Теория и практика общественного развития. 2022. № 1. С. 83-86. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 1. P. 83-86.
Научная статья УДК 316.77-053.81
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.1.12
Цифровая грамотность молодежи: анализ отдельных элементов Дина Фаритовна Ишмуратова
Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5054-7675
Аннотация. Статья посвящена исследованию элементов цифровой грамотности молодежи. Развитие цифровых технологий, функционирование в рамках цифровой среды требует наличия определенных знаний и навыков, получивших название «цифровой грамотности» или «цифровой компетентности». Формирование данных умений у населения происходит в ходе обучения в системе образования или накопления непосредственного опыта взаимодействия с цифровой средой. В результате отличий в условиях и сроках формирования цифровых компетенций и навыков уровень цифровой грамотности разных групп населения разнится, что особенно проявляется в сравнении нескольких возрастных когорт. Неоднородность по данному признаку характерна и для молодого поколения, цифровая социализация которого имеет свои особенности и результаты для разных его групп.
Ключевые слова: молодежь, цифровая грамотность, цифровые компетенции, интернет, безопасность, коммуникация, информационно-коммуникационные технологии, потребности
Для цитирования: Ишмуратова Д.Ф. Цифровая грамотность молодежи: анализ отдельных элементов // Теория и практика общественного развития. 2022. № 1. С. 83-86. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.112.
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31787 «Трансформация социальной активности молодежи в контексте виртуализации социальной среды».
Original article
Youth digital literacy: analysis of selected elements
Dina F. Ishmuratova
Institute of Social and Economic Research - Subdivision of the RAS Ufa Federal Research Centre, Ufa, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5054-7675
Abstract. The article is devoted to the study of the elements of digital youth literacy. The development of digital technologies, functioning within the digital environment requires certain knowledge and skills, called «digital literacy» or «digital competence». The formation of these skills among the population takes place through training in the education system or through direct experience with the digital environment. As a result of differences in the conditions and timing of the formation of digital competences and skills, the level of digital literacy varies between different population groups, which is particularly evident when comparing several age cohorts. In particular, heterogeneity on this basis is characteristic of the younger generation, whose digital socialization has its own characteristics and results for its different groups.
Keywords: youth, digital literacy, digital competencies, Internet, security, communication, information and communication technologies, needs
For citation: Ishmuratova, D.F. (2022) Youth digital literacy: analysis of selected elements. Theory and Practice of Social Development. (1), 83-86. Available from: doi: 10.24158/tipor.2022.1.12 (In Russian).
Funding: the research was carried out under RFBR and EISI funding under scientific project No. 21-01131787 'Transformation of Youth Social Activity in the Context of the Virtualization of the Social Environment'.
Одной из глобальных тенденций, оказывающих существенное воздействие на социально-экономическое развитие, является усиление влияния цифровых технологий на все сферы жизнедеятельности общества. В данных условиях востребованы навыки и умения взаимодействия с цифровой средой, которые необходимы как для трудовой, так и для повседневной, бытовой деятельности. Таким образом, цифровая грамотность, или цифровая компетентность, как комплекс специфических знаний и умений становится неотъемлемым элементом не только профес-
© Ишмуратова Д.Ф., 2022
сиональной, но и общекультурной компетентности любого человека. В этой связи изучение особенностей формирования и уровня цифровой грамотности населения остается актуальной задачей. Особую значимость такие исследования имеют в свете неоднородности населения по сформированное™ и уровню цифровой грамотности, что означает неравенство возможностей самореализации, удовлетворения разнообразных потребностей, обеспечения безопасности и в целом решения всевозможныз задач в рамках расширяющейся цифровой среды.
Несмотря на относительную новизну явления, цифровая грамотность широко исследуется, в результате чего сформировалось множество определений понятия, его структурных элементов. Исследователи феномена выделяют такие его свойства, как связь с другими видами грамотности - компьютерная, медиаграмотность, а также наличие разветвленной структуры навыков, знаний и умений.
В отношении количества и состава структурных элементов также существует плюрализм мнений, что позволяет очертить достаточно широкий круг компетенций и знаний, составляющих цифровую грамотность. Помимо специальных знаний и навыков, в структуру цифровой грамотности ученые включают и мотивацию применения данных компонентов (Солдатова, Рассказова, 2014), а также возникающие в связи с этим возможности и риски (Шариков, 2016). Важным элементом цифровой грамотности, по мнению И.А. Шпаченко и Г.А. Окушовой, является и умение обеспечить безопасность: это умение защитить доступ к информации о себе, обеспечить конфиденциальность (Шпаченко, Окушова, 2021), безопасное использование цифровых технологий для работы с информацией, обеспечение физического и психологического благополучия при работе в цифровой среде и т. д. (Бороненко, Кайсина, Федотова, 2020). С другой стороны, именно высокий уровень цифровой грамотности выступает гарантом безопасности деятельности человека как члена цифрового общества.
