педагогические науки
Чигишева Оксана Павловна ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ...
УДК 378.126
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОЙ НАУКИ
© 2018
Чигишева Оксана Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет (344038, Россия, Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, e-mail: opchigisheva@sfedu.ru)
Аннотация. В статье анализируется феномен «цифровой грамотности исследователя» с позиции трансформирующихся реалий начала XXI века, связанных с интенсификацией работы с основными инструментами Открытой науки в условиях глобализации и интернационализации мирового социокультурного и образовательного пространства. Особое внимание уделено интерпретационному своеобразию изучаемого явления, сделана попытка определить степень важности данного вида грамотности для современного исследователя вне зависимости от его/ее возраста и этапа научной карьеры, а также поставлен вопрос о необходимости нахождения способов преодоления цифровой неграмотности/вторичной цифровой неграмотности исследователя, функционирующего в современной академической среде. В рамках исследования использован метод анализа документов, терминологический и компаративный анализ, а также методы интерпретации и генерализации полученных результатов. Было выявлено, что в условиях нарастающей цифровизации научно-образовательной сферы, цифровая грамотность исследователя играет решающую роль в осуществлении исследовательской деятельности, позволяет обеспечить высокое качество обработки и интерпретации большого объема информации, визуализацию и широкую диссеминацию исследовательских результатов, серьезно расширяет спектр навыков, квалификаций и компетенций исследователя, ассоциируемых с ней. Очевидно, что возможности для формирования и совершенствования цифровой грамотности должны предоставляться на всех этапах карьеры исследователя. Как свидетельствует зарубежный опыт, наиболее активная роль в этом процессе отводится центрам непрерывного профессионального развития исследователей на базе университетов и различных научных сообществ, и ассоциаций.
Ключевые слова: исследователь, цифровая грамотность, Открытая наука, открытые исследования, наука с открытым блокнотом, новые знания, научная квалификация, публикации, ИКТ, лидерство, инновации, доказательная образовательная политика.
RESEARCHERS DIGITAL LITERACY IN OPEN SCIENCE
© 2018
Chigisheva Oksana Pavlovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of education and pedagogical sciences at the Academy of psychology and pedagogy
Southern Federal University (344038, Russia, Rostov-on-Don, Nagibina av., 14, e-mail: opchigisheva@sfedu.ru)
Abstract. The phenomenon of 'researcher's digital literacy' is analyzed in the article from the perspective of the transforming realities characteristic for the beginning of the xXl century and related to the intensification of work with the basic Open Science tools under the influence of globalization and internationalization of socio-cultural and educational environment worldwide. Particular attention is given to the interpretational originality of the studied phenomenon; an attempt is made to determine the importance degree of this type of literacy for the modern researcher regardless of his/her age and research career stage. The need for finding the ways to overcome digital illiteracy/secondary digital illiteracy of the researcher functioning in modern academic environment is questioned. Within the framework of the research, the method of document analysis, terminological and comparative analysis as well as the methods for interpretation and generalization of the obtained results are used. It was revealed that in the conditions of increasing digitalization in the research and educational sphere, researcher's digital literacy plays a decisive role in the realization of the research activity, allows to provide high quality processing and interpretation of big data, visualization and wide dissemination of research outcomes, seriously broaden the range of researcher's skills, qualifications and competences associated with it. It is obvious that the opportunities for the formation and improvement of digital literacy should be provided at all stages of the researcher's career. As foreign experience shows, the most active role in this process is assigned to the centers of continuous professional development of researchers on the basis of universities and various research communities and associations.
Keywords: researcher, digital literacy, open science, open research, open notebook science, new knowledge, research qualification, publications, ICT, leadership, innovations, evidence-based educational policy.
XXI век характеризуется серьезной цифровизаци-ей всех сфер жизнедеятельности человека, это имеет прямое отношение к науке и образованию. С одной стороны, это кажется достаточно многообещающим, но, с другой стороны, это очень сложный процесс, который формирует достаточно вызовов, требующих быстрой перестройки на новые цифровые рельсы [1, 2, 3, 4]. Внешние факторы такие как интернационализация и глобализация науки и образования, быстрое развитие Открытой науки (Open Science), появление гражданской науки (citizen science), бурное развитие цифровой педагогики значительно изменяют общие требования к квалификации современного исследователя и исследовательским процедурам, уровню его функциональной и цифровой грамотности, увеличивают возможности для развития карьеры исследователя.
