Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация обучения / цифровая грамотность / цифровые компетенции / дистанционные технологии в обучении / иностранные слушатели / проблемное обучение / цифровая среда / диджитал-технологии / технические и интеллектуальные навыки / digitalization of education / digital literacy / digital competencies / distance technologies in learning / foreign students / problem-based learning / digital environment / digital technologies / technical and intellectual skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витольник Галина Адамовна, Витольник Владимир Николаевич

В настоящее время в педагогике активно разрабатывается новое направление цифровая дидактика. Появление цифровой дидактики является сегодня реальностью, неоспоримым фактом. Цифровая дидактика термин для обозначении отрасли педагогики об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Цифровую дидактику необходимо рассматривать как трансфер интегративную область научного знания, так как она развивается на основе интеграции инженерии и педагогики. В результате формируется научно практическая зона, накапливающая и реализующая конвергентное знание, объединяющее и техническое, и гуманитарное. Научное сообщество справедливо указывает на то, что тенденции роста в геометрической прогрессии по всему миру онлайн курсов неизбежность, поддерживаемая и тенденцией массовизации высшего образования, и ростом экономики образования, и запросами на инновационные подходы к обучению в ориентации на предельную оптимизацию процесса обучения. Возможность учиться под руководством опытных педагогов образовательных организаций лучших научных и учебных центров страны и мира, получать новую квалификацию или углублять свои профессиональные знания, расширять свой культурный кругозор все это дает грамотно организованное дистанционное обучение на основе единого информационно образовательного пространства. Настоящая статья призвана охарактеризовать способы и приёмы развития цифровой грамотности и формирования цифровых компетенций в процессе обучения иностранных слушателей. В работе рассматриваются центральные понятия темы, уточняется компонентный состав цифровой грамотности и цифровых компетенций обучающихся. В результате авторам очерчивается круг методических указаний по эффективизации процесса формирования цифровой грамотности и цифровых компетенций у иностранных слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, a new direction is being actively developed in pedagogy digital didactics. The emergence of digital didactics is today a reality, an indisputable fact. Digital didactics is a term for the branch of pedagogy about the organization of the learning process in a digital society. Digital didactics should be considered as a transfer an integrative field of scientific knowledge, as it develops on the basis of the integration of engineering and pedagogy. As a result, a scientific and practical zone is formed, accumulating and implementing convergent knowledge, combining both technical and humanitarian. The scientific community rightly points out that the trends of exponential growth around the world of online courses are inevitable, supported by the trend of massification of higher education, and the growth of the education economy, and requests for innovative approaches to learning in a focus on the ultimate optimization of the learning process.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

10. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ (дата обращения: 03.07.2023)

11. Федеральные государственные образовательные стандарты [сайт].- URL:https://fgos.ru(flaTa обращения: 23.06.2023)

12. Фразеология в контексте культуры: сборник научных трудов / ответственный редактор В.Н. Телия. - Москва: Языки славянских культур, 1999. - 336 с. - ISBN 5-88766-061-9. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -URL: https://e.lanbook.com/book/137389 (дата обращения: 03.07.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

13. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка: учебное пособие. - 4-е., изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Специальная Литература, 1996. - 192 с. - https://www.rulit.me/books/frazeologiya-sovremennogo-russkogo-yazyka-read-391809-l.html (дата обращения: 23.06.2023)

Педагогика

УДК 378 378.046.4

кандидат педагогических наук, доцент Витольник Галина Адамовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Санкт-Петербургский университет МВД России, ФГКОУ ВПО СПбУ МВД России) (г. Санкт-Петербург);

кандидат педагогических наук, доцент Витольник Владимир Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Санкт-Петербургский университет МВД России, ФГКОУ ВПО СПбУ МВД России) (г. Санкт-Петербург)

