Научная статья на тему 'Цифровая личность как Центральный элемент межперсонального интернет-дискурса'

Цифровая личность как Центральный элемент межперсонального интернет-дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1972
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / МЕЖПЕРСОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СВОБОДА САМОВЫРАЖЕНИЯ / КОММУНИКАНТ / ФОРМАТ / ПАРАМЕТРЫ РЕАЛИЗАЦИИ / МНОЖЕСТВЕННАЯ АДРЕСАЦИЯ / ДОМИНИРУЮЩАЯ ПОЗИЦИЯ / INTERNET SPACE / DIGITAL IDENTITY / INTERPERSONAL INTERACTION / DISCURSIVE IDENTITY / FREEDOM OF EXPRESSION / COMMUNICATOR / FORMAT / REALIZATION PARAMETER / PLURAL ADDRESSING / DOMINATE POSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Дарья Александровна

Интернет-пространство задает особого типа коммуникативную ситуацию на уровне межперсонального общения для репрезентации человека как цифровой личности. Цифровая личность обладает конститутивными характеристиками, к которым относится свобода входа/выхода, свобода навигации в интернет пространстве, а также перцептивная скрытость, автономность, востребованность дискурса и языковая креативность. Цифровая личность проявляется на уровне межперсонального взаимодействия коммуникантов в формате того или иного жанра и определяется как дискурсивная личность, действующая внутри коммуникативного интернет-пространства.Как дискурсивная личность она приобретает такие возможности, как не учёт фактора адресата, множественная адресация, отсутствие дистанции между собеседниками, использование языковых ресурсов воздействия на сознание собеседника, создания желаемого образа, придания особой значимости отдельным фактам, мультиплицирование информации в сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PERSONALITY AS A CENTRAL ELEMENT OF INTERPERSONAL INTERNET DISCOURSE

Internet space sets a specific type of communicative situation at the level of the interpersonal interaction for a human representation as a digital identity. It has some constituent characteristics, which include freedom of entry/exit, freedom of navigation in the Internet space, as well as perceptive stealthiness, autonomy, demand for discourse and linguistic creativity. Digital identity is manifested at the level of the interpersonal interaction in the format of a genre, defined as a discursive person acting in the communicative Internet space.As a discursive identity, it obtains such features as ignoration the factors of the addressee, lack of distance between people, using language resources to impact on the consciousness of the interlocutor, establishing the desired image, giving special significance to individual facts, information duplication in the network.

Текст научной работы на тему «Цифровая личность как Центральный элемент межперсонального интернет-дискурса»

УДК 81'42

ЦИФРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МЕЖПЕРСОНАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

© Попова Дарья Александровна кандидат филологических наук, Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1 E-mail: [email protected]

Интернет-пространство задает особого типа коммуникативную ситуацию на уровне межперсонального общения для репрезентации человека как цифровой личности. Цифровая личность обладает конститутивными характеристиками, к которым относится свобода входа/выхода, свобода навигации в интернет пространстве, а также перцептивная скрытость, автономность, востребованность дискурса и языковая креативность. Цифровая личность проявляется на уровне межперсонального взаимодействия коммуникантов в формате того или иного жанра и определяется как дискурсивная личность, действующая внутри коммуникативного интернет-пространства. Как дискурсивная личность она приобретает такие возможности, как не учёт фактора адресата, множественная адресация, отсутствие дистанции между собеседниками, использование языковых ресурсов воздействия на сознание собеседника, создания желаемого образа, придания особой значимости отдельным фактам, мультиплицирование информации в сети.

Ключевые слова: интернет-пространство; цифровая личность; межперсональное взаимодействие; дискурсивная личность; свобода самовыражения; коммуникант; формат; параметры реализации; множественная адресация; доминирующая позиция.

Существование на сегодняшний день различных форматов коммуникации в интернет-пространстве свидетельствует о сложности и многомерности последнего.

Являясь продуктом медиакультуры, интернет-пространство заключает в себе письменно-графическую форму реализации, коммуникативную направленность, достигаемую за счёт образности и экспрессивности, семиотической разнородности.

Интернет-пространство обладает специфическими параметрами реализации, которые выступают как способы его настройки. К таким параметрам относятся: электронный сигнал, опосредованность, анонимность, а-физичность, гипертекстуальность, — которые позволяют говорить об интернет-пространстве, как о заданном пространстве, прежде всего, коммуникационно и технологически.

Специфика Интернета как особого контекста и канала коммуникации оказывает влияние на функционирование языка, выводя его на уровень интернет-дискурса, который воплощает особые ценности. Подход к феноменологии языка как дискурсу, реализованному в тексте, отвечает потребности раскрытия динамической реальности языка в действии как «живого» познания и знания в форме высказывания человеком себя, своей дискурсивной идентичности по отношению к миру, другим и себе самому в мире в его миросозидающем потенциале [8, с. 35-73]. Под интернет-дискурсом понимается «речемыслительная деятельность субъекта, погруженной в особый контекст порождения и как следствие, отличающейся от прямой межперсональной коммуникации особыми речевыми проявлениями коммуникантов» [7, с. 48].