Наблюдения Элвина Тоффлера ярко характеризует исследователя 21 века, который живет в эпоху информационного и постиндустриального общества и должен постоянно находиться в процессе обучения «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет пи-
сать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» [5, c. 414]. Эта идея философа нашла отражение в «Европейской Хартии исследователей и Кодексе поведения при приеме на работу исследователей» (European Charter for Researchers - The Code of Conduct for the Recruitment of Researchers, 2005), где показано, что «исследователи на всех стадиях карьеры должны стремиться постоянно повышать свою квалификацию, регулярно осваивая новые методы и информацию. Для этого могут использоваться самые разнообразные средства, в частности, формальное и дистанционное обучение, симпозиумы, конференции и т.д.» [6]. Поэтому сегодня непрерывное профессиональное развитие исследователей становится особенно важным, когда речь заходит о цифровой грамотности и самим исследователям также крайне важно понимать, что происходит в «цифровом исследовательском мире», чтобы не оказаться в так называемом «цифровом средневековье» [7, 8, 9].
Безусловно, что цифровая грамотность является важным показателем развития современного исследователя,
вынужденного функционировать в условиях Открытой науки. Открытая наука - это зонтичный термин, смысл которого состоит в том, чтобы данные и результаты научных исследований стали доступны всем заинтересованным членам общества как профессионалам, так и любителям. Открытая наука подразумевает наличие возможностей для публикации открытых исследований (open research), проведение кампаний в поддержку открытого доступа, а также стимулирование учёных к использованию «науки с открытым блокнотом» (open notebook science), что значительно облегчает публикационную деятельность исследователей и ускоряет обмен новыми знаниями. Данные процессы требуют большей наглядности, эффективности, взаимодействия, прозрачности, достоверности и доступности. Очевидно, что все эти характеристики легкодостижимы, если использовать цифровые ресурсы и инструменты максимально эффективно.
«Колесо Открытой науки», которое было создано Монитором Открытой науки в 2015 году, отчетливо показывает ключевые индикаторы и характеристики Открытой науки [10]. Открытая наука - это зонтичный термин, вмещающий большое количество видов деятельности, начиная от открытого доступа к публикациям, работы с открытыми данными и использования науки с открытым блокнотом и заканчивая навыками рецензирования в открытом доступе, открытым образованием и гражданской наукой. Стоит заметить, что феномен «Открытая наука» не является абсолютно новым, он вошел в употребление в начале 21 века; тем не менее, как демонстрируют результаты ряда Европейских опросов, исследователи сегодня «что-то знают об открытой науке, но их знания о различных аспектах Открытой науки очень незначительны» [11, с. 3].
Исследователи, работающие за пределами Европы, очень часто не обладают новейшей информацией об Открытой науке, а также порой не знают о взаимозависимости между цифровой грамотностью и функциональными навыками необходимыми для управления данными в условиях Открытой науки. Такой разрыв позволяет говорить о сформировавшейся лакуне, которая должна быть заполнена исследователями и преподавателями в самое короткое время.
Т.к. было установлено, что современные исследования, нацеленные на определение уровня цифровой грамотности исследователя, находящегося на разных ступенях карьерной лестницы, являются достаточно актуальными и своевременными, были сформулированы следующие концептуально значимые исследовательские вопросы:
1. Что представляет собой цифровая грамотность и как ее интерпретируют в новых реалиях 21 века? Действительно ли необходимо обладать этим «жизненным навыком» и даже «проходным навыком» в сфере исследований?
2. Какие навыки, квалификации и компетенции критичны для исследователей в условиях Открытой науки?
3. Может ли современный исследователь успешно и эффективно функционировать при наличии пробелов в цифровой грамотности? Как пробелы в цифровой грамотности могут быть минимизированы или даже устранены?
Основная цель данного исследования - установить и критически оценить взаимозависимость между пробелами в цифровой грамотности и прогрессированием научной карьеры исследователя, принимая во внимание вызовы 21 века и возрастающую актуальность Открытой науки, и ИКТ технологий.
Метод анализа документов использовался с целью проведения систематического и глубокого анализа и оценки избранных документов в области образовательной политики, которые стали основой для глубокого понимания существующих требований к минимальному уровню цифровой грамотности, который считается до-242
статочным для качественного проведения исследований.
Особое внимание уделено изучению публикаций в полной мере отражающих сущность изучаемого феномена. В исследовании также использован метод терминологического анализа и сравнительный метод, которые позволили определить ключевые трансформации, ассоциируемые с Открытой наукой, принимая во внимание существующие тренды в области глобализации и интернационализации в сфере науки и образования.
Современные исследования и конкуренция в экономической сфере создают благоприятную почву для быстрого развития существующих информационно-коммуникационных технологий, логичным образом усложняя понимание устоявшихся и новых терминов в этой сфере.