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Н ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. В настоящее время в педагогике активно разрабатывается новое направление - цифровая дидактика. Появление цифровой дидактики является сегодня реальностью, неоспоримым фактом. Цифровая дидактика термин для обозначении отрасли педагогики об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Цифровую дидактику необходимо рассматривать как трансфер - интегративную область научного знания, так как она развивается на основе интеграции инженерии и педагогики. В результате формируется научно - практическая зона, накапливающая и реализующая конвергентное знание, объединяющее и техническое, и гуманитарное. Научное сообщество справедливо указывает на то, что тенденции роста в геометрической прогрессии по всему миру онлайн - курсов - неизбежность, поддерживаемая и тенденцией массовизации высшего образования, и ростом экономики образования, и запросами на инновационные подходы к обучению в ориентации на предельную оптимизацию процесса обучения.

Возможность учиться под руководством опытных педагогов образовательных организаций лучших научных и учебных центров страны и мира, получать новую квалификацию или углублять свои профессиональные знания, расширять свой культурный кругозор - все это дает грамотно организованное дистанционное обучение на основе единого информационно -образовательного пространства. Настоящая статья призвана охарактеризовать способы и приёмы развития цифровой грамотности и формирования цифровых компетенций в процессе обучения иностранных слушателей. В работе рассматриваются центральные понятия темы, уточняется компонентный состав цифровой грамотности и цифровых компетенций обучающихся. В результате авторам очерчивается круг методических указаний по эффективизации процесса формирования цифровой грамотности и цифровых компетенций у иностранных слушателей.

Ключевые слова: цифровизация обучения, цифровая грамотность, цифровые компетенции, дистанционные технологии в обучении, иностранные слушатели, проблемное обучение, цифровая среда, диджитал-технологии, технические и интеллектуальные навыки.

Annotation. Currently, a new direction is being actively developed in pedagogy - digital didactics. The emergence of digital didactics is today a reality, an indisputable fact. Digital didactics is a term for the branch of pedagogy about the organization of the learning process in a digital society. Digital didactics should be considered as a transfer - an integrative field of scientific knowledge, as it develops on the basis of the integration of engineering and pedagogy. As a result, a scientific and practical zone is formed, accumulating and implementing convergent knowledge, combining both technical and humanitarian. The scientific community rightly points out that the trends of exponential growth around the world of online courses are inevitable, supported by the trend of massification of higher education, and the growth of the education economy, and requests for innovative approaches to learning in a focus on the ultimate optimization of the learning process.

Key words: digitalization of education, digital literacy, digital competencies, distance technologies in learning, foreign students, problem-based learning, digital environment, digital technologies, technical and intellectual skills.

Введение. Современная система образования на всех её ступенях обнаруживает стремительное внедрение в ход обучения цифровых технологий, которые наряду с оптимизирующим и интенсифицирующим эффектом обладают большими развивающими возможностями. В частности, их применение в процессе трансляции знаний позволяет качественно влиять на уровень сформированности цифровой грамотности обучающихся, а также на степень обладания цифровыми компетенциями (вне зависимости от осваиваемой образовательной программы).

Изложение основного материала статьи. В научных кругах в связи с тенденцией к цифровизации и компьютеризации образования всё чаще поднимается вопрос о формировании новых компетенций и аспектов функциональной грамотности обучающихся, к которым относится и цифровая. Большой исследовательский опыт в данных вопросах детерминирует обилие научных трактовок терминов «цифровая грамотность» и «цифровые компетенции». Так, цифровая грамотность представляется в роли родового (более широкого понятия), которое включает в себя цифровые компетенции, а также личностные, технические и интеллектуальные навыки [2, С. 37]. Их перечень постоянно пополняется, поскольку происходит постоянное развитие и совершенствование диджитал-технологий, что влечёт за собой обновление и расширение требований к специалистам, функционирующим «в цифровом веке и цифровой среде» [9, С. 209].

