Научная статья на тему 'Цифровая культура'

Цифровая культура Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4206
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / CULTURE STUDIES / DIGITAL CULTURE / DIGITAL SOCIETY / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Федоровна

В энциклопедической статье представлена трактовка цифровой культуры в свете государственной программы, направленной на развитие цифровой экономики как вопроса национальной безопасности и независимости России. Показана связь понятий цифровой экономики, цифрового общества и цифровой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Culture

The encyclopedia entry interprets digital culture in the light of a state programme aimed at the development of digital economy as a matter of national security and sovereignty of Russia. It shows the link between the notions of digital economy, digital society, and digital culture.

Текст научной работы на тему «Цифровая культура»

2018 - №4

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАК

233

РО! 10.17805^ри.2018.4.23

Цифровая культура

Т. Ф. Кузнецова Московский педагогический государственный университет

В энциклопедической статье представлена трактовка цифровой культуры в свете государственной программы, направленной на развитие цифровой экономики как вопроса национальной безопасности и независимости России. Показана связь понятий цифровой экономики, цифрового общества и цифровой культуры.

Ключевые слова: культурология; цифровая культура; цифровое общество; цифровая экономика

Цифровая культура — термин современной культурологии для обозначения формирующегося этапа культуры, соответствующего цифровому обществу, ведущие черты которого видятся в цифровой экономике, преодолении аналоговой экономики как выражения прежних общественных устоев.

В своей основе цифровая культура соответствует общему представлению о культуре как системе ценностей, сплачивающих общество в определенную эпоху и при определенном уровне развития в нем общественных отношений. Очевидно, что трактовки цифровой экономики и цифрового общества определяют специфику цифровой культуры.

Что касается цифровой экономики, то в отечественных федеральных документах последнего времени, имеющих правовой статус, утвердилось ее понимание как экономики, основанной на цифровых технологиях, а они, в свою очередь, трактуются как «основанная на методах кодировки и передачи информации дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени» (Цифровые технологии ... : Электронный ресурс). Если даже в учебной литературе целостное представление об экономике предполагает очевидным, что люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности (Экономическая теория ... , 2017), то применительно к цифровой экономике ее повседневность отодвигается на задний план, а характеристики технологий, которые в ней применяются, выдвигаются на передний. Это прямо вытекает из того, что такие технологии еще не освоены, их массовое распространение еще впереди, да и пока не ясно, что они будут представлять собой в ближайшем будущем (иначе говоря, что станет важным для массового применения, а что нет, какие эффективные технологии появятся). Здесь проведенное в отношении молодежи (а она и будет кадровой базой цифровой экономики) разделение новационных свойств, инновационного потенциала и инноваци-

онных возможностей приобретает характер основания общесоциальной модели (Луков, 2018: 368).

Общее определение понятия «цифровая экономика» в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ 28 июля 2017 г., таково: «...цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы» (Программа «Цифровая экономика ... , 2017: Электронный ресурс). Этот взгляд нашел отражение и в социальных практиках последнего времени, он трактуется как единственно перспективный для экономики России в целой серии мероприятий, организуемых государственными органами и общественными организациями, образовательными организациями (в двух последних случаях с приглашением в качестве докладчиков государственных деятелей, экспертов, специалистов по экономике из академической среды и т. д., выражающих официальное мнение относительно цифровой экономики). Таковы, например, ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения. Секция экономических наук» на тему «Цифровая экономика: человек, технологии, институты» (в текущем году она проходила 16-23 апреля 2018 г., организатор — экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова), VI Всероссийский форум «Взгляд в цифровое будущее» (г. Сочи, 24-27 октября 2018 г., организатор — ПАО «Ростелеком»), «Smart city: государство, наука, бизнес» (г. Москва, 31 октября 2018 г., организатор — газета «Коммерсант»), III Международная конференция «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки?» (г. Москва, 26 октября 2018 г., организаторы — Корпоративный университет Сбербанка и Европейский фонд развития менеджмента) и др.

По мере того как утверждается идея цифровой экономики, все определеннее на государственном уровне она связывается с идеей цифрового общества. Именно так следует понимать высказывания В. В. Путина на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г. в Ново-Огареве. В частности, утверждение: «Цифровая экономика — это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества» (Путин: формирование ... 2017: Электронный ресурс). Таким образом, возникает представление на уровне органов государственного управления, что инновации в сфере цифровой экономики оказывают влияние и на современное общество в целом, более того, они не могут реализовывать-ся в обществе, которое в них не нуждается, не принимает их, не готово к масштабным и быстрым изменениям. Мультиэффект любого крупного внедрения новой технологии в том и состоит, что такое внедрение затрагивает многие сферы, нередко очень далеко отстоящие друг от друга, а значит, изменений (и готовности к ним) в одной области деятельности, в одной сфере жизни недостаточно, нужны одновременные перемены не отдельных сегментов, а целого.

