Научная статья на тему 'Цифровая модернизация глобальных систем поставок'

Цифровая модернизация глобальных систем поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СИСТЕМЫ ПОСТАВОК / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ РЫНОК / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / DIGITAL TRANSFORMATION / DELIVERY SYSTEMS / GLOBALIZATION / DIGITAL MARKET / INTERNATIONAL TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасенко И.Д., Борисова В.В.

В статье рассмотрены вопросы цифровой трансформации глобальных систем поставок. Выявлены предпосылки формирования общего цифрового рынка и роль государства в этом направлении. Показано, что цифровая модернизация систем поставок становится не только объективной реальностью, но условием выживания в жёсткой конкурентной борьбе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital modernization of the global delivery systems (Russia, St. Petersburg)

The article discusses issues of the digital transformation in the global delivery systems, distinguishes preconditions for the formation of the unified digital market and describes the role of the state in this process. The authors stress that digital modernization of delivery systems is becoming not only an objective reality, but a condition for survival in the harsh competitive struggle.

Текст научной работы на тему «Цифровая модернизация глобальных систем поставок»

цифровая модернизация глобальных систем поставок

И.Д. Афанасенко,

профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук

В.В. Борисова,

профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук verabrsv@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы цифровой трансформации глобальных систем поставок. Выявлены предпосылки формирования общего цифрового рынка и роль государства в этом направлении. Показано, что цифровая модернизация систем поставок становится не только объективной реальностью, но условием выживания в жёсткой конкурентной борьбе.

Ключевые слова: цифровая трансформация, системы поставок, глобализация, цифровой рынок, международная торговля.

УДК 658.78

Цифровая модернизация логистических процессов обретает глобальный характер, пронизывая с всё возрастающей скоростью потоки товаров, работ, услуг, капиталов и информации. Разделение труда перерастает в разделение производственного процесса в такой форме, что он расчленяется на отдельные операции, которые выделяются в самостоятельные производства. Между обособившимися звеньями единого технологического цикла возникает обмен промежуточными товарами и услугами — компонентами конечного изделия. Разделение производственного процесса перешагнуло государственные границы, обрело межстрановый характер. Подобные явления стали основой формирования технологически и экономически целостных глобальных систем поставок [1].

В последнее десятилетие трансграничные информационные потоки увеличились в 45 раз. Влияние этого процесса на прирост мирового валового внутреннего продукта оказалось существеннее, чем влияние темпов роста мировой торговли товарами [2].

В глобальном масштабе оказались востребованы новые методы и инструменты обработки структурированных и неструктурированных данных из разных независимых источников, именуемые как «большие данные — Big data». В логистических системах эти методы и инструменты создают дополнительные технологические возможности для рационализации цифровых платформ глобального типа.

Под цифровизацией в самом широком смысле понимаются инновационные трансформации, связанные с массовым внедрением и применением цифровых технологий, то есть технологий создания, обработки, обмена и передачи информации. Следствием цифровизации систем поставок становится интенсификация конкуренции, клиентоориентированность, расширение потребительского выбора и прозрачность новых бизнес-моделей» [3]. Кроме того, цифровизация обуславливает небывалый, взрывной рост международных экономических связей во всех формах: торговли; ввоза капитала; производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы.

На международной арене появились структуры, которые активно применяют беспилотные и автоматизированные транспортные средства, различные сенсорные устройства и датчики, облачные технологии. В центре внимания взаимоотношений участников системы поставок оказались вопросы хранения, обработки, передачи и надёжной защиты информационных массивов (больших данных). Доля затрат на материально-техническое снабжение у этих структур существенно ниже по сравнению с теми, кто пока ещё не применяет эти технологии.

Цифровая трансформация становится не только объективной реальностью, но условием выживания в жёсткой конкурентной борьбе. Так, только в 2017 году в мире израсходовано около 3,5 трлн долл. на цифровые технологии (блокчейн и цепочки блоков, искусственный интеллект, глубинное машинное обучение, диалоговые системы, цифровые технологические платформы и др.) [4].

