УДК 8
Умарова Д.З. cmарший преподаватель русского языка ФерПИ Республика Узбекистан, г. Фергана
ЦИФРОВАЯ ГРАММОТНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: В статье исследуются преобразования, вызванные внедрением технологий в образовательный процесс, с акцентом на их влияние на качество обучения, доступность образования и устранение цифрового неравенства. Рассматриваются преимущества и вызовы, связанные с цифровыми инструментами, онлайн-платформами и инновациями, такими как виртуальная реальность, искусственный интеллект и адаптивное обучение. Обсуждается роль технологий в улучшении вовлеченности студентов, а также выявляются проблемы, такие как недостаток подготовки преподавателей и доступность ресурсов.
Ключевые слова: технологии в образовании, цифровизация, онлайн-платформы, электронное обучение, персонализированное обучение, цифровое неравенство, Узбекистан, инновации в образовании, адаптивные технологии, виртуальная реальность, искусственный интеллект, вовлеченность студентов, цифровая грамотность
Umarova D.Z. a senior teacher of Ferghana Politechnic Instityte Uzbekistan, Ferghana
DIGITAL LITERACY IN EDUCATION: ISSUES AND PROSPECTS
Abstract: This article explores the transformations brought about by the integration of technology into the educational process, with a focus on its impact on the quality of learning, access to education, and addressing digital inequality. The article examines the advantages and challenges associated with digital tools, online platforms, and innovations such as virtual reality, artificial intelligence, and adaptive learning. The role of technology in enhancing student engagement is discussed, as well as the challenges such as the lack of teacher training and access to resources.
Keywords: technology in education, digitalization, online platforms, e-learning, personalized learning, digital inequality, Uzbekistan, educational innovations, adaptive technologies, virtual reality, artificial intelligence, student engagement, digital literacy.
Государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования кардинальным образом изменили ориентиры системы образования [1]. Технологии принесли трансформационные изменения в различные отрасли, и образование стало одной из наиболее затронутых. Введение цифровых инструментов, онлайн-платформ и ресурсов для электронного обучения революционизировало практики преподавания и обучения. Эта статья исследует преимущества и вызовы технологий в образовании, с акцентом на их роль в улучшении учебного процесса, расширении доступности и решении проблем, таких как цифровое неравенство. В эпоху стремительных технологических изменений образование переживает глубокие трансформации. Внедрение технологий в классы меняет традиционные подходы к обучению, образовательные среды и вовлеченность студентов. Инновации, такие как цифровые классы, онлайн-платформы, искусственный интеллект и виртуальные симуляции, открыли новые возможности для персонализированного и инклюзивного образования. Однако этот переход также сопряжен с проблемами, включая вопросы справедливости, конфиденциальности студентов и изменение ролей преподавателей. Обсуждение подчеркивает как возможности, так и препятствия, связанные с технологиями в образовании. Изучая их влияние, можно переосмыслить обучение в 21 веке и исследовать, как эти достижения повлияют на будущие образовательные практики. Узбекистан активно работает над интеграцией технологий в свою образовательную систему, что подтверждается государственными инициативами и увеличением доступа к цифровым инструментам. Несмотря на эти усилия, остаются значительные барьеры, такие как цифровое неравенство, ограниченные ресурсы и качество контента. Преодоление этих вызовов при расширении использования технологий будет решающим для максимизации их позитивного воздействия на образование в Узбекистане. Для всестороннего понимания влияния технологий на образование могут быть использованы различные методы. Эти методы сочетают качественные и количественные подходы, чтобы предоставить целостное представление о том, как технологии влияют на обучение, преподавание и образовательные системы. Используя методы исследования влияния технологий на образование, исследователи и преподаватели могут получить комплексное понимание того, как технологии влияют на образование, выявляя как их сильные стороны, так и проблемы для улучшения будущих практик и инноваций. Интеграция мультимедийных ресурсов, таких как видео, интерактивные симуляции и игровые элементы обучения, способствует повышению вовлеченности и мотивации студентов. Технологии сделали образование более доступным для различных категорий населения, включая людей с ограниченными возможностями и жителей отдаленных районов. Онлайн-курсы и ресурсы расширили возможности для обучения, при этом студенты отметили, что могут учиться в своем собственном темпе. Адаптивные образовательные технологии позволили создавать индивидуализированные учебные пути для студентов, учитывая их
потребности и предпочтения. Значительная часть студентов отметила, что чувствует себя более вовлеченными в учебный процесс благодаря персонализированному контенту.
Несмотря на эти преимущества, проблемы, такие как цифровое неравенство, остаются актуальными, так как студенты с ограниченными возможностями доступа к необходимым технологиям сталкиваются с трудностями. Преподаватели подчеркнули недостаток подготовки для эффективной интеграции технологий в учебные программы как важную преграду. Цифровая грамотность крайне важна в сегодняшнем технологически ориентированном мире, особенно в образовании. Это способность эффективно использовать цифровые инструменты, технологии связи и интернет для различных целей. Изучение этой области может дать представление о том, как цифровая грамотность влияет на учеников, преподавателей и образовательные результаты. Развитие цифровых навыков и грамотности критически важно для подготовки студентов к сложностям современного мира. Сосредоточив внимание на разработке учебных планов, оценке, педагогических стратегиях и существующих проблемах, преподаватели и политики могут создать эффективные пути для улучшения цифровой грамотности в образовательных учреждениях. Цифровое неравенство остается важной проблемой, препятствующей равному доступу к ресурсам, основанным на технологиях. Кроме того, преподаватели нуждаются в постоянном профессиональном развитии, чтобы эффективно использовать цифровые инструменты в своей практике.
Технологии играют ключевую роль в формировании будущего образования. Индивидуальность и уникальность личности проявляется в различном восприятии информации, а также при выборе тех или иных видов деятельности в стремительно меняющемся мире [2]. По мере того как образовательный ландшафт продолжает развиваться, важно, чтобы преподаватели и политики решали существующие проблемы, чтобы обеспечить доступность технологий для всех студентов. Создавая инклюзивную среду, которая поддерживает инновации, образовательный сектор сможет продолжать процветать в цифровую эпоху, готовя студентов к требованиям технологически ориентированного мира.
Использованные источники:
1. Умарова Дилмура Закировна Часто используемые методы и технологии интерактивного обучения // Вопросы науки и образования. 2018. №8 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chasto-ispolzuemye-metody-i-tehnologii-interaktivnogo-obucheniya
2. Умарова Дилмура Закировна ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Бюллетень науки и практики. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-metody-i-sredstva-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-studentov-vuzov
3. Илмидинова Г. М. СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА //WORLD OF SCIENCE. - 2024. - Т. 7. - №. 3. - С. 48-51.
4. Хакимов Н. Х., Тураева Д. Т. Реформирование высшего образования в условиях нового этапа развития Республики Узбекистан //e-FORUM. -Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный экономический университет, 2021. - Т. 5. - №. 1. - С. 10-10.