В западной литературе стремление выявить специфику цифровой культуры прослеживается по крайней мере с конца 1990-х годов (Levinson, 1999). В 2000-е годы в этом направлении исследовательское поле расширилось (Gere, 2002; Harris, Taylor,

2005: Kressel, 2007; Digital Culture ... , 2008). В книге «Технология как опыт» Джон Мак-карти и Питер Райт утверждают, в частности, что любой учет того, что часто называют пользовательским опытом, должен включать эмоциональные, интеллектуальные и чувственные аспекты человеческого взаимодействия с технологией, поскольку они не просто используются, а составляют неотделимую часть жизни. Они предлагают новый подход к пониманию взаимодействия человека и компьютера путем вчувство-вания в технологии. Опираясь на прагматизм таких философов, как Джон Дьюи и Михаил Бахтин, они создают основу для более четкого анализа технологии как опыта (McCarthy,Wright, 2004). Но все же уклон в собственно технологическую сферу значителен (Mitchell, 2008), остается ориентация западных авторов на суженное толкование цифровой культуры. Так, издание Microsoft «Цифровая культура: ваше конкурентное преимущество» дает ей такое определение: «Цифровая культура — общие, основополагающие и глубоко укоренившиеся базовые допущения, ценности, убеждения и нормы, характеризующие то, как организация поощряет и поддерживает использование технологий для наиболее эффективного выполнения работы» (Digital culture ... , 2017: 24).

В отечественной культурологии понятие «цифровая культура» нередко рассматривается в группе таких понятий, как «цифровые (новые) медиа», «киберпростран-ство», «киберкультура», «посткиберкультура» (Соколова: Электронный ресурс). Д. В. Галин определяет цифровую культуру как науку об «артефактах и символических структурах, основанных на цифровом кодировании и его универсальной технической реализации, тотально включенных в институциональную систему и способствующих поддержанию определенных ценностей, закрепленных ментально» (Галкин: Электронный ресурс). В аспекте соотношения с цифровой экономикой и цифровым обществом такое понимание не только противоречиво (определение культуры как науки, сосредоточенность на артефактах), но оставляет за границей исследования смысл выделения культуры как противовеса всеобщей цифровизации, утери человеческого начала в любой форме социальности людей. Вывод К. Маркса об общественной природе труда не отменяется тем, что цифре придается большое значение. Все же это только форма деятельности, а не вся деятельность в целом. Культура как система человеческих отношений, которые в то же время являются общественными и образуют саму суть культуры (В. М. Межуев), как система смысложизненных ценностей и при возвышении роли цифры сохраняет свою сущность. В этом своем качестве, приобретая новые черты в меняющемся обществе, она предохраняет его от ухода от человека к его более удобным в каких-то сферах суррогатам, но не способным заменить общество как целое, как то, что нераздельно с человеком.

Лит.: Галкин, Д. В. (2012) Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики (Электронный ресурс) // Международный журнал исследований культуры. №3(8). URL: www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2012/lJCR_03%288%29_2012.pdf (дата обращения 17.10.2018); Луков, В. А. (2018) Тезаурусная социология : в 3 т. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 3. 608 с.; Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р (2017) [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://static.government.ru/ media/ files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 15.08.2018); Путин: формирование цифровой экономики — вопрос нацбезопасности РФ (2017) [Электронный ресурс] // ИТАР ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/4389411 (дата обращения: 15.08.2018); Соколова, Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? (Электронный ресурс) // Меж-