Цифровизация глобальных систем поставок уже не ограничивается фрагментарным использованием цифровых компьютерных технологий и выпуском цифровых продуктов. Она дополняется новыми интеграционными связями участников системы поставок в рамках цифровых технологических платформ, сочетающих в себе информационные системы, опыт работы с клиентами, объединение виртуальных и реальных объектов на основе Интернета вещей и блокчейн-технологий.

Мегаструктуры цифрового типа порождают перестройку взаимодействий как внутри системы, так и с окружающей средой. Координационным центром глобальных систем поставок, как правило, выступают транснациональные корпорации (ТНК). Именно эти структуры контролируют около 80% глобальной торговли через контрактные, франчайзинговые, лицензионные и другие сделки. Особенно явно эти тенденции обнаружились в странах Азии, Северной Америки и Западной Европы. Появились даже названия: «завод Азия», «завод Северная Америка», «завод Европа». «Например, у США низкая зависимость от импорта из Канады и Мексики, которые в свою очередь, сильно зависят от промежуточного импорта из США, и почти не зависят друг от друга. В Азии технологическим лидером является Япония, которая закупает только 8% промежуточного импорта для своего экспорта. Для Европы таким лидером является Германия» [5]. Инновационная экосистема на базе современных цифровых технологий формируется в Китае. Именно здесь создан крупнейший в мире рынок электронной коммерции, охватывающий почти половину всех мировых сделок. Китайская экономика обретает активные позиции в глобальных цепях поставок и в первую очередь в цифровых сегментах.

Глобальная цифровизация систем поставок объясняется тем, что цифровая трансформация охватила большинство отраслей и секторов экономики. Стратегические преимущества логистическим мегасистемам в условиях цифровой конкуренции обеспечивают хорошо продуманные бизнес-модели, сфокусированные на управление изменениями и интеграцию физических и цифровых составляющих логистической деятельности.

Правительства большинства стран поддерживают новые цифровые преобразования, в том числе цифровизацию глобальных систем поставок с использованием онлайн-платформ и принципов экономики совместного пользования.

Государственные стратегии развития цифровых национальных экономик разработаны и реализуются в десятках стран мира и на межгосударственном уровне. Только в Евросоюзе насчитывается около тридцати национальных и региональных программ цифровизации промышленности. Инициатором цифровых преобразований в Европе справедливо считают Германию, которая является главным разработчиком концепции «Индустрия 4.0», представленной ещё в 2011 году [6].

Качественные изменения по выработке «единых межстра-новых цифровых подходов» наблюдаются в европейской международной промышленной политике. Известна инициатива

формирования единого цифрового рыночного пространства Европы. «В 2010 г. странами ЕС в рамках реализации общей стратегии «Европа 2020» была запущена специальная инициатива «Цифровая Европа», основной акцент в ней сделан на стимулировании роста общеевропейской интернет-экономики.

Общие подходы к цифровизации экономических отношений вырабатывает и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В 2016 г. Советом Евразийской экономической комиссии разработаны предложения по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза. Создан Евразийский центр цифровой трансформации, наделённый следующими функциями: проектирование и продвижение единой архитектуры ЕАЭС и моделей цифровой трансформации отраслей; создание интеграционных цифровых процессов; координация межстрановых прорывных проектов цифровой трансформации экономики; развитие интеграционных цифровых инфраструктур и информационного права; мониторинг показателей цифрового развития» [7].

Стратегия формирования общего цифрового рынка разработана и организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Этот документ нацелен международную цифровую интеграцию развитых стран. Межгосударственные соглашения в сфере развития телекоммуникаций и электронной торговли действуют в рамках Транс-Тихоокеанского партнёрства. План по развитию информационно-компьютерных технологий разработан специалистами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Главами правительств Содружества независимых государств (СНГ) также утверждена «Стратегия сотрудничества в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года» и план действий по её реализации.

