутизатор в потоке текстовых, звуко- и видеосообщений. По экспертной оценке

компании Рпгшг объем цифровой печати в 2020 году достигнет почти 700 млрд страниц! То есть увеличится более чем в два раза по сравнению с сегодняшним днем.

Будет ли книга заменена электронным изданием, исчезнет ли совсем — рассуждать на эту тему сегодня бессмысленно. Мировые технологии и экономика производства электронных устройств для чтения пока еще не способны кардинально изменить ситуацию. Внедрение цифровых печатных систем значительно отдалило решение кардинального вопроса — какой будет книга завтра: бумажной или электронной? Сколько бы дискуссий ни развертывалось на медийную тематику — все они ведутся с помощью печатного слова. А это — серьезный аргумент в пользу «твердой копии»!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.