Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И НОВЫЕ ФОРМЫ СМИ: ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ'

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И НОВЫЕ ФОРМЫ СМИ: ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
978
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермакова Мария Александровна

В статье конкретизируется понятие «цифровая культура» и предлагается понятие «новые формы СМИ» в контексте взаимодействия с аудиторией, обозначены форматы взаимодействия учреждений культуры и новых форм средств массовой информации с российской аудиторией и предложена классификация этих форматов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CULTURE AND NEW FORMS OF MASS MEDIA: FEATURES OF IMPACT ON THE AUDIENCE

The article concretizes the concept of "digital culture" and proposes the concept of "new forms of media" in the context of interaction with the audience, identifies the formats of interaction of cultural institutions and new forms of media with the Russian audience, and suggests a classification of these formats.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И НОВЫЕ ФОРМЫ СМИ: ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ»

RAR УДК 7.06 ББК 71.0

10.34685/HI.2021.32.1.009

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И НОВЫЕ ФОРМЫ СМИ: ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ

Ермакова Мария Александровна,

соискатель,

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного

наследия имени Д.С. Лихачева (Институт Наследия), ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129366 e-mail: medvedeva-m-a@mail.ru

Аннотация

В статье конкретизируется понятие «цифровая культура» и предлагается понятие «новые формы СМИ» в контексте взаимодействия с аудиторией, обозначены форматы взаимодействия учреждений культуры и новых форм средств массовой информации с российской аудиторией и предложена классификация этих форматов. Ключевые слова

Цифровизация, цифровая культура, средства массовой информации, социальные сети, коммуникации, информационно-коммуникационные технологии.

Цифровизация в XXI веке приобрела глобальные масштабы. Рефлексия и исследования процессов, которые ей предшествовали, сопутствуют в данный момент и которые она порождает, не прекращаются. Это обусловлено тем, что данные процессы затронули фактически все сферы жизни человека, общества, государств, мира в целом.

В статье мы обращаемся к сферам культуры и СМИ, поскольку их объединяет, в первую очередь, взаимодействие с массовой аудиторией и существенное воздействие на неё. В условиях нарастающей конкуренции за внимание аудитории индустрии вынуждены постоянно вырабатывать новые механизмы массовых коммуникаций. Говоря об эре Web 2.0, провозглашённой в 2004 году, а затем и эры Web 3.0, наступающей в данный момент1, исследователи сходятся во мнении, что

1 Web 3.0: Теория [Электронный ресурс]. - URL: https:// forklog.com/sp/web3-0/theory/ (дата обращения: 15.01.2021)

аудитория приобрела новое качество. Речь идёт, с одной стороны, о взрослом поколении, в терминологии М. Пренски - «Цифровых иммигрантов» (осваивающих цифровые продукты в зрелом возрасте), с другой - о молодом поколении, так называемом поколении 7, именуемом тем же исследователем поколением «Цифровых аборигенов» (тех, кого цифровые технологии сопровождают с самого раннего возраста).

«В результате наличия такой плотной цифровой «окружающей среды» и постоянного взаимодействия с ней, мышление сегодняшних студентов и процедуры обработки информации принципиально отличаются от способов мышления и информационных процессов их предшественников»2.

2 M.Prensky Digital Natives, Digital Immigrants (2001) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nnstoy.

org/download/technology/Digital + Natives + -+Digital+Immigrants.pdf (дата обращения: 12.01.2020)

В эпоху развития цифровых технологий представляется немаловажным обозначить то, как именно меняются форматы этого воздействия.

Говоря о генезисе цифровой культуры, исследователь Ч. Гир в своей статье «Цифровая контркультура» отмечает сложный синтез милитаристской технократической базы с контекстом, созданным американской контркультурой в 1960 -1970-е годы, который и породил эту «цифровую культуру» в широком смысле слова. В Россию информационно-коммуникационные технологии пришли «в массы» значительно позже, чем в США и некоторых других странах,

однако на сегодняшний день внедрены или внедряются во многие сферы жизни жителей страны. В том числе - и в сферу культуры.