Многие ученые изучают феномен грамотности и цифровой грамотности [12, 13, 14], самая простая интерпретация грамотности, всегда ассоциируется с умением человека читать и писать, в то же время компьютерная грамотность связана больше с умением работать с технологиями.
В то же самое время цифровая грамотность рассматривается как зонтичный термин, состоящий из важных кластеров умений:
- «ИКТ-грамотность - ряд пользовательских навыков, которые подразумевают активное участие индивида в общественной жизни, где предлагаемые услуги и культурные мероприятия все компьютеризированы и предлагаются через Интернет;
- Технологическая грамотность (до недавнего момента компьютерная грамотность) - более глубокое понимание цифровой грамотности, совмещающее как пользовательские, так и технические навыки;
- Информационная грамотность - ключевой аспект общества знаний, умение оптимальным образом идентифицировать, извлекать, обрабатывать и использовать цифровую информацию» [15, с. 2].
Теоретический зонт цифровой грамотности может быть ассоциирован с грамотностью 21 века, компьютерной грамотностью, Интернет грамотностью, восприятием онлайн информации во время чтения, информационными и коммуникационными технологиями и многими другими терминами. Цифровая грамотность по праву относится к новой грамотности XXI века так как:
- включает новые навыки, стратегии, диспозиции и социальные практики, которые востребованы благодаря новым информационно-коммуникационным технологиям;
- имеет важное значение для полноправного участия в глобальном сообществе;
- постоянно изменяется, т.к. отражает изменения в технологиях;
- является многогранным и его понимание обогащается благодаря наличию различных точек зрения на его интерпретацию» [16, с. 135].
Представляется, что определение данное Я. Эшет-Алкалай может быть принято в качестве рабочего в рамках данной статьи - «функциональная грамотность - это большое разнообразие сложных когнитивных, моторных, социологических и эмоциональных навыков, которые нужны пользователям для эффективной работы в цифровых средах» [17, с. 93]. Очевидно, что постоянное развитие цифровых технологий в XXI веке оказывает значительное влияние на сам исследовательский процесс и исследователей, а цифровая грамотность уже может рассматриваться как «проходной навык». Это подтверждается тем фактом, что сегодня при подаче заявки на любую исследовательскую работу требуется профессиональное владение компьютером. Помимо того, что цифровая грамотность, признанная ЮНЕСКО как «жизненный навык» [15, с. 2], ориентирована на все сферы деятельности исследователя, т.е. «доступ, управление, интеграцию, оценку, создание и передачу информации индивидуально или совместно в сетевой, компьютерной или веб-среде для обучения и работы» [15, с. 2]. Таким
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Чигишева Оксана Павловна ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ...
образом, цифровая грамотность стала одним из наиболее необходимых навыков исследователей в развивающемся информационном обществе.
Цифровизация исследований и Открытая наука повлияли на процесс и этапы исследования и значение, придаваемое каждому этапу. Наиболее востребованная классификация развития карьеры исследователя представлена в публикации М. Бент, Дж. Вэб и П. Ганнон-Лэри «Информационная грамотность в обучении исследователя: семь возрастов исследования» [18] и основополагающем документе в этой области, опубликованном в 2011 году Главным управлением ЕС по исследованиям и инновациям «На пути к европейской рамке научных квалификаций» [19]. Эти публикации будут рассматриваться отдельно в связи с влиянием цифровой грамотности на навыки исследователя; первый - с позиции персонализированного подхода, а второй - с позиции функционального подхода.
По мнению М. Бента и его коллег, жизненный цикл исследования коррелирует со следующими исследовательскими ролями (в зависимости от минимальной до максимальной исследовательской нагрузки) в академической среде: 1. магистр; 2. доктор; 3. исследователь по контракту; 4. начинающий исследователь; 5. признанный исследователь; 6. исследователь-лидер; 7. Эксперт [18].
Каждая из представленных групп обладает различными исследовательскими навыками и исследовательскими потребностями, которые позволяют предлагать персонализированные виды поддержки цифровых исследований для исследователей в их учреждении [20]. Исследовательская информационная сеть ^ГЫ) идет еще дальше, рассматривая исследование как 4-х ступенчатый итерационный и циклический процесс: 1. идентификация знаний (обзор литературы и т.д.); 2. создание знаний (фактический исследовательский процесс); 3. обеспечение качества знаний (экспертная оценка и т. д.); 4. распространение знаний (публикация, презентация на конференциях и т. д.).