Находясь внутри коммуникативного интернет-пространства, пользователи вступают во взаимодействие межперсонального диалогического характера в формате существующих жанров. На данном уровне взаимодействия проявляется такой вид интернет-дискурса, как межперсональный интернет-дискурс, в котором инициируется и реализуется специфический формат репрезентации говорящего как цифровой личности.

В интернет-лингвистике проблема цифровой личности говорящего субъекта все чаще становится предметом исследования как у отечественных, так и у зарубежных лингвистов. Общей направленностью данных работ является определение понятия «цифровая личность», особенности её функционирования, моделирование языковых и социальных личностей в коммуникативном интернет-пространстве. В основе этих исследований также лежит гипотеза о том, что цифровая личность представляет собой особый тип личности, обусловленный ситуацией интернет-общения, влияющей на изменение уровней структуры личности [5]. Более узкими направлениями исследования цифровой личности являются ее языковые проявления [2], [9], конструирование личностью своей идентичности [3], самопрезентация, прагматические характеристики, сетевое творчество [4].

Использование термина «цифровая личность» обусловлено факторами коммуникативной и технологической заданности самого Интернета, а также существованием и функционированием языковой личности в цифровом пространстве. Рассмотрим данную совокупность факторов, маркирующих цифровую личность в качестве центрального элемента коммуникации в интернет-пространстве.

Цифровая личность обладает свободой входа и выхода из коммуникативного пространства и/или данного формата коммуникации. Субъект в любое время может вступить в коммуникацию, а также прервать её, может также остаться в позиции наблюдателя, не давая о себе знать и не вступая в интеракцию. Так, в частности, в жанре комментария пользователь может ограничить свое вступление, пребывание и выход из коммуникативной ситуации короткой фразой в форме мнения по поводу обсуждаемого события.

В случае прямой коммуникации источниками для процессов интерпретации и понимания информации выступают перцептивные данные — индикаторы значимого, происходящие не только от речи/текста и его импликатур, но и от самой ситуации межличностного общения, непосредственного контактного наблюдения, восприятия ситуации и понимания поведения и реакции говорящего и слушающего. На межперсональном уровне перцептивное взаимодействие отсутствует. Восприятие речи происходит только через текст/дискурс. Таким образом, цифровая личность характеризуется перцептивной скрытостью, что обуславливает появление коммуникативного равенства. Статус собеседников не учитывается. Каждый получает право создавать темы для последующего обсуждения при отсутствии кого-либо, кто управлял коммуникацией. Такие отношения имеют своеобразную проксемику — «дистанцию, выбираемую человеком для комфортного речевого общения в различных сферах, и шире — нормы пространственной и временной организации речи» [1, с. 513].

Цифровая личность обладает глобальной, неопределенно-множественной адресацией. Коммуникация, таким образом, осуществляется в отношении один ко

многим или многие ко многим. В то же время, коммуникант имеет неограниченную возможность выбора собственного целевого адресата.

Цифровая личность — это личность, которая реагирует мгновенно, здесь и сейчас, в момент речи, репрезентируя свой дискурс, что соответствует такой характеристике, как иммедиатность. Таким, образом мы можем наблюдать проявление дискурсивной идентичности, которое происходит иммедиатно, когда коммуникант соотносит себя с дискурсом и реагирует на него в форме мнения. Особенность дискурсивной идентичности цифровой личности состоит в возможности конструирования множества идентичностей — точек зрения и, как результат, создаваемого образа.

Коммуникационно заданный формат межперсональной коммуникации создает специфическую скрипту для высказывания субъектности посредством текста сообщения. Цифровая личность призвана занять особую позицию для выражения своей точки зрения. Она получает возможность реализовать постоянно сильную Я-позицию доминирующего здесь и сейчас автора оценочного суждения по отношению к целому миру [7]. Тем самым цифровая личность может влиять на конструирование социальных смыслов, структурировать и транслировать сценарии возможного мира не только внутри интернет-пространства, но и за его пределами.