Поскольку мы используем понятие «цифровая культура», которое, как и родовое понятие «культура», имеет множество дефиниций и толкований, обозначим, в каких значениях оно используется в данном случае. Прежде всего, мы исходим из определения, содержащегося в паспорте действующего в Российской Федерации национального проекта «Культура», частью которого является федеральный проект «Цифровая культура». Согласно ему, цифровая культура - это цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры3. Здесь следует обозначить терминологический контекст, поскольку нацпроекту, принятому в 2018 году, предшествовал принятый в 2014 году документ «Основы государственной культурной политики». В нём содержатся выверенные определения основополагающих понятий в этой сфере, которые важны для понимания того, чем является цифровая культура с точки зрения государственной культурной политики. Среди них - сама культура, культурное наследие, сохранение культурного наследия, информационная среда и другие. Для наиболее развёрнутого понимания определения понятия «цифровая культура» обратимся также к основному понятию из этого документа: «Культура - это совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение,

3 Национальный проект «Культура». Паспорт нацпроек-та [Электронный ресурс]. - URL: https://culture.gov.ru/ about/national-project/about-project/ (дата обращения: 10.01.2021)

производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.) 4.

Одной из задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий обозначено использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания5. Из вышесказанного следует, что термин «цифровая культура», с точки зрения авторов российских документов в сфере государственной культурной политики, может быть кратко сформулирован как «цифровизация в сфере культуры».

Культуролог Д. В. Галкин считает цифровую культуру наукой, выраженной в символических структурах и символических знаках, тотально включённых в институционную систему и способствующих поддержанию определённых цен-ностей6.

Культуролог С. Ю. Житенёв предложил своё определение, объединяющее, как нам представляется, все «заинтересованные» стороны и выражающее его достаточно лаконично: «Цифровая культура, с одной стороны, представляет собой совокупность цифровых технологических процессов в сфере культуры, а с другой — является комплексом ценностей, норм и правил, регулирующих отношения людей в информационном пространстве культуры»7.

Сегодня цифровизация в сфере культуры является одной из крупных государственных программ, с бюджетом 13,4 млдр рублей

4 Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/39208/page/l (дата обращения: 05.01.2021).

5 Там же.

6 Галкин Д. В. Digital cultural: методологические вопросы исследования культурной динамики [Электронный ресурс] // Международный журнал исследований культу-ры.—2012.—№ 3 (8).

7 Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий : материалы Всерос. науч. конф. (08 октября 2020 г.) / под ред. С. Ю. Житенёва; Институт Наследия. — М. : Институт Наследия, 2020. —С. 13-14 [Электронный ресурс]. - URL: http://heritage-institute.ru/wp-content/ uploads/2020/12/czifrovizacziya-kultury.pdf (дата обращения: 07.01.2021).

до 2024 года. Она включает в себя поддержку проектов по созданию виртуальных концертных залов на площадках организаций культуры, проведение онлайн-трансляций культурных мероприятий, создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, оцифровку и включение в Национальную электронную библиотеку книжных памятников и другое.

В фокусе внимания автора статьи - технологический аспект понятия «цифровая культура», предполагающий цифровизацию в сфере культуры, цифровизацию продуктов творческой деятельности, цифровое взаимодействие учреждений культуры с аудиторией, т.е. «цифровая культура» в фокусе современной государственной культурной политики России.

Мы согласны с классификацией Д.В.Галкина, который считает продукты цифровой культуры техно-художественными гибридами наших дней8, т.е. результатом синтеза творчества и технологий. Основной «взрыв» этой гибридизации, справедливо отмечает он (и целый ряд других исследователей), пришёлся на XX и XXI века. Современное искусство (с 1990-х годов) он в целом считает «гибридным».