Этот цикл полезен при подготовке специальных программ для поддержки исследователей при работе с социальными сетями. Несмотря на то, что аналитические классификации сфокусированы на требованиях к исследовательскому процессу в XXI веке, они не показывают достаточно четкой связи с Открытой наукой. В этом отношении Европейская рамка научных квалификаций [19] предлагает более космополитический взгляд на этот вопрос, кроме того, уровни развития карьеры исследователя (Ш^4) легче сочетаются с такими навыками необходимыми для работы в условиях Открытой Науки, как:
• навыки и знания, необходимые для публикации открытого доступа (навыки работы с библиотечной и исследовательской информацией, навыки работы с публикациями открытого доступа);
• навыки, связанные с управлением данными и открытыми данными (продуцирование, анализ, использование, повторное использование данных и т. д.);
• навыки, позволяющие профессионально проводить (навыки управления исследованиями, правовые навыки, интегрированные исследования и этические нормы);
• навыки гражданской науки (взаимодействие с широкой общественностью) [11, с. 17-18].
Таким образом, исследователи, находящиеся на уровнях R1-R2, должны воспринимать эти навыки как часть своего учебного процесса и четко понимать, как приобретение и использование навыков ОС может привести к признанию и успеху.
Сегодня пробелы в цифровой грамотности исследователей рассматриваются как разрыв между технологическими навыками, востребованными в исследовательской области, и навыками, которыми обладает исследователь. Очень часто происходит так, что отсутствие какого-либо умения в области цифровой грамотности ощущается исследователем только тогда, когда он/она
должен(на) участвовать в серьезной заявке на подачу гранта, совместном международном проекте или выполнить профессиональную коммуникативную задачу нового формата. Неспособность индивида функционировать в заданных условиях делает восприятие цифровой грамотности предпосылкой для формирования профессиональной устойчивости, что приводит к устойчивому развитию карьеры и росту в будущем.
Навыки в области цифровой грамотности не ограничиваются упомянутыми ранее, напротив, они могут быть дополнены более широким спектром навыков, квалификаций и компетенций, которые связаны с Открытой наукой:
1. ОЭСР: 7 инновационных принципов докторантуры: переносимые навыки - открытые элементы науки
Исследовательские компетенции: навыки написания заявок на гранты; управление исследованиями и лидерство; знание методологии и технологии проведения исследования; исследовательская этика и интеграция.
Коммуникативные навыки: коммуникативные и презентационные навыки; коммуникация и диалог с аудиторией не имеющей технических навыков, участие в общественной жизни, навыки преподавания; использование научных навыков и участие в принятии политических решений в области образования.
2. Открытая наука & ЕС 8 - Основные компетенции для обучения на протяжении всей жизни - Открытые элементы науки.
Цифровые компетенции: критически важное уверенное использование ИКТ в работе, повседневной жизни и коммуникации.
Умение учиться: умение эффективно управлять собственным процессом обучения, индивидуально или в группе.
Социальное и гражданское участие: возможность эффективно и конструктивно участвовать в социальной и профессиональной жизни, особенно в условиях социального разнообразия.
3. Европейская Хартия исследователей: элементы для исследователей в условиях Открытой Науки
Интеллектуальная свобода, приверженность общепризнанным этическим нормам, профессиональная ответственность, профессиональные отношения; договорные и юридические обязательства; ответственность, надежность в исследовательской практике (например, надежное резервное копирование данных и т.д.), распространение и использование результатов исследований, использование возможностей регулярной консультационной поддержки, ответственность более опытных исследователей за эффективное воспитание и управление начинающими исследователями, непрерывное профессиональное развитие.
4. Европейская Хартия исследователей: элементы для работодателей и спонсоров
Признание исследователей как профессионалов на всех этапах карьерного развития (начиная с момента получения докторской степени и далее), стимулирующее и безопасное исследовательское пространство, поддержка карьерного роста и развития, доступ к исследовательским тренингам и непрерывному развитию, защита прав интеллектуальной собственности, положительное отношение к соавторству, наличие систем оценки и поощрения в рамках выполняемой деятельности [11, с. 22].