Многообразие подходов к определению структурных элементов цифровой грамотности также связано и с проблемой оценки уровня ее развития, так как для этого не выработана общепринятая единая методика, применение которой позволило бы не только ее оценивать, но и проводить сравнения различных субъектов. Однако исследования в данной области позволяют получить представление о существующих оценках цифровой грамотности населения.
Изучение уровня сформированности и применения всех знаний, умений и навыков, входящих в понятие цифровой грамотности, затруднительно в силу их широкого спектра, соответственно для ее оценки необходимо выделение отдельных, наиболее распространенных и важных, аспектов с точки зрения обследуемого объекта. Таковыми для населения являются пользовательские цифровые навыки. В зависимости от целей применения информационно-коммуникационных технологий ученые подразделяют их на профессиональные и пользовательские1, в составе которых важное место занимают навыки владения интернетом.
Одним из методов определения уровня цифровой грамотности населения является самооценка, говорящая о том, насколько имеющиеся у тех или иных групп респондентов знания и навыки соответствуют их ожиданиям, удовлетворяют их потребности как интернет-пользователей. По результатам исследования молодежи (14-35 лет), проведенного в Республике Башкортостан в 2021 г., было выявлено, что во всех выделенных возрастных группах практически половина опрошенных оценивает свои знания как достаточные для полноценного использования возможностей интернета и виртуальной среды. Показатели были такими: по 58,0 % среди респондентов 14-16 лет и 17-22 лет, 54,0 % - 23-26 лет, 51,0 % - 27-30 лет и 44,5 % среди старшей возрастной когорты - 31-35 лет. Около 30 % респондентов во всех возрастных группах признают, что, несмотря на достаточность таких знаний, иногда у них все же возникают затруднения при выполнении каких-либо действий. Также данные показывают значительно большую уверенность в своих знаниях и умениях более молодых возрастных когорт по сравнению со старшими. Именно среди самой взрослой части респондентов наблюдается наибольшее количество тех, кто признает, что знаний и умений недостаточно, и можно было бы их улучшить (12,7 % по сравнению с 4,8 % респондентов в возрасте 17-22 лет).
Одной из возможных причин возрастной дифференциации самооценки достаточности знаний выступает то, что современные подростки с самого рождения находятся в условиях стремительно расширяющейся цифровизации, их цифровая социализация является неотъемлемым элементом социализации как таковой. С другой стороны, в исследовании Г.У. Солдатовой и Е.И. Рассказовой была выявлена иллюзорная цифровая грамотность, связанная хотя и с широким набором видов деятельности, но имеющая поверхностный характер (Солдатова, Рассказова,
1 Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Цифровая экономика: Цифровые навыки населения [Электронный ресурс]. М. : НИУ ВШЭ, 2017. Ш1_: https://issek.hse.ru/data/2017/07/05/1171062511/DE_1_05072017.pdf (дата обращения: 27.11.2021).
2016). Таким образом, достаточно высокая самооценка по данному вопросу вызвана как объективно имеющимися у молодежи знаниями и навыками, соответствующими и достаточными для удовлетворения ее потребностей по взаимодействию в интернете, так и излишней самоуверенностью, невозможностью их объективно оценить из-за отсутствия общеразделяемых объективных критериев.
Несмотря на общий и субъективный характер оценки уровня цифровой грамотности, получаемой с помощью метода самооценки, достоинством данного способа является получение представления о соответствии между имеющимся потенциалом цифровых знаний и умений и его достаточности для обеспечения активности населения в интернете. Дальнейшая детализация показателей цифровой грамотности может также опираться на потребности населения, реализуемые в виртуальной форме. Так, перечень наиболее распространенных целей использования интернета населением позволяет предположить необходимые для этого навыки и знания, входящие в структуру цифровой грамотности. Согласно статистике, в 2020 г. население в возрасте 1574 лет в первую очередь использовало интернет для коммуникации: 76,6 % осуществляли с его помощью телефонные или видеозвонки, 75,0 % - посещали социальные сети, 69,0 % - общались с помощью систем мгновенного обмена сообщениями (Индикаторы цифровой экономики, 2021: 187). Более половины населения просматривает новости, осуществляет банковские операции и ищет информацию о товарах и услугах с помощью интернета (63,6, 57,3 и 55,9 % соответственно). Для осуществления указанных действий необходимы коммуникационные навыки, умение работать с информацией - искать, анализировать, отличать недостоверную информацию, работать с ее большим объемом, обеспечивать защиту своих данных.