В развитие подобных исследований мы считаем немаловажным также определиться с тем, какие стадии цифровой гибридизации, или трансформации, претерпевает современная культура. В отличие от вышеуказанного исследования, мы предлагаем классификацию, основанную не на развитии технологий во времени, а на сходстве и различиях тех или иных форм продуктов творческой деятельности с точки зрения демонстрации аудитории артефактов, произведений, событий. Исходя из этого, получаем следующие формы воздействия на аудиторию, представленные формулами, где исходный компонент - культура (продукты творческой деятельности), а конечный - потребитель (человек) (см. таблицу в конце текста):

Традиционные форматы демонстрации произведений: культура — потребитель;

Гибридные форматы демонстрации произведений: культура - технологии - Интернет / носитель - потребитель;

8 Галкин Д.В. Техно-художественные гибриды или искусство, политика и цифровые технологии в культурной динамике второй половины XX века // Гуманитарная информатика. - 2008. - Вып. 4. - С. 61-70.

Демонстрация цифровой культуры: культура в «цифре» - Интернет / носитель - потребитель.

Традиционные форматы демонстрации произведений/событий - это сложившиеся к сегодняшнему дню форматы демонстрации произведений культуры зрителю вживую («оффлайн»): например, выставка (в музее), спектакль (в театре), концерты (в концертном зале), показ кино (в кинотеатре) и т.д.

Гибридные форматы демонстрации произведений/событий - это формат демонстрации через Интернет или в записи, не требующий от аудитории непосредственного присутствия в учреждении культуры/месте массовой трансляции: например, при помощи сайтов/соцсетей учреждений культуры или авторов/правообладателей произведений, портала Культура.рф и других ресурсов. Цифровые технологии в данном случае служат целям популяризации культуры: сохранению и распространению артефактов, популяризации произведений искусства и т.д. Разновидностью гибридного формата в данной классификации является применение цифровых технологий в традиционном формате демонстрации: например, виртуальные концертные залы, использование очков дополненной реальности или ЭЭ-технологий в экспозициях и т.п.

Гибридные форматы являются результатом цифровизации в сфере культуры - т.е. цифровой культурой в фокусе современной государственной культурной политики России.

Демонстрация произведений кибер-куль-туры - это формат онлайн- или офлайн-демон-страции произведений, изначально созданных в «цифре». Кибер-культура берёт своё начало в виртуальном пространстве. Цифровые технологии в данном случае работают инструментами создания произведений культуры, а не только её распространения. Разновидностями произведений кибер-культуры можно назвать произведения, созданные человеком при помощи цифровых технологий (компьютерные игры, видеоарт, цифровые мультипликационные фильмы), а также созданные искусственным интеллектом «самостоятельно» (картины, музыка, созданные искусственным интеллектом).

Говоря о сущности изменения форматов взаимодействия учреждений культуры с аудиторией в условиях цифровизации, следует подчеркнуть принципиальную разницу между гибридными форматами и демонстрацией произведений ки-

бер-культуры с точки зрения использования технологий: в первом случае технологии выполняют роль вспомогательных инструментов, во втором - ключевых, принципиально важных для создания продуктов творческой деятельности.

Возвращаясь к классификации Пренски, отметим, что гибридные форматы демонстрации нацелены на взрослую аудиторию («Цифровых эмигрантов»), но также и призваны привлечь внимание молодых людей («Цифровых аборигенов», с 2017 по 2020 год на портале Культура.рф аудитория людей в сегменте до 24 лет выросла в три раза9). Вместе с тем, формат демонстрации произведений кибер-культуры, вне всякого сомнения, заточен в первую очередь под «Цифровых аборигентов».

Традиционные форматы демонстрации произведений, как нам представляется, останутся для значительной части людей основным и наиболее привлекательным форматом. Это показал период ограничительных мер при пандемии коронавирусной инфекции 2020-2021 годов, когда гибридные, удалённые форматы были единственно возможными (в 2020 году только на портале Культура.рф онлайн-трансляции мероприятий увидели 27 миллионов человек10), однако при первой возможности любители театра и музеев поспешили вернуться к живому общению с выставками и спектаклями.