С целью осуществления обмена мнениями различных участников цифровой трансформации создаются площадки для диалога и выработки общих позиций по данному вопросу. В последнее время стратегические установки ЕАЭС стали рассматриваться в формате «Большой Евразии», где ему отведена роль «связки» между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Но развитие сотрудничества между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом всё чаще сталкивается с проявлением в мирохозяйственных отношениях протекционизма. Формирование новых цифровых пространств содействует нивелированию последствий таких мер.

Например, цифровое пространство ЕАЭС «определяется двумя наиболее важными факторами: сильное влияние государства и не склонный к рискам частный сектор. В отдельных странах союза интернет-провайдеры недавнего времени были монополизированы государством, поэтому стоимость доступа к Интернету остается высокой, а качество предоставляемых услуг достаточно низкое. Как следствие, нежелание частного сектора рисковать приводит к весьма примитивному использованию интернет-технологии для нужд бизнеса» [8].

К дополнительным препятствиям сотрудничеству в рамках «Большой Евразии» относятся существенные различия в качестве природно-климатической среды. «Во внешнеэкономических связях сталкиваются товарно-денежные, рыночные стороны национальных хозяйств как целостных образований. На переднем плане оказывается их стоимостной, калькуляционный срез, иначе —то, что понимается под собственно экономическим началом хозяйства. Возникает необходимость и «открывается реальная возможность сравнивать стоимость жизни и скорость возрастания национального богатства у народов, ведущих хозяйство в разной по качеству природной среде. Так, дефицитность хозяйства России опосредована: дефицитом эффективных территорий, суровостью климата и, как следствие, — дефицитом рабочего времени. На результативность российского хозяйства отрицательно воздействует и эффект масштаба пространства» [9].

Цифровая модернизация глобальных систем поставок порождает массовые проекты «подрывного» характера. Так, появление цифровой платформы в любой сфере (Uber, Airbnb, Amazon, Smart Cart и др.) кардинально изменяет целые отрасли, автоматизируя бизнес-процессы, создавая новые профессиональные стандарты и конкурентные преимущества. То есть «подрывные» технологии кардинально изменяют рыночные ценности, зачастую приводя к гибели сильные компании.

Для современного этапа развития глобальных систем поставок характерно кардинальное изменение форм, методов, механизмов регулирования. Обозначились новые многонациональные универсальные нормы и стандарты, появились инновационные формы, характеризующие последовательность и сам процесс перемен.

По экспертным оценкам, «сокращение издержек в глобальной торговле на 1% способно увеличить глобальный доход на 40 млрд долл США, из которых 65% будет отнесено к развивающимся странам», а «сокращение барьеров для глобальных цепочек стоимости может привести к росту глобального ВВП на 4,7%, что в шесть раз больше, чем за счёт полного устранения всех действующих импортных тарифов. Это свидетельствует о возрастании роли стратегической логистики в формировании систем поставок, поскольку логистические издержки стали превышать издержки от тарифов [10].

В глобальных системах поставок мы имеем дело со сложными межнациональными структурами, которые достигли уровня специализации конкретных стран на производстве определённых комплектующих, деталей и полуфабрикатов. «Понятия «цепь поставок», «сеть поставок», «канал поставок» уместно применять в том случае, когда данная форма организованности в конкретном случае является единственной или преобладающей в системе поставок» [10].

Промежуточные продукты, циркулирующие в этих системах, многократно пересекают таможенные границы до момента превращения их в готовый продукт. Глобальные системы поставок кардинально трансформируют мирохозяйственные процессы, подключая всё новых и новых партнёров в свою институциональную среду. Такого рода трансформации могут выражать два состояния системы: первое — переход одной формы системы в другую; второе — смену форм внутри самой системы.

Оценивая предпосылки цифровизации глобальных систем поставок, исследователи выделяют: роль развития физической инфраструктуры и доступа к Интернету; рост пользователей Интернета (свыше 70% населения мира); развитие электронной коммерции; подключение государственных органов управления к цифровизации.