Проведенный анализ документов позволил обобщить имеющуюся информацию в области цифровой грамотности и отразить специфику ее развития в научных реалиях 21 века. Отмечена необходимость создания различных механизмов поддержки исследователей, практикующих Открытую науку и функционирующих в цифровом исследовательском пространстве. Представляется целесообразным, чтобы все стейкхолдеры (правительство, фонды, работодатели, исследовательское сообщество, промышленные и бизнес-партнеры) были вовлечены в процесс обсуждения и формирования политиче-
ских решений в этой сфере. Считается важным донести до исследователей, что имеющиеся у них пробелы в цифровой грамотности серьезно препятствуют их личностному и профессиональному росту, лидерству в их научной сфере и создают серьезные препятствия для развития карьеры особенно на международном уровне. Мотивация исследователей к усовершенствованию их цифровых навыков может быть повышена за счет быстро достижимых карьерных преимуществ, признания и наград, поддержки и технической инфраструктуры, предоставляемых их университетами. Важно, чтобы все исследователи имели адекватный доступ к обучению навыкам Открытой науки и профессиональному развитию, что приведет их к становлению как открытых-исследо-вателей от доцифровой к цифровой академичекой практике. С этой позиции, опыт таких британских исследовательских организаций как Vitae и Исследовательская информационная сеть (Research Information Network) может представлять определенный интерес для политиков в области образования, педагогов-теоретиков и педагогов-практиков по всему миру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванов О.Б., Иванова С.В. Формирование современного образовательного пространства: междисциплинарный взгляд. Философские науки. 2016. № 1. С. 39-49.
2. Лисенкова А.А. Цифровая грамотность и экология глобального сетевого пространства. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5(79). С. 87-94.
3. Толеубекова Р.К., Саржанова Б., Есен А. Цифровая грамотность в условиях развития цифровых технологии. Наука и Мир. 2014. № 8(12). С. 154-156.
4. Чигишева О.П., Бондаренко А.В., Солтовец Е.М. Функциональные показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых. Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 429-433.
5. Toffler, A. Future Shock. 1971. New York: Bantam Books.
6. European Charter for Researchers — The Code of Conduct for the Recruitment of Researchers. 2005. Режим доступа: https://www.um.si/en/ research/human_resources/Documents/The%20European%20Charter%20 for%20Researchers.pdf (дата обращения: 03.05.2018).
7. Неборский Е.В. Развитие университетского образования в контексте глобализационных процессов. 2017. Педагогика. №2. Февраль. 2017, C. 102-105.
8. Савина А.К., Дудко С.А., Писарева Л.И., Елкина И.М. Европейский опыт решения проблем подготовки кадров. 2017. Педагогика. №1. Январь. C. 106-115.
9. Чигишева О.П., Солтовец Е.М., Бондаренко А.В. Роль формальной и информальной составляющих в повышении функциональной иноязычной грамотности ППС ЮФУ: результаты анкетирования Международный журнал экономики и образования. 2016. Т. 2. № 3. С. 7-21.
10. Open Science Monitor. 2015. Режим доступа: http://ec.europa. eu/research/openscience/index.cfm?pg=home§ion=monitor (дата обращения: 03.05.2018).
11. Providing researchers with the skills and competencies they need to practise Open Science. Open Science Skills Working Group Report. (2017). Retrieved from http://ec.europa.eu/research/openscience/pdf/os_ skills_wgreport_final.pdf (дата обращения: 03.05.2018).
12. Hallam, G., Thomas, A., Beach, B. Creating a Connected Future Through Information and Digital Literacy: Strategic Directions at The University of Queensland Library. Journal of the Australian Library and Information Association. 2018. 67(1). P. 42-54. DOI: http://dx.doi.org/101 080/24750158.2018.1426365
13. Kim, S. (2017). Literacy skills gaps: A cross-level analysis on international and intergenerational variations. International Review of Education. 2017. 64. P. 85-110. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11159-018-9703-4
14. Tsatsou, P. Literacy and training in digital research: Researchers' views in five social science and humanities disciplines. New Media and Society. 2018. 20(3). P. 1240-1259. DOI: http://dx.doi. org/10.1177/1461444816688274
15. Digital literacy in education. Policy brief. 2011. Режим доступа: https://iite.unesco.org/publications/3214688/ (дата обращения: 03.05.2018).
16. Osterman, M.D. Digital literacy: Definition, theoretical framework, and competencies. In: Proceedings from the 11th Annual College of Education & GSN Research Conference. 2012. Miami: Florida International University. P. 135-141.
17. Eshet-Alkalai, Y. Digital literacy: A conceptual framework for survival skills in the digital era. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 2004. 13(1). P. 93-106.
18. Bent, M., Webb, J., Gannon-Leary, P. Information literacy in a researcher's learning: the seven ages of research. New Review of Information Networking. 2017. 13(2). P. 81-99.
19. Towards a European framework for research careers. 2011. Режим доступа: http://www.etag.ee/wp-content/uploads/2017/01/Towards_a_ European Framework for Research Careers final.pdf (дата
244
ния: 03.05.2018).
20. Secker, J. Digital literacy support for researchers: the personalised approach. In: Personalising library services in higher education: the boutique approach. 2012. UK: Ashgate, Farnham. P. 107-125.
Статья поступила в редакцию 24.08.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)