Подобная классификация применима также и к средствам массовой информации. В фокусе внимания автора - новые формы СМИ и их технологическая гибридизация (трансформация) с точки зрения воздействия на аудиторию. СМИ - это средства повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям11. Новые СМИ - это уже не только и не столько газеты, журналы, телеканалы, получающие государственную лицензию

9 Портал «Культура.РФ» вырос на 72% и вошел в топ-10 интернет-проектов о культуре [Электронный ресурс]. -URL: https://www.culture.ru/news/254048/portal-kultura-rf-vyros-na-72-i-voshel-v-top-10-internet-proektov-o-kulture (дата обращения: 22.01.2021)

10 «Культура.РФ» названа онлайн-прорывом 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.ru/ news/256123/kultura-rf-nazvana-onlain-proryvom-2020-goda (дата обращения: 04.02.2021)

11 Средства массовой информации // Большая энциклопе-

дия в 62 томах. Т. 47. М. : Терра. 2006. С. 453

и, соответственно, несущие ответственность за свой контент перед законом.

У традиционных СМИ есть свои цифровые «дублёры» - сайты, паблики в соцсетях, каналы на видеохостингах. Продолжая классификацию, применённую к культуре, отметим, что такие дублёры являются гибридными форматами передачи массовой информации - т.е. служат целям развития традиционных СМИ, в их интересах или в их формате. С учётом актуальных тенденций (падение рейтингов, тиражей традиционных СМИ) наблюдается постепенный и, возможно, необратимый переход от традиционных форм передачи массовой информации к гибридным.

Что касается ответственности перед законом, то в последние годы органы законодательной и исполнительной власти в России ведут работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность новых, неофициальных СМИ12, однако здесь очевидны сложности и особенности, а в некоторых случаях - малая эффективность или даже беспомощность такого регулирования. Известен прецедент 2018 года, когда Роскомнадзор предпринял попытку заблокировать мессенджер Telegram, однако она оказалось, фактически, безрезультатной.

Новыми формами - нетрадиционными или неофициальными - СМИ, становятся ресурсы, базирующиеся в соцсетях, блогерских платформах, сервисах и системах обмена мгновенными сообщениями (далее - мессенджеры). Де-юре и по своей форме они не являются СМИ, - де-факто, по сути, они стали таковыми. И это наиболее динимично развивающиеся, эффективные и агрессивные по степени воздействия на массовую аудиторию СМИ.

Под понятием «новые формы средств массовой информации» мы подразумеваем формы и форматы СМИ, возникшие за последние несколько лет и пользующиеся устойчивой популярностью у многих сегментов российской аудитории. Поскольку все форматы СМИ, вновь созданные на протяжение последних десяти-

12 Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201903180031?index=0&r angeSize=1 (дата обращения: 17.03.2020).

летий, существуют в пространстве Интернета, т.е. «в цифре», мы не используем общее понятие «цифровые СМИ», а говорим лишь о новых, т.е. созданных и получивших распространение в последние годы и использующие технологии искусственного интеллекта. Мы намеренно уходим от термина «медиа» и сужаем его до СМИ, фокусируясь на публичной передаче информации, распространении сообщений массовым аудиториям13, информационных посылов от источника - массам.

В фокус внимания автора статьи попали сервисы, наиболее точно отражающие тезис о трансформации новых форм средств массовой информации в России. Это каналы в мессендже-ре Telegram и социальная сеть TikTok. Их объединяет, среди прочего, завоёванные к настоящему времени лидерские позиции у российской аудитории (разобщают - сегменты целевой аудитории и медиа-инструментарий). Несколько лет назад создатели этих сервисов почувствовали запрос на вариативность в получении информации и индивидуальный подход к каждому пользователю и смогли предложить соответствующий продукт.