В настоящее время изучается вопрос об адаптации регуля-торной политики к новым видам организационно-экономических и правовых отношений, складывающихся в глобальной цифровой среде. Прежде всего, требуется «единый подход к пониманию новых понятий и принципов функционирования цифровой экономики. Назрел вопрос о применении «сквозных правовых технологий» (электронный документ, электронный архив, электронный кадровый документооборот, единая цифровая среда доверия и т.п.); принципов государственного регулирования цифровой экономики. Разрешение этого вопроса позволит сформировать благоприятные условия для сбора, передачи, хранения, обработки и доступа к данным, генерируемым в связи с использованием цифровых технологий; определить условия юридической значимости и установить приоритет цифровых данных над традиционным представлением в виде бумажных документов для обеспечения взаимодействия граждан, бизнеса и государства преимущественно в электронном виде; разработать правила использования технологий «блокчейн»; определить правовой статус «виртуальных двойников» и возможности перехода прав на них от одних лиц к другим; сформировать перечни возможных правовых режимов, под регулирование которых попадают новые объекты в зависимости от степени их потенциальной опасности [11].

Обеспечение законных прав и интересов владельцев данных в рамках реализации условий, методов и способов их обработки должно достигаться при учёте необходимости сохранения определенного уровня открытости информации, как условия развития многостороннего взаимодействия партнёров.

Доверительное сотрудничество и информационная открытость участников глобальных систем поставок базируются на идеях маркетинга взаимодействия, который ориентирует партнёров на долгосрочные взаимоотношения и удовлетворение целей в рамках заключаемых сделок [12].

В развитие этих идей отметим важность информационной безопасности совместного использования цифровых технологий.

1 50

В логистических системах поставок совместное использование облачных вычислений уже получило развитие. Прогнозируется и дальнейшее их активное применение в рамках интегрированных цифровых технологических платформ, что предполагает достижение упорядоченности правовых институтов, обеспечения соблюдения прав субъектов (прежде всего, субъектов персональных данных), закрепление статуса облачных провайдеров, заказчиков и пользователей облачных информационных систем.

Определение критериев для установления права, подлежащего применению к формирующимся правоотношениям весьма существенно: поскольку правоотношения по использованию облачных вычислений зачастую осложнены иностранным элементом. Не выдерживает критики правовое регулирование трансграничной передачи данных с использованием облачных вычислений. Вопрос о режиме правового регулирования криптовалютных отношений и использовании технологии блокчейн не решён большинством национальных регуляторов. А сами отношения, за редким исключением, формируются в правовом вакууме.

В некоторых странах возникли проблемы с двойным налогообложением, например, при обмене денег на криптовалюты (Goods and Services Tax) и при оплате ими товаров и услуг. Поэтому высказывается мнение о необходимости признания сделок по покупке товаров и услуг за криптовалюту в качестве бартерных договоренностей. В США криптовалюта рассматривается различными регуляторами как аналог валюты (денег), как собственность и как биржевые товары.

Государственное регулирование оборота криптовалют должно осуществляться только при условии надлежащего анализа и достижения полного понимания специфики деятельности в данной сфере, а также возможных угроз и сложностей.

Использование Интернета-вещей в международных мирохозяйственных связях затрагивает вопросы переопределения правосубъектности в условиях, когда вещи, оснащённые надлежащим техническим инструментарием, способны производить полный спектр требуемых операций и взаимодействий без участия человека (что напрямую связано с подключением искусственного интеллекта и схожих с ним технологий).

Поэтому актуальны вопросы совместимости информационных систем и технологий, обеспечения сетевой нейтральности, защиты конкуренции и недискриминации.

Масштабы внедрения Интернета-вещей определяют размер возможных правонарушений в сфере информационной безопасности и несанкционированного доступа к данным, накапливаемым в системе. Это указывает на необходимость определения режимов обработки и практического использования различных категорий информации. Возникает целый ряд нерешённых вопросов в рамках задач, решаемых искусствен-

ным интеллектом на уровне международных систем поставок. Поскольку в разработках искусственного интеллекта информация не представляется в человекочитаемом формате, возникает риск утраты данных. У субъектов международных экономических отношений может не быть достоверной информации о том, как эти данные используются, и какие решения на основе этих данных принимаются.

