Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
157
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая грамотность / информационная грамотность / персонализация обучения / искусственный интеллект / онлайн-обучение / защита персональных данных / digital literacy / information literacy / personalization of learning / artificial intelligence / online learning / personal data protection

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — М.Ю. Воротилова

В статье рассмотрены проблемы недостаточного уровня цифровой грамотности среди населения России, а также существующие подходы к обучению информационной грамотности и их ограничения. Предложена концепция персонализированной онлайн-платформы на основе искусственного интеллекта для повышения цифровой грамотности различных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY IN THE AGE OF TECHNOLOGY: CHALLENGES AND SOLUTIONS

The article considers the problems of insufficient level of digital literacy among the Russian population, as well as the existing approaches to teaching information literacy and their limitations. The paper presents the concept of a personalised online platform based on artificial intelligence to improve digital literacy.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ»

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ

М.Ю. Воротилова, магистрант

Филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске (Россия, г. Смоленск)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-1-1-34-39

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы недостаточного уровня цифровой грамотности среди населения России, а также существующие подходы к обучению информационной грамотности и их ограничения. Предложена концепция персонализированной онлайн-платформы на основе искусственного интеллекта для повышения цифровой грамотности различных групп населения.

Ключевые слова: цифровая грамотность, информационная грамотность, персонали-зация обучения, искусственный интеллект, онлайн-обучение, защита персональных данных.

В эпоху бурного развития цифровых технологий одним из ключевых навыков становится информационная грамотность. Способность ориентироваться в потоках информации, находить достоверные сведения, критически анализировать источники и факты приобретает особую актуальность. Недостаточный уровень информационной грамотности наблюдается не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. Согласно исследованию Стэнфордского университета, 82% школьников не умеют различать рекламные сообщения и новости в Интернете [1]. При этом именно молодые люди являются активными пользователями цифровых устройств и соцсетей. Таким образом, актуальность приобретения навыков информационной грамотности сегодня трудно переоценить. Эти навыки позволяют людям критически оценивать информацию, избегать манипуляций и принимать обоснованные решения. Обучение информационной грамотности необходимо включить в образовательные программы, а также предоставить возможность освоения этих навыков взрослым пользователям.

Оценка цифровой грамотности взрослого населения России (18-75 лет) по разра-

ботанному в 2020 г. опроснику DigCompSAT для оценки уровня цифровых навыков граждан из разных целевых групп, с разным уровнем вовлеченности в цифровую среду показала, что [2]:

- 59,4% респондентов обладают базовым уровнем цифровой грамотности;

- 20% респондентов - средним уровнем цифровой грамотности;

- 3% респондентов - продвинутым уровнем цифровой грамотности.

Эти данные свидетельствуют о том, что уровень цифровой грамотности взрослого населения России в целом недостаточно высок. Лишь 3% взрослого населения обладают продвинутым уровнем цифровых навыков. Это означает, что подавляющее большинство не может эффективно использовать цифровые технологии в работе и повседневной жизни. Таким образом, необходимы меры по повышению информационной грамотности населения, особенно старших возрастных групп. Без этого будет сложно решать задачи цифрови-зации экономики и общества.

На сегодняшний день существует несколько основных подходов к повышению уровня цифровой грамотности среди населения, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Подходы к повышению уровня цифровой грамотности при помощи горячих линий

Включение обучения в школьные и вузовские программы позволяет выработать необходимые навыки у молодого поколения, активно использующего цифровые технологии. Такое обучение строится на практических занятиях по поиску, анализу и оценке информации из разных источников. Специальные образовательные курсы и тренинги для взрослого населения могут проводиться очно или с применением дистанционных образовательных технологий. Обучение фокусируется на актуальных кейсах из повседневной среды слушателей. Популяризация идей цифровой грамотности с помощью публикации статей, создания тематических сообществ, распространения видеороликов призвана заинтересовать широкие слои населения. Поддержка граждан с помощью консультирования по вопросам цифровой грамотности при помощи горячих линий, чат-ботов, электронных ресурсов помогает людям получить совет эксперта в нужный момент. А включение задач по повышению цифровой грамотности в государственные программы цифровой трансформации общества позволит решать проблему на национальном уровне.

Однако существующие подходы имеют ряд проблем. Во-первых, нацеленность на конкретные группы населения - такие программы обучения часто концентрируются на определенных возрастных или социальных группах, что влечет за собой оставление остальных групп населения вне фокуса. Во-вторых, универсальность программ

обучения. Существующие программы носят универсальный характер и слабо адаптируются под потребности конкретного обучаемого. В связи с этим зачастую обучение воспринимается как скучная и обязательная процедура. Не менее важной проблемой является общая пассивность значительной части населения в вопросах повышения собственной цифровой грамотности. Многие не придают этому большого значения, несмотря на растущую угрозу дезинформации и манипуляций в Интернет-пространстве. Отсутствие мотивации к саморазвитию в этой области также затрудняет широкое распространение этих навыков.

Для решения данных проблем предлагается разработка онлайн-платформы с применением технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) для персонализа-ции обучения цифровой грамотности. Доступ в интернет позволит охватить широкую аудиторию, использование ИИ для персонализации позволит адаптировать обучение под конкретного пользователя, а разнообразные интерактивные форматы курсов сделают обучение более привлекательным.

Важным моментом такого формата обучения будет являться требование получения согласия пользователей на анализ их цифрового следа и разработки мер по защите персональных данных. Для анализа цифрового поведения пользователей и выявления необходимых характеристик могут использоваться следующие данные:

- история поисковых запросов в Интернете, которая позволит определить тематические области, где пользователь наиболее уязвим к воздействию фейковых новостей и манипуляциям.