Цифровые компетенции, имеющие в своей структуре несколько разновидностей компетенций (информационную (по-другому медиакомпетентность), коммуникативную, техническую и потребительскую) [5, С. 109], трактуются в качестве готовности и умения пользователя сети находить и обрабатывать необходимый объём информации. При этом поиск и

анализ полученных данных не должен идти в разрез с законодательством о защите авторских правах и правилами пользования рабочим оборудованием [4, С. 142]. Некоторые исследователи (например, H.H. Гавриленко) указывают на то, что в рамки цифровых компетенций включается также способность к использованию элементов программирования и написания приложений для компьютерных устройств. В целом, цифровая компетентность суть набор компонентов (знаний, умений, мотивации и ответственности пользователей [13, С. 136]), которые обеспечивают эффективное применение цифровых технологий в своей практической (повседневной и профессиональной) деятельности.

Таким образом, перед преподавателями, работающими в высшей школе, а также в качестве ведущих специалистов на курсах повышения квалификации и переподготовки вопрос о формировании цифровой грамотности и цифровых компетенций обучающихся становится одним из приоритетных. Главным условием успешности развития рассматриваемых аспектов личности становится собственный пример педагога в эффективности применения цифровых технологий в практике обучения. На сегодняшний день система образования прочно освоила использование информационно-коммуникационных (ИКТ) и дистанционных технологий (виртуальных досок, электронных учебников и учебных пособий, способов визуализации учебного материала, технологии виртуальной и дополненной реальности, мобильных приложений и т.д.). ИКТ позволяет подчинять целям обучения новейшие инструменты поиска и обработки информации, расширять дидактический арсенал образовательного процесса, осуществляемого в том числе и в аудитории иностранных слушателей, поскольку явление цифровизации оказывается глобальным.

Медиакомпетентность, как компонент цифровой компетенции и цифровой грамотности, развивается у обучающихся посредством активного внедрения технологий проблемного обучения, поисково-исследовательского метода, кейс-стади. Данные образовательные технологии обладают универсальным характером и могут быть эффективно применены в среде как студентов различных направлений специализации, так и слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В основе названных технологий лежит постановка проблемы, требующая активного участия обучающихся в её решении. Поиск необходимой информации происходит в самостоятельном режиме или под непосредственным контролем и поддержкой преподавателя. Причём в такого рода деятельности активизируются не только поисковые способности личности, но и критическое, нестандартное и креативное мышление, аналитические умения. Разнообразие источников и форматов представления материала (например, посредством решения кейсов или выполнения мини-проектов) развивает техническую и потребительскую цифровую компетентность, а необходимость работы в команде или публичной защиты выполненного проекта посредством виртуальных средств связи и с использованием цифровых инструментов совершенствует коммуникативную компетентность слушателей.

Немаловажную роль в реализации задачи по развитию цифровых компетенций и цифровой грамотности иностранных слушателей играет поддержка преподавателя, как на очных встречах с обучающимися, так и в процессе их самостоятельной деятельности. При реализации проблемного обучения следует наполнять электронные рабочие листы дополнительными ссылками на проверенные сайты и платформы, различные Интернет-источники. Для совершенствования технической компетенции студентов и слушателей в учебное и внеучебное время педагогу важно использовать цифровые инструменты оценки достигнутых образовательных результатов, включая распространённые на сегодняшний день онлайн-тестирования и опросы. Причём одним из способов контроля усвоения материала может выступать самостоятельное создание теста по материалам лекции на базе виртуальных платформ. Это также послужит эффективным способом формирования технической цифровой компетенции.

Кроме того, в процессе обучения иностранных слушателей необходимо использовать потенциал облачных технологий для хранения информации, создания и редактирования текстов, их пересылки адресату (например, преподавателю для проверки). Это позволит слушателям совершенствовать навыки профессионального общения через функционал современных технических средств связи, развивать техническую и коммуникативную цифровые компетенции.