Наработанный в данном направлении опыт подтверждает важность привлечения гражданского общества и бизнеса к нормотворчеству и разработке мер государственного регулирования в сфере цифровой экономики.

Государственное регулирование цифровой трансформации должно, с одной стороны, закреплять принципы и условия реализации информационных правоотношений, а с другой стороны, — помогать выстраивать горизонтальные связи и благоприятствовать росту доверия между участниками цифровой экономики [13].

Для развития потенциала межгосударственного цифрового рынка требуются следующие условия: свободный доступ потребителей и бизнеса к товарам и услугам, предоставляемым с использованием сети Интернет в рамках единого информационного пространства; создание благоприятной среды для цифровых сетей и услуг; содействие максимальному росту потенциала цифровой экономики; устойчивое функционирование межгосударственных межотраслевых цифровых информационных сред.

В исследовании Всемирного банка отмечено, что для получения цифровых дивидендов необходимо эффективное использование Интернета в Европе и Центральной Азии. Не все извлекают из распространения Интернета равные выгоды, наблюдается нарастание неравенства между странами и группами населения внутри стран. Всё зависит от правильного выбора механизмов внедрения цифровой трансформации в общем контексте создания необходимых условий для общественных преобразований [14].

Внедрение инновационных цифровых бизнес-моделей и принципов, способствующих развитию экономики совместного пользования, цифровой адаптации рабочей силы и модернизации финансовых механизмов может рассматриваться как один из наиболее эффективных, практически оправданных и перспективных способов решения проблемы неравномерного распределения богатства и доходов.

Функцию синхронизации, оптимизации и обеспечения безопасности интеграционных взаимодействий партнёров в глобальном цифровом пространстве способны реализовать международные организации. Для преодоления межстранового цифрового разрыва требуется участие, знания и опыт множества заинтересованных сторон — частных и государственных.

Литература

1. Борисова В.В. Глобальные цепочки стоимости — евразийский срез // Государство и рынок: механизмы и институты Евразийской интеграции в условиях глобальной гиперконкуренции / Под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю., Миропольского, Т.А. Селищевой. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. — С. 635-641.

2. Информационныи бюллетень: основные барьеры для цифровой торговли, 2016 [Fact Sheet: Key Barriers to Digital Trade], [Электронный ресурс] Режим доступа https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2016/ march/fact-sheet-key-barriers-digital-trade

3. Конференция G20 на уровне Министров по цифровой экономике / file:///C:/Users/NewUserPC7/Desktop/Цифра/G20_Декл арация%20цифровых%20министров_2017%20(рус.).pdf

4. https://incrussia.ru/understand/9-nbsp-tekhnologicheskikh-trendov-kotorye-zarabotayut-milliardy-dollarov-v-nbsp-2017-godu/ [Электронный ресурс]

5. Baldwin R. Global Supply Chains: Why They Emerged, — Geneva, 2011, — p. 21.

6. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/cordination-european-national-regional-initiatives

7. http://europa.eu/rapid/press-release_MEM0-16-1409_en.htm

8. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/Обзор%20ВБ.pdf

9. Афанасенко И.Д. Хозяйство и государство в системе Русского мира. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — С. 158; 159.

10. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. Изд-во СПбГЭУ, 2013.— С.233.

11. Программа развития цифровой (электронной) экономики в РФ до 2035 года// Ассоциация электронных торговых площадок. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www/aetp.ru/news/item/410256.

12. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: учебник для вузов. — СПб.: Астерион, 2011. — 768 с.

13. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса [Электронный ресурс] Режим доступа http:// spkpr.ru/wp-content/uploads/2017/11/TSifrovaya-e-konomika-global-ny-e-trendy-i-praktika-rossijskogo-biznesa.pdf

14. Получение цифровых дивидендов: Эффективное использование интернета как инструмента развития в регионе Европы и Центральной Азии. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.worldbank.org/en/region/eca/ publication/digital-dividends-in-eca

1 5 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.