Telegram (Телеграм) был создан в 2013 году как мессенджер и остаётся таковым. Но благодаря своему функционалу создания и ведения каналов (распространения информационных сообщений от источника - массам) он стремительно трансформировался в платформу для официальных и неофициальных СМИ - новых по форме СМИ в терминологии автора. Сегодня на платформе работает множество как анонимных, так и персонифицированных каналов, которые ведут журналисты, политологи, медиаме-неджеры. Посредством именно этой платформы они публикуют эксклюзивную и сенсационную информацию, качественную аналитику и стали не только конкурировать с традиционными СМИ, но также становиться источниками для них и оказывать влияние на повестку дня. Например, экономическую: российский Forbes сообщал о том, какие новости Telegram - каналов сказались на котировках разных компаний. «Telegram даже начал составлять заметную конкуренцию платным сервисам предоставления

13 Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 томах. Т. 47. — М.: Терра. — 2006. — С. 453

данных и аналитики «...»Телеграм-каналы более удобны в использовании, доступ к ним бесплатный, а оперативность высокая» 14.

На фоне событий января 2021 года, когда соцсети Twitter и Facebook заблокировали акка-унты Дональда Трампа, часть американской аудитории этих сервисов стала искать им альтернативы. Через несколько дней после блокировки аккаунтов Трампа в Telegram зарегистрировалось 25 млн. новых пользователей, он стал вторым по количеству скачиваний приложением в Штатах15. Полагаем, что на сервисе в скором времени должны появиться новые англоязычные каналы, которые, вне всякого сомнения, станут новой формой СМИ и в этой стране.

В свете общественно-политических событий начала 2021 года нельзя не отметить, что в лидеры новых форм СМИ стремительно ворвалась китайская соцсеть Tik-Tok: участники несанкционированных митингов в России, стремясь привлечь внимание молодой аудитории, активно снимали и выкладывали в эту соцсеть видео с соответствующими призывами. В распространении этих видео помогли специальные технологии таргетированной выдачи, благодаря которым ролики попадали прицельно в персональную ленту аккаунтов молодых людей. Как известно, такая практика сыграла немалую роль в привлечении молодых людей к участию в этих мероприятиях.

Возвращаясь к классификации Пренски, если Телеграм-каналы - это пример воздействия на взрослую аудиторию («Цифровых эмигрантов»), то Tik-Tok - яркий пример воздействия на «Цифровых аборигенов», самых юных пользователей и молодёжи.

Мы рассмотрели особенности воздействия на аудиторию в культуре и СМИ с точки зрения традиционных, гибридных и новых форматов. Сводный результат - в таблицах, представлен-

14 Невидимая рука рынка: как анонимы в Telegram научились двигать котировки и почему это опасно [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru/ finansy-i-investicii/392643-nevidimaya-ruka-rynka-kak-anonimy-v-telegram-nauchilis-dvigat-kotirovki (дата обращения: 15.10.2020)

15 Число пользователей Telegram за последние 72 часа выросло на 25 миллионов [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20210112/telegram-1592757783.html (дата обращения: 12.01.2021)

ных ниже. Цифровые технологии, вне всякого сомнения, становятся инструментами воздействия на аудиторию, однако в культуре и СМИ мы в этом смысле наблюдаем и общие тренды, и существенные различия. В случае с произведениями культуры цифровые технологии работают не повсеместно, традиционный формат демонстрации сохраняет свою популярность. «Цифра» служит инструментом распространения продуктов творческой деятельности, со-

бытий в сфере культуры, и помогает привлечь разные типы аудитории. Однако в случае демонстрации произведений кибер-культуры в фокус внимания попадает, в первую очередь, молодая аудитория. В случае со средствами массовой информации современные технологии в большей степени определяют воздействие на все сегменты аудитории. В целом же переход средств массовой информации в «цифру», имеет признаки необратимого процесса.

Таблица № 1.

Культура и СМИ: трансформация форм с точки зрения взаимодействия с аудиторией. Традиционные форматы демонстрации произведений и передачи массовой информации

Культура СМИ

Традиционные форматы демонстрации произведений: Традиционные форматы передачи массовой информации:

• Выставки (в музеях) • Спектакли (в театрах) • Концерты (в концертных залах) • Книги (в библиотеках) • Газеты • Журналы • Телевидение • Радио

Таблица № 2.

