Секция: Формирование ИКТ-компетентности
The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.
26
УДК 372.8:811
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
© Мурашова Евгения Анатольевна1
'кандидат филологических наук, доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Таганрог
Аннотация. В статье в качестве обязательного условия информатизации образовательной деятельности преподавателя немецкого языка рассматриваются цифровая грамотность и цифровая компетентность. Наличие у преподавателя немецкого языка цифровой грамотности и цифровой компетентности позволяет в условиях современной информационно-образовательной среды в значительной степени повысить эффективность и мотивацию обучения немецкому языку.
Ключевые слова: информатизация образовательной деятельности преподавателя, цифровая грамотность, цифровая
компетентность
Цифровая грамотность как инструмент информационной деятельности и катализатор развития личности является важнейшим условием успешной образовательной деятельности современного преподавателя немецкого языка. Цифровая грамотность представляет собой систему специальных знаний, умений и навыков [1, 66; 2, 3-4], в ряду которых необходимо выделить две подсистемы: знания, умения и навыки компьютерной грамотности и знания, умения и навыки информационно-коммуникационной-технологической грамотности.
Подсистема компьютерной грамотности образуется пользовательскими (использовать компьютер как инструмент деятельности) и техническими знаниями, умениями и навыками (осуществлять установку образовательных и иных программ, создавать простейшие
образовательные продукты, использовать сервисы сети Интернет и т.д.).
Подсистема знаний, умений и навыков информационно-коммуникационной-
технологической грамотности включает в себя, к примеру, знания, умения и навыки создания, интеграции, оценки информации в сети, навыки формирования веб-среды для образовательных и воспитательных целей.
Цифровая грамотность является важнейшим параметром формирования цифровой компетентности [3, 38-41]. Обладая компьютерной грамотностью, преподаватель немецкого языка знает, что представляет собой персональный компьютер, что такое программные продукты и компьютерная сеть, каковы их функции и возможности. Обладая сформированной цифровой компетентностью, преподаватель становится активным
пользователем ИКТ. Наличие цифровой компетентности обеспечивает высокий уровень качества образовательной деятельности, предоставляет новые инструменты эффективного поиска и обработки широкого спектра информации, открывает новые профессиональные возможности и перспективы.
Цифровая грамотность и цифровая компетентность способствуют повышению уровня мотивации к изучению немецкого языка за счёт привлечения новейших аутентичных источников, позволяют организовать сетевое взаимодействие с носителями языка, взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем с целью выполнения различных образовательных задач, позволяют осуществлять обучение немецкому языку дистанционно. Обладая цифровой грамотностью и цифровой компетентностью преподаватель немецкого языка может расширить перечень активно используемых им учебных материалов за счёт привлечения аутентичных источников (цифровых УМК, словарей, дополнительной литературы, цифровых образовательных программ).
Имея в достаточной мере сформированные знания, умения и навыки, лежащие в основе цифровой грамотности и цифровой компетентности, преподаватель немецкого языка может представлять собственные методические разработки в сети интернет, в актуальном онлайн режиме делиться методическим опытом с коллегами, организовывать разнообразные внеурочные мероприятия для широкого круга учащихся дистанционно (открытые уроки, конкурсы, олимпиады). Это также может в значительной степени повысить эффективность и мотивацию обучения немецкому языку.
Наличие у преподавателя немецкого языка цифровой грамотности и цифровой компетентности позволяет ему продуктивно использовать различные составляющие информационно-образовательной среды его
The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.
27
образовательной организации, в том числе аппаратно-программное обеспечение, цифровое методическое обеспечение и т.д. Системное использование данных составляющих
обеспечивает их продуктивное
функционирование и позитивное воздействие на учащихся в образовательных и воспитательных целях.
При том, что как образовательная, так и воспитательная деятельность преподавателя в рамках ИОС немыслима без постоянного взаимодействия с учащимися, их родителями и библиотекой, преподаватель немецкого языка, наряду с другими преподавателями предметниками и представителями
информационно-технологического обеспечения, является ключевой фигурой информационно-образовательной среды образовательной организации.
Именно преподаватель немецкого языка определяет цели, задачи, объём использования ИКТ в учебном процессе, осуществляет подбор методов и приёмов освоения программного материала, создаёт условия для продуктивной внеурочной деятельности учащихся по предмету, обеспечивают доступ учащихся к отобранным им аутентичным цифровым образовательным ресурсам, организует дистанционный контроль за результатами усвоения различных знаний, умений и навыков по предмету, инициирует новые виды коммуникации между учащимися, обеспечивает освоение учащимися библиотечного фонда книг и разнообразных технических и информационных средств, представляет новые алгоритмы совместной деятельности учащихся, родителей и администрации образовательной организации.
Благодаря собственной цифровой грамотности и цифровой компетентности преподаватель немецкого языка может использовать ИКТ для реализации как очной, так и дистанционной форм обучения языку. Приоритетной формой изучения любого иностранного языка, в том числе немецкого, представляется форма очного обучения с информационной поддержкой. Её неоспоримые преимущества заключаются, к примеру, в возможности живого общения с преподавателем, не допускающем формирование ложных знаний, умений и навыков на пути освоения языковой и околоязыковой системы. Существенным её недостатком является отсутствие прямого общения с носителем языка, которое впрочем может быть компенсировано комплексом аутентичных ИКТ по предмету.
Преимущества очно-заочной формы обучения немецкому языку с применением дистанционных образовательных технологий заключаются в том, что учащиеся, получают
возможность освоения его программного материала по месту жительства, без отрыва от учёбы или работы, а также получают оценку уровня сформированности своих знаний, умений и навыков в режиме онлайн.