- посещаемые сайты и источники информации.

- активность в социальных сетях: лайки, репосты, комментарии. Эта информация позволяет оценить отношение пользователя к различным новостям и сообщениям.

- распространяемый контент для дальнейшей оценки доли сомнительной информации, распространяемой пользователем.

В итоге на основе комплексного анализа этих данных строится цифровой профиль пользователя, позволяющий персонализировать его обучение. Общий шаблон цифрового профиля пользователя построен на основе выделенной информации, представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Цифровой профиль пользователя

После составления цифрового профиля обучающегося на основе анализа его цифровой активности дальнейший процесс персонализированного обучения. Общий

алгоритм работы платформы персонализированного обучения цифровой грамотности представлен на рисунке 3.

Сбор данных о пользователе

Регистрация пользователя на платформе

i

Предоставление пользователем согласия на сбор и обработку данных

1

Извлечение данных из профилей соц. сетей, сбор истории Интернет-активности, извлечение

данных о взаимодействиях в соц. сетях

Обработка данных

1 Структурирование данных (приведение к табличному виду)

: 1

| Фильтрация данных и удаление шумовой информации

: 1

, Нормализация данных, приведение к единому формату

; 1

| Анонимизация персональной информации пользователя Анализ данных

Определение тематики интересов пользователя 1

Выявление источников информации и отношения пользователя к ним

I

Анализ уровня использования электронных систем дгя оказания услуг

I

Формирование признаков цифрового поведения

Построение цифрового профиля

Интеграция признаков цифрового поведения к единое описание пользователя

1

Добавление социально-демографических характеристик

i

Формирование цифрового профиля и занесение в БД

Формирование персональной траектории обуче! [ИЯ

Определение необходимых образовательных материалов

Формирование персонального учебного плана с модулями

Составление курса

Формирование онпайн-курса из отобранных материалов

i

Добавление тематических элементов обучения

1

Курс разбивается на модули с проверками знаний

Адаптивное обучение

Отслеживание динамики навыков пользователя в процессе обучения

i

Обратная связь для оптимизации обучения

Рекомендации

1 1

1 1 1 1 Предложение об изучении дополнительных материалов и курсов для саморазвития

Рис. 3. Алгоритм работы платформы персонализированного обучения

цифровой грамотности

После завершения обучения формируются персональные рекомендации для закрепления и развития приобретенных навыков информационной грамотности. Такая система позволяет максимально адаптировать процесс обучения под каждого конкретного обучающегося.

Вопрос обеспечения безопасности личных данных пользователей при использовании платформой является крайне важным. Ниже представлены некоторые принципы и меры безопасности, которые могут быть приняты для защиты личных данных пользователей:

1) принцип минимального доступа: обеспечение доступа только к необходимым данным для выполнения конкретных задач;

2) анонимизация данных: использование анонимизированных данных для обучения моделей ИИ для исключения возможности идентификации отдельных учащихся;

3) шифрование данных: применение современных методов шифрования для защиты передачи и хранения данных учащихся. Гарантирование использования безопасных каналов связи при передаче данных между пользователями и платформой;

4) обучение алгоритмов на наборах данных, которые не содержат личной идентификационной информации учащихся;

5) обеспечение соблюдения всех соответствующих законов и регулирований в области конфиденциальности данных;

Библиографический список

1. Most Students Don't Know When News Is Fake, Stanford Study Finds [Electronic resource] // The Wall Street Journal. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wsj.com/articles/most-students-dont-know-when-news-is-fake-stanford-study-finds-1479752576 (дата обращения: 30.12.2023).

2. Оценка цифровой готовности населения России [Электронный ресурс] // ВШЭ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/464963752.pdf (дата обращения: 30.12.2023).

6) аудит безопасности: проведение регулярных аудитов безопасности систем и алгоритмов, используемых для оценки информационной грамотности. Ответственность за аудит безопасности должна лежать на соответствующих организациях, предоставляющих технологии;

7) согласие пользователей: получение согласия пользователей на использование их данных для обучения и оценки с использованием ИИ.

Выполнение данных принципов является ключевой мерой, которая позволит гарантировать, что использование ИИ в образовании будет соответствовать высоким стандартам безопасности и конфиденциальности данных.

Таким образом, использование онлайн-платформы на основе технологий искусственного интеллекта имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, это позволит предоставить обучение широкому кругу пользователей без географических и временных ограничений. Во-вторых, применение персонализации на основе ИИ сделает процесс обучения более интересным и эффективным. В-третьих, онлайн-формат с использованием интерактивных элементов способен повысить вовлеченность и мотивацию обучающихся. Процесс будет полностью автоматизирован и позволит максимально персонализировать обучение. Такой подход поможет охватить больше слоев населения для обучения цифровой грамотности.

DIGITAL LITERACY IN THE AGE OF TECHNOLOGY: CHALLENGES AND SOLUTIONS

M.Y. Vorotilova, Graduate Student

Smolensk Branch of Moscow Power Engineering Institute (Technical University) (Russia, Smolensk)

Abstract. The article considers the problems of insufficient level of digital literacy among the Russian population, as well as the existing approaches to teaching information literacy and their limitations. The paper presents the concept of a personalised online platform based on artificial intelligence to improve digital literacy.

Keywords: digital literacy, information literacy, personalization of learning, artificial intelligence, online learning, personal data protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.