дународный журнал исследований культуры. 2012. №3(8). URL: https://www.culturalresearch. ru/files/open_issues/03_2012/IJCR_030%2880%29_2012.pdf (дата обращения: 17.10.2018); Цифровые технологии — это будущее человечества [Электронный ресурс] // FB.ru. URL: http:// fb.ru/article/335698/tsifrovyie-tehnologii—eto-buduschee-chelovechestva (дата обращения: 15.08.2018); Экономическая теория (политэкономия) (2017) : учебник / под ред. Г. П. Журавлевой. 5-е изд. М. : ИНФРА-М. 864 с.; Levinson, P. (1999) Digital McLuhan: a guide to the information society. London : Routledge. 240 p.; Gere, C. (2002) Digital Culture. London : Reaktion Books. 222 p.; McCarthy, J., Wright, P. (2004) Technology as Experience. Cambridge, Mass. — London, England : The MIT Press. x, 211p.; Harris, J. Ll., Taylor, P. A. (2005) Digital Matters, Theory and culture of the matrix, London : Routledge. xi, 210 p.; Kressel, H. (2007) Competing for the future. How digital innovations are changing the world. Cambridge : Cambridge University Press. 422 p.; Mitchell, W. J. T. (2008) Addressing media // MediaTropes eJournal. Vol. I. Pp. 1-18; Digital Culture: The Changing Dynamics (2008) / ed. by A. Uzelac, B. Cvjeti eanin. Zagreb : Institute for International Relations. 212 p.; Digital culture: your competitive advantage (2017). Microsoft Corporation. 25 p.

Дата поступления: 31.10.2018 г.

DIGITAL CULTURE

T. F. Kuznetsova Moscow Pedagogical State University

The encyclopedia entry interprets digital culture in the light of a state programme aimed at the development of digital economy as a matter of national security and sovereignty of Russia. It shows the link between the notions of digital economy, digital society, and digital culture.

Keywords: culture studies; digital culture; digital society; digital economy

REFERENCES

Galkin, D. V. (2012) Digital Culture: metodologicheskie voprosy issledovaniia kul'turnoi dinamiki. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul'tury, no. 3(8) [online] Available at: www.culturalre-search.ru/files/open_issues/03_2012/IJCR_03%288%29_2012.pdf (access date 17.10.2018). (In Russ.).

Lukov, V. A. (2018) Tezaurusnaia sotsiologiia : in 3 vol. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. Vol. 3. 608 p. (In Russ.).

Programma «Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii» (2017). Utverzhdena rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 28 iiulia 2017 g. №1632-r (2017). Pravitel'stvo Rossii [online] Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (access date 15.08.2018). (In Russ.).

Putin: formirovanie tsifrovoi ekonomiki — vopros natsbezopasnosti RF (2017). ITAR TASS [online] Available at: https://tass.ru/ekonomika/4389411 (access date: 15.08.2018). (In Russ.).

Sokolova, N. L. (2012) Tsifrovaia kul'tura ili kul'tura v tsifrovuiu epokhu? Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul'tury, no. 3(8) [online] Available at: https://www.culturalresearch.ru/files/open_ issues/03_2012/IJCR_03%288%29_2012.pdf (access date: 17.10.2018). (In Russ.).

Tsifrovye tekhnologii — eto budushchee chelovechestva. FB.ru [online] Available at: http://fb. ru/article/335698/tsifrovyie-tehnologii—-eto-buduschee-chelovechestva (access date: 15.08.2018). (In Russ.).

Ekonomicheskaia teoriia (politekonomiia) (2017) / ed. by G. P. Zhuravleva. 5nd ed. Moscow, INFRA-M. 864 p. (In Russ.).

Levinson, P. (1999) Digital McLuhan: a guide to the information society. London, Routledge. 240 p.

Gere, C. (2002) Digital Culture. London, Reaktion Books. 222 p.

McCarthy, J. and Wright, P. (2004) Technology as Experience. Cambridge, Mass. London, The MIT Press. x, 211 p.

Harris, J. Ll. and Taylor, P. A. (2005) Digital Matters, Theory and culture of the matrix. London, Routledge. xi, 210 p.

Kressel, H. (2007) Competing for the future. How digital innovations are changing the world. Cambridge, Cambridge University Press. 422 p.

Mitchell, W. J. T. (2008) Addressing media. MediaTropes eJournal, vol. I, pp. 1-18.

Digital Culture: The Changing Dynamics (2008) / ed. by A. Uzelac and B. Cvjetieanin. Zagreb, Institute for International Relations. 212 p.

Digital culture: your competitive advantage (2017). Microsoft Corporation. 25 p.

Submission date: 31.10.2018.

Кузнецова Татьяна Федоровна — доктор философских наук, профессор; профессор кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета, академик Международной академии наук (Инсбрук, Австрия). Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88. Тел.: +7 (495) 539-55-19. Эл. адрес: kult@mpgu.edu

Kuznetsova Tatyana Fyodorovna, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Culture Studies, Moscow Pedagogical State University; Full Member, International Academy of Sciences (IAS, Innsbruck, Austria). Postal address: 88, Vernadskogo Ave., Moscow, Russian Federation, 119571. Tel.: +7 (495) 539-55-19. E-mail: kult@mpgu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.