Общение в интернет-пространстве требует от коммуникантов умения обратить на себя внимание, усилить аттрактивность собственного сообщения/текста, придать ему яркости, экспрессивности, что часто соседствует с раскрепощенностью, высокой степенью интимизации и саморазоблачениями по отношению к себе, с одной стороны, и агрессивностью по отношению к другим, с другой стороны. Как следствие, интернет-тексты, предписывающие аттрактивность, краткость, формульность, образность выражения гораздо ярче и быстрее позволяют составить представление о субъекте сообщения, узнать его мнение по той или иной актуальной теме. Отсюда вытекает одна из основных тенденций межперсонального интернет-дискурса — активное формирование интернет-словаря, статус которого расширился до веб-языка. Это выражается в такой характеристике цифровой личности, как языковая креативность. Межперсонально, жанрово отграниченный и вариативно индивидуализированный язык подчиняется параметрам экспрессивности, стилистической гибридности, компрессии, образности. Приведем пример проявление языковой креативности цифровой личности:

Olga Erihova: Поржала с коментов «без перчаток» такие прям все эстеты и чистоплюи стали. Раньше резиновые перчатки в дефиците были даже у медиков. И ничО, ели конфеты, торты и не помер никто. Увидели и все заБЕкали как оФцы, а колбасу едите, задумывались где мясо спало, когда живое было? Молоко пьете, знаете что туда попадает, кроме молока? Молокоотсосом затягивает и кровь и гной, если мастит у коровы. А вы «шоколад делают без перчаток» ^^^^^^^^^^^^ [10].

Данный пример в жанре комментария взят из популярной социальной сети facebook. Для создания аттрактивности, привлечения к своему сообщению максимального количества коммуникантов, автор (Olga Erihova) использует сленговые выражения, нарушающие нормы русского языка (Поржала с коментов, за-БЕкали как оФцы), просторечия (прям, ничО, не помер никто), замена букв зву-

ковым эквивалентом (оФцы), использование эмотиконов Поль-

зуюсь таким особым, устно-письменным веб-языком, цифровая личность воздействует на сознание собеседника.

Обобщая представленные выше факторы существования цифровой личности, следует выявить ядерный параметр ее реализации, а именно уникальную по своей неограниченности свободу самовыражения, возможность вступить в «виртуальный» диалог со всеми мыслимыми лицами, выбрать любого целевого адресата, вплоть до власть предержащих. К некоторым существующим ограничениям цифровой личности отнесем установленность предмета обсуждения, наличие собственного субъективного опыта познания мира и определенную ориентацию на такие социальные и идеологические доминанты, которые существуют в данный момент в обществе.

Как дискурсивная личность, цифровая личность обладает возможностью «экстенсии», создает желаемый образа, придавая особую значимость отдельным фактам. Она получает право на эмоционально-психологическое самовыражение, «выплеск», создание собственного аттрактивного центра в дискурсивном коммуникативном пространстве» [7, с.187]. Исходя из рассмотренных факторов, следует сделать вывод о том, что межперсональный интернет-дискурс реализуется на основе концепта свободы самовыражения и глобальной адресации, что позволяет считать его пространством конструирования дискурсивной идентичности говорящего.

Литература

1. Иванов Л. Ю. Проксемика // Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М. : Флинта, 2011. С. 513-514.

2. Казнова Н. Н. Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2011. 238 с.

3. Косенчук Л.Ф. Концепции виртуальной или сетевойидентичности: критический анализ. URL: http://cyberleninka.m/artide/n/kontseptsii-virtaalnoy-ilisetevoy-identichnosti-kriticheskiy-analiz (дата обращения: 01.02.2019).

4. Лутовинова О.В. Демотиватор как вид сетевого творчества // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2016. Т.15. №3. С. 28-36.

5. Лутовинова О. В. Языковая личность в виртуальном дискурсе : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2013. 42 с.

6. Попова Д. А. Идентичность как базовый конструкт цифровой личности // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2018. Вып. 2. С.63-69.

7. Попова Д. А. Способы репрезентации субъектности цифровой личности в жанре интернет-комментария : дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2017. 217 с.

8. Степанов Ю. С. Язык — система. Язык — текст. Язык — способность. М. : ИРЯ, 1995. 287 с.

9. Crystal D. Language and The Internet.2nd ed. England : Cambridge University Press, 2008. 304 p.

10. https://www.facebook.com/watch/?from=bookmark (дата обращения 13.02.2018).

DIGITAL PERSONALITY AS A CENTRAL ELEMENT OF INTERPERSONAL INTERNET DISCOURSE

Daria А. Popova

candidate of Philological Science

Irkoutsk State University

1, Karl Marks Str., Irkoutsk, 664003, Russia

E-mail: [email protected]

Internet space sets a specific type of communicative situation at the level of the interpersonal interaction for a human representation as a digital identity. It has some constituent characteristics, which include freedom of entry/exit, freedom of navigation in the Internet space, as well as perceptive stealthiness, autonomy, demand for discourse and linguistic creativity. Digital identity is manifested at the level of the interpersonal interaction in the format of a genre, defined as a discursive person acting in the communicative Internet space.

As a discursive identity, it obtains such features as ignoration the factors of the addressee, lack of distance between people, using language resources to impact on the consciousness of the interlocutor, establishing the desired image, giving special significance to individual facts, information duplication in the network.

Keywords: Internet space; digital identity; interpersonal interaction; discursive identity; freedom of expression; communicator; format; realization parameter; plural addressing; dominate position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.