Среди наиболее эффективных методов обучения немецкому языку с применением ИКТ -антропоцентрические методы отработки и закрепления навыков и умений. Акцентируя познавательные потребности и учебную деятельность учащегося, преподаватель выступает организатором работы учащегося с учебными материалами и с другими учащимися, оперируя расширенным за счёт ИКТ арсеналом методов и приёмов обучения немецкому языку, интегрирует в процесс изучения немецкого языка интерактивные элементы контента (анимацию, интерактивные модели и тесты и т.д.), экспериментирует с чатами, форумами, Wiki-платформой, Zoom, Мооё1е и др.
Это обеспечивается во многом благодаря интегративному характеру современной методики обучения немецкому языку, которая представляет собой не одну, а целый ряд традиционных и современных совокупностей методов и приёмов организации работы преподавателя, посредством которых он должен достигнуть целей урока. Современные интегративные технологии с привлечением ИКТ ставят во главу угла интересы и активность учащихся. Основная задача учителя, использующего современные технологии, не сообщить некий объём информации, а научить учиться, сотрудничая с учеником. В ряду современных технологий обучения немецкому языку наибольшей популярностью пользуются технология коммуникативного обучения, метод проектов, игровая технология, модульно-блочная технология.
Внедрение информационно-
коммуникационных технологий в образование позволяет в том числе актуализировать алгоритмы использования модели проблемно-ориентированного обучения, отличающейся широтой возможностей в обучении немецкому языку и высоким потенциалом повышения мотивации учащихся в обучении за счёт повышенного познавательного интереса. Проблемное обучение немецкому языку с применением возможностей ИКТ развивает творческую активность учащихся, сочетая элементы активной поисковой деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности учащихся, и активного конструирования и усвоения новой информации.
Интегративность современной методики преподавания немецкого языка проявляется также в синтезе принципов обучения [4, 53; 5, 172], т.е. таких основополагающих положений, которые
The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.
28
отражают общие требования к организации учебного процесса, направленного на освоение немецкого языка, в том числе дидактических, психологических, лингвистических,
методических.
Система принципов является открытой и адаптируется для каждого конкретного фрагмента обучения немецкому языку. Будучи помещёнными в ситуацию специального образовательного контекста некоторые из принципов становятся доминирующими. Например, принцип мотивации. Это особенно важно в условиях снижения уровня мотивации к изучению немецкого языка в современных российских образовательных организациях, обусловленного рядом причин, прежде всего, объективно существующими и искусственно поддерживаемыми и осознаваемыми членами современного общества процессами
экономической, культурной и религиозной интеграции и унификации, а также связанным с ними отсутствием понимания потребности и перспектив сохранения языковой уникальности крупных и малых этнических сообществ, в том числе немецкоязычных. На этом фоне возможности формирования целенаправленной активности учащегося в изучении немецкого языка, заложенные в актуальных УМК, представляются недостаточными, неспособными сформировать высокий уровень
заинтересованности учащихся в приобретении ими лингвистической и культурной компетенции, необходимый для получения оптимальных результатов обучения немецкому языку, например, в средней общеобразовательной школе.
Насущной потребностью современного преподавателя немецкого языка в условиях перестройки звеньев обучения иностранным языкам, перевода немецкого языка в ранг второго иностранного становится поиск новых путей организации учебного процесса, определение рациональных вариантов содержания обучения немецкому языку, выбор новых средств и приёмов для достижения высокого уровня мотивации к изучению немецкого языка. Одним из таких путей может стать внедрение ИКТ в процесс обучения немецкому языку, что априори может иметь место только при наличии цифровой грамотности и цифровой компетентности преподавателя немецкого языка.
Список источников и литературы:
1. Воронина Ю.В. Проблемы повышения
цифровой грамотности современого педагога // Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования. Сборник статей
Международной научно-практической конференции.
- Оренбург: ОГПУ, 2019. - С. 66-79.
2. Гаврилова Л.Г., Топольник Я.В. Цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность как факторы современного образования // Информационные технологии и средства обучения. Т 61. № 5. - Киев: ИИТиСО НА педнаук Украины, 2017. - С.1-14.
3. Денисов Д,В. От цифровой грамотности к цифровой компетентности // Педагогические и социологические аспекты образования. Материалы Международной научно-практической конференции.
- Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С.38-41.
4. Михайлова С.В., Кулешова А.В. Интегрирование ИКТ в практику преподавания иностранных языков: предпосылки и результаты // Преподавание иностранных языков и новые подходы к академическому сотрудничеству в эпоху интернета. Сборник научных трудов и материалов международной научно-практической конференции.
- Москва: РЕЛОД, 2018. - С. 53-59.
5. Тимохина Т.А., Макачева А.В. Применеие цифровых образовательных технологий в школе (на примере технологии смешанного обучения) // Цифровые технологии в образовании, науке, обществе. Материалы XIII всероссийской научно-практической конференции. - Петрозаводск: ПГУ, 2019. - С. 172-175.
DIGITAL LITERACY AND DIGITAL COMPETENCE AS A PREREQUISITE FOR INFORMATIZING THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A GERMAN TEACHER
Murashova Evgeniya Anatolyevna1
'docent of chair of German and French languages in the Anton Chekhov Taganrog State Institute branch of Rostov State University of Economics, Taganrog,
Abstract. The article considers digital literacy and digital competence as a mandatory condition for informatizing the educational activities of a German language teacher. The presence of digital literacy and digital competence in the German language teacher makes it possible to significantly increase the efficiency and motivation of German language teaching in the modern information and educational environment.
Keywords: informatization of teacher's educational activities, digital literacy, digital competence
Рукопись поступила: 20 июня 2020 г. Submitted: 20 June 2020