Культура и СМИ: трансформация форм с точки зрения взаимодействия с аудиторией. Гибридные форматы демонстрации произведений и передачи массовой информации.

Культура СМИ

Гибридные форматы демонстрации произведений: Гибридные форматы передачи массовой информации

• Виртуальные концертные залы • Онлайн-трансляции мероприятий • Сайты традиционных СМИ • Паблики традиционных СМИ в соцсетях

• Технические средства, дополняю • Паблики традиционных СМИ

щие «живое» (офлайновое) меро- в соцсетях

приятие или артефакты • Каналы традиционных СМИ

• Оцифрованные книжные на видеохостингах

памятники

Таблица № 3.

Культура и СМИ: трансформация форм с точки зрения взаимодействия с аудиторией. Демонстрация произведений кибер-культуры и новые формы СМИ

Культура СМИ

Демонстрация произведений кибер-культуры: Новые формы СМИ

• Компьютерные игры •Видеоарт • Картины и музыка, созданные искусственным интеллектом ■ Telegram-каналы • Блоги Яндекс-дзен • Блоги Instagram • Блоги Tik-Tok

Список литературы

1. M.Prensky Digital Natives, Digital Immigrants (2001) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nnstoy.org/download/technology/ Digital+Natives+-+Digital+Immigrants.pdf (дата обращения: 12.01.2020)

2. Галкин Д. В. Digital cultural: методологические вопросы исследования культурной динамики // Международный журнал исследований культуры. —2012.—№ 3 (8).

3. Галкин Д.В. Техно-художественные гибриды или искусство, политика и цифровые технологии в культурной динамике второй половины XX века // Гуманитарная информатика. - 2008. -Вып. 4. - С. 61-70.

4. Цифровизация культуры и культура циф-ровизации: современные проблемы информа-

ционных технологий : материалы Всерос. науч. конф. (08 октября 2020 г.) / под ред. С. Ю. Жите-нёва; Институт Наследия. — М. : Институт Наследия, 2020. — С. 13-14 [Электронный ресурс]. - URL: http://heritage-institute.ru/wp-content/ uploads/2020/ 12/czifrovizacziya-kultury.pdf (дата обращения: 07.01.2021).

5. Средства массовой информации // Большая энциклопедия в 62 томах. Т. 47. — М.: Тер-ра. — 2006. — С. 453

6. Сайт Forklog [Электронный ресурс]. -URL: https://forklog.com/sp/web3-0/theory/ (дата обращения: 15.01.2021)

7. Сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://culture. gov.ru/about/national-project/about-project/ (дата обращения: 10.01.2021)

8. Сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/39208/page/1 (дата обращения: 05.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201903180031?index=0&r angeSize=1 (дата обращения: 17.03.2020).

10. Сайт «Культура.РФ» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.culture.ru/news/254048/ portal-kultura-rf-vyros-na-72-i-voshel-v-top-10-

internet-proektov-o-kulture (дата обращения: 22.01.2021)

11. Сайт Forbes [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/392643-nevidimaya-ruka-rynka-kak-anonimy-v-telegram-nauchilis-dvigat-kotirovki (дата обращения: 15.10.2020)

12. Сайт информационного агентства РИА Новости [Электронный ресурс]. - URL: https://ria. ru/20210112/telegram-1592757783.html (дата обращения: 12.01.2021)

DIGITAL CULTURE AND NEW FORMS OF MASS MEDIA: FEATURES OF IMPACT ON THE AUDIENCE

Ermakova Maria Alexandrovna,

applicant, Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev, Cosmonauts Str. 5, Moscow, Russia,129366;

e-mail: medvedeva-m-a@mail.ru

Abstract

The article concretizes the concept of "digital culture" and proposes the concept of "new forms of media" in the context of interaction with the audience, identifies the formats of interaction of cultural institutions and new forms of media with the Russian audience, and suggests a classification of these formats.

Keywords

Digitalization, digital culture, mass media, social networks, communications, information and communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.