Результаты исследования молодежи (Республика Башкортостан) показывают, что наиболее развитым навыком является умение искать и находить нужную информацию - 60,2 % респондентов оценили его уровень как высокий. Также среди актуальных респонденты выделили следующие умения: устанавливать и поддерживать контакты с людьми (45,3 %), отличать ложную информацию, фейк (47,8 %), работать с большим количеством информации (48,2 %), распоряжаться временем (48,2 %), защищать свои данные, обеспечивать приватность (43,2 %). Наименее распространенным является знание иностранных языков и их применение: свои знания и умения в этой области оценили как средние 36,2 % молодых людей, еще 35,1 % отметили их развитость на низком уровне (т. е. выход за пределы российского сегмента информационно-коммуникационной сети Интернет в виде создания или понимания контента на иностранном языке для них может представлять затруднение).
Анализ ответов на аналогичные вопросы в зависимости от возрастной группы не показывает существенных различий в оценке своих умений и знаний по работе в интернете по всем пунктам за некоторыми исключениями. Например, среди респондентов старшей возрастной когорты (31-35 лет) наблюдается наименьшее количество тех, кто оценил свои навыки распознавания ложной информации как высокоразвитые (28,3 %), что ниже, чем по всей выборке в целом (36,6 %) и по сравнению с другими возрастными группами. Скорее всего, это объясняется наличием соответствующего опыта и более критичного отношения к оценке своих способностей в данном аспекте. По отношению к умению защищать свои данные и обеспечивать приватность самая младшая возрастная когорта (14-16 лет) также выбивается из общего ряда, так как практически половина из них оценивает у себя эти навыки как высокоразвитые, тогда как в целом по выборке доля присвоивших высокий уровень этим умениям составила 38,3 %. Такая оценка может быть обусловлена и тем, что молодежь переоценивает соответствующие умения и навыки, а также выявленной исследователями тенденцией стирания границы между публичным и приватным пространством (Культура сетевых коммуникаций, 2019: 76).
Рассмотренные отдельные умения и навыки, их оценка представляют только некоторые аспекты цифровой грамотности молодежи. Их анализ позволяет сделать вывод, что развитие и субъективная оценка их достаточности связана с тем, насколько они позволяют удовлетворить потребности молодежи в сфере пользования информационно-коммуникационными технологиями, в том числе интернетом. Кроме того, по мере возрастания сложности навыка и необходимости определенных усилий по его обретению снижается число тех, кто им обладает.
Список источников:
Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 47-73. Р01: https://doi.Org/10.32744/pse.2020.4.4
Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова [ и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 380 с. Р01: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2385-8
Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / науч. ред. А.П. Глухов. Томск : Изд. Дом Томск. гос. унта, 2019. 106 с.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. 2016. № 2 (22). С. 50-60. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 27-33. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2014.0204
Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 1. С. 87-98.
Шпаченко И.А., Окушова Г.А. Управление приватностью как компетенция цифровой грамотности // Сахалинское образование XXI век. 2021. № 1. С. 26-32.
References:
Abdrakhmanova, G., Vishnevskiy, K. Gokhberg, L., et al. (2021 ) Indikatory cifrovojjekonomiki: 2021: statisticheskij sbornik [Digital Economy Indicators: 2021 : Statistical Compendium]. Moscow, HSE, DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2385-8 (in Russian)
Boronenko, T.A., Kaisina, A.V. & Fedotova, V.S. (2020). Conceptual Model of the Concept of Digital Literacy. Perspectives of Science and Education. (4), 47-73. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.4 (in Russian)
Glukhov, A.P. (ed) (2019) Kul'tura setevyh kommunikacij i cifrovaja gramotnost' [Network Communication Culture and Digital Literacy]. Tomsk, Publishing House of Tomsk State University, 2019. 106 р. (in Russian)
Sharikov, A. (2016). Digital Literacy: A Four-Component Model. The Journal of Social Policy Studies. 14 (1), 87-98. (In Russian)
Shpachenko, I.A. & Okushova, G.A. (2021) Upravlenie privatnost'ju kak kompetencija cifrovoj gramotnosti [Privacy Management as a Digital Literacy Competence]. Sahalinskoe obrazovanie XXI vek [Sakhalin Education XXI Century], 1, 26-32. (in Russian)
Soldatova, G.U. & Rasskazova, E.I. (2016) Models of Digital Competence and Online Activity of Russian Adolescents. National Psychological Journal. (2), 50-60. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205 (in Russian)
Soldatova, G.U. & Rasskazova, E.I. (2014) Psychological Models of Digital Competence in Russian Adolescents and Parents. National Psychological Journal. (2), 27-35. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2014.0204 (In Russian)
Информация об авторе Д.Ф. Ишмуратова - кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социально-экономических исследований - обособленного структурного подразделения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Россия. https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=801679.
Information about the author D.F. Ishmuratova - PhD in Social Science, Research Fellow, Institute of Social and Economic Research - Subdivision of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia.
https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=801679.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.12.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.12.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 13.01.2022.