Выводы. Таким образом, педагогу в процессе формирования цифровой грамотности и цифровых компетенций обучающихся важно учитывать следующее:

- понимание личной ответственности в ходе использования и рекомендаций применения студентам / слушателям цифровых инструментов для решения учебных задач;

- координирование грамотного и безопасного обращения иностранных слушателей с цифровыми ресурсами и технологиями;

- осознание необходимости поддержки зарубежных граждан в использовании сети Интернет и виртуальных обучающих сервисов и платформ посредством обратной связи в различных форматах;

- усиление проблемно-ориентированной составляющей обучения, мотивирующей студентов / слушателей к применению цифровых ресурсов в своей практической деятельности;

- расширение дидактических средств трансляции знаний, систематическое использование и детальное объяснение особенностей инструментария и интерфейса цифровых ресурсов, участвующих в достижении целей занятия, оценке достигнутых образовательных результатов;

- предложение самостоятельной разработки цифровых ресурсов (презентаций, онлайн-тестов, ментальных карт и т.д.) для использования в процессе защиты мини-проектов и итоговых работ по результатам освоения курса;

- широкое использование авторских и готовых (находящихся в открытом доступе сети Интернет) цифровых образовательных сервисов и платформ, позволяющих получать актуальную информацию, касающуюся профессиональной деятельности иностранных слушателей. Их применение в ходе аудиторной деятельности, а также в процессе самостоятельной работы слушателей поможет преподавателю разнообразить дидактический материал занятий и одновременно позволит обучающимся осознать широту возможностей современных Интернет-ресурсов для совершенствования их профессиональных компетенций;

- личный пример в мотивации обучающихся по освоению и внедрению новейших цифровых инструментов в практику решения повседневных и служебных вопросов.

В заключение следует отметить, что развитием цифровых компетенций не ограничивается формирование цифровой грамотности обучающихся, поскольку они выступают лишь частью (аспектом) более широкого понятия. Однако целенаправленная работа по совершенствованию цифровых компетенций становится прочной базой для эффективного вхождения в мир виртуальных технологий, применимых в любой научной и профессиональной области.

Литература:

1. Артюхов, A.B. Интегративные процессы в профессиональном образовании / A.B. Артюхов. - Брянск: 2007. - 197 с.

2. Берман, Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н.Д. Берман // Russian Journal of Education and Psychology: 2017. - № 6-2. - C. 35-38. - DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38.

3. Власова, Т.И. Общая педагогика: традиции и инновации в предметной дидактике: учебное пособие / Т.И Власова. -Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 104 с.

4. Гавриленко, H.H. Цифровая компетентность - ключевой компонент профессионализма переводчика / H.H. Гавриленко // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Серия: Проблемы языкознания и педагогики. -2018. -№ 3. - С. 139-150

5. Денисов, Д.В. Применение компетентностной модели при обучении безопасному поведению в сети Интернет: прикладная информатика / Д.В Денисов. - 2018. - Т. 13. - № 6 (78). - С. 105-117

6. Мендель, Б.Р. Педагогика: учебное пособие. - 3-е изд / Б.Р. Мендель. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 287 с.

7. Образцов, П.И. Технолдогия профессионально - ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / П.И. Образцов, А.П. Уман, Н.Я. Виленский; под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2017.-271 с.

8. Педагогика высшей школы: учебник. - 2 изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2022. - 340 с.

9. Пеша, A.B. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований / A.B. Пеша //Образование исаморазвитие.-2022.-Т. 17,№ 1,-С. 201-220. - DOI: 10.26907/esd.l7.1.16.

10. Плаксина, ИВ. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. / И.В. Плаксина. - Москва: Юрайт, 2018. - 163 с.

11. Современные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова [и др.]. - Москва: Юрайт, 2018. -90 с.

12. Теория обучения и педагогические технологии: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2020. - 204 с.

13. Токарева, М.В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность / М.В. Токарева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4 (52). - С. 133-140. - DOI: 10.52772/25420291 2021 4 133.

Педагогика

УДК 37.004

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Подготовка специалиста в высшем учебном педагогическом заведении определяется тем комплексом требований, которые предъявляет современному педагогу уровень современного научно-технического прогресса, общий рост культуры в стране и развитие общества в целом. Статья посвящена проблеме морального самовоспитания личности будущего педагога. Обосновано значение морального самовоспитания, определена сущность исследуемого понятия, раскрыты подходы к организации морального самовоспитания будущих педагогов.

Ключевые слова: будущий педагог, вуз, общий рост культуры, моральное самовоспитание.

Annotation. The training of a specialist in a higher educational pedagogical institution is determined by the complex of requirements imposed on a modern teacher by the level of modern scientific and technological progress, the general growth of culture in the country and the development of society as a whole. The article is devoted to the problem of moral self-education of the personality of the future teacher. The importance of moral self-education is substantiated, the essence of the concept under study is determined, approaches to the organization of moral self-education of future teachers are revealed.

Key words: future teacher, university, general growth of culture, moral self-education.

Введение. Современный этап развития человечества ставит перед нами новые проблемы, решение которых невозможно без ответственности человека за свои поступки, без постоянного самовоспитания и самосовершенствования личности, развития творческого потенциала. Что касается будущих педагогов, то настоящие профессионалы могут сформироваться только при условии их стремления к моральному самовоспитанию, самосовершенствованию, преданности своему делу и овладению ими чувства морального удовлетворения от своей работы.

В процессе подготовки будущих педагогов повышается роль их личных усилий в нравственном развитии, которое может быть эффективным при условии принципа «я должен воспитать себя сам».

Проблема морального самовоспитания будущих специалистов привлекала внимание многих исследователей: руководство самовоспитанием студентов (Р.С. Гарифьянов, С.Б. Кабанова, З.С. Сепчева), самовоспитание студентов в связи с подготовкой к профессии педагога (Н.И. Дунина, Б.П. Зязин, С.Б. Елканов, Л.П. Кугукина, Е.А. Попова.), определение места самовоспитание в системе основных факторов формирования личности специалиста в условиях вуза (В.А. Лозовой, Ж.А. Тихончук), нравственное самовоспитание студентов (Беляева В.А., Занина Л.В.), психологические проблемы самовоспитания студентов педагогического вуза (Н.И. Исаева, О.Е. Борденюк, В.Т. Красильников).

Изложение основного материала статьи. Говоря о значимости самовоспитания, И.С. Кон утверждает: «какими бы ни были методы воспитания, они не достигнут цели без активной работы личности над собой» [5, С. 56]. Аналогичное мнение высказывает и В.П. Киселев, подчеркивая: «где нет морального самовоспитания, там вообще нет никакого нравственного воспитания. Никакие меры сами по себе нисколько не меняют человека к лучшему, остаются чем-то для него совершенно внешним, если они не сопровождаются внутренней работой человека над собой, не побуждают его к этой работе» [4, С. 27]. Действительно, без внутренней работы человека над собой невозможно сознательное его воспитание. Собственно процесс нравственного воспитания всегда направлен на то, чтобы побудить личность к внутренней деятельности, которая стала бы такой же потребностью, как и потребность в обучении, труде и других видах деятельности. В этом случае, как подчеркивает И.Д. Бех, речь пойдет о человеке, психологически готовом и способном объективно оценить расхождение между принятой им моральной ценностью и собственным поступком, правильно определив в нем цель, результат, способ действия [2, С. 42]. Таким образом, глубокое осознание будущим специалистом весомости самовоспитания - залог его высокой требовательности к себе, своим поступкам.

Что касается определения самовоспитания, то указанный термин учеными рассматривается как сознательная деятельность человека, направленная на выработку, совершенствование своих качеств в соответствии с социальными и духовными ценностями, ориентациями, интересами, формирующимися под влиянием условий жизни и